Методика обучения синонимам на уроках русского языка в начальной школе
|
Введение 5
1 Теоретические основы обучения синонимам на уроках русского языка
в начальной школе 8
1.1 Лингвистические основы изучения синонимов в начальной школе... 8
1.2 Методические основы изучения синонимов в начальной школе 16
1.3 Анализ учебников по русскому языку образовательной системы
«Школа России» в аспекте работы над синонимами 21
2 Экспериментальная работа по обучению младших школьников
синонимам 26
2.1 Организация и проведение констатирующего эксперимента 26
2.2 Содержание экспериментальной работы по обогащению речи
младших школьников синонимами 30
2.3 Результаты и анализ контрольного эксперимента 35
Заключение 41
Список использованных источников 43
1 Теоретические основы обучения синонимам на уроках русского языка
в начальной школе 8
1.1 Лингвистические основы изучения синонимов в начальной школе... 8
1.2 Методические основы изучения синонимов в начальной школе 16
1.3 Анализ учебников по русскому языку образовательной системы
«Школа России» в аспекте работы над синонимами 21
2 Экспериментальная работа по обучению младших школьников
синонимам 26
2.1 Организация и проведение констатирующего эксперимента 26
2.2 Содержание экспериментальной работы по обогащению речи
младших школьников синонимами 30
2.3 Результаты и анализ контрольного эксперимента 35
Заключение 41
Список использованных источников 43
Русский язык занимает особое место в системе школьных предметов. Существуют множество учебных программ по русскому языку, но все они направлены на развитие лингвистического мышления и речевой культуры, выработке практических умений и навыков. Изучение языка так же позволяет организовать работу с целью пополнения словарного запаса учащихся, что достигается благодаря свободному владению лексическим богатством русского языка [9, с. 52].
Лишь в 60-е годы нашего столетия лексика как раздел науки смогла упрочниться в школьной практике. Изучая лексику, учащиеся знакомятся с системой лексических понятий, создающих необходимые предпосылки для обогащения словарного запаса [2, с.6].
Русский язык богат синонимами. Работа над синонимами в школе является одним из перспективных направлений в методике обогащения словарного запаса учащихся. Именно начальный этап занимает ведущее место в обучении русскому языку, так как приобретенные учащимися знания, умения и навыки служат базой для дальнейшего овладения родным языком.
Поэтому возникает необходимость отбора материала по лексической синонимии для его дальнейшего изучения и усвоения учащимися начальной школы.
Рассмотрение вопросов о том, какие эффективные методические приемы и упражнения могут быть использованы в работе учителя при изучении синонимов на уроках русского языка в начальной школе, составляют проблему нашего исследования.
Вышесказанное определило цель исследования - проанализировать методику обучения синонимам на уроках русского языка в начальной школе.
Объект исследования - процесс обогащения словарного запаса младших школьников при работе с синонимами на уроках русского языка.
Предмет исследования - методы и приемы работы с синонимами на уроках русского языка в начальной школе.
В ходе анализа методической литературы была сформулирована гипотеза исследования, которая заключается в том, что если в процессе обучения синонимам на уроках русского языка в начальной школе будут использоваться эффективные методы и приемы, то это будет способствовать обогащению словарного запаса учащихся и создаст прочную основу для дальнейшего изучения синонимов.
Для реализации этой цели и подтверждения гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические и методические основы обучения синонимам на уроках русского языка в начальной школе.
2. Проанализировать учебники по русскому языку образовательной системы «Школа России» в аспекте работы над синонимами.
3. Провести опытно-экспериментальную работу по обучению младших школьников синонимам.
4. Разработать систему упражнений по обучению синонимам на уроках русского языка в начальной школе.
Для реализации поставленной цели и доказательства поставленной гипотезы мы использовали следующие методы исследования:
- изучение педагогической и методической литературы по данной проблеме;
- педагогический эксперимент, проверяющий состояние интересующей нас проблемы в практике начальной школы;
- качественная и количественная обработка полученных результатов.
Методологическую основу исследования составляют работы М.Р. Львова,Г.В. Блохиной, И.Н. Архиповой и др.
Опытно-экспериментальная база исследования: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Комаровская основная школа». В исследовании приняли участие учащиеся четвертого класса в количестве 7 человек.
Исследование проводилось в несколько этапов.
Первый этап (сентябрь - октябрь 2017) - анализ литературы по теме выпускной квалификационной работы, определение цели, объекта, предмета и гипотезы исследования.
Второй этап (ноябрь 2017 - январь 2018) - проведение экспериментальной работы в школе.
Третий этап (февраль 2018) - анализ результатов эксперимента, оформление выпускной квалификационной работы.
Практическая значимость нашей работы заключается в том, что материалы могут быть полезны как студентам при прохождении педагогической практики, так и учителям начальных классов при работе над понятием «синонимы».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (51 наименование), приложений.
Материалы исследования представлены в 3 таблицах, 3 рисунках, объем работы составляет 48 страниц.
