Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Методика обучения сочинению по картине в начальной школе

Работа №18461

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы64
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
3568
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1 Теоретические основы обучения сочинению по картине в начальной школе 8
1.1 Анализ понятия «сочинение» в современной лингводидактике 8
1.2 Классификация видов сочинений 15
1.3 Значимость сочинения в воспитании школьников в начальной школе 20
2 Методика работы над сочинением по картине в начальной школе 24
2.1 Тема сочинения по картине и ее раскрытия в начальной школе 24
2.2 Характеристика этапов подготовительной работы по написанию
сочинения по картине 27
2.3 Использование отдельных жанров живописи для обучения сочинениям 34
3 Опытно-экспериментальная работа по обучению сочинения по картине... 39
3.1 Констатирующий этап эксперимента 39
3.2 Формирующий этап эксперимента 42
3.3 Контрольный этап эксперимента 45
Заключение 49
Список использованных источников 52
Приложение А Наглядный материал для констатирующего среза 57
Приложение Б Наглядный материал для контрольного среза 58
Приложение В Технологическая карта урока русского языка 4 класс 59


Работа по развитию речи обучающихся в школе многогранна. Одно из ее направлений - написание сочинений разных видов. Обучение сочинению - это актуальный вопрос современности. Посредством сочинений, учителю легче окунуться во внутренний мир ребенка, познать его. Вопрос обучения сочинению затрагивает философскую тему воспитания маленького человека, будущего члена общества, личности.
Сочинение - это первые попытки ребенка выразить окружающий его мир во внутреннем своем отображении, высказывать свое отношение к каким- либо проблемам. Сочинение заставляет ученика упорядочить свои мысли в соответствии с требованиями времени, учит высказываться красиво, кроме этого обогащает язык и учит грамотности.
Сочинение по картине в начальной школе - одно из эффективных средств развития речи младших школьников, раскрытие творческих возможностей каждого ученика. Картина воздействует на чувства ребенка, открывает перед ним такие стороны жизни, с которыми ребенок не мог бы столкнуться в своем непосредственном опыте. Картина развивает мышление детей, расширяет их кругозор, обогащает их словарный запас. Сочинение по картине развивает воображение детей, и в этом смысле является боже высокой ступенью в обучении сочинения. Внимательное рассмотрение картин, беседа по их содержанию, анализ изобразительных средств учат уже с первых шагов глубоко воспринимать произведения. Картина - лучшее средство сближения учителя с учениками.
Объект исследования: методика обучения сочинению по картине в начальной школе.
Предмет исследования: методика написания сочинений в начальных классах, как средство обучения.
Цель исследования: изучить и апробировать методику написания сочинений по картине как вид упражнения по развитию речи младших школьников.
Задачи исследования:
1) проанализировать понятие «сочинение по картине»;
2) привести классификацию сочинений;
3) определить значимость сочинения в воспитании школьников в начальной школе;
4) выделить темы сочинения по картине и ее раскрытая в начальной школе;
5) охарактеризовать этапы подготовительной работы по написанию сочинения по картине;
6) определить отдельные жанры живописи для обучения сочинениям;
7) провести опытно-экспериментальную работу доя подтверждения выдвинутой гипотезы.
Гипотеза исследования: развитие письменной связной речи младших школьников будет эффективным, если учитель: регулярно (систематически) проводит работу по обучению написания сочинений по картине; реализует систему упражнений для работы над сочинением.
Основными методами исследования стали: анализ литературы, изучение и обобщение педагогического опыта, эксперимент, упражнения, наблюдение, обработка результатов, беседа с учащимися.
Методологической основой данного исследования послужили работы М.Р. Львова, а также Г. А. Бакулиной, В.И. Воробьевой, С.К. Тивиковой и др.
Практическая значимость состоит в том, что материалы работы могут быть использованы учителями начальных классов в работе по развитию речи учащихся в процессе написания сочинений по картине, а также студентами- практикантами при проведении уроков развития речи.
