Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Сжатое изложение как средство развития речи младших школьников

Работа №18585

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы67
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1428
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
Глава 1. Теоретические основы развития речи младших школьников посредствам сжатого изложения 8
1.1 Основные направления работы по развитию речи младших школьников 8
1.2 Сжатое изложение как вид речевого упражнения 15
Глава 2. Методическая работа над сжатым изложением как средством развития речи младших школьников 23
2.1 Анализ программ и учебников по русскому языку для начальной
школы на предмет выявления работы по написанию сжатого изложения 23
2.2 Опытно-экспериментальная работа по обучению младших
школьников написанию сжатого изложения 32
Заключение 47
Список использованных источников 50
Приложение А Таблица 1 Результаты констатирующего среза. 54
Приложение Б Таблица 2 Результаты контрольного среза 55
Приложение В Дидактический материал 56


Актуальность. В рамках школьного образования в процессе формирования умения видеть сущностную сторону усваиваемого содержания и воспроизводить главное важную роль играет работа над сжатым изложением текста.
Следует подчеркнуть, что значимость изложения в системе развития связной речи такими методистами, как М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева определена давно. Работа в этом направлении имеет место в школьной практике: изложение является для учащихся стандартным видом деятельности. Однако к сжатому изложению учителя, как правило, редко обращаются или вообще его не используют. Данное обстоятельство связано со сложностью подготовки сжатого изложения и свидетельствует о том, что в методике обучения этому виду изложений имеется широкий круг вопросов, нуждающихся в дополнительных методических исследованиях и в соответствующем теоретическом и практическом обосновании. На это указывают и ошибки, допускаемые учащимися в письменных работах. Так, младшие школьники затрудняются при выделении главного (существенного) в тексте, не владеют способами компрессии текста. Помимо этого, в сжатых изложениях учащихся начальных классов достаточно много ошибок, связанных с неточностью употребления слов, неоправданным повтором слов и многословием. Изложенное выше определяет актуальность нашего исследования.
Цель исследования - рассмотреть и апробироватьособенностиметодикиобучения младших школьников написанию сжатого изложения как средства развития речи.
Объектом исследования является процесс развития речи младших школьников.
Предмет исследования-методика работы над сжатым изложением в начальной школе.
В качестве гипотезы исследования выдвигается предположение о том, что целенаправленная, последовательная и систематическая работа по обучению сжатому изложению могла бы повысить уровень сформированности связной речи учащихся начальных классов при соблюдении следующих методических условий: во-первых, если в основу разработанной нами методической системы будет положен необходимый и достаточный минимум теоретических сведений о сокращенной передаче информации; во-вторых, в процессе обучения будет использоваться соответствующая формируемым коммуникативно-речевым умениям система упражнений.
Поставленная цель, предмет исследования предполагает решение следующих задач.
1. В теоретическом аспекте рассмотреть основные направления работы по развитию речи младших школьников.
2. Раскрыть сжатое изложение как вид речевого упражнения.
3. Проанализировать программы и учебники по русскому языку для начальной школы на предмет выявления методики обучения младших школьников написанию сжатого изложения.
4. Провести опытно-экспериментальную работу по обучению младших школьников написанию сжатого изложения.
Характер поставленных задач определил выбор методов исследования:
• изучение и анализ лингвистической и методической литературы;
• изучение и обобщение педагогического опыта учителей;
• качественный анализ письменных работ (сжатых изложений) учащихся;
• эксперимент;
• обработка и сопоставительный анализ результатов проведенных срезов.
Методологическую основу исследования составляют деятельностный подход к проблеме порождения высказывания в рамках теории речевой деятельности (Выготский Л.С., Жинкин Н.И., Зимняя И.А., Колшанский Г.В., Леонтьев А.А. и др.), коммуникативно-деятельностный, системный и личностный подход к процессу обучения младших школьников связной речи в рамках методики преподавания русского языка (Архипова Е.В., Баранов М.Т., Демидова Н.И., КапиносВ.И., Климанова Л.Ф., Ладыженская Т.А., Львов М.Р., Пленкин Н.А., Политова Н.И., Рамзаева Т.Г., Соловейчик М.С., Фомичева Г.А., ЧижоваТ.И., Щеголева Г.С. и др.).
База исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Плотбищенская начальная образовательная школа № 9 Практическая значимость исследования определяется тем, что предложенные упражнения могут быть использованы в практике развития речи младших школьников. Разработан конкретный материал, позволяющий повысить эффективность обучения сжатому изложению с целью формирования краткости связной речи.
Апробация: Материалы выпускного исследования легли в основу методической разработки, опубликованной на сайте infourok.ruweb-адрес публикаци р://іп£оигок4и£7На1ое-І2І02Непіе-как-згед£Іуо-га7ѵі1іуа-гесЫ2 mladshih- shkolnikov -1967959 от 10.06.2017 г.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (40 наименований), приложений. Общий объем работы - 60 страниц.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе выполнения выпускного квалификационного исследования мы пришли к следующим выводам.
1. В основу начального курса русского языка положено всестороннее развитие речи. Работа над правильным произношением и выразительностью устной речи, над обогащением словаря, над точностью и правильным употреблением слова, над словосочетанием, предложением связной речью, над орфографически грамотным письмом - вот основное содержание уроков
по развитию речи.
Данные направления развиваются параллельно, хотя находятся в подчинительных отношениях: словарная работа дает материал для составления словосочетаний предложений; первое и второе подготавливают связную речь младшего школьника. В свою очередь, связные рассказы и сочинения выступают средством обогащения словаря и т.д.
Развитие речи происходит с помощью специального арсенала в методических средств, различных видов упражнений, наиболее важными из которых являются упражнения в связной речи (рассказы, пересказы сочинения и пр.), поскольку они развивают в се виды речевых умений кажет на лексическом, синтаксическом уровнях, логические, композиционные др.
2. Сжатое изложение является наиболее трудным упражнением требует специальной логической работы текстом. Важно до начала систематической работы над сжатым изложением на специальных подготовительных упражнениях учить школьников приемам компрессии текста.
Главная дидактическая задача изложения научить кратко, в обобщенной форме передавать воспринятую информацию.
От сжатого пересказа небольшого по объему и несложного по содержанию художественного повествовательного текста самостоятельному составлению конспектов, тезисов учебной (научной) статьи таков путь движения учащихся в работе над сжатым изложением на уроках русского языка.
3. Анализ современных программ по русскому языку (раздел «Связная речь») для начальных классов показал, что в большинстве рассмотренных программ не содержится законченной, стройной, логически обоснованной системы работы по обучению детей созданию сжатых текстов.Кроме того, в существующих программах определен круг специальных речевых умений этой области и не описаны требования, предъявляемые сжатым изложениям младших школьников. Все это доказывает необходимость создание такой системы работы с учащимися.
5. С целью определения уровня развития связной письменной речи младших школьников при написании сжатого изложения нами был проведен констатирующий срез.
В констатирующем приняло участие 14 учеников 2 класса Муниципального бюджетного образовательного учреждения образовательная школа №9, обучающихся на уроках русского языка по программе «Школа России».
В классе в начале учебного года были проведены уроки развития речи, на которых учащиеся писали сжатое изложение. В ходе анализа письменных работ младших школьников были установлены типичные ошибки учащихся, также те затруднения, которые испытывают младшие школьники при самостоятельном составлении письменного краткого пересказа (сжатого изложения).
В ходе анализа методической литературы выделены специальные коммуникативно-речевые умения, необходимые для создания сжатых текстов: умение выделять главное (существенное) в информации; умение сокращать текст разными способами; умение правильно, логично и кратко излагать свои мысли; умение находить и уместно, точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.
Результаты констатирующего срез выявили достаточно низкий уровень сформированности коммуникативно-речевых умений, необходимых для создания сжатого текста, а также таких коммуникативных качеств речи, как точность, что еще раз подтвердило актуальность систематической работы над формированием и развитием данных умений.
