Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В ДИСКУРСЕ ПОСТМОДЕРНА

Работа №184476

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

культурология

Объем работы78
Год сдачи2023
Стоимость4780 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
3
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 6
1 Мировоззренческие основания актуализации гендерной идентичности
в постмодерне 13
1.1 Постмодернизм: характеристика, сущность, методологические
принципы 13
1.2 Кризис идентичности 29
2 Гендерная идентичность в системе социально-философского знания постмодерна 41
2.1 Концептуальное развитие гендерной проблематики 41
2.2 Теории конструирования гендера 48
2.2.1 Социальное конструирование гендера 48
2.2.2 Перформативная теория гендерной идентичности 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 75

Актуальность. В современном мире, отличающемся глобальным распространением информации, развитием науки и техники, ускорением темпов жизни и социальных процессов, традиционные установки, которые претендовали на объяснения мира, так же быстро устаревают. Поэтому многие общественные, исторические, политические и культурные процессы и противоречия обретают новые измерения и интерпретации.
Одним из таких противоречий, получивших новое осмысление, стал конфликт между человеком и социальной средой, порождающий проблему идентичности человека и процесса его самоидентификации. Современное общество находится в процессе трансформации способов жизни людей, практик их коммуникации и социального дискурса и представляет собой постоянно изменяющийся мир, которому не свойственен строго регламентированный набор устойчивых норм, ценностей, мотивов, которые позволили бы индивиду определить структуру его идентичности, в том числе и гендерной.
Традиционно концепт гендера рассматривался в рамках модернистских бинарных оппозиций, воспроизводимых в виде культурно-символических рядов и интерпретирующихся как иерархические. Однако, прежние представления о роли, статусе и положении человека в зависимости от его биологического пола, а также стереотипы поведения и оценки оказываются непригодными в условиях общества нового типа. Такие изменения связаны с неопределенностью и двойственностью существования индивида, изменением характера его деятельности и множественной направленностью его активности, что приводит к дестабилизации ранее устойчивой и определённой идентичности. Модернистские представления о гендерной самоидентификации исчерпали себя, и теперь требуется новое осмысление этого процесса.
На смену приходит постмодернистский дискурс, который включает в себя развернутую критику как сложившегося социального устройства, так и раннее получивших подходов к анализу общества и культуры. В нем становится возможен пересмотр, переоценка и отрицание традиционного представления о гендерной идентичности. С точки зрения автора, постмодернистский дискурс дает возможность рефлексивного отношения к категории гендера, а актуализация и признание в постмодерне отказа от любых универсалий создает пространство, в котором нет места традиционному пониманию гендерных категорий и отношений в рамках дихотомий. Он способствует культурному осмыслению гендера и гендерных отношений посредством актуализации многообразия социального опыта, что крайне важно для отражения полной картины социальной действительность.
Изменяется характер гендерных отношений, что выражается в сферах занятости, правового регулирования, межличностных отношений, границы представлений о нормативность мужского или женского поведения так же становятся подвижны. В таких условиях изменяется и самоопределение человека в рамках гендерных категорий. Индивид обретает возможность не просто встраивания в сложившиеся рамки, но рефлексивного выбора определенных стратегий поведения и выражения себя, адекватных как социокультурному контексту, так и внутренним ощущениям. Намечается тенденция к формированию новых гендерных определений на субъективном уровне, позволяющая сменять идентичности в зависимости от условий. Такая множественность идентичностей становится способом адаптации человека к меняющемуся миру.
Трансформации как в общественной сфере, так и в области научной парадигматики приводят к формированию концептуального поля междисциплинарного направления — гендерных исследований, фокус которых смещается с проблемы биологически-детерминированной дифференциации человека на проблему социальной: «гендерный подход в целом, имея ввиду существующие теоретические расхождения отдельных концепций, предполагает, что различия в поведении и восприятии мужчин и женщин определяются не столько их физиологическими особенностями, столько таким социальным фактором, как воспитание, и распространенными в каждой культуре представлениями о сущности мужского и женского» .
В рамках научно-теоретических представлений получает развитие множество подходов к осмыслению гендерной идентичности и категории гендера в целом — в рамках психоанализа, постструктурализма, теории социализации, теории гендерных контрактов и гражданства и др. В результате большинства современных исследований, гендерные категории начинают пониматься как дискурсивные, то есть обретающие своё значение в процессе «коммуникативного, диалогического производства смыслов». Автор обращается к данному проблемному полю, выделяя наиболее значимые из походов, а именно — социальное конструирование гендера и структурное конструирование гендера.
Теоретическое осмысление изменений в гендерной сфере и его дальнейший выход за рамки академического знания, то есть в общественное пространство, привело, с одной стороны, к легитимации разнообразия гендерных идентичностей, способов самоидентификации и форматов гендерного конструирования, а с другой — к использованию идей гендерного множества в социальной, политической, экономической практиках и созданию в информационном поле альтернативного восприятия масштаба проблемы.
