ВВЕДЕНИЕ 4
1 Теоретические основы утилизации твердых коммунальных отходов 6
1.1 Понятие и классификация ТКО 6
1.2 Нормативно-правовая база в сфере обращения с ТКО в РФ 6
1.3 Основные методы утилизации ТКО 8
1.4 Экологические аспекты утилизации ТКО 12
2 Характеристика системы обращения с ТКО в Москве и Московской области 13
2.1 Образование и места накопления ТКО 13
2.2 Инфраструктура системы утилизации ТКО 15
2.3 Проблемы и вызовы в системе утилизации ТКО в Московском регионе 19
3 Оценка экологической эффективности системы утилизации ТКО 27
3.1 Методологические подходы к оценке экологической эффективности 27
3.2 Расчет показателей экологической эффективности 28
3.3 Перспективы достижения целевых показателей федерального проекта «Экономика
замкнутого цикла» 35
3.4 Выводы по результатам оценки 36
4 Пути повышения экологической эффективности системы утилизации ТКО 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 42
ПРИЛОЖЕНИЕ А Классификация ТКО по ФККО
В современных условиях интенсивной урбанизации и увеличения объемов потребления и, соответственно, объемов отходов вопросы эффективной утилизации ТКО приобретают особую значимость, представляя собой комплексную проблему, находящуюся на стыке экологических и социально-экономических аспектов устойчивого развития.
Москва и Московская область, как крупнейший урбанизированный регион России, являются лидером по объему образования отходов в стране. Большая часть этих отходов отправляется на полигонное захоронение. Полигоны оказывают значительную антропогенную нагрузку на окружающую среду, что в дальнейшем приводит к ухудшению качества жизни и здоровья населения. Для улучшения ситуации в сфере обращения с ТКО не только в изучаемых регионах, но и в целом в РФ, в последние годы были проведены реформы и запущены национальные проекты и программы (например, нацпроект «Экология»). Введенные изменения направлены на модернизацию системы утилизации ТКО, включая внедрение раздельного сбора, строительство мусоросортировочных комплексов и мусоросжигательных заводов. Однако эффективность этих мер остается дискуссионной.
Выбор данной темы и ее актуальность обусловлены необходимостью развития эффективной системы обращения с отходами в Москве и Московской области, где вопросы утилизации ТКО стоят особенно остро, путем выявления ключевых проблем и возможных путей их решения.
Несмотря на значительное количество публикаций, комплексных исследований, посвященных именно Москве и Московской области с учетом последних изменений в законодательстве и инфраструктуре, недостаточно. Большинство работ либо фокусируются на общероссийских тенденциях, либо анализируют отдельные аспекты (например, влияние мусоросжигания на экологию). Данная работа призвана восполнить этот пробел, предлагая всесторонний анализ экологической эффективности системы утилизации ТКО в регионе.
Цель исследования - оценка экологической эффективности системы утилизации ТКО в Москве и Московской области и разработка рекомендаций по ее совершенствованию.
Задачи исследования:
а) Сделать обзор основных технологий утилизации ТКО.
б) Изучить нормативно-правовую базу, регулирующую сферу обращения с отходами.
в) Рассмотреть структуру и основные элементы системы обращения с ТКО в Москве и Московской области.
г) Выбрать критерии экологической эффективности системы утилизации ТКО.
д) Оценить экологическую эффективность системы утилизации в субъектах по выбранным критериям.
е) Разработать рекомендации по повышению экологической эффективности системы обращения с отходами.
Объект исследования - система утилизации твердых коммунальных отходов в Москве и Московской области.
Предмет исследования - экологическая эффективность применяемых методов утилизации ТКО и их влияние на окружающую среду.
Методологическую базу исследования составляют анализ нормативно-правовых документов (федеральные законы, постановления государственных органов, региональные программы и др.), статистический и сравнительный анализ количественных данных по образованию, обработке, утилизации и захоронению ТКО, данных мониторинга окружающей среды.
Результаты данного исследования могут быть использованы органами государственной власти для корректировки региональной политики в сфере обращения с отходами, операторами по обращению с ТКО для оптимизации процессов обращения с ТКО, научным сообществом в качестве основы для дальнейших исследований в области устойчивого развития и экологии.
Повышение экологической эффективности системы утилизации ТКО в Москве и Московской области будет способствовать снижению негативного воздействия на окружающую среду, улучшению качества жизни населения и переходу к модели циклической экономики.
