Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социальная работа по подготовке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к постинтернатному периоду

Работа №18392

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социальная работа

Объем работы50
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
764
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Дети, оставшиеся без попечения родителей, как объект социальной работы ... 5
1.1 Правовой статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 5
1.2 Характеристика основных проблем социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях интернатного учреждения 12
2 Характеристика деятельности интернатных учреждений по подготовке детей -
сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях интернатного учреждения к самостоятельной жизни 18
2.1 Технологии социальной работы с воспитанниками интернатных учреждений 18
2.2 Социальная адаптация как технология и процесс подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни 25
3 Социальная работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения
родителей на примере детского дома им. Х.М. Совмена 32
3.1 Опыт социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без
попечения родителей на примере детского дома-лицея имени Хазрета Меджидовича Совмена 32
3.2 Рекомендации по совершенствованию деятельности учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей детского дома-лицея имени Хазрета Меджидовича Совмена 39
Заключение 43
Список использованных источников 45
Приложение А 48


Ежегодно дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, после окончания пребывания в интернатном учреждении, начинают жить самостоятельно. Формирование полноценной личности, готовой к самостоятельной жизни в социуме, является важным аспектом деятельности специалистов данных учреждений. В течение постинтернатного периода выпускникам предстоит преодолеть множество трудностей: в получении образования, при трудоустройстве, при межличностном взаимодействии с другими людьми и многие другие.
В связи с тем, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, являющиеся воспитанниками интернатов, пребывают в учреждениях закрытого типа, происходит инфантилизация личности, то есть состояния, при котором человек не хочет принимать и нести ответственность за свои поступки. Также закрытость интернатных учреждений влечет за собой формирование весьма ограниченного представления о семье и семейных ценностях, поскольку условия содержания в детских домах отличаются от условий, характерных для традиционной формы воспитания детей.
По данным министерства образования Красноярского края, общая численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Красноярского края по состоянию на 01.01.2018 составляет 15 106 детей. Под надзором организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по данным муниципальных органов опеки и попечительства, находятся 1 998 ребенок [1]. Несмотря на то, что приоритетной формой жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является семейная форма воспитания, далеко не всех из них удается поместить на воспитание в семью. В связи с этим значительная доля несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, пребывают в учреждениях закрытого типа.
Объектом исследования являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
Предметом исследования является социальная работа по подготовке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях интернатного учреждения к самостоятельной жизни.
Цель исследования - разработать рекомендации по совершенствованию социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей учреждения «детский дом-лицей имени Хазрета Меджидовича Совмена»
Задачи исследования:
- охарактеризовать правовой статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- изучить проблемы и дефициты воспитанников интернатных учреждений;
- рассмотреть основные технологии социальной работы, применяемые в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- проанализировать понятие «социальная адаптация» как многоэтапный процесс и как технологию социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей;
- описать деятельность специалистов детского дома-лицея им. Х.М. Совмена по подготовке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни;
- предложить рекомендации по подготовке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к постинтернатному периоду
Для написания выпускной квалификационной работы были использованы следующие методы исследования: анализ документов, анализ статистических данных, интервьюирование, анкетирование, опрос.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, позволяет нам сделать вывод о том, что данная проблема носит актуальный характер и нуждается в разрешении со стороны государства. Убеждение в том, что такие дети должны воспитываться в семье, стало приоритетной целью государственных социальных программ, направленных на решение проблемы сиротства. Но далеко не всех детей удается поместить на воспитание в семью, доля детей вынуждена находиться на содержании в учреждениях государственного попечения.
Следует отметить, что это влечет за собой большие изменения в жизни этих детей. Они приобретают особый правовой статус, сталкиваются с проблемами, препятствующими их полноценному развитию. Интеграция в общество зачастую осложнена тем, что воспитанники не имеют навыков для самостоятельной жизни. Выпускники не умеют планировать свой бюджет и организовывать свой быт, имеют трудности в выстраивании межличностных отношений и в развитии коммуникативных навыков. В целом можно сделать вывод о том, что, выходя за пределы интернатного учреждения, такие люди не способны в полной мере брать на себя ответственность за свои поступки. Именно поэтому специалисты применяют различные технологии социальной работы, для того, чтобы развить потенциал воспитанников. Реализуются такие технологии: социальная диагностика, социальная коррекция, социально-педагогическое сопровождение. Помимо них применяются частные технологии такие как ортобиотика, гарденотерапия, арт-терапия, технология волонтерства.
Самой часто применяемой технологией является социальная адаптация, поскольку, благодаря ей, происходит приспособление к окружающей среде и создаются наиболее благоприятные условия для самопроявления и эффективного усвоения норм, ценностей и установок, принятых в обществе. Но максимально продуктивным будет являться комплексный подход, в котором сочетаются различные технологии, с учетом индивидуальных характеристик личности воспитанников.
Для того чтобы подтвердить выводы, к которым мы пришли в результате изучения литературы, мы провели анализ социально-психологического портрета воспитанников детского дома-лицея им. Х.М. Совмена. Нам удалось выявить ряд проблем, которые были обозначены нами выше и намечены пути по их разрешению.
В заключительной главе нами был рассмотрен опыт, выявлены проблемы и разработаны рекомендации по совершенствованию социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в деятельности детского дома-лицея им. Х.М. Совмена. Таким образом, мы пришли к выводу, что пока воспитанники находятся в учреждении для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у них не будет возможности проявить себя как независимая и самостоятельная личность в полной мере, но мы полагаем, что уровень готовности к самостоятельной жизни повысится, если будут сформированы навыки самообслуживания и будет сформирована мотивация к развитию собственной личности.



