Введение 3
1 Теоретические основы реализации образовательных программ высшего образования 6
1.1 Роль высшего образования в развитии экономики страны 6
1.2 Принципы реализации образовательных программ высшего образования 10
1.3 Нормативно-правовое регулирование финансового обеспечения реализации
образовательных программ высшего образования 17
2 Анализ факторов, влияющих на стоимость реализации образовательных программ
высшего образования 24
2.1 Выявление факторов, влияющих на стоимость образовательных программ высшего
образования 24
2.2 Рейтинговая оценка образовательных организаций высшего образования России ....31
2.3 Сравнительный анализ стоимости образовательных программ университетов
России 36
3 Анализ деятельности образовательных организаций высшего образования Томской
области 43
3.1 Характеристика деятельности образовательных организаций высшего образования
Томской области 43
3.2 Сравнительный анализ стоимости образовательных программ университетов Томской области 50
3.3 Направления совершенствования и рекомендации по формированию стоимости
образовательных программ высшего образования 61
Заключение 66
Список использованных источников и литературы 68
Приложение А Цены на образовательные программы 50 образовательных организаций высшего образования России по рейтингу Интерфакс 75
Приложение Б Объем финансирования образовательных организаций по регионам 77
Образование играет ключевую роль в развитии человеческого капитала, определяя будущее трудоустройство выпускников, их уровень жизни и зарплаты. Инвестиции в образование - это инвестиции в будущее страны, ее экономическую конкурентоспособность и инновационный потенциал.
Высшее образование сегодня - это важнейшая составляющая эффективной жизни социума. Без равного и свободного доступа к высшему образованию невозможно представить поступательное и интенсивное развитие любого общества. Важно, чтобы не имелось существенных преград к получению образования из-за различных факторов, прежде всего финансовых.
В финансирование высшего образования вкладываются как государство, так и домохозяйства. Государство обеспечивает доступность образования через систему субсидий, грантов, стипендий и льготных кредитов. Домохозяйства же несут расходы на обучение, проживание, питание и другие нужды студентов.
С одной стороны, важно сделать образование доступным для всех. Это позволит повысить уровень образования населения, увеличить количество квалифицированных специалистов и, как следствие, стимулировать экономический рост. С другой стороны, необходимо обеспечить качество образования. Для этого требуются значительные финансовые ресурсы, которые могут быть получены за счет платного обучения.
Необходимо также проводить мониторинг расходов на образование. Это позволит выявить неэффективные расходы и оптимизировать использование средств.
Данное исследование поможет разработать рекомендации по формированию стоимости образовательных программ высшего образования. Тема выпускной квалификационной работы актуальна в контексте стремительных изменений в сфере образования и необходимости обеспечить устойчивое и качественное развитие образовательной системы.
Значительный вклад в исследование взаимосвязей системы образования и экономики внесли работы многих российских ученых и экспертов. Среди авторов Я.И. Кузьминов, Н.С. Силантьева, И.Ю. Забатурина, М.С. Чеботарева и др. Проблемы экономических отношений в системе образования были продемонстрированы в работах В.И. Байденко, Т.А. Лобовской и т.д. Однако, в условиях постоянного изменения экономической ситуации и совершенствования законодательства в сфере образования, тема остается актуальной и требует дальнейшего изучения.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка направлений совершенствования по формированию стоимости образовательных программ высшего образования.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
1. определить роль высшего образования в экономике страны и для обучающихся;
2. рассмотреть основы нормативно-правового регулирования финансового обеспечения реализации образовательных программ высшего образования;
3. выявить факторы, влияющие на стоимость образовательных программ высшего образования;
4. провести сравнительный анализ стоимости образовательных программ университетов России;
5. дать характеристику деятельности университетов Томской области;
6. провести сравнительный анализ стоимости образовательных программ университетов Томской области;
7. разработать направления совершенствования и рекомендации по формированию стоимости образовательных программ высшего образования.
Объектом исследования являются образовательные программы образовательных организаций высшего образования.
