Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Угрозы психологической безопасности в образовательной среде как фактор риска возникновения интернет-зависимости у подростков

Работа №184662

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы74
Год сдачи2016
Стоимость1900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
15
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретический анализ литературы по проблеме интернет-аддикции и психологической
безопасности
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи интернет-зависимости и психологической
безопасности образовательной среды.
Вывод 52
Заключение 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Приложения
... только пдф-файл

Изучение проблемы интернет-зависимости у подростков в последнее
время является актуальной. Быстрое развитие технологий приводит к тому,
что компьютер и интернет есть практически в каждом доме. Они не только
облегчают работу и поиск информации, но и позволяют на некоторое время
оторваться от повседневных проблем. В последнее время проблема
становится все острее, так как еще 15 лет назад интернет был не у всех, очень
медленный и дорогой, то теперь с развитием технологий, появлением
смартфонов, планшетов и Wi-Fi человек может, практически не отрываясь от
своих гаджетов, проводить все свое время в интернете. В современном мире
все сильнее возрастает роль информационной среды, что в свою очередь
ведет к возрастанию типов учебной и профессиональной деятельности,
связанной с большими объемами информации. И эти виды деятельности
трудновыполнимы без применения компьютерных технологий. И как бы они
не упрощали нашу жизнь, нельзя не принять во внимание негативные
последствия появления в нашей жизни компьютеров, таких как изменение
психологического и соматического состояния пользователей, появляющихся
в различных формах, в том числе и интернет-аддикциях.
В отличие от России, где интернет-зависимости только последние
несколько лет начинают серьезно изучать, эта проблема рассматривается
уже более 20 лет за рубежом с точки зрения различных психологических
школ. К.Янг были описаны признаки и стадии развития интернетзависимости (1994); И. Голдбергом были разработаны диагностические
критерии (1996); М. Орзак выделила симптомы зависимости, в том числе и
психологические (1998); исследованиями особенностей личности интернетаддиктов занимались А.Ю. Егоров, И.В. Чудова и др.1
В настоящий момент насчитывается 3,2 миллиарда пользователей
интернета по всему миру и Россия занимает среди них 7 место. С каждым готом возрастает число зависимых Интернета, и наиболее уязвимой группой
в этом плане являются подростки так как в этот период происходит
перестройка организма и ребенок становится более подвержен влиянию
зависимостей. В России 89% подростков в возрасте от 12 до17 лет ежедневно
пользуются интернетом, причем девочки мальчики и пользуются интернетом
с одинаковой частотой. С возрастом частота использования интернета
подростками растет. Примерно 5 часов подростки проводят по будням, и в
выходные это число возрастает. Мобильный интернет у подростков более
популярен, чем у взрослых. Большинство подростков, в качестве недостатков
интернета называют интернет-зависимость, потерю времени и отказ от
живого общения.
В подростковый период основная масса времени у ребенка проходит в
школе, важно обращать внимание на влияние образовательной среды на
психическое развитие детей.
Целью данного исследования является выявление взаимосвязи между
показателями психологической безопасности среды в образовательных
учреждениях и склонностью к интернет-зависимому поведению.
Объектом исследования является психологическая безопасность в
образовательной среде
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Интернет-зависимость последние несколько лет является актуальной
проблемой среди детей подросткового возраста. Многие исследования
посвящены выявлению факторов, которые могут послужить причиной
возникновения аддиктивного поведения. В современной психологии
возникновение интернет-зависимости часто рассматривают с точки зрения
семьи и психологического климата в этой семье. Очень мало исследователей
рассматривают угрозы психологической безопасности образовательной
среды в качестве тех пусковых механизмов, которые могут привести к
интернет-зависимому поведению.
Интернет-зависимость является нехимической аддикцией, где объектом
зависимости становится поведенческий паттерн, и в современной психологии
такое поведение рассматривается с точки зрения психологии девиантного
поведения. Так как подростковый возраст является одним из переломных
периодов в жизни индивида, происходит перестройка организма, как в
физическом, так и в психологическом плане. Поэтому подростки чаще всего
попадают в эту группу риска. Для профилактики и коррекции такого
поведения очень важным является раннее выявление обучающихся,
склонным к девиантным формам поведения.
