АННОТАЦИВведение 4
Глава 1. Теоретические основы и практический опыт музеев под открытым небом 14
1.1. Понятие и типологические особенности музеев под открытым небом ...14
1.2. Изучение отечественного опыта создания музеев под открытым небом в
России 17
Глава 2. История создания и функционирования музеев под открытым небом в Сибири 23
2.1. Влияние социокультурных условий на формирование историко-культурной среды для создания музеев под открытым небом в Сибири 23
2.2. Изучение опыта создания на территории Сибири музеев под открытым
небом 26
2.3. Анализ перспектив развития существующих музеев под открытым небом
в Сибири 50
Заключение 57
Список литературы 60
Приложения Я 3
Актуальность темы исследования. В условиях глобализации возросло значение музеев в формировании позитивного имиджа стран, регионов, личностного потенциала посетителей. Музей стал центром культуры, который является не только местом выявления, хранения и экспонирования историко-культурного наследия, институтом когнитивного и эмоционального воздействия на человека. Основой музеев под открытым небом являются недвижимые памятники археологии, архитектуры, истории и культуры, уникальные природные объекты. В них движимые экспонаты имеют сопутствующее значение по наполнению внутренних объемов недвижимых памятников и его окружения. Музей выступает инструментом формирования исторической памяти, основой национального самосознания, представляет события прошлого, вовлекает человека в мир истории.
Историческая память и музей как феномены социокультурной реальности, имея общие основания, взаимодействуют и влияют друг на друга.
Работа по сохранению культурного наследия имеет огромное эмоциональное, воспитательное значение, укрепляет национальное самосознание народа, помогает каждому человеку глубже понять свою личную сопричастность со своим народом и с его великой культурой, воспитывает чувство национального самосознания и национальной гордости. Использование объектов культурного наследия, его сохранение, без всякого сомнения, является важнейшим фактором развития государства и его укрепления.
В Российском музееведение имеет свою классификацию, периодизацию, методологию. Которые трансформируются в соответствии с общественными запросами. Особенностью музеев под открытым небом в Сибири, является то, что многие из них опираются на деревянное зодчество. Деревянная архитектура в России это удивительное, не имеющее аналогов в мире, зодчество. Она по праву является одним из вкладов в мировую культуру. В России еще в XIX в. деревянные постройки определяли облик большинства деревень, сел и городов. Традиция возведения построек из дерева неотъемлемая для всей русской строительной культуры и истории. Однако этот огромный пласт художественной и строительной культуры находится на грани полного исчезновения.
В Сибири уже есть опыт сохранения, а также использования памятников деревянного зодчества в форме историко архитектурно- этнографических музеев под открытым небом «Тальцы», «Ангарская деревня», «Шушенское», которые востребованы населением.
Термин «этнографический» за музеями под открытым небом в основном закрепился за рубежом . В России и ряде других стран бывшего СССР музеи под открытым небом этнографического профиля называются историко этнографическими либо архитектурно-этнографическими музеями деревянного зодчества. Подобную терминологию определили архитекторы, тем самым выделив основную составляющую музейного комплекса под открытым небом.
Еще несколько десятилетий назад народное деревянное зодчество, даже лучшие церкви и соборы, не рассматривалось как явление большого искусства. Такого же подхода придерживались и в отношении гражданской, жилой архитектуры, хотя еще в XIX в. В.Г. Белинский писал, что «знаменитейшие события нашей истории записаны не только на сухих страницах летописей, они переданы памяти потомков в произведениях искусства, они рассеяны всюду, особенно в старинных городах наших, но не всякий хочет замечать их. По одним этим памятникам можно было бы прочесть в главных очерках историю Руси» .
Обращение к исследованию роли и функций музеев под открытым небом в современном обществе обусловлено тем, что данный тип музея не только имеет функции сохранения и изучения, но и трансляции историко-культурного наследия, отражает важнейшие культурные процессы многонациональных регионов, являясь определенным транслятором национальной культуры. Опыт создания и функционирования музеев под открытым небом Сибири малоизвестен общественности, в том числе и научной, несмотря на то, что есть большой научный и учебно-воспитательный потенциал подобных музейных комплексов.
