Введение 3
1 Теоретические основы формирования предпринимательской активности молодежи 5
1.1 Понятийный аппарат предпринимательской активности молодежи и ее развитие 5
1.2 Инструменты формирования/развития предпринимательской активности молодежи 14
1.3 Способы измерения предпринимательской активности молодежи 20
2 Статистическое исследование проблемы как на государственном, так и на вузовском
уровнях 25
2.1 Статистический анализ государственной эффективности вложений в формирование
предпринимательской активности молодежи 25
2.2 Зарубежный опыт формирования вузовских экосистем 35
2.3 Российский опыт формирования предпринимательской экосистемы вузов 44
3 Разработка предложений для совершенствования предпринимательской экосистемы НИ
ТГУ 54
3.1 Сущность предпринимательской экосистемы НИ ТГУ в сравнении с другими
томскими вузами 54
3.2 Анализ участия студентов в предпринимательских активностях 59
3.3 Рекомендации по повышению предпринимательской активности студентов
российских вузов 62
Заключение 65
Список использованных источников и литературы 66
Приложение А 72
Приложение Б 75
Предпринимательская деятельность является неотъемлемой частью в экономическом развитии любого государства. По данным национальных статистических институтов на протяжении последнего десятилетия наблюдается значительный вклад предприятий негосударственного уровня в структуре ВВП. В настоящее время одной из приоритетных государственных задач является развитие предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации. Большое внимание государственные органы уделяют молодежному предпринимательству и оказывают значительную поддержку. Все меры, предпринимаемые правительством, коммерческими организациями и высшими образовательными учреждениями, направлены на единственную цель - популяризация предпринимательской деятельности среди молодежи и взращивание ценных кадров, которые будут способны создавать новые рабочие места для населения страны в различных уголках.
Воспитание предпринимательской инициативы и потенциала в основном формируется в высших учебных заведениях, т.к. именно в университетской среде молодое поколение может начать свой путь предпринимателя и обучиться необходимым знаниям и навыкам. Для достижения вышесказанной цели университету необходимо иметь предпринимательскую вузовскую экосистему, которая будет координировать необходимые механизмы, помогающие студентам сформировать свои предпринимательские потенциалы и мировоззрения. Поэтому в данной работе представлены самые яркие примеры зарубежных и отечественных вузов, которые смогли создать данную структуру.
Также стоит отметить, что в Национальном исследовательском Томском государственном университете существует своя предпринимательская вузовская экосистема, но у нее есть свои проблемные точки - незаинтересованность студентов в участии в предпринимательских активностях университета, различных конкурсах от программ, фондов и коммерческих организаций, акселераторах и пр.
Цель выпускной квалификационной работы - разработать предложения по формированию и развитию предпринимательской активности студентов вузов.
Задачи для достижения цели работы:
1. Рассмотреть понятийный аппарат предпринимательской активности молодежи.
2. Исследовать инструменты формирования и развития предпринимательской активности молодежи.
3. Исследовать способы измерения предпринимательской активности молодежи.
4. Провести статистический анализ государственной эффективности вложений в формирование предпринимательской активности молодежи.
5. Сравнить зарубежный и российский опыты формирования вузовских экосистем.
6. Исследовать предпринимательскую экосистему НИ ТГУ.
7. Проанализировать участие студентов ТГУ в предпринимательских активностях.
8. Сделать выводы по разработке необходимых рекомендаций.
Объектом выпускной работы является предпринимательская активность студентов высших учебных заведений, предметом - формирование предпринимательской активности студентов вузов.
Методы исследования, использованные в данной работе:
- теоретический анализ методической литературы по теме работы;
- классификация данных по теме работы;
- опрос и анкетирование студентов НИ ТГУ;
- сравнение, включающее изучение различных предпринимательских вузовских экосистем мира и выявление сходств и различий.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в разработке рекомендаций по совершенствованию системы формирования предпринимательской активности студентов вузов.
Формирование предпринимательской активности студентов в молодежной среде играет огромную роль в повышении благосостояния нашего общества, т.к. развитие молодежного предпринимательства в наше время следует воспринимать как процесс формирования определенных как внешних, так и внутренних условий в России, которые способствуют благоприятному ее развитию.
Развитие предпринимательских компетенций и формирование намерений участвовать в бизнес-инициативах студентов университетов является интересным для науки и практики вопросом, связанным с повышением экономических показателей роста регионов и стран. Внедрение в непрофильные программы высшего образования курсов и отдельных дисциплин, связанных с развитием предпринимательских компетенций и мышления отмечаются в качестве одного из предикторов экономического и социального благополучия в странах.
В рамках данной выпускной квалификационной работы были выполнены следующие задачи:
1. Рассмотрен понятийный аппарат предпринимательской активности молодежи;
2. Изучены инструменты формирования и развития предпринимательской активности молодежи;
3. Изучены способы измерения предпринимательской активности молодежи;
4. Проведен статистический анализ государственной эффективности вложений в формирование предпринимательской активности молодежи;
5. Проведено сравнение зарубежного и российского опытов формирования вузовских экосистем;
6. Изучена предпринимательская экосистема НИ ТГУ;
7. Проанализировано участие студентов НИ ТГУ в предпринимательских активностях;
8. Сделаны выводы по разработке необходимых предложений по формированию предпринимательской активности студентов вузов.
Цель, поставленная перед автором, - разработать предложения по формированию и развитию предпринимательской активности студентов вузов - достигнута.