Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Моделирование образовательного процесса

Работа №18419

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

информатика

Объем работы80
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
865
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
1 Проблематика организации учебного процесса 12
1.1 Учебный процесс как объект исследования 12
1.2 Выбор инструментальных средств разработки 23
1.3 Постановка цели и задач исследования 28
Выводы по разделу 1 28
2 Имитационная модель учебного процесса 30
2.1 Использование GPSS World для моделирования учебного процесса 30
2.2 Программная реализация модулей модели 41
2.3 Параметризация 54
2.4 Универсальность модулей 56
2.5 Взаимодействие с программой 57
Выводы по разделу 2 58
3 Имитационное моделирование учебного процесса 60
3.1 Тестирование 60
Выводы по разделу 3 66
Заключение 67
Список сокращений 68
Список использованных источников 69
ПРИЛОЖЕНИЕ А Листинг программы 74


Актуальность. Эффективность экономики и благосостояния общества во многом зависит от уровня общеобразовательной и профессионально¬квалификационной подготовки трудоспособного населения [24]. В связи с этим во всей образовательной сфере происходят постоянные различные изменения. Они необходимы для того, чтобы выпускник соответствовал требованиям изменяющегося современного мира. Прежде всего, такие перемены выражаются в изменении способов подготовки молодых специалистов, а затем в корректировке содержания получаемого материала.
Если такие изменения происходят постоянно, то они, безусловно, оказывают в своём большинстве негативное влияние на образовательный процесс и уровень образования выпускников вузов в целом. В работах Фридриха Энгельса, В. И. Вернадского и других есть очень много описанных идей по поводу ускоряющегося роста научного познания. Исходя из данной теории, существует необходимость в увеличении скорости внедрения новых методик с уменьшением времени на их апробацию.
Данный факт приводит к тому, что большинство вузов внедряют методики, которые по окончанию обучения не дают желаемый результат. Низкая эффективность проверки учебных планов обусловлена в первую очередь ограничением времени. Минимальное время на получение какого-либо объективного результата от внесения новых изменений в образовательный процесс затягивается на период обучения студента (например, четыре года для бакалавриата или пять для специалитета), а максимальное затраченное время может достигать времени обучения нескольких поколений выпущенных студентов в зависимости от вида внедрений [2].
Осознавая данную проблему, многие специалисты в области педагогики в качестве выхода из такой ситуации предлагают использовать различные методы автоматизированной проверки подготовленных методик обучения. Данное решение связано с тем, что оно помогло бы проводить тестирование не на самих студентах, а с помощью компьютера. Это так же ускорило бы время проверки учебных планов. Образовательный процесс считается очень сложной системой с множеством взаимосвязанных различных компонентов. Несмотря на это, для проверки его эффективности можно использовать методы моделирования.
Под эффективность образовательного процесса стоит понимать соотношение количества изученного материала к требуемым знаниям. Чем такое соотношение больше, тем студент полноценнее знает свое направление обучения. Для понимания способов улучшения образовательного процесса необходимо изучить объект со всех возможных сторон.
Одним из лучших способов оценки эффективности объекта является построение его модели и реализация процесса моделирования, который принадлежит к универсальным методам познания. Оно отлично походит для системного анализа при исследовании многоэлементных и полиструктурных динамических систем, функционирование которых происходит под воздействием огромного количества управляемых и неуправляемых внутренних и внешних факторов [3]. Это подтверждают исследования Л.Б. Ительсона в которых было изложено, что применение математических методов в педагогике продвигает познание изучаемого объекта на более высокие этапы, как количественных, так и качественных характеристик [5]. Данные сведения об изучаемом объекте будет приводить к тому, что взаимодействие с ним будет все точнее и качественней. Вышесказанное приводит к все более насущно необходимому моделированию образовательного процесса.
Созданная модель позволит находить оптимальные структуры процесса обучения. Средствами такой оптимизации получения знания являются: отбор содержания дисциплин и установление последовательности между ними, создание прочных связей и взаимоотношений между видами обучения. Чем теснее и глубже связь между материалом и дисциплинами (в частности, изучение одного предмета на основе знаний, полученных в другом), тем выше уровень научной и профессиональной подготовки специалистов после окончания вуза.
В учебный процесс помимо самого получение знаний входят контроль над качеством этих знаний, предоставление учебного материала, а так же разрешение различными способами конфликтных ситуаций, которые неизбежно возникают в процессе. Критерием эффективности учебного плана является его выполняемость. Для её проверки используют общее промежуточное, а также итоговое тестирование студента [4].