Историография (степень изученности).
Междисциплинарность данного исследования предполагает изучение по теме исследования в рамках истории, культурологии, этнография, музееведения.
В первую очередь необходимо изучить имеющуюся историографию по вопросу классификации музеев под открытым небом.
Музей под открытым небом является частью музееведческой науки (музеологии, музееведения). Целостное философское осмысление музея как социокультурного феномена дал Н.Ф. Федоров: «музей есть выражение памяти общей как собора всех живущих, памяти, неотделимой от разума, воли и действия» .
В современной отечественной науке продолжается создание единой концепции российской музейной истории: в XVIII в. в России появился музей, в XIX в. - музейное дело, в XX в. - музееведение, а в XXI в. началось изучение музейного мира России.
Отечественную историографию музееведения в XX-XXI вв. подробно проанализировали в своих диссертационных исследованиях О.А. Божченко , историко-этнографических музеев России и США Г.Г. Сорокина , интеграция культурного наследия в современный социокультурный контекст-С.А. Окольникова , вопросы административно-правовой охраны исторических памятников-А.К. Вахитов , вопросы управления, сохранения и развития культурного наследия А.С. Чернявскийи О.Н. Ильин . Все это позволяет сузить историографические проблемы и обратить основное внимание на анализ проблем музеев под открытым небом, как памятников деревянного зодчества.
Народная деревянная архитектура, является одним из объектов культурного наследия и долгое время находилась в сфере интересов относительно узкой группы специалистов, прежде всего, архитекторов, историков и искусствоведов. Во второй половине XIX в. она стала предметом пристального внимания исследователей в связи с изучением проблемы национальной идентификации.
В СССР первая экспозиция под открытым небом была продемонстрирована в 1923 г. на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в Москве. В том же году началась организация первого в РСФСР музея под открытым небом на базе бывшего подмосковного дворцового села «Коломенское»(Приложение № 1).
В 60-80 гг. ХХ в. в европейской части РСФСР были созданы такие музеи под открытым небом, как историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи», музей деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы», музей народного деревянного зодчества «Витославлицы», архитектурно-этнографический и ландшафтный музей - заповедник «Костромская слобода», архитектурно-этнографический музей «Хохловка», Владимиро-Суздальский музей-заповедник, музейно¬выставочный комплекс Московской области «Новый Иерусалим» и др.
Все музеи, за исключением Кижей, были новыми образованиями. В них акцент был сделан не столько на типичные объекты этнографического характера, сколько на выдающиеся произведения деревянного зодчества. Они же в основном копировали «родоначальника» музеев под открытым небом- шведский скансен, передавший свое название целому направлению науке о музеях-скансенологии.
В историографии темы исследования следует отметить недостаточный уровень научной разработанности классификации музеефицированных объектов, в т. ч. и деревянного зодчества.
Историко-сравнительный анализ показал также достаточно низкий уровень теоретико-методологической разработки создания и
функционирования музеев под открытым небом.
Однако, среди данных работ в этом ракурсе, можно выделить научный сборник Института истории и философии Сибирского отделения Академии наук СССР и Новосибирского областного отделения ВООПиК.
Каждый из музеев-заповедников имеет свою историю создания, свою историографию. В связи с разными функциональными задачами музеев заповедников историография каждого из них имеет свою специфику. Историография по музею-заповеднику «Шушенское»(Приложение № 2)
распадается на два периода. Первый период - 20-е - начало 90-х гг. ХХ в. С 1939 по 1993 гг. Дом-музей В.И. Ленина, переименованный в 1970 г. в музей- заповедник «Сибирская ссылка В.И. Ленина» в Шушенском входил в общественно-политическую музейную сеть В.И. Ленина. Второй период (с 1993 г. по настоящее время) в историографии посвящен как мемориальному музею-заповеднику «Сибирская ссылка В.И. Ленина», так становлению и развитию историко-этнографического музея-заповедника «Шушенское».
Ряд исследователей отмечают, что историко-этнографический музей- заповедник «Шушенское» стал приближаться к европейскому уровню подобного типа музеев под открытым небом.
