Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КИТАЙСКАЯ ПОЛИТИКА АДМИНИСТРАЦИИ Б. ОБАМЫ (2009-2015 гг.)

Работа №184822

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы86
Год сдачи2016
Стоимость4860 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Трансформация политики в отношении Китая в период первого президентского
срока Б. Обамы (2009-2012 гг.) 10
1.1 Финансовый кризис 2008г. как точка отсчёта изменений в китайской политике администрации Б. Обамы 14
1.2 Несостоявшийся проект G2 24
1.3 Доктрина Обамы 34
2 Второй президентский срок Б. Обамы (2012-2015 гг.): дальнейшая эволюция китайской политики 41
2.1 Проблема создания новых альянсов в АТР и отношения со странами ЮВА 44
2.2 Транстихоокеанское партнерство 63
Заключение 75
Список использованных источников и литературы

Истоки современной внешней политики США лежат в особенностях формирования общества и государства, исторического процесса, географического положения, а также многих других закономерностей. Эти закономерности обусловили становление основных принципов, которым следовали и продолжают следовать сменяющие друг друга администрации. Обстановка как в самой Америке, так и в окружающем мире обуславливают различное сочетание базовых компонентов внешнеполитического курса, к которым в разное время в большей или меньшей степени относились: приоритет национальных интересов, использование силовых методов, идея избранности, сохранение «свободы рук» и т.д. Для США также характерна внешняя политика с опорой на внешнеполитическую доктрину, когда из богатого, накопленного за два с половиной века, арсенала демократических идей и инициатив выбирается наиболее соответствующая восприятию американским общественным мнением концепция, которой облекают конкретные цели и задачи, отвечающие национальным интересам США, как их понимает действующая администрация.
С приходом к власти новой администрации в 2009 г. на фоне ряда внутри- и внешнеполитических проблем была представлена новая внешнеполитическая доктрина, которая по своим приоритетам сильно отличалась от предыдущих доктрин. Отныне приоритетным объявлялся Азиатско-Тихоокеанский регион. Это было обусловлено утратой Америкой главной роли в Тихом океане и экономическим, военным и политическим усилением Китая, который стал бесспорным лидером в своем регионе. Будучи долгое время сконцентрированными на Ближнем Востоке и Центральной Азии, американская политическая элита пропустила тот момент, когда Азия стала представлять собой наиболее динамично развивающийся регион мира, а Китай вырос во вторую экономику мира.
Отношения США и Китая всегда складывались непросто. Непростые отношения связывают их и сейчас. Сегодня эти крайне сложные многоуровневые отношения балансируют на грани сотрудничества-соперничества. Однако всё чаще они рассматриваются через призму соперничества, поскольку и первая, и вторая заинтересованы в укреплении своего влияния, но их интересы и потребности в большой степени переплетены.
И сегодня именно эти отношения будут задавать тон всему происходящему на мировой арене. Этим фактом и обусловлена актуальность исследования. Две сильнейшие экономики; две страны, чьи успехи пытаются повторить развивающиеся страны всего мира - между ними поделена глобальная экономическая и военная сила. И несмотря на тесные, прежде всего экономические, связи США и Китая, они слишком разные, а их противоречия слишком глубоки, чтобы американо-китайское сотрудничество продолжало существовать, принося выгоду им двум и региону в частности, и миру в целом.
Чувствуя, что американское глобальное лидерство пошатнулось, новая администрация попытается удержать своё лидерство, а это позволит сделать, по мнению американской политической элиты, присутствие в АТР. Но не надо забывать, что в этом регионе сконцентрированы геополитические интересы практически всех стран мира, а не только Америки и Китая. Менее крупные страны, также как и восходящие державы этого региона, в случае конфронтации США и Китая могут понести колоссальные экономические потери, от того, что и Вашингтон, и Пекин пытаются склонить их на свою сторону. В стабильности и безопасности этого региона заинтересованы и страны других регионов мира, которые так или иначе связаны с Китаем или с любым интеграционным объединением АТР.