Именно поэтому для всестороннего анализа как гендерной идентичности, так и ее функционированию в постмодернистском дискурсе становится важным уделить внимание теоретическому осмыслению гендерной идентичности в современном социокультурном контексте.
Таким образом, проблема исследования — становление гендерной идентичности и самоидентификации в оптике научно -теоретических представлений постмодернистской культуры.
Степень теоретической разработанности проблемы.
Специфика современного общества, определяющая формирование идентичности, раскрывается в целом ряде работ зарубежных исследователей: П. Бергера, Ж. Бодрийяра, Э. Гидденса, Т Лукмана, Э. Тоффлера, З. Баумана,
Э. Эриксона и др.; выявляются такие особенности, как гетерогенность, фрагментарность, совмещение разнообразных форм социальности.
Характеристики постмодернистской парадигмы представлены как в работах непосредственно теоретиков постмодерна: Ф. Гватарри, Ж. Делеза, Ж. Деррида, Ю. Кристевой, Ж.-Ф. Лиотара, М. Фуко, Ф. Джеймисон, и др.; так и в монографиях и статьях отечественных авторов, осмысляющих постмодернистский опыт: И. Ильин, Н, Олизько, Н. Маньковская и др.
Проблематизацией персональной идентичности и переосмыслением гендерной тематики в рамках постструктуралистской философии занимались Ж. Лакан, Ф. Гваттари, Ж. Делез, Ж. Деррида, Ж. Ф. Лиотар, М. Фуко, Ю. Кристева, и др.
Используются труды таких авторов, как: Т Парсонс, Р Бейлз, Р Коллинз, И. Гофман, Г. Гарфинкель, К. Уэст и Д. Зиммерман, в которых было тщательно проанализировано формирование гендерной идентичности в процессе социального взаимодействия в социологии, рассматривающей гендерные отношения как на макро-, так и на микро- социальном уровне. В фокусе их работы раскрывается определение гендера на основе понимания общества как совокупности людей, взаимодействующих в конкретных условиях и ситуациях.
В зарубежной литературе тема гендерной идентичности и её исследования в современных социокультурных условиях активно представлена в рамках феминистской философии, а именно, таким ее представительницам как: Дж. Батлер, С. Бовуар, Р Брайдотти, К. Гиллиган, Л. Иригарэ, Т. Лауретис, Ф. Дейтч, Б. Фридан, Дж. Хубер, Н. Чодороу и многими другими. Статьи, эссе и фундаментальные работы этих авторов сыграли важнейшую роль в создании новой академической дисциплины - гендерных исследований и стали не только общеметодологическими, но и междисциплинарными. Многие тексты переведены на русский язык и включены в хрестоматии.
В рамках отечественных исследований, заметный вклад в исследование выявленной проблемы внесли: О. Воронина, Е. А. Здравомыслова, А. А. Темкина, Т. А. Клименкова, М. Малышева, Е. Мещеркина, А. Клецина — их работы посвящены социологическому аспекту гендерных исследований; а также А. Костикова Т. Клименкова, С. Жеребкина, рассматривающих философский аспект гендерной проблематики.
Интерпретация опыта западных исследователей присутствует в работах А. Усмановой, И. Жеребкиной, Т. Гурко, Е. Здравомысловой, А. Темкиной, Н. Пушкаревой и других.
Цель — исследовать традицию осмысления особенностей формирования гендерной идентичности в условиях плюральной культуры постмодерна.
Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Определить характерные черты культуры постмодерна и место идентичности в ней;
2. Выделить причины актуализации гендерной проблематики в постмодернистском обществе;
3. Описать процесс трансформации подходов к пониманию гендерной идентичности в постмодерне;
4. Охарактеризовать гендерную идентичность как предмет научно-теоретического осмысления в рамках постмодернистских подходов;
5. Выявить характерные черты гендерной идентичности в постмодернистском научном дискурсе.
Объектом данного исследования выступает гендерная идентичность в оптике постмодернистских теоретиков.
Предметом исследования является специфика гендерной идентичности в традиции постмодернистского осмысления.
Методология. В рамках бакалаврской работы используется социокультурный подход, позволяющий рассмотреть современное общество как целостности, совокупности единства культуры и социальности.
Использовался дескриптивный метод для характеристики социокультурной действительности общества. Метод функционального анализа применялся для выявления влияния общественно-культурных явлений на гендерные модели поведения. Компаративный метод применялся в данном исследовании при анализе существующих гендерных теорий. Для сопоставления социокультурных процессов и гендерных изменений мы обратились к причинно-следственному анализу.
Гипотеза: основой для практического выражения многообразия
гендерных идентичностей стали распространение постмодернистской мировоззренческой парадигмы и легитимация гендерного разнообразия в научно-теоретическом поле гендерных исследований.
Положения, выносимые на защиту:
1. Основы критического отношения к категории гендерной идентичности закладываются в рамках постмодернистской мировоззренческой установки.
2. Постмодернистское осмысление гендера закрепляет его понимание как искусственно сконструированной категории.
3. Постмодернистские теоретические основания становятся элементом фундамента для программы гендерных изменений в обществе: появления новых гендерных самоидентичностей, идей отрицания и деконструкции гендерной идентичности, закрепления гендерного многообразия и соблюдения принципов гендерного равенства.
Структура. Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы. Общий объем работы насчитывает 80 страниц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В рамках данного исследования была предпринята попытка исследовать традицию осмысления особенностей формирования гендерной идентичности в условиях плюральной культуры постмодерна.
