Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Работа №18432

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы55
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
894
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение з
1 Теоретико-методологические основы подготовки педагогов к работе в
условиях инклюзивного образования 5
1.1 Инклюзивное образование как социально педагогический феномен 5
1.2 Тенденции развития инклюзивного образования за рубежом и в России. .20
1.3 Проблемы подготовки педагогов к работе в условиях инклюзии 27
2 Опытно-экспериментальная работа по подготовке педагогов к работе в
условиях инклюзивного образования зз
2.1 Организация опытно-экспериментальной работы и программа изучения
готовности педагогов к работе в условиях инклюзивного образования зз
2.2 Анализ готовности педагогов к работе в условиях инклюзивного 35
образования з5
Заключение 43
Список исползованных источников 46
ПРИЛОЖЕНИЕ


В настоящее время проблема инклюзивного образования является актуальной. Ежегодно число учащихся, которым требуются особые образовательные условия, постоянно растет.
«Дети с ОВЗ» это дети имеющие временные или постоянные нарушения в психическом и (или) физическом развитии и нуждающиеся в специальных условиях обучения. Это дети с нарушением слуха, речи, зрения, интеллекта, опорно- двигательного аппарата, с задержкой психического развития. Чаще всего (35-45%) дети с ОВЗ это дети-инвалиды.
Согласно содержанию современной отечественной модели образования, до 2020 года, предполагается, что количество лиц с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях, значительно увеличится. Так же планируется снижение числа детей с ОВЗ в специальных учреждениях. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ст. 2) появились такие новые понятия, как «обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья», «инклюзивное образование», «адаптированная образовательная программа» и др.
В связи с такими нововведениями, возникли новые требования к деятельности педагогов. Появляется необходимость в расширении их функциональных обязанностей, изменении их профессиональных обязанностей и личностных характеристик. Педагог должен быть готов учить всех без исключения детей, не зависимо от его особенностей, способностей развития, возможностей. Они, как правило, не обладают базовыми компетентностями, связанными с тонкостями взаимодействия и способами обучения людей с ограниченными возможностями, поскольку эти знания не были включены в вузовскую программу. Опора только на традиционные педагогические умения и навыки оказывается недостаточной.
Объект выпускной квалификационной работы: готовность педагогов к работе в условиях инклюзивного образования
Предмет выпускной квалификационной работы: оценка компонентов готовности педагогов к работе в условиях инклюзивного образования.
Цель: Выявить готовность педагогов к работе в условиях инклюзивного образования.
Гипотеза: эмоционально ценностный компонент является ведущим компонентом при формировании готовности педагогов к работе в условиях инклюзии.
Для реализации цели были сформулированы следующие задачи:
1. Раскрыть сущность инклюзивного образования.
2. Выявить проблемы подготовки педагогов к работе в условиях инклюзивного образования.
3. Подбор диагностического инструментария
4. Проведение опроса с педагогами, интервью с ведущим курсов повышения квалификации, анализ эссе - самоотчетов педагогов, обработка данных.
База исследования: Средняя общеобразовательная школа №17, Красноярский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.
В качестве методов исследования были выбраны такие, как теоретический анализ психолого-педагогической и тематической литературы по исследуемой проблеме, беседа, наблюдение, анализ продуктов деятельности, интервьюирование.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе теоретического анализа понятия «инклюзивное образование», его основных характеристик, раскрывающих суть феноменологии данного социально-педагогического явления, изучения тенденций развития инклюзивного образования за рубежом и в России, были сделаны следующие выводы. Рассматривая инклюзивное образование как педагогический феномен, подразумевается такая организация учебно-воспитательного процесса, при которой все дети, независимо от их физических, психических и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются вместе со своими здоровыми сверстниками. Значимым условием при этом становится учет особых образовательных потребностей детей с ОВЗ и предоставление специфической педагогической поддержки и коррекционной помощи. Анализируя инклюзивное образование как социальный феномен, приходим к выводу о необходимости формирования в обществе особой культуры отношений к инвалидности, к лицам с ОВЗ, создания условий для социализации и максимально возможной самореализации таких людей. В настоящее время в науке отсутствует единый взгляд на методологическое основание инклюзивного образования, однако наиболее обоснованным подходом ученые считают конструктивистский.
На основе данных положений выделены положительные тенденции развития инклюзивного образования в отечественной теории и практике. Позитивные тенденции выражаются в получении детьми с ОВЗ качественного образования и, одновременно с этим, своевременной коррекционной помощи, организации системы ранней помощи детям с ОВЗ, реализации на базе образовательных учреждений специальных условий и специальной психолого¬педагогической поддержки детей с ОВЗ, создании специальных организаций, обеспечивающих реализацию инклюзивного образования с учетом особенностей и потребностей региона, разработке и внедрении в инклюзивную практику образовательной организации мониторинговых программ оценки качественных изменений, развитии разнообразных форм подготовки педагогов к работе в условиях инклюзии (курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка, внутрифирменное обучение), включении родителей в коррекционно-образовательный процесс в качестве активных его субъектов.
