Введение 7
1 Теоретические основы развития творческого потенциала сельской молодежи в online
формате 11
1.1 Творческая деятельность в online формате: понятия и причины появления
творчества в сети 11
1.2 Специфика организации творческой деятельности молодежи в сельской
местности 18
1.3 Образовательные технологии в сфере online творчества, их виды и специфика 27
2 Опытно-экспериментальная работа по организации и апробации online технологий как
ресурса развития творческого потенциала молодежи сельской местности 42
2.1 Исследование по выявлению актуальных проблем в сфере творческой
деятельности с использованием online технологий 42
2.2 Апробация практических рекомендаций «Твори.web» для специалистов в сфере
творчества молодежи в режиме online 47
Заключение 56
Список использованных источников и литературы 58
Приложение А Материалы интервью к исследованию «Мнение специалистов о существующих проблемах в сфере творческой деятельности с использованием online- технологий» 63
Приложение Б Практические рекомендации «Твори.web» для специалистов по работе с сельской и городской молодежью в творческой сфере в режиме online (публицистический вариант для представления опрошенным специалистам) 68
Приложение В Обратная связь экспертов творческой сферы о практических рекомендациях «Твори.web»
Согласно Федеральному закону № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» одним из основных направлений развития молодежной политики в РФ является «поддержка деятельности по созданию и распространению, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в средствах массовой информации произведений науки, искусства, литературы и других произведений, направленных на укрепление гражданской идентичности и духовно-нравственных ценностей молодежи» [28]. Данный пункт демонстрирует намерение государства способствовать развитию творческой деятельности современной российской молодежи, в том числе и в online формате. Современный мир уже не может быть представлен без влияния интернет технологий, например, согласно данным организации We are social среднее время нахождения человека в сети составляет 6 часов 43 минуты, это примерно 40% от активной части дня [52]. Интернет может быть использован для работы, общения, досуга и прочей деятельности, в том числе и творческой.
В современном обществе массовое распространение приобрел творческий, интеллектуальный труд, большую роль играет информация, эффективно развивается сфера услуг, образования, науки и культуры. [40]. Творческий труд дает свои плоды: по версии британского издания «The Cаlvert Journаl» в список самых креативных городов России входят: Казань, Краснодар, Москва, Нижний Новгород, Новосибирск, Санкт-Петербург, Тюмень, Воронеж, Екатеринбург. Попасть в данный список эти города смогли из-за высокого уровня развития современного искусства, проведения международных мероприятий, большого числа площадок для развития креативных индустрий. В Санкт - Петербурге существует большое количество экспериментальных творческих учреждений и перспективных IT-компаний, которые делают процветающим креативный сектор [11]. Однако, не все города могут позволить себе развивать креативное пространство в offline среде, так как креативные мероприятия требуют финансовых вложений, а также необходимо достаточное число людей, заинтересованных в участии и развитии творчества [51]. То же касается в гораздо больших масштабах и сельские поселения. В деревнях, селах, поселках, мелких городах в большинстве своем нет площадок для развития творческого потенциала молодежи. По данным исследований Л. К. Мухаметзяновой и Р. Р. Хизбуллиной творческая молодежь села не удовлетворена культурной средой своего родного населенного пункта, а также некоторыми другими факторами. Бесспорно, современное село - это уже не отрезанная от цивилизация местность, но образ жизни, не успевающий трансформироваться под городской темп, имеет, с точки зрения молодого поколения, неблагоприятные внешние факторы (условия, содержание и характер труда в селе), формирующие отрицательную социально-психологическую установку (внутренние факторы расхождение в личностных ожиданиях и установках молодежи с возможностями, предоставляемыми в рамках профессионально -трудовой среды предприятий сельской местности, неудовлетворенность уровнем и качеством жизни, и т.п.), побуждающую молодежь к вынужденной миграции [27]. С одной стороны, миграция молодежи в города имеет положительные стороны, такие как, например, приток новых молодых, заинтересованных в обучении людей, но с другой стороны в это же время происходит «старение» сельского населения - в деревнях остается старшее поколение, уменьшается количество работоспособного населения, ухудшается демографическая ситуация. Селу необходима молодежь, а для этого нужны условия, в которых молодые люди будут иметь возможность реализовываться в жизни. Сегодня во многих сельских поселениях стабильно работает интернет, а значит для реализации творческих потребностей сельских молодых людей можно использовать не только создание новых пространств на территории села, а также и творческие online технологии. Однако, в творческой online среде есть свои особенности, пока еще не настолько доступные и понятные как городскому, так и сельскому молодому человеку, к данной сфере нет должного доверия, в связи с только зарождающейся популярностью данного направления.
