ГЛОБАЛИЗАЦИЯ КАК ФАКТОР ОБОСТРЕНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
|
Введение 5
1. Связь понятия этноидентичности и феномена глобализации 12
1.1 Понятие и сущность глобализации 12
1.2 Этническая идентичность: сущность и понятие 21
1.3 Связь понятия «этническая идентичность» и феномена глобализации.. 28
1.4 Продукты глобальных процессов в культуре коренных малочисленных
народов (КМН) Красноярского края 33
2. Прикладное культурное исследование концептов «глобализация» и «коренной народ» 42
2.1 Особенности метода ассоциативного эксперимента 42
2.2 Исследование концептов «глобализация», «коренной народ» с помощью
метода ассоциативного эксперимента 44
2.3 Результат обработки данных по концепту «глобализация» 46
2.4 Результат обработки данных по концепту «коренной народ» 54
Заключение 63
Список использованных источников 70
1. Связь понятия этноидентичности и феномена глобализации 12
1.1 Понятие и сущность глобализации 12
1.2 Этническая идентичность: сущность и понятие 21
1.3 Связь понятия «этническая идентичность» и феномена глобализации.. 28
1.4 Продукты глобальных процессов в культуре коренных малочисленных
народов (КМН) Красноярского края 33
2. Прикладное культурное исследование концептов «глобализация» и «коренной народ» 42
2.1 Особенности метода ассоциативного эксперимента 42
2.2 Исследование концептов «глобализация», «коренной народ» с помощью
метода ассоциативного эксперимента 44
2.3 Результат обработки данных по концепту «глобализация» 46
2.4 Результат обработки данных по концепту «коренной народ» 54
Заключение 63
Список использованных источников 70
Актуальность исследования
Актуальность данной темы обусловлена тем, что глобализация как доминирующее явление современности, захватывающее всё большую часть мирового пространства, нуждается в исследовании с позиции сути последствий и процессов, происходящих в ней. Этому вопросу уделяется большое внимание, но единая точка зрения не выработана, вопрос по-прежнему является дискуссионным.
Другой точкой актуальности данной темы являются вопросы этнической идентичности и процесса её обострения. В пределах России можно говорить о подъеме идентичностных процессов как после распада СССР, так и в последнее десятилетие. Исследование этой темы может позволить решить проблему очередной глубокой культурно-исторической трансформации России, проблему поиска новой коллективной идентичности, чтобы максимально эффективно отвечать на вызовы современности.
Научное изучение феномена глобализации является актуальным по причине коренной смены мировых процессов, возникновения новых общемировых проблем и утверждения новых парадигм развития цивилизаций. Конец XX столетия ознаменовал собой начало новой эпохи в истории человечества. Глобализация стала одной из главнейших парадигм развития современности, новым феноменом планетарного масштаба, новой фазой в развитии цивилизаций.
Рассмотрение этого феномена позволит провести анализ современных общемировых политических, экономических, социокультурных процессов, отследить на основании изучения научных трудов продуктивность этого феномена, его последствия, риски и качественное значение в истории человечества в течение последних 20 лет.
Степень изученности
Проблеме глобализации в современном научном дискурсе уделяется особое внимание. Феномен глобализации является актуальной темой отечественных и зарубежных исследований. Реальностью этот процесс стал относительно недавно, но уже создано достаточное количество научных работ, посвященных этому феномену современности.
Рассмотрение самого феномена глобализации стоит начать с его истоков, которые разные ученые видят по-разному. Объективно глобализацию можно рассматривать как процесс глобального объединения человечества и достижения единства наций. Интерес представляют собой исследования, связанные с таким понятием как «всемирная история», которая может рассматриваться как ещё один способ объединения человечества. Среди отечественных ученых, которые внесли существенный вклад в рассмотрение понятия «всемирная история», можно отметить таких исследователей, как Ю. И. Семенов, Т. В. Панфилова, А. М. Коршунов, Ю. В. Петров, М. А. Барг, Г. М. Иванов, Е. Н. Лысманкин.
Доктор философских наук В.М. Розин считает, что исследование зарождения процесса глобализации стоит начинать с рассмотрения формирования древних царств. Складывание этих царств сопровождало поглощение примитивных племен в V-IV тысячелетии до н.э. Сторонником его точки зрения, о давних зачатках процесса глобализации, можно считать французского геополитика и историка Ф. Моро-Дефаржа, который утверждает, что исток процесса глобализации возможно увидеть в Великих географических открытиях, а затем позднее - в индустриальной революции, привнесшей в промышленность существенные изменения. Но заметное и полновесное складывание этого процесса происходит в XX веке, в период, когда человечество сотрясли две мировые войны и активно стали проходить процессы складывания единого, общего политического, технологического, экономического мирового пространства.
Если исходить из главнейших позиций, являющихся основанием, объединяющим мировое пространство (политика, экономика, культура), то процесс глобализации некоторые исследователи рассматривают как многоступенчатый, пространственный и временной процесс. Такого взгляда на глобализацию придерживаются В.П. Малиновский и С. Хоффман, и считают, что процесс глобализации структурно развивается в этих трех плоскостях: в плоскости политики, в плоскости экономики, в плоскости культуры.
Также следует отметить исследователей, которые рассматривали в своих работах тему экономической глобализации, развитие глобального капитализма, взаимоотношений корпораций и власти: Дж. Сакс, П. А. Сорокин, Дж. Арриги, Н. Я. Данилевский, Т. Фридман, И. А. Ильин, Н. А. Нарочницкая, В. Ф. Пряхин, П. Кругман, Дж. Сорос, Л. Н. Гумилев. Эти ученые отмечали формирование нового экономического порядка, новую схему экономических отношений.
