Введение 3
1 Теоретические и правовые основы денежно-кредитного регулирования 3
1.1 Понятие, цели, задачи, виды, формы денежно-кредитного регулирования 5
1.2 Роль и функции Центрального банка как денежно-кредитного регулятора 9
1.3 Методы денежно-кредитного регулирования и их классификации 16
2 Методы денежно-кредитного регулирования Центрального банка России 23
2.1 Методы прямого денежно-кредитного регулирования, их особенности и порядок
применения 23
2.2 Методы косвенного денежно-кредитного регулирования, их особенности и порядок
применения 31
3 Оценка методов денежно-кредитного регулирования Центрального банка России 47
3.1 Анализ применения методов денежно-кредитного регулирования Центральным
Банком России на современном этапе 47
3.2 Проблемы применения методов денежно-кредитного регулирования Центрального
Банка России 61
3.3 Направления оптимизации и применения методов денежно-кредитного
регулирования Центральным банком России 69
Заключение 73
Список использованных источников и литературы 85
Приложение 1 Классификация и характеристика инструментов денежно-кредитной политики России 89
Актуальность. Важнейшей целью государственной экономической политики является повышение экономического благосостояния и жизненного уровня населения, что становится возможным при обеспечении формирования условий сбалансированного и устойчиво экономического роста. Предпосылкой и главным условием экономического роста является стабильность денежной единицы, ценовая стабильность, достигаемая посредством реализации взвешенной денежно-кредитной политики.
В российской экономике, как и в любой другой рыночной экономике, ключевую позицию в управлении государством играет денежно-кредитное регулирование. Денежно-кредитную политику в России осуществляет правительство в лице Банка России.
Денежно-кредитное регулирование направлено на регулирование спроса и предложения денег в стране. Вопрос эффективности денежно-кредитного регулирования очень актуален, тем более в такое нестабильное для России время.
Объект исследования - деятельность Центрального банка России по кредитному регулированию.
Предметом исследования являются методы денежно-кредитного регулирования Центрального банка России.
Цель бакалаврской работы - изучить теоретические основы применения методов денежно-кредитного регулирования Центрального банка России на современном этапе.
Для достижения этой цели в работе необходимо решить следующие задачи:
— описать теоретические и правовые основы денежно-кредитного регулирования;
— дать характеристику методам денежно-кредитного регулирования и их классификациям;
— проанализировать применение методов денежно-кредитного регулирования Центральным банком России;
— выявить проблемы и направления оптимизации денежно-кредитного регулирования Центрального Банка России.
Степень разработанности темы. Теоретические основы исследования опираются на работы отечественных ученых и специалистов в области банковского дела и финансовой аналитики, а также законодательные и правовые акты. Среди российских исследователей выделены работы Т.Г. Ильиной, О.В. Беспаловой, Б.И. Соколова, В.В. Иванова, Ю.М. Скляровой, Е.А. Звоновой, В.С. Акопова, Е.Б. Стародубцева, Н.Э. Соколинской, В.Е. Косаревой, Л.А. Толстолесовой, Г.Г. Фетисова, О.И. Лаврушина, и ряда других авторов.
В качестве исходной информации в бакалаврской работе использованы законодательные и информационно-аналитические материалы Банка России. В процессе работы над бакалаврской работой автором также использовалась информация российских периодических изданий «Проблемы учета и финансов», «Вопросы экономики», «Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук», «Мир Науки», «Фундаментальные исследования» и ряда других актуальных источников информации.
Методика исследования основана на использовании диалектической логики и системного подхода. В процессе работы применяются общенаучные методы и приемы: анализа и группировки, обобщения, сравнение, а также методы табличного и графического представления результатов.
Границы исследования: временной промежуток 2009 - 2015 год включительно.
Структура работы. Бакалаврская работа состоит из введения, трех глав, заключения, материал работы иллюстрирован рисунками и таблицами.
В первой главе будут рассмотрены теоретические и правовые основы денежно-кредитного регулирования. В частности: понятие, цели, задачи, виды, формы денежно-кредитного регулирования, роль, функции Центрального банка как денежно-кредитного регулятора, методы денежно-кредитного регулирования и их классификация.
Во второй главе будет подробно охарактеризованы инструменты прямого и косвенного денежно-кредитного регулирования, их особенности и порядок применения.
В третьей главе будет проведен анализ применения методов денежно-кредитного регулирования Центрального банка России. Выявлены проблемы денежно-кредитного регулирования Центрального банка России и предложены направления их оптимизации.