Лишь в 60-е годы нашего столетия лексика как раздел науки смогла упрочниться в школьной практике. Изучая лексику, учащиеся знакомятся с системой лексических понятий, создающих необходимые предпосылки для обогащения словарного запаса [2, с.6].
Русский язык богат синонимами. Работа над синонимами в школе является одним из перспективных направлений в методике обогащения словарного запаса учащихся. Именно начальный этап занимает ведущее место в обучении русскому языку, так как приобретенные учащимися знания, умения и навыки служат базой для дальнейшего овладения родным языком.
Поэтому возникает необходимость отбора материала по лексической синонимии для его дальнейшего изучения и усвоения учащимися начальной школы.
Рассмотрение вопросов о том, какие эффективные методические приемы и упражнения могут быть использованы в работе учителя при изучении синонимов на уроках русского языка в начальной школе, составляют проблему нашего исследования.
Вышесказанное определило цель исследования - проанализировать методику обучения синонимам на уроках русского языка в начальной школе.
Объект исследования - процесс обогащения словарного запаса младших школьников при работе с синонимами на уроках русского языка.
Предмет исследования - методы и приемы работы с синонимами на уроках русского языка в начальной школе.
В ходе анализа методической литературы была сформулирована гипотеза исследования, которая заключается в том, что если в процессе обучения синонимам на уроках русского языка в начальной школе будут использоваться эффективные методы и приемы, то это будет способствовать обогащению словарного запаса учащихся и создаст прочную основу для дальнейшего изучения синонимов.
Для реализации этой цели и подтверждения гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические и методические основы обучения синонимам на уроках русского языка в начальной школе.
2. Проанализировать учебники по русскому языку образовательной системы «Школа России» в аспекте работы над синонимами.
3. Провести опытно-экспериментальную работу по обучению младших школьников синонимам.
4. Разработать систему упражнений по обучению синонимам на уроках русского языка в начальной школе.
Для реализации поставленной цели и доказательства поставленной гипотезы мы использовали следующие методы исследования:
- изучение педагогической и методической литературы по данной проблеме;
- педагогический эксперимент, проверяющий состояние интересующей нас проблемы в практике начальной школы;
- качественная и количественная обработка полученных результатов.
Методологическую основу исследования составляют работы М.Р. Львова,Г.В. Блохиной, И.Н. Архиповой и др.
Опытно-экспериментальная база исследования: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Комаровская основная школа». В исследовании приняли участие учащиеся четвертого класса в количестве 7 человек.
Исследование проводилось в несколько этапов.
Первый этап (сентябрь - октябрь 2017) - анализ литературы по теме выпускной квалификационной работы, определение цели, объекта, предмета и гипотезы исследования.
Второй этап (ноябрь 2017 - январь 2018) - проведение экспериментальной работы в школе.
Третий этап (февраль 2018) - анализ результатов эксперимента, оформление выпускной квалификационной работы.
Практическая значимость нашей работы заключается в том, что материалы могут быть полезны как студентам при прохождении педагогической практики, так и учителям начальных классов при работе над понятием «синонимы».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (51 наименование), приложений.
Материалы исследования представлены в 3 таблицах, 3 рисунках, объем работы составляет 48 страниц.
Изучение и анализ источников по рассматриваемой нами проблеме позволили установить, что выбор и применение эффективных методических приемов и упражнений при изучении синонимов на уроках русского языка в начальной школе составляет важное место в работе учителя.
В ходе теоретического (лингвистического) анализа было выявлено, что синонимия - это одна из сложных категорий языка. Для успешного овладения понятием синонимии учащимся начальных классов и в дальнейшем употребления в речи синонимов, необходимо иметь запас синонимических рядов. А наличие этого запаса прямо зависит от целенаправленной работы, которая должна систематически проводиться на уроках.
Рассмотрев методические основы обучения синонимам на уроках русского языка в начальной школе, мы пришли к выводу, что для успешного осуществления процесса обучения синонимии в начальной школе учитель должен хорошо знать лингвистические основы этого явления: определение синонимов, функционирование многозначных синонимов в речи, правило составления синонимического ряда, хорошо представлять себе существующие словари синонимов для того, чтобы извлекать необходимый справочный материал. Еще большее значение для учителя приобретает знание методических основ преподавания синонимов: требования программы школы, распределение дидактического материала по классам, имеющийся методический опыт школы.
Проанализировав учебники по русскому языку с 1 по 4 класс образовательной системы «Школа России» в аспекте работы над синонимами, а именно учебники Зелениной Л.М. , Хошювой Т.Е., и учебники Каникиной В.П. и Горецкого В.Е., мы выяснили, что знакомство с синонимами начинают со второго класса, хотя и в учебнике для 1 класса присутствуют упражнения направленные на выявление взаимосвязи синонимических отношений слов. В основном в учебниках работа ведется по количественному и качественному обогащению словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора синонимических рядов, а также в ходе работы со словарными статьями из толкоовго словаря, словаря синонимов. Вместе с тем, следует отметить, что упражнений на развитие речи с помощью синонимов не так уж и много и носят они однотипный характер.