Влияние процесса глобализации на культурное развитие мирового сообщества исследовали Г. П. Хорина, Х. Бэфу, А. В. Костина, П. Хоппер, Ю. В. Яковец, Ф. Х. Кессиди, В. М. Розин, А. Э. Воскобойников, П. Бергер, Т. Ф. Кузнецов, В. А. Луков.
Исследованию вопросов государства и цивилизации, культуры и цивилизации, вопросов об устройстве общества и социальном прогрессе, посвящены научные труды Ю. Хабермаса, Д. Белла, Р. Арона, Дж. Грея, Ф. Фернандес-Арместо, К. Поппера, Ф. Броделя, С. Хантингтона, О. Шпенглера.
Существенный вклад в рассмотрение процесса глобализации, нового миррового порядка и диалога цивилизаций внесли работы ведущих западных ученых: Г.П. Мартина, И. Валлерстайна, Х. Шуманна, Дж. Несбита, Ф. Фукуямы, З. Баумана, Э. Гидденса, Э. Яна, Э. Геллнера, Э. Тоффлера, М. Кастельса.
Глобализация выстраивает новое пространство коммуникации. Сущность процесса коммуникации рассматривали в своих работах Ч. Моррис, Ц. Тодоров, М. М. Бахтин, Й. Хейзинга, П. Бурдье, Ж. Деррида, М. Мосс, М. Фуко, П. Грайс, В. Пропп, А. М. Пятигорский, Ж. Бодрийяр, Г. Шпет.
Причины возникновения глобальной коммуникации и её последствия исследуют Л. Н. Федотов, М. М. Назаров, Г. П. Бакулев, Л. М. Мухарямова, Ю.В. Мельник, О. Г. Почепцов.
Российские ученые активно исследуют проблему вовлеченности России в мировые глобализационные процессы, проблему влияния глобальных процессов на идентичность современного населения России, проблему развития мультикультуральности. Это такие исследователи, как: Н.М. Ракитянский, О. А. Астафьева, Ю. М. Вассерман, А. А. Володин, З. A. Жаде, А. Г. Дугин, В. Л. Иноземцев, В. М. Межуев, А. Ю. Мельвиль, Д. Е. Фурман, Ф. Ф. Юрлов, О. И. Шкаратан, Е. Г. Ясин, Н. Н. Федотова.
Среди российских исследователей основательно и давно занимающихся рассмотрением проблемы феномена глобализации можно выделить: М. А. Чешкова, Е. Т. Гайдара, К. Г. Холодковского, А. И. Неклесса, И. И. Лукашука, В.Л. Иноземцева, А. И. Уткина, А. С. Панарина.
Процесс глобализации сопровождается переходом общества к новейшим информационным технологиям и сложению нового мирового пространства информации. Возрастающая информатизация современного общества активно изучалась в работах исследователей В. П. Макарова, A. Д. Урсула, Ф. Уэбстера, Г. Вайнштейна, Дж. Барлоу, Ю. В. Громыко, Ж. Лиотара, М. Постера, Д. Белла, М. Кастельса, М. Уотерса, Э. Тоффлера, Ж. Бодрийяра, А. Брайтенштайна.
Также следует рассмотреть понятие этнической идентичности, которое актуально возникает в процессе рассмотрения понятия глобализации. Но для начала необходимо сделать обзор работ, посвященных понятию «идентичность».
В своих работах идентичность рассматривали такие исследователи, как М. Мид, Э. Эриксон, Г. Штейнталь, Л. С. Выготский, Э. Фромм, Г. Г. Шпет.
Изучение проблематики понятия «идентичность» осуществлялось в рамках психологических концепций исследователями Г. Тэджфеллом и Э. Эриксоном, а также в рамках социологических концепций Дж. Мидом, И. Гофманом, Г. Гарфинкелем.
Традиции изучения этнической идентичности заключены в рамках исследования этнического сознания и этноса. Это работы русских этнографов и этнологов М. С. Джунусова, С. А. Арутюнова, П. П. Шулындина, С. Н. Артановского, В. Р. Чагилова, В. И. Козлова, М. И. Куличенко, Э. Г. Александроненкова, Е. М. Галкина.
Проблематика межэтнического взаимодействия и этнической идентичности изучалась в работах зарубежных исследователей - С. Бочнера, Д. Горенбурга, Г. Таджфелла, Ф. Барта.
Межэтнические взаимодействия, контакты и конфликты широко исследуются российскими учеными: М. Р. Радовель, З. Н. Гунаев, Ю. В. Попков, А. С. Ахазиер, В. В. Мархинин, Р. Г. Абдулатипов, В. А. Тишков.
Место этнической идентичности в межэтнических взаимодействиях рассмотрено в работах таких исследователей, как В. Я. Чеснов, А. А. Иванова, Т. O. Бажутина, С. В. Лурье, М. М. Кучуков.
Проблема национальной идентичности, общности в своих работах рассматривали В. В. Коротеева, В. Ю. Хотинец, Т. В. Таболина, М. Н. Тубогло, В. П. Левкович, Н. Е. Покровский, Э. С. Маркарян, В. К. Шаповалов, Э. В. Тадевосян, А. Г. Здравомыслов, Н. Смелзер.
Проблема исследования: противоречие между возрастающим уровнем единства человечества и порождаемым этим единством всплеском национального самосознания, которое выступает фактором обострения границ.
Гипотезой исследования является предположение о том, что феномен глобализации обостряет этническую идентичность коренных малочисленных народов (КМН) Красноярского края.
Объект исследования: феномен глобализации.
Предмет исследования: глобализация как фактор обострения этнической идентичности.
Цель исследования: изучение феномена глобализации, определение ключевых положений процесса глобализации, влияющих на обострение этнической идентичности на основании изучения концептов «глобализация», «коренной народ».