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе МБОУ Момотовская СОШ в 4 классе, количество учащихся 19 человек.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
Во введении изложены актуальность работы, обозначены цель, предмет и объект, сформулированы задачи, гипотеза, представлена методологическая основа, методы, опытно-экспериментальная база, практическая значимость, апробация и структура дипломной работы.
В первой главе «Теоретические основы обучения сочинению по картине в начальной школе» раскрывается понятие «сочинение по картине», классификация сочинений, рассматривается значимость сочинения в воспитании школьников в начальной школе.
Во второй главе «Методика работы над сочинением по картине в начальной школе» описана методика написания сочинений по картине в начальной школе - рассмотрены темы сочинений, этапы подготовительной работы по написанию сочинений, отдельные жанры живописи для написания сочинений.
В третьей главе «Анализ сочинений учащихся. Указание на находки и недостатки. Работа над допущенными ошибками» представлен анализ проделанной опытно-экспериментальной работы.
В заключении обобщен теоретический материал и представлен вывод относительно проделанной работы.
Список литературы включает 40 источников.
Материалы исследования представлены в двух рисунках, трех приложениях, в которых представлен наглядный, дидактический материал.
Объем работы составляет 64 страницы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Процесс формирования у младших школьников предметных умений в области речи является необходимым условием обучения в современной начальной школе. Средством формирования речевых умений может выступать сочинение.
Одним из видов сочинений являются сочинения по картине, так как они позволяют повысить уровень эстетического восприятия учащимися картин, обеспечивают прирост речевых умений младших школьников.
Цель исследования состояла в изучении и апробировании методики написания сочинений по картине как вида упражнения по развитию речи младших школьников.
В ходе решения задач была выявлена сущность понятий «сочинения», приведена классификация сочинений, определена значимость в воспитании школьников в начальной школе выделить темы сочинения по картине и ее раскрытия в начальной школе, охарактеризованы этапы подготовительной работы по написанию сочинения по картине, определены отдельные жанры живописи для обучения сочинениям.
В качестве базы для эксперимента были выбраны учащиеся 4 класса МБОУ Момотовская СОШ, в количестве 19 человек. Для того чтобы выявить уровень сформированное™ умений написания сочинений по картине у учащихся, были разработаны две диагностические работы: первая для стартовой диагностики уровня сформированное™ умений, вторая - для итоговой диагностики.
В ходе анализа результатов работ были получены следующие выводы:
1. По критерию умение анализировать картину, увидеть основную идею автора - у 5,5% наблюдается низкий уровень способностей «читать картину» увидеть то, что хотел передать и воплотить автор. Средний уровень наблюдается у 27,7% учащихся, они могут описать увиденное на картине, но им трудно дается выявить замысел, заложенный в нее автором. Высокий уровень умений исследовать и анализировать картину, описывать подробно все ее главные части имеется у 66,8% учащихся.
2. По второму критерию - 11,1% испытывают трудности в употреблении языковых выразительных средств, наблюдается отсутствие сравнений, в текстах их работ присутствуют повторы, неоднократно видно, что ребенок зацикливается на одном слове, что говорит, о неумении подбирать синонимы, однако у 33,3% видим средний уровень, письменная речь учащихся содержит сравнения, присутствует умение заменять существительные подходящими местоимениями. У 55,6% наблюдается высокий уровень использования языковых выразительных средств, они умело используют в своих сочинениях сравнительные обороты
3. Анализируя сочинения по третьему критерию - не обнаружили учащихся с низким уровнем умений определять границы предложений. У 33,3% учащихся в работах были предложения с неоконченной мыслью или она теряется в предложении. 66,7% хорошо справились с этой задачей, текст состоит из законченных предложений. Предложения последовательно и логично выстроены.
4. Анализируя грамматико-орфографические умения учащихся, выявили, что у 22,2% слабо сформированы эти умения, т.к. допускают большое количество орфографических и пунктуационных ошибок. 44,4% овладели этими навыками на среднем уровне, при проверке работ обнаружено 2-3 орфографические и 1-2 пунктуационные ошибки. Лишь 33,4% учащихся показали хороший уровень знания орфограмм и правил пунктуации, поэтому в их работах присутствовали лишь исправления.
