ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ 2
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ФИЗИЧЕСКАЯ РЕКРЕАЦИЯ
В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 5
1.1 Физическая культура как обязательный элемент общей
культуры студентов 5
1.2 Физическая рекреация в сфере физического воспитания студентов 9
1.З Формы и функции физической рекреации в вузе 11
ГЛАВА 2 ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ 16
2.1 Значение двигательной активности в жизни человека 16
2.2 Нормы времени двигательной активности студентов 17
2.3 Особенности двигательной активности студентов 19
ГЛАВА 3 ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА 23
3.1 Организация процесса физического воспитания в Томском
государственном университете 23
3.2 Двигательная активность студентов 27
ВЫВОДЫ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36
ПРИЛОЖЕНИЕ А Распределение студентов по специализациям 44
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Анкета 47
Ретроспективный анализ исследований состояния здоровья студентов свидетельствует о неуклонном его ухудшении [24]. Большая часть студентов страдает функциональными и соматическими заболеваниями [58], а снижение уровня здоровья от младших курсов к старшим происходит за счет увеличения числа лиц с хроническими заболеваниями [24]. За годы обучения в вузе число здоровых студентов уменьшается на 25,9%, а хронически больных увеличивается на 20% [3]. Авторами отмечено, что неблагоприятные тенденции в состоянии здоровья студентов связаны с низким уровнем двигательной активности, дефицитом ночного сна и нарушениями режима питания [24, 31, 68]. Повседневная двигательная активность студентов не обеспечивает оптимальное функционирование основных физиологических систем организма [12].
Объект исследования: двигательная активность студентов Томского государственного университета.
Предмет исследования: объем двигательной активности студентов.
Цель исследования: выявить особенности двигательной активности студентов Томского государственного университета.
Задачи исследования:
- определить место и значение в условиях вуза физической культуры и физической рекреации;
- дать характеристику двигательной активности студентов;
- оценить уровень двигательной активности студентов Томского государственного университета.
1. Оздоровительно-рекреационное направление в образовательном процессе вуза является важным в сохранении здоровья и предусматривает использование средств физической культуры и физической рекреации, направленные на воспитание у студентов естественной потребности в организации здорового образа жизни.
2. Двигательная активность является непременным условием здоровья и успешной учебной деятельности студентов. При этом отмечается снижение ее объема, которое приводит к ухудшению здоровья студентов.
3. Установлено, что недельный, минимально необходимый объем специально организованной двигательной активности (8-10 часов в неделю), соблюдают только треть студентов Томского государственного университета.
1. Ашкеев Д.М. Рухова актившсть у способ! життя студентсько! молодь автореф. дис. канд. з ф1з. вих. i спорту: 24.00.02. К. 2012. 20 с.
2. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. М., ФиС. 1988.
3. Бальсевич В.К. Конверсия высоких технологий спортивной подготовки как актуальное направление совершенствования физического воспитания и спорта для всех // Теория и практика физической культуры. 1993. №4. С.21 -23.
4. Биологические ритмы / под ред. Ю. Ашоффа. М., Мир. 1984. Т.1. 414 с.
5. Васенков Н.В., Фазлеева Е.В. Гипокинезия как одна из причин ухудшения здоровья студентов // Вестник НЦБЖД. 2013. № 1 (15). С. 50 - 54.
6. Визитей Н.Н. Физическая культура личности. Кишинев, Штиинца. 1989.
7. Виленский М.Я. Основы здорового образа жизни студента. Роль физической культуры в обеспечении здоровья. - В. кн.: Физическая культура студента. М., Гардарики. 2001. С. 131 - 174.
8. Виноградова А.В. Психолого-педагогические проблемы
физического воспитания студентов // Научное сообщество студентов XXI столетия. // Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XIV междунар. студ. науч,- практ. конф. № 14. [Электронный ресурс] //
URL:httn://sibac.info/archive/humanities/guman8( 1 ll.pdf(дата обращения: 19.04.2016).
9. Виноградов П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни. 1996.
10. Выдрин В.М. Физическая рекреация - вид физической культуры // Культура физическая и здоровье. 2004. № 2. С. 18-21.
