ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИДЕРСТВА В ФОРМИРОВАНИИ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ 6
1.1 Сущность и содержание лидерства и руководства 6
1.2 Структура и компоненты корпоративной культуры 17
1.3 Влияние корпоративной культуры на организационную деятельность.... 20
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ КОРПОРАТИВНЫХ НОРМ И ПРАВИЛ ПАО « N» 27
2.1 Характеристика показателей деятельности и системы управления
персоналом « N» 27
2.2 Анализ корпоративных норм и правил, критерий выбора модели
корпоративного поведения в« N» 34
2.3 Диагностика стиля руководства в « N» и выявление проблемных зон по ее
развитию 38
ГЛАВА 3. Направления развития корпоративной культуры ПАО « N» 51
3.1 Совершенствование системы мотивации персонала 51
3.2 Совершенствование системы обучения персонала 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 72
С древних времен лидерство вызывало большой интерес. Но тем не менее целенаправленно и широко изучение лидерства стало возможным со времен Ф. Тейлора. В данном направлении было проведено много исследований, которые не дали однозначного ответа, что же представляет собой лидерство и каким образом оно должно быть исследовано.
В настоящее время, чтобы создать эффективно работающую организационную систему, которая отторгает коррупцию, побуждает сотрудников продуктивно трудиться для достижения общей цели, а также учитывает огромную роль психологических факторов, необходимо соблюдение множества целей и задач, не только управленческого и экономического характера, но и психологической и социальной направленности.
Решение данных задач видится возможной благодаря поиску новых форм организации производственного процесса, совместной деятельности трудового коллектива, изучению и использованию психологических знаний и опыта работы в области психологии труда, социальной и экономической психологии, организационной психологии, психологии управления и др.
Немало важное значение играет изучение таких важнейших аспектов как лидерства и корпоративная культура. Лидерство в данном случае определяет направленность и содержание совместной деятельности как отдельного работника так и коллектива в целом. Корпоративная культура представляет из себя культурно-ценностное пространство, которое создается лидером организации и оказывает сильное влияние на атмосферу, царящую в организации. Именно психология труда раскрывает закономерности происходящих в организации процессов и явлений.
Именно формирование новых концепций управления и подходов в управлении персоналом является ключевым моментом исследования процессов, происходящих в организации. К сожалению, данный аспект мало изучен в современной литературе, что делает актуальным изучение тем данной дипломной работы.
Теоретической основой данного исследования составляют исследования российских и зарубежных авторов, работающих в области экономики, менеджмента, психологии и управления. Вопросам лидерства посвящены труда О. С. Виханского, вопросам эффективного использования потенциала организации - произведения В. А. Думаева, С.К. Мордовина и др. Среди зарубежных автор, взятых в основу изучения лидерства в управлении человеческими ресурсами, стоит отметить человеческими ресурсами Армстронга, Гарри Десслера, Р.Л. Дафта и других.
Объект исследования - руководство Асиновского филиала ПАО «Сбербанка России».
Предмет исследования - процесс влияния лидерства на корпоративную культуру в « N».
Целью дипломной работы является анализ корпоративной культуры и разработка корпоративном норма на материале « N».
Цель работы предопределила решение следующих задач:
1. охарактеризовать понятие и содержание лидерства;
2. дать понятие корпоративной культуры и особенностям ее формирования банковской сфере;
3. дать общую характеристику деятельности и описать стратегии развития « N».
4. провести анализ системы корпоративных норм с выявлением проблемных зон в области управления и развития корпоративной культуры « N».
5. разработать мероприятия по совершенствованию корпоративных норм « N».
В процессе написания данной дипломной работы были использованы следующие методы: сравнение, описание, анкетирование.
Информационной базой данного исследования послужили материалы проведенного в рамках написания дипломной работы анкетирования на выявления лидерских качеств менеджера по управлению персоналом, наблюдения, результаты опроса коллег менеджера по управлению персоналом банка, а так же информационные ресурсы Интернет-сайтов о проблемах современного российского лидерства и периодические издания по вопросам управления персоналом.