При этом симбиоз между творческим и цифровым мирами сегодня не должен вызывать удивления. Творческая деятельность все чаще реализуется именно в online формате. Цифровая среда включает в себя различные творческие индустрии: литература, дизайн, видео, программное обеспечение, музыка, публицистика, фотография, перформанс, игры, исследования и разработки. Так, например, всё развитие digital происходит в сети интернет и многие люди предпочитают развивать своё творчество на таких платформах как, например, Youtube, и добиваются огромного успеха [33]. Такие творческие профессии как блогер, веб-дизайнер, 3П-художник, SMM-менеджер уже являются повседневным явлением, в целом, творчество в сети набирает свою популярность. Многие рассматривают такие профессии как дополнительный вид заработка, совмещая ее с учебной деятельностью или основной работой. По данным исследовательской организации Mediascope на 2020 год среди россиян в возрасте от 12 до 24 лет 97,1% используют интернет с мобильных устройств или компьютеров [2], для молодежи творческая деятельность в сети, которая поможет самореализации и также в перспективе стать источником дохода, как никогда актуальна. Молодые люди хотят продвигать свою деятельность в сети, однако существуют определенные риски, которые могут помешать развитию творчества в интернете [55]. К данным рискам можно отнести недостаточную осведомленность молодежи о возможностях творческой деятельности в сети, отсутствие структурированных образовательных технологий для обучения реализации творчества в online формате и пр.
К вопросам специфики сельской молодежи, их досуговых предпочтений и причин миграции молодежи в города в своих работах обращались Мухаметзянова Л.К. и Хизбуллина Р.Р, Борисова У.С. и Винокурова Е.П., Бойцова О.А., Ахметгалиева А.Р., Попова М.В., Шадриков А.В., Серова Е.В., и другие. О творческой самореализации молодежи писали Старобинец-Догляд Е.В., Хайдарова С.Ч., Старшов М.Е, Романова М.В., и пр. Исследования в области online образования проводили Е.В. Москаленко и А.В. Овчаров, В.В. Спивакова, о творческом потенциале и влиянии творчества писали С.И. Балан, А.В. Большаков и другие, однако исследований в области реализации творческого потенциала сельской молодежи с помощью творческих online технологий крайне мало.
На сегодняшний день постоянный рост интеллектуализации труда вынуждает молодого человека постоянно повышать свою квалификацию, изменять профиль своей специальности [40]. Для развития креативных индустрий и вовлеченности в него молодежи необходимо сделать творчество понятным и доступным, на что большое влияние может оказать развитие творчества в режиме online, так как не все offline возможности реально развивать достаточно быстро, в условиях современного изменчивого мира. Например, в условиях пандемии COVID-19, многие проекты малого бизнеса потерпели большие убытки, так как не были готовы в срочном порядке перенести свою деятельность, частично или полностью в online формат. Реализация творчества на offline фестивалях и конкурсах также стала ограничена, поэтому все больше развития получили online мероприятия, на которых также представляются результаты творческой работы. Необходимо развивать творческую среду в том числе и в online пространстве, т.к. креативная деятельность способствует гибкости мышления, человек становится более открытым к новому, ранее неизвестному. Творчество способствует развитию стрессоустойчивости, а значит угроза разрушения психического здоровья из-за постоянного внешнего давления, связанного со стрессами, ограничениями становится меньше. В процессе творческой деятельности происходит преобразование личности, ее обогащение и саморазвитие, повышается уровень самоуважения и самооценки [3]. Креативные индустрии развиваются, выбор становится все больше и больше, однако нет возможности быть всегда в курсе новых изменений творческой деятельности. Особенно изменчива online-среда, на данный момент сложно сориентироваться, как начать и развивать свое творчество в режиме online. Креативная деятельность в сети подразумевает постоянную работу и обучение, необходимо прикладывать усилия. Однако из-за незаинтересованности в креативной сфере, сельская молодежь отдаляется от творческой деятельности в сети: кажется, что гораздо проще провести время за просмотром телевизора или социальных сетей, чем создать собственный творческий продукт или, например, освоить творческую профессию на online курсе [56]. Сельскому молодому человеку не всегда достаточно явных причин, по которым стоит «освоиться» в online режиме и творчестве в целом. Возникает потребность в развитии условий для качественной творческой реализации сельской молодежи в режиме online.
Объект исследования: творческая деятельность сельской молодежи.
Предмет исследования: online технологии в сфере творческой деятельности сельской молодежи.
Цель: Разработка практических рекомендаций для специалистов творческой сферы, направленных на внедрение online технологий, способствующих развитию творческого потенциала сельской молодежи.