В заключении сформированы основные выводы по результатам проведенного исследования.
В конце работы приводится список использованной литературы из 40 источников, включающий нормативно-правовые акты РФ.
В первой главе бакалаврской работе были рассмотрены теоретические и правовые основы денежно-кредитного регулирования. Даны основные понятия, определены цели, задачи, виды, формы и методы денежно-кредитного регулирования. Выявлены роль и функции Центрального банка как денежно-кредитного регулятора. Таким образом, проведенные исследования нормативных, литературных источников и аналитических материалов позволяют сделать следующие выводы:
Денежно-кредитное регулирование - это совокупность мероприятий государства, регламентирующих деятельность кредитно-денежной системы и сферы денежного обращения. Определение было взято за основу из учебника «Деньги. Кредит. Банки: Учебник для бакалавров в вопросах и ответах» автора Б.И.Соколова и В.В. Иванова за 2016 год.
Виды денежно-кредитного регулирования в зависимости от цели рассматривались следующие: стратегические (операционные), промежуточные и тактические. Было
выявлено, что стратегические цели являются ключевыми, т.к. они направлены на обеспечение роста населения, сбалансированности платежного баланса, рост производства, обеспечение стабильности цен и др. Поскольку стратегические цели являются долгосрочными, то для достижения предполагается построение промежуточных целей, они рассчитаны на помощь при достижении стратегических целей. Тактические цели, как третье звено, регулируют экономические переменные на уровне банковской системы с помощью управления ставкой процента, денежной массой, курсом валют и т.д. Они являются краткосрочными, оперативными. При рассмотрении целей денежно¬кредитного регулирования были сделаны выводы о том, что важна тесная взаимосвязь между тактических и стратегических целей для извлечения положительного эффекта, например: через изменение ставки процента и курса валют можно ликвидировать инфляционное влияние, которое исходит от роста денежной массы, находящейся в обращении.
Были рассмотрен механизм денежно-кредитного регулирования, элементами которого является стратегическое планирование и прогнозирование, а также инструменты и методы воздействия. Взаимосвязь между инструментами и целями доказана, и в следствии можно сделать вывод о том, что, используя инструменты денежно-кредитного регулирования можно достичь поставленных целей, например: позволить государству воздействовать на объем и структуру кредитных вложений в экономику, влиять на все важнейшие показатели экономического роста.
Является ключевым элементом финансово-кредитной системы Центральный банк России. Он кредитует государство и банки, создает тем самым кредитные орудия обращения, осуществляя выпуск и погашение правительственных обязательств, воздействует на уровень ссудного процента. Было выявлено, что основные функции Центрального банка( Осуществление монопольной эмиссии банкнот, банк банков, банкир правительства, проведение денежно-кредитного регулирования и банковского надзора) создают реальные предпосылки для регулирования всей денежно-кредитной системы России и регулирования ее экономики, реализуя денежно-кредитную политику, посредством денежно-кредитного регулирования, воздействует на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства.
Рассматривая методы денежно-кредитного регулирования, за основу группировки был взят признак регулирования, составленная таблица классификации методов денежно-кредитного регулирования, - является наиболее полной и удачной для рассмотрения, и лучшего понимания методов и инструментов. Таблица классификации составлена на основании трудов научного руководителя - Т.Г. Ильиной «Виды и методы финансового и монетарного регулирования экономики в условиях современности». Согласно этой таблицы, представленной на стр. 18, по виду регулирования существует прямое и косвенное, в то время, как в прямом регулировании представлены правовые и административные методы, а в косвенных - экономические.
Говоря о нормативной базе, следует отметить, что в некоторых источниках методы рассматриваются как более общее понятие, и идет разграничение с инструментами, но Центральный банк не делает четкого разграничение данных понятий.
Во второй главе бакалаврской работы была дана характеристика инструменты прямого и косвенного денежно-кредитного регулирования, их особенностям и рассмотрен порядок применения основных инструментов.
Было выявлено, что эффективность использования косвенных методов регулирования тесно связана со степенью развития финансового рынка страны. В Российской экономике Центральный банка применяет как прямые, так и косвенные методы денежно-кредитного регулирования с постепенным вытеснением первых вторыми. Считаем, что в условиях кризисных ситуаций возможно применение более жестких инструментов административных и экономических методов. При этом применятся они могут тогда, когда регулируемый параметр сверху или снизу ограничивается нормативно, а за пределом ограничений действуют те или иные стимулы в зависимости от цели и задач регулирования.