Проведенное исследование экологической эффективности системы утилизации твердых коммунальных отходов в Москве и Московской области позволило выделить основные проблемы сферы, сделать ряд важных выводов и разработать рекомендации по совершенствованию системы обращения с отходами в столичном регионе.
В сравнении с 2020 годом, когда благодаря принятым в рамках мусорной реформы мер существующая ранее система обращения с ТКО только начала трансформацию, нынешняя система показала улучшения в обработке и утилизации, снижении захоронения отходов (по СОтко на 17 % и 46 % для Москвы и Московской области соответственно). Однако в последние годы эффективность системы снизилась по некоторым показателям, что связано с рядом устойчивых проблем в отрасли, которые можно разделить в несколько групп:
1. Технологические: низкий уровень автоматизации сортировки, невозможность импорта передового оборудования для модернизации процессов.
2. Инфраструктурные: нехватка объектов утилизации, территориальные диспропорции в размещении объектов, близость объектов к жилым домам.
3. Социально-экономические: недоверие населения к системе, жалобы на состояние окружающей среды рядом с объектами обращения с ТКО, неразвитость рынка вторсырья, нескоординированность тарифной политики между муниципальными образованиями и др.
4. Организационно-правовые: проблемы в управлении и контроле за исполнением требований законодательства.
5. Экологические: превышение допустимого воздействия на окружающую среду предприятиями по обработке ТКО.
Сравнительный анализ рассчитанных показателей эффективности системы утилизации ТКО позволил сделать вывод о том, что в Москве по сравнению с Московской областью ситуация с утилизацией отходов обстоит хуже, т. к. показатели утилизации не соответствуют целевым показателям ФП «Экономика замкнутого цикла», прошлого ФП «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» и региональных проектов. Причем расхождение с целевыми показателями с каждым годом становилось больше.
Для повышения эффективности системы утилизации ТКО в Московском регионе и достижения целевых показателей ФП «Экономика замкнутого цикла» были предложены рекомендации:
1. Продолжать развивать инфраструктуру сферы обращения с ТКО.
2. Перераспределить мощности сортировочных комплексов и МСЗ.
3. Повысить автоматизацию процессов сортировки отходов.
4. Улучшить систему очистки сбросов и выбросов на объектах обращения с ТКО.
5. Повысить вовлеченность населения в раздельный сбор и лояльность к системе утилизации.
6. Усилить контроль за соблюдением норм законодательства.
7. Приоритезировать вторичное использование отходов над энергетической утилизацией.
8. Создать благоприятную среду для развития рынка вторсырья и инвестиций в отрасль.
9. Использовать единый источник информации показателей обращения с ТКО и вести единый учет по ТКО региональными и федеральными органами.
10. Использовать информационные аналитические системы при учете ТКО.
11. Утвердить региональные программы по переходу к экономике замкнутого цикла.
12. Вести статистический учет ВМР, выделенных из ТКО и направленных на производство новой продукции.
Перспективы дальнейших исследований могут быть связаны с разработкой комплексной математической модели оптимизации потоков ТКО, анализом эффективности различных экономических инструментов стимулирования переработки, исследованием лучших международных практик и возможностей их адаптации, разработкой системы индикаторов циркулярной экономики для региона.
Проведенное исследование показало, что существующая система утилизации ТКО в столичном регионе обладает значительным потенциалом повышения экологической эффективности, реализация которого требует комплексного подхода, объединяющего технологические, экономические, правовые и социальные аспекты.
1. Об отходах производства и потребления: федер. закон Рос. Федерации от
24.06.1998 N 89-ФЗ : (изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - М. 2024. - С 1. - URL:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19109/bb9e97fad9d14ac66df4b6e67c453d1be3b77b4c/ (дата обращения: 08.08.2023).
2. Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями
по ее заполнению для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления: приказ Росстата от 09.10.2020 N 627 : (ред. от 13.11.2020) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - М., 2024. - URL:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_365045/ (дата обращения: 10.05.2025).
3. ЕФН-Экотехпром МСЗ № 3. - Москва, 2024. - URL: http://msz3.ru/musor/ (дата обращения: 10.05.2025).
4. Переработка отходов методом пиролиза: характеристика, преимущество, виды и сырье // Профит. - [Б. м.], 2020. - URL: https://vyvoz.org/blog/pererabotka-othodov-metodom-piroliza/ (дата обращения: 10.05.2025).
