Введение 6
Глава 1. Эволюция политики США в отношении арабо-израильского конфликта в годы холодной войны 12
1.1. Политика США в отношении арабо-израильского конфликта до 1963 года 12
1.2. Анализ роли США в формировании израильско-арабской конфликтной ситуации в 1963
1967 гг 15
1.3. Оценка результатов и эффективности политики США в отношении арабо-израильского
конфликта с 1948 по 1967 гг 18
1.4. Ближневосточная политика США в 1967-1991 годах 20
1.5. Оценка влияния США на формирование политической ситуации в Ближнем Востоке в 1967
1991 гг 28
Глава 2. Американская дипломатия в арабо-израильском конфликте в постбиполярном мире 31
2.1. Усилия США по дипломатическому урегулированию арабо-израильского конфликта в 1990е гг 31
2.2. Результаты и проблемы в реализации американских инициатив 35
2.3. Дипломатия США в отношении арабо-израильского конфликта в XXI-м веке 37
2.4. Палестино-израильский курс администрации Б. Обамы 39
2.5. «Сделка века» Д. Трампа 41
Заключение 45
Список использованных источников и литературы 49
Приложения 55
Под арабо-израильским конфликтом понимается серия политических и военных противостояний между Израилем и соседними арабскими государствами с момента создания Израильского государства 14 мая 1948 г. Его кульминацией стали семь вооруженных конфликтов:
1. Арабо-израильская война (1947—1949);
2. Суэцкий кризис 1956 года;
3. Шестидневная война 1967 года;
4. Египетско-израильская война на истощение 1967 года;
5. Война Судного дня 1973 года;
6. Первая ливанская война 1982 года;
7. Вторая ливанская война 2006 году.
Этот конфликт занимает важное место в геополитике Ближнего Востока, где ему сопутствует несколько проблем: нестабильность региона (из-за непризнания Государства Израиль большинством арабских стран), контроль Израиля над священной землей в Иерусалиме («священный город трех религий»), израильские поселения на Западном берегу и Голанских высотах, а также контроль Израиля над бассейном Тивериадского озера (важный ресурс питьевой воды).
Ближневосточный конфликт параллелен и частично связан с израильско- палестинским конфликтом, характеризующимся проблемой палестинских беженцев, обострением палестинского национального самосознания, зародившегося в 1920-х годах, но так и не воплотившегося в создание государства, и появлением в конце 1960-х групп палестинских радикалов, осуществляющих взрывы, захват заложников и угоны самолетов.
Район, находящийся в центре ближневосточного конфликта, имеет особое историческое и религиозное значение как для евреев и мусульман, так и для христиан. Евреи поселились в этом районе более чем за 1000 лет до нашей эры. Здесь зародилась еврейская религия. То есть основная причина, по которой конфликт так трудно разрешим, заключается в том, что «два народа разных верований и разных культур предъявляют исторические и в конечном счете исключительные претензии на одну и ту же территорию («Святую землю») с одним и тем же религиозным центром (Иерусалимом) . Израильтяне и арабы ссылаются на свои исторически законные претензии и в первую очередь воспринимают друг друга как угрозу.
Иными словами, конфликт имеет сложную ценностно-религиозную подоплеку, которая, фактически, делает позиции сторон непримиримыми, что серьезно осложняет потенциал его разрешения, поскольку, как отмечает М. М. Лебедева, «ценностный конфликт, в отличие от конфликта интересов, не может решаться с помощью компромисса и по своей природе является конфликтом с нулевой суммой, при которой выигрыш одного актора означает проигрыш другого».
В период холодной войны, арабо-израильский конфликт стал одним из наиболее значимых противоречий в мировой политике, влияющим на события в регионе и во всем мире. В этот период, США стали главным союзником Израиля, отправной точки при этом стала шестидневная война 1967 года, когда поддержали Израиль. СССР же, в свою очередь, стал поддерживать арабские страны, прежде всего Египет, Сирию и Иорданию, в том числе снабжая их оружием.
Иными словами, арабо-израильский конфликт стал не просто региональной проблемой, но и существенным фактором международной напряженности и влияния на глобальные проблемы.