Задачи:
1. изучение феномена глобализации на основании обзора научной литературы по данной теме и определение положительных и отрицательных тенденций процесса глобализации;
2. изучение понятия этнической идентичности на основании обзора научной литературы по данной теме;
3. определение взаимозависимости понятий «глобализация» и «этническая идентичность»;
4. изучение среды и этноидентичности коренных малочисленных народов (КМН) Красноярского края;
5. выявление на основании проведения ассоциативного эксперимента представления респондентов о концептах «глобализация», «коренной народ».
Методологические основы исследования
Процесс исследования феномена глобализации и его влияния на этническую идентичность предполагает использование общенаучных методов: анализ, описание, обобщение. Проектирование прикладного исследования, основанного на изучении текстовых материалов о коренных малочисленных народах (КМН) Красноярского края, предполагает использование таких методов, как анализ, описание, экстраполяция, моделирование, аналитический обзор, метод ассоциативного эксперимента. Из числа концептуальных позиций опорными при рассмотрении темы работы выступили теория <^огШ culture» («мир как культура») Р. Робертсона, теория идентичности Дж. Мида, теория <культурной травмы» П. Штомпки.
Предполагаемый результат
Проведение анализа актуального феномена современности - глобализации; выделение его ключевых положений на основании анализа феномена. Проведение прикладного исследования, направленного на изучение концептов <глобализация», <коренной народ».
Апробация результатов исследования
Результаты исследования, проведенного в рамках дипломной работы, могут быть использованы при дальнейших исследованиях в области этнической психологии, культурной антропологии, социологии культуры, культурологии. Также результаты исследования могут найти применение в качестве материалов для учебных курсов.
Структура работы
Работа состоит из введения, в котором содержится проект исследования; двух глав: «Связь понятия этноидентичности и феномена глобализации» и «Прикладное культурное исследование концептов «глобализация», «коренной народ» , 8 параграфов, в рамках которых описан, проанализирован феномен глобализации, и спроектировано прикладное исследование; заключения, содержащего основные выводы по главам работы; списка литературы, состоящего из 93 наименований.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что глобализация как доминирующее явление современности, захватывающее всё большую часть мирового пространства, нуждается в исследовании с позиции сути последствий и процессов, происходящих в ней. Этому вопросу уделяется большое внимание, но единая точка зрения не выработана, вопрос по-прежнему является дискуссионным.
Другой точкой актуальности данной темы являются вопросы этнической идентичности и процесса её обострения. В пределах России можно говорить о подъеме идентичностных процессов как после распада СССР, так и в последнее десятилетие. Исследование этой темы может позволить решить проблему очередной глубокой культурно-исторической трансформации России, проблему поиска новой коллективной идентичности, чтобы максимально эффективно отвечать на вызовы современности.
Научное изучение феномена глобализации является актуальным по причине коренной смены мировых процессов, возникновения новых общемировых проблем и утверждения новых парадигм развития цивилизаций. Конец XX столетия ознаменовал собой начало новой эпохи в истории человечества. Глобализация стала одной из главнейших парадигм развития современности, новым феноменом планетарного масштаба, новой фазой в развитии цивилизаций.
Рассмотрение этого феномена позволит провести анализ современных общемировых политических, экономических, социокультурных процессов, отследить на основании изучения научных трудов продуктивность этого феномена, его последствия, риски и качественное значение в истории человечества в течение последних 20 лет.
Степень изученности
Проблеме глобализации в современном научном дискурсе уделяется особое внимание. Феномен глобализации является актуальной темой отечественных и зарубежных исследований. Реальностью этот процесс стал относительно недавно, но уже создано достаточное количество научных работ, посвященных этому феномену современности.
Рассмотрение самого феномена глобализации стоит начать с его истоков, которые разные ученые видят по-разному. Объективно глобализацию можно рассматривать как процесс глобального объединения человечества и достижения единства наций. Интерес представляют собой исследования, связанные с таким понятием как «всемирная история», которая может рассматриваться как ещё один способ объединения человечества. Среди отечественных ученых, которые внесли существенный вклад в рассмотрение понятия «всемирная история», можно отметить таких исследователей, как Ю. И. Семенов, Т. В. Панфилова, А. М. Коршунов, Ю. В. Петров, М. А. Барг, Г. М. Иванов, Е. Н. Лысманкин.
Доктор философских наук В.М. Розин считает, что исследование зарождения процесса глобализации стоит начинать с рассмотрения формирования древних царств. Складывание этих царств сопровождало поглощение примитивных племен в V-IV тысячелетии до н.э. Сторонником его точки зрения, о давних зачатках процесса глобализации, можно считать французского геополитика и историка Ф. Моро-Дефаржа, который утверждает, что исток процесса глобализации возможно увидеть в Великих географических открытиях, а затем позднее - в индустриальной революции, привнесшей в промышленность существенные изменения. Но заметное и полновесное складывание этого процесса происходит в XX веке, в период, когда человечество сотрясли две мировые войны и активно стали проходить процессы складывания единого, общего политического, технологического, экономического мирового пространства.
Если исходить из главнейших позиций, являющихся основанием, объединяющим мировое пространство (политика, экономика, культура), то процесс глобализации некоторые исследователи рассматривают как многоступенчатый, пространственный и временной процесс. Такого взгляда на глобализацию придерживаются В.П. Малиновский и С. Хоффман, и считают, что процесс глобализации структурно развивается в этих трех плоскостях: в плоскости политики, в плоскости экономики, в плоскости культуры.
Также следует отметить исследователей, которые рассматривали в своих работах тему экономической глобализации, развитие глобального капитализма, взаимоотношений корпораций и власти: Дж. Сакс, П. А. Сорокин, Дж. Арриги, Н. Я. Данилевский, Т. Фридман, И. А. Ильин, Н. А. Нарочницкая, В. Ф. Пряхин, П. Кругман, Дж. Сорос, Л. Н. Гумилев. Эти ученые отмечали формирование нового экономического порядка, новую схему экономических отношений.
