Введение 7
1 Мировой рынок фитнес услуг 9
1.1 Развитие фитнес индустрии в мире 9
1.2 Развитие фитнес индустрии в России 12
1.3 Рынок фитнес услуг в Красноярском крае 20
2 Анализ деятельности и конкурентоспособности фитнес клуба
«POOL&GYM» 23
2.1 Общая характеристика деятельности фитнес клуба «POOL&GYM» 23
2.2 Анализ конкурентоспособности фитнес клуба «POOL&GYM» 26
3 Мероприятия по организации фитнес услуг SUP'P и Aqua jumps 32
3.1 Характеристика проекта и системы продвижения 32
3.2 Комплекс мероприятий по реализации проекта 39
3.3 Оценка затрат по проекту 43
Заключение 47
Список используемой литературы 50
Приложение А 52
Приложение Б 54
Приложение В 55
Стратегической задачей государственной политики большинства развитых стран мира становится сохранение и укрепление здоровья населения путем привлечения его к систематическим занятиям физическими упражнениями. Философия американского врача Кена Купера, которая основана на переходе от лечения к предупреждению болезней, находит все больше последователей. Так, в Германии к занятиям физическими упражнениями привлечено до 30% населения, что составляет около 26 млн.чел. В Японии регулярно занимается спор¬том до 70% населения. Во Франции в системе общественного спорта принимает участие более 58 млн.чел. В Великобритании в физкультурно-оздоровительной деятельности участвует свыше 49,5 млн.чел. В Китае количество людей, которые посещают спортивные объекты составляет 50,9 млн.чел.
В последнее время большую популярность в мире, в том числе и в России, приобрел фитнес. Индустрия фитнес услуг набирает все большие обороты и выступает одним из индикаторов качества жизни, их материального достатка, отношения к собственному здоровью.
В связи с этим актуальным являются вопросы, связанные с организацией фитнес услуг с учетом международного опыта.
Российская фитнес-индустрия является очень молодой. Еще недавно в России никто не употреблял это «западное» слово и, тем более, не рассматривал управление спортивно-оздоровительными учреждениями как выгодные инвестиционные проекты. В настоящее время управлять фитнес-клубом не только модно и престижно, это еще и выгодно. Подтверждением этого является стремительное увеличение количества фитнес-клубов и рост их доходов.
Во всем мире, в том числе и в России, существует тенденция ужесточения конкурентной борьбы и роста требовательности клиентов к качеству обслуживания в фитнес клубах. Все чаще наиболее значимым параметром при выборе поставщика фитнес-услуги выступает не столько уровень цен, сколько качество сервиса.
Современные успешные фитнес-клубы знают, что путь к успеху - это предоставление клиентам таких услуг, которые бы полностью удовлетворяли их потребностям и желаниям.
Целью исследования выпускной квалификационной работы является организации фитнес услуг с учетом международного опыта на примере фитнес клуба «POOL&GYM».
Для достижения цели исследования в работы поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотрена организация фитнес услуг в мире;
- дана оценка развития фитнес индустрии в России;
- изучены фитнес услуги предоставляемые в Красноярском крае;
- проведен анализ финансово-хозяйственной деятельности фитнес клуба «POOL&GYM»;
- дана оценка конкурентоспособности фитнес клуба «POOL&GYM»;
- предложены мероприятия по организации в фитнес клубе «POOL&GYM» услуг SUP'P и Aqua jumps.
Объект исследования - фитнес клуб «POOL&GYM».
Предмет исследования - проект организации в фитнес клубе «POOL&GYM» услуг SUP'P и Aqua jumps.
Методологической базой послужили научные труды отечественных и за-рубежных авторов в области организации фитнес услуг. В качестве инструментария для анализа использовались экспертные оценки, анкетирование клиентов, наблюдение, сравнение, графический метод.
В ходе написания выпускной квалификационной работы была достигнута цель исследования - проведен анализ организации фитнес услуг с учетом международного опыта на примере фитнес клуба «POOL&GYM».