К основным потребностям, которые дети подросткового возраста
удовлетворяют с помощью Интернета, относятся потребность в
независимости от родителей и самостоятельности, которая выражается в
стремлении к сепарации от семьи и взрослых. Также важной является
потребность в принадлежности к какой-либо социальной группе со схожими
взглядами и интересами, где подросток может удовлетворить свои
социальные потребности в межличностном взаимодействии со сверстниками.
В подростковый период большая часть жизни, а также социализация и
взаимодействие с другими людьми происходит в образовательной среде и ее
безопасность является приоритетным направлением развития, так как Интернет-зависимость последние несколько лет является актуальной
проблемой среди детей подросткового возраста. Многие исследования
посвящены выявлению факторов, которые могут послужить причиной
возникновения аддиктивного поведения. В современной психологии
возникновение интернет-зависимости часто рассматривают с точки зрения
семьи и психологического климата в этой семье. Очень мало исследователей
рассматривают угрозы психологической безопасности образовательной
среды в качестве тех пусковых механизмов, которые могут привести к
интернет-зависимому поведению.
Интернет-зависимость является нехимической аддикцией, где объектом
зависимости становится поведенческий паттерн, и в современной психологии
такое поведение рассматривается с точки зрения психологии девиантного
поведения. Так как подростковый возраст является одним из переломных
периодов в жизни индивида, происходит перестройка организма, как в
физическом, так и в психологическом плане. Поэтому подростки чаще всего
попадают в эту группу риска. Для профилактики и коррекции такого
поведения очень важным является раннее выявление обучающихся,
склонным к девиантным формам поведения.
К основным потребностям, которые дети подросткового возраста
удовлетворяют с помощью Интернета, относятся потребность в
независимости от родителей и самостоятельности, которая выражается в
стремлении к сепарации от семьи и взрослых. Также важной является
потребность в принадлежности к какой-либо социальной группе со схожими
взглядами и интересами, где подросток может удовлетворить свои
социальные потребности в межличностном взаимодействии со сверстниками.
В подростковый период большая часть жизни, а также социализация и
взаимодействие с другими людьми происходит в образовательной среде и ее
безопасность является приоритетным направлением развития, так как Интернет-зависимость последние несколько лет является актуальной
проблемой среди детей подросткового возраста. Многие исследования
посвящены выявлению факторов, которые могут послужить причиной
возникновения аддиктивного поведения. В современной психологии
возникновение интернет-зависимости часто рассматривают с точки зрения
семьи и психологического климата в этой семье. Очень мало исследователей
рассматривают угрозы психологической безопасности образовательной
среды в качестве тех пусковых механизмов, которые могут привести к
интернет-зависимому поведению.
Интернет-зависимость является нехимической аддикцией, где объектом
зависимости становится поведенческий паттерн, и в современной психологии
такое поведение рассматривается с точки зрения психологии девиантного
поведения. Так как подростковый возраст является одним из переломных
периодов в жизни индивида, происходит перестройка организма, как в
физическом, так и в психологическом плане. Поэтому подростки чаще всего
попадают в эту группу риска. Для профилактики и коррекции такого
поведения очень важным является раннее выявление обучающихся,
склонным к девиантным формам поведения.
К основным потребностям, которые дети подросткового возраста
удовлетворяют с помощью Интернета, относятся потребность в
независимости от родителей и самостоятельности, которая выражается в
стремлении к сепарации от семьи и взрослых. Также важной является
потребность в принадлежности к какой-либо социальной группе со схожими
взглядами и интересами, где подросток может удовлетворить свои
социальные потребности в межличностном взаимодействии со сверстниками.
В подростковый период большая часть жизни, а также социализация и
взаимодействие с другими людьми происходит в образовательной среде и ее
безопасность является приоритетным направлением развития, так как снижение угроз приведет к снижению психологических опасностей. Таким
образов возрастает необходимость в психологическом сопровождении
образовательных учреждений и предотвращении психологического насилия
и нежелательного поведения.
Психологические угрозы опасны тем, что они не всегда «видимы», а
следовательно их сложнее контролировать. Их негативные особенности
заключаются в том, что они действуют постоянно в течение длительного
времени. Чаще всего их источником является отношения как между
преподавателем и подростком, так и взаимоотношения со сверстниками.
Психологические угрозы могут проявляться через публичное унижение,
оскорбления, высмеивание, угрозы, обидное обзывание, принуждение делать
что-то против своего желания, игнорирование, неуважительное и
недоброжелательное отношение к индивиду.