Влияние процесса глобализации на культурное развитие мирового сообщества исследовали Г. П. Хорина, Х. Бэфу, А. В. Костина, П. Хоппер, Ю. В. Яковец, Ф. Х. Кессиди, В. М. Розин, А. Э. Воскобойников, П. Бергер, Т. Ф. Кузнецов, В. А. Луков.
Исследованию вопросов государства и цивилизации, культуры и цивилизации, вопросов об устройстве общества и социальном прогрессе, посвящены научные труды Ю. Хабермаса, Д. Белла, Р. Арона, Дж. Грея, Ф. Фернандес-Арместо, К. Поппера, Ф. Броделя, С. Хантингтона, О. Шпенглера.
Существенный вклад в рассмотрение процесса глобализации, нового миррового порядка и диалога цивилизаций внесли работы ведущих западных ученых: Г.П. Мартина, И. Валлерстайна, Х. Шуманна, Дж. Несбита, Ф. Фукуямы, З. Баумана, Э. Гидденса, Э. Яна, Э. Геллнера, Э. Тоффлера, М. Кастельса.
Глобализация выстраивает новое пространство коммуникации. Сущность процесса коммуникации рассматривали в своих работах Ч. Моррис, Ц. Тодоров, М. М. Бахтин, Й. Хейзинга, П. Бурдье, Ж. Деррида, М. Мосс, М. Фуко, П. Грайс, В. Пропп, А. М. Пятигорский, Ж. Бодрийяр, Г. Шпет.
Причины возникновения глобальной коммуникации и её последствия исследуют Л. Н. Федотов, М. М. Назаров, Г. П. Бакулев, Л. М. Мухарямова, Ю.В. Мельник, О. Г. Почепцов.
Российские ученые активно исследуют проблему вовлеченности России в мировые глобализационные процессы, проблему влияния глобальных процессов на идентичность современного населения России, проблему развития мультикультуральности. Это такие исследователи, как: Н.М. Ракитянский, О. А. Астафьева, Ю. М. Вассерман, А. А. Володин, З. A. Жаде, А. Г. Дугин, В. Л. Иноземцев, В. М. Межуев, А. Ю. Мельвиль, Д. Е. Фурман, Ф. Ф. Юрлов, О. И. Шкаратан, Е. Г. Ясин, Н. Н. Федотова.
Среди российских исследователей основательно и давно занимающихся рассмотрением проблемы феномена глобализации можно выделить: М. А. Чешкова, Е. Т. Гайдара, К. Г. Холодковского, А. И. Неклесса, И. И. Лукашука, В.Л. Иноземцева, А. И. Уткина, А. С. Панарина.
Процесс глобализации сопровождается переходом общества к новейшим информационным технологиям и сложению нового мирового пространства информации. Возрастающая информатизация современного общества активно изучалась в работах исследователей В. П. Макарова, A. Д. Урсула, Ф. Уэбстера, Г. Вайнштейна, Дж. Барлоу, Ю. В. Громыко, Ж. Лиотара, М. Постера, Д. Белла, М. Кастельса, М. Уотерса, Э. Тоффлера, Ж. Бодрийяра, А. Брайтенштайна.
Также следует рассмотреть понятие этнической идентичности, которое актуально возникает в процессе рассмотрения понятия глобализации. Но для начала необходимо сделать обзор работ, посвященных понятию «идентичность».
В своих работах идентичность рассматривали такие исследователи, как М. Мид, Э. Эриксон, Г. Штейнталь, Л. С. Выготский, Э. Фромм, Г. Г. Шпет.
Изучение проблематики понятия «идентичность» осуществлялось в рамках психологических концепций исследователями Г. Тэджфеллом и Э. Эриксоном, а также в рамках социологических концепций Дж. Мидом, И. Гофманом, Г. Гарфинкелем.
Традиции изучения этнической идентичности заключены в рамках исследования этнического сознания и этноса. Это работы русских этнографов и этнологов М. С. Джунусова, С. А. Арутюнова, П. П. Шулындина, С. Н. Артановского, В. Р. Чагилова, В. И. Козлова, М. И. Куличенко, Э. Г. Александроненкова, Е. М. Галкина.
Проблематика межэтнического взаимодействия и этнической идентичности изучалась в работах зарубежных исследователей - С. Бочнера, Д. Горенбурга, Г. Таджфелла, Ф. Барта.
Межэтнические взаимодействия, контакты и конфликты широко исследуются российскими учеными: М. Р. Радовель, З. Н. Гунаев, Ю. В. Попков, А. С. Ахазиер, В. В. Мархинин, Р. Г. Абдулатипов, В. А. Тишков.
Место этнической идентичности в межэтнических взаимодействиях рассмотрено в работах таких исследователей, как В. Я. Чеснов, А. А. Иванова, Т. O. Бажутина, С. В. Лурье, М. М. Кучуков.
Проблема национальной идентичности, общности в своих работах рассматривали В. В. Коротеева, В. Ю. Хотинец, Т. В. Таболина, М. Н. Тубогло, В. П. Левкович, Н. Е. Покровский, Э. С. Маркарян, В. К. Шаповалов, Э. В. Тадевосян, А. Г. Здравомыслов, Н. Смелзер.
Проблема исследования: противоречие между возрастающим уровнем единства человечества и порождаемым этим единством всплеском национального самосознания, которое выступает фактором обострения границ.
Гипотезой исследования является предположение о том, что феномен глобализации обостряет этническую идентичность коренных малочисленных народов (КМН) Красноярского края.
Объект исследования: феномен глобализации.