Основной целью экспериментального обучения сжатому изложению учащихся 2 класса было научить каждого ребенка правильно, точно и лексически грамотно создавать сжатые тексты и на основе этого повысить уровень сформированности точности связной речи. В соответствии с коммуникативно-речевыми умениями, необходимыми для создания сжатого текста, в рамках исследования разработана система упражнений пошла по обучению сжатому изложению с целью формирования развития точности связной речи младших школьников.
Результаты итогового доказали эффективность предложенной методической системы и подтвердили сформулированную гипотезу о том, что целенаправленная, последовательная и систематическая работа по обучению сжатому изложению будет способствовать повышению уровня сформированности точности и краткости связной речи учащихся начальных классов при соблюдении следующих методических условий: во- первых, если в основу методической системы будет положен необходимый и достаточный минимум теоретических сведений о сокращенной передаче информации; во-вторых, в процессе обучения будет использоваться соответствующая формируемым коммуникативно-речевым умениям система упражнений.



1. Архипова, Е.В. Основы методики развития речи учащихся / Е.В.
Архипова. – Рязань: Изд-во РГПУ, 2014. – 134 с.
2. Баранов, М.Т. Научно-методические основы обогащения словарного
запаса школьника в процессе изучения русского языка / М.Т. Баранов. –
Москва, 2005. – 135 с.59
3. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – Москва:
Педагогика, 2016. – 115с.
4. Воскресенская, А.И. Практическое руководство к преподаванию русского
языка в начальной школе / А.И. Воскресенская, М.Л. Закожурникова.. –
Москва, 2011. – 426 с.
5. Демидова, каким Н.И. Тексты лиса и задания для развития речи белки младших
школьников / Н.И. Демидова. – Рязань: РГПИ, 2012. – 106 с.
6. Елисеева, вариант М.Т. Работа над изложением можно и сочинением / М.Т. Елисеева
Начальная школа. – 2011. – №5. – 26 – 28 с.
7. Жинкин, запись Н.И. Коммуникативная нахождение система человека алешаи развитие речи узнали в
школе / Н.И. Жинкин. – Москва: Знание, 2014. – 204с.
8. 3акожурникова, жалькаМ.Л. Обучениепочему изложению и сочинению урок в начальной
школе / М.Л. Закожурникова. – Москва, 2013. – 208 с.
9. Зеленина, Л.М. Русский язык: учеб. для 4 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 2. / Л.М.
Зеленина, Т.Е. Хохлова. – Москва: Просвещение, 2013. – 150 с.
10.Зимняя, синичку H.A. Лингвопсихология речевой деятельности / Н.А. Зимняя. –
Москва: Московский текста психолого-социальный институт, Воронеж: НПО
«МОДЭК», 2011. – 432 с.
11. Ивченков, синичку П.Ф. Обучающие лена изложения / П.Ф. Ивченков. – Москва:основы
Просвещение, 2015. –300с.
12.лисы Каноныкин, Н.П. Методика дети преподавания русского языка в начальной прочитай
школе / Н.П. Каноныкин, любит Н.А. Щербакова. – Санкт-Петербург, 2015. –
490 с.
13. Капинос, В.И. Развитие речи: теория этоти практика обучения: 5-7 кл. / В.И.
Капинос, Н.Н. Сергеева, М.С. Соловейчик. – Москва:Линка-Пресс, 2014. – 196 с.
14. Климова, С.А. Текстовые упражнения на уроках русского языка / С.А. Климова. – Начальная школа. – 2015. – №7. – 7-11 с.60
15. Колшанский, Г.В. Текст как единица коммуникации: Проблемы общего и
германского нахождение языкознания / Г.В. Колшанский. – Москва:была Наука, 2013. – 150 с.
16. Кустарева, двух В.А. Система каким обучения связной роман письменной речи / В.А.
Кустарева, затоН.С. Рождественский. – Москва, 2014. – 160 с.
17. Ладыженская, Т.А. Система работы по развитию связной речи учащихся /Т.А. Ладыженская. – Москва: Просвещение, 2015. – 256 с.