Наиболее полно исследовал историю становления и развития архитектурно этнографического музея «Тальцы» (Приложение №3) В.В. Тихонов, который работает директором этого музея. Автором впервые представлен материал о музейных комплексах под открытым небом архитектурно-этнографического профиля Сибири, проанализированы формы работы музеев под открытым небом Иркутской области. Им опубликованы монографии, десятки научных статей. В работе заместителя директора по науке музея-заповедника «Тальцы» Е.Ю. Колгановой представлена оценка потенциала компонентов этнокультурного наследия столыпинских переселенцев Предбайкалья, предложены варианты его сохранения в музейных комплексах под открытым небом Иркутской области и их популяризации через создание этномаршрутов.
Историк Л.М. Салахова касается истории образования и формирования «Ангарской деревни» как одной из форм становления культуры в молодых городах Восточной Сибири.
Историк В.С. Мыглан в своих научных изданиях проанализировал воздействие окружающей среды на памятники деревянного зодчества (на примере башни Братского острога в музее «Ангарская деревня» и памятников архитектуры в музее «Тальцы»).
Анализ историографии историко-этнографических музеев Восточной Сибири свидетельствует о том, что каждый из них имеет свою степень научной разработанности. На первом месте из них следует поставить «Тальцы». С 1996 г. в музее «Тальцы» издавался научно -популярный журнал «Тальцы». С 2001 г. издается научный сборник «Известия Архитектурно¬этнографического музея «Тальцы».
Продвижение этнографических музеев Западной Сибири в современном электронном информационном пространстве в настоящее время изучает О.В. Самаковска . Автор систематизировала основные направления деятельности этнографических музеев. Ею была разработана методика формирования контента сайтов этнографических музеев как инструмент продвижения, на основе которой было создано три варианта структуры контента музейных сайтов: для этнографических музеев, для музеев комплексного типа и для экомузеев.
В.В. Тихонов рассматривает различные аспекты этнографических музеев Сибири. Перспективы развития этнографических музеев под открытым небом в Иркутской области автор дает в своей статье. Так же рассматривая их экспозиционное пространство.
Г.Г. Сорокина изучает историко-этнографический музей во взаимосвязи с социокультурными проблемами современного российского общества.
Интерес представляет и работа В.В. Титова о деятельности краеведческих музеев в условиях реформирования российского государства.
Таким образом, анализ литературы дает основания сделать вывод, что не обобщен опыт эффективного использования музейных комплексов в различные исторические эпохи.
Цель исследования - выявление роли и места музеев под открытым небом вкультурном пространстве Сибири.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть влияние социокультурных условий на формирование музеев под открытым небом в Сибири;
- изучить опыт создания на территории Сибири музеев под открытым небом;
- проанализировать перспективы развития музеев под открытым небом в Сибири.
Объектом исследования является процесс создания и развития музеев под открытым небом в Сибири.
Предмет исследования - музеи под открытым небом в Сибири.
Методы исследования.
В процессе работы над выпускной квалификационной работой использовались методы: теоретического анализа, изучение материалов научных и периодических изданий по проблеме, документального анализа, наблюдения.
Территориальные границы исследования - Сибирь.
Хронологические границы ограничиваются 1920-ми гг. - временем создания первого музея под открытым небом в Сибири и 2010-ми гг.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Музеи под открытым небом создаются на основе недвижимых памятников истории и культуры на месте их нахождения и в природном или на основе перевозки памятников на специально отведенную территорию из других мест. Сегодня термин "Музеи под открытым небом" наиболее часто употребляется по отношению к музеям, созданным на основе свезенных памятников, или смешанного типа; музеи под открытым небом, созданные на базе музеефикации архитектурных ансамблей, ландшафтов, поселений и т.п., как правило, называют музеями-заповедниками.
2. Профильная классификация не является исчерпывающей для такого типа музеев, как музей под открытым небом. Основу музеев под открытым небом составляют недвижимые объекты культурного наследия, поэтому важен способ сохранения данных объектов, приведения их в музейное состояние. По отношению к приведению недвижимых объектов историко-культурного наследия (а также объектов нематериального наследия и историко-культурных ландшафтов) в музейное состояние применяется термин музеефикация.