По окончании эксперимента, у значительной части испытуемых улучшились лексикологические, орфографические, морфологические знания и умения: качество написания сочинения по картине увеличилось. У многих школьников сформировались и новые учебно-языковые умения: умение правильно подбирать слова, умение заменять одно слово другим.
Работа показала, что разработанная система упражнений, способствуют формированию умений и навыков в написании сочинений по картине.
Таким образом, цель работы достигнута, поставленные задачи реализованы, выдвинутая гипотеза подтверждена.



1. Толковый словарь русского языка: в 4 т. / под ред. Д. Н. Ушакова. - М: Кюрины. - 2000.
2. Бакулина, Г.А. О новых видах сочинений в начальной школе / Г.А. Бакулина // Начальная школа. - 2014. - № 7. - С. 37- 42.
3. Бакулина, Г.А. Сочинение по демонстрационной картине как средство развития связной речи младших школьников / Г.А. Бакулина // Концепт. -2014. - № 32.- С. 45-47.
4. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - 2-е изд., испр. - Москва : Издательский центр «Академия», 2004. - 464 с.
5. Кочетова, Е.В. Использование дифференцированного метода при обучении написанию сочинений детей младшего школьного возраста / Е.В. Кочетова, К.В. Березина // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL:
http://web.snauka.ru/issues/2015/12/5
6. Воробьева, В.И. Сочинения по картинам в начальных классах / В.И. Воробьева, С.К. Тивикова. - Москва : ООО «Издательство «Родничок», 2004. - 220 с.
7. Колесова, С. П. Эффективность использования наглядных средств в работе над сочинением в начальных классах / С.П. Колесова // ООО «Аэтерна», Личность как объект психологического и педагогического воздействия сборник статей международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 193-195.
8. Трягина, Е.А. Особенности проявления лингвокогнитивного уровня языковой личности К.Д. Ушинского как автора работ «о первоначальном преподавании русского языка» И «Родное слово» 1 / Е.А. Трягина // Научный журнал КубЕАУ. - 2013. - № 91. - С. 1-7.
9. Жукович, М.М. Сочинение по картине как речевое упражнение комплексного характера / М.М. Жукович, О.О. Харченко // Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии. - 2016. - № 5. - С. 121-127.
Ю.Гришина, О.Б. Методика обучения по картине в начальной школе / О.Б. Г ришина // XIV Всероссийская с международным участием конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование» (19-23 апреля 2010 г.) ГОУ ВПО «Томский государственный педагогический университет». - Томск: Издательство ТГПУ, 2010. - С. 16-18.
11. Колесова, С. П. Эффективность использования наглядных средств в работе над сочинением в начальных классах / С.П. Колесова // ООО «Аэтерна», Личность как объект психологического и педагогического воздействия сборник статей международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 193-195.
12. Налимова, Т.А. Новый взгляд на традиционное сочинение по картине / Т.
А. Налимова // Начальная ттткола.. - 2013.- №10. - С. 25-32.
13. Система обучения сочинения / Под ред. Т.Л. Ладыженской. - М., 1973
14. Ушинский, К.Д. О первоначальном преподавание русского языка. - Новосибирск: Детская литература, 1994.
15. Львов, М.П. Речь младших школьников и пути ее развития. - М.: Просвещение, 1985.
16. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / В. П. Глухов. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: АРКТИ, 2004 - с. 106-107
17. Ашевская Л.А. Развитие творческих способностей и личности учащихся. / Русский язык в школе, 2001 - с. 21-25.
18. Бронникова Ю.О. Формирование культуры речи младших школьников // Начальная школа, 2003, №10. - 41-44 с.
19. Горбачевич К.С. Изменение норм русского литературного языка. - Л.: «Просвещение», 1971. - 264с.
20. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе - М.: Издательство ГНОМ и Д - 128 с.
21. Ходякова, Л.А. Живопись на уроках русского языка: Теория и метод. разраб. уроков: Учеб. пособие / Л. А. Ходякова. - М.: Флинта: Наука,2000. - 336 с.