Таким образом, влияние событий, происходящих в АТР, тон которым задает американо-китайский фактор, на международную повестку дня усиливается.
Всё это делает тему китайской политики Обамы очень важной для изучения, а также позволяет не просто понять суть американского глобального лидерства и места в нем АТР, но и прогнозировать дальнейшее развитие китайско-американских отношений и их влияние на региональную и мировую стабильность.
Объектом исследования в работе является Азиатско-тихоокеанский регион на современном этапе.
Предметом исследования - новая политика администрации Б. Обамы - «поворот в Азию», к которой США перешли на фоне финансового кризиса и угрозы потери статуса сверхдержавы.
Целью работы является исследование развития отношений КНР и США после прихода к власти в Америке Б. Обамы, а также исследование возможных перспектив в отношениях двух стран. Достижение поставленной цели предполагает постановку следующих задач:
- определить влияние мирового финансового кризиса 2008 г. на американо-китайские отношения
- рассмотреть причины, по которым провалился американский проект G2
- обозначить основные направления внешней политики согласно «доктрине Обамы»
- определить уровень взаимоотношений США со странами Юго-Восточной Азии
- рассмотреть процесс возникновения новых альянсов в АТР (и не только), направленных против Китая
- оценить текущую динамику и перспективы отношений Китая и США
- оценить деятельность администрации Б. Обамы в АТР
Исследование охватывает период: с 2008 года (начало финансового кризиса и приход к власти Обамы) по 2015 год.
При подготовке бакалаврской работы были использованы в основном следующие источники:
1. Документы периода двух президентских сроков Обамы (2009-2015 гг.) В частности, была использована информация с официального сайта Белого Дома . Также был изучен документ Министерства обороны США «Поддержание глобального лидерства США: приоритеты 21 века» , где определяются приоритеты военных задач и географических регионов, наиболее важных для жизненных интересов США. В «Ежегодном отчёте Конгрессу: участие КНР в развитии военной и оборонной сфер - 2015» рассматриваются военный потенциал Китая, основные линии сотрудничества Китая и США, возможные конфликтные ситуации. В документе «Соединенные Штаты и Азиатско-Тихоокеанский регион: оборонная стратегия администрации Обамы» прописаны все линии сотрудничества США со странами Юго-Восточной Азии.
2. Материалы информационных агентств и газет. Так, наиболее активно были использованы сайты американских электронных изданий: Уолл-стрит-джорнал , Вашингтон Мансли , Нью-Йорк Таймс , Кеннеди Скул Ревью , Форин Полиси , а также электронные версии американских политических журналов по тематике международных отношений и внешней политике США: Форин Эффейрс , Нэшнл Интерест и Проджект Синдикат - газетный синдикат, который распространяет и публикует в изданиях многих стран комментарии и аналитические статьи о международных отношениях, экономике, финансах и мировом развитии; русскоязычный государственный информационный интернет-ресурс США - Голос Америки. А также использовались данные сайтов: Фонд Карнеги - это частная некоммерческая организация, основной задачей которой провозглашается содействие сотрудничеству между странами мира; Викиликс , публикующий секретную информацию из анонимных источников; сайт государственного департамента США , где содержатся заявления и выступления американских лидеров. А также использовались данные русскоязычной электронной версии китайской ежедневной газеты «Жэньминь Жибао» , информационного агентства «Синьхуа» на русском и английском языках; некоторые данные некоммерческих «мозговых» центров Южной Кореи и Китая .
3. Речи и заявления политических лидеров. Выступление президента Б. Обамы в
Австралийском парламенте - выступление, которое обозначило «поворот» американской политики в Азию. Статья идеолога американской гегемонии в АТР Хиллари Клинтон - Тихоокеанский век Америки . Выступление министра обороны Леона Панетты в Сингапуре , в котором он выделяет принципы, на которых строится американский подход к достижению долгосрочных целей в АТР. Статья полковника, военного профессора Брайана Трусделла - Баланс в пределах перебалансировки: поддерживающая роль ВС США в АТР .