На основе поставленной цели, сформулированы следующие задачи:
1. Описание организации творческой деятельности в селе и дефицитов досугово-творческой сферы.
2. Систематизация существующих online технологий творческой сферы.
3. Разработка практических рекомендаций по применению online технологий творческой сферы, способствующих устранению дефицитов досугово-творческой сферы.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что online технологии являются эффективным ресурсом развития творческого потенциала сельской молодежи.
Методы исследования: теоретические: анализ научной литературы, законодательных актов. Эмпирические: экспертный опрос методом полуформализованного интервью с последующей апробацией полученных данных.
Работа состоит из введения, двух глав, в первой - три параграфа, во второй - два, а также заключения, списка использованной литературы и приложений. В конце каждой главы дается общий вывод.
Творческая деятельность важна для молодежи. Благодаря занятиям творчеством у молодого поколения развивается креативное мышление, создаются инициативы и инновации, которые не могут быть реализованы в условиях повседневной деятельности. Также, творческая деятельность способствует эффективной коммуникации внутри коллективов, так как множество творческих проектов реализуются командой, а не в одиночку.
Особенностью XXI века в творческой сфере является развитие сферы online. Данный аспект нельзя назвать однозначно положительным или отрицательным, так как в реализации творчества в online формате есть как позитивные, так и негативные стороны. Молодежь только приобщается к сфере online творчества, видит в ней удобство, однако не всегда понимает, как избежать дефицитов. Отдельно в данном случае стоит отметить сельскую молодежь. В современных реалиях городские и сельские молодые люди не имеют больших различий в жизненных ориентирах, однако имеют место некоторые отличия в досугово-творческой сфере. Так как инфраструктура села чаще всего недостаточно развита, сельская молодежь не имеет широких возможностей для реализации своего творческого потенциала. Приоритетной областью среди сельской молодежи является пассивный досуг - просмотр социальных сетей, телевизора и прочее, так как данный досуг проще и доступнее, чем творческая деятельность. Однако, нельзя однозначно сказать, что городская молодежь обладает высокой мотивацией к творчеству. Особенно отмечается сниженная мотивация к творческой деятельности в сфере online - по результатам исследования было выявлено, что online формат работы в творчестве уменьшает мотивацию к креативной активности как у городской, так и у сельской молодежи. В данном случае целесообразно эффективное применение online технологий для развития креативной сферы для различных молодежных групп. Необходимо организовать процесс так, чтобы online технологии повышали мотивацию, а не снижали ее.
Существуют множество online технологий творческой сферы. К ним относятся online курсы, вебинары, подкасты, чек-листы, комьюнити и другие. Данные технологии применимы в творческой сфере для решения существующей проблемы мотивации молодых людей к творчеству. В рамках данной работы были разработаны практические рекомендации для специалистов в сфере творчества сельской и городской молодежи «Твори.web». В рекомендациях были раскрыты особенности сельской и городской молодежи в творческой сфере, обозначена проблема с мотивацией и показан путь ее решения через эффективное применение online технологий творческой сферы. После ознакомления с рекомендациями, специалисты отметили, что данные технологии были им преимущественно известны, однако применялись не так структурировано, как могли бы.
Гипотеза выпускной квалификационной работы подтверждена: online технологии являются эффективным ресурсом развития творческого потенциала сельской молодежи. Стоит отдельно отметить, что по результатам опроса специалистов сферы и анализа теоретических источников было выявлено, что сельская и городская молодежь обладает незначительными различиями, поэтому практические рекомендации «Твори.web» могут применяться как для работы с сельской, так и для работы с городской молодежью.
1. Алдарова И. К. Социальные сети как инструмент современного маркетинга // Бизнес-образование в экономике знаний. - 2017. - № 2. - С. 6-10.
2. Аудитория интернета в России в 2020 году // Mediascope. - 2021. - URL: https://mediascope.net/news/1250827/(дата обращения: 06.03.2022).
3. Балан С. И. Влияние творческой деятельности на самореализацию личности // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. - 2011. - № 3. - С. 26-28.
4. Белинова Н. В. Образовательная ценность подкастов: дидактические свойства и технология создания / Н. В. Белинова, А. С. Сухарева, Н. В. Шевченко // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 4. - С. 24-28.
5. Бережная М. С. Творческая самореализация студентов вузов в художественно - творческой деятельности // Аналитика культурологии. - 2009. - № 13.
6. Близняк Р. З. Блоггинг как технология социальной и политической коммуникации: уточнение понятия и характеристика эвристических возможностей / Р. З. Близняк, И. А. Герасимов // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. - 2017. - № 40.
7. Богоявленская Д. Б. «Субъект деятельности» в проблематике творчества // Вопросы психологии. - 1999. - № 2. - С. 35-41.
8. Бойцова О. А. Миграция сельской молодежи // Научный журнал. - 2019. - № 2. - С. 48 - 50.
9. Большаков А. В. Многообразие видов творческой деятельности // Аналитика культурологии. - 2007. - № 1.
10. Борисова У. С. Современные досуговые предпочтения сельской молодежи / У. С. Борисова, Е. П. Винокурова // Общество: философия, история, культура. - 2016. - № 8. - С. 91-95.
11. Буката Дж. Ф. Теоретические подходы к изучению тенденций и перспектив развития креативных индустрий / Дж. Ф. Буката, А. А. Сидорня // Молодой исследователь Дона. — 2018. — №2. — С. 155-161.
12. Великий П. П. Основные смыслы жизненного мира сельских жителей России / П. П. Великий, Ж. Т. Тощенко // Мир России. Социология. Этнология. - 2018. - Т. 27, № 1. - С. 7-33.
13. Воротникова Е. И. Мультимедийные технологии и видеоуроки // Молодой исследователь Дона. - 2020. - № 3. - С. 144-152.
14. Галин А. Л. Психологические особенности творческого поведения / А. Л. Галин. - Новосибирск : НГУ, 2001. - 231 с.
15. Гречушкина Н. В. Массовые открытые онлайн-курсы в контексте современного образования // Сибирский педагогический журнал. - 2018. - № 4. - С. 67-74.
16. Гречушкина Н. В. Онлайн-курс: определение и классификация // Высшее образование в России. - 2018. - Т. 27, № 6. - С. 125-134.
17. Гусева А. А. Подкасты для развития навыков говорения и аудирования на уроках английского языка / А. А. Гусева, Е. А. Калинина // Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации : Материалы докладов XII Всероссийской научно - практической конференции с международным участием, 2020 г. - 2020. - С. 177-181.
18. Ежов П. Ю. Онлайн-фестиваль художественного творчества в условиях пандемии / П. Ю. Ежов, Н. А. Куликова // Вестник СПбГИК. - 2020. - № 4(45). - С. 26-32.
19. Захарова У. С. MOOK в высшем образовании: достоинства и недостатки для преподавателей / У. С. Захарова, К. И. Танасенко // Вопросы образования. - 2019. - № 3. - С. 176-202.
20. Ильдарханова Ч. И. Территориальные интересы сельской молодежи: опыт Республики Татарстан, Алтайского края, Республики Мордовии / Ч. И. Ильдарханова, А. В. Шадриков // Проблемы развития территории. - 2018. - № 6. - С. 107-118.
21. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е. П. Ильин. - СПб.: Питер, 2009. - с. 434.
22. Иригов Т. А. Роль концепции креативного города в развитии городской среды // E-Scio. - 2021. - № 1.
23. Киреева О. В. Урбанизация и дезурбанизация в истории русской культуры // Парадигма: философско-культурологический альманах. - 2020. - № 32. - С. 80-95.
24. Князева Г. В. Вебинары в персональной образовательной среде преподавателя // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2013. - № 4 (22). - С. 113-117.
25. Ляшок В. Ю. Дистанционная занятость: удаленный режим в ряде профессий становится нормой // Мониторинг экономической ситуации в России: тенденции и вызовы социально-экономического развития. - 2021. - С. 15-19.
26. Маслоу А. Психология бытия / А. Маслоу ; пер. с англ. О. О. Чистяковой. - М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 1997. - 304 с.
27. Мухаметзянова Л. К. Миграция сельской молодежи в современных условиях / Л. К. Мухаметзянова, Р. Р. Хизбуллина // Социология. - 2018. - № 4. - С. 102-105.
28. О молодежной политике в Российской Федерации : федер. закон от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ. // Российская газета. - 2021. - № 1.
29. Полуцыган А. А. Культура сельской семьи в условиях трансформации российского общества // Среднерусский вестник общественных наук. - 2018. - Т. 13, № 5.
- С. 60-72.
30. Понятие творчества // Студенческая библиотека. - 2019. - URL:https://students- library.com/library/read/61273-ponatie-tvorcestva(дата обращения: 05.03.2022).
31. Попова М. В. Социальные связи сельской молодежи // Проблема соотношения естественного и социального в обществе и человеке. - 2019. - № 10. - С. 274-280.
32. Потери учреждений культуры в РФ за время пандемии оценили в 8 млрд рублей
// Интерфакс. - М., 2020. - URL:https://www.interfax.ru/culture/714832(дата обращения:
26.03.2022).
33. Поточенко Р. О. Перспективы развития креативных индустрий в РФ // E-Scio. -
2020. - № 6(45).
34. Проблемы сельского развития и новые подходы к их решению в России / С. Н. Абдолова, А. С. Наумов, Н. В. Орлова, Е. В. Серова, [и др.] // Международный сельскохозяйственный журнал. - 2021. - № 6. - С. 10-16.
35. Прохоров Д. И. Направления внедрения онлайн обучения // Физико- математическое образование. - 2020. - № 3. - С. 74-79.
36. Развитие сельских территорий // Правительство России. - 2020. - URL: http://government.ru/rugovclassifier/552/events/(дата обращения: 20.03.2022).
37. Рыбина В. Н. Организация социальной работы в условиях сельского социума: теоретический аспект // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки.
- 2009. - № 9. - С. 348-353.
38. Сервисы для создания чек-листов. Как ничего не упустить из виду // eSputnik. -
2021. - URL:https://esputnik.com/blog/servisy-dlya-sozdaniya-chek-listov-kak-sozdat-chek-list(дата обращения: 20.04.2022).
39. Смирнов М. Ю. Отчуждение человека в контексте дистанционного образования / М. Ю. Смирнов, М. Ю. Трофимов // Национальные приоритеты России. - 2020. - № 2. - С. 96-99.
40. Старобинец-Догляд Е. В. Творческая самореализация молодежи: социокультурный подход // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. - 2017. - Т. 22, №4. - С. 43-48.
41. Староверов В. И. Результаты либеральной модернизации российской деревни // Социологические исследования. - 2004. - № 12. - С. 64-74.
42. Творчество // Новая философская энциклопедия: в 4 т. - URL: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH01089445249fc349f1553108(дата обращения: 23.11.2021).
43. Убаева В. В. Информационные технологии в образовании: массовые открытые онлайн-курсы // Вестник науки и образования. - 2018. - № 4. - С. 105-109.
44. Управителев А. Ф. Феноменология творчества // Вестн. Алтайского гос. аграрного ун-та. Философия и политология. - 2006. - № 3. - С. 103-106.
45. Фадеева Ю. А. Использование вебинаров и видеоконференций в образовательном процессе // Вестник науки и образования. - 2021. - № 1-2. - С. 66-68.
46. Хохлушина Е. В. Подкастинг в обучении: дидактические свойства и функции // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2010. - № 4. - С. 123-129.
47. Храмов В. Б. Онлайн-трансляция «Концерта без публики» как феномен художественной культуры // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. - 2021. - Т. 22, № 2. - С. 371-377.
48. Численность населения Российской Федерации по полу и возрасту // Росстат. - 2021. - URL:https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13284(дата обращения: 04.03.2022).
49. Шадриков А. В. Село как пространство идентификации молодежи // Дискуссия. - 2017. - № 4. - С. 80-86.
50. Шахно Н. В. Концептуализация понятия художественного творчества // Ярославский педагогический вестник. - 2013. - № 2. - С. 224-228.
51. Creative industries are driving economic growth across the UK, on track to create one million new creative industries jobs between 2013 and 2030 // Nesta. - 2020. - URL: https://www.nesta.org.uk/press-release/creativeindustries-are-driving-economic-growth-across-the-uk-on-track-to-create-onemillion-new-creative-industries-jobs-between-2013-and-2030/(access date: 28.09.2022).
52. Digital 2020: 3.8 billion people use social media // We are social. - 2020. - URL: https://wearesocial.com/us/blog/2020/01/digital-2020-3-8-billion-people-use-social-media/(access date: 04.02.2022).
53. Kozinets R. V. Networked Narratives: Understanding Word-of-Mouth Marketing in Online Communities / R. V. Kozinets, K. de Valck, A. C. Wojnicki // Journal of Marketing. - 2010. - Vol. 74, № 2. - P. 71-89.
54. Kumar D. Pros and Cons of Online Education // White Papers of NCSU Industry Expansion Solutions. - 2015. - URL:https://www.ies.ncsu.edu/resources/white-papers/pros-and-cons-of-online-education/(access date: 14.04.2022).
55. Montgomery D. The rise of creative youth development // Arts Education Policy Review. - 2017. - № 1.
56. Silva C. Pockets of Resilience - the Digital Responses of Youth Collectives in Contemporary Art Museums During Lockdown // Journal of Museum Education. - 2021. - № 4.
- P.493-508.
57. Yu F. An online learning system supporting student-generated explanations for questions: design, development, and pedagogical potential // Interactive Learning Environments.
- 2022. - № 5. - P. 782-802.