Ведущим компонентом готовности педагога к работе в условиях инклюзивного образования является эмоционально-ценностный. Независимо от стажа и опытности педагога его нацеленность на освоение новых приемов педагогической работы, эффективных в условиях разноуровневости детского коллектива и вовлеченности в образовательный процесс всех его участников, сильно зависят от его ценностных установок в отношении инклюзии. Проработка этого компонента готовности должна стать значимым блоком в курсах переподготовки и повышения квалификации педагогов на современном этапе.


1) Алехина, С. В. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании / С.В. Алехина, М.Н. Алексеева, Е.Л. Агафонова // Психологическая наука и образование. - 2011. - № 1. - С. 83-9
2) Бгажнокова, И. М. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. - Москва: ВЛАДОС, 2016. - 188 с.
3) Борисова, Н. В. Социальная политика в области инклюзивного образования: контекст либерализации и российские реалии / Н.В. Борисова // Журнал исследований социальной политики. - 2006. - Т. 4, № 1. - С. 103-120.
4) Бут, Т. Политика включения и исключения в Англии: В чьих руках сосредоточен контроль? / Т. Бут // Социальная эксклюзия в образовании: хрестоматия / сост. Ш. Рамон и В. Шмидт. - Москва, 2003. - С. 36-44
5) Бутенко, А.В. Основы инклюзивной педагогики. Теоретические основания, модели и методология анализа практик / А. В. Бутенко, А. В. Чистохина - Красноярск, 2012
6) Включение детей с ограниченными возможностями здоровья в программы дополнительного образования: методические рекомендации / од. ред. А.Ю. Шеманова. - Москва: ГБОУ г. Москвы Центр образования № 491 «Марьино», Институт проблем интегрированного (инклюзивного) образования МГППУ, 2012. - 210
7) Включение ребенка с особыми потребностями: обучение в рамках
подхода «Reggio Emilia» [Электронный ресурс]: Theory Into Practice, 46:1, 23-31. - Режим доступа: http://dx.doi.org/10.1080/00405840709336545 (дата
обращения: 8.07.2017)
8) Выготский, Л. С. Основы дефектологии: учебник для вузов. Специальная литература. - Санкт-Петербург: Лань, 2003. - 656 с.
9) Гюнваль, Пер Ч. От «Школы для многих» к «Школе для всех» / Пер Ч. Гюнваль // Дефектология. - 2006. - № 2. - с. 73-79.
10) Данилова, Е. В. Инклюзивное образование как долгосрочная стратегия [Электронный ресурс] / Е. В. Данилова, 2014. - Режим доступа: http://socpolitika.ru/rus/conferences/3985/3986/3988/document4065.shtml (дата обращения: 6.06.17).
11) Зайцев, Д. В. Интегрированное образование детей с ограниченными возможностями / Д.В. Зайцев // Социологические исследования. - 2004. - № 7. - С. 127-131.
12) Инклюзивное образование как первый этап пути к включающему обществу / Н.Я. Семаго [и др.] // Психологическая наука и образование. - 2011.
- № 1. - С. 51-58.
13) Инклюзивное образование / сост.: С.В. Алехина, Н.Я. Семаго, А.К. Фадина. - Москва: Школьная книга, 2010. - Вып. 1. - 272 с.
14) Инклюзивное образование / отв. ред. Н.Я. Семаго. - Москва: Школьная книга, 2010. - Вып. 2: Технология определения образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. - 208 с
15) Инклюзивное образование: методология, практика, технология: материалы Междунар. науч.-практ. конф. / редкол.: С.В. Алехина [и др.]. - Москва: МГППУ, 2011. - 244 с
16) Инклюзивный детский сад. Сборник статей / авт.-сост. Прочухаева.
- Москва: ЦОУО ДО г. Москвы, 2009. - 228 с.
17) Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития: хрестоматия / авт.-сост. М.В. Швед. - Витебск: Изд-во УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2007. - 157 с
18) Иттерстад, Г. Инклюзия - что означает это понятие и с какими проблемами сталкивается норвежская школа, претворяя его в жизнь? / Г. Иттерстад // Психологическая наука и образование. - 2011. - № 3. - С. 41 -49.
19) Конвенция о правах инвалидов [Электронный ресурс]: интернет
портал «Российской Газеты» // 24 октября 2012 г. - Режим доступа: http: //www.rg.ru/2012/10/24/konvencia- site-dok.html (дата обращения:
13.06.2017.)
20) Коррекционная педагогика в начальном образовании: учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Г.Ф. Кумарина, М.Э. Вайнер, Ю.Н. Вьюнкова [и др.]; под ред. Г.Ф. Кумариной. - Москва: Издательский центр «Академия», 2003. - 320 с
21) Ливенцева, Н. А. Обзор современных зарубежных исследований по проблемам инклюзивного образования / Н.А. Ливенцева // Психологическая наука и образование. - 2011. - № 3. - C. 114-121
22) Лошаков, И. И. Интеграция в условиях дифференциации: проблемы инклюзивного обучения детей-инвалидов / И.И. Лошаков, Е.Р. Ярская- Смирнова // Социально-психологические проблемы образования нетипичных детей. - Саратов, - 2002. - С. 15-21.