США выступали посредниками и инициаторами многочисленных мирных конференций и переговоров, таких как Камп-Дэвидские переговоры в 1978 году и Мадридская конференция в 1991 году. Они также предложили планы мирного урегулирования, включая «Дорожную карту» в 2003 году, с целью достижения соглашения между двумя государствами - Израиля и Палестины - живущих рядом в мире и безопасности.
Однако, несмотря на все усилия США, проблемы и сложности в реализации американских инициатив стали явными. Возникали разногласия и недоверие между сторонами, а также нежелание уступать в некоторых спорных вопросах. Террористические акты, насилие и продолжающаяся израильская оккупация палестинских территорий также создавали препятствия для мирного урегулирования.
Актуальность исследования американской дипломатии в арабо-израильском конфликте в постбиполярном мире заключается в том, что этот конфликт продолжает оказывать значительное влияние на региональную и международную безопасность. Он остается одной из наиболее острых и спорных проблем в мировой политике, требующей постоянного внимания и усилий для достижения долговременного мирного урегулирования. Изучение роли и результатов американской дипломатии в этом контексте позволяет лучше понять динамику и сложности процесса урегулирования.
Объектом исследования является внешняя политика США.
Предмет исследования - внешнеполитический курс и отдельные инициативы американской дипломатии в отношении арабо-израильского конфликта.
Целью исследования является отражение эволюции внешней политики и оценка отдельных инициатив США по дипломатическому урегулированию арабо-израильского конфликта.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
— Выделить основные фазы в эволюции ближневосточной политики США в годы холодной войны;
— Отразить основные изменения в ближневосточной политике США после шестидневной войны 1967 г.;
— Определить роль американской дипломатии в урегулировании арабо - израильского конфликта в 1990-е гг.;
— Отразить основные изменения в ближневосточной политике США в XXI в;
— Определить причины изменений.
Степень научной разработанности проблематики. Рассматриваемая тема получила исследовательское внимание со стороны как российских, так и зарубежных специалистов. В частности, изучению американской дипломатии в арабо-израильском конфликте в постбиполярном мире свои труды посвятили такие авторы, как Д. С. Голубев, С. Х. Джопуа, О. О. Дмитриева, А. О. Колобов, В. Е. Панова, Г. И. Царегородцева и др.
Так, Д. С. Голубев исследовал концептуальные основы посредничества США в арабо-израильском конфликте на современном этапе, а также проанализировал основные стратегии и методы, которые США применяют в своем посредничестве. Г. И. Царегородцева исследовала «неустную дипломатию» США (т. е. непрерывные дипломатические усилия Соединенных Штатов по этому направлению) и ее возможного влияния на будущее конфликта - на перспективы в урегулировании арабо-израильского конфликта.
В. Е. Панова проанализировала подходы администраций президентов США с 20012020 гг. к ключевым проблемам арабо-израильского конфликта, включая анализ различных политических линий и политик. В то же время О. О. Дмитриева сосредоточилась на изучении подхода администрации Д. Трампа к урегулированию арабоизраильского конфликта - в работе автора были исследованы его политические стратегии и их эффективность (прежде всего т. н. «сделка века).
Исследуемая тема получила также широкое внимание со стороны зарубежных исследователей. Проблемой американской дипломатии в арабо-израильском конфликте в постбиполярном мире занимались такие ученые, как Кирстен Э. Шульце, Амит Шифф, Вирджиния П. Шеннон, Ричард О. Фридман, Омар А. Хамди, Джошуа Рубнер и др.
В частности, Кирстен Э. Шульце в своей книге рассматривает арабо-израильский конфликт в целом, включая его историю, ключевые этапы и текущее состояние.
А. Ибрагим предпринял попытку изучения многосторонней дипломатии на примере Мадридской конференции 1991 года - ключевого события в истории арабоизраильских отношений. Омар А. Хамди рассмотрел стратегические изменения в американской внешней политике по отношению к арабо-израильскому конфликту. Он проанализировал ключевые моменты и факторы, которые привели к изменениям в политической линии США.