В результате проведенного комплекса теоретических и эмпирических исследований, мы убедились в существенности влияния корпоративной культуры на организационную деятельность и эффективность.
Результатом исследования стали следующие выводы теоретического и практического характера.
1. Выполнен анализ основных типологий, сущности корпоративной культуры, теоретические подходы к исследованию основных элементов корпоративной культуры; в целях данного исследования для диагностики принята модель Камерона-Куинна; выполнен обзор способов формирования корпоративной культуры.
2. Рассмотрены специфические условия деятельности банковского учреждения, влияющие на формирование корпоративной культуры; с этой целью проведен анализ миссии, стратегии, показателей структуры и движения персонала организации; выполнен анализ влияния организационных факторов деятельности персонала и их влияние на подсистемы управления персоналом и применяемые методы.
3. Рассмотрены принципы корпоративной культуры и формирование корпоративного духа на примере «N» №2354, сформулированные в организационных положениях, в том числе в этическом кодексе.
4. Проведена диагностика корпоративной культуры в отделении банка, по психологическому климату в коллективе, по стилю руководства работниками со стороны руководителей. Выявлено несоответствие ее декларируемым принципам патерналистской культуры; корпоративная культура находится в стадии формирования, а стиль руководства определяется как либирально-авторитарный, что может свидетельствовать о недостаточной управленческой квалификации низового уровня менеджмента.
5. Выявлено, что корпоративная культура может быть отнесена к иерархическому типу, носит негативный характер, имеется существенное сопротивление сотрудников изменениям, основные положения модели корпоративного поведения являются эклектичными.
6. На основе составляющих корпоративной культуры предложены критерии оценки сотрудников банковской отрасли, разработана схема премирования сотрудников банка для повышения эффективности его работы.
Система мотивации сотрудников позволила стимулировать активные продажи банковских продуктов, повысить качество обслуживания и производительность труда сотрудников, стимулировать их карьерный
1. Абрамова С.Г., Костенчук И. А. О понятии «корпоративная культура». - М.: Дрофа, 2011. - 269с.
2. Албастова Л. Н. Технология эффективного менеджмента. - М.: «Издательство ПРИОР», 2006. - 359с.
3. Балабанов И.Т. Основы банковского менеджмента,- М.: Финансы и статистика, 2009 г.-157с.
4. Балабанов И.Т. Основы банковского менеджмента.- М.: Финансы и статистика,2009 г.-157с.
5. Бандурин А.В., Деятельность корпораций. - М.: БУКВИЦА, 2009. - 600 с., с ил.
6. Баринов В. А., Макаров Л.В. Корпоративная культура организации в России // Менеджмент в России и за рубежом, №2, 2012.
7. Богданова М. Моральный кодекс бизнесменов // Япония сегодня. Москва, - 2007. - №6. - С. 32.
8. Бодуан Ж.-П. Управление имиджем компании. Паблик рилейшнз: предмет и мастрество: Пер. с англ. - М.: Консультативная. Группа ИМИДЖ- КОНТАКТ - ИНФРА-М, 2011. - 233с.
9. Васильченко А.И. Понятие коммерческого банка, основные функции коммерческих банков.- М.: Новая волна, 2010г. - 176с.
10. Вейлл Питер. Искусство менеджмента/Пер. с англ. Козыревой И.Б. - М.:Новости - 2013. - 224с.
11. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. - 2-е изд.- М.: «Гардарики», 1996. - 416с.
12. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник. - 3-е изд. - М.: Гардарики, 2012. - 528с.
13. Гастев А.К. Как надо работать. Практическое введение в науку организации труда. Ц М.: Экономика, 1972. С. 279.
14. Гибсон, Джеймс Л., Иванцевич Джон, Донелли, Джеймс Х.-мл., Организации: Поведение. Структура. Процессы: Пер. с англ. - 8-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 662с.
15. МакНотон Д.. Организация работы в банках. 2012г.-240с.
..65