В ходе работы для начала были рассмотрены социокультурные особенности постмодернистского общества.
В современном обществе, которому присущи высокий уровень информационности, технологизация, капитализация, культурная
глобализация, тотальность массовой культуры и цифровизация, доминирующей мировоззренческой установкой становится
постмодернистская парадигма. Дискурс постмодерна отличается разрушением метанарративов, отказом от любого рода универсалий и претензий на поиск истины, плюрализмом мнений, критикой и пересмотром традиций, упразднению бинарных оппозиций. Оформляется проблема кризиса идентичности, выразившегося в постоянном поиске личностных идентичностей в условиях отсутствия ценностного фундамента и стремительного общественного развития, в контексте которого важны гибкость и умение адаптироваться.
Анализ особенностей постмодернистской культуры позволяет сделать вывод, что мировоззренческие установки постмодерна выступают в качестве своеобразного критического пространства, лишенного онтологических оснований, в котором нет места традиционному (модернистскому) пониманию гендерных отношений в рамках дихотомий, вместо этого включается множественный опыт, акутализирующий различия. Заявляется гендерный релятивизм и принцип андрогинии.
Результат распространения постмодернистской мировоззренческой парадигмы на сферу гендерной идентичности выражается в формировании
кризисных гендерных идентичностей: трансгендерной,
агендерной, квир-идентичности и т. д. Категории пола и гендера, основывающиеся на природных качествах, отрицаются как несостоявшиеся. Появляется возможность изменения гендерной идентичности, сексуальной ориентации и биологического пола.
Далее была рассмотрена гендерная идентичность как предмет научно - теоретического осмысления в контексте постмодернистского дискурса.
В сфере научно-теоретического знания проявляется поворот научной мысли к категории гендера, его природе, гендерным отношениям и особенностям гендерного формирования. Складывается самостоятельное научное поле гендерных исследований, отличающееся критическим отношением к полоролевому подходу, согласно которому в основе формирования гендерной идентичность лежит биологический пол. Развиваясь изначально в рамках феминистского течения, гендерные исследования в дальнейшем двигаются в русле постструктуралистской философии, новой социологии и общественных движений. Однако, поле гендерных исследований характеризуется разрозненностью методологических подходов и теорий гендерной идентичности. Современные гендерные теории не пытаются оспорить существование биологических различий между мужчинами и женщинами, сам факт различий становится не так важен в отличии от их социокультурной оценке и интерпретации.
Были проанализированы основные теории гендерной идентичности, сформулированные со второй половины 20-го века по настоящее время (теория «создания гендера» Уэст и Зиммерманна, продолжающая традиции драматургического интеракционизма И. Гофмана и этнометодологии Г. Гарфинкеля, и перформативная теория гендерной идентичности Дж. Батлер). Было выявлено, что главенствующим подходом к пониманию гендера становится гендерный конструктивизм (социально-конструктивистский подход и структурно-конструктивистский подход), ставящий своей целью критику способов и формы биологического детерминизма, проникающего в общественный дискурс, социальную, психологическую, политическую сферы, во все узаконенные нормы и правила.
Гендерная идентичность лишается «природных оснований», под сомнение ставится категория пола в целом. Гендер отражает не устойчивую идентичность, а процесс создания и репродукции выраженных в культуре социальных ожиданий, которые могут пересматриваться и изменяться со временем.
Таким образом, представляется возможным выделить характерные черты гендерной идентичности в постмодернистском дискурсе. Таковыми становятся:
1. Приоритет социокультурных характеристик пола над биологическими и
физиологическими особенностями человека. Отрицается
биологический детерминизм, гендерная идентичность как элемент социопсихологических особенностей индивида рассматривается в отрыве от половых признаков.
2. Текучий, неустойчивый характер гендерной идентичности, необходимый для адаптации к стремительным трансформациям общественной, научной, политической и др. сфер жизни.
3. Гендерная идентичность предстает как конструктивистский продукт социальных и властных дискурсов. Определение нормативного гендерного поведения создается и воспроизводится современными властными, правовыми, общественными структурами и при их поддержке обретают статус естественных и устойчивых образований, выражающихся на уровне межличностных отношений.
4. В современном мире активно заявляются возможности самостоятельного конструирования, переконструирования и деконструкции гендерной идентичности. Гендерная идентичность представляется как индивидуальный, перформативный проект — выступает способом дифференциации и самоартикуляции в современных социокультурных условиях. Распространяется тенденция к рассмотрению гендера как спектра идентичностей, включающего множество самоопределений.
5. Возрастание уровня политизации категории гендерной идентичности. Формируется множество социальных движений активистского толка, ставящих своей задачей закрепление гендерного многообразия и соблюдение принципов гендерного равенства.
В ходе работы были выявлены направления и сформулированы вопросы, представляющие перспективу дальнейшего изучения. В частности, вопрос о культурно обусловленных индивидуальных гендерных практиках в современном обществе, их видах и способах выражения, а также вопрос о возможности практического применения теорий гендерной идентичности и их использовании в других в общественных сферах.