Что касается литературы, то, прежде всего, хотелось бы отметить книгу Фарида Закария «Постамериканский мир будущего» . Фарид Закария - один из влиятельных
популярных американских политических аналитиков, эксперт в области международных отношений, журналист. В своей книге он описывает качественные перемены, произошедшие в мире за последние пять веков. Согласно автору их было три. Если первый характеризовался историческим возвышением Запада, второй - возвышением США и «униполярным» характером последних почти трёх десятилетий, то третий глобальный сдвиг стал «возвышением остальных». Именно эта часть книги показалась нам особенно интересной и актуальной для исследования. Третий сдвиг сейчас происходит на наших глазах, он стал следствием форсированного экономического роста крупных государств Азии и не только их. Третий сдвиг фактически создает новую международную систему, в которой бывшие «объекты» и «наблюдатели» превращаются в реальных мировых «игроков», действующих на основе собственных интересов. Иными словами, распределение власти смещается от Америки к другим центрам власти. Но это не «антиамериканский» мир, а мир «постамериканский», т.е. направляемый из многих центров не только американцами. Закария, анализируя усиливающуюся полицентричность мира и уделяя особое внимание смещению мировой геоэкономической «оси» в направлении АТР, очень убедителен в своих аргументах. Особенно ценно, на мой взгляд, то, что автор уловил и обобщил новые тенденции в развитии человечества и доходчиво объяснил их содержание так, как их видят сами американцы.
Об экономических отношениях Китая и США и финансовом кризисе 2008-2009 гг. подробно излагается в статьях электронных изданий: Известия, Ведомости, Деловые ведомости, Взгляд, а также на сайте Института мировой экономики и международных отношений имени Е. М. Примакова РАН. Информация, связанная с китайской валютой, есть в большом количестве на сайте ведущей российской компании, работающей в сферах масс- медиа и информационных технологий «РосБизнесКонсалтинг» (РБК), на информационном сайте Банки.Ру, а также на сайте общественно-политического журнала с авторским материалом ПолитРоссия.
При рассмотрении вопроса о несостоявшемся проекте G2 помогла статья Бычковой Т.А. - Китайская политика администрации Барака Обамы 2009-2012 гг. Также эта тема была рассмотрена А. Терентьевым - мл., Федотовым В., Островским А. В ряду экспертов, которые пишут о «Большой двойке» следует выделить и Мирзаяна Г., который критично относится к развитию отношений Китая и США и в своих выводах, по нашему мнению, относительно их перспектив объективен.
В связи с приближением окончания второго президентского срока Б. Обамы появляется всё больше работ, статей, книг по внешней политики США и всё больше внимания уделяется американо-китайскому фактору в рамках текущих международных событий, а не на фоне финансового кризиса, как это было ранее. Внешнеполитическим 6
действиям США в рамках «разворота в Азию» посвящено много статей на сайте Российского совета по международным делам - РСМД и Российского центра исследования АТЭС. Но более подробно из всех аспектов азиатской политики Обамы рассмотрена тема укрепления старых и создания новых альянсов в АТР. О «доктрине Обамы» (новой военной стратегии Пентагона) и о месте в ней восходящего Китая рассуждали Фукуяма Ф. , Пфафф У., Беттс Р., Куксон Д. Отношения США со странами АТР в период первого президентского срока Обамы очень подробно рассматриваются в монографии, подготовленной коллективом авторов кафедры американских исследований факультета международных отношений СПбГУ: Ширяевым Б.А., Цветковым И.А. и Лексютиной Я.В. Кстати, Лексютина Я.В. является автором большого количества работ (более 80) по теме международных отношений и безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе, также ею написан ряд работ по политике США в АТР и американо-китайских отношениях. Во время написания работы к статьям и монографиям Лексютиной Я.В приходилось часто обращаться, т.к. они оказались актуальными для многих моментов данного исследования. Особенно значимым было то, что соперничество Китая и США было показано автором не только в АТР, но и других регионах мира, что позволяет учесть намного больше нюансов китайской политики администрации Обамы, не ограниченных лишь одним регионом.