Предметом исследования является формирование стоимости образовательных программ в образовательных организациях высшего образования.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные рекомендации могут быть полезны для руководителей учебных заведений и факультетов при принятии решений о ценообразовании и разработке стратегий привлечения студентов. Такой анализ поможет университетам быть конкурентоспособными и привлекать качественных студентов. Проведенное сравнение цен также может быть интересно домашним хозяйствам при планировании расходов на свое обучение или обучение детей, абитуриентам.
Методы исследования включают в себя: систематизация нормативной базы, обобщение теоретических и статистических материалов, сравнительный анализ, синтез и классификация, сбор первичных данных из открытых источников.
Информационную базу исследования составили статистические материалы, нормативно-правовые акты, материалы научно-практических конференций и семинаров, научные статьи и монографии по проблеме исследования, аналитические данные Интерфакса, ВШЭ, Министерства образования и науки, приказы о стоимости образовательных программ высшего образования России, материалы, собранные автором в ходе прохождения практики: ВПО университетов Томской области.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.
Высшее образование является ключевым фактором для экономического развития страны и повышения ее конкурентоспособности на мировом рынке. Квалифицированные специалисты, получившие образование на уровне высшего образования, играют важную роль в различных отраслях экономики, способствуя инновациям, технологическому прогрессу и повышению производительности труда. Высшее образование также способствует росту доходов населения, улучшению уровня жизни и снижению уровня безработицы, обеспечивая гражданам больше возможностей для карьерного и личностного развития.
Однако значимость высшего образования простирается не только на экономику страны, но и на общество в целом. Образованные люди обладают лучшими знаниями и навыками, что способствует развитию культуры, науки и гражданского общества. Высшее образование также является фактором социальной мобильности, позволяя людям из различных социальных групп получить доступ к новым возможностям и улучшить свое положение в обществе.
Нормативно-правовое регулирование финансового обеспечения образования в государстве играет важную роль в плане доступности и качества образовательных услуг. Эффективное управление бюджетными средствами, разработка прозрачных механизмов распределения ресурсов и поддержка инноваций в образовательной сфере способствуют повышению эффективности системы образования и достижению стратегических целей развития страны. Правильное регулирование также помогает справиться с вызовами, такими как неравенство в доступе к образованию, сохранение качества образования и соблюдение прав граждан на получение образования.
По итогам сравнительного анализа стоимости образовательных программ в университетах России можно прийти к выводу, что ценовая политика образовательных организаций высшего образования во многом зависит от уровня инфляции и социально¬экономического положения региона или страны. Региональные особенности, такие как расположение, уровень доходов населения и ценовая политика флагманских университетов региона, играют важную роль в определении стоимости обучения. В России, где наблюдается высокая региональная дифференциация образовательного пространства, эти факторы имеют особое значение.
Стоимость обучения также зависит от профиля образовательной программы, ее престижа, себестоимости и уровня подготовки. Условия обучения, такие как соотношение преподавателей и студентов, размер учебной группы, а также факторы, связанные с пребыванием иногородних студентов в кампусе, оказывают влияние на выбор абитуриентов при поступлении.
По итогам сравнительного анализа стоимости образовательных программ университетов Томской области, регион занимает четвертое место по объему финансирования высшего образования среди регионов России. Это говорит о том, что система высшего образования в регионе развита достаточно хорошо, влияет также наличие в Томской области крупных научно-образовательных центров. Бюджет федерального уровня является основным источником финансирования, обеспечивая 80% всех поступлений.
Уровень государственного финансирования университетов Томской области выше, чем в других регионах России (за исключением Москвы, Санкт-Петербурга и Татарстана), что позволяет университетам предлагать более низкие цены на обучение, так как им не нужно полностью окупать свои расходы за счет платы за обучение.
Относительно недорогое обучение и высокое качество образовательных программ и делают Томские университеты привлекательными для абитуриентов.
Университеты адекватно оценивают свои рейтинговые позиции, заметно, как университеты стратегически маневрируют количеством бюджетных и платных мест, то есть регулируют количество платных и бюджетных мест в зависимости от спроса и потребностей рынка труда.