3. Ориентируясь на профильную классификацию и учитывая классификацию по способу музеефикации объектов историко-культурного наследия, можно предложить выделять такие типы музеев, как археологические и мемориальные, в числе которых можно рассматривать также военно-исторические, архитектурные (в том числе архитектурно-художественные), музеи городской среды, промышленного наследия, этнографические музеи, включающие ансамблевые, средовые, моделирующие среду (скансены), и собственно средовые (сайт-музей). Особое место занимают живые музей, города-музеи, экомузеи.
Проблема исследования.
Музеи под открытым небом являются феноменом для всей России, в частности, для Сибири. Формирование музеев на данной территории имеет немало важное значение для истории российской музеефикации. На данный момент, в развитие данной отрасли не существует собирательного источника, который бы достоверно раскрывал историю формирования данных музеев и в связи с этим является затруднительным проводить системно¬сравнительный анализ перспектив развития музейного дела в современности на территории Сибири.
Практическая значимость работы заключается в анализе повышения эффективности деятельности возможностей и перспектив развития музеефикации, как объектов культурного наследия Сибири.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
В первой главе анализируются теоретические основы и практический опыт музеефикации объектов культурного наследия. Рассматривается понятие и типологические особенности музеев под открытым небом, а также изучение отечественного опыта создания музеев под открытым небом в России.
Во второй главе рассматривается история создания и функционирования музеев под открытым небом в Сибири. Изучается влияние социокультурных условий на формирование историко-культурной среды для создания музеев под открытым небом в Сибири. Анализируется опыт создания на территории Сибири музеев под открытым небом, а также анализируется возможность и перспективы развития музеев под открытым небом в Сибири.
На данном этапе развития, который можно охарактеризовать как этап всеобщей глобализации, бесспорно возросло значение музеев. Так как теперь, они предстают в формате неких инструментов помощи для формирования позитивного имиджа страны, а также личностного потенциала посетителей и самое главное помощи при изучении отечественной истории страны.
Теперь музеи находятся в самом центре культуры, которая базируется на таких понятиях как экспонирование историко-культурного наследия, формирование института когнитивного и эмоционального воздействия на человека. А самое главное в ведомстве музеев есть возможность, к эффективному использованию возможностей хранения исторически значимых экспонатов.
В основе музеев под открытым небом находятся недвижимые памятники археологии, архитектуры, культуры и самое главное истории. Если говорить о движимых экспонатах, то они имеют огромное значение по наполнению внутренних объемов недвижимых памятников, а также их окружений.
Музеи под открытым небом в полной мере можно охарактеризовать как новые форматы формирования исторической памяти. Что в свою очередь дает возможность развития национального самосознания, посредством вовлечения человека в исторически интерпретированные события.
Стоит отметить, что особенностью музеев под открытым небом в РФ, в т. ч. и Сибири, является то, что многие из них опираются на деревянное зодчество. Деревянная архитектура в России это удивительное, не имеющее аналогов в мире, зодчество. Она по праву является одним из вкладов в мировую культуру. В России еще в XIX в. деревянные постройки определяли облик большинства деревень, сел и городов. Традиция возведения построек из дерева неотъемлемая для всей русской строительной культуры и истории. Однако этот огромный пласт художественной и строительной культуры находится на грани полного исчезновения. Что является непосредственной проблемой в вопросе интерпретации истории.
В процессе работы над данной темой, была выявлена интересная оригинальность мобильности музеев под открытым небом, которая заключается в вынесении экспозиции за стены музея. Например, экспозиции современных музеев под открытым небом создаются на площадях, которые превышают размеры помещения. Континуум музея заключается в том, что сами стены объекты в окружении превратились в некую подвижную границу между сегодняшними днями и наследиями прошлого. Таким образом, тот музейный топос, который изначально транслировал хронологически точный смысл, не воплощается в идеях м п о н, а феноменологические грани времени и музеев п о н и пространства упраздняются. Например, такие инсталляции как: жилища, ремёсла, хозяйство, фольклорные праздники, исторические и этнографические реконструкции происходят в актуальном, то есть в современном времени, но при этом погружают посетителей в прошлое.