11. Вьюшин С.Г., Викулов А.Д. Физическое развитие студентов- первокурсников и необходимость его коррекции. 2014.
12. Гавришова Е.В. Регулирование двигательной активности студентов в зависимости от мотивации достижения успеха или избегания неудач: автореф. дис. к. пед. и.: 13.00.04. Санкт-Петербург, 2012. 20 с.
13. Геворкян Э.С. Динамика интегральных характеристик вариабельности сердечного ритма и психофизиологических показателей студентов в режиме однодневной и недельной учебной нагрузки // Физиология человека. 2006. Т. 32. №4. С. 57 - 63.
14. Гилев Г.А., Попков А.И., Романовский С.Е. Актуальность двигательной активности студентов вне сетки учебного расписания // Культура физическая и здоровье. 2014. №1(48). С. 59 - 62.
15. Гиподинамия [Электронный ресурс] // URL: http://www.med.cap.ru/Page. aspx?id=601989(дата обращения: 19.04.2016).
16. Горовой В.А. Физическая рекреация студентов. Мозырь. 2011.
17. Грачев О.К. Физическая культура. М., ИКЦ «МарТ». 2005. 464 с.
18. Гужаловский А. А Учебник для институтов физической культуры. М., Физкультура и спорт. 1986. 352 с.
19. Гулько Я.Н., Зуев С.Н., Каравашкина О.В. Физическая культура. М., Издательство ассоциации строительных ВУЗов. 2000. 430с.
20. Гусева Н.Л., Шилько В.Г. Оптимизация двигательной активности студентов на основе интеграции учебной и внеучебной деятельности // Теория и практика физической культуры. 2008. № 10. С. 26 - 28.
21. Двигательная активность и здоровье, биологические основы двигательной активности. [Электронный ресурс] // URL: http://www.naexamen.ru/otvet/9/obi/303.shtml(дата обращения: 19.04.2016).
22. Двигательная активность студенческой молодежи [Электронный ресурс] // URL http://cvberleninka.ru/article/n/dvigatelnava-aktivnost- studencheskoy-molodezhi(дата обращения: 19.04.2016).
23. Жеребцов А.В. Физкультура и труд. М. 1986.
24. Зайцев В.П., Манучарян С.В., Крамской С.И., Евсютина В.Б. Основные положения физической рекреации в вузе. [Электронный ресурс] //
URL:http://lib.SDOrtedu.ru/Dress/fvs/2010NlZp46-48.htm (дата обращения:
03.06.2016).
25. Задачи физической рекреации // К вопросу о понятии феномена «физическая рекреация» [Электронный ресурс] // URL: http://lib.sportedu.ru/press/tpfk/2001n4/p55-57.htm(дата обращения: 03.06.2016).
26. Задачи физической рекреации // Физическая рекреация как основа гармонизации и сохранение здоровья в студенческой среде [Электронный ресурс] // URL:http://www.scienceforum.ru/2013/307/6597(дата обращения: 03.06.2016).
27. Зайцев В.П. Формирование оздоровительной культуры студентов в специальном учебном отделении. Белгород, Изд-во ББТУ. 2003. 232 с.
28. Зайцев В.П., Олейник Н.А., Бостшцев В.К. Физическая рекреация в условиях современной цивилизации. Харьков. 2012.
29. Здоровье студентов: социологический анализ // отв. ред. И.В. Журавлева. М., Институт социологии РАН. 2012. 252 с.
30. Залевский Г.В., Кузьмина Ю.В. Психология здоровья студенческой молодежи. Томск, Том. гос. ун-т. 2012. 144 с.
31. Иванова В.В. Интеграция умственной работоспособности и двигательной активности студентов технического вуза в процессе профессиональной подготовки в вузе: автореф. ... к. пед. и.: 13.00.08. Чита, 2012. 23 с.
32. Ильиных И.С., Надюк И.В. Здоровье и физическое здоровье студентов в вузе // Материалы IV Международной научно-практической конференции «Физическая культура и здоровье студентов вузов» (31 марта 2008 г.). СПб., Изд-во СПбБУП. 2008. С. 49.
33. Ильинич В.И. Физическая культура студентов и жизнь. М., Бардарики. 2007. 366 с.