Проведя опытно-экспериментальную работу по обучению младших школьников синонимам, мы сделали следующий вывод - эксперимент был результативным. Разработанные фрагменты уроков с использованием частично-поискового метода позволили раскрыть сущность понятия синонимии, сформировать умение использовать синонимы в речи, обнаруживать ошибки в употреблении синонимов, выполнять редактирование текста. У школьников повысился интерес не только к содержанию речи, они начали более глубоко ориентироваться в вопросах лексики. Все это способствует обогащению словарного запаса младших школьников.
Как итог всей работы нами была разработана система упражнений по обучению синонимам на уроках русского языка в начальной школе.
Полученные результаты проведенного исследования подтверждают выдвинутую гипотезу, заключающуюся в том, что если в процессе обучения синонимам на уроках русского языка в начальной школе будут использоваться эффективные методы и приемы, то это будет способствовать обогащению словарного запаса учащихся и создаст прочную основу для дальнейшего изучения синонимов.
Задачи работы решены в полном объеме, цель достигнута.
В ходе теоретического (лингвистического) анализа было выявлено, что синонимия - это одна из сложных категорий языка. Для успешного овладения понятием синонимии учащимся начальных классов и в дальнейшем употребления в речи синонимов, необходимо иметь запас синонимических рядов. А наличие этого запаса прямо зависит от целенаправленной работы, которая должна систематически проводиться на уроках.
Рассмотрев методические основы обучения синонимам на уроках русского языка в начальной школе, мы пришли к выводу, что для успешного осуществления процесса обучения синонимии в начальной школе учитель должен хорошо знать лингвистические основы этого явления: определение синонимов, функционирование многозначных синонимов в речи, правило составления синонимического ряда, хорошо представлять себе существующие словари синонимов для того, чтобы извлекать необходимый справочный материал. Еще большее значение для учителя приобретает знание методических основ преподавания синонимов: требования программы школы, распределение дидактического материала по классам, имеющийся методический опыт школы.
Проанализировав учебники по русскому языку с 1 по 4 класс образовательной системы «Школа России» в аспекте работы над синонимами, а именно учебники Зелениной Л.М. , Хошювой Т.Е., и учебники Каникиной В.П. и Горецкого В.Е., мы выяснили, что знакомство с синонимами начинают со второго класса, хотя и в учебнике для 1 класса присутствуют упражнения направленные на выявление взаимосвязи синонимических отношений слов. В основном в учебниках работа ведется по количественному и качественному обогащению словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора синонимических рядов, а также в ходе работы со словарными статьями из толкоовго словаря, словаря синонимов. Вместе с тем, следует отметить, что упражнений на развитие речи с помощью синонимов не так уж и много и носят они однотипный характер.
Проведя опытно-экспериментальную работу по обучению младших школьников синонимам, мы сделали следующий вывод - эксперимент был результативным. Разработанные фрагменты уроков с использованием частично-поискового метода позволили раскрыть сущность понятия синонимии, сформировать умение использовать синонимы в речи, обнаруживать ошибки в употреблении синонимов, выполнять редактирование текста. У школьников повысился интерес не только к содержанию речи, они начали более глубоко ориентироваться в вопросах лексики. Все это способствует обогащению словарного запаса младших школьников.
Как итог всей работы нами была разработана система упражнений по обучению синонимам на уроках русского языка в начальной школе.
Полученные результаты проведенного исследования подтверждают выдвинутую гипотезу, заключающуюся в том, что если в процессе обучения синонимам на уроках русского языка в начальной школе будут использоваться эффективные методы и приемы, то это будет способствовать обогащению словарного запаса учащихся и создаст прочную основу для дальнейшего изучения синонимов.
Задачи работы решены в полном объеме, цель достигнута.
Подобные работы
- МЕТОДИКА РАБОТЫ СО СЛОВАРЯМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2023 - РЕАЛИЗАЦИЯ КОММУНИКАТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ МЕСТОИМЕНИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2018 - Изучение синонимов на уроках русского языка как средство обогащения речи учащихся (Омский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2023 - Организация работы с лингвистическими словарями на уроках русского языка в начальной школе
Курсовые работы, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 3400 р. Год сдачи: 2020 - ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕКСИЧЕСКОЙ РАБОТЫ НА
УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ОБОГАЩЕНИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЛЕКСИКОЙ СПОРТИВНОЙ ТЕМАТИКИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Формирование речевых умений на уроках русского языка в 5-6 классах
Магистерская диссертация, языкознание. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020 - ИЗУЧЕНИЕ АНТОНИМОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЛЕКСИКОНА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
(НА МАТЕРИАЛЕ СТИЛИСТИЧЕСКИ ОКРАШЕННОЙ ЛЕКСИКИ)
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2018