В результате проведенного анализа, выявлены факторы, которые влияют на стоимость образовательных программ в университетах России и Томской области, а также предложены рекомендации, которые стоит учитывать при формировании стоимости образовательных программ высшего образования:
1. Повышение рейтинговых показателей;
2. Оптимизация финансового менеджмента;
3. Совершенствование системы управления;
4. Укрепление связи с работодателями;
5. Расширение возможностей для коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности.
1. Конституция Российской Федерации : принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. : (с изм. от 1 июля 2020 г.) // КонсультантПлюс : надежная правовая поддержка. - М., 2024. - URL:https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 28399/(дата обращения: 03.02.2024).
2. О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» : федер. закон от 14 июля 2022 г. № 295-ФЗ // КонсультантПлюс : надежная правовая поддержка. - М., 2024. - URL:https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW
421841/(дата обращения: 08.02.2024).
3. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ : (ред. от 25 дек. 2023 г.) // КонсультантПлюс : надежная правовая поддержка. - М., 2024. - URL:https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 140174/(дата обращения: 08.02.2024).
4. Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг : Постановление Правительства РФ от 15 сен. 2020 г. № 1441 // КонсультантПлюс : надежная правовая поддержка. - М., 2024. - URL:https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW
362652/(дата обращения: 20.03.2024).
5. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры : приказ Минобрнауки России от 19 дек. 2013 г. № 1367 : (ред. от 15 янв. 2015 г.) // КонсультантПлюс : надежная правовая поддержка. - М., 2024. - URL:https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW
_473360/54aa2a74b4b20bb92ce0fb3d584d8de438cb983e/(дата обращения: 20.03.2024).
6. О формировании стоимости платных образовательных услуг по реализации
образовательных программ высшего образования и среднего профессионального образования : <Письмо> Минобрнауки России от 30 марта 2016 г. № АП-465/18 // Гарант : информационно-правовой портал. - М., 2024. - URL:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71265668/(дата обращения: 20.03.2024).
7. Об оказании платных образовательных услуг : <Письмо> Минобрнауки
России от 15 янв. 2015 г. № АП-58/18 // КонсультантПлюс : надежная правовая поддержка. - М., 2024. - URL:https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 56419/(дата
обращения: 20.03.2024).
8. Алпатов Ю. М. Государственный контроль (надзор) в сфере образования / Ю. М. Алпатов, В. В. Гребенников, Л. Ю. Грудцына [и др.] // Право и управление. - 2021. - № 5. - С. 82-89.
9. Алтунина В. В. Роль образования в экономическом развитии страны / В. В. Алтунина, А. И. Алтунина // Креативная экономика. - 2019. - Т. 13. - № 11. - С. 2159-2168.
10. Базовые нормативы затрат на оказание услуг по реализации программ
высшего образования и дополнительного профессионального образования и территориальные коэффициенты // Министерство науки и высшего образования в Российской Федерации. - М., 2024. - URL:
https://www.minobrnauki.gov.ru/about/deps/dep/values/(дата обращения: 20.03.2024).
11. Божечкова, А.В. Эконометрическое моделирование влияния человеческого капитала на экономический рост в регионах России // Аудит и финансовый анализ. - 2018.
- № 1. - С. 90-99.
12. Бондарчук Д. В. Вопросы нормативно-правового регулирования и контроля финансово хозяйственной деятельности организаций высшего образования // Инновации и инвестиции. - 2018. - № 12. - С. 144-148.
13. Булыгин А. С. Риски в деятельности образовательных организаций: организационно-правовые аспекты / А. С. Булыгин, Н. В. Самсонов // Научный диалог. - 2018. - № 1. - С. 222-230.
14. Высшая школа экономики. - М., 2023. - URL:https://www.hse.ru/(дата обращения: 05.10.2023).
15. Дмитриенко А. С. Факторы ценообразования в российских государственных вузах // Экономический журнал Высшей школы экономики. - 2021. - Т. 25. - № 3. - С. 379¬402.