1. Butler J. Gender trouble : feminism and the subversion of identity. / J. Butler.
- New York : Routledge, 1990. - 221 p.
2. Butler J. Undoing gender. / J. Butler. - New York : Routledge, 2004. - 273 p.
3. Chinn S.E. Performative Identities : From Identity Politics to Queer Theory // The SAGE Handbook of Identities. - London, 2010. - P. 104-124.
4. Deleuze G. Capitalisme et shizophrenie. / G. Deleuze, F. Guattary. - Paris : Les editions de Minuit, 1976. - 642 p.
5. Deutsch F. M. Undoing gender // Gender and Society. - 2007. - Vol. 21, № 1.
- P 106-127.
6. Goffman E. The Arrangement between the Sexes // Theory and Society. - 1977. - Vol. 4. - № 3. - pp. 301-331.
7. Giddens A. Modernity and Self-Identity : Self and Society in the Late Modern Age. / A, Giddens. - Stanford : Stanford University Press, 1991. - 264 p.
8. Green L. Gender. Social Identities. Multidisciplinary Approaches / L. Green ; ed. by G. Taylor and S. Spencer. - London : Routledge. 2004. - 272 p.
9. Lorber J. Breaking the Bowls : Degendering and Feminist Change. / J. Lorber.
- New York : W. W. Norton & Company. 2005. - 240 p.
10. Reilly-Cooper R. Gender is not a spectrum // AEON. - 2016.
11. Stoller R.J. Sex and Gender : The Development of Masculinity and Femininity. / R.J. Stoller. - London: Routledge, 1994. - 400 с.
12. Батай, Ж. Внутренний Опыт / Ж. Батай. - СПб : Axioma/Мифрил, 1997.
- 336 с.
13. Бакштановский В. И. Социология морали : нормативно-ценностные системы / В. И. Бакштановский, Ю. В. Согомонов. // Социологические исследования. - 2003. - № 5. - С. 8-20.
14. Барт, Р Мифологии / Р Барт. - Москва : Академический проспект, 2008.
- 351 с.
15. Батлер Д. Гендерное беспокойство // Антология гендерной теории / пер. с англ. Е. Князевой. - Минск : Пропилеи, 2000. - С. 297-346.
..59


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