34. Кабачкова А. В Исследование индивидуальной адаптации студентов к учебной и физкультурной деятельности : автореф. ... к. биол. н.: 03.00.13. Томск, 2009. 25 с.
35. Казни Э.М. Проблема сохранения здоровья и развития учащихся в системе образования в условиях ее модернизации (на примере Кузбасса) // Валеология. 2002. №2. С. 10-15.
36. Кобяков Ю.П. Двигательная активность студентов: структура, нормы, содержание // Теория и практика физической культуры. 2004. №5. С. 44 - 46.
37. Кобяков Ю.П. Концепция норм двигательной активности человека // Теория и практика физической культуры. 2003. №1. С. 20 - 23.
38. Козлов Д.В. Повышение двигательной активности студентов на основе интеграции форм физического воспитания в вузе: автореф. дис. ... к. пед. н.: 13.00.04. - Красноярск, 2009. 20 с.
39. Крылов А.И., Веселкина Т.Е. Контроль и коррекция двигательной активности студентов с использованием интерактивных информационных технологий // Культура физическая и здоровье. 2014. №1(48). С. 57 - 59.
40. Культура // Википедия. [2006-2016]. [Электронный ресурс] // URL:http://m.wikipedia.org/7oldicH77690573(дата обращения: 13.04.2016)
41. Социология / Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. М., Гардарики. 2008. 512 с.
42. Лещинский Л. А. Берегите здоровье. М., Физкультура и спорт. 2001.
43. Лубышева Л.И. Ценности физической культуры в здоровом стиле жизни // Современные исследования в области спортивной науки, матер, междунар. конф. г. Санкт-Петербург. СПб., НИИФК. 1994. С. 57 - 59.
44. Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью // Теория и практика физической культуры. 1997. №6. С. 10-15
45. Ляпишев М.В. Педагогическая детерминация двигательной активности студентов в системе подготовки специалистов в непрофильном вузе: автореф. ... к. пед. и.: 13.00.08. Майкоп, 2006. 20 с.
46. Медик В.А. Университетское студенчество: образ жизни и здоровье. М., Логос. 2003. 200 с.
47. Менхин Ю.В., Менхин А.В.. Оздоровительная гимнастика: теория и методика. Ростов н/Д, Феникс. 2002.
48. Модель рекреации. [Электронный ресурс] // URL: http://d-cards.ru/shedevrv/luna-park5.html(дата обращения: 04.06.2016).
49. Мухамадиева А.А. Физическая культура и спорт как средства
сохранения и укрепления здоровья студентов // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(25).
URL: http://sibac.info/archive/guman/10(25).pdf(дата обращения: 19.04.2016).
50. Нормы двигательной активности. [Электронный ресурс] // URL:
http: //teachpro. ru/EOR/School/OB J Supplies 10/Html/der 10107, htm (дата
обращения: 19.04.2016).
51. О физической культуре и спорте в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 4 декабря 2007 года №329-Ф3 (в ред. от 3 ноября 2015 года) // КонсультантПлюс : справ, правовая система. - Электрон, дан. - Москва [1997-2016]. - URL:http://www.consultant.ru/(дата обращения: 19.04.2016).
52. Организация физического воспитания студентов в классическом университете с использованием спортивно-оздоровительных технологий [Электронный ресурс] // URL:http://lib.sportedu.ru/Press/TPFK/2007N3/p2-6.htm(дата обращения: 19.04.2016).
53. Орлов А.С. Концепция социологии рекреации // Социол. исследования. 1990. № 9. С. 102- 106.
54. Профессионально-прикладная физическая подготовка. М., Высшая школа. 1978.
55. Программирование занятий оздоровительным фитнесом / Л.Я. Иващенко, А.Л. Благий, Ю.А. Усачев. К., Наук. Свгг. 2008. 198 с.
56. Радаева С.В., Шилько В.Г. Учебная и внеучебная формы физического воспитания студентов с использованием спортивно- ориентированных технологий // Вестник Томского государственного университета. 2007. № 300-3. С. 75 - 77.
57. Рекреалогия - система наук об отдыхе. Киев, Знание. 1990. 16 с.