18.Леонтьев, алешаА.Н. К теории лена развития психики неправильное ребенка / А.Н. Леонтьев
Советская понятиепедагогика. – 1996. – №4. – 34 – 44 с.
19. Львов, нельзяМ.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – /
М.Р. Львов. – Москва: Просвещение, 2012. – 104 с.
20. Львова, М.Е. Взаимосвязь толстого обучения изложения лена и сочинения / М.Е.
Львова. – Начальная былошкола. – 2014. – №3. – 32 – 36 с.
21. Макеева, С.Г. Воспитательные возможности урока русского языка. – Проблемы развития учащихся начальных света классов. / С.Г. Макеев. – Москва, 2015. – 566 с.
22. Методика развития речи / Под ред. Т.А. Ладыженской. – Москва, 2011. – 324 с.
23. Морозова, И.Д. Виды тело изложений и методика синичка их проведения / И.Д.
Морозова. – Москва, 2014. – 32 с.
24.Пленкин, Н.А. Изложение с языковым разбором текста / Н.А. Пленкин. –
Санкт-Петербург: Питер, 2013. – 234 с.
25. Политова, Н.И. Развитие записать речи учащихся было начальных классов / Н.И. Политова. – Москва: Аспект пресс, 2014. – 456 с.
26. Полякова, А.В. Русский язык. 1-4 класс. Учебники / А.В. Полякова. –
Москва:Просвещение, 2012.
27. Полякова А.В. Учебник обучение по русскому языку. 2 класс / А.В. Полякова. –Москва: Просвещение, 2013. 61
28. Рамзаева, Т.Г. Методика обучения русскому языку в начальных классах /
Т.Г. Рамзаева, М.Р. Львов. – Москва: Просвещение, 2014. – 520 с.
29. Рамзаева, Т.Г. Русский язык: учеб. для 1 кл. четырех лет. нач. шк. / Т.Г.
Рамзаева. – Москва: Дрофа, 2013. – 112 с.
30. Рамзаева, Т.Г. Русский язык: учеб. для 2 кл.: В 2 ч. Ч. 1 / Т.Г. Рамзаева. – Москва: Дрофа, 2013. – 146 с.
31. Рамзаева, Т.Г. Русский язык: учеб. для 3 кл. В 2 ч. Ч.2 / Т.Г. Рамзаева. –
Москва: Дрофа, 2013. – 166 капканс.
32. Рамзаева, Т.Г. Русский язык: учеб. для 4 кл. В 2 ч. Ч. 1 / Т.Г. Рамзаева. –
Москва: Дрофа, 2013. – 158 романс.
33. Редозубов, С.П. Методика русского языка для начальной школы / С.П.
Редозубов. – Москва, 2012. – 314 с.
34. Соловейчик, нахождение М.С. Как повысить эффективность начальных изложений / М.С.
Соловейчик. – Начальная школа, 2013. – №1. – С. 12-14.
35. Фомичѐва, повысить Г.А. Работа урок над словосочетанием нарушение и предложением в
начальных классах / Г.А. Фомичева. – Москва: Аспект пресс, 2011. – 345с.
36.Чижова, неточном Т.И. Понятие «текст», «стиль», «тип света речи» в конце преломлении / Т.И. Чижова. – Лингвометодические основы работы над текстом зрительно при обучении предложение русскому языку. – Ленинград:уместно ЛГПИ, 1982. – 23–31 с.
37. Черемисина, Н.А. Как подготовить сжатое изложение / Н.А. Черемисина.
– Начальная школа. – 2014. – №1. – 46-51 с.
38. Щеголева, Г.С. Системный германского подход в работе первом над развитием связной
речи младших школьников / Г.С. Щеголева. – Санкт-Петербург, 2014. –
269 с.
39. Яковлева, светаВ.И. Сборник нарушение текстов для пленкин изложений в начальных взаимосвязь классах /
В.И. Яковлева. – Москва:сборник Просвещение, 2012. – 234 с.62
40.
германского Юртаев, четырех лет С.В. Обучение исправление третьеклассников сжатому изложению / С.В.
Юртаев. – Начальная жалькашкола. – 2015. – №7. – 12 – 14 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