О месте Китая в мире сегодня, а также о его отношениях со странами региона очень подробно написано Лузяниным С., Портяковым В., Титаренко М. Лузянин С. , будучи специалистом по проблемам международных отношений и безопасности в АТР, Центральной Азии и ШОС, очень авторитетен в вопросах региональной политики азиатских стран, его работы помогли лучше понять региональные и двусторонние аспекты отношений стран Азии. Портяков В. - главный редактор журнала «Проблемы Дальнего Востока», он специализируется на современных проблемах Китая, его статьи и книги помогли взглянуть на происходящие в мире события с точки зрения Китая. Академик Титаренко М. - выдающийся российский востоковед, один из ведущих специалистов по Дальнему Востоку и Китаю, в своих работах он анализирует место и роль Китая в АТР, а его выводы, сделанные несколько лет назад, оказались актуальны для данного исследования.
Об отношениях США со странами АТР, но уже после переизбрания Обамы на второй срок, написан ряд работ ведущими научными сотрудниками: Локшиным Г.М. (Центр изучения Вьетнама и АСЕАН ИДВ РАН), Пале С.(Центр ЮВА, Австралии и Океании ИВ РАН), Мирзаяном Г. (Институт США и Канады РАН), Кистановым В.О. (Центр японских исследований ИДВ РАН), Михеевым В. и Роговым С (директор Института США и Канады РАН), который является очень авторитетным политологом в вопросах внешней политики США.
О мотивах расширения американского присутствия в АТР пишут Храмчихин А. (Институт политического и военного анализа), Маслов А. (Центр стратегических исследований Китая РУДН), а также Престовиц К. (Вашингтонский институт экономической стратегии) и Браун Г. - бывший министр обороны США.
В ходе работы применялись обще логические методы, индуктивные и дедуктивные методы, методы классификации и систематизации, анализа и синтеза, метод анализа отдельных ситуаций.
Структура и объём БР.
Диплом состоит из введения, 2 глав и 5 параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.
Во введении раскрыты актуальность, цель, задачи, объект и предмет исследования, структура работы, а также проведен подробный анализ использованных источников и литературы.
Первая глава работы посвящена внешнеполитической деятельности президентской администрации Обамы в отношении Китая на фоне финансового кризиса 2008-2009 гг. и смены приоритетов внешней политики.
Вторая глава посвящена анализу двусторонних альянсов в АТР с участием США, также анализу торгово-экономической организации, создателем которой выступила Америка с целью экономической изоляции Китая.
Результаты исследования обобщены в заключении.
Общий объем работы - 89 страниц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В заключение следует отметить, что попытки сближения США с Китаем в течение первого президентского срока Б. Обамы не принесли желаемых результатов. Но и к концу второго президентского срока особенных улучшений не произошло.
Мировой финансовый кризис, начавшийся в 2008 г. в самом центре глобального капитализма - в США, заставил американскую политическую элиту обратить внимание на самый перспективный сегодня регион - Азиатского-Тихоокеанский. Получив в наследство от республиканской партии страну, пораженную финансовым кризисом, демократ Б. Обама годы своего первого президентства посвятил решению экономических проблем. И именно в этой связи взгляд американской политической элиты упал на Азиатско-Тихоокеанский регион, многие страны которого показали уверенные темпы посткризисного восстановления, но в котором Америка постепенно утрачивала своё влияние, погрязнув в ближневосточных делах.
За это время бесспорным лидером АТР стал восходящий нелиберальный соперник Америки - Китайская Народная Республика. Пожиная плоды 30-летнего экономического подъёма, в 2010 г. Китай стал второй экономикой мира. Все инициативы администрации Обамы, направленные на возвращение былого лидерства в регионе и в мире, были направлены на вовлечение Китая в союз с Америкой. В первую очередь, это нужно это было для выхода из кризиса, поэтому первой стратегической целью Вашингтона стал выход из кризиса за счёт Китая. Когда-то дешевый китайский импорт завоевал американский рынок, но теперь это стало невыгодно американской экономике. Теперь Вашингтон путём ревальвации юаня, а также присоединением к рядам недовольных протекционизмом Китая, пытается воздействовать на экономику Поднебесной. Однако по прошествии четырехлетнего президентства, видимых результатов стратегия Обамы не принесла. Китай не пошёл на поводу у Вашингтона, продолжая проводить независимую внутреннюю и внешнюю политику.
