Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ТОРГОВОГО КЛАСТЕРА НА ТЕРРИТОРИИ ЕЛАБУЖСКОГО РАЙОНА

Работа №45156

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы113
Год сдачи2018
Стоимость4990 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
409
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Теоретические аспекты создания торгового кластера 7
1.1 Ключевые проблемы развития внутренней торговли в РФ 7
1.2 Инструменты государственного регулирования развития
торговли 14
1.2.1 Международный опыт государственного регулирования
торговли 14
1.2.2 Кластеры как форма развития местной торговли 22
1.3 Направления развития торговли в малых и средних городах 33
2. Анализ и оценка отрасли торговли в городе Елабуга 47
2.1. Общая характеристика торговой деятельности в городе Елабуга 47
2.2. Анализ эффективности системы управления отраслью торговли в
городе Елабуга 56
2.3. Оценка покупателями эффективности деятельности торговых
предприятий города Елабуга 65
3. Предложения по созданию торгового кластера в г. Елабуга 73
3.1 Предпосылки создания торгового кластера в Елабужском районе 73
3.2 Методология оценки экономической эффективности создания
торгового кластера 86
Заключение 100
Список использованных источников 106
Приложение 112

Одним из факторов развития конкурентной среды в сфере потребительского рынка является развитие инфраструктуры розничной торговли, достижение разнообразия торговых структур. На потребительском рынке происходят количественные и качественные изменения, вызванные применением передовых технологий, использованием современных методов управления, обеспечивающих повышение эффективности работы предприятий потребительского рынка. В регионах открываются новые магазины современных форматов - супер- и гипермаркеты, дискаунтеры, торговые центры, магазины «шаговой доступности».
Во многих субъектах Российской Федерации достижение разнообразия торговых форматов и открытие магазинов «шаговой доступности» являются приоритетными направлениями совершенствования торговой деятельности.
Кроме того, для решения проблемы дефицита торговых площадей, а также их инфраструктуры необходимо стимулировать инвестиции в торговую недвижимость как со стороны крупных сетевых компаний, так и малого бизнеса.
Одним из инновационных ресурсов современной конкурентоспособной модели российской экономики может стать формирование торговых кластеров, являющихся своего рода возрождением кооперативного уклада. Эффективная деятельность его институтов в системе многоукладной экономики позволит решить сложные задачи позиционирования в конкурентной рыночной среде, совершенствования социально-трудовых отношений, широкого вовлечения населения в кооперативные производственные отношения и процессы самоуправления. Кооперация работников-собственников, интегрирующая интересы работника и собственника, могла бы взять на себя решение задачи сокращения темпов социального расслоения, снижения социальной напряженности и повышения благосостояния населения.
Основу стратегии формирования торгового кластера
составлять политика инновационного развития потребительского сектора, которая позволит вовлечь основную часть трудоспособного населения в хозяйственную деятельность и решить задачу повышения благосостояния населения.
Актуальность темы данной выпускной квалификационной работы обусловлена возрастающим уровнем требований как со стороны потребителя, так и государственных органов власти к сфере услуг, к числу которых принадлежит и торговля. Управление отраслью торговли в рамках города, особенно малого города, к числу которых принадлежит город Елабуга, требует комплекса мер и налаженную систему государственно-рыночных механизмов. В настоящее время, когда большинство местных бюджетов носит дефицитный характер, управление отраслями народного хозяйства требует поиска новых форм, средств и методов.
Основной целью выпускной квалификационной работы является определение предпосылок и разработка предложений по созданию торгового кластера в городе Елабуга и елабужском районе.
Объектом исследования выступает отрасль торговли, как часть народнохозяйственного комплекса, города Елабуга.
Предмет исследования - эффективность управления торговлей в городе Елабуга.
Задачи, вытекающие из основной цели выпускной квалификационной работы, следующие:
- изучить современное развитие торговли в Российской Федерации;
- выявить приоритетные направления в развитии торговли на основании анализа нормативно-правовой базы;
- изучить инструменты государственного регулирования торговли, в том числе в форме кластерного образования;
- оценить эффективность управления торговлей в городе Елабуга и елабужском районе;
- сформулировать предложения по созданию торгового кластера в городе Елабуга и елабужском районе.
Структура данной работы представлена введением, тремя главами, списком использованных источников, заключением.
В первой главе, на основании, преимущественно, нормативно-правовых источников информации, анализируется современное состояние торговли, проблемы и возможные направления развития. При освещении теоретических вопросов развития торговли отдельными параграфами рассмотрены вопросы развития торговли малых городов, инструменты государственной поддержки развития торговых кластеров.
