Социальная работа по подготовке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к постинтернатному периоду
|
Введение 3
1 Дети, оставшиеся без попечения родителей, как объект социальной работы ... 5
1.1 Правовой статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 5
1.2 Характеристика основных проблем социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях интернатного учреждения 12
2 Характеристика деятельности интернатных учреждений по подготовке детей -
сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях интернатного учреждения к самостоятельной жизни 18
2.1 Технологии социальной работы с воспитанниками интернатных учреждений 18
2.2 Социальная адаптация как технология и процесс подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни 25
3 Социальная работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения
родителей на примере детского дома им. Х.М. Совмена 32
3.1 Опыт социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без
попечения родителей на примере детского дома-лицея имени Хазрета Меджидовича Совмена 32
3.2 Рекомендации по совершенствованию деятельности учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей детского дома-лицея имени Хазрета Меджидовича Совмена 39
Заключение 43
Список использованных источников 45
Приложение А 48
1 Дети, оставшиеся без попечения родителей, как объект социальной работы ... 5
1.1 Правовой статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 5
1.2 Характеристика основных проблем социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях интернатного учреждения 12
2 Характеристика деятельности интернатных учреждений по подготовке детей -
сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях интернатного учреждения к самостоятельной жизни 18
2.1 Технологии социальной работы с воспитанниками интернатных учреждений 18
2.2 Социальная адаптация как технология и процесс подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни 25
3 Социальная работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения
родителей на примере детского дома им. Х.М. Совмена 32
3.1 Опыт социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без
попечения родителей на примере детского дома-лицея имени Хазрета Меджидовича Совмена 32
3.2 Рекомендации по совершенствованию деятельности учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей детского дома-лицея имени Хазрета Меджидовича Совмена 39
Заключение 43
Список использованных источников 45
Приложение А 48
Ежегодно дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, после окончания пребывания в интернатном учреждении, начинают жить самостоятельно. Формирование полноценной личности, готовой к самостоятельной жизни в социуме, является важным аспектом деятельности специалистов данных учреждений. В течение постинтернатного периода выпускникам предстоит преодолеть множество трудностей: в получении образования, при трудоустройстве, при межличностном взаимодействии с другими людьми и многие другие.
В связи с тем, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, являющиеся воспитанниками интернатов, пребывают в учреждениях закрытого типа, происходит инфантилизация личности, то есть состояния, при котором человек не хочет принимать и нести ответственность за свои поступки. Также закрытость интернатных учреждений влечет за собой формирование весьма ограниченного представления о семье и семейных ценностях, поскольку условия содержания в детских домах отличаются от условий, характерных для традиционной формы воспитания детей.
По данным министерства образования Красноярского края, общая численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Красноярского края по состоянию на 01.01.2018 составляет 15 106 детей. Под надзором организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по данным муниципальных органов опеки и попечительства, находятся 1 998 ребенок [1]. Несмотря на то, что приоритетной формой жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является семейная форма воспитания, далеко не всех из них удается поместить на воспитание в семью. В связи с этим значительная доля несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, пребывают в учреждениях закрытого типа.
Объектом исследования являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
Предметом исследования является социальная работа по подготовке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях интернатного учреждения к самостоятельной жизни.
Цель исследования - разработать рекомендации по совершенствованию социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей учреждения «детский дом-лицей имени Хазрета Меджидовича Совмена»
Задачи исследования:
- охарактеризовать правовой статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- изучить проблемы и дефициты воспитанников интернатных учреждений;
- рассмотреть основные технологии социальной работы, применяемые в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- проанализировать понятие «социальная адаптация» как многоэтапный процесс и как технологию социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей;
- описать деятельность специалистов детского дома-лицея им. Х.М. Совмена по подготовке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни;
- предложить рекомендации по подготовке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к постинтернатному периоду
Для написания выпускной квалификационной работы были использованы следующие методы исследования: анализ документов, анализ статистических данных, интервьюирование, анкетирование, опрос.
В связи с тем, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, являющиеся воспитанниками интернатов, пребывают в учреждениях закрытого типа, происходит инфантилизация личности, то есть состояния, при котором человек не хочет принимать и нести ответственность за свои поступки. Также закрытость интернатных учреждений влечет за собой формирование весьма ограниченного представления о семье и семейных ценностях, поскольку условия содержания в детских домах отличаются от условий, характерных для традиционной формы воспитания детей.
По данным министерства образования Красноярского края, общая численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Красноярского края по состоянию на 01.01.2018 составляет 15 106 детей. Под надзором организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по данным муниципальных органов опеки и попечительства, находятся 1 998 ребенок [1]. Несмотря на то, что приоритетной формой жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является семейная форма воспитания, далеко не всех из них удается поместить на воспитание в семью. В связи с этим значительная доля несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, пребывают в учреждениях закрытого типа.
Объектом исследования являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
Предметом исследования является социальная работа по подготовке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях интернатного учреждения к самостоятельной жизни.
Цель исследования - разработать рекомендации по совершенствованию социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей учреждения «детский дом-лицей имени Хазрета Меджидовича Совмена»
Задачи исследования:
- охарактеризовать правовой статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- изучить проблемы и дефициты воспитанников интернатных учреждений;
- рассмотреть основные технологии социальной работы, применяемые в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- проанализировать понятие «социальная адаптация» как многоэтапный процесс и как технологию социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей;
- описать деятельность специалистов детского дома-лицея им. Х.М. Совмена по подготовке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни;
- предложить рекомендации по подготовке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к постинтернатному периоду
Для написания выпускной квалификационной работы были использованы следующие методы исследования: анализ документов, анализ статистических данных, интервьюирование, анкетирование, опрос.
Количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, позволяет нам сделать вывод о том, что данная проблема носит актуальный характер и нуждается в разрешении со стороны государства. Убеждение в том, что такие дети должны воспитываться в семье, стало приоритетной целью государственных социальных программ, направленных на решение проблемы сиротства. Но далеко не всех детей удается поместить на воспитание в семью, доля детей вынуждена находиться на содержании в учреждениях государственного попечения.
Следует отметить, что это влечет за собой большие изменения в жизни этих детей. Они приобретают особый правовой статус, сталкиваются с проблемами, препятствующими их полноценному развитию. Интеграция в общество зачастую осложнена тем, что воспитанники не имеют навыков для самостоятельной жизни. Выпускники не умеют планировать свой бюджет и организовывать свой быт, имеют трудности в выстраивании межличностных отношений и в развитии коммуникативных навыков. В целом можно сделать вывод о том, что, выходя за пределы интернатного учреждения, такие люди не способны в полной мере брать на себя ответственность за свои поступки. Именно поэтому специалисты применяют различные технологии социальной работы, для того, чтобы развить потенциал воспитанников. Реализуются такие технологии: социальная диагностика, социальная коррекция, социально-педагогическое сопровождение. Помимо них применяются частные технологии такие как ортобиотика, гарденотерапия, арт-терапия, технология волонтерства.
Самой часто применяемой технологией является социальная адаптация, поскольку, благодаря ей, происходит приспособление к окружающей среде и создаются наиболее благоприятные условия для самопроявления и эффективного усвоения норм, ценностей и установок, принятых в обществе. Но максимально продуктивным будет являться комплексный подход, в котором сочетаются различные технологии, с учетом индивидуальных характеристик личности воспитанников.
Для того чтобы подтвердить выводы, к которым мы пришли в результате изучения литературы, мы провели анализ социально-психологического портрета воспитанников детского дома-лицея им. Х.М. Совмена. Нам удалось выявить ряд проблем, которые были обозначены нами выше и намечены пути по их разрешению.
В заключительной главе нами был рассмотрен опыт, выявлены проблемы и разработаны рекомендации по совершенствованию социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в деятельности детского дома-лицея им. Х.М. Совмена. Таким образом, мы пришли к выводу, что пока воспитанники находятся в учреждении для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у них не будет возможности проявить себя как независимая и самостоятельная личность в полной мере, но мы полагаем, что уровень готовности к самостоятельной жизни повысится, если будут сформированы навыки самообслуживания и будет сформирована мотивация к развитию собственной личности.
Следует отметить, что это влечет за собой большие изменения в жизни этих детей. Они приобретают особый правовой статус, сталкиваются с проблемами, препятствующими их полноценному развитию. Интеграция в общество зачастую осложнена тем, что воспитанники не имеют навыков для самостоятельной жизни. Выпускники не умеют планировать свой бюджет и организовывать свой быт, имеют трудности в выстраивании межличностных отношений и в развитии коммуникативных навыков. В целом можно сделать вывод о том, что, выходя за пределы интернатного учреждения, такие люди не способны в полной мере брать на себя ответственность за свои поступки. Именно поэтому специалисты применяют различные технологии социальной работы, для того, чтобы развить потенциал воспитанников. Реализуются такие технологии: социальная диагностика, социальная коррекция, социально-педагогическое сопровождение. Помимо них применяются частные технологии такие как ортобиотика, гарденотерапия, арт-терапия, технология волонтерства.
Самой часто применяемой технологией является социальная адаптация, поскольку, благодаря ей, происходит приспособление к окружающей среде и создаются наиболее благоприятные условия для самопроявления и эффективного усвоения норм, ценностей и установок, принятых в обществе. Но максимально продуктивным будет являться комплексный подход, в котором сочетаются различные технологии, с учетом индивидуальных характеристик личности воспитанников.
Для того чтобы подтвердить выводы, к которым мы пришли в результате изучения литературы, мы провели анализ социально-психологического портрета воспитанников детского дома-лицея им. Х.М. Совмена. Нам удалось выявить ряд проблем, которые были обозначены нами выше и намечены пути по их разрешению.
В заключительной главе нами был рассмотрен опыт, выявлены проблемы и разработаны рекомендации по совершенствованию социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в деятельности детского дома-лицея им. Х.М. Совмена. Таким образом, мы пришли к выводу, что пока воспитанники находятся в учреждении для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у них не будет возможности проявить себя как независимая и самостоятельная личность в полной мере, но мы полагаем, что уровень готовности к самостоятельной жизни повысится, если будут сформированы навыки самообслуживания и будет сформирована мотивация к развитию собственной личности.
Подобные работы
- Постинтернатное сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ВЫПУСКНИКОВ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В СООТВЕТСТВИИ С ПОТРЕБНОСТЯМИ РЫНКА ТРУДА (НА ПРИМЕРЕ КГКОУ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ «КРАСНОЯРСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ №2 ИМ. И.А. ПОНОМАРЕВА»)
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - СОЦИАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВЫПУСКНИКОВ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ: УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4965 р. Год сдачи: 2018 - СОЦИАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2016 - Организация деятельности социально-педагогической поддержки детей-
сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях учреждения
среднего профессионального образования (на примере города Горно-Алтайск)
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2020 - Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Российской Федерации
Магистерская диссертация, обществознание. Язык работы: Русский. Цена: 4885 р. Год сдачи: 2019 - РЕФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ: АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2017 - ЗАЩИТА ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ: ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2019 - ВЗАИМОСВЯЗЬ АДАПТИВНОСТИ И НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ НА ПРИМЕРЕ ВОСПИТАННИКОВ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ 15-17 ЛЕТ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4845 р. Год сдачи: 2018



