ВВЕДЕНИЕ 3
1 Мировой опыт создания центров современного искусства 5
1.1 Основные характеристики центра современного искусства 5
1.2 Развитие центров современного искусства в мире 8
1.3 Развитие центров современного искусства в России 11
2 Анализ рынка культурных услуг в Красноярске 14
2.1 Услуги государственных учреждений культуры 14
2.2 Услуги коммерческих организаций 31
2.3 Ниша для центра современного искусства 34
3 Эффективность создания центра современного искусства 39
3.1 Мероприятия по созданию центра современного искусства 39
3.2 Эффективность проводимых мероприятий 45
3.3 Риски по внедрению проекта 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ А 68
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 80
ПРИЛОЖЕНИЕ В 81
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 82
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 83
Согласно последним мировым тенденциям музеи создаются как культурно-просветительские центры, выступающие площадкой для диалога не только широкого круга специалистов: музейных кураторов, дизайнеров, художников, архитекторов, фотографов, ученых - но и жителей города. Такие культурные центры, организованные с учетом современных мировых тенденций, востребованы посетителями, которые видят в них не только достойную, но и интеллектуально нагруженную альтернативу традиционным местам проведения свободного времени. В настоящее время центры современного искусства являются для массы людей социально-культурным ядром, поскольку несут в себе важные функции: образовательную, рекреационную, коммуникативную, коммерческую. Вместе с тем, мировая практика организации центров современного искусства показывает, что данные культурные центры становятся не только фактором развития культуры, но и факторами урбанистического, экономического и социального роста.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в Красноярске не представлены современные культурно-просветительские центры, которые бы отвечали времени и потребностям жителей города, являлись креативной площадкой, институтом социально-культурной адаптации и самоопределения, средством коммуникации между человеком и предметом современного искусства, средством пополнения и передачи знаний в области современного искусства.
Объектом исследования является проект центра современного искусства.
В качестве предмета исследования выступает оценка эффективности создания центра современного искусства.
Целью работы является оценка эффективности создания центра современного искусства в Красноярске.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1. определить основные характеристики центра современного искусства;
2. рассмотреть функционирование центров современного искусства за рубежом и в России;
3. проанализировать рынок культурных услуг в Красноярске;
4. определить нишу на красноярском рынке культурных услуг для центра современного искусства;
5. определить мероприятия по созданию центра;
6. оценить эффективность создания центра;
7. определить риски по внедрению проекта.
Среди методов, которые использованы в дипломной работе следует отметить такие как: метод сравнения, метод индукции, методы анализа и синтеза данных, детализация и обобщение и т. д.
В соответствии с целями и задачами исследования структура работы включает введение, три главы и заключение.
В первой главе определены характеристики центра современного искусства, рассмотрены успешные зарубежные и российские практики функционирования центров современного искусства.
Во второй главе исследован рынок услуг красноярских государственных музейных учреждений и культурных коммерческих организаций, определена ниша для центра современного искусства.
В третьей главе работы разработаны мероприятия по созданию центра, оценена эффективность данных мероприятий и определены риски по внедрению проекта.
В заключении подведены итоги исследования и сделаны основные выводы.
Практическая значимость данной работы заключается в принятии или отказе проекта по созданию центра современного искусства в Красноярске на основе оценки эффективности данного проекта.
Целью выпускной квалификационной работы являлась оценка эффективности создания центра современного искусства.
В процессе работы были определены основные характеристики центра современного искусства. Центр должен быть не только научным учреждением, но и важным образовательным и просветительским центром. Важнейшая особенность центров искусств проявляется в их многофункциональности - сочетании образовательной, рекреационной и коммуникативной функций.
Были рассмотрены успешные зарубежные и российские практики функционирования центров современного искусства: Нью-Йоркский музей современного искусства, Национальный музей современного искусства в Токио, культурные центры в Объединенных Арабских Эмиратах, Центр современного искусства «Винзавод», Государственный центр современного искусства в Москве. В то время как в других странах данные культурные институции являются весьма развитыми, в России же они находятся только в стадии развития и представлены только в крупных городах страны.