Вторая глава носит эмпирический характер, в ней отражены результаты наблюдения, анализа автора по теме исследования. В частности представлены анализ структуры и функционала специалистов структурного подразделения муниципальной службы по управлению торговлей. Для получения качественной оценки эффективности управления отраслью торговли в городе Елабуга проведен опрос горожан.
На основании полученных выводов второй главы разработаны рекомендации по созданию торгового кластера в городе Елабуга и елабужском районе, методика экономической оценки эффективности создания, функционирования и создания торгового кластера, представленные в третьей главе выпускной квалификационной работы.
При написании данной работы были использованы нормативно - правовые источники информации федерального, регионального и муниципального уровней, монографии и учебная литература Насретдинова И.Т., Сероштан М.В. Отдельное внимание при работе над данной теме было уделено практике функционирования кластеров и наличию нормативно- правовой базы по этому вопросу на территории России. Как показал анализ, имеется определенный положительный опыт функционирования кластеров, однако ввиду разностороннего характера их объединения и сфер деятельности, законодателем не сформированы единые требования к оценке эффективности их деятельности. Таким образом, научная новизна магистерской диссертации заключается в предложенной сводной методике оценки эффективности создания, функционирования и инвестиционной привлекательности торгового кластера.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов эмпирического анализа, изучения мнения потребителей для повышения эффективности управления отраслью торговли в городе Елабуга. Отдельные аспекты данной работы были представлены на международных научно-практических конференциях:
1. Панченко Д.В., Матвеева А.Р. Направления развития отрасли торговли на местном уровне. Инновационная экономика: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). - Казань : Издательство «Бук», 2017. С.88-90
2. Панченко Д.В. Оценка покупателями эффективности деятельности торговых предприятий города Елабуга и Елабужского района. Современные условия взаимодействия науки и техники: сборник статей Международной научно - практической конференции (29 марта 2018 г, г. Челябинск). - Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2018. С.106-109

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Управление торговлей на местах (города, районы) подчинено общегосударственным целям и задачам, однако требует учета региональной специфики. Для крупных населенных пунктов нет особых проблем с привлечением крупных игроков ритейла разного формата, обеспечивающих соблюдение современным правилам торговли и соответствие требованиям качества обслуживания. Другое дело с малыми городами, платежеспособность спроса в которых недостаточна, в связи с чем инвестиционная привлекательность недостаточна для формирования современного рынка торговли местного масштаба.
Для потребителей основным положительным фактором стало существенное увеличение количества форматов современной торговли, которые позволили снизить цены (по сравнению с традиционными форматами) и повысить качество обслуживания. Однако, с другой стороны, высокая неравномерность развития сектора привела к сильной диспропорции в обеспеченности торговыми площадями современных форматов, уровням цен между различными регионами. Хаотичная застройка муниципальных образований привела к таким проблемам, как ухудшение исторического облика городов и снижение транспортно-пропускной способности.
Действующую нормативную правовую базу, регулирующую отношения в сфере торговли, характеризуют:
- недостаточная системность действующих нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере торговли;
- избыточность правового регулирования.
Наиболее совершенными механизмами развития торговли в малонаселенных и труднодоступных населенных пунктов обладают США. Вследствие наличия большой территории и невысокой плотности населения Правительство страны вынуждено стимулировать розничных игроков открывать магазины в малонаселенных городах и территориях с населением, обладающим невысоким доходом.
Для решения проблем с развитием торговли в малонаселенных и отдаленных населенных пунктах на основании данных мониторинга обеспеченности торговыми площадями и объектами логистической инфраструктуры, следует применять один или несколько механизмов:
- льготное выделение земельных участков;
- предоставление налоговых и иных льгот;
- поддержка объединения малых производителей и торговых предприятий, находящихся на данных территориях.
Проведенный анализ теоретико-методологических аспектов повышения эффективности управления отраслью торговли позволил выявить:
- на сегодняшний день государственная поддержка развития торговли в России недостаточна в сравнении с зарубежными странами;
- трудности, тормозящие развитие торговли в нашей стране многочисленны и включают следующее:
d) проблемы, связанные с недостаточным уровнем развития инфраструктуры;
e) недостаточная привлекательность для бизнеса развития торговли в малых и отдаленных населенных пунктах;
f) проблема недостатка и низкой квалификации кадров;
- в малых городах одной из потенциально перспективных возможностей развития торговли является установление кооперационных связей, что по сути представляет собой кластерный вид развития.
