Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Сущность прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации, рассмотрении и разрешении сообщений о преступлениях 11
1.1. Понятие, значение и специфика прокурорского надзора 11
1.2. Предмет, объект и пределы прокурорского надзора 22
2 Содержание прокурорского надзора за исполнением законов при
приеме, регистрации, рассмотрении и разрешении сообщений о преступлениях 30
2.1. Полномочия прокурора 30
2.2. Акты прокурорского реагирования 36
2.3. Организация прокурорского надзора 43
3 Перспективы развития прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации, рассмотрении и разрешении сообщений о преступлениях 47
3.1. Актуальные проблемы осуществления прокурорского надзора 47
3.2. Пути совершенствования и перспективы развития прокурорского
надзора 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ А 74
В рамках данного научного исследования рассмотрены важные аспекты прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации, рассмотрении и разрешении сообщений о преступлениях, их сущность, значение и особенности, а также объекты, субъекты и пределы этого надзора. Исследуемый вид прокурорского надзора является важным направлением деятельности прокуратуры, направленным на управление исполнением закона на ранних стадиях уголовного судопроизводства.
Актуальность исследования. На сегодняшний день обеспечение и защита прав и свобод граждан являются одной из важнейших задач государства. Статья 2 Конституции Российской Федерации (далее - Конституция РФ), закрепляющая права и свободы человека и гражданина как высшие ценности, является основой для формирования отраслевого законодательства и определяет принципы деятельности органов власти. Эти принципы воплощены в действующем Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации (далее - УПК РФ), который охватывает все стадии уголовного судопроизводства и определяет его структуру.
В настоящее время надзорная деятельность прокурора, направленная на обеспечение соблюдения норм федерального законодательства при разрешении сообщений о преступных деяниях, является составной частью системы надзора, осуществляемого прокуратурой в отношении органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность и производящих предварительное расследование, в том числе на стадии дознания и следствия.
Тем не менее, несмотря на наличие соответствующих правовых норм, вопрос обеспечения законности и эффективности деятельности на стадии возбуждения уголовного дела остается актуальным. Согласно статистике, представленной Генеральной прокуратурой Российской Федерации (далее - Генеральная прокуратура РФ), отмечается большое количество нарушений закона при приеме, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлениях. Так, за восемь месяцев 2021 года было выявлено 2372075 нарушений. По сравнению с аналогичным периодом 2020 года, когда было выявлено 2413104 нарушения закона, этот показатель несколько снизился. Однако такое количество нарушений в обоих периодах недопустимо и требует внимания на государственном уровне.
Столь высокий уровень нарушений законодательства при приеме, регистрации и проверке заявлений о преступлениях может свидетельствовать и о недостаточной эффективности работы правоохранительных органов. Анализируя практику работы следственных органов, можно сделать вывод, что в современных российских реалиях заявления граждан о преступлениях зачастую не регистрируются в течение длительного времени. Также широко распространена практика отказов в принятии процессуальных решений или создания бюрократических барьеров при передаче заявлений в другие ведомства, мотивированных загруженностью или иными причинами.
Сложившаяся ситуация подчеркивает необходимость изучения и разрешения этих вопросов в целях обеспечения соблюдения законности на ранних стадиях уголовного судопроизводства, защиты прав и свобод граждан. Целью данной работы является изучение локальных аспектов прокурорского надзора на стадиях приема, регистрации, рассмотрения и разрешения сообщений о преступлениях, выявление причин нарушений и разработка предложений и рекомендаций по совершенствованию деятельности прокуратуры в этой сфере.
Цель и задачи работы. Цель исследования заключается в комплексном анализе сущности и сферы действия прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации, рассмотрении и разрешении сообщений о преступлениях, а также анализ его содержания и перспектив развития.