Предмет исследования: глобализация как фактор обострения этнической идентичности.
Цель исследования: изучение феномена глобализации, определение ключевых положений процесса глобализации, влияющих на обострение этнической идентичности на основании изучения концептов «глобализация», «коренной народ».
Задачи:
1. изучение феномена глобализации на основании обзора научной литературы по данной теме и определение положительных и отрицательных тенденций процесса глобализации;
2. изучение понятия этнической идентичности на основании обзора научной литературы по данной теме;
3. определение взаимозависимости понятий «глобализация» и «этническая идентичность»;
4. изучение среды и этноидентичности коренных малочисленных народов (КМН) Красноярского края;
5. выявление на основании проведения ассоциативного эксперимента представления респондентов о концептах «глобализация», «коренной народ».
Методологические основы исследования
Процесс исследования феномена глобализации и его влияния на этническую идентичность предполагает использование общенаучных методов: анализ, описание, обобщение. Проектирование прикладного исследования, основанного на изучении текстовых материалов о коренных малочисленных народах (КМН) Красноярского края, предполагает использование таких методов, как анализ, описание, экстраполяция, моделирование, аналитический обзор, метод ассоциативного эксперимента. Из числа концептуальных позиций опорными при рассмотрении темы работы выступили теория <^огШ culture» («мир как культура») Р. Робертсона, теория идентичности Дж. Мида, теория <культурной травмы» П. Штомпки.
Предполагаемый результат
Проведение анализа актуального феномена современности - глобализации; выделение его ключевых положений на основании анализа феномена. Проведение прикладного исследования, направленного на изучение концептов <глобализация», <коренной народ».
Апробация результатов исследования
Результаты исследования, проведенного в рамках дипломной работы, могут быть использованы при дальнейших исследованиях в области этнической психологии, культурной антропологии, социологии культуры, культурологии. Также результаты исследования могут найти применение в качестве материалов для учебных курсов.
Структура работы
Работа состоит из введения, в котором содержится проект исследования; двух глав: «Связь понятия этноидентичности и феномена глобализации» и «Прикладное культурное исследование концептов «глобализация», «коренной народ» , 8 параграфов, в рамках которых описан, проанализирован феномен глобализации, и спроектировано прикладное исследование; заключения, содержащего основные выводы по главам работы; списка литературы, состоящего из 93 наименований.
В заключение можно сделать вывод о том, что ключевые понятия работы «глобализация», «этническая идентичность» были проанализированы и изучены с разных точек зрения. Также цель данной работы - изучение феномена глобализации, определение ключевых положений процесса глобализации, влияющих на обострение этнической идентичности на основании изучения концептов «глобализация», «коренной народ», можно считать достигнутой.
В первой главе рассмотрены понятие «глобализация», её сущность, признаки и характеристики. Также в данной главе рассмотрены понятие «этническая идентичность», её качественные характеристики и сущность. Первая глава также содержит рассмотрение связи понятий «этническая идентичность» и «глобализация», и выявление на основании анализа научных источников продуктов глобальных процессов, наличествующих в среде коренных малочисленных народов (КМН) Красноярского края. На основании анализа разных исследовательских позиций в отношении процесса глобализации можно сделать следующие выводы:
1. новый уровень развития общества обусловлен таким актуальным явлением современности, как феномен глобализации. Глобализация представляет собой некую метафору, характеризующую трансформации, происходящие во всех областях жизни мирового социума;
2. признаки феномена глобализации проявляют себя во всех сферах жизни общества, коренным образом меняя устоявшиеся законы существования этого общества;
3. в научной среде отсутствует единое мнение относительно содержания понятия «глобализация», поэтому дать единственное и полное определение термину «глобализация» невозможно. Но изучение экспертных мнений о формировании феномена глобализации, позволяет сделать вывод о том, что глобализация являет собой исторический процесс, который развивался столетиями;
4. процесс глобализации указывает на устремленность многих государств к универсальной модели существования, вовлекает в себя абсолютно все сферы жизни человека: финансово-экономическую сферу, нормы поведения, традиции, ценностные ориентации, религиозные воззрения.
Рассмотрение понятия «этническая идентичность» позволило прийти к следующим выводам:
1. этнос как сложная общность обладает признаками этнического. К таким признакам относятся - язык, территория проживания, культура;
2. этническая идентичность, как сложное явление является составной частью социальной идентичности индивида, представляет собой психологическую категорию, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности;
3. в психике человека этническая идентичность существует на двух уровнях: когнитивном и аффективном;
4. в зависимости от причин, факторов и условий формирования этнической идентичности исследователи выделяют такие её виды, как: адекватная идентичность, этноцентрическая идентичность, этнодоминирующая идентичность, этнический фанатизм, этническая индифферентность, этнонигилизм, амбивалентная этничность;
5. в культурной антропологии существует три основных позиции относительно рассмотрения понятия «этничность»: примордиализм (рассматривает этничность как систему социально значимых приобретенных или врожденных признаков индивида), состоит из двух основных направлений - эволюционно-исторического, социобиологического; конструктивизм (ведущим основанием этничности считает границы, сквозь которые этнос осознает существование «они», относительно понимания «мы»); ситуационизм (этничность рассматривается как явление, способное возникать, усиливаться или ослабевать у какой-либо этнической общности).
Проведенное рассмотрение связи понятий «этническая идентичность» и «глобализация» позволило сделать следующие выводы:
1. существует прямая зависимость изменения механизмов этнической идентичности и процессов глобализации;
2. изучение исследований, посвященных анализу современных социокультурных процессов, происходящих в контексте глобализации, показало, что этническая идентичность и идентичность индивида в целом, подвергается давлению с позиции глобальных перемен;
3. модели поведения индивидов трансформируются, что приводит к ситуации конфликта внутри самой культуры;
4. в условиях глобализации актуальным становится акцент на независимом и обособленном существовании национальных меньшинств;
5. изучение прогнозов современных исследователей позволяет сделать вывод о том, что приемлемой и наиболее адекватной моделью процесса глобализации будет являться та модель, которая предоставит разным культурам равные права на участие в процессе глобализации, права на пользование глобальными достижениями и сохранение культурной и национальной самобытности.