Сегодня Китай пытается найти точки соприкосновения и со странами региона, и со странами, входящими наряду с Китаем в одни и те же интеграционные объединения, и со странами Африки, Ближнего Востока и многими другими. Всё это делает его популярным, а сотрудничество с ним видится очень выгодным. Понимала это и администрация Обамы, переступившая порог нового президентского срока. Пошатнувшееся американское глобальное лидерство теперь могли спасти лишь страны АТР, настороженно относившиеся к растущему влиянию Пекина. И таких стран оказалось немало. Все годы второго президентства было решено посвятить двум основным направлениям: экономическому (первостепенная роль - ТТП) и военно-политическому (первостепенная роль - двухсторонние договоры о военном сотрудничестве). Об этом говорили все политические лидеры Америки и не только в своей стране, но и далеко за её пределами, показывая, что под американским зонтиком безопасности хватит места всем. Однако, подходящее к окончанию президентство, не вернуло Соединенным Штатам былое глобальное лидерство. Азиатские союзники США, несмотря на тесные экономические, военные связи с Америкой, признают новую роль Китая на международной арене и стараются по максимуму принимать участие в крупнейших начинаниях Пекина, чтобы получить возможность влиять на них изнутри и быть потенциальными руководителями проектов в рамках китайской глобальной стратегии. Выгода от подобной позиции стран региона для них очевидна, поэтому всё больше стран выражают готовность «встроить» свои страны в процесс реализации масштабных стратегических задач Китая на мировой арене.
Таким образом, очевидные неудачи в «азиатском повороте» вынудили поставить его на «паузу». Это произошло потому что:
- во-первых, возможности по реализации американского внешнеполитического курса в Азиатско-Тихоокеанском регионе сегодня подрывает непростая ситуация на Ближнем Востоке и обострение отношений с Россией.
- во-вторых, всё внимание политической элиты сейчас сконцентрировано на подготовке к осенним президентским выборам, в связи с чем решено было сохранить отношения с Китаем такими, какие они есть, ведь когда обстановка в мире осложняется, сохранение хоть какого-то порядка - уже достижение.
Однако как только страны решат внутренние вопросы, вполне возможно возращение к соперничеству. В обозримом будущем оно может развернуться по двум основным направлениям:
- борьба за установление прочных двухсторонних отношений со странами АТР (и особенно - Юго-Восточной Азии);
- противостояние в рамках многосторонних структур - ТТП, ВРЭП, АРФ, АСЕАН и др.
Но можно предположить и другое развитие американо-китайских отношений. В условиях всё более дестабилизирующейся геополитической обстановки в мире стороны могут найти больше точек соприкосновения, чем когда-либо ранее.
Какими будут отношения США и Китая с приходом к власти нового президента в США? Будет это соперничество или сотрудничество? Мы можем только предполагать. Да и среди экспертного сообщества США нет единого взгляда на то, как должны развиваться американо-китайские отношения. Некоторые разделяют официальный подход нынешнего руководства страны о важности углубления сотрудничества с КНР. Вместе с тем многие аналитики призывают Белый дом к переоценке политики в отношении Китая в сторону ее ужесточения по всем направлениям.
В целом же, в обозримом будущем Соединенные Штаты продолжат "поворот в Азию", однако степень вовлеченности в дела АТР может сокращаться на фоне финансовых трудностей в США и вновь появляющихся геополитических вызовов, требующих участия Соединенных Штатов для их разрешения.
Каким путем пойдет дальнейшая реализация американских замыслов в отношении Китая и АТР покажет ближайшее будущее.