Достижение поставленной цели предопределило необходимость решения следующих задач:
1) Исследовать понятие, значение и специфику прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации, рассмотрении и разрешении сообщений о преступлениях;
2) Рассмотреть предмет, объекты и пределы прокурорского надзора в данной сфере;
3) Проанализировать полномочия прокурора, акты прокурорского реагирования и организацию прокурорского надзора на начальной стадии уголовного процесса;
4) Выявить актуальные проблемы осуществления прокурорского надзора и предложить пути и перспективы совершенствования этого надзора.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с осуществлением прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации, рассмотрении и разрешении сообщений о преступлениях в контексте уголовного процесса.
Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие прокурорский надзор за исполнением законов при приеме, регистрации, рассмотрении и разрешении сообщений в контексте уголовного процесса, а также научные труды по исследуемой теме.
Теоретической основой данной работы стал обширный набор литературных источников. Андреев В. Б. и Инсаров О. А. в своих трудах изучают важность информатизации органов прокуратуры и ее роли в эффективности прокурорского надзора. Использование цифровых технологий, как указано в исследовании Исаенко В. Н., может улучшить прокурорский надзор и обеспечить более оперативную обработку сообщений о преступлениях.
Исследования, такие как Горбунов Е. С. и Даев В. Г., предоставляют информацию о системе организации и процедурах прокурорского надзора при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях.
Работы Баскова В. И. и Солодковой Ю. Л. рассматривают исторические аспекты прокурорского надзора в России, что может помочь в понимании его эволюции и текущей роли.
Ученые, такие как Романов А. А. и Нарзяева Я. Н., поднимают актуальные вопросы, связанные с прокурорским надзором и исполнением законов, что может служить отправной точкой для вашего исследования.
Эмпирическую базу настоящей работы составили Конституция РФ, УПК РФ, иные действующие нормативно-правовые акты (Федеральные законы РФ, Приказы Генерального прокурора РФ).
Методологическая основа работы включает в себя разнообразные методы научного познания, такие как анализ изучаемых явлений, обобщение, классификация, практический (эмпирический) метод, связанный с сбором и анализом конкретных данных об объекте исследования и оценкой результатов. Были также использованы сравнительно-правовой метод научного познания и формально-догматический метод. Эффективное сочетание этих методов позволило осветить различные аспекты прокурорского надзора на начальных этапах уголовного процесса и обеспечит более глубокое понимание данной проблематики.
Полученные в процессе исследования результаты позволили вынести на защиту следующие положения.
1) Полученные результаты подтверждают актуальность и необходимость законодательных изменений в сфере надзора за уголовным преследованием, особенно в части приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях. Предложения по усилению гарантий оперативного и бесперебойного приема и рассмотрения таких сообщений способствовали бы повышению эффективности этой деятельности.
Одной из серьезных проблем, выявленных в данном исследовании, является ограниченность полномочий прокуроров по возбуждению уголовных дел при обнаружении явных признаков преступления в ходе надзорной деятельности правоохранительных органов. В настоящее время 6
полномочия прокурора в этой области сводятся к тому, что дела передаются в компетентные органы для предварительного расследования. Однако в связи с возрастающими требованиями к соблюдению законности и гарантиям защиты прав граждан необходимо вернуть часть полномочий прокурора по возбуждению уголовного дела и передать их органу предварительного расследования.
Это изменение даст прокурору возможность более активно участвовать в принятии решений на ранних стадиях уголовного процесса, обеспечит более тщательный и беспристрастный анализ собранных доказательств и обстоятельств совершения преступления. Кроме того, прокуроры смогут лучше обеспечивать соблюдение процессуальных норм и принципов, а также осуществлять больший контроль за исполнением законов на стадии предварительного расследования.
2) В исследовании указывается на необходимость установления четких временных рамок для продления срока проверки информации о преступлении. Введение в законодательство нормы, позволяющей прокурорам при определенных обстоятельствах продлевать срок проверки до 30 дней, обеспечит более глубокий анализ и принятие обоснованных решений.
Оптимизация надзорной деятельности прокурора является важным аспектом обеспечения верховенства закона и прав граждан на ранних стадиях уголовного процесса. Для достижения этой цели необходимо установить четкие стандарты и процедуры деятельности прокуроров, обеспечить последовательность и согласованность их действий на каждой стадии.