Немалую долю Елабужский район занимает в экономике Республики Татарстан [36]:
- - в валовом региональном продукте - 2%
- - в объеме производства товаров и услуг - 3,7%
- - в объеме инвестиций в основной капитал - 4,7%
Торговая отрасль в большей степени направлена на реализацию товаров, удовлетворяющих потребности в еде, напитках - продуктах питания. Остальные группы товаров представлены ограниченным перечнем. Причина данного явления объясняется тем, что город Елабуга немногочислен, в этой связи открытие иных по ассортименту и уровню обслуживания торговых предприятий не рентабельно, однако с точки зрения управления территорией необходимо стремиться к более качественному и эффективному менеджменту, в том числе и торговой сферы.
Эмпирический анализ показал, что управление торговой сферой в городе Елабуга осуществляется небольшим отделом (сектор торговли и бытовых услуг) в составе двух специалистов, входящих в состав палаты перспективного экономического развития, в этой связи определение эффективности их деятельности с точки зрения экономического подхода нецелесообразно оценивать по соотношению затраты/результаты, поскольку затраты на содержание такого управленческого аппарата незначительны при сравнении их с доходами в городской бюджет от деятельности торговых предприятий города. Поэтому было проведено исследование по получению качественной оценки функционирования отрасли торговли, а именно покупателей города Елабуга.
Таким образом, первоочередными задачами в торговой сфере города Елабуга должны стать следующие:
1) повышение качества обслуживания покупателей торговых предприятий;
2) поддержка местных товаропроизводителей, предприятий, оказывающих услуги по переработке, что позволит объединив их усилия с торговыми предприятиями укрепить потенциал региона.
Для решения первой задачи достаточно оптимизировать деятельность существующей системы управления торговлей в городе Елабуга. Реализация второй задачи представляется более сложной и требует комплекса мер, способствующих повышению инвестиционной привлекательности рынка ритейла города для крупных федеральных игроков либо создание условий для качественного роста местного бизнеса. С точки зрения поддержки развития местных предпринимателей целесообразно формировать программы внутренней поддержки, поскольку приход в город федеральных торговых сетей безусловно снимет проблему качества и ассортимента торговых услуг, однако налоговая база для финансирования потребностей города не возрастет, что вполне ожидаемо при формировании условий для развития местного бизнес сообщества.
Для решения этого недостатка считаем необходимым внедрение программы мероприятий по совершенствованию торговой сферы города. При формировании проекта программы были учтены действующие нормативно¬правовые документы, программы развития торговли на уровне Российской Федерации, субъектов РФ и практика отдельных муниципальных образований.
Конкурентное преимущество системы потребительской кооперации в нашей стране заключается в долгосрочном характере её функционирования, накопленном опыте, доверии населения, наличии развитых хозяйственных связей. Большие перспективы кроются в задействовании потенциала заготовительной деятельности, общественного питания и, несомненно, торговли. В этой связи считаем целесообразным создание программы развития торговли кластерного типа в рамках возрождения кооперативных связей. Создание единой торговой сети в городе Елабуге, аналогичной функционирующей ранее потребительской кооперации позволит объединить сельскохозяйственных производителей, в том числе собственников личного подсобного хозяйства, а в последующем и открытие предприятий переработки, что в конечном итоге позволит не просто осуществлять эффективную деятельность по управлению торговлей, но и наращивать темпы социально-экономического развития города.
предлагаемое создание торгового кластера в городе Елабуге, аналогичной функционирующей ранее потребительской кооперации позволит объединить сельскохозяйственных производителей, в том числе собственников личного подсобного хозяйства. Формируемая база товаров народного потребления для торговых организаций позволит осуществлять торговлю по приемлемым ценам. Впоследствии такое интегрирование создаст основу для открытия предприятий переработки. Существенным фактором успеха данного предложения по созданию торговой сети, видится в имеющемся административном ресурсе сектора торговли и бытовых услуг комплекса потребительского рынка, что в конечном итоге позволит не просто осуществлять эффективную деятельность по управлению торговлей, но и увеличивать вклад торговой сети города, со всеми смежными отраслями, в валовой территориальный продукт.
Анализ показывает, что в настоящее время в России нет единого закона о кластерах, кластерной политике, тем более об оценке эффективности создания и функционирования кластеров [40]. Из-за отсутствия четкой научной юридической проработки сущности и признаков кластеров наблюдается отсутствие единообразия в их нормативном опосредовании, а действующие профильные нормативные акты вряд ли можно охарактеризовать в качестве последовательного, системного образования. В этой связи целесообразно упомянуть и об отсутствии, а следовательно, и о необходимости оценки эффективности функционирования кластеров. На основе анализа литературы по данной проблематике [50-52], была осуществлена систематизация подходов оценки эффективности кластерных образований и сформирована совокупность этапов, позволяющих осуществить разностороннюю оценку функционирования кластера, а именно по 3 блокам, объединяющим 17 показателей:
1. Оценка целесообразности функционирования.