Данный вывод подкреплен сравнительной таблицей, составленной автором.
Таблица 11 - Основные методы прямого денежно-кредитного регулирования в сравнении.
Методы по теории Методы Центрального банка России В каком виде применяются
Основные методы прямого денежно-кредитного регулирования:
Банковский
надзор различные методы контроля за функционированием банков с точки зрения обеспечения их безопасности на основе сбора информации, требования соблюдения определенных
балансовых коэффициентов;
Контроль за
рынком
капиталов порядок выпуска акций и облигаций, включая стандартные правила-требования, очередность эмиссии, официальный предел внешних заимствований относительно
самофинансирования, квоты выпуска облигаций и т. д.;
Допуск к
рынкам регулирование открытия новых банков, разрешение
операций иностранным банковским организациям;
Количественные
ограничения прямое ограничение кредитования, периодическое
«замораживание» процентных ставок;
Норма обязательных
резервов часть ресурсов банков, внесенных по требованию властей на беспроцентный счет в Центральный банк
Лицензирование и регистрация банковской деятельности процедура для получения кредитными организациями права на осуществление банковских операций
Регламентация
деятельности
коммерческих
банков при
помощи
нормативов — минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых банков, минимальный размер собственных средств (капитала) для действующих банков;
— предельный размер не денежной части уставного капитала;
— максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;
— максимальный размер крупных кредитных рисков;
— нормативы ликвидности;
— нормативы достаточности капитала;
— размеры валютного, процентного и иных рисков;
— минимальный размер резервов, создаваемых под риски;
— нормативы использования собственных средств банков для приобретения долей (акций) других юридических лиц;
— максимальный размер кредитов, гарантий и
поручительств, предоставляемых банком своим
участникам (акционерам).
Лимитирование наличных денег и комиссия при
операциях с
картами При снятии суммы свыше установленного лимита возникает комиссия, размер, который пропорционален снятой сумме. Ограничение подобного плана помогает в борьбе с теневой экономикой.
Административные методы
Проведение экспертиз, выдача государственных гарантий, разработка и
реализация государственных программ, организация и
проведение торгов, надзорные и контрольные
мероприятия, страхование рисков и защита интересов субъектов финансовых и
материальных отношений Реализация этих методов дает наиболее быстрый эффект с точки зрения контроля центрального банка за максимальным объемом или ценой депозитов и кредитов, за количественными (денежное предложение) и
качественными (спрос на деньги) переменными денежно-кредитной политики
Прямые методы денежно-кредитной политики являются грубыми методами внешнего воздействия на функционирование субъектов денежного рынка, затрагивают
основы их экономической деятельности. Они могут противоречить микроэкономическим интересам кредитных организаций, вести к неэффективному распределению кредитных ресурсов, к ограничениям межбанковской конкуренции, затруднениям в появлении новых финансово устойчивых институтов на банковском рынке.
Применение прямых методов денежно-кредитной политики, направленных, в частности, на сдерживание инфляции, может вызвать ряд отрицательных последствий общеэкономического характера. Например, если таргетирование инфляции достигается за счет прямого регулирования (сокращения) денежной массы со стороны центрального банка в рамках жесткой рестрикционной денежно- кредитной политики, то это приводит к «натурализации» экономических отношений, появлению денежных суррогатов, к расширению «теневой экономики».
В свою очередь, расширение «теневой экономики, означает рост недоимок платежей в бюджет и, как следствие, увеличение государственного долга по заработной плате бюджетным организациям и социальным выплатам.
Следует учитывать и то, что со временем прямые методы воздействия на участников денежного рынка в случае «неблагоприятного» с микроэкономической точки зрения влияния их на хозяйственную деятельность могут вызвать перелив, отток финансовых ресурсов в «теневую экономику» или за рубеж.
Прямые методы денежно-кредитной политики могут также вызвать усиление бюрократических факторов и коррупции в денежной сфере.
Таким образом, негативные последствия прямых методов денежно-кредитной политики зачастую превалируют над преимуществом их применения в условиях рынка, поскольку деформируют рыночный механизм.
Практика формирования рыночной экономики и ее развития доказали низкую эффективность прямых методов денежно-кредитной политики.
Как следствие, происходит повсеместное вытеснение прямых методов денежно-кредитной политики косвенными. Поэтому Центральный банки стран с развитой рыночной экономикой практически отказались от прямых методов денежно-кредитной политики и прибегают к ним в исключительных случаях, когда необходимо принять «быстрые меры реагирования», например, в условиях резкого развития экономического кризиса. Рассмотрим аналогичную таблицу по косвенному методу регулирования.
Таблица 12 - Основные методы косвенного денежно-кредитного регулирования в
сравнении.
Методы по теории Методы Центрального банка России В каком виде применяются
Основные методы косвенного денежно-кредитного регулирования
Официальная учетная ставка Официальная учетная ставка ставка, по которой Центральный банк готов учитывать векселя или предоставлять кредиты другим банкам в качестве кредитора последней инстанции. Устанавливая официальную учетную ставку, центральный банк
определяет стоимость привлечения кредитных ресурсов коммерческими банками.
Операции на
«открытом рынке» Операции на
«открытом рынке» операции Центрального банка по купле-продаже
коммерческих и казначейских векселей, государственных облигаций и прочих ценных бумаг. Для Центрального банка страны операции на открытом рынке - мощный инструмент регулирования всей банковской деятельности.
Моральное воздействие рекомендации, заявления, собеседования традиционно играют важную роль в денежно-кредитной политике многих развитых стран.
С помощью данного метода ЦБ предупреждает их о возможных неблагоприятных последствиях тех или иных проводимых акций
Валютные интервенции Валютные интервенции Купля-продажа валюты для воздействия на курс и, следовательно, на спрос и предложение денежной единицы
Конечной целью интервенций может быть сглаживание колебаний выпуска продукции и инфляции, вызванных значительными изменениями валютного курса. Объем валютных интервенций и частота зависят от
макроэкономических показателей, в том числе и от конъюнктуры внешнего валютного рынка, состояния платежного баланса страны и хода исполнения
федерального бюджета.
Управление государственным долгом Управление государственным долгом эмиссия государственных ценных бумаг снижает
ликвидность банков, связывает их средства. Как правило, цели управления государственным долгом субъекта
состоят в следующем: обеспечение потребностей в заемном финансировании, своевременное исполнение долговых обязательств при минимизации расходов на обслуживание госдолга, поддержание объема и
структуры госдолга, исключающих неисполнение
долговых обязательств, развитие рынка субфедеральных долговых обязательств
Таргетирование Таргетирование (Установление ориентиров роста денежной массы) Установление целевых ориентиров роста одного или нескольких показателей денежной массы
Режим таргетирования подразумевает
достижение главной заявленной стратегической цели - ценовой стабильности, выраженной количественным ориентиром уровня инфляции.
Процентные ставки по
операциям Банка
России Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки, используя процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки. Например, депозитные операции банка. Процентной ставкой (учетной ставкой) называется то минимальное значение, начиная с которого банк предоставляет свои услуги коммерческим банкам
Обязательные
резервные
требования Этот инструмент означает, что банк обязан иметь определенную долю привлеченных ресурсов на счетах в Центральном банке. Другими словами, это гарантия выплат со стороны барков своих обязательств.
Рефинансирование кредитных организаций Рефинансирование кредитных организаций представляет собой кредитование ЦБ РФ коммерческих банков, а также переоценка векселей. Процентная ставка по рефинансированию устанавливается Центральным
банком. Ее рост влечет за собой увеличение стоимости кредитов и уменьшение денежной массы в обращении, а ее спад напротив уменьшает стоимость кредитов и увеличивает денежную массу. Сейчас значение ставки по рефинансированию ровно значению ключевой ставки Банка России - 11%
Прямые Под прямыми количественными ограничениями БанкаОкончание таблицы 12
количественные ограничения России понимается
установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение кредитными
организациями отдельных
банковских операций
Эмиссия облигаций от своего имени операции и способы, при
помощи которых Центральный банк может изменять
банковские резервы, денежную массу и объемы кредитования экономики
Рассмотрев во 2 главе методы денежно-кредитного регулирования Центрального банка Росси был сделан вывод о том, что эффективность использования косвенных методов регулирования тесно связана со степенью развития финансового рынка. В переходных экономиках, особенно на первых этапах преобразований, используются как прямые, так и косвенные методы с постепенным вытеснением первых вторыми. Вместе с тем в условиях кризисных ситуаций возможно применение прямых и селективных методов регулирования. А сочетание административных и экономических методов применяется тогда, когда регулируемый параметр сверху или снизу ограничивается нормативно, а за пределом ограничений действуют те или иные стимулы в зависимости от цели и задач регулирования.