В статье 144 УПК РФ закреплен важный аспект прокурорской деятельности - сроки проверки информации о преступлениях. Однако для более эффективного осуществления надзорных функций этот аспект требует дополнительного правового регулирования.
В частности, в исследовании предлагается установить четкое правовое регулирование обстоятельств, при которых прокурор может продлить срок проверки информации о преступлении на срок до 30 суток. Данное предложение предполагает, что прокуроры могут более гибко подходить к рассмотрению сложных и многофакторных дел, когда стандартный срок проверки недостаточен для тщательного анализа доказательств и принятия обоснованного решения.
Такое дополнительное правовое регулирование способствует усилению надзора за деятельностью прокуроров на ранних стадиях уголовного процесса, что, в свою очередь, способствует более полному соблюдению законности, защите прав и законных интересов граждан. Подобные правовые изменения способствуют оптимизации и совершенствованию надзорной деятельности прокуратуры, что в конечном итоге способствует повышению эффективности работы правоохранительных органов и соблюдению законности на ранних стадиях уголовного судопроизводства.
3) Выводы исследования указывают на необходимость пересмотра части статьи 146 УПК РФ, которая отводит прокурору всего 24 часа на вынесение постановления о законности возбуждения уголовного дела. Этот краткий срок может оказаться недостаточным для прокурора, чтобы провести тщательный анализ всех имеющихся данных и обосновать свое постановление, особенно в сложных уголовных делах. Увеличение этого срока до 48 часов может обеспечить более детальный анализ и обоснованное принятие решений. Прокурору требуется достаточно времени, чтобы оценить все имеющиеся доказательства, провести необходимые проверки и обеспечить их законность и достоверность. Это особенно важно в сложных или масштабных уголовных делах. Увеличение срока позволит прокурору консультироваться с коллегами, экспертами и другими специалистами для получения дополнительной информации и экспертного мнения. Дополнительное время позволит прокурору гарантировать соблюдение принципа справедливого судопроизводства и защиты прав и интересов всех сторон уголовного дела.
Это предложение не только способствует более качественному и обоснованному рассмотрению уголовных дел прокурором, но также может улучшить восприятие процесса среди общества и других участников уголовного процесса, так как оно демонстрирует стремление к более тщательному и справедливому судопроизводству.
4) Исследование подтверждает важность активного внедрения современных информационных технологий и цифровых инструментов в практику прокурорской работы, что позволит улучшить надзорную и аналитическую деятельность, включая оценку законности и обоснованности решений, принимаемых по результатам проверок сообщений о нарушении прав граждан. Создание и обслуживание баз данных, систем электронного документооборота и специализированных аналитических инструментов для обработки информации о ходе расследований и исполнения законов позволят прокурорам эффективно собирать и анализировать данные, что в свою очередь поможет им быстро выявлять нарушения законов и реагировать на них.
Внедрение централизованной системы мониторинга позволит прокурорам отслеживать ход расследований и статус рассмотрения сообщений о преступлениях в режиме реального времени, а также обеспечит оперативное реагирование на нарушения законов и улучшит координацию действий правоохранительных органов.
Применение аналитических исследований и технологий искусственного интеллекта позволит обрабатывать большие объемы данных, выявлять паттерны нарушений и предсказывать возможные проблемные ситуации, что даст возможность прокурорам принимать более обоснованные и информированные решения.
5) Разрозненность норм и требований, регламентирующих порядок приема, регистрации, рассмотрения и разрешения сообщений о преступлениях, оказывает негативное влияние на эффективность прокурорского надзора. Исследование обосновывает необходимость принятия нового федерального закона, регулирующего обязанность органов предварительного следствия использовать цифровые технологии для немедленного информирования прокуратуры о фактах обращения граждан с заявлениями о преступлениях и проведенных по ним проверках. Этот закон поспособствует более эффективному контролю и соблюдению принципов уголовного процесса, а также стандартизировал бы процедуры приема сообщений о правонарушениях и обязал органы предварительного следствия использовать цифровые технологии для незамедлительного информирования прокуратуры о фактах обращения граждан с заявлениями о преступлениях и проведенных по ним проверках
Структура диссертации. Структура магистерской диссертации обусловлена предметом, целями и задачами исследования. Диссертация включает введение, три главы, содержащие семь параграфов, заключение, список использованных источников и литературы.
