Аннотация 3
Введение 3
1 Обзор литературы 5
1.1 Общие закономерности физического развития детского организма в дошкольном возрасте 5
1.2 Периодичность роста и развития 8
1.3 Прирост массы и длины тела как маркер темпов развития 10
1.4 Акселерация и ретардация 11
1.5 Зарубежные исследования 13
2 Методы и организация исследований 17
2.1 Контингент испытуемых 17
2.2 Методы оценки физического развития 19
2.3 Антропометрия 24
2.4 Статистический анализ 26
3 Результаты и их обсуждение 30
3.1 Динамика антропометрических показателей у девочек 6 лет 30
3.2 Динамика антропометрических показателей у девочек 7 лет 35
3.3 Интенсивности прироста антропометрических показателей у девочек 6
лет 41
3.4 Интенсивности прироста антропометрических показателей у девочек 7
лет 43
3.5 Корреляционный анализ 46
Заключение 49
Список использованье источников и литературы 51
Развитие юношеского и детского спорта в последние годы вызывает повышенный интерес, что приводит к увеличению количества спортивных школ и клубов для молодежи.
Такое развитие спорта вызывает увеличение нагрузок, рост количества соревнований и применение новейших технологий в тренировочных процессах. Однако игнорирование тренерами возрастных анатомических и физиологических особенностей организма спортсменов, а также особенностей их реакций на физические нагрузки и окружающую среду, может привести к неподходящим учебно-тренировочным и соревновательным нагрузкам. Это, в свою очередь, может вызвать перенагрузки и нарушения в гармоничном развитии. Ранняя специализация в спорте и интенсивные тренировки несут риск различных нарушений здоровья, особенно в видах спорта, где важно сочетание двигательной активности и искусства движений [17].
Каждый вид спорта предъявляет уникальные требования к физическим качествам спортсмена, среди которых важное место занимают морфологические характеристики, такие как вес, рост, обхватные параметры. Эти параметры отражают процессы роста, физического развития и индивидуальные различия между людьми. При этом длина тела, в отличие от массы, контролируется генетически, что делает ее одним из ключевых показателей ростового процесса и уровня зрелости у детей [4]. Например, в художественной гимнастике средний возраст начала обучения составляет 4-5 лет, где дети, помимо роста и развития, должны адаптироваться к значительным физическим и психоэмоциональным нагрузкам. Помимо этого, художественная гимнастика требует низкого процента жировой массы, высокой гибкости, координации, силы и выносливости, что предъявляет особенно высокие требования к физиологическим системам юных спортсменок [16].
Таким образом исследование антропометрических параметров детей поможет определить влияние различных форм и интенсивности физических нагрузок на формирование здорового образа жизни у девочек дошкольного возраста. Также, эта тема может пролить свет на вопросы формирования здоровья, физического развития и общего благополучия детей, что имеет важное значение для разработки программ здоровья и физического воспитания в дошкольных учреждениях.
Объект исследования: возрастные анатомо-физиологические
особенности организма.
Предмет исследования: антропометрические параметры
Цель работы: определить влияние физической нагрузки на росто-весовые параметры девочек дошкольного возраста.
Задачи:
1. Проанализировать антропометрические параметры девочек в возрасте 6 и 7 лет.
2. Оценить интенсивность прироста антропометрических параметров за один год.
3. Провести корреляционный анализ взаимосвязи интенсивности прироста антропометрических параметров и уровнем физических нагрузок.
Каждый вид спорта предъявляет уникальные требования к физическим качествам спортсмена, среди которых важное место занимают морфологические характеристики, такие как вес, рост, обхватные параметры. При этом длина тела, в отличие от массы, контролируется генетически, что делает ее одним из ключевых показателей ростового процесса и уровня зрелости у детей.
Проведенное исследование выявило различия между интенсивностями прироста показателей, в возрастной группе детей 6 лет наблюдается задержка развития у любителей и профессионалов, а в возрастной группе 7 лет наблюдается задержка развития только у профессионалов. Установить взаимосвязь между уровнем физической нагрузки при занятиях художественной гимнастикой у детей 6 и 7 лет и антропометрическими параметрами, чем выше нагрузка, тем меньше интенсивность прироста показателей.
Проведённое в рамках выпускной квалификационной работы исследование, позволяет сделать следующие выводы:
1. Анализ антропометрических измерений показал, что девочки 6 и 7 лет действительно отличаются по всем параметрам. В исследуемых группах прирост был наиболее заметен в контрольных группах, в группе любителей он ниже, а в группе профессионалов, прирост был очень мал.