23) Лэнгле А. Person: Экзистенциально-аналитическая теория личности: Сборник статей: Пер. с нем. / Вступ. ст. С.В. Кривцовой. - 2-е изд. - М.: Генезис, 2008. - 159 с.
24) Малофеев, Н. Н. Интегрированное обучение в России: задачи, проблемы и перспективы / Н.Н. Малофеев // Особый ребенок: исследования и 228 опыт помощи. - Москва, 2000. - Вып. 3: Проблемы интеграции и социализации. - С. 65-73
25) Млодик, И. Ю. Школа и как в ней выжить. / И. Ю. Млодик - Генезис, 2015
26) Назарова, Н. М. Сравнительная специальная педагогика: учебное пособие для студентов учреждений высш. проф. образования / Н.М. Назарова, Е.Н. Моргачева, Т.В. Фуряева. - 2-е изд., стер. - Москва: Издательский центр «Академия», 2012. - 336 с.
27) Назарова, Н. М. К проблеме разработки теоретических и методологических основ образовательной интеграции / Н.М. Назарова // Психологическая наука и образование. - 2016. - № 3. - С. 5-11.
28) Никитина, М. И. Проблема интеграции детей с особенностями развития // Инновационные процессы в образовании. Интеграция российского и западноевропейского опыта: сб. статей. - Санкт-Петербург, 1997. - Ч. 2. - 152 с
29) О создании условий для получения образования детьми с
ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2008 г. № АФ-150/06 [Электронный ресурс]: документы / Министерство образования и науки Российской Федерации. - Режим доступа:
http://old.mon.gov.ru/work/vosp/dok/4753 (дата обращения: 13.06.2017).
30) Саламанская декларация и рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями, принятые Всемирной конференцией по образованию лиц с особыми потребностями: доступ и качество, Саламанка, Испания, 7-10 235 июня 1994 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.un.org/russian/documen/declarat/salamanka.pdf (дата обращения: 8.06.2017).
31) Семаго, Н. Я. Инклюзия как новая образовательная философия и практика / Н.Я. Семаго // Аутизм и нарушения развития. - 2010. - № 4. - С. 1-9
32) Суворов, А. В. Инклюзивное образование и личностная инклюзия / А.В. Суворов // Психологическая наука и образование. - 2011. - № 3. - С. 27-31.
33) Указ Президента Российской Федерации «О национальной
стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» [Электронный ресурс]: Президент России. - Режим доступа:
http://graph.document.kremlin.ru/page.aspx?1 ;1613662 (дата обращения:
11. 06.2017)
34) Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», от
29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ» [Электронный ресурс]: интернет-портал «Российской Газеты» // 31 декабря 2013 г. - Режим доступа:
http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения: 8.06.2017)
35) Фюр Г. «Запрещённое» горе.- Мн.: «Минсктиппроект», 2003. - 64с.п
36) Холостова, Е. И. Социальная реабилитация: учебное пособие / Е.И. Холостова, Н.Ф. Дементьева. - 6-е изд. - Москва: Дашков и К, 2008. - 860 с.
37) Четверикова, Т. Ю. Инклюзивное образование как педагогический феномен / Т.Ю. Четверикова //В мире научных открытий. - 2013. - № 11.7 (47). - С. 326 - 331.
38) Шеманов, А. Ю. Инклюзия в культурологической перспективе / А.Ю. Шеманов, Н.Т. Попова // Психологическая наука и образование. - 2014. - № 1. - С. 74-82.
39) Шматко, Н. Д. Организация воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в группах комбинированной направленности / Н.Д. Шматко // Дефектология. - 2010. - № 5. - С. 52-59.
40) Шматко, Н. Д. Совместное воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся дошкольников / Н.Д. Шматко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2010. - № 5. - С. 12-19
41) Ярская-Смирнова, Е. Р. Инклюзивное образование детей-инвалидов / Е.Р. Ярская-Смирнова, И.И. Лошакова // Социологические исследования. - 2014. - № 5. - С. 100-106.
42) Alicia Broderick, Heeral Mehta-Parekh, D. Kim Reid. Differentiating Instruction for Disabled Students in Inclusive Classrooms. Дифференциация инструкций для учеников с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивных классах]. [Электронный ресурс]: Theory Into Practice, 44:3, 194-202. Режим доступа: http://dx.doi.org/10.1207/s15430421tip4403_3 (дата обращения: 2.06.2017)
43) Neuville Thomas J. 40 yeas towards school inclusion in the us: lessons learned and the promise of the future / J. NeuvilleThomas // Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: сб. материалов II Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред.: С.В. Алехина. - Москва: Буки Веди, 2013. - С. 673-679
44) Porter, J. Special educational needs and inclusion in a broader context. Learning needs and difficulties among children of primary school age: definition, identification, provision and issues / J. Porter, H. Daniels // Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: сб. материалов II 244 Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред.: С.В. Алехина. - Москва: БукиВеди, 2013. - С. 679-683.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