Исследование, проведенное в рамках данной магистерской диссертации, направлено на комплексный анализ сущности и сферы действия прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации, рассмотрении и разрешении сообщений о преступлениях. Целью данного исследования было выявление сущности, анализ содержания, а также определение перспектив развития данного направления прокурорской деятельности.
В ходе исследования было выявлено, что прокурорский надзор за исполнением законов на стадии приема, регистрации, рассмотрения и разрешения сообщений о преступлениях играет критически важную роль в обеспечении законности и защиты прав граждан. Он направлен на соблюдение процессуального законодательства, обеспечивая соблюдение учетно-регистрационной дисциплины в правоохранительных органах. Деятельность государственных органов, ответственных за прием и обработку информации о преступлениях, имеет стратегическое значение для обеспечения законности и защиты прав граждан. На данной стадии уголовного процесса принимаются ключевые решения, которые оказывают непосредственное влияние на законные интересы и права граждан, а также на обязательства государства в защите этих прав согласно статье 2 Конституции Российской Федерации.
Заключение данной диссертации о прокурорском надзоре за исполнением законов при приеме, регистрации, рассмотрении и разрешении сообщений о преступлениях представляет собой комплексный обзор актуальных проблем в данной области и предложение конкретных мер для их решения. В данном контексте, следует подчеркнуть, что диссертация включает в себя не только исследование существующих проблем, но и предоставляет конструктивные рекомендации для улучшения ситуации и перспектив развития данной сферы деятельности органов прокуратуры.
Проблемы осуществления прокурорского надзора на стадии приема, регистрации, рассмотрения и разрешения сообщений о преступлениях, выявленные в диссертации, сфокусированы на ограничении полномочий прокурора в досудебном производстве, низком количестве возбужденных уголовных дел, отсутствии четких сроков предоставления материалов надзирающему прокурору, а также проблемах в приеме сообщений о преступлениях и их интерпретации. Кроме того, разрозненность норм и требований регулирования прокурорского надзора оказывает негативное влияние на его эффективность.
Одной из ключевых проблем, выделенных в диссертации, является ограничение полномочий прокурорского надзора в досудебном производстве, в связи с чем они были существенно ограничены с внесением соответствующих изменений в законодательство. Это привело к дисбалансу и снижению контрольных функций прокуроров.
Для решения этой проблемы, предлагается внести изменения в законодательство, чтобы изменить порядок приема, регистрации и разрешения заявлений и сообщений о преступлениях, что способствует более оперативной реакции на сообщения о преступлениях.
Важным моментом является также необходимость регламентации сроков проверки материалов надзирающим прокурором, а также продления срока вынесения постановления о законности возбуждения уголовного дела. Это позволит прокурорам более детально и обоснованно анализировать материалы и выносить обоснованные постановления.
Отмечается также проблема, связанная с отсутствием четких положений о сроках направления материалов доследственной проверки надзирающему прокурору, что может привести к нарушению принципов уголовного процесса. В связи с этим, предлагается установить четкую правовую регламентацию этого вопроса.
Система требований и законов, регулирующих порядок прокурорского надзора, также рассматривается как проблематичная в диссертации, из-за её 60
разрозненности, что негативно сказывается на эффективности надзора. Для решения этой проблемы предлагается принятие нового федерального закона «Об учете преступлений», который установит обязанность органов предварительного следствия использовать цифровые технологии для незамедлительного информирования прокуратуры о фактах обращения гражданина с заявлением о преступлении и проведенных по нему проверках.