2. Оценка инвестиционной привлекательности.
3. Оценка участников кластера.
Основными экономическими выгодами формирования кластеров являются: увеличение производительности предприятий-участников кластера компаний; ускорение и активизация инновационных процессов, закладывающих фундамент будущего роста производительности; стимулирование процессов создания новых компаний и новых бизнесов, которые, расширяясь, усиливают сам кластер. Кластер обеспечивает возможность входящим в него компаниям, не теряя своей гибкости и независимости, приобретать те же преимущества, которые независимые компании могут получить, только увеличивая масштабы производства или осуществляя формальные альянсы с другими компаниями. Кластерная структура накапливает разнообразную рыночную, техническую и конкурентную информацию, к которой члены кластера имеют первоочередной доступ. Личные взаимоотношения и локальные связи в рамках кластера формируют атмосферу доверия и стимулируют обмен сведениями, что делает информационный поток более прозрачным и оперативным. В кластере создается эффект взаимодополняемости за счет совокупности устойчивых связей между компаниями, формирующими целостный производственный комплекс, эффективность которого гораздо выше, чем при простой сумме компаний.



1. Шамхалов Ф. Государство и экономика. Власть и бизнес: монография / Ф.Шамхалов. - изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: ЗАО Изд-во Экономика, 2015. -713 с.
2. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от
12.02.2014 № 82 «Об утверждении Государственного задания на
управление республиканским органам исполнительной власти по индикаторам оценки качества жизни населения и эффективности их деятельности на 2014 - 2016 годы».
3. Эффективность управления социально-экономическим развитием административно-территориальных образований [Электронный ресурс] : монография / И. В. Дуканова и др. - Москва : ИНФРА-М, 2013. - 316 с. - ISBN 978-5-16-006444-4. - http://znanium.com/go.php?id=390326.
4. Приказ Минпромторга России от 31 марта 2011 г. № 422 «Стратегия развития торговли в Российской Федерации на 2011 - 2015 годы и период до 2020 года»
5. Шаститко А. Неоинституциональная экономическая теория: монография / А. Шаститко. - М.: ТЕИС. - 2011. - 192 с.
6. Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
7. Хасанова А.Ш. Конкурентные отношения в рыночной экономике. Казань: Таглимат. 2010. 132 с.
8. Указ Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120 «Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации»
9. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.10.2008 № 763 «Об утверждении Программы развития и размещения производительных сил Республики Татарстан на основе кластерного подхода до 2020 года и на период до 2030 года».
10. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008
г. № 1662-р «Концепция долгосрочного социально-экономического
развития Российской Федерации на период до 2020 года»
11. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 г. № 1940-р «Комплекс мер по повышению эффективности регулирования рынка алкогольной продукции в Российской Федерации и производства этилового спирта»
12. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 2128-р «Концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года»
13. Приказ Минпромторга России от 23 октября 2009 г. № 965 «Стратегия развития фармацевтической промышленности России на период до 2020 года»
14. Приказ Минпромторга России от 23 апреля 2010 г. №319 «Стратегия развития автомобильной промышленности России на период до 2020 года»
15. Приказ Минпромторга России от 24 сентября 2009 г. №853 «Стратегия развития легкой промышленности России на период до 2020 года»
16. Денисенко А.Ю. Особенности формирования кластера сферы услуг // Российское предпринимательство. - 2015. - Том 16. - № 4. - С. 585-592.
17. Клепикова Н.И. Оценка эффективности создания отраслевого кластера//Фундаментальные исследования. - 2013. - № 4 (часть 4) - С. 934-939
18. Подмолодина И.М. Характеристика изменений и факторы развития мировой промышленности: ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия. - 2010. № 9. - С. 55-56
19. Воронин В.П., Кондакова Г.В., Подмолодина И.М. Мировая экономика: краткий курс лекций / под ред. В.П. Воронин. - 2-е изд., доп. - М.: Юрайт - Издат., 2003. - 204 с.
20. Воронин В.П., Куницын Е.Ю., Подмолодина И.М. Инновационная среда: факторы и механизмы формирования [Текст] / В.П. Воронин, Е.Ю. Куницын, И.М. Подмолодина. - Воронеж: Воронежский ЦНТИ - филиал ФГЭУ «РЭА» Минэнерго России. 2011. - 176 с.