16. Зенкова М. А. Административно-правовое регулирование деятельности системы образования в Российской Федерации // Вестник Уральского института экономики, управления и права. - 2019. - № 3 (36). - С. 85-90.
17. Зимняя Е. И. Педагогика высшей школы / Е. И. Зимняя. - М. : Изд. дом «МИФ». - 2020. - 157 с.
18. Зубок Ю. А. Отношение молодежи к образованию как фактор повышения эффективности подготовки высококвалифицированных кадров / Ю. А. Зубок, В. И. Чупров // Социологические исследования. - 2019. - № 8. - С. 110-111.
19. Индикаторы образования : 2023 : статистический сборник / Н. В. Бондаренко, Т. А. Варламова, Л. М. Гохберг и др. // Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М. - 2023. - 432 с.
20. Итоговые значения и величина составляющих базовых нормативов затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ высшего образования, отраслевые корректирующие коэффициенты и порядок от 23 июня 2022 г. // Портал информационного взаимодействия с организациями и учреждениями, участниками бюджетного процесса Минобрнауки России. - М., 2024. - URL:https://www.cbias.ru/wp-content/uploads/2022/10/2022 06 23 BNZ-VO-2023.pdf(дата обращения: 24.03.2024).
21. Камакина О. В. Методика расчета цены образовательной услуги учреждений
профессионального образования / О. В. Камакина, Е. Л. Саксонова, И. В. Трунова // Ярославский педагогический вестник. - М., 2024. - URL:
https://vestnik.yspu.org/releases/pedagoka i psichologiy/16 3/(дата обращения: 02.12.2023).
22. Караткевич С.Г. Методы формирования и оценки человеческого капитала социотехнических систем // Вопросы экономики и права. - 2019. - № 7. C. 54
23. Константиновский Д. Л. Образование, рынок труда и социальное поведение молодежи // Социологический журнал. - 2017. - № 3. - С. 55-69.
24. Максименко С. Р. Роль и значение высшего образования в современной России / С. Р. Максименко, С. В. Кривошапова // Электронный периодический научный журнал «SCI-ARTICLE.RU». - 2019. - URL:https://sci-article.ru/stat.php?i=1431851831(дата обращения: 12.01.2024).
25. Малхасьян Д. К. Сравнительный анализ стоимости образовательных услуг в России и за рубежом / Д. К. Малхасьян, Я. А. Кохан, А. И. Швабелянд // Аллея науки. -
2018. - Т.7. - №11. - С. 337-343.
26. Мамбетова Р. М. Роль высшего образования в формировании молодого специалиста и проблема трудоустройства / Р. М. Мамбетова, Р. Р. Хабибулина // Образование, инновации, исследования как ресурс развития сообщества : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 18 дек. 2017 г.). - Чебоксары : ИД «Среда». - 2017. - С. 351.
27. Международная стандартная классификация образования МСКО 2011 //
Институт статистики ЮНЕСКО. - 2013 - URL:
https://uis.unesco.org/sites/default/files/documents/isced-2011-ru.pdf(дата обращения: 22.04.2024).
28. Министерство науки и высшего образования в Российской Федерации. - М., 2024. - URL:https://minobrnauki.gov.ru/(дата обращения: 20.04.2024).
29. Морковкин Д. Е. О роли качества современной системы образования в социально-экономическом развитии России // Современные научные исследования и инновации. - 2018. - № 10. - С. 363-367.
30. Муромцева А. К. Значение высшего образования для формирования
современного общества // IX Всероссийская научно-практическая конференция молодых ученых «Россия молодая». - 2018. - URL: https://science.kuzstu.ru/wp-
content/Events/Conference/RM/2017/RM17/pages/Articles/0704035-.pdf(дата обращения: 13.02.2024).
31. Национальный рейтинг университетов // Интерфакс : Высшее образование в
России. - М., 2024 - URL:
https://academia.interfax.ru/ru/ratings/?rating=1&year=2023&page=1(дата обращения: 01.03.2024).
32. Нестеренко В. И. Экономика высшего образования // Финансовый университет. - 2019. - 112 с.