Конфликтные ситуации являются наиболее значимой проблемой реализации спланированного обучения студента. Обычно их можно разделить на два типа: объективные и субъективные. Каждое из них можно решить при помощи «корректировок» в процессе обучения, такими корректировками могут являться дополнительные занятия, предоставление доп. материала и многое другое. Полностью избавится от данных проблем и их негативного влияния невозможно, но стремление сгладить это, накладывает некоторые ограничение на планирование учебного процесса [20].
На текущий момент не существует четкой и объективной модели, которая обеспечила бы решение вышеперечисленных проблем. Эта ситуация возникает из-за того, что отсутствуют не только математические модели образовательного процесса, но и методология, с помощью которой они могли быть бы созданы.
Под методологией разработки такой модели понимается:
1) выбор математического аппарата для моделирования;
2) определение, какие элементы объекта какими математическими средствами могут быть представлены;
3) что является переменными состояния, параметрами, входными и выходными величинами;
4) какими математическими средствами модели могут быть представлены;
5) какие методы могут быть использованы для расчёта этих моделей;
6) с помощью каких программных средств (имеющихся или вновь разработанных) можно реализовать предложенные математические модели.
Проектирование и реализация образовательного процесса сводятся к следующим операциям:
1) выбор изучаемых дидактических единиц с учётом направления подготовки;
2) формирование последовательности изучения дидактических единиц с распределением их по учебным дисциплинам, семестрам, курсам, видам занятий;
3) создание учебно-методических комплексов, включая фонды оценочных средств, в том числе, в форме электронных образовательных ресурсов;
4) обеспечение образовательного процесса необходимыми ресурсами — квалифицированными преподавателями, помещениями, оборудованием;
5) составление расписание занятий;
6) реализация образовательного процесса путём проведения аудиторных занятий и организации самостоятельной работы студентов, а также проверки выполненной работы.
Последовательность реализации образовательной программы в целом соответствует приведённой выше. Но при этом некоторые пункты могут совмещаться. Например, создание УМКД часто совмещено с выбором ресурсов (прежде всего, преподавателей). Формирование последовательности изучения дидактических единиц совмещается с их распределением и т. д. [5].
В настоящее время все эти операции выполняются вручную, причём разными людьми и без взаимной связи. В результате возникают следующие проблемы:
1) преподаются не все дидактические единицы, которые необходимы для соответствующего направления подготовки, а те, которые преподаются, не всегда чётко сформулированы (особенно, в части умений и навыков);
2) последовательность преподавания дидактических единиц часто нарушена — дидактические единицы, базовые для изучения новой дидактической единицы, могут изучаться в последующих дисциплинах;
3) объём материала в рамках семестра (недели, лекции) больше или меньше допустимого для хорошего усвоения;
4) непродуманное (и неоптимальное) распределения дидактических единиц по видам занятий;
5) неполное преподавание запланированных дидактических единиц из-за различных сбоев в учебном процессе — срывов занятий, не посещения отдельных занятий обучающимися и др.
Все эти сложности частично преодолеваются преподавателями за счёт адаптации предлагаемого материала к условиям обучения, а студентами — за счёт дополнительного времени на изучение. Полностью компенсировать возникающие помехи невозможно [6]. Но и свести их к минимуму также оказывается сложно. В результате, качество обучения существенно страдает.
Таким образом, моделирование учебного процесса является не только желательным, но и необходимым. А так же для дальнейшего усовершенствования модели необходимо создать методику разработки модели, её параметризацию и другие возможные свойства. Без исследования структуры и содержания образования в современных условиях становится невозможной качественная подготовка специалистов.
Объектом исследования является образовательный процесс.
Предметом исследования является модель образовательного процесса в вузе.
Объектом разработки является математическое, методическое,алгоритмическое и программное обеспечение системы поддержки решений на основе моделирования образовательного процесса в учебном институте вуза.
Цель работы — разработка основ методологии моделирования образовательного процесса в институте.
Задачи работы:
1) Системный анализ образовательного процесса вуза.
2) Выбор математического аппарата для моделирования процесса в вузе.
3) Разработка математических моделей отдельных частей образовательного процесса.
4) Разработка алгоритмического и программного обеспечения для моделирования образовательного процесса в вузе.
5) Разработка технологии моделирования образовательного процесса в вузе с использованием существующего и оригинального программного обеспечения.
6) Разработка методического обеспечения по разработке моделей и выполнению моделирования образовательного процесса вуза.
Основная идея работы заключается в том, чтобы создать единую математическую модель различных частей образовательного процесса в учебном институте вуза с использованием различных технологий и построении на этой основе системы поддержки принятия решений для повышения эффективности учебного плана.