Для достижения данной цели были решены следующие задачи:
1. Рассмотрена организация фитнес услуг в мире, на примере США и Европы:
В последние десятилетия сначала в США, потом в Европе и России большую популярность приобрел фитнес как новое направление физически активного образа жизни, доступное всем желающим независимо от возраста и со-стояния здоровья. В современных условиях состояние рынка фитнес услуг становится одним из индикаторов качества жизни людей, их материального достатка, отношения к собственному здоровью, физической культуры. В настоящее время количество фитнес клубов на мировом рынке специалисты оценивают в 153 000 объектов, которые посещают 131,7 млн. чел. Лидирующие позиции занимает рынок фитнес услуг стран американского континента. Уровень развития европейского рынка фитнес услуг сопоставим с американским, несмотря на его более позднее становление. Количество фитнес клубов в странах Европы составляет порядка 32 800 клубов.
2. Дана оценка развития фитнес индустрии в России:
Российский рынок фитнес услуг находится в стадии формирования, демонстрируя высокий потенциал для развития. Согласно прогнозам, к концу 2017 г. емкость рынка в России достигнет 3,2 млрд. долл. К факторам роста следует отнести популяризацию физических занятий, повышение внимания на¬селения к собственному здоровью, расширение функциональной направленности фитнес клубов, которые перестали быть только центрами спорта и все чаще выполняют функции клубов по интересам, досугового общения, активного развития, в том числе детей.
3. Изучены фитнес услуги, предоставляемые в Красноярском крае:
В Красноярском крае в 2016 г . доля платных услуг ФКС составляет почти 0,92% в общем объеме платных услуг населению, оборот услуг ФКС составил 1,2 млрд. руб. Всего на территории Красноярского края в 2016 г. функционировал 3731 спортивный зал, из них 1062 предприятия - находятся в городах края, 2669 - в муниципальных районах В целом рынок платных услуг физической культуры и спорта Красноярского края в сравнении с другими субъектами Сибирского Федерального округа занимает высокие позиции, а также имеет тенденцию в развитии.
4. Проведен анализ деятельности фитнес клуба «POOL&GYM»:
Фитнес клуб «POOL&GYM» является филиалом общества с ограничен¬ной ответственностью ООО «Единый фитнес».
Услуги клуба очень разнообразны. Помимо стандартных тренажерных залов, в фитнес клубе «POOL&GYM» можно заняться различными игровыми видами спорта: футболом, волейболом, баскетболом, бадминтоном и теннисом.
5. Дана оценка конкурентоспособности фитнес клуба «POOL&GYM».
Конечной целью деятельности фитнес клуба «POOL&GYM» является
прибыль. Увеличить прибыль организации можно за счет:
- повышения конкурентоспособности фитнес клуба и его услуг;
- роста количества продаж карт, персональных тренировок, дополнительных услуг;
- повышения притока новых клиентов, за счет организации новых услуг.
В качестве наиболее близких конкурентов для фитнес клуба «POOL&GYM» было выделено три организации: Экселент, Да Винчи и Strongo.
Основные преимущества бренда «POOL&GYM»:
- четкая собственная ценовая политика, не опирающаяся на проводимые конкурентами Акции, позволяющая Клиенту получить полный комплекс фит¬нес услуг: фитнес-тестирование, тренажерный зал, бассейн, кардиозона, залы аэробики, танцевальные и силовые программы;
- внедрение CRM систем в работу клуба (контроль качества в работе с клиентами);
- новая гибкая концепция возможного посещения клуба детьми, с учетом потребностей клиентов. Программы можно посещать как в клубном режиме, так и выборочно (ограниченные посещения), использую систему абонементов;
- креативная стратегия продвижения нового клуба на рынок;
- возможность ввода в ассортимент новых услуг и направлений.
6. Предложены мероприятия по организации в фитнес клубе «POOL&GYM» услуг SUP'P и Aqua jumps:
С целью совершенствования работы фитнес клуба POOL&GYM, повышения его конкурентоспособности предлагается рассмотреть возможность внедрения в ассортимент новых услуг, таких как SUP'P и Aqua jumps.
По результатам анкетирования проведенного среди клиентов клуба сделан вывод, что клиенты фитнес клуба POOL&GYM лояльно отнесутся к новым услугам и данное направление будет востребовано у клиентов, а кроме того сможет привлечь и новых посетителей фитнес клуба.
Для информирования существующих и потенциальных клиентов о новых услугах менее затратным и эффективным будет применение следующих средства рекламы:
- рассылка писем по электронной почте;
- реклама в Интернете «Баннеры динамические - gif»;
- реклама в Интернете «Бегущая строка»;
- адресная рассылка писем по почте.