33. Образование и экономический рост / А. В. Божечкова, Т. Л. Клячко, А. Ю. Кнобель, А. Н. Лощенкова [и др.]. - М. : Изд. дом «Дело» РАНХиГС. - 2019. - 120 с.
34. Общий рейтинг российских вузов «Национальное признание» : лучшие вузы
2023 // УниверЭксперт : Академический критик. - М., 2024. - URL:
https://univer.expert/akademicheskiye-reytingi-vuzov-2023/obshchiy-reyting-2023/ (дата
обращения: 23.04.2024).
35. ОК 009-2016. Общероссийский классификатор специальностей по
образованию : приказ Росстандарта от 08 дек. 2016 г. № 2007-ст // КонсультантПлюс : надежная правовая поддержка. - М., 2024. - URL:
https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 212200/13bda884ef79c04257e6825aee1ede9192db238b/(дата обращения 15.03.2024).
36. Осипова Т. Ю. Способ финансирования высшего образования как фактор финансовой социализации студентов / Т. Ю. Осипова, Е. Н. Клименко, Е. Д. Тарасова // Проблемы учета и финансов. - 2015. - № 3. - С. 31-35. - URL: http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000527139(дата обращения: 24.12.2023).
37. Пашахина Е. А. Роль образования в экономическом развитии // Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент. - 2020. - № 2. - С. 9-14.
38. Президент России подписал указ о запуске пилотного проекта по изменению
уровней профессионального образования // Министерство науки и высшего образования в Российской Федерации. - М., 2024. - URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-
center/news/novosti-ministerstva/67889/(дата обращения: 25.04.2024).
39. Приоритет 2030 | Государственная программа поддержки университетов Российской Федерации // Министерство науки и высшего образования в Российской Федерации. - М., 2024. - URL:https://priority2030.ru/(дата обращения: 24.03.2024).
40. Пурьева Д. Н. Сравнение стоимости обучения в российских и зарубежных вузах / Д. Н. Пурьева, Д. И. Гильдеева, Е. М. Быстрова // Проблемы и перспективы международной интеграции в современном бизнесе. - 2019. - Т.3. - С. 469-471.
41. Рейтинг лучших вузов России RAEX-100, 2023 год // Рейтинговое агентство
RAEX («РАЭКС Аналитика»). - М., 2024. - URL: https://raex-
rr.com/education/russian universities/top-100 universities/2023/(дата обращения: 24.03.2024).
42. Романович М. А. Актуальные вопросы и анализ рынка образовательных услуг в постпандемийный период // М. А. Романович, Х. Мохсени, Л. Г. Романович, И. А. Кузнецова // Экономика. Информатика. - 2022. - № 48(4). - С. 717-725.
43. Российские вузы в рейтинге мировых университетов QS 2024 // Интерфакс -
Высше образование в России. - М., 2024. - URL:
https://academia.interfax.ru/ru/analytics/research/10839/(дата обращения: 24.03.2024).
44. Россияне с высшим образованием назвали свою идеальную зарплату //
Lenta.ru: Новости России и мира сегодня. - М., 2023. - URL:
https://lenta.ru/news/2023/09/25/bolshe/(дата обращения: 23.12.2023).
45. Сагинова О. В. Трансформационные процессы в высшем образовании / О.В. Сагинова. - М. : Палеотип. - 2019. - 272 с.
46. Сведения о материально-технической и информационной базе, финансово-экономической деятельности образовательной организации высшего образования : Форма № ВПО-2 // Министерство науки и высшего образования в Российской Федерации. - М., 2024. - URL:https://minobrnauki.gov.ru/action/stat/highed/(дата обращения: 26.03.2024).
47. Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность
по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры : Форма № ВПО-1 // Министерство науки и высшего образования в Российской Федерации. - М., 2024. - URL:
https://minobrnauki.gov.ru/action/stat/highed/(дата обращения: 26.03.2024).
48. Стоимость обучения // Основной сайт Томского государственного университета. - Т., 2023. - URL:https://www.tsu.ru/education/opou/stoimost obucheniya.php(дата обращения: 13.12.2023).