5. ISO 14001:2015. Environmental management systems - Requirements with guidance for use: international standard : publication date 2015-09 : (with amendments from 2024-02). - Geneva : ISO, 2015. - 38 p.
6. Утилизация и обезвреживание отходов термическими способами // ИТС 9 - 2020: информационно-технический справочник по наилучшим доступным технологиям. - М. : Бюро НДТ, 2020. - С. 8-9.
7. Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами города Москвы: распоряжение Департамента жилищно-коммунального хозяйства города Москвы от 26.12.2024 N 01-01-14-638/24 : (ред. от 23.01.2025) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - М., 2025. - URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?from=250456-0&req=doc&base=MLAW&n=252689&rnd=QA5pZA#SlPHnkUiISxEuvtX1 (дата обращения: 10.05.2025).
8. Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами Московской области: постановление Правительства Московской области от 22.12.2016 № 984/47 : (ред. от 19.12.2024) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - М., 2025. - URL: https ://www. consultant .ru/cons/cgi/online. cgi?from=244133-
0&req=doc&base=MOB&n=423621&rnd=QA5pZA#wsrHnkUmZlwlF9U8 (дата обращения: 10.05.2025).
9. Информация об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании,
размещении отходов производства и потребления // Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). Официальный сайт. - М., 2025. - URL:
https://rpn.gov.ru/open-service/analytic-data/statistic-reports/production-consumption-waste/(дата обращения: 10.05.2025).
10. О проекте // Информационный ресурс Московской области о правильном управлении твердыми коммунальными отходами. - Красногорск, 2025. - URL: йИр8://двабака.рф/1ад/ (дата обращения: 10.05.2025).
11. Федеральная государственная информационная система учета твердых коммунальных отходов. - М., 2025. - URL: https://utko.mnr.gov.ru/ (дата обращения: 10.05.2025).
12. Органические (пищевые, компостируемые) отходы // Раздельный сбор. - М.,
2025. - URL: https://rsbor-msk.ru/organicheskie-pishhevye-otxody/ (дата обращения:
10.05.2025).
13. «Нас травят как крыс»: в Подмосковье детей госпитализировали из-за помойки // МИА «Россия сегодня». - М., 2018. - URL: https://ria.ru/20180321/1516947518.html (дата обращения: 10.05.2025).
14. Рекомендации Совета при Президенте Российской Федерации по развитию
гражданского общества и правам человека : по итогам специального заседания на тему «Обеспечение права населения на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду при утилизации отходов потребления» 30 августа 2017 г. (приняты 25 октября 2017 года) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - М., 2017. - URL:
https://www.consultant.ru/law/hotdocs/51263.html (дата обращения: 10.05.2025).
15. МВД, ФАС и СП могут проверить регоператоров по вывозу отходов // ТАСС. - М., 2024. - URL: https://tass.ru/ekonomika/20940931 (дата обращения: 10.05.2025).
16. Акт о результатах контроля за соблюдением ООО «Каширский региональный
оператор» условий Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами от 28.04.2018 // Портал Правительства Московской области. - Красногорск, 2024. - URL -https://mstg.mosreg.ru/deyatelnost/obrashenie-s-tvyordymi-
kommunalnymi-otkhodami/informachttps://mstg.mosreg.ru/download/document/13046909 (дата обращения: 10.05.2025).
17. Акт о результатах контроля за соблюдением ООО «МСК-НТ» условий
Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами от 28.04.2018 // Портал Правительства Московской области. - Красногорск, 2024.
- URL -https://mstg.mosreg.ru/download/document/13046910 (дата обращения: 10.05.2025).
18. Акт о результатах контроля за соблюдением ООО «Рузский региональный
оператор» условий Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами от 28.04.2018 // Портал Правительства Московской области. - Красногорск, 2024. - URL -https://mstg.mosreg.ru/download/document/13046911 (дата
обращения: 10.05.2025).
19. Акт о результатах контроля за соблюдением ООО «Хартия» условий Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами от 28.04.2018 // Портал Правительства Московской области. - Красногорск, 2024. - URL -https://mstg.mosreg.ru/download/document/13046912 (дата обращения: 10.05.2025).
20. Акт о результатах контроля за соблюдением ООО «ЭкоЛайн-Воскресенск»
условий Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами от 28.04.2018 // Портал Правительства Московской области. - Красногорск, 2024. - URL -https://mstg.mosreg.ru/download/document/13046913 (дата
обращения: 10.05.2025).