Ричард О. Фридман в своей работе исследовал внешнеполитические стратегии и действия двух американских президентов, Джорджа Буша-младшего и Барака Обамы, в отношении арабо-израильского конфликта с 2001 по 2011 годы. Он изучил, как изменялись политические подходы и стратегии в разное время и под влиянием различных обстоятельств. Джошуа Рубнеррассмотрел наследие Барака Обамы в контексте конфликта между Израилем и Палестиной, анализируя его дипломатические усилия, инициативы и результаты президентского срока.
Амос Ядлин обсуждает последствия «Плана Трампа» по арабо-израильскому конфликту, рассматривая прогнозы и предположения о его дальнейших последствиях. Джей У. Яхайя в своей работе также исследует стратегию мира Дональда Трампа и возникающий в связи с ней конфликт между Израилем и Палестиной.
Вопросы американской дипломатии в арабо-израильском конфликте исследуются во многих академических институтах по всему миру. Ведущими в этой области являются такие институты, как Институт Ближневосточных исследований при Университете Джорджа Вашингтона, Центр Ближневосточных исследований при Университете Кембриджа, Институт исследования Израиля и Ближнего Востока при Университете Колумбия и другие.
В целом, хорошо освещены такие темы, как роль США в арабо-израильском конфликте, подходы различных администраций президентов США к этому конфликту, влияние американской внешней политики на развитие конфликта и ключевые моменты международной дипломатии в его разрешении. Менее освещены в академической литературе вопросы о специфике воздействия США на внутриполитическую ситуацию в Израиле и Палестине, а также оценка эффективности американских миротворческих инициатив со стороны общественности и политических элит этих стран.
В отношении американской роли в арабо-израильском конфликте существует широкий разброс мнений среди авторов. Некоторые ученые считают, что США играют важную и положительную роль в урегулировании конфликта, в то время как другие критикуют американскую политику за односторонний подход, поддержку Израиля или недостаточные усилия по достижению мира....
Арабо-Израильский конфликт занимает значительно важную роль во внешнеполитическом курсе Соединённых Штатов Америки. Данный конфликт формирует ближневосточную политику США с момента его начала. В связи с этим подходы администраций президентов к разрешению ситуации имели как схожести, так и различия.
Таким образом, арабо-израильский конфликт сопровождал холодную войну на протяжении более 30 лет, и в течение всего этого времени политика США в отношении конфликта прошла через несколько этапов.
Первый этап - период до 1967 года. В этот период США были скептически настроены по отношению к израильской политике и нацелены на поддержку арабских стран. США активно поддерживали создание государства Израиль, которое было провозглашено в 1948 году, но в то же время американские лидеры старались оставаться нейтральными в конфликте между Израилем и арабскими странами.
Второй этап - период с 1967 по 1973 годы. 1967 год стал важным рубежом для ближневосточной политики США, поскольку этот период характеризовался значительными изменениями в регионе и повлиял на дальнейшее развитие конфликта. Арабо-израильская война 1967 года, известная как «Шестидневная война», привела к значительному расширению территории Израиля за счет оккупации Синайского полуострова, плато Голан и Западного берега реки Иордан. США, поддерживавшие Израиль в этой войне, поставили перед собой задачу обеспечения без опасности Израиля и предотвращения дальнейшего распространения конфликта на регион в целом.
Третий этап - период с 1973 по 1979 годы. В этот период США начали искать возможности для мирного урегулирования арабо-израильского конфликта. В 1973 году в результате войны Судного дня мир на Ближнем Востоке оказался под угрозой, и США начали искать способы прекращения боевых действий. Американские лидеры начали участвовать в переговорах между Израилем и арабскими странами, призывая к прекращению военных действий и к мирному урегулированию конфликта.
В 1978 году США сыграли ключевую роль в проведении переговоров в Кэмп- Дэвиде, которые закончились подписаниями мирного соглашения между Израилем и Египтом. Соглашение было достигнуто благодаря посредничеству президента США Джимми Картера. В этот период США также начали активно участвовать в миротворческих миссиях на Ближнем Востоке, отправляя своих военных и дипломатических представителей в регион.
