ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
|
Введение з
1 Теоретико-методологические основы подготовки педагогов к работе в
условиях инклюзивного образования 5
1.1 Инклюзивное образование как социально педагогический феномен 5
1.2 Тенденции развития инклюзивного образования за рубежом и в России. .20
1.3 Проблемы подготовки педагогов к работе в условиях инклюзии 27
2 Опытно-экспериментальная работа по подготовке педагогов к работе в
условиях инклюзивного образования зз
2.1 Организация опытно-экспериментальной работы и программа изучения
готовности педагогов к работе в условиях инклюзивного образования зз
2.2 Анализ готовности педагогов к работе в условиях инклюзивного 35
образования з5
Заключение 43
Список исползованных источников 46
ПРИЛОЖЕНИЕ
1 Теоретико-методологические основы подготовки педагогов к работе в
условиях инклюзивного образования 5
1.1 Инклюзивное образование как социально педагогический феномен 5
1.2 Тенденции развития инклюзивного образования за рубежом и в России. .20
1.3 Проблемы подготовки педагогов к работе в условиях инклюзии 27
2 Опытно-экспериментальная работа по подготовке педагогов к работе в
условиях инклюзивного образования зз
2.1 Организация опытно-экспериментальной работы и программа изучения
готовности педагогов к работе в условиях инклюзивного образования зз
2.2 Анализ готовности педагогов к работе в условиях инклюзивного 35
образования з5
Заключение 43
Список исползованных источников 46
ПРИЛОЖЕНИЕ
В настоящее время проблема инклюзивного образования является актуальной. Ежегодно число учащихся, которым требуются особые образовательные условия, постоянно растет.
«Дети с ОВЗ» это дети имеющие временные или постоянные нарушения в психическом и (или) физическом развитии и нуждающиеся в специальных условиях обучения. Это дети с нарушением слуха, речи, зрения, интеллекта, опорно- двигательного аппарата, с задержкой психического развития. Чаще всего (35-45%) дети с ОВЗ это дети-инвалиды.
Согласно содержанию современной отечественной модели образования, до 2020 года, предполагается, что количество лиц с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях, значительно увеличится. Так же планируется снижение числа детей с ОВЗ в специальных учреждениях. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ст. 2) появились такие новые понятия, как «обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья», «инклюзивное образование», «адаптированная образовательная программа» и др.
В связи с такими нововведениями, возникли новые требования к деятельности педагогов. Появляется необходимость в расширении их функциональных обязанностей, изменении их профессиональных обязанностей и личностных характеристик. Педагог должен быть готов учить всех без исключения детей, не зависимо от его особенностей, способностей развития, возможностей. Они, как правило, не обладают базовыми компетентностями, связанными с тонкостями взаимодействия и способами обучения людей с ограниченными возможностями, поскольку эти знания не были включены в вузовскую программу. Опора только на традиционные педагогические умения и навыки оказывается недостаточной.
Объект выпускной квалификационной работы: готовность педагогов к работе в условиях инклюзивного образования
Предмет выпускной квалификационной работы: оценка компонентов готовности педагогов к работе в условиях инклюзивного образования.
Цель: Выявить готовность педагогов к работе в условиях инклюзивного образования.
Гипотеза: эмоционально ценностный компонент является ведущим компонентом при формировании готовности педагогов к работе в условиях инклюзии.
Для реализации цели были сформулированы следующие задачи:
1. Раскрыть сущность инклюзивного образования.
2. Выявить проблемы подготовки педагогов к работе в условиях инклюзивного образования.
3. Подбор диагностического инструментария
4. Проведение опроса с педагогами, интервью с ведущим курсов повышения квалификации, анализ эссе - самоотчетов педагогов, обработка данных.
База исследования: Средняя общеобразовательная школа №17, Красноярский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.
В качестве методов исследования были выбраны такие, как теоретический анализ психолого-педагогической и тематической литературы по исследуемой проблеме, беседа, наблюдение, анализ продуктов деятельности, интервьюирование.
«Дети с ОВЗ» это дети имеющие временные или постоянные нарушения в психическом и (или) физическом развитии и нуждающиеся в специальных условиях обучения. Это дети с нарушением слуха, речи, зрения, интеллекта, опорно- двигательного аппарата, с задержкой психического развития. Чаще всего (35-45%) дети с ОВЗ это дети-инвалиды.
Согласно содержанию современной отечественной модели образования, до 2020 года, предполагается, что количество лиц с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях, значительно увеличится. Так же планируется снижение числа детей с ОВЗ в специальных учреждениях. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ст. 2) появились такие новые понятия, как «обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья», «инклюзивное образование», «адаптированная образовательная программа» и др.
В связи с такими нововведениями, возникли новые требования к деятельности педагогов. Появляется необходимость в расширении их функциональных обязанностей, изменении их профессиональных обязанностей и личностных характеристик. Педагог должен быть готов учить всех без исключения детей, не зависимо от его особенностей, способностей развития, возможностей. Они, как правило, не обладают базовыми компетентностями, связанными с тонкостями взаимодействия и способами обучения людей с ограниченными возможностями, поскольку эти знания не были включены в вузовскую программу. Опора только на традиционные педагогические умения и навыки оказывается недостаточной.