В третьей главе работы был проведен анализ применения методов денежно-кредитного регулирования, который позволяет сделать вывод о том, что в течение всего анализируемого периода Банк России принимает решения об уровне процентных ставок по своим операциям на основе макроэкономического прогноза и оценки рисков отклонения инфляции от целевого уровня. При этом было выявлено, что важнейшим инструментом осуществления денежно-кредитной политики Банка России является проведение операций по регулированию ликвидности банковского сектора посредством процентных инструментов. Тем самым поддерживает совокупный объем банковской ликвидности на уровне, достаточном для обеспечения выполнения нормативов обязательных резервов, удовлетворение платежных потребностей кредитных организаций и их спроса на ликвидные средства исходя из мотива предупреждения кризисных явлений.
Проведение Банком России на протяжении 2010-2015 годов обоснованной денежно-кредитной политики формировало благоприятные условия для функционирования банковского и реального секторов экономики. Это способствовало оживлению экономической деятельности, улучшению состояния финансового сектора и повышению кредитной активности банков.
В результате исследования были выявлены проблемы применения методов денежно-кредитного регулирования Центрального банка России, такие как: реализация адекватной оценки состояния экономического развития, необходимость проведения инфляционного таргетирования, инфляционное ожидание населения, эффективность применения методов кредитования для оценки рисков, нарушению расчетно-кассовой работы в кредитных учреждениях и снижению эффективности данных операций. (Проблемы отражены в таблице 10).
Поэтому, на современном этапе развития денежно-кредитной сферы необходимо совершенствовать инструменты денежно-кредитного регулирования для решения наиболее срочных проблем.
При этом Банк России должен совместно с Правительством Российской Федерации активно воздействовать на улучшение условий, в которых осуществляется денежно-кредитная политика.
В первую очередь это касается создания благоприятных предпосылок для активного функционирования рынка межбанковских кредитов и восстановления доверия к государственным ценным бумагам и укрепления на этой основе такого важного сегмента финансового рынка, как рынок государственных долговых обязательств.
На современном этапе Центральный Банк РФ должен использовать все инструменты денежно-кредитного регулирования, а особенно нужно отметить тот факт, что главными методами, применяемыми Центробанком, должны быть экономические.
На основании проанализированных данных в третьей главе, составим следующую таблицу:Таблица 13 - Основные ставки, их сравнение по годам и пояснения.
Основные ставки, применяемые по федеральному закону Сравнение по годам Пояснения
2014 2015
Ключевая ставка 17% 12,9% Поскольку влияние денежно-кредитной политики на экономику распределено во времени, Банк России принимал решения об уровне процентных ставок по своим операциям на основе макроэкономического прогноза и оценки рисков отклонения инфляции от целевого уровня. В 2013 году в условиях сохранения низких темпов роста российской экономики, а также учитывая краткосрочный характер факторов, вызвавших ускорение роста потребительских цен, Банк России не изменял уровень процентных ставок по основным операциям. Учитывая оценку баланса инфляционных рисков и перспектив экономического роста, Банк России последовательно повышал ключевую ставку в марте, апреле, июле, октябре и декабре 2014 года - в общей сложности с 5,5% до 17,0% годовых. В течение 2014 года Банк России несколько раз повышал ключевую ставку. Эти действия были направлены на сдерживание инфляционных ожиданий и обеспечение замедления роста цен до целевого уровня в среднесрочной перспективе, а также на предотвращение возникавших инфляционных рисков и рисков для финансовой стабильности. При этом в целях ограничения
существенно возросших девальвационных и
инфляционных рисков в декабре было осуществлено значительное разовое повышение ключевой ставки до уровня 17% годовых
Ставка рефинансирован ия 8,25% 8,25%* В течение 2011-2014 годов ставка рефинансирования была увеличена, что вызвано стремлением снижения инфляционных процессов.
В 2014 году в соответствии с решениями Совета директоров Банка России ставка рефинансирования
оставалась на неизменном уровне - 8,25% годовых.
Происходящие инфляционные процессы были вызваны девальвацией, в результате которой произошло
удорожание импортной продукции и резкий рост спроса на товары длительного пользования. Повышение ставки рефинансирования приводит к сокращению инфляции. Дальнейшие снижения инфляции, и, соответственно, росту экономики.
Таким образом, ставка рефинансирования выступает в роли ориентира для установления ставок по депозитным операциям и кредитам нефинансовому сектору
экономики. Повышение ставки приводит к «удорожанию» денег
*До 31.12.2015
Для рассмотрения были выбраны эти ставки, поскольку они являются одними из самых значимых. Их анализ доказал эту значимость в реализации методов денежно-кредитного регулирования.
