РЕФЕРАТ 3
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНКА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ 6
1.1 Рынок образовательных услуг высшего профессионального образования в экономической системе 6
1.2 Эволюция рынка образовательных услуг' высшего профессионального образования в постиндустриальной экономике (зарубежный опыт) 24
2. ФОРМИРОВАНИЕ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ 34
2.1 Особенности российского рынка образовательных услуг высшего профессионального образования 34
2.2. Академическая мобильность российских университетов на глобальном рынке образовательных услуг: формирование эффективного механизма...53
2.3. Незавершенность реформирования российского рынка образовательных услуг высшего профессионального образования 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 88
В современном мире знания являются основополагающим фактором развития социально-экономического прогресса. Поэтому российский рынок образовательных услуг высшего профессионального образования представляет собой один из важнейших институтов национальной экономики, способствующих воспроизводству человеческого капитала.
Современные тенденции последних лет в российской экономике, в частности, демографического изменения, сокращение государственного финансирования высшего образования при усилении контроля, структурные изменения рынка труда и изменения запросов потребителей образовательных услуг, глобализация образовательного пространства, обуславливают необходимость модернизации рынка образовательных услуг высшего профессионального образования (РОУ ВПО). Все вышеперечисленное подчеркивает необходимость совершенствования рынка образовательных услуг высшего образования и актуализирует тему выпускной работы.
Таким образом, требуется проведение исследований современных проблем рынка и его развития с позиций современных социально¬экономических тенденций.
Рассмотрению понятий «образовательная услуга», «рынок образовательных услуг» посвящены работы российских и зарубежных исследователей, таких как Д. Белл, Д.В. Маслов, Ф.И. Перегудов, М. Портер, В.В. Чекмарев, О.В. Чиркина, А.Ю. Юданов и других. Е.Н. Жильцова, В.И. В.М. Зуева, Е.Е. Кузьминой, В.А. Плотникова, В.П. Щетинина и другие внесли вклад в исследование о становлении и развитии рыночных отношений в системе ВПО, а также выявили сущность и качественные характеристики образовательной услуги как общественного блага. Ряд исследований посвящены тенденциям модернизации российской образовательной системы и его интеграции в мировое образовательное пространство: М.Л. Агранович, В.А. Мау, Т.Л. Клячко, Я.И. Кузьминов и другие.
Анализ научной литературы показал, что, несмотря на теоретическую разработанность основополагающих проблем российского рынка образовательных услуг в научной литературе, не все аспекты его эволюции представлены в научных публикациях. Поэтому целью исследования является выявление особенностей и тенденций развития российского рынка образовательных услуг высшего образования, модернизации российской образовательной системы. Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
- раскрыть содержание рынка образовательных услуг высшего профессионального образования;
- изучить зарубежный опыт развития рынка образовательных услуг высшего профессионального образования;
- выявить особенности и современные проблемы российского рынка образовательных услуг высшего профессионального образования;
- рассмотреть процесс академической мобильности российских вузов на глобальном рынке образовательных услуг высшего образования (на примере томских вузов);
- определить основные направления реформирования российского рынка образовательных услуг высшего профессионального образования.
Объектом исследования является рынок образовательных услуг высшего профессионального образования: современные проблемы и тенденции РОУ ВПО в России. Предметом исследования выступает совокупность социально-экономических процессов и явлений, определяющих тенденции развития российского рынка образовательных услуг высшего образования.
Методологической основой исследования стали общенаучные методы познания: единство абстрактного и конкретного, исторического и логического, методы формальной логики и экономической статистики. Теоретической базой настоящей выпускной квалификационной работы выступают исследования зарубежных и отечественных ученых относительно функционирования и регулирования рынка образовательных услуг высшего образования, законодательные акты, базы статистических данных.
Реализация цели и основных задач предопределили структуру выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении обоснована актуальность выбранной темы исследования, степень ее разработанности, определена цель исследования, а также задачи, решение которых необходимо для достижения поставленной цели, определены объект, предмет исследования. В первой главе рассматриваются теоретические основы рынка образовательных услуг высшего профессионального образования. Во второй главе дается оценка рынка образовательных услуг высшего профессионального образования в России, определены перспективы академической мобильности российских университетов на глобальном рынке образовательных услуг. В заключении изложены основные выводы осуществленного исследования
В процессе осуществленного исследования рынка образовательных услуг высшего профессионального образования были сделаны следующие выводы.
1. Анализ основных теоретических подходов к анализу содержания понятия «образовательная услуга» позволил определить ее как комплексный процесс предоставления образования, удовлетворяющего потребности субъектов, путем формирования у индивида разнообразных способностей, обеспечивающий ему профессиональный статус и рост. В работе подчеркнута многоаспектность образовательной услуги, проявляющаяся в следующих ее характеристиках, как: частно-общественное благо, доверительный товар, неотделимость и неосязаемость, одновременное производство и потребление, динамичность и т.д. от производителя блага, источника.
2. Определено содержание рынка образовательных услуг как части товарного рынка - система социально-экономических отношений складывающихся между высшими профессиональными учебными заведениями и потребителями образовательных услуг, а также различными заинтересованными организациями по поводу купли (продажи) необходимых знаний и умений для превращения простой рабочей силы в квалифицированную. Подчеркнута противоречивость интересов субъектов рынка образовательных услуг, обуславливающая возможность оппортунизма как субъектов со стороны спроса, так и субъектов со стороны предложения.
3. Специфика образовательных услуг предопределила роль рынка образовательных услуг высшего профессионального образования:удовлетворение специфических потребностей людей в культурном и личностном саморазвитии, регулирование спроса и предложения на образовательные услуги, ценообразующая, обеспечение обучения кадров, установление равных пропорций между подготовкой кадров и их использованием на рынке труда и другие.
4. Рынок образовательных услуг высшего профессионального образования сочетает в себе признаки рынка монополистической конкуренции (большое число образовательных учреждений, предлагающих разнородные, дифференцированные образовательные услуги, и большое число независимых потребителей образовательных услуг; высокая информированность образовательных учреждений и совершенная информированность потребителей образовательных услуг о состоянии и перспективах развития рынка; возможность влияния на уровень цен, но в ограниченных рамках) и олигополии (выделение ведущих вузов, лидерство которых обеспечивается за счет высокого качества услуги - внедрение новых образовательных технологий, расширение специализации и направлений, повышение квалификации ППС, улучшение условий обучения и т.п.)
5. Определены основные тенденции изменения рынка образовательных услуг высшего профессионального образования развитых стран: рост продолжительности обучения, становление непрерывного образования, реализация принципов «академического капитализма», формирование и развитие глобального образовательного пространства и т.д.
6. Выявлены основные факторы, воздействующие на формирование
и развитие российского рынка образовательных услуг высшего профессионального образования (глобализация,
современная информационно-технологическая революция, демографический кризис, законодательная система, нестабильность развития российской экономики, уменьшение государственного финансирования,
вынужденная коммерциализация высшего образования, реформирование высшего образования и т.д.).
7. Рассмотрены основные черты развивающегося российского рынка образовательных услуг ВПО: расширение олигополистического рынка в процессе проводимых реформ, снижение качества и доступности образовательных услуг высшего образования, присоединение к Болонской системе, поиск новых форм взаимодействия с рынком труда и т.д.
8. В работе определено, что одним из определяющих условий обеспечения постоянного повышения качества и обеспечения доступности образовательных услуг, конкурентоспособности российской системы образования в глобальном образовательном пространстве является развитие разнