Введение ………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы организации судебной системы в Российской Федерации…6
1.1 Понятие судебной деятельности, ее признаки и значение ……………...6
1.2 Основные направления судебной деятельности …………………………25
1.3 Судебная система РФ: понятие и виды судов РФ ……………………….27
Глава 2. Нормативно-правовая основа судебной системы в РФ …………...31
2.1 Конституционные принципы правосудия …31
2.2 Нормативно-правовое регулирование судебной деятельности ………...35
2.3 Место конституционного суда в системе РФ ……………………………38
Глава 3. Обзор судебной практики ………….44
Заключение …………………………………………………………………….69
Список литературы ……………………………………………………………71
Конституция Российской Федерации закрепила статус судебной власти как самостоятельной и равнозначной ветви государственной власти, наравне с законодательной и исполнительной. Она определяет особое положение судебных органов в структуре государственного управления, подчеркивая их независимость и суверенитет, а также обозначает основные черты, функции, способы их осуществления и пределы полномочий. Организация судебной власти строится на федеративных принципах устройства государства и выражается в законодательном разграничении полномочий в сфере судоустройства, что формирует основу её правового функционирования.
Реализация положений, заложенных в Конституции в рамках концепции судебной власти, проявляется в нормативном оформлении статуса судебных институтов. Это включает в себя определение их ключевой функции — разрешение правовых и социальных конфликтов, которое осуществляется через конституционный контроль, а также отправление правосудия по уголовным, гражданским и административным делам, отнесённым к компетенции Российской Федерации. Конституционные и федеральные законы определяют нормативную основу правового регулирования судебной системы, охватывая её структуру, организацию, а также ключевые институты, включая Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ.
Правовое регулирование охватывает устройство судебных органов, принципы судопроизводства, особенности процессуальных форм, статус судей, порядок их назначения и деятельности, материальное и техническое обеспечение работы судов, исполнение судебных решений и деятельность судейского сообщества. Эти элементы в совокупности составляют функциональную основу судебной системы.
Актуальность рассматриваемой темы объясняется тем, что эффективная и независимая судебная власть — краеугольный камень правового государства и гражданского общества. Именно она обеспечивает верховенство закона, защиту прав и свобод человека, охрану интересов личности и общества от произвола, формируя устойчивую правовую среду.
Основной целью данной выпускной работы является рассмотрение конституционных основ судебной власти во всей ее полноте.
Для того, чтобы достичь поставленной цели, необходимо решить ряд следующих задач:
1) рассмотреть судебную власть как часть системы разделения властей;
2) определить основные принципы судебной власти;
3) изучить понятие судебной системы в Российской Федерации;
4) выделить проблемы реформирования судебной власти в Российской Федерации.
В процессе написания выпускной квалификационной работы для достижения вышеизложенных задач были использованы различные методы, такие как: анализ, описание, обобщение информации, сравнительный метод и аналогия.
Объектом исследования являются общественные отношения, получившие закрепление в процессе конституционно-правового регулирования системы органов судебной власти в России.
Предметом исследования являются нормы права, определяющие конституционно-правовые основы организации системы органов судебной власти и их реализации в Российской Федерации.
Говоря о степени разработанности темы, следует отметить, что данная проблематика являлась предметом внимания многих ученых, исследования которых послужили основой для написания данной выпускной работы. Среди них труды: Белик В. Н., Бялт В. С., Вербицкая Т. В., Иксанов И.С., Кабышев С.В., Кененова И. П., Троицкая А. А., Шустров Д. Г., Козлова Е. И, Кутафин О. Е. и др..
В качестве нормативной базы настоящего исследования выступили положения Конституции Российской Федерации, федеральные конституционные и федеральные законы, акты Президента РФ, нормативные постановления Правительства, а также материалы правоприменительной практики судов Российской Федерации.
Логика изложения, определяемая целями, задачами и выбранными методами исследования, предопределила композицию дипломной работы. Структура включает введение, три содержательные главы, подразделённые на шесть параграфов, заключительную часть и перечень использованной литературы.
Судебная власть реализуется через деятельность органов, которые не только являются носителями полномочий по отправлению правосудия, но и воплощают институциональные начала, отражающие сущность судебной власти в государственном механизме. Эта власть, обретая конкретное содержание в рамках функционирования судебных учреждений, получает чёткое конституционное оформление, подчеркивающее её статус как элемента системы государственной власти с закреплёнными за ней функциями. Судебная система Российской Федерации представляет собой организованную совокупность государственных органов, наделённых функцией осуществления правосудия в пределах предусмотренных законом процессуальных рамок, взаимодействующих друг с другом, а также с иными ветвями власти на основе установленных конституционных норм и принципов, демонстрируя как внутреннюю структуру, так и внешнюю координацию.
Правосудие выступает формой публичной деятельности, направленной на разрешение споров и дел в сфере конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Эта деятельность обладает признаками, отличающими её от иных форм государственной власти, так как осуществляется от имени Российской Федерации посредством специализированных государственных структур — судов, рассматривающих дела по существу в рамках предусмотренной законом процессуальной процедуры. Принцип осуществления правосудия исключительно судом означает, что только суды, наделённые соответствующими полномочиями, вправе рассматривать и разрешать гражданские, уголовные, административные и иные категории дел. Судебная власть в РФ осуществляется судьями, действующими независимо, при этом запрещено создание внепроцессуальных или чрезвычайных судебных образований. При необходимости судопроизводство может вестись с участием присяжных заседателей, что является частью установленного порядка.
Одной из наиболее значимых задач в развитии судебной системы выступает определение той самой «меры» или «границы», при которой удастся сохранить целостность российской судебной структуры и одновременно обеспечить реализацию федеративного принципа, позволяющего учесть и институционализировать региональную специфику осуществления правосудия. Такая специфика, будучи адаптированной к условиям конкретных территорий, способна повысить действенность и результативность судебной деятельности на местах.
Очевидно, что обсуждение судебной организации применительно к субъектам РФ не должно сводиться к идее децентрализации в классическом смысле, поскольку суды высших инстанций не передают свои функции нижестоящим судам и не осуществляют руководство ими в управленческом ключе. Скорее следует вести речь о потенциальной правомерности существования в рамках общей судебной системы РФ — судебных структур субъектов, обладающих своими чертами. Как следует из позиции Конституционного Суда РФ, Основной закон и Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» признают легитимность самих судов субъектов, однако не вводят понятийно-правового института «судебной системы субъекта РФ». Вместе с тем Конституция допускает не только классическое разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, но и в силу федеративного принципа — разграничение полномочий в сфере судебной власти между уровнем Федерации и уровнем её субъектов.
Эта модель разделения властей неразрывно связана с территориально-государственным устройством России. Переориентация функций государственной власти в сторону учета региональных особенностей отвечает потребностям самобытного развития субъектов Федерации. Суверенитет, трактуемый как принцип, охватывает и судебную власть, что позволяет вести обоснованное разграничение юрисдикции судебных органов по вертикали — на федеральный и региональный уровни.
Вместе с тем законодательство предусматривает различные формы реализации несменяемости в зависимости от категории судей: для судей федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов — это пожизненное назначение; при первичном наделении полномочиями федеральных судей (не включая судей высших инстанций) — сроком на три года; для мировых судей — избрание сроком на пять лет. Принцип предполагает, что судья сохраняет свою должность постоянно и может быть освобождён от неё лишь по основаниям, прямо предусмотренным законом и, как правило, с его согласия.