2. Результаты интенсивности роста параметров за один год у девочек 6-7 лет, представляют более полную картину по развитию, видна разница между группами. Так в возрасте 6 лет интенсивнее росли дети из контрольной группы, в 7 лет дети из группы любителей. У группы профессионалов наблюдается склонность к ретардации и задержка ростового скачка.
3. Корреляционный анализ помог выявить взаимосвязи интенсивности прироста антропометрических параметров и уровнем физических нагрузок. Имеется наличие отрицательной зависимости уровня физической нагрузки на росто-весовые параметры у детей как 6, так и 7 лет, наиболее сильно зависят такие параметры как: у 6 лет - рост, обхват плеч, обхват бедра, обхват таза, длина туловища. У 7 лет - вес, рост, обхват плеч, длина верхней конечности, обхват бедра.
1. Абдуллаева Н.Ш. Оценка гармоничности физического развития
детей // Медицинский вестник Национальной академии наук. 2020. №1 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/оtsenka-garmоnichnоsti-fizicheskоgо-
razvitiya-detey-g-dushanbe (дата обращения: 25.04.2023, 15.05.2024).
2. Акселерация и ретардация развития детей URL: https://studоpedia.ru/9 79278 akseleratsiya-i-retardatsiya-razvitiya-detey-i- pоdrоstkоv.html (дата обращения 15.05.23)
3. Ашмарин, Г.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: учебное пособие / Г.А. Ашмарин. - Москва: Изд-во Академия, 2005. - 287с. (дата обращения 25.04.2023)
4. Бикчурин Н.М., Ф.В. Тахавиева / Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье» // Травмы и заболевания у юных спортсменок, занимающихся художественной гимнастикой URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения 05.03.2024)
5. Воробьев, В.Ф. Теоретическое обоснование использования физиологических конструктов в практике физического воспитания // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта / В.Ф. Воробьев. - 2014. - № 2 (108). - С. 44-49. URL: lesgaft (дата обращения 05.03.24)
6. Воробьев, В.Ф. Учет конституциональных особенностей детей в процессе оптимизации их двигательной активности / В.Ф. Воробьев, В.Я. Шестаков // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура». - 2015. - Т. 15, № 4. - С. 70-73. DOI: 10.14529/оzfk150412 URL: Вестник ЮУрГУ (дата обращения 10.05.2023)
7. Дорохов Р. Н. Методика раннего отбора и ориентации в спорте / Р. Н. Дорохов, В. П. Губа, В. Г. Петрухин. - Смоленск, 1994. - 81 с. (дата обращения 15.01.2024)
8. Дорохов Р. Н. Спортивная морфология: Учебное пособие для высших и средних специальных заведений физической культуры / Р. Н.
Дорохов, В. П. Губа. -М.: СпортАкадемПресс, 2000. -236 с. (дата обращения 15.01.2024)
9. Загревский О.И. / Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье» // Особенности физической подготовленности юных спортсменок в художественной гимнастике URL: Текст научной статьи (дата обращения 10.05.2023)
10. Капилевич Л. В., Кабачкова А. В. Возрастная и спортивная морфология: практикум: Метод. рекоменд. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2009. - 69с (дата обращения 13.05.2024)
11. Капилевич Л.В., Кабачкова А.В., Дьякова Е.Ю. Возрастная морфология: Учебное пособие. Томск: Томский государственный университет, 2009 - 207 с. (дата обращения 10.05.2023, 18.05.2024)
12. Кирилова И. А. Оценка уровня физического развития детей
дошкольного возраста с использованием индексов // Acta Bwmedica Scientifica. 2014. №6 (100). URL: https ://cyberleninka.ru/article/n/ оtsenka-urоvnya-
fizicheskоgо-razvitiya-detey-dоshkоlnоgо-vоzrasta-g-irkutska-s-ispоlzоvaniem- indeksоv-1 (дата обращения: 05.03.2024)
13. Корреляция в статистике URL:
https://blоg.skillfactоry.ru/glоssary/kоrrelyatsiya/ (дата обращения 19.01.2024)
14. Кузнецова, М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях: учебное пособие для медработников и воспитателей / М.Н. Кузнецова. - Москва: Изд- во АРКТИ, 2011. - 54 с. (дата обращения 17.04.2024)
15. Мартиросов Э. Г. Методы исследования в спортивной антропологии / Э. Г. Мартиросов. - М.: ФиС, 1982. - 146 с. (дата обращения 23.05.2024)
..41