Четвертый этап - период с 1979 по 1991 годы. В этот период США продолжали работать над мирным урегулированием арабо-израильского конфликта и укреплением 45
своих позиций на Ближнем Востоке. В 1982 году США сыграли ключевую роль в проведении мирных переговоров в Ливане, которые закончились выводом иностранных войск из страны. В 1991 году США провели успешную военную операцию «Буря в пустыне», которая была ответом на иракское вторжение в Кувейт и которая позволила США укрепить свои позиции на Ближнем Востоке.
Эволюция политики США в контексте арабо-израильского конфликта в годы холодной войны была связана с изменением глобальной политической ситуации.
В начале периода США были скептически настроены по отношению к израильской политике, но после победы Израиля в войне 1967 года начали поддерживать Израиль в качестве стабильного союзника на Ближнем Востоке и партнера в противостоянии с СССР. Позже США начали активно искать возможности для мирного урегулирования арабо-израильского конфликта, проводя мирные переговоры и участвуя в миротворческих миссиях. В последний этап холодной войны США укрепили свои позиции на Ближнем Востоке, осуществляя активное участие в мирных переговорах и операциях, и постепенно переключившись на укрепление дипломатических отношений с арабскими странами.
В целом, эволюция политики США в контексте арабо-израильского конфликта в годы холодной войны отражает сложность данного конфликта и его значение для мировой политики. США старались найти баланс между поддержкой своих союзников на Ближнем Востоке и мирным урегулированием конфликта, используя свою политическую и экономическую мощь для достижения этой цели. Также США использовали конфликт для сдерживания влияния СССР в регионе, что подчеркивает важность Ближнего Востока для глобальной политики.
Американская дипломатия играла важную роль в арабо-израильском конфликте в постбиполярном мире, в особенности в период с 1991 по 2020 годы. Под руководством различных администраций США, включая администрации Б. Клинтона, Дж. Буша младшего, Б. Обамы и Д. Трампа, были предприняты попытки достичь мирного урегулирования и построить стабильный и устойчивый мирный процесс на Ближнем Востоке.
В 1990-е годы администрация президента Билла Клинтона активно вовлеклась в урегулирование арабо-израильского конфликта. Основными инициативами в этом периоде были Осло и Мадридский процессы, направленные на достижение мирного соглашения между Израилем и Палестинской национальной администрацией.
Осло и Мадридский процессы представляли собой серию переговоров и соглашений, которые начались в 1991 году с мирной конференции в Мадриде и продолжились в рамках секретных переговоров в Осло. Главной целью этих усилий было 46
создание мирного процесса и достижение окончательного соглашения между Израилем и Палестиной, включая вопросы о границах, статусе Иерусалима, правах беженцев и безопасности.
Переговоры в Осло привели к подписанию Израилем и Организацией Освобождения Палестины (ООП) Декларации о принципах, которая положила основу для дальнейших переговоров и признала право на существование друг друга. В результате были подписаны Осло I (1993) и Осло II (1995) соглашения, которые предусматривали переходные этапы в управлении и совместное управление территориями.
В последующие годы, в рамках администрации Дж. Буша младшего был представлен план Дорожная карта к миру, который предусматривал создание двух государств - Израиля и Палестины. Основной целью этого плана было достижение мирного урегулирования арабо-израильского конфликта путем создания двух независимых государств - Израиля и Палестины, сосуществующих в мире и безопасности.
План предусматривал ряд этапов и мер, которые должны были быть выполнены обеими сторонами для продвижения к мирному урегулированию. В частности, он включал призыв к прекращению насилия, созданию палестинского государства на временной основе, осуществлению реформ в Палестинской национальной администрации, прекращению израильских поселений на оккупированных территориях и обеспечению безопасности для обеих сторон.
При администрации Б. Обамы, ведущую роль в переговорном процессе играл Дж. Керри - он предпринимал усиленные усилия для возобновления переговоров между Израилем и Палестиной, но столкнулся с преградами и срывом переговоров. Керри проводит интенсивные переговоры с израильскими и палестинскими лидерами, предлагая компромиссные решения и стараясь преодолеть разногласия. Однако стороны не смогли достичь взаимоприемлемого соглашения, и переговоры оказались в тупике. Срыв переговоров был вызван непреодолимыми различиями в позициях и отсутствием взаимного доверия между сторонами.