58. Румба О.Г. Система педагогического регулирования двигательной активности студентов специальных медицинских групп: автореф. дис. ... д. пед. и.: 13.00.04. Санкт-Петербург, 2011. 52 с.
59. Рыжкин Ю.Е. Психолого-педагогические основы физической рекреации: учеб, пособие. СПб, РГПУ им. Герцена 1997. 36 с.
60. Рыжкин Ю.Е. Физическая рекреация в сфере досуга человека // Теория и практика физической культуры. 2002. №5.С. 17-19.
61. Симаков А.В. Трудовой потенциал молодежи // Проблемы развития территории. 2012. № 2 (58). С. 55-61.
62. Суточная норма потребления калорий [Электронный ресурс] //
URL: httD://fitnessguides.ru/skolko-kalorii-nuzlmo-cheloveku-v-den/(дата
обращения: 02.05.16).
63. Схема модели личностно-ориентированной технологии формирования физической культуры студентов Организация физического воспитания студентов в классическом университете с использованием спортивно-оздоровительных технологий [Электронный ресурс] // URL: http://lib. SDortedu.ru/Press/TPFK/2007N3/D2-6.htm(дата обращения: 03.06.2016).
64. Сюпова М.С., Халикова С.С. Здоровье студентов как фактор сохранения трудового потенциала региона // Ученые заметки ТОГУ. 2013. Т. 4, № 4. С. 204 - 209.
65. Федеральные государственные образовательные стандарты, примерные учебные планы и программы высшего профессионального образования [Электронный ресурс] URL: http://www. sportedu.ru(дата обращения: 19.04.2016)..
66. ФГОС ВПО по направлениям подготовки 061000 «Государственное и муниципальное управление» (бакалавриат) М., Министерство образования РФ. 2000. 33 с.
67. Физическая культура: Учебник для студентов вузов / под общ. ред. В.И. Ильинича. М., Гардарики. 2007. 448 с.
68. Физическая реабилитация / под общей ред. проф. С.Н. Попова. Ростов н/Д, Феникс. 2005. С. 5 - 19.
69. Фурманов А.Г. Оздоровительная физическая культура.
70. Футорный С.М. Проблема дефицита двигательной активности студенческой молодежи // Физическое воспитание студентов. 2013. № 3. С. 75 - 79.
71. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. М., Академия. 2000. 480 с.
72. Ценностный потенциал физической культуры Физическая
культура основа формирования ценностей здорового образа жизни. [Электронный ресурс] // URL:httD://cvberleninka.rii/article/n/fizicheskava-kultura-osnova-formirovaniva-tsennostev-zdorovogo-obraza-zhizni (дата
обращения: 17.05.2016).
73. Ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью [Электронный ресурс] // URL:httD://lib.SDOrtedu.ru/Dress/tDfk/1997n6/D10-15.htm(дата обращения: 30.05.2016).
74. Ценности физической культуры [Электронный ресурс] // URL: httD://Dda.shDora.net/index.cgi?act=view&id=79027(дата обращения: 03.06.2016).
75. Черновский Г.Н. Двигательная активность - главный компонент здорового образа жизни студента // Современные вопросы теории и практики обучения в вузе. 2010. №10. С. 220 - 226.
76. Шилько В.Г. Личностно-ориентированный подход в физическом воспитании студентов // Вестник Томского государственного университета. 2004. №283. С. 205-210.
77. Шилько В.Г. Модернизация системы физического воспитания студентов на основе личностно-ориентированного содержания физкультурно-спортивной деятельности: Дне ... докт. пед. наук / В.Г. Шилько. Томск, 2003. 488 с.
78. Широбоков Д.В., Доценко А.Б. Физическая культура в структуре
ФГОС ВПО третьего поколения (организационно-содержательный аспект) [Электронный ресурс] / Материалы Всероссийской дистанционной научно-практической конференции «Физическая культура и спорт в современном обществе: проблемы и перспективы» URL:
http ://fksport. wordpress, com/2012/06/26/физическая-культура-в-структуре- фгос.ййп! (дата обращения: 15.07.2014).
79. WHO Library cataloguing-in-publication data. Global recommendations on physical activity for health. Geneva. 2010. 58 p.