Введение 4
1 Методологические аспекты управления проектом 7
1.1 Теоретические основы системы управления проектами 7
1.1.1 Управление проектами: функции, методы, организационные
структуры, участники 7
1.1.2 Основные элементы проекта 11
1.1.3 Система управления проектами 14
1.2 Теоретические и методические подходы к решению проблемы 18
1.3 Выбор инструментария для формирования и оценки проектных
предложений 25
2 Анализ рынка фотоматериалов 32
2.1 Характеристика и анализ рынка 32
2.2 Определение потенциального места компании «Акварель» на рынке
фотоматериалов 45
2.3 Выводы по результатам анализа. Задание на разработку проекта 56
3 Экономическая оценка инвестиционного проекта, разработка
рекомендаций и мероприятий по его реализации 59
3.1 Разработка проекта 59
3.2 Экономическая оценка проекта 70
3.2.1 Экономический анализ проекта 70
3.2.2 Оценка рисков проекта 78
3.3. Планирование проекта 85
3.3.1 Структуризация проекта 85
3.3.2 Разработка и расчет плана (сетевой модели) проекта 92
3.3.3 Формирование опорного плана проекта 97
Заключение 103
Список сокращений 107
Список использованных источников 107
Приложения А-Е 114-129
При текущей изменчивости и неопределенности экономики компании сталкиваются с необходимостью в постоянном поиске наиболее эффективных путей развития, которые помогут компании стабилизироваться и получить финансовую устойчивость.
В этих условиях бизнес-планирование стало включать в себя методики из таких областей как: менеджмент, стратегический менеджмент, маркетинг, финансовый менеджмент, финансовый анализ, анализ рисков и других. В бизнес-план следует включать: разносторонний анализ бизнеса, анализ спроса, анализ рынка, финансовый анализ. Оценка этих параметров позволяет инвестору принять решение о целесообразности вложения капитала в данный бизнес.
Одним из современных подходов к бизнес-планированию является проектный подход. При его помощи будущий бизнес рассматривается как инвестиционный проект и помимо стандартных инструментов бизнес-проектирования к нему применяется современный инструментарий проектного менеджмента. Это позволяет на более высоком уровне оценить эффективность проекта, а также последовательно разработать план выполнения проекта.
Важнейшим преимуществом проектного подхода является наличие набора четких инструментов, позволяющих произвести комплексную разработку проекта по запуску бизнеса, подходящих как для крупных проектов, так и для мелких предприятий, запускающих свой первый бизнес. Помимо этого, система показателей оценки эффективности проекта позволяет инвестору сопоставлять различные проекты и дает возможность сделать выбор в пользу наиболее выгодной альтернативы.
В рамках данной ВКР будет разработан проект по запуску производства, реализующего держатели для фотографий из различных материалов в городе Красноярске. На данный момент большая часть данной продукции на российском рынке импортируется из-за границы, при этом присутствуют отдельные производители в европейской части России.
В качестве решения проблемы и запуска компании в городе Красноярске, реализующей рамы для фотографий и декоративные рамы, была выдвинута идея создания бизнеса. В качестве идеального варианта было предложено создание производственного цеха в городе Красноярске, создании сайта с интернет-магазином, где каждый посетитель мог бы узнать ассортимент компании.
Целью данной работы является оценка экономической эффективности проекта и разработка мероприятий по его реализации.
Для осуществления данной цели в рамках работы потребуется осуществить следующие задачи:
- провести анализ теоретических и методических подходов к решению проблемы и выбрать инструментарий;
- провести анализ ситуации на российском и местном рынках держателей для фотографий, определить место компании;
- разработать проект (сформировать концепцию; сущность проекта; основные цели и ключевые результаты; ограничения проекта; устав проекта);
- выполнить экономическую оценку проекта (оценить спрос на продукцию проекта; спрогнозировать объем продаж; оценить потребность в инвестициях; рассчитать эффективность и оценить риски проекта);
Объектом исследования является проект запуска производства фотоматериалов в г. Красноярске (на примере ООО «Акварель»).
Предметом исследования является совокупность принципов, методов и мероприятий по управлению проекта запуска производства фотоматериалов.
Методологической основой данной работы служат международные и отечественные профессиональные стандарты в области управления проектами, такие как PMI PMBoK 4, ISO21500:2012, ГОСТ Р 54869-2011.
Теоретической основной для написания бакалаврской работы являются труды следующих авторов: И.И. Мазур, А.С. Булатов, В.Н. Фунтов, Б.Т.
Кузнецов, Л.Г. Матвеева, У. Чан Ким, И.М. Волков, И.Т, Балабанов, И.В. Гонтарева, В.П. Масловский, Т.У. Турманидзе, В.Д. Шапиро, А.Ю. Сооляттэ и других.
В практической части данной бакалаврской работы были использованы следующие инструменты: SWOT-анализ, карты стратегических групп, кривые ценности, STEP-анализ, пятифакторная модель М. Портера, структуризация проекта, сетевая модель, сетевое планирование, опорное планирование.
Результаты данной работы будут использоваться в качестве бизнес-плана, руководствуясь которым компания «Акварель» будет запускать новый бизнес. Важно подчеркнуть, что выводы, полученные в результате проведения работы, станут определяющими для развития бизнеса и будут влиять на управленческие решения, принимаемые руководством компании в дальнейшем.
В рамках данной выпускной квалификационной работы были рассмотрены мероприятия для управления проектом запуска бизнеса, занимающегося производством и реализацией фотоматериалов в г. Красноярске, а также была оценена эффективность его реализации.
В первой главе ВКР были рассмотрены теоретические и методические основы управления проектами, была обоснована значимость применения проектного подхода, определен необходимый инструментарий. Базовой методологией управления проектами выбран стандарт института PMI - Guide to the Project Management Body of Knowledge (PMBOK Guide).
Для проведения анализа рынка были выбраны методы стратегического менеджмента и маркетинга (SWOT-анализ). Для процесса инициации использовались методы проектного анализа. Для оценки рисков проекта и их влияния на чистую приведенную стоимость проекта использованы методы точки безубыточности, чувствительности и метода сценариев.
В рамках управления содержанием проекта был избран метод структуризации, подразумевающий построение следующих моделей: иерархической структуры работ (WBS), организационной структуры исполнителей (OBS), матрицы ответственности, дерева стоимости и дерева решений. Для управления временными параметрами проекта был выбран следующий инструментарий: метод критического пути и сетевое планирование; для разработки календарного плана проекта - программный продукт «Microsoft Project»; для управления стоимостью проекта составлен опорный план.
Вторая глава была направлена на анализ рынка, его перспектив, определение потенциального места компании «Акварель» на нём. Расчет целевых сегментов показал, что итоговый объем рынка равен 15 799 160 рублей, а число потенциальных клиентов компании приближается к 137 384 человек. Также были определены основные требования к проекту и сформировано задание на его разработку.
Спрос на рынке достаточно стабилен, хоть и подвергается такому фактору как экономический спад. Товар не является предметом первой необходимости и приобретается при удовлетворении более значимых потребностей. Компании необходимо осуществлять деятельность на высоком уровне, чтобы устоять в конкурентной борьбе и занять значимую позицию на рынке. Присутствует сезонность продаж, когда покупатели рассматривают товар как подарок себе или близким. Фирмы, в свою очередь, не охотно рекламируют свои товары. Были определены ключевые факторы успеха, которым нужно соответствовать для успешности компании. Сформированы товарные категории, сформированы конкурентные преимущества. Эти факторы стали основой для дальнейшей разработки проекта и сформировались в цели, задачи и ограничения, на основе которых разрабатывался проект.
Третья глава бакалаврской работы направлена на разработку проекта, оценку его экономической эффективности, структуризацию и оценку рисков проекта. Первоначально был разработан проект с помощью сформированной концепции, создан устав проекта, определены примерные даты начала и окончания каждой из фаз жизненного цикла, указаны основные работы, возможные сложности и выходные документы каждой из фаз. Следующим этапом выявлены основные участники проекта, указаны их интересы на основании матриц «Власть/интерес», «Власть/влияние»,
«Влияние/воздействие», модель особенностей проекта для дальнейшей разработки стратегии взаимодействия с основными участниками проекта.
Перед расчетами эффективности проекта было оценено макроокружение проекта. Были определены затратные и прибыльные части проекта. Экономический анализ позволил оценить объем продаж, переменные и постоянные издержки, себестоимость продукции, расходы по оплате труда. Анализ эффективности проекта в целом показал, что NPV проекта за 5 лет приблизится к значению в 18 091 059 руб., IRR равен 238%, индекс доходности 15,22 и проект окупится на 2 году (2,13). Согласно анализу эффективности участия в проекте (акционерного капитала), NPV составит 19 190 568 руб., IRR равен 578%, индекс доходности 12,77, а проект окупится за 1,55 года.
После анализа эффективности проекта, были оценены возможные риски. Метод чувствительности показал, что больше всего риску подвержены показатели объема реализации и стоимости материалов. С помощью метода точки безубыточности произведена оценка необходимого объем производства для бесприбыльно-безубыточного уровня, который составил 20 248 единиц продукции в натуральном выражении или 2 693 567 рублей в стоимостном выражении. Метод сценариев показал, что ожидаемый NPV от коммерческой эффективности в целом равен 11,8 млн. руб., а NPV участия в проекта равен
14,2 млн. руб. и менее подвержен риску.
Основные стратегические цели были встроены в структуру проекта, составлена иерархическая структура работ проекта, учитывающая все аспекты, представленные в предыдущих частях работы, была составлена матрица ответственности, организационная структура организации, проведена декомпозиция целей проекта в соответствии с жизненным циклом. На основе полученных данных составлена сетевая модель и календарный план, вычислен критический путь проекта и временные резервы задач. Финальным этапом стал составленный опорный план проекта, сформированы рекомендации по освоенному объему.
Итогом работы также можно считать подтверждение эффективности инструментария проектного управления для применения в рамках бизнес-планирования в мелких компаниях. Методы управления проектами позволили поэтапно связывать воедино различные аспекты анализа и разработки проекта, позволив подойти к финальному результату: опорному плану проекта. Методика освоенного объема позволяет оценивать два важнейших компонента хода реализации проекта: отклонения по времени и отклонения по стоимости - что позволит менеджменту проекта принимать быстрые и обоснованные решения для внесения изменений.
Итак, основные задачи данной ВКР можно считать выполненными. Подобран необходимый инструментарий, оценка рынка произведена, проект разработан и передан менеджменту компании для дальнейшего отслеживания хода его выполнения. Цель, заключавшаяся в оценке экономической эффективности проекта и разработке мероприятий по его воплощению в жизнь, можно считать достигнутой.
1. Фатрелл, Р.Т. Управление программными проектами. / Р.Т. Фатрелл, Д.Ф. Шафер, Л.И. Шафер - Москва: Вильямс, 2003. - 1026 с.
2. Мазур, И.И. Управление проектами: справочное пособие / И.И.Мазур, В. Д. Шапиро. - Москва: Высшая школа, 2011. - 875 с.
3. Булатов, А. С. Национальная экономика: учебное пособие / А.С. Булатов. - Москва: Магистр: ИНФРА-М, 2011. - 304 с.
4. Управление проектами: Основы профессиональных знаний, Национальные требования к компетентности специалистов (NCB - SOVNET National Competence Baseline Version 3.1) / А. А. Андреев, В. Н. Бурков, В. И. Воропаев [и др.] - Москва: СОВНЕТ, 2013. - 259 с.
5. Белякова, Е. В. Роль стейкхолдеров в формировании региональной логистической инфраструктуры / Е.В. Белякова, А.В. Самарцева // Вестник СибГАУ . - 2013. - №2 (48) - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/rol- steykholderov-v-formirovanii-regionalnoy-logisticheskoy-infrastruktury
6. Об инвестиционной деятельности в российской федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений [Электронный ресурс]: федер. закон Российской Федерации от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ // Официальный сайт Минэкономразвития России - Режим доступа: http://economy.gov.ru
7. Фунтов, В.Н. Основы управления проектами в компании / В.Н Фунтов. - Санкт-Петербург: Питер, 2013. - 336 с.
8. Кузнецов, Б. Т. Стратегический менеджмент / Б.Т. Кузнецов - Москва: Юнити-Дана, 2007. - 336с.
9. Матвеева, Л. Г. Управление проектами : учебник / Л. Г. Матвеева. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2009. - 423 с
10. Чан Ким, У. Стратегия голубого океана: учебник / У. Чан Ким, Р. Моборн. - Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2016. - 304 с.
11. Руководство к своду знаний по управлению проектами (руководство PMBOK®) Четвертое издание [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://by.odb-office.eu/files/docs/Svod-znanii-po-upravleniiu-proektami.pdf
12. Ципес, Г.Л. Проекты и управление проектами в современной компании : учебное пособие/ Г.Л. Ципес, А.С. Товб. - Москва : ЗАО «Олимп- Бизнес», 2010. - 149 с.
13. International Project Management Association Competence Baseline, Version 3.0 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ipma.ch/resources/ipmapublications/ipma-competence-baseline
14. Грашина, М. Н. Основы управления проектами / М. Н. Грашина, В. Р. Дункан. - 2-е изд. - Москва : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. - 190 c.
15. PRINCE2® in one thousand words [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www. best-management-practice. com
16. Волков, И.М. Проектный анализ: продвинутый курс: учебное пособие для студентов / И. М. Волков, М. В. Грачева. - Москва : ИНФРА-М, 2012. - 494 с.
17. Виленский, П.Л. Оценка эффективности инвестиционных проектов: Теория и практика : учебник для вузов / П.Л. Виленский, В.Н. Лившиц, С.А. Смоляк. - Москва : Дело, 2011. - 213 c.
18. Балабанов, И.Т. Риск-менеджмент : Учебник для вузов / И.Т.Балабанов. — Москва : Финансы и статистика, 2012. - 192 с.
19. Джоан, М. Ключевые идеи. Майкл Портер: учебник / М. Джоан. - Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 272 с
20. Томпсон, А. А. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации: учебник для вузов / А. А. Томпсон, А. Дж. Стрикленд III. - Москва: Вильямс,
2012. - 928 с.
21. Гонтарева, И.В. Управление проектами: Учебное пособие / И.В. Гонтарева, Р.М. Нижегородцев, Д.А. Новиков. — Москва: ЛИБРОКОМ, 2013.
— 384 c.
22. Сироткин, С.А. Экономическая оценка инвестиционных проектов: учеб. пособие/ C.A. Сироткин, Н.Р. Кельчевская. — Москва: Юнити-Дана, 2011.
- 312 с.
23. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gks.ru/
24. Управление Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://krasstat.gks.ru/
25. Фатхутдинов, Р. А. Стратегический менеджмент : учеб. пособие / Р. А. Фатхутдинов. - Москва : Дело, 2013. - 448 с.
26. Блажевич, А.А. Стратегический менеджмент : учеб. пособие / А. А. Блажевич. - Уфа : УГНТУ, 2011. - 102 с.
27. Лосев, В.Л. Как составить бизнес-план: Практическое руководство с примерами готовых бизнес-планов для разных отраслей / В.Л. Лосев. — Москва: Вильямс, 2013. — 208 с.
28. Траут, Дж. Маркетинговые войны : учебник / Дж. Траут, Эл. Райс - Санкт-Петербург: Питер, 2009. - 304 с.
29. Колтынюк, Б.А. Инвестиционные проекты: Учебник / Б.А. Колтынюк. -Санкт-Петербург : Издательство Михайлова В.А., 2011. - 314 с.
30. Зуб, А.Т. Управление проектами : учебник и практикум для академического бакалавриата / А. Т. Зуб. — Москва : Юрайт, 2014. - 422 с.
31. Ример, М. И. Экономическая оценка инвестиций : учеб. для студентов вузов / М. И. Ример, А. Д. Касатов, Н. Н. Матиенко. - Санкт-Петербург : Питер,
2013. - 480 с.
32. Щербаков, В. В. Автоматизация бизнес-процессов в логистике : учебник для вузов / В. В. Щербаков, А. В. Мерзляк. - Санкт-Петербург : Питер, 2015. 464 с.
33. Управление проектами : Учебное пособие / В. Д. Шапиро [и др.]. Санкт-Петербург.: «ДваТри», 2012. - 610 с.
34. Колтанов, В.Г. Инновационные проекты: Учебник / В.Г. Колтанов. - Санкт-Петербург : Питер, 2014. - 196 с.
35. Попов, Ю. И. Управление проектами: Учеб. пособие/ Ю. И. Попов, О. В. Яковенко. - Москва: ИНФРА-М, 2014. - 208 с.
36. Вишняков, Я.Д. Инновационный менеджмент. Практикум: Учебное пособие / Я.Д. Вишняков, К.А. Кирсанов, С.П. Киселева. — Москва: КноРус, 2013. — 326 с.
37. Электронная база «Fan5». Структуризация проектов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fan-5.ru/best/best-126152.php.
38. Электронная база «Национальный открытый университет ИНСТИТУТ». Управление внедрением информационных систем [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.intuit.ru
39. Турманидзе, Т. У. Анализ и оценка эффективности инвестиций: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Т. У. Турманидзе. - Москва : Юнити-Дана, 2014. - 247 с.
40. Масловский, В. П. Управление проектами. Версия 1.0: конспект
лекций [Электронный ресурс] / В. П. Масловский - Электрон. дан. (2 Мб). - Красноярск: ИПК СФУ, 2008. - Режим доступа: http://files.lib.sfu-
kras.ru/ ebibl/umkd/13 0/u_lectures.pdf.
41. SWOT-анализ: правила и примеры составления [Электронный ресурс]
: экон. журн. - Электрон. журн. - Генеральный Директор. - 2016. - Режим доступа: http://www.gd.ru/articles/8078-swot-analiz.
42. Guide to the Project Management Body of Knowledge (PMBOK® Guide) - Fifth Edition. An American National Standard ANSI/PMI 99-001-2013. - Project Management Institute, Inc., 2013.
43. Ивасенко, А. Г. Управление проектами : учебное пособие для студентов / А. Г. Ивасенко - Ростов-на-Дону : Феникс, 2009. - 330 с.
44. Колмыкова, Т. С. Инвестиционный анализ : учеб. пособие / Т. С. Колмыкова. - Москва : ИНФРА-М, 2013. - 204 с.
45. Герчикова, И. Н. Менеджмент : учеб. пособие / И. Н. Герчикова. - Москва : ЮНИТИ, 2010. - 480 с.
46. Гольдштейн, Г.Я. Стратегический инновационный менеджмент : учеб. пособие / Г.Я. Гольдштейн. - Таганрог: ТРТУ, 2010. - 267 с.
47. Разу, М.Л. Управление проектом. Основы проектного управления / М. Л. Разу, Т.М. Бронникова, Б.М.Разу и др. / под ред. М. Л. Разу. - Москва : КноРус, 2012. - 269 c.
48. Сооляттэ, А.Ю. Управление проектами в компании: методология, технологии, практика: учебник / А.Ю. Сооляттэ. - Москва : Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2012. - 816 с.
49. Камалов, Р. Н. Формы и методы институционального проектирования внешнеэкономических отношений в современной России / Р. Н. Камалов // Сегодня и завтра российской экономики. - 2010. - №40. С. 52-55.
50. Официальный сайт Центрального Банка РФ [Электронный ресурс] : , Информационная система Центрального банка Российской Федерации - Режим доступа: http://www.cbr.ru.