21. Портер М. Э. Конкуренция / Пер. с англ. О. Л. Пелявского, А. П. Уриханяна, Е. Л. Усенко и др.; под ред. Я. В. Заблоцкого, М. С. Иванова, К. П. Казаряна и др. Изд. испр. М.: ИД «Вильямс», 2005.- 608 с.
22. Куприянов С.В., Стребкова Е.В. Кластер как форма организации
современного развития промышленности (теория и практика),
Белгород, 2007.
23. Рисин И.Е., Бородкина Е.В. Роль государства в процессах
кластеризации социально-экономического пространства региона / Региональная экономка. Юг России, 2011, № 12, с. 137-143
24.Закон Республики Татарстан № 40-ЗРТ от 17 июня 2015 года «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года»
25. Конкурентный потенциал потребительской кооперации и его реализация / И.Т. Насретдинов - Казань: Казан.гос.ун-т, 2009. - 478 С.
26. Сероштан М.В. Исследование конкурентоспособности
потребительской кооперации: монография. Белгород: БУПК
«Кооперативное образование». 2014. - 341 с.
27.Закон Республики Татарстан № 40-ЗРТ от 17 июня 2015 года «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года»
28. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от
21.02.2011 № 134 «Об утверждении схемы территориального
планирования Республики Татарстан»
29. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от
04.03.2011 №171 «Порядок организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на территории Республики Татарстан»
30. Программа развития и размещения производительных сил Республики
Татарстан на основе кластерного подхода до 2020 года и на период до 2030 года (утверждена постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.10.2008 № 763 «Об утверждении
Программы развития и размещения производительных сил Республики Татарстан на основе кластерного подхода до 2020 года и на период до 2030 года).
31. Схема территориального планирования Республики Татарстан
(утверждена постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 21.02.2011 № 134 «Об утверждении схемы
территориального планирования Республики Татарстан»).
32. Долгосрочный прогноз социально-экономического развития
Республики Татарстан на период до 2030 года.
33. Программа развития Камского инновационного территориально-производственного кластера на период до 2020 года.
34. Программа развития рынка интеллектуальной собственности в Республике Татарстан на 2013-2020 годы. 17 июня 2015 года принят Закон Республики Татарстан № 40-ЗРТ «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года».
35. Стратегия социально-экономического развития Елабужского муниципального района Республики Татарстан на 2016-2021 годы и плановый период до 2030 года.
36. Постановление исполнительного комитета Елабужского
муниципального района № 595 от 15 мая 2013 года "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Елабужского муниципального района»
37. Итоги социально-экономического развития города Елабуга
[Электронный ресурс]: - Елабуга, [2016]. - Режим доступа:
http: //www.gks .ru/scripts/db_inet2/passport/table.aspx]
38. Сводный доклад Республики Татарстан «О результатах мониторинга
эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов по итогам 2017 года» [Электронный ресурс]: - Елабуга, [2017]. - Режим доступа:
http://msu.tatarstan.ru/efficiency.htm?pub_id=348131
39. Органы муниципального управления [Электронный ресурс]: - Елабуга,
[2018]. - Режим доступа: [http://www.elabugacity.ru/site/organy-
ms/palata_pcer/palata_pcer_2].
40. Поморцев К.И. Краткий обзор законодательства российской федерации о кластерах // Бизнес, Менеджмент и Право, 2015, N 1 - С.15-21
41. Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»
42. ФЗ от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»
43. ФЗ от 31.12.2014 N 488-ФЗ принят «О промышленной политике в Российской Федерации»
44. Федеральная целевая программа «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу»
45. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации, утв. письмом Минэкономразвития РФ от 26.12.2008 N 20615-ак/д19
46. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008
г. № 1662-р «Концепция долгосрочного социально-экономического
развития Российской Федерации на период до 2020 года»
47.Закон Московской области от 16.07.2010 N 96/2010-ОЗ «Об
инвестиционной политике органов государственной власти
Московской области»
48. Государственная программа Российской Федерации «Развитие
культуры и туризма» на 2013 - 2020 годы, утвержденная
Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 317
49. Постановление Правительства РФ от 03.10.2013 N 865 «О создании на территории Итум-Калинского муниципального района Чеченской Республики туристско-рекреационной особой экономической зоны»
50. Наумов В.А. Экономическая эффективность формирования
кластерного образования в нефтегазовом регионе // Нефтегазовое дело, 2006 http://ogbus.ru/
51. Куприянов С.В., Стребкова Е.В. Кластер как форма организации современного развития промышленности (теория и практика), Белгород, 2007.
52. М.Э. Буянова, Л.В. Дмитриева Оценка эффективности создания региональных инновационных кластеров // Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 3, Экон. Экол. 2012. № 2 (21) С.54-62


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