Анализ научных исследований, посвященных изменениям в среде коренных малочисленных народов (КМН) Красноярского края, позволил сделать вывод о неизбежном влиянии глобальных процессов на среду коренных малочисленных народов (КМН) Красноярского края. Степень такого влияния определяется от негативной к индифферентной и позитивной степени. Глобальные продукты, сформировавшиеся в пространстве культур коренных народов, изменяют структуры этих культур, трансформируя их традиционные основы существования и функционирования. Сегодня очевидной становится ситуация одновременного проявления факторов унификации культур и признаков обостряющейся борьбы за сохранение культурного разнообразия этносов.
На основании проведенного ассоциативного эксперимента в среде студентов Сибирского Федерального Университета г. Красноярска можно сделать вывод о том, что в сознании респондентов концепты «глобализация», «коренной народ», порождают особые образы.
Глобализация являет собой реальное явление современности, наблюдаемое респондентами. Количество выделенных смысловых групп указывает на широкий спектр смыслообразующих глобализацию полей.
Концепт «глобализация» обладает как положительными, так и отрицательными характеристиками. Выделенные группы слов указывают на:
1. международный уровень преобразований в рамках глобализации;
2. прямое и косвенное влияние процесса глобализации на политику, экономику, культуру;
3. тенденцию к построению единой для всего человечества культуры;
4. наблюдаемую гомогенизацию человечества по всем направлениям общественной жизни;
5. существенный масштаб процесса глобализации и скорость нарастания темпов этого процесса;
6. существенные проблемы, порождаемые процессом глобализации, который ещё не стал истинно глобальным процессом, и как следствие этого, приводящий к неоднозначному положению отдельных стран;
7. несправедливость и не гуманность этого процесса по отношению к странам, чьи интересы ставятся ниже интересов США, как транслятора идеи глобального мира;
8. нарастающие антиглобалистские настроения, которые выливаются в международные конфликты, обострение границ, войны;
9. неоднозначность процесса глобализации как, с одной стороны, прогрессивного явления, а с другой стороны, как явления, которое собой являет глобальную увеличивающуюся проблему.
Относительно концепта «коренной народ» анализ полученных данных позволяет сделать вывод о том, что у респондентов существует четко сформированное представление относительно понятия «коренной народ». Количество выделенных смысловых групп указывает на сложность и многоаспектность этого понятия. Концепт «коренной народ» обладает как положительными, так и отрицательными характеристиками. Выделенные группы слов указывают на:
1. тесную связь общности «коренной народ» с территорией проживания их предков;
2. наличие родного языка, который отличается от государственного, своей культуры;
3. ориентацию данной общности на традиционные средства к существованию;
4. несколько аспектов отличающих коренной народ как общность: культурный, социальный, демографический, географический;
5. наличие существенных проблем, связанных с такими негативными для коренных народов явлениями, как: вымирание, дискриминация, притеснение.
На основании выявленных характеристик концептов «глобализация» и «коренной народ» можно сделать вывод о зависимости явлений глобализации и этнической идентичности.
Исходя из выводов, полученных в первой главе, следует, что глобализация коренным образом меняет устоявшиеся законы существования общества, подвергает испытанию на прочность традиционные модели поведения, образ жизни и способы мировидения. Расширяется глобальный диалог культур, который приводит к усилению взаимозависимости национальных культур, даже, возможно, без их желания. Следствием воздействия глобализации на культуры выступает обострение этнических границ, которые являются одним из механизмов-ответов этнической общности на полученную в результате процесса глобализации культурную травму. Одной из реакций коренных народов на полученную культурную травму является бунт, который своим следствием имеет рост этноидентичности и кристаллизацию локальных границ этноса.
По направленности самого процесса глобализации и образу этого концепта у респондентов складывается вывод о том, что глобализация направлена на преодоление локальных границ. В действительности реакцией коренных народов является сопротивление, а именно обострение их этнических границ.
Результаты проведенного ассоциативного эксперимента позволили выявить противоположную направленность концептов «глобализация» и «коренной народ»: характеристики концепта «коренной народ» являются предельно идентичностными, они указывают на уникальность концепта, тогда как характеристики концепта «глобализация» формируют его как исключительно всемирный, всеобщий, масштабный процесс и явление. Ассоциативный эксперимент указал на конфликтность этих феноменов во взаимодействии. В ассоциациях на концепт «коренной народ» не встретились слова, которые бы могли характеризовать данный концепт, как глобализирующийся. Это понятие воспринимается как сугубо локальное, с предельно четкими границами. Также характеристики позволили выявить наличие культурных стереотипов относительно понятия: это представления о традиционных видах деятельности, которые сегодня уже не являются основообразующими в жизни коренных народов, а также это стереотип относительно причисления к коренным народам исключительно такого этноса как чукчи. Таким образом, основным противоречием, существующим в контексте понимания явления глобализации и понятия «коренной народ» является противопоставление глобального локальному.
Из результатов ассоциативного эксперимента следует, что глобализация несет в себе предпосылки для негативных процессов в среде коренных народов. Этому свидетельствуют ассоциации, указывающие на вымирание этносов, утрату ими родного языка, уменьшение численности, в результате воздействия на среду коренных народов глобализации и появления в такой среде продуктов глобальных процессов.