Фитнес-клуб POOL&GYM обладает необходимыми ресурсами для внедрения в его практику новых услуг, таких как SUP'P и Aqua jumps. В фитнес клубе имеется соответствующий требованиям к проведению данных тренировок бассейн, а так же имеются необходимые финансовые ресурсы.
1. Азоев, Г. Л. Конкурентное преимущество фирмы: монография / Г. Л. Азоев, А. П. Челенков; национал. фонд подготовки кадров. - М.: Новости, 2015. - 256 с.
2. Андрианова, Т.А. Маркетинговое исследование потребителей спортивно-оздоровительных услуг / Т.А. Андрианова, Н.А. Коркодинова // Актуальные вопросы современной науки, 2016. - № 18. - С. 151-160.
3. Аронов, Г.В. Система управления предприятием сферы физкультурно-оздоровительных услуг / Г.В. Аронов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта, 2015. - № 12. - С. 10-13.
4. Арутюнова, Д. В. Стратегический менеджмент: учебное пособие / Д. В.
Артутюнова. - Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2015. - 122 с.
5. Беляевский, И. К. Маркетинговые исследования: информация, анализ, прогноз: учебное пособие / И. К. Беляевский. - М.: Финансы и статистика, 2014.- 320 с.
6. Велединский, В.Г. Спортивно-оздоровительный сервис: учебник / В.Г. Велединский. — М.: КНОРУС, 2014. — 216 с.
7. Золотов, М.Н. Формирование адекватной спросу населения сети физ-культурно-спортивных сооружений на основе маркетинговых исследований / М.Н. Золотов // Теория и практика физической культуры, 2015. - № 6. - С. 58¬61.
8. К вопросу о совершенствовании сферы фитнес-услуг // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мате-риалам XX студ. междунар. заочной науч.-практ. конф. — М.: «МЦНО». — 2015 —№ 1(20) / [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/1(20).pdf
9. Майоров, Н.Б. Российские фитнес-клубы. Сила и красота. / Н.Б. Майоров. - М.: Весь, 2015. - 81 с.
10. Маркетинг: Учебник / Божук С.Г., Ковалик Л.Н., Маслова Т.Д., Ро-зова Н.К., Тэор Т.Р. 4-е изд., доп. - СПб.: Питер, 2015. - С. 86-91.
11. Матасова, И. Обзор российского рынка фитнес-услуг / И. Матасова
// Les Nouvelles Esthetigues, 2016. - № 5. - С. 21-25.
12. Мировой рынок фитнеса и самые спортивные нации [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: http://mjonaus.livejournal.com/432827.html
13. Новикова, К.В. Инфраструктура рынка как базовый элемент региональной экономики / К.В. Новикова, Е.А. Ясырева. // В мире научных откры¬тий, 2016 - № 10. - С.28-30.
14. Орлов, А.В. Спорт и фитнес. Глобальное и государственное управление. Менеджмент. Маркетинг. / А.В. Орлов, Е.В. Краснов. - М.: Риалтекс,2015. - 233 с.
15. Пантелеева, Е.В. Физкультурно-оздоровительные услуги: оценки и ожидания потребителей / Е.В. Пантелеева, А.В. Христофоров // Маркетинг ус¬луг - № 4 (06) - 2014. - С. 114 - 122.
16. Платное обслуживание населения России. 2015 : стат. сб. / П 37. - Москва, Росстат, 2016. - 111 с.
17. Российский рынок фитнес-услуг: аналитический отчет. - М.: DISCOVERY Research Group, 2017. - 46 с.
18. Статистика рынка товаров и услуг: учебно-практ. пособие / И. К. Беляевский, Л. А. Данченок, Н. В. Татаркова, А. В. Коротков. - Москва: Московский гос. ун-т экономики, статистики и информатики, 2016. - 143 с.
19. Федоренко, А. О. Исследование рынка фитнес-услуг / А. О. Федоренко // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. -2015. - № 20. - С. 55-58.
20. Хруцкий, В.Е. Современный маркетинг: Настольная книга по исследованию рынка / В.Е. Хруцкий. - 3-е изд. перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 560 с.