21. Акт о результатах контроля за соблюдением ООО «Экопромсервис» условий Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами от 28.04.2018 // Портал Правительства Московской области. - Красногорск, 2024.
- URL -https://mstg.mosreg.ru/download/document/13046914 (дата обращения: 10.05.2025).
22. Акт о результатах контроля за соблюдением ООО ««Сергиево-Посадский региональный оператор» условий Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами от 28.04.2018 // Портал Правительства Московской области. - Красногорск, 2024. - URL -https://mstg.mosreg.ru/download/document/13046915(дата обращения: 10.05.2025).
23. Опрос: молодежь лучше разбирается в раздельном сборе отходов // РЭО. - М., 2024. - URL -https://reo.ru/tpost/5d00knnxm1-opros-molodezh-luchshe-razbiraetsya-v-ra (дата обращения: 11.05.2025).
24. Мусор баком вышел // Коммерсантъ. - М., 2020. - URL -
https://www.kommersant.ru/doc/4249669 (дата обращения: 11.05.2025).
25. Количество несанкционированных свалок отходов // Федеральная служба по
надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). - М., 2025. - URL:
https://rpn.gov.ru/open-service/analytic-data/statistic-reports/unauthorized-landfill/ (дата
обращения: 11.05.2025).
26. ГОСТ Р ИСО 14045—2014. Экологический менеджмент. Оценка экологической эффективности продукционных систем. Принципы, требования и руководящие указания : нац. стандарт Рос. Федерации : дата введения 2016-01-01. - М. : Стандартинформ, 2016. - 39 с.
27. Единая межведомственная информационно-статистическая система. - [М.], 2025. - URL: https://www.fedstat.ru (дата обращения: 10.05.2025).
28. Об утверждении официальных статистических методологий расчета основных показателей «Доля направленных на захоронение твердых коммунальных отходов, в том числе прошедших обработку (сортировку), в общей массе образованных твердых коммунальных отходов», «Доля твердых коммунальных отходов, направленных на обработку (сортировку), в общей массе образованных твердых коммунальных отходов», «Доля направленных на утилизацию и (или) обезвреживание отходов, в том числе, выделенных в результате раздельного накопления и (или) обработки (сортировки) твердых коммунальных отходов, в общей массе образованных твердых коммунальных отходов» федерального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» национального проекта «Экология»: приказ Минприроды России от 02.09.2021 N 629 (ред. от 06.02.2024) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - М., 2024. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_397035/ (дата обращения: 10.05.2025).
29. Об утверждении методики расчета показателя «Сводный индекс обработки (сортировки), утилизации и захоронения твердых коммунальных отходов : приказ Минприроды РФ от 29 декабря 2020 г. N 1119 // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - М., 2020. - URL: https://docs.cntd.ru/document/603366707 (дата обращения: 10.05.2025).
30. Дело № 2-3322/2024 // Архив Московского областного суда. - 2024.
31. Геопортал Подмосковья / ГБУ МО «МОСОБЛГЕОТРЕСТ». - [Б. м.], 2025. - URL: https://rgis.mosreg.ru/v3/#/ (дата обращения: 01.06.2025).
32. Дело № 2-2109/2024 // Архив Московского областного суда. - 2024.
33. Дело № 33-11655/2025 // Архив Московского областного суда. - 2025.
34. Национальный проект «Экологическое благополучие» // Правительство Российской Федерации. - М, 2025. - URL: http://government.ru/rugovclassifier/919/about/(дата обращения: 10.05.2025).
35. Об утверждении методики расчета показателя «Индекс использования вторичных ресурсов и сырья из отходов в отраслях экономики» федерального проекта «Экономика замкнутого цикла», входящего в состав национального проекта «Экологическое благополучие»: Приказ Минприроды России от 29.11.2024 N 692 //
КонсультантПлюс : справ. правовая система. - М., 2024. - URL:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_497253/d134039a1efb8e306c82b5dda9745817e834c9c9/ (дата обращения: 10.05.2025).
36. У «Экологии» появился преемник: как трансформировался нацпроект и какую роль в нём будет играть бизнес? // Промышленные страницы. - [Б. м.], 2025. - URL; https://indpages.ru/eco/kak-transformirovalsya-naczproekt-ekologiya/ (дата обращения: 10.05.2025).