49. Столяров В. И. Экономика образования : учебник для студентов вузов / В. И. Столяров, С. Н. Поздняк. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : КУРС : ИНФРА-М. - 2021. - 384 с.
50. Стукалова И. Б. Соотношение стоимости образовательных услуг и рейтинговой позиции вузов / И. Б. Стукалова, А. А. Стукалова // Российский журнал предпринимательства. - 2018. - Т. 17. - № 18. - С. 2395-2414.
51. Территориальные корректирующие коэффициенты к базовым нормативам
затрат, применяемые при расчете нормативных затрат на оказание государственных услуг в целях расчета субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания федеральными государственными бюджетными и автономными учреждениями, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, и порядок их применения от 23 июня 2022 г. // Портал информационного взаимодействия с организациями и учреждениями, участниками бюджетного процесса Минобрнауки России. - М., 2023. - URL:
https://www.cbias.ru/wp-content/uploads/2022/10/2022 06 23 TK-MON-2023.pdf (дата
обращения: 14.12.2024).
52. Университеты для будущей элиты. 100 лучших вузов России по версии Forbes // Forbes.ru. - М., 2024. - URL:https://www.forbes.ru/karera-i-svoy-biznes/378695-universitety-dlya-budushchey-elity-100-luchshih-vuzov-rossii-po-versii(дата обращения: 29.03.2024).
53. Устюжанин В. Л. Модели организации высшего образования // Бизнес. Образование. Право. - 2021. - № 3. - С. 144-152.
54. Федеральная служба государственной статистики: официальный сайт. - М., 2023. - URL:https://www.gks.ru/(дата обращения: 05.10.2023).
55. Федосеева Л. А. Нормативно-правовое обеспечение образовательной
деятельности в Российской Федерации // Современные научные исследования и инновации. - 2020. - № 1. - URL:https://web.snauka.ru/issues/2020/01/91085(дата обращения:
13.02.2024).
56. Характеристика системы высшего образования в РФ // Информационно¬аналитические материалы по результатам проведения мониторинга деятельности образовательных организаций высшего образования. - М., 2024. - URL: https://monitoring.miccedu.ru/?m=vpo(дата обращения: 29.03.2024).
57. Цыплакова С. А. Нормативно-правовое регулирование в сфере образовательной деятельности / С. А. Цыплакова, Н. В. Быстрова, О. И. Госельбах // Инновационная экономика : перспективы развития и совершенствования. - 2019. - № 4 (38). - С. 105-110.
58. Штунь В. А. Сравнительный анализ стоимости высшего образования в разных странах и исследование степени автономии студентов / В. А. Штунь, А. В. Дьячкова // Социально-демографические проблемы российского прародительства. - Екб, 2019. - С. 880-883.
59. Эффективность расходов на образование, человеческий капитал, сложность экономики и экономическое развитие регионов России / А. В. Божечкова, Т. Л. Клячко, А. Ю. Кнобель, И. Л. Любимов, Д. Г. Миракян, И. В. Якубовский. - М. : Изд. дом «Дело» РАНХиГС. - 2020. - 148 с.
60. Янова В. В. Концептуальные подходы к организационно-правовым формам хозяйствования российских вузов / В. В. Янова, Е. А. Янова // Пространство экономики. -
2019. - Т. 8. - № 2-2. - С. 240-245.
61. College Enrollment &Student Demographic Statistics // Education Data Initiative
: College Costs & Student Loan Research. - [S.1.], 2024.
- URL:https://educationdata.org/college-enrollment-statistics#:~:text=Among%20new%20high%20school%20graduates%2C%2018.5%25%20enroll%20in%202-,secondary%20students%20attend%20public%20institutions(дата обращения: 23.03.2024).
62. QS World University Rankings 2024 : Top global universities // Top
Universities. - [S.1.], 2024. - URL:https://www.topuniversities.com/world-university-
rankings?region=Europe&countries=ru(дата обращения: 23.04.2024).