22. Налимова, Т.А. Новый взгляд на традиционное сочинение по картине / Т.
A. Налимова // Начальная школа. - 2013.- №10. - С. 25-32.
23. Плотникова, С.В. Теория и технология начального языкового образования : учебное пособие для студентов Института педагогики и психологии детства / С.В. Плотникова, В.А. Шуритенкова; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2014. - 277 с.
24.3агребельная, С.В., Кащеева Г.С., Мамонтова Л.А. Обучение написанию сочинений в начальной школе: Практическое пособие / Под ред. С.В. Загребельной. - М.: АРКТИ, 2006. - 64 с. (Школьное образование).
25. Воробьева, В.И. Сочинения по картинам в начальных классах / В.И. Воробьева, С.К. Тивикова. - Москва: ООО «Издательство «Родничок», 2004. - 220 с.
26. Клокова, О.С. Некоторые методические аспекты работы по развитию речи учащихся начальной школы / О.С. Клокова // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: гуманитарные и социальные науки. - 2012. - №4 - С. 179-183.
27. Лозовская, В.П. Работа над сочинением по картине в начальной школа /
B. П. Лозовская // Начальная школа: плюс до и после. - 2009. - №9. -С. 1¬8.
28. Мишина, И.Н. Дидактические средства формирования умений и навыков по развитию речи младших школьников / И.Н. Мишина, Е.Ю. Коростелева // Вестник науки: Педагогика и психология. - 2012.- №4. -
C. 196-198.
29. Подборский, Ю.Г. Педагогические методы и приемы развития устной речи младших школьников в процессе различных видов речевой деятельности / Ю.Г. Подборский // Концепт. - 2015 - №7. -С. 1-6.
30. Организация работы над сочинением по картине на уроках по развитию
речи [Электронный ресурс] / Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. - 2014. - 17 июля. - М.: Медиагруппа Актион-МЦФЭР, 2014. - Режим доступа:
https://www.menobr.ru/article/60101 -qqe-16-m8-organizatsiva-rabotv-nad- sochineniem-po-kartine-na-urokah-po-razvitiyu-rechi
31. Черноусова, Н.С. Сочинения в начальных классах. - М.: Издательский центр «Академия». - 2000. - 464 с.
32. Баранов, М.Т. Методика преподавания русского языка в школе: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Т. Баранов, Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов - М.: Академия, 2001. - 368 с.
33. Баринова, Е.А. Методика русского языка: учеб. пособие для студентов фак. рус. яз. и лит. пед. ин-тов / Е.А. Баринова, Л.Ф. Боженкова, В.И. Лебедев; под общ. ред. Е.А. Бариновой. - М. : Просвещение, 1974. - 368 с.
34. Текучев, А.В. Методика русского языка в средней школе: учебник для высших педагогических учебных заведений / А.В. Текучев. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Просвещение, 1970. - 606 с.
35. Ладыженская, Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка: книга для учителя / Т.А. Ладыжеская. - Москва: Просвещение. - 1991. - 240 с.
36. Кобялковская, О.А. Подготовительная работа при написании сочинения- описания по личным наблюдениям / О.А. Кобялковская // Концепт: научно-методический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совенок» и «Прорыв». - 2011. - №2. - С. 1-4.
37. Гергиева, Я.М. Развитие связной письменной речи:начальная школа / Я.М. Г ергиева // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2010. - №2. - С. 54-59.
38. Жукович, М.М. Сочинение по картине как речевое упражнение комплексного характера / М.М. Жукович, О.О. Харченко // Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии. - 2016. - № 5. - С. 121-127.
39. Клокова, О.С. Некоторые методические аспекты работы по развитию речи учащихся начальной школы / О.С. Клокова // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: гуманитарные и социальные науки. - 2012. - №4 - С. 179-183.
40. Лозовская, В.П. Работа над сочинением по картине в начальной школа /
В.П. Лозовская // Начальная школа: плюс до и после. - 2009. - №9. - С. 1¬8.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