51. Самуэльсон, П.А. Экономика: Учебник / П.А. Самуэльсон, В.Д. Нордхаус - Москва : Вильямс, 2015. - 1360 с.
52. Гольдратт, Э.М. Критическая цепь / Э.М. Гольдратт, Д. Кокс. - Москва : Попурри, 2013. - 240 с.
53. Алешин, А. В. Управление проектами: фундаментальный курс: учебник / А. В. Алешин, В. М. Аньшин, К. А. Багратиони и др. - Москва : Изд. дом ВШЭ, 2013. - 301 с.
54. Липсиц, И. В. Экономический анализ реальных инвестиций: учебник / И.В. Липсиц, В.В. Коссов. - Изд. 3-e, перераб. и доп. - Москва: Магистр, 2010. - 383 с.
55. Зайцев, Н.Л. Экономика, организация и управление предприятием: Учебное пособие / Н.Л. Зайцев. — Москва: ИНФРА-М, 2012. — 455 с.
56. Козловская, Э.А. Экономика и управление инновациями: учебник / Э.А. Козловская. — Москва.: Экономика, 2012. — 359 с.
57. Травин, В.В. Управление инновациями: Учебно-практическое пособие / В.В. Травин. — Москва: ИД Дело РАНХиГС, 2013. — 104 с.
58. Беляев, А.М. Производственный менеджмент: Учебник для бакалавров / А.М. Беляев, И.Н. Иванов, В.В. Лобачев; Под ред. И.Н. Иванов— Москва: Юрайт, 2013. — 574 с.
59. Баринов, В.А. Бизнес-планирование: Учебное пособие / В.А. Баринов. — Москва: Форум, 2013. — 256 с.
60. Стрекалова, Н.Д. Бизнес-планирование: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения / Н.Д. Стрекалова. - Санкт-Петербург: Питер, 2013. - 352 с.
61. Басовский, Л.Е. Теория экономического анализа : учебное пособие / Л.Е. Басовский. - Москва.: ИНФРА-М, 2011. - 224 с.
62. Электронная база «Студопедия». Структуризация проекта
[Электронный ресурс]. Режим доступа:
http: //studopedia.ru/16_72936_strukturizatsiya-proekta.html
63. Милошевич, Д. З. Набор инструментов для управления проектами / Д. З. Милошевич. - Москва : АйТи, ДМК пресс, 2012. - 736 с.
64. Электронная база “Проектная практика”. Участники проектов
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //pmpractice.ru/knowledgebase/managment/keypoints/participants.
65. Блинов, А. О. Имидж организации как фактор ее конкурентоспособности / А.О. Блинов, В.Я. Захаров // Менеджмент в России и за рубежом. - 2009. - №4. - С.35-44
66. Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации : федеральный закон Рссийской Федерации от 28.12.2009 N 381-ФЗ (ред. от 31.12.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.01.2015).[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru
67. Хорин, А. Н. Стратегический анализ: учебное пособие / А. Н. Хорин, В. Э. Керимов. - Москва: Эксмо, 2012. - 288 с.
68. Савчук, В. П. Финансовый анализ деятельности предприятия
(международные подходы) [Электронный ресурс] / В. П. Савчук // Корпоративный менеджмент. - 2002. - Режим доступа:
http: //www.cfin.ru/finanalysis/reports/savchuk-04 .shtml.
69. Мишин, С. А. Проектный бизнес: учебник / С. А. Мишин. - Москва : АСТ, 2011. - 432 с
70. Официальный сайт программного обеспечения Microsoft Project
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://products.office.com/ru-
RU/proj ect?tab=tabs-1
71. Малинина, М. В. Современные модели зрелости организационного управления проектами / М. В. Малинина // Управление проектами и программами. - 2011 - №4 - 230 с.
72. Герчикова, И. Н. Менеджмент : учеб. пособие / И. Н. Герчикова. - Москва : ЮНИТИ, 2010. - 480 с.
73. Электронная база «forPM». Project Management Body of Knowledge (PMBoK) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://forpm.ru/project- management-body-of-knowledge-pmbok.