Целью данной работы являлось выявление взаимосвязи между
угрозами психологической безопасности образовательной среды и интернетзависимым поведением подростков. Поставленная нами гипотеза частично
подтвердилась. Мы сделали вывод, что низкая удовлетворенность основными
характеристиками образовательной среды, куда относятся возможность
высказать свою точку зрения, взаимоотношения со сверстниками и
учителями, сохранение личного достоинства и т.д. могут служить причиной
повышения уровня тревожности подростка, что в свою очередь может
привести к склонности, а в дальнейшем и к сформированному интернетзависимому поведению.
Отсюда следует, что причины формирования интернет-зависимого
поведения следует искать не только в семейном окружении.


Алексенко Н.Н. Психоаналитические аспекты поведения человека в
киберпространстве / Н.Н. Алексенко // Журнал практической психологии
и психоанализа. - 2000. - № 3. - С. 25–26.
2. Арестова О.Н. Мотивация пользователей Интернета. Гуманитарные
исследования в Интернете / О.Н. Арестова, Л.Н. Бабанин, А.Е.
Войскунский; под ред. А.Е. Войскунского. - М: Можайск-Терра, 2000. -
431 с.
3. Бабаева Ю.Д. Интернет: воздействие на личность. Гуманитарные
исследования в Интернете / Ю.Д. Бабаева, А.Е. Войскунский, О.В.
Смыслова ; под ред. А.Е. Войскунского. - М: Можайск-Терра, 2000. - 431
с.
4. Бабарахимова C. Б., Искандарова Ж. М. Эмоциональные расстройства у
подростков с компьютерной зависимостью [Электронный ресурс]/
Сборники конференций НИЦ Социосфера . 2014. №23. - URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnye-rasstroystva-u-podrostkov-skompyuternoy-zavisimostyu (дата обращения: 16.01.2016).
5. Баева И. А., Семикин В. В. Безопасность образовательной среды,
психологическая культура и психическое здоровье школьников
[Электронный ресурс] / Известия РГПУ им. А.И. Герцена, 2005, №12. -
URL: http://cyberleninka.ru (дата обращения: 11.06.2015).
6. Баева И.А Психологическая безопасность в образовании: Монография.
Санкт-Петербург, 2002. - 271с.
7. Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды как
ресурс психического здоровья субъектов образования [Электронный
ресурс] / Психологическая наука и образование, 2012, №4. - URL:
http://psyjournals.ru/ (дата обращения: 10.06.2015)
8. Баева И.А. Психологическая защищенность и психологическая
безопасность современного человека: доклад на конф. «Психолог и общество: диалог о взаимодействии». Москва, 12 февраля 2008 г.
[Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://ruscenter.ru/netcat_files/multifile/2416/_Psihologicheskaya_zaschischenn
ost__i_psihologicheskaya_bezopasnost__sovremennogo_cheloveka___text_i_a
udiozapis__vystupleniya_Baeva_I._A.pdf
9. Баева И.А. Тренинги психологической безопасности в школе - СПб.: Речь,
2002. — 251 с.
10.Баева И.А., Гаязова Л.А. Психологическая безопасность образовательной
среды школы и ее психолого-педагогическое сопровождение
[Электронный ресурс] / Психологическая наука и образование psyedu.ru.
2012. №3. - URL: http://psyjournals.ru/ (дата обращения: 10.06.2015)
11. Баева И.А., Ковров В.В., Оганесян Н.Т. Экспертиза психологической
безопасности образовательной среды. Информационо-методический
бюллетень Городской экспериментальной площадки второго уровня / Ред.
– сост. И.А. Баева, В.В. Ковров, Н.Т. Оганесян – М.: Экон-Информ, 2010.
– № 7. – 94 с.
12.Беляева П.И. Психологическая безопасность школьника как психическое
состояние [Электронный ресурс] / Вестник НовГУ, 2011, №64. - URL:
http://cyberleninka.ru (дата обращения: 11.06.2015).
13.Блясова И.Ю. Социально-педагогическое предупреждение компьютерной
игровой зависимости подростков // МНКО. 2015. №3 (52). URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-pedagogicheskoe-preduprezhdeniekompyuternoy-igrovoy-zavisimosti-podrostkov (дата обращения: 23.04.2016).
14.Визель Т.Г., Сенкевич Л.В. и др. Девиантное поведение подростков:
теории и эксперименты/ Т.Г.Визель, Л.В. Сенкевич и др. - Тула, 2007. -
341 с.
... всего 50 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