С приходом к власти Д. Трампа, американская дипломатия представила «сделку века» - план урегулирования конфликта, который отличался от предыдущих предложений и вызвал смешанные реакции. План Трампа стремился создать условия для мирного урегулирования, предлагая признание Иерусалима в качестве столицы Израиля, а также признание суверенных прав Израиля на определенных территориях, включая некоторые поселения на Западном берегу реки Иордан. Кроме того, план предлагал урегулирование вопроса о беженцах и предоставление экономической помощи Палестине.
Однако план не получил широкой поддержки и был встречен критикой со стороны палестинцев, которые отвергли его как несправедливый и не учитывающий их основные требования. Некоторые другие страны тоже выразили свои сомнения относительно плана и его способности привести к долгосрочному урегулированию конфликта.
В целом, американскую дипломатию в арабо-израильском конфликте в постбиполярном мире можно охарактеризовать постоянными попытками достичь мирного урегулирования и поиска двухгосударственного решения. Однако различные факторы, включая сложность конфликта, разногласия сторон и внутренние политические проблемы, препятствовали достижению окончательного соглашения. Каждая администрация США вносила свой вклад и принимала свои подходы в поиске мира на Ближнем Востоке, но проблемы и сложности продолжали оставаться актуальными.
1. Добрынин А. Ф. Сугубо доверительно. Посол в Вашингтоне при шести президентах США (1962 - 1986 гг.) М.,1996.
2. Foreign Relations of the United States. Vol. 6. - Washington: United States Government Printing Office, 1949.
3. FRUS, 1969-1976, V. XXV. Arab-Israeli Crisis and War, 1973. Wash., 2011.
4. No. 205 Meeting: A. Eban — H. Byroade // Documents on the Foreign Policy of Israel. - Vol. 7. - 1952.
5. No. 208 M. Sharett [Washington] to the United States Division // Documents on the Foreign Policy of Israel. Vol. 7. 1952.
6. No. 81 Memorandum by Hoskins to Byroad // FRUS, 1952-1954. Th e Near and Middle
East. Vol. IX. Part 1. — URL: https://history.state.gov/historicaldocuments/ frus1952-
54v09p1/d81 (accessed 20.04.2023).
7. No. 82 Memorandum of Conversation by Byroade // FRUS, 1952-1954. Th e Near and Middle East. Vol. IX. Part 1. URL: https://history.state.gov/historicaldocuments/ frus1952-54v09p1/d82 (accessed 20.04.2023).
8. No. 205 Meeting: A. Eban — H. Byroade // Documents on the Foreign Policy of Israel. - Vol. 7. - 1952.
9. Reagan R. Address to the Nation on United States Policy for Peace in the Middle East,
September 1, 1982 // The American Presidency Project. URL:
https://www.presidency.ucsb.edu/documents/address-the-nation-united-states-policy-for- peace-the-middle-east (accessed 27.04.2023).
10. S/RES/338 (1973). URL: https://undocs.org/S/RES/338(1973) (accessed 26.04.2023).
11. The Camp David Accords. The Framework for Peace in the Middle East. URL:
https://www.peaceau.org/uploads/camp-david-accords-egypt-1978.pdf (accessed
29.04.2023).
12. The Camp David Accords. The Framework for Peace in the Middle East. URL:
https://www.peaceau.org/uploads/camp-david-accords-egypt- 1978.pdf (accessed
29.04.2023).
13. Стратегия национальной безопасности США 2002 года. URL: https://dl.booksee.org/genesis/89000/2f1b1cda445865f4771477370ec802bb/_as/H_Strate giya_nacionalnoi_bezopasnosti_Soedinennue(BookSee.org).pdf
14. Администрация Трампа готовит проект окончательного урегулирования
израильскопалестинского конфликта // News.ru. 2017. 02.11. URL:
http://www.newsru.co.il/mideast/12nov2017/ dogovor_702.html (accessed 02.05.2023).
15. Дорожная карта» продвижения к постоянному урегулированию палестиноизраильского конфликта: документы ООН. URL: www.un.org/russian/document (дата обращения: 14.05.2023)....77