Методы, инструментальные средства и технологии разработки.
Используются методы моделирования на основе GPSS World , баз данных (автоматизированных информационных систем), а также собственного программного обеспечения.
Научная новизна работы заключается в том, что:
1) разработана методология моделирования процессов в учебном институте вуза, включающая обоснование выбора используемого математического аппарата с учётом разнородности элементов и процессов;
2) разработаны математические модели, алгоритмы и их программная реализация для моделирования образовательного процесса в Институте космических и информационных технологий СФУ;
3) предложены методика и процедуры параметрической идентификации разработанной модели;
4) исследованы характеристики образовательного процесса в Институте космических и информационных технологий.
Значение для теории заключается в том, что разработанная методология моделирования образовательного процесса в вузе создаёт научно обоснованную базу для создания оптимального учебного плана.
Значение для практики заключается в том, что создаваемые с использованием разработанной методологии учебные планы обеспечивают повышение эффективности образовательного процесса, снижая шанс принятия неправильный решений.
Особенности работы заключаются в том, что работа имеет не только теоретический, но и прикладной характер, так как направлена на решение реальных проблем образовательного процесса в СФУ.
Личный вклад и сотрудничество. Все основные результаты получены лично автором. В работе в качестве исходных данных использовались материалы, полученные коллегами в рамках выполнения ими своих магистерских диссертаций.
В разделе 1 рассмотрена проблематика организации учебного процесса, выполнен литературный обзор по теме диссертации, сформулированы и обоснованы цель и задачи работы, а так же обоснован выбор инструментальных средств.
В разделе 2 выполнен системный анализ образовательного процесса с выделением элементов, связей между ними, входных и выходных переменных, переменных состояния и параметров. Разработаны математические основы моделирования образовательного процесса, выбраны математический аппарат для представления образовательного процесса, предложены конкретные рекомендации по представлению элементов моделируемого объекта соответствующими математическими средствами, рассмотрены методические рекомендации по параметрической идентификации моделей. Определены технологические цепочки совместной работы выбранных и разработанных программных средств, разработаны алгоритмы и их программная реализация.
В разделе 3 представлены результаты моделирования образовательного процесса, доказывающих работоспособность созданных моделей.
Список использованных источников содержит 25 наименования.
В приложении А приведен листинг программы, реализующий модель лекционного занятия.
Использование результатов работы. Практическая составляющая работы в части разработанного программного обеспечения использована в Институте космических и информационных технологий СФУ при решении некоторых реальных задач управления.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Были разработаны основы методологии моделирования образовательного процесса. Методика заключается в использовании имитационного моделирования для прогнозирования результатов обучения студентов. Для создания моделей была использована программа GPSS World.
Был проведен системный анализ текущего образовательного процесса в вузе. На его основании было принято решение о необходимости учета внешних факторов в процессе обучения. Были предоставлены алгоритмы для прогнозирования результата обучения на занятиях: лекция, практика и т.д. Данные алгоритмы были перенесены в модели занятий.
Полученные модели могут прогнозировать результат обучения студента как за короткий период, так и за полный курс обучения, что открывает большие возможности по оценке текущего учебного плана и его модификации в дальнейшем.



1 Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. - 3-е изд. - Москва : Советская энциклопедия, 1969—1978.
2 Бронов, С. А. Моделирование информационных процессов при
реализации образовательной программы в вузе / С. А. Бронов, А. С. Кацунова, Д. С. Тесленко, К. В. Калиновский, Е. Д. Потёмкина, М. Ю. Ушакова, А. В. Мартынов, Т. Г. Боргоякова // I Международная научная конференция в рамках IV Международного научно-образовательного форума «Человек, семья и общество: история и перспективы развития» «Информатизация образования и методика электронного обучения», сборник материалов [Электронный ресурс]. - Красноярск : Сибирский федеральный ун-т, 2016. - Режим доступа: http: //conf.sfu-kras .ru/it-edu/participant/15037
3 Васильев, Ю. С. Экономика и организация управления вузом : учебник / Ю. С. Васильев, В. В. Глухов, М. П. Федоров; под ред. В. В. Глухова. - Санкт- Петербург : Издательство "Лань", 2004. - 608 с. - ISBN 5-8114-0363-1.
4 Виноградов, В. В. Педагогическое проектирование учебного плана
школы в условиях глобальной ориентации образования: диссертация кандидата педагогических наук [Электронный ресурс] / В. В. Виноградов. - Владимир, 2004. - Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskoe-
proektirovanie-uchebnogo-plana-shkoly-v-usloviyakh-globalnoi-orientatsii-obr
5 Волков, М. В. Формирование учебного плана вуза на основе массива дидактических единиц / М. В. Волков // Инновации в образовательном пространстве опыт, проблемы, перспективы: конф. (Лесосибирск, 27-28 апреля 2017). - Красноярск, 2017. - С. 514-517.