На данный момент при работе над данной темой было выявлено, что в рамках современности, музеи под открытым небом играют основную роль интерпретаторов наглядной истории. Тем самым данные музеи имеют масштабное значение в помощи изучения истории современниками.
Так как, музеи под открытым небом базируется непосредственно на наглядности истории, их можно сопоставить с современным историческим кинематографом, который имеет такие же задачи. А значит, развитие музеев под открытым небом может помочь в детальном углублении в историю, интерпретируемой на экране.
При детальном изучении данных видов музеев, а именно музеев под открытым небом, в заключении необходимым считаю отметить, что они являются новой, свежей возможностью изучения истории современниками.
Так как, теперь наступил век цифровых технологий, которые в полной мере могут помогать в изучении истории, как историкам, так и простым обывателям.
Музеи под открытым небом показывают и доказывают возможность прорыва, открытия новых знаний посредством правильной интерпретации истории. А значит, они являются главными показателями модернизированного подхода к изучению, как источников, так и исторических личностях. Именно они помогают посмотреть историю от лица непосредственных свидетелей событий.
1. Аксенов Г.Григорьев В. Музеи боевой и трудовой славы: Сузунский и Колыванский. Новосибирск: Зап. - Сиб. кн. изд-во, 1969.-22 с.
2. Актуальные вопросы деятельности музеев в свете постановления ЦК КПСС «Об улучшении идейно воспитательной работы музеев» //Музееведение и охрана памятников /НИО Информкультура. Экспресс - информация. М., 1983.-48с.
3. Актуальные вопросы деятельности общественных музеев /Под.ред. А.Б. Закс, Л.Е. Янбых. М.: Сов. Россия, 1980,-102с.
4. Актуальные вопросы совершенствования управления музейным делом: из опыта централизации музеев в РСФСР /Сер.: Информкультура.-М.,1980.- Вып.4.
5. Алексеев В., Шелегина О. Программа "Сибирь": шаг в завтрашний день. Жизнь музеев: Сообщения. Хроника//Сов. Музей. -1985. -№6.-С.2-6.
6. Алтайский краевой краеведческий музей //Моя Родина СССР. - М.,1979.- С.14.
7. Алтайский краевой музей. Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1954. - 42 с.
8. Алтайский сборник, посвященный 170-летию Алтайского краевого краеведческого музея. Барнаул, 1993. -Вып. 17.-200 с.
9. Аношин В. Болыпереченский районный краеведческий музей Омской области. Болыперечье , 1980.- 6с.
10. Арапова Л.И. О некоторых тенденциях развития музейного строительства //Музей и современность: Сб. научных трудов /ЦМР СССР. М., 1986. -С.65¬68.
11. Арьяс Е.К. Художественная «Лениниана» в собрании музеязаповедника «Шушенское» // Сборник материалов научно -практической конференции (2008-2009 гг.).п. Шушенское. Историко-этнографическиймузейзаповедник «Шушенское», 2009. С.132-134.
12. Архитектор и время: Материалы чтений, посвященных 100-летию со дня рождения Г.Г.Оранской (1913-1986). Иркутск, 2013. 274 с.
13. Асташова E.H., Ульянова И.В. Материалы по истории Кузнецка, собранные В.П. Девятияровым //Кузнецкая старина. Историко - архитектурный музей «Кузнецкая крепость». Новокузнецк, 1993. -Вып. 1.-С. 147-178.
14. Багоутдинов А.З. Прошлое и настоящее края: опыт сбора материалов Иркутского областного краеведческого музея //Труды НИИ музееведения. М., 1966. -Вып. 16. -С.179-184.
15. Бадмаева Р.Д. Коллекция бурятского костюма XIX нач. XX веков в Этнографическом музее //Материальная культура и искусство народов Забайкалья. Улан-Удэ, 1982.-С.26-3 7.
..81