1. Office of the Secretary of Defense. Military and Security Developments Involving the People's Republic of China 2015 [Electronic resource] // Annual Report to Congress. - 2015. - P. 89. - The electronic version of the printing publication. - URL: http://www.defense.gov (access date: 02.05.2016).
2. Obama B. Remarks By President Obama to the Australian Parliament [Electronic resource] // The White House. - Electronic data. - [S. l.], 1994. - URL: https://www.whitehouse.gov (access date: 12.04.2016).
3. Spegele B. U.S. Missile Shield Plan Seen Stoking China Fears [Electronic resource] / Spegele B., Hookway J., Hayashi Y. // The Wall Street Journal. / Dow Jones & Company, Inc. - Electronic data. - [S. l.], 1996. - URL: http://www.wsj.com (access date: 12.04.2016).
4. Statement by the President on the Trans-Pacific Partnership [Electronic resource] // The White House. - Electronic data. - [S. l.], 1994. - URL: https://www.whitehouse.gov (access date: 12.04.2016).
5. Sustaining U.S. Global Leadership: Priorities for 21st Century [Electronic resource]
// 2012. - P. 16. - The electronic version of the printing publication. - URL:
http://archive.defense.gov (access date: 2.05.2016).
6. Cossa R.A., Glosserman B., Michael A. The United States and the Asia-Pacific Region: Security Strategy for the Obama Administration [Electronic resource] // Center for Strategic and International Studies. - Electronic data. - [S. l.], 2009. - P. 82. - The electronic version of the printing publication. - URL: http://csis.org (access date: 2.05.2016).
7. WikiLeaks goes after hyper-secret Euro-American trade pact [Electronic resource] // WikiLeaks. - Electronic data. - [S. l.], 2006. - URL: https://wikileaks.org (access date: 2.05.2016).
8. Truesdell B. The supporting role of the U.S. military in the Asia-Pacific region [Electronic resource] // Balance within the rebalance. - 2014. - P. 14. - The electronic version of the printing publication. - URL: http://apcss.org (access date: 12.04.2016).
9. Calmes J. A U.S. Marine Base for Australia Irritates China [Electronic resource] // The New York Times. / The New York Times Company. - Electronic data. - New York City, 1996. - The electronic version of the printing publication. - URL: http://www.nytimes.com (access date: 12.04.2016).
10. Clinton H. America's Pacific Century [Electronic resource] // FP / The Foreign Policy Group. - Electronic data. - [S. l., s. a.]. - The electronic version of the printing publication. - URL: http://foreignpolicy.com (access date: 12.04.2016).
11. Cummings C. The Window Is Closing on a Trans-Atlantic Trade Deal [Electronic resource] // The Wall Street Journal. / Dow Jones & Company, Inc. -Electronic data. - [S. l.], 1996.
- The electronic version of the printing publication. - URL: http://www.wsj.com (access date: 13.04.2016).
12. Donilon T. National Security Advisor to the President: "The United States and the Asia-Pacific in 2013" [Electronic resource] // The White House. - Electronic data. - [S. l.], 1994. - The electronic version of the printing publication. - URL: https://www.whitehouse.gov (access date: 12.04.2016).
13. Fu Peng. TPP incomplete without China, says official [Electronic resource] // Xinhuanet / Xinhua, english.news.cn. - Electronic data. - [S. l., s. a.]. - The electronic version of the printing publication. - URL: http://news.xinhuanet.com (access date: 12.04.2016).
14. National Security Strategy 2010 [Electronic resource] // National Security Strategy. -
2010 - P. 59 - The electronic version of the printing publication. - URL:
https://www.whitehouse.gov (access date: 2.05.2016).
15. Panetta L. Remarks by Secretary Panetta at the Shangri-La Dialogue in Singapore [Electronic resource] // U.S. Department of Defense / Defense Pentagon Washington, DC. - Electronic data. - Washington, DC, [S. a.]. - URL: http://archive.defense.gov (access date: 12.04.2016).
..137


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