Процедура проведения ассоциативного эксперимента также отразилась на его результатах. Концепты были названы один за другим, что обеспечило контекстность понятий. Данный прием позволил поставить эти понятия в зависимость относительно друг друга, что позволило получить уникальные и качественные характеристики, порождаемые в сознании респондентов в момент осмысления концептов. Ассоциации, приведенные на концепт «коренной народ», были сформированы у респондентов в контексте ранее названного концепта «глобализация», что привело к выявлению в ассоциативном поле концепта «коренной народ» продуктов, порождаемых процессом глобализации, которые по своей характеристике обладают статусом «отрицательные».
Негативные характеристики процесса глобализации и ответные негативные характеристики, возникающие как следствие в среде коренных малочисленных народов, выявленные в ходе ассоциативного эксперимента, подтверждают гипотезу о глобализации как факторе обострения этнической идентичности в среде коренных народов.
В первой главе рассмотрены понятие «глобализация», её сущность, признаки и характеристики. Также в данной главе рассмотрены понятие «этническая идентичность», её качественные характеристики и сущность. Первая глава также содержит рассмотрение связи понятий «этническая идентичность» и «глобализация», и выявление на основании анализа научных источников продуктов глобальных процессов, наличествующих в среде коренных малочисленных народов (КМН) Красноярского края. На основании анализа разных исследовательских позиций в отношении процесса глобализации можно сделать следующие выводы:
1. новый уровень развития общества обусловлен таким актуальным явлением современности, как феномен глобализации. Глобализация представляет собой некую метафору, характеризующую трансформации, происходящие во всех областях жизни мирового социума;
2. признаки феномена глобализации проявляют себя во всех сферах жизни общества, коренным образом меняя устоявшиеся законы существования этого общества;
3. в научной среде отсутствует единое мнение относительно содержания понятия «глобализация», поэтому дать единственное и полное определение термину «глобализация» невозможно. Но изучение экспертных мнений о формировании феномена глобализации, позволяет сделать вывод о том, что глобализация являет собой исторический процесс, который развивался столетиями;
4. процесс глобализации указывает на устремленность многих государств к универсальной модели существования, вовлекает в себя абсолютно все сферы жизни человека: финансово-экономическую сферу, нормы поведения, традиции, ценностные ориентации, религиозные воззрения.
Рассмотрение понятия «этническая идентичность» позволило прийти к следующим выводам:
1. этнос как сложная общность обладает признаками этнического. К таким признакам относятся - язык, территория проживания, культура;
2. этническая идентичность, как сложное явление является составной частью социальной идентичности индивида, представляет собой психологическую категорию, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности;
3. в психике человека этническая идентичность существует на двух уровнях: когнитивном и аффективном;
4. в зависимости от причин, факторов и условий формирования этнической идентичности исследователи выделяют такие её виды, как: адекватная идентичность, этноцентрическая идентичность, этнодоминирующая идентичность, этнический фанатизм, этническая индифферентность, этнонигилизм, амбивалентная этничность;
5. в культурной антропологии существует три основных позиции относительно рассмотрения понятия «этничность»: примордиализм (рассматривает этничность как систему социально значимых приобретенных или врожденных признаков индивида), состоит из двух основных направлений - эволюционно-исторического, социобиологического; конструктивизм (ведущим основанием этничности считает границы, сквозь которые этнос осознает существование «они», относительно понимания «мы»); ситуационизм (этничность рассматривается как явление, способное возникать, усиливаться или ослабевать у какой-либо этнической общности).
Проведенное рассмотрение связи понятий «этническая идентичность» и «глобализация» позволило сделать следующие выводы:
1. существует прямая зависимость изменения механизмов этнической идентичности и процессов глобализации;
2. изучение исследований, посвященных анализу современных социокультурных процессов, происходящих в контексте глобализации, показало, что этническая идентичность и идентичность индивида в целом, подвергается давлению с позиции глобальных перемен;
3. модели поведения индивидов трансформируются, что приводит к ситуации конфликта внутри самой культуры;
4. в условиях глобализации актуальным становится акцент на независимом и обособленном существовании национальных меньшинств;
5. изучение прогнозов современных исследователей позволяет сделать вывод о том, что приемлемой и наиболее адекватной моделью процесса глобализации будет являться та модель, которая предоставит разным культурам равные права на участие в процессе глобализации, права на пользование глобальными достижениями и сохранение культурной и национальной самобытности.
Анализ научных исследований, посвященных изменениям в среде коренных малочисленных народов (КМН) Красноярского края, позволил сделать вывод о неизбежном влиянии глобальных процессов на среду коренных малочисленных народов (КМН) Красноярского края. Степень такого влияния определяется от негативной к индифферентной и позитивной степени. Глобальные продукты, сформировавшиеся в пространстве культур коренных народов, изменяют структуры этих культур, трансформируя их традиционные основы существования и функционирования. Сегодня очевидной становится ситуация одновременного проявления факторов унификации культур и признаков обостряющейся борьбы за сохранение культурного разнообразия этносов.
На основании проведенного ассоциативного эксперимента в среде студентов Сибирского Федерального Университета г. Красноярска можно сделать вывод о том, что в сознании респондентов концепты «глобализация», «коренной народ», порождают особые образы.
Глобализация являет собой реальное явление современности, наблюдаемое респондентами. Количество выделенных смысловых групп указывает на широкий спектр смыслообразующих глобализацию полей.