В заключении, следует отметить, что разработанные в диссертации рекомендации и предложенные меры направлены на решение актуальных проблем, выявленных в сфере прокурорского надзора на стадии приема, регистрации, рассмотрения и разрешения сообщений о преступлениях. Эти меры позволят повысить эффективность прокурорской деятельности и обеспечить соблюдение законности на начальных этапах уголовного процесса. Таким образом, данная диссертация имеет практическую значимость и может быть использована в работе органов прокуратуры и при разработке законодательных инициатив по совершенствованию прокурорского надзора.
1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6- ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 01.07.2020 № 11- ФКЗ // КонсультантПлюс : справ, правовая система. - Версия Проф. - Электрон, дан. М., 2023. - Доступ из локальной сети Науч, б-ки Том. гос. ун¬та.
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ : (ред. от 04.08.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.08.2023) // КонсультантПлюс : справ, правовая система. - Версия Проф. - Электрон, дан. М., 2023. - Доступ из локальной сети Науч, б-ки Том. гос. ун-та.
3. О прокуратуре Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 17 января 1992 г. № 2202-1: (ред. от 24.07.2023 г.) // КонсультантПлюс : справ, правовая система. - Версия Проф. - Электрон, дан. М., 2023. - Доступ из локальной сети Науч, б-ки Том. гос. ун-та..
4. О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» [Электронный ресурс]: федер. закон от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ: (ред. от 22 декабря 2014 г.) И КонсультантПлюс : справ, правовая система. - Версия Проф. - Электрон, дан. М., 2023. - Доступ из локальной сети Науч, б- ки Том. гос. ун-та.
5. Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия [Электронный ресурс]: Приказ Генпрокуратуры России от 05 сентября 2011 г. № 277: (ред. от 19.08.2021 г.) // КонсультантПлюс : справ, правовая система. - Версия Проф.
- Электрон, дан. М., 2023. - Доступ из локальной сети Науч, б-ки Том. гос. ун-та.
6. Об утверждении Концепции цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры до 2025 года [Электронный ресурс]: Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 14 сентября 2017 г. № 627: (ред. от 20.07.2023 г.) // КонсультантПлюс : справ, правовая система. - Версия Проф. - Электрон, дан. М., 2023. - Доступ из локальной сети Науч, б- ки Том. гос. ун-та.
7. О порядке реализации положений части 1 статьи 136 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации [Электронный ресурс]: указание Генпрокуратуры России от 03 июля 2013 г. № 267/12: (ред. от 19.08.2021 г.) // КонсультантПлюс : справ, правовая система. - Версия Проф. - Электрон, дан. М., 2023. - Доступ из локальной сети Науч, б-ки Том. гос. ун-та.
8. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР от 27 октября 1960 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР. - 1960. - № 40 (утратил силу).
9. Абдуллаев, М. М. Полномочия прокурора при осуществлении надзора за соблюдением закона при регистрации и разрешении сообщений о преступлениях и возбуждении уголовного дела / М. М. Абдуллаев // Евразийский юридический журнал. -2017. -№ 3(106). - С. 211-213.
10. Агеев, А. Н. Организация прокурорского надзора в стадии возбуждения уголовного дела : специальность 12.00.11 "Судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность" : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Агеев Александр Николаевич.
- Москва, 2009. - 23 с.
11. Андреев В. Б., Инсаров О. А. Информатизация органов прокуратуры Российской Федерации / В. Б. Андреев, О. А. Инсаров: практ. пособие 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2019. - 69 с.
12. Анисимов Г. Г. Надзор за исполнением законов при приеме, регистрации, разрешении сообщений о преступлениях и рассмотрении обращений и жалоб в органах ФСБ / Г. Г. Анисимов. - Законность, 2017 - № 7.- С. 17-22.
13. Байтемиров К. Б. Направления совершенствования прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях / К. Б. Байтемиров // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. - 2020. - Т. 34, № 2. -С. 145-150.
14. Барабаш Д. И. Пределы прокурорского надзора в сфере безопасности дорожного движения // Научный журнал КубГАУ. - 2014. - №102.- С. 24-28.
15. Басков В. И. История прокуратуры Российской империи // Вестник МГУ. Сер. 11. «Право». - 1997. - № 2. - С. 15-23...76