Объект выпускной квалификационной работы: готовность педагогов к работе в условиях инклюзивного образования
Предмет выпускной квалификационной работы: оценка компонентов готовности педагогов к работе в условиях инклюзивного образования.
Цель: Выявить готовность педагогов к работе в условиях инклюзивного образования.
Гипотеза: эмоционально ценностный компонент является ведущим компонентом при формировании готовности педагогов к работе в условиях инклюзии.
Для реализации цели были сформулированы следующие задачи:
1. Раскрыть сущность инклюзивного образования.
2. Выявить проблемы подготовки педагогов к работе в условиях инклюзивного образования.
3. Подбор диагностического инструментария
4. Проведение опроса с педагогами, интервью с ведущим курсов повышения квалификации, анализ эссе - самоотчетов педагогов, обработка данных.
База исследования: Средняя общеобразовательная школа №17, Красноярский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.
В качестве методов исследования были выбраны такие, как теоретический анализ психолого-педагогической и тематической литературы по исследуемой проблеме, беседа, наблюдение, анализ продуктов деятельности, интервьюирование.
В ходе теоретического анализа понятия «инклюзивное образование», его основных характеристик, раскрывающих суть феноменологии данного социально-педагогического явления, изучения тенденций развития инклюзивного образования за рубежом и в России, были сделаны следующие выводы. Рассматривая инклюзивное образование как педагогический феномен, подразумевается такая организация учебно-воспитательного процесса, при которой все дети, независимо от их физических, психических и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются вместе со своими здоровыми сверстниками. Значимым условием при этом становится учет особых образовательных потребностей детей с ОВЗ и предоставление специфической педагогической поддержки и коррекционной помощи. Анализируя инклюзивное образование как социальный феномен, приходим к выводу о необходимости формирования в обществе особой культуры отношений к инвалидности, к лицам с ОВЗ, создания условий для социализации и максимально возможной самореализации таких людей. В настоящее время в науке отсутствует единый взгляд на методологическое основание инклюзивного образования, однако наиболее обоснованным подходом ученые считают конструктивистский.
На основе данных положений выделены положительные тенденции развития инклюзивного образования в отечественной теории и практике. Позитивные тенденции выражаются в получении детьми с ОВЗ качественного образования и, одновременно с этим, своевременной коррекционной помощи, организации системы ранней помощи детям с ОВЗ, реализации на базе образовательных учреждений специальных условий и специальной психолого¬педагогической поддержки детей с ОВЗ, создании специальных организаций, обеспечивающих реализацию инклюзивного образования с учетом особенностей и потребностей региона, разработке и внедрении в инклюзивную практику образовательной организации мониторинговых программ оценки качественных изменений, развитии разнообразных форм подготовки педагогов к работе в условиях инклюзии (курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка, внутрифирменное обучение), включении родителей в коррекционно-образовательный процесс в качестве активных его субъектов.
Ведущим компонентом готовности педагога к работе в условиях инклюзивного образования является эмоционально-ценностный. Независимо от стажа и опытности педагога его нацеленность на освоение новых приемов педагогической работы, эффективных в условиях разноуровневости детского коллектива и вовлеченности в образовательный процесс всех его участников, сильно зависят от его ценностных установок в отношении инклюзии. Проработка этого компонента готовности должна стать значимым блоком в курсах переподготовки и повышения квалификации педагогов на современном этапе.
На основе данных положений выделены положительные тенденции развития инклюзивного образования в отечественной теории и практике. Позитивные тенденции выражаются в получении детьми с ОВЗ качественного образования и, одновременно с этим, своевременной коррекционной помощи, организации системы ранней помощи детям с ОВЗ, реализации на базе образовательных учреждений специальных условий и специальной психолого¬педагогической поддержки детей с ОВЗ, создании специальных организаций, обеспечивающих реализацию инклюзивного образования с учетом особенностей и потребностей региона, разработке и внедрении в инклюзивную практику образовательной организации мониторинговых программ оценки качественных изменений, развитии разнообразных форм подготовки педагогов к работе в условиях инклюзии (курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка, внутрифирменное обучение), включении родителей в коррекционно-образовательный процесс в качестве активных его субъектов.
Ведущим компонентом готовности педагога к работе в условиях инклюзивного образования является эмоционально-ценностный. Независимо от стажа и опытности педагога его нацеленность на освоение новых приемов педагогической работы, эффективных в условиях разноуровневости детского коллектива и вовлеченности в образовательный процесс всех его участников, сильно зависят от его ценностных установок в отношении инклюзии. Проработка этого компонента готовности должна стать значимым блоком в курсах переподготовки и повышения квалификации педагогов на современном этапе.
Подобные работы
- Формирование мотивационной компетенции будущих педагогов к работе в условиях инклюзивного образования
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2018 - Психологическая готовность к образовательному взаимодействию
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 3200 р. Год сдачи: 2020 - Формирование готовности будущих педагогов к работе в условиях инклюзивного образования
Магистерская диссертация, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2017 - Профессиональная подготовка будущих бакалавров к педагогической деятельности в условиях инклюзивного образования
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2018 - СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ИНКЛЮЗИВНОМУ ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ С ОВЗ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017 - КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
В ДОШКОЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5720 р. Год сдачи: 2018 - Психологическая готовность педагогов к профессиональной деятельности в инклюзивной образовательной среде
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5450 р. Год сдачи: 2021 - ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ
ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018