Концепт «глобализация» обладает как положительными, так и отрицательными характеристиками. Выделенные группы слов указывают на:
1. международный уровень преобразований в рамках глобализации;
2. прямое и косвенное влияние процесса глобализации на политику, экономику, культуру;
3. тенденцию к построению единой для всего человечества культуры;
4. наблюдаемую гомогенизацию человечества по всем направлениям общественной жизни;
5. существенный масштаб процесса глобализации и скорость нарастания темпов этого процесса;
6. существенные проблемы, порождаемые процессом глобализации, который ещё не стал истинно глобальным процессом, и как следствие этого, приводящий к неоднозначному положению отдельных стран;
7. несправедливость и не гуманность этого процесса по отношению к странам, чьи интересы ставятся ниже интересов США, как транслятора идеи глобального мира;
8. нарастающие антиглобалистские настроения, которые выливаются в международные конфликты, обострение границ, войны;
9. неоднозначность процесса глобализации как, с одной стороны, прогрессивного явления, а с другой стороны, как явления, которое собой являет глобальную увеличивающуюся проблему.
Относительно концепта «коренной народ» анализ полученных данных позволяет сделать вывод о том, что у респондентов существует четко сформированное представление относительно понятия «коренной народ». Количество выделенных смысловых групп указывает на сложность и многоаспектность этого понятия. Концепт «коренной народ» обладает как положительными, так и отрицательными характеристиками. Выделенные группы слов указывают на:
1. тесную связь общности «коренной народ» с территорией проживания их предков;
2. наличие родного языка, который отличается от государственного, своей культуры;
3. ориентацию данной общности на традиционные средства к существованию;
4. несколько аспектов отличающих коренной народ как общность: культурный, социальный, демографический, географический;
5. наличие существенных проблем, связанных с такими негативными для коренных народов явлениями, как: вымирание, дискриминация, притеснение.
На основании выявленных характеристик концептов «глобализация» и «коренной народ» можно сделать вывод о зависимости явлений глобализации и этнической идентичности.
Исходя из выводов, полученных в первой главе, следует, что глобализация коренным образом меняет устоявшиеся законы существования общества, подвергает испытанию на прочность традиционные модели поведения, образ жизни и способы мировидения. Расширяется глобальный диалог культур, который приводит к усилению взаимозависимости национальных культур, даже, возможно, без их желания. Следствием воздействия глобализации на культуры выступает обострение этнических границ, которые являются одним из механизмов-ответов этнической общности на полученную в результате процесса глобализации культурную травму. Одной из реакций коренных народов на полученную культурную травму является бунт, который своим следствием имеет рост этноидентичности и кристаллизацию локальных границ этноса.
По направленности самого процесса глобализации и образу этого концепта у респондентов складывается вывод о том, что глобализация направлена на преодоление локальных границ. В действительности реакцией коренных народов является сопротивление, а именно обострение их этнических границ.
Результаты проведенного ассоциативного эксперимента позволили выявить противоположную направленность концептов «глобализация» и «коренной народ»: характеристики концепта «коренной народ» являются предельно идентичностными, они указывают на уникальность концепта, тогда как характеристики концепта «глобализация» формируют его как исключительно всемирный, всеобщий, масштабный процесс и явление. Ассоциативный эксперимент указал на конфликтность этих феноменов во взаимодействии. В ассоциациях на концепт «коренной народ» не встретились слова, которые бы могли характеризовать данный концепт, как глобализирующийся. Это понятие воспринимается как сугубо локальное, с предельно четкими границами. Также характеристики позволили выявить наличие культурных стереотипов относительно понятия: это представления о традиционных видах деятельности, которые сегодня уже не являются основообразующими в жизни коренных народов, а также это стереотип относительно причисления к коренным народам исключительно такого этноса как чукчи. Таким образом, основным противоречием, существующим в контексте понимания явления глобализации и понятия «коренной народ» является противопоставление глобального локальному.
Из результатов ассоциативного эксперимента следует, что глобализация несет в себе предпосылки для негативных процессов в среде коренных народов. Этому свидетельствуют ассоциации, указывающие на вымирание этносов, утрату ими родного языка, уменьшение численности, в результате воздействия на среду коренных народов глобализации и появления в такой среде продуктов глобальных процессов.
Процедура проведения ассоциативного эксперимента также отразилась на его результатах. Концепты были названы один за другим, что обеспечило контекстность понятий. Данный прием позволил поставить эти понятия в зависимость относительно друг друга, что позволило получить уникальные и качественные характеристики, порождаемые в сознании респондентов в момент осмысления концептов. Ассоциации, приведенные на концепт «коренной народ», были сформированы у респондентов в контексте ранее названного концепта «глобализация», что привело к выявлению в ассоциативном поле концепта «коренной народ» продуктов, порождаемых процессом глобализации, которые по своей характеристике обладают статусом «отрицательные».
Негативные характеристики процесса глобализации и ответные негативные характеристики, возникающие как следствие в среде коренных малочисленных народов, выявленные в ходе ассоциативного эксперимента, подтверждают гипотезу о глобализации как факторе обострения этнической идентичности в среде коренных народов.
Подобные работы
- ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ МИРА И БЕЗОПАСНОСТИ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ
Диссертация , социология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ МИРА И БЕЗОПАСНОСТИ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ
Диссертации (РГБ), социология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ И КОНФЛИКТ ЦЕННОСТЕЙ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА)
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2018 - Этническая самоидентификация амазиг Марокко и Алжира: культурологический анализ
Дипломные работы, ВКР, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2018 - Этническая толерантность/интолерантность в русском самосознании
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2022 - МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И МАРКЕРЫ КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ НЕМЦЕВ (ТОМСКИЙ КЕЙС)
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4500 р. Год сдачи: 2018 - АНЕКДОТ КАК СРЕДСТВО ПЕРЕЖИВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ (НА МАТЕРИАЛЕ АНАЛИЗА ЕВРЕЙСКИХ АНЕКДОТОВ)
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2006 - Анекдот, как средство переживания национальной идентичности
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2006 - Своеобразие и составляющие идентичности русских мусульман (на примере г. Красноярска)
Бакалаврская работа, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016