1 Система государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Электронный ресурс] : Министерство образования и науки Красноярского края. - 2016. Режим доступа: http://www.krao.ru/rb- topic_t_68.htm
2 О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей : федер. закон Российской Федерации от 21 дек. 1996 № 159-ФЗ в ред. от 03.07.2016 // Российская газета. - № 248. 1996. - 27 дек.
3 Мигачев, Ю. И. Административное право РФ : учебник для бакалавров /Ю. И. Мигачев, Л. Л. Попов, С. В. Тихомиров ; отв. ред. Л. Л. Попов. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2013. — 519 с.
4 Скакун О.Ф. Теория государства и права: Учебник. — Харьков: Консум; Ун-т внутр. дел, 2000. — 704 с.
5 Марчук Ю.Н. Проблемы адаптации к социальной среде детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в специальных учреждениях [Электронный ресурс] : Научное сообщество студентов XXI столетия. Общественные науки: сб. ст. по мат. XXVII междунар. студ. науч.- практ. конф. № 12.. Режим доступа: http://sibac.mfo/archive/social/12(26).pdf.
6 О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Электронный ресурс] : федер. закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ ред. от 01.05.2017 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
7 Психическое развитие воспитанников детского дома: пособие; под ред.
И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской. - Москва: Педагогика , 1990. - 264 с.
8 Кочетова, А.П. Социализация подростков в условиях интернатного учреждения / А.П. Кочетова // ПНиО. - 2014. - №2(8). - С. 1-2.
9 Аналитическая справка по обеспечению семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за 2014 год [Электронный ресурс] : Официальный сайт Министерства образования и науки в Российской Федерации // Режим доступа: минобрнауки.рф.
10 Платонова, Н.М. Теория и методика социальной работы / Н.М. Платонова, Г.Ф. Нестерова. - М. : Издательский центр «Академия», 2012. - 248 с.
11 Белопашенцева А.С. Технологии социальной работы с детьми сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей // Материалы VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум», 2016 - 5 с.
12 Холостова, Е.И. Технология социальной работы: учебник для бакалавров /
Е.И. Холостова, Л.И. Кононовой. - М. : Издательство Юрайт, 2014. - 503 с.
13 Гринёва, Е.А. Технологии социальной работы с девиантной молодежью / Е.А Гринёва // Социокультурный менеджмент: содержание, проблемы, перспектив: материалы III международной научно -практической конференции/ под ред. И.А. Плоховой.- Ульяновск: УлГПУ, 2014. С. 183 - 188.
14 Дружинина, А.А. Основные направления социально-педагогической работы по формированию самостоятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / А.А. Дружинина // Вестник ТГУ. - 2015. - №8 (148) -С. 240-249.
15 Бобылева И.А. Основные подходы к созданию региональной системы сопровождения выпускников интернатных учреждений // Постинтернатное сопровождение детей-сирот: успешные практики, технологии, нормативное обеспечение: материалы межрегиональной научно-практической конференции. Ч. 1. 22-23 июня, г. Смоленск / под ред. И.А. Бобылевой. М., 2010. С. 9-28.
16 Тростанецкая, Г. Социальные сироты в нашем обществе / Г. Тростанецкая // Социальная педагогика. - 2004. - №4. - С.3-8.
17 Нестерова, Г.Ф. Технология и методика социальной работы / Г.Ф. Нестерова, И.В. Астэр // Москва: Издательский центр «Академия». - 2011. - 208 с.
18 Технология социальной работы: учеб. Пособие / Под ред. И.Г. Зайнышева. - Москва: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС. - 2002. - 240 с.
19 Донина, О.И. Характеристика современных технологий социально-психологической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей / О.И. Донина, Е.Е. Вагина // СИСП. - 2011. - №4. - 38 с.
20 Костенко, К. Общие и частные технологии социальной работы с детьми- сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей [Электронный ресурс] / К. Костенко, Н. Соколова // GISAP. - 2015. - Режим доступа: http://gisap.eu/ru/node/81905.
21 Мардахаев Л.В. Социальная педагогика : учеб. М: Гардарики, 2005. - 269 с.
22 Технология социальной работы: учебное пособие / Под ред. Е.И. Холостовой, Л.И. Кононовой. - Москва : 2011. - 478 с.
23 Осипова, Н.В. О понятии «Социальная адаптация» и сопровождении социально-профессиональной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Н.В. Осипова // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2015. - №1(17). - С. 3-5.
24 Бокарева, В.Б. Региональное развитие малого бизнеса: технология социальной адаптации / Бокарева В.Б. // Стратегия устойчивого развития регионов России. - 2011. №7. - С. 51-55.
25 Основные технологии социальной работы: учеб. Пособие. / Под ред. Л.П. Кузнецовой. - Владивосток. ДВГТУ. - 2002. - 92 с.
26 Ямбург, Е.А. Адаптивная Школа для всех / Е.А. Ямбург // М.: Новая школа, 1997. - 351 с.
27 Дементьева, П.Ф. Дети-сироты: социальная защита, возможности адаптации / П.Ф. Дементьева // Россия: трансформирующееся общество: Сб. трудов сотрудников Института социологии РАН / Под ред. В.А. Ядова. - М.: КАНОН- пресс-Ц, 2001.
28 Шипицина, Л.М. Психология детей-сирот: учебное пособие / Л.М. Шипицина // СПб: Издательство СПУ. - 2005. - 628с.
29 Детский дом-лицей имени Хазрета Меджидовича Совмена [Электронный ресурс] : Благотворительный фонд имени Хазрета Совмена // Режим доступа: http://www.fondsovmena.ru /frends/licey.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