Кроме этого, рассмотрев таблицу 8, в которой рассмотрены меры воздействия в рамках количества организаций, а так же их отклонение, было отмечено, что такие методы прямого воздействия как предупредительные снизились на 93 мероприятия, а принудительные методы возросли на 196 мероприятий. Следует отметить, что в условиях рыночного хозяйства широкое применение таких методов регулирования может привести к отрицательным последствиям, поскольку они противоречат основным принципам организации рыночной экономики.
Так как принудительные прямые методы денежно-кредитной политики являются грубыми методами внешнего воздействия на функционирование субъектов денежного рынка, затрагивают основы их экономической деятельности.
Они могут противоречить микроэкономическим интересам кредитных организаций, вести к неэффективному распределению кредитных ресурсов, к ограничениям межбанковской конкуренции, затруднениям в появлении новых финансово устойчивых институтов на банковском рынке.
Исходя из проведенного анализа, можно сделать вывод о том, что в течение анализируемого периода Банк России принимал решения об уровне процентных ставок по
своим операциям на основе макроэкономического прогноза и оценки рисков отклонения инфляции от целевого уровня.
Таким образом, что в настоящее время реформы в банковском секторе продолжаются. Стратегическими целями этих преобразований являются: укрепление устойчивости банковской системы; повышение качества реализации банковским сектором функций по аккумулированию сбережений населения, средств предприятий, их трансформации в кредиты и инвестиции; предотвращение использования кредитных организаций для недобросовестной коммерческой практики, достижение планового уровня инфляции.
1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: конституция принята всенародным голосованием 12.12.1993, с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электронные данные - М., 2015. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
2. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) [Электронный ресурс]: федер.закон от 10.07.2002№ 86-ФЗ, в ред. от 30.12.2015, с изм. и доп., вступ. в силу с 09.02.2016 // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электронные данные - М., 2015. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
3. О национальной платежной системе [Электронный ресурс]: федер.закон от 27.06.2011 № 161-ФЗ, в ред. от 29.12.2014, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2015 // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электронные данные - М., 2015. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
4. О банках и банковской деятельности [Электронный ресурс]: федер.закон от 02.12.1990 № 395-1, в ред. от 05.04.2016 // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электронные данные - М., 2015. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
5. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей [Электронный ресурс]: федер.закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ, в ред. от 31.01.2016 // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электронные данные - М., 2015. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
6. О введении в действие Инструкции «О применении к кредитным организациям мер
воздействия за нарушения пруденциальных норм деятельности» [Электронный ресурс]: приказ Банка России от 31.03.1997 № 02-139, в ред. от 26.01.2010 //
КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электронные данные - М., 2015. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
7. О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций [Электронный ресурс]: инструк. Банка России от 02.04.2010 № 135-И, в ред. от 21.03.2016 // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электронные данные - М., 2015. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
8. Андрюшин С.А., Кузнецова В.В. Денежно-кредитная политика центральных банков в условиях глобального финансового кризиса / С. А. Андрюшин, В. В. Кузнецов // Вопросы экономики. - 2010. - № 6. - С. 69-87.
9. Беспалова О. В. Современные методологические подходы к анализу денежно-кредитной политики Центрального банка / О. В. Беспалова, Т. Г. Ильина // Вестник Томского государственного университета. Экономика. - 2015. - №1 (29) . - С.117-132.
10. Восканян М. А. Институциональные аспекты монетарной политики: иллюзия или необходимость? // Банковское дело. - 2012. - №4. - С. 43-48.
11. Заболоцкая К. В. Совершенствование системы управления государственным долгом Российской Федерации // Educatio. - 2015. - Выпуск № 7(14)-1. - С.20-23.
12. Звонов В. С. Организация деятельности центрального банка: Учебник / Е.А. Звонова, В.С. Акопов и др.; под ред. Е.А. Звоновой - М.: Инфра-М, 2013. - 400 с.
13. Ильина Т.Г. Организация деятельности Центрального банка: Учебное пособие / Т. Г. Ильина, О. В. Беспалова; под ред. А.А. Земцова. - Томск: Издательский Дом ТГУ, 2014. - 320 с.
14. Ильина Т.Г. Виды и методы финансового и монетарного регулирования экономики в условиях современности // Проблемы учета и финансов. - 2015. - № 1(17) . -С.43-49.
15. Ильина Т.Г. Теоретико-методологические основы создания мегарегулятора финансового рынка в России // Проблемы учета и финансов. - 2013. - № 2(10). - С. 21-27.
...40