6 Дамбаева, С. В. Модели и методы принятия решений задачи
формирования учебного плана специальности в условиях неопределенности: диссертация кандидата технических наук [Электронный ресурс] / С. В. Дамбаева. - Улан-Удэ, 2004. - Режим доступа:
http://www.dissercat.com/content/modeli-i-metody-prinyatiya-reshenii-zadachi-
formirovaniya-uchebnogo-plana-spetsialnosti-v-us
7 Демаков, В. И. Математическое моделирование процесса формирования учебных планов для высших учебных заведений: диссертация кандидата технических наук [Электронный ресурс] / В. И. Демаков. - Иркутск, 2006. - Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/matematicheskoe-modelirovanie- protsessa-formirovaniya-uchebnykh-planov-dlya-vysshikh-uchebny
8 Ительсон, Л. Б. Математические и кибернетические методы в педагогике / Л. Б. Ительсон. - Москва : Просвещение, 1964. - 248 с.
9 Кацунова, А. С. Активная система тестирования графического материала: подсистема анализа выполнения тестовых заданий / С. А. Бронов, А. С. Кацунова, И. К. Камилов, Д. С. Рогов // Информатизация образования и методика электронного обучения : материалы I Международной научной конференции в рамках IV Международного научно-образовательного форума «Человек, семья и общество: история и перспективы развития» (Красноярск, 27-30 сентября 2016 г.) / под общ. ред. М. В. Носкова. - Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2016. - С. 49-52. - ISBN 978-5-7638-3559-5.
10 Кацунова, А. С. Активная система тестирования графического материала: подсистема формирования элементов / С. А. Бронов, А. С. Кацунова, И. К. Камилов, Д. С. Севостьянов // Информатизация образования и методика электронного обучения : материалы I Международной научной конференции в рамках IV Международного научно-образовательного форума «Человек, семья и общество: история и перспективы развития» (Красноярск, 27-30 сентября 2016 г.) / под общ. ред. М. В. Носкова. - Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2016. - С. 52-56. - ISBN 978-5-7638-3559-5.
11 Кацунова, А. С. Активная система тестирования графического материала: подсистема формирования образов / С. А. Бронов, А. С. Кацунова, И. К. Камилов, Д. С. Степанов // Информатизация образования и методика электронного обучения : материалы I Международной научной конференции в рамках IV Международного научно-образовательного форума «Человек, семья и общество: история и перспективы развития» (Красноярск, 27-30 сентября 2016 г.) / под общ. ред. М. В. Носкова. - Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2016. - С. 363-367. - ISBN 978-5-7638-3559-5.
12 Потёмкина, Е. Д. Моделирование информационных процессов при
реализации образовательной программы в вузе / С. А. Бронов, А. С. Кацунова, К. В. Калиновский, Т. Г. Боргоякова, Д. С. Тесленко, А. В. Мартынов, Е. Д. Потёмкина, М. Ю. Ушакова // Информатизация образования и методика электронного обучения : материалы I Международной научной конференции в рамках IV Международного научно-образовательного форума «Человек, семья и общество: история и перспективы развития» (Красноярск, 27-30 сентября 2016 г.) / под общ. ред. М. В. Носкова. - Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2016. - С. 358-363. - ISBN 978-5-7638-3559-5.
13 Кацунова, А. С. Системный анализ информационных процессов в учебном институте вуза / С. А. Бронов, А. С. Кацунова, И. В. Миндалёв, Т. Е. Боргоякова, Е. В. Лозицкая, Д. С. Тесленко, Д. Е. Алфимов, Д. И. Вашлаев, Д. А. Веремеенко // Информатизация образования и методика электронного обучения : материалы I Международной научной конференции в рамках IV Международного научно-образовательного форума «Человек, семья и общество: история и перспективы развития» (Красноярск, 27-30 сентября 2016 г.) / под общ. ред. М. В. Носкова. - Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2016. - С. 40¬44. - ISBN 978-5-7638-3559-5.
14 Кацунова, А. С. Тесты как элемент контура автоматического управления информационным процессом обучения / С. А. Бронов, А. С. Кацунова, И. К. Камилов, Б. Р. Хождаев, Д. С. Рогов, Д. С. Степанов, Д. С. Севостьянов, Е. О. Мартыненко // Информатизация образования и методика электронного обучения : материалы I Международной научной конференции в рамках IV Международного научно-образовательного форума «Человек, семья и общество: история и перспективы развития» (Красноярск, 27-30 сентября 2016 г.) / под общ. ред. М. В. Носкова. - Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2016. - С. 56-60. - ISBN 978-5-7638-3559-5.