В целях оценки эффективности создания центра современного искусства в Красноярске была рассмотрена конъюнктура рынка культурных услуг в городе: услуги государственных музейных учреждений и услуги коммерческих организаций. Было установлено, что из 7 государственных музейных учреждений только 2 представляют современное искусство: Музейный центр «Площадь мира» и Красноярский музейно-выставочный центр. Однако данные учреждения не являются достаточно современными и технологическими площадками для размещения сложных выставочных проектов. Кроме того, частный рынок музеев в Красноярске является неразвитым ввиду ряда причин, основной из которых является удаленность города от российских центров искусства. Бизнес не включается в создание культурных проектов, а только выступает в качестве спонсора отдельных культурных мероприятий. Однако на территории города функционирует три частные художественные галереи, которые специализируются на продаже картин.
Таким образом, были сделаны выводы, что Красноярск не обладает современной выставочной площадкой, которая бы являлась культурно-просветительским центром, креативной площадкой, средством пополнения и передачи знаний в области современного искусства. Открытие на территории города центра современного искусства позволит объединить традиционное и неформальное творчество, объединить молодежь и жителей Красноярска посредством современной культуры и искусства, а также создать на территории города качественную культурную институцию, отвечающей времени и потребностям горожан.
В ходе исследования были разработаны мероприятия по созданию центра современного искусства. Данные мероприятия можно разделить на первичные, которые необходимо провести до открытия центра, и ежегодные, которые необходимы для нормального функционирования центра.
К блоку первичных мероприятий были отнесены: поиск помещения для аренды, разработка дизайн-концепции площадей, составление проектно¬сметной документации, разработка фирменного стиля центра, доставка оборудования под заказ, демонтаж существующих решений и ремонт помещения, покупка оборудования, техники и мебели, создание сайта, проведение рекламной кампании. Было выявлено, что стоимость проведения данных мероприятий составит 23 957 076 рублей.
К ежегодным расходам были отнесены: аренда помещения, заработная плата, охрана помещения, клининг оконных поверхностей, расходные материалы. Было выявлено, что для ежегодного функционирования центра потребуется 36 248 780 рублей. Таким образом, общие вложения на открытие и один год функционирования центра составляют 60 237 856 рублей.
С целью обоснования целесообразности открытия центра современного искусства, была рассчитана его экономическая эффективность. Так как открытие и функционирование центра планировалось за счёт средств государственного финансирования, были рассчитаны возможные доходы центра и процент покрытия ежегодных расходов доходами центра.
Было рассчитано, что ежегодные доходы центра, которые складываются из нескольких составляющих: входные билеты, карты постоянных посетителей, экскурсии, проведение образовательных и культурных программ, субаренда, грантовое финансирование - составят 29 656 398 рублей. Таким образом, процент покрытия ежегодных расходов центра составит 81,8 %. Данный процент говорит о возможности центра покрывать значительную часть расходов за счет доходов.
Так как при анализе экономической эффективности инвестиционного проекта необходимо учитывать и возможные риски по внедрению проекта, был проведен SWOT-анализ: были определены сильные и слабые стороны центра,угрозы и возможности, а также их взаимосвязи. Было установлено, что непрофессионализм персонала может привести к отмене ряда мероприятий или недостаточному спросу на мероприятия. Однако качество выставочных проектов, наличие кафе на территории центра, удобное географическое расположение позволят привлечь клиентов и создать базу постоянных посетителей. Новые интересные форматы мероприятий позволят предложить клиентами интересный досуг и привлекать больше клиентов. Форматы,которые будут ориентированы на молодое поколение, помогут установить сотрудничество с ВУЗами Красноярска и распространять билеты на выставки и мероприятия. Таким образом, современные интересные форматы мероприятий будут стимулировать спрос на услуги, и центр избежит угрозы низкого спроса.
Наличие собственного сайта и современная материально-техническая база позволят соответствовать запросам современного общества. Современность выставочных площадей и уникальность выставочных проектов позволят привлечь инвесторов и меценатов. Наличие платных услуг позволит компенсировать сокращение объёмов государственного финансирования,сотрудничество с молодыми авторами позволит отказаться от дорогостоящих проектов и проводить недорогие проекты во время экономического кризиса, а работающее на территории центра кафе позволит получать дополнительный доход.
Таким образом, оценка эффективности инвестиционного проекта показывает, что проект не является прибылеобразующим, однако ежегодные доходы центра могут покрывать значительную часть ежегодных расходов.
Решение о создании центра современного искусства в Красноярске остается за представителями государственной власти.
1. Биксалеев А. А. Интерактивные формы взаимодействия с посетителями как современные тенденции развития музея / А.А. Биксалеев // Молодой ученый. — 2016. — №22. — С. 236-238.
2. Блохина, Т.К. Экономика и управление инновационной организацией / Т.К. Блохина, О.Н. Быкова, Т.К. Ермолова. - Москва: Проспект, 2014. - 432 с.
3. Галкин Д.В., Куклина А.Ю. Развитие современного искусства в регионах России: глобальный контекст и локальные проекты / Д.В. Галкин, А.Ю. Куклина // Вестник Томского государственного университета. - 2015. - № 397. С. 65-74.
4. Гиль А. Ю. Изменения в деятельности музеев с учетом тенденций развития современного общества / А.Ю. Гиль // Вестник Томского государственного университета. - 2012. - № 364. - С.49-53.
5. Государственный центр современного искусства [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ncca.ru
6. Зеленцова Е. В.Творческие индустрии: теории и практики./Е. В.Зеленцова, Н.В. Гладких. - Москва: Классика XXI века, 2009. - 240 с.
7. Зеленцова Е. В. Развитие творческих индустрий в России:
проблемы и перспективы / Е. В. Зеленцова, Е.Х. Мельвиль // Культурологический журнал. - 2011. № 4 (6). - С. 1-12.
8. Красноярский краевой краеведческий музей [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kkkm.ru
9. Красноярский художественный музей имени В.И. Сурикова [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.surikov-museum.ru
10. Митин Д.В. Культура как фактор социально-экономического развития региона / Д.В. Митин // Инновационная наука. - 2015. - №1. - С.140¬142
11. Музей Мемориал Победы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://memorial24.ru
12. Музей-усадьба В.И. Сурикова [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://surikov-dom.com/
13. Музычук В.Ю. Механизмы поддержки музеев в условиях экономического кризиса (на примере крупнейших музеев Европы и России)/ В.Ю. Музычук, Е.А. Хаунина // Журнал Новой экономической ассоциации. -
2015. - №1 (25). - С. 132-161.
14. Национальный музей современного искусства [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.momat.go.jp/english
15. Нью-Йоркский музей современного искусства. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.moma.org
16. Румянцев М. В. Междисциплинарное исследование креативных индустрий и творческой экономики Красноярска / М. В.Румянцев, М. А. Лаптева, Е. В. Зеленцова, Е. Х. Мельвиль, С. В. Андреева // Культурологический журнал. - 2012. - № 1 (7). - С. 1-12.
17. Снисаренко С.О. Экономические основы социальной работы. [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — СПб. : ИЭО СПбУТУиЭ, 2011. — 251 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/64014
18. Тульчинский, Г.Л. Маркетинг в сфере культуры: Учебное пособие. [Электронный ресурс] / Г.Л. Тульчинский, Е.Л. Шекова. — Электрон. дан. — СПб.: Лань, Планета музыки, 2009. — 496 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/1931
19. Тульчинский, Г.Л. Менеджмент в сфере культуры. [Электронный ресурс] / Г.Л. Тульчинский, Е.Л. Шекова. — Электрон. дан. — СПб. : Лань, Планета музыки, 2013. — 544 с. — Режим доступа:
http://e.lanbook.com/book/13880
20. Центр современного искусства ВИНЗАВОД [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.winzavod.ru
21. Шекова Е. Л. Маркетинговая стратегия центра современного искусства (на примере «Лофт-проект этажи» в Санкт-Петербурге) / Е.Л.Шекова // Маркетинг в России и за рубежом. - 2011. - №3. - С. 79-89.
22. Шекова Е. Л. Особенности маркетинга в сфере культуры (на примере музеев) / Е.Л.Шекова // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 6. Экономика. - 2016. - № 2. - С. 71-85
23. Шекова Е.Л. Управление учреждениями культуры в современных условиях / Е.Л. Шекова. - СПб.: Лань, Планета музыки, 2014. — 416 с.
24. Шукурова, А.Н. Архитектура Запада и мир искусства ХХ века / А.Н. Шукурова. - Москва: Стройиздат, 1989. - 318 с.