15 Кацунова, А. С. Управление информационным процессом разработки учебного плана в вузе / С. А. Бронов, А. С. Кацунова, И. В. Миндалёв, К. В. Калиновский, Е. В. Лозицкая, С. Ю. Пичковская, М. В. Волков, Д. А. Веремеенко // Информатизация образования и методика электронного обучения : материалы I Международной научной конференции в рамках IV Международного научно-образовательного форума «Человек, семья и общество: история и перспективы развития» (Красноярск, 27-30 сентября 2016 г.) / под общ. ред. М. В. Носкова. - Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2016. - С. 44¬49. - ISBN 978-5-7638-3559-5.
16 Котов, С. С. Модель управления учебными планами компетентностно- ориентированных образовательных программ с учетом предпочтений различных социальных групп: диссертация кандидата технических наук [Электронный ресурс] / С. С. Котов. - Пермь, 2010. - Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/model-upravleniya-uchebnymi-planami- kompetentnostm-orientirovannykh-obrazovatelnykh-program.
17 Кузьмина, Е. А. Модели и оптимизация учебных планов в образовательных системах: диссертация кандидата технических наук [Электронный ресурс] / Е. А. Кузьмина. - Уфа, 2002. - Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/modeli-i-optimizatsiya-uchebnykh-planov-v- obrazovatelnykh-sistemakh.
18 Лавлинская, О. Ю. Модели, методы и алгоритмы управления
процессом оптимального формирования учебного плана с учетом внешних требований: диссертация кандидата технических наук [Электронный ресурс] / О. Ю. Лавлинская. - Воронеж, 2009. - Режим доступа:
http://www.dissercat.com/content/modeli-metody-i-algoritmy-upravleniya- protsessom-optimalnogo-formirovaniya-uchebnogo-plana-s.
19 Панасюк, В. П. Методические рекомендации по составлению аналитического отчета школы / В. П. Панасюк, И. Е. Садова // Справочник руководителя образовательного учреждения. - 2003. - № 5.
20 Погонышева, Д. А. Оптимизационное моделирование образовательного процесса в вузе // Вестник Брянского государственного университета / Д. А. Погонышева. - 2010. - №1. - Режим доступа:
http://cyberleninka.ru/article/n/optimizatsionnoe-modelirovanie-obrazovatelnogo- protsessa-v-vuze (дата обращения: 21.03.2016) [Научная библиотека
КиберЛенинка: http://cyberleninka.ru/article/n/ optimizatsionnoe-modelirovanie-
obrazovatelnogo-protsessa-v-vuze#ixzz4bxnqijhy]
21 Потёмкина, Е. Д. Моделирование образовательного процесса / Е. Д. Потёмкина // Инновации в образовательном пространстве опыт, проблемы, перспективы: конф. (Лесосибирск, 27-28 апреля 2017). - Красноярск, 2017. - С. 517-521.
22 Потёмкина, Е. Д. Создание модели образовательного процесса / Е. Д. Потёмкина, М. В. Волков // Инновации в образовательном пространстве опыт, проблемы, перспективы: конф. (Лесосибирск, 27-28 апреля 2017). - Красноярск, 2017. - С. 466-470.
23 Сазонов, А. А. Применение метода Монте-Карло для моделирования
экономических рисков в проектах / А. А. Сазонов, М. В. Сазонова// Наука и современность. - 2016. - №43. - Режим доступа:
http://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-metoda-monte-karlo-dlya- modelirovaniya-ekonomicheskih-riskov-v-proektah (дата обращения: 02.04.2017). [Научная библиотека КиберЛенинка: http://cyberleninka.ru/ article/n/primenenie- metoda-monte-karlo-dlya-modelirovaniya-ekonomicheskih-riskov-v- proektah#ixzz4d61 MsLaJ]
24 Сахьянов, Л. Н. Управление качеством образовательного процесса как педагогическая проблема / Л. Н. Сахьянов // Вестник ТЕПУ. - 2013. - №1 (129).
25 Темралиева, А. Я. Автоматизированная система формирования учебных планов с процедурой вычисления кредитов: диссертация кандидата технических наук [Электронный ресурс] / А. Я. Темралиева. - Астрахань,2004. - Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/avtomatizirovannaya- sistema-formirovaniya-uchebnykh-planov-s-protseduroi-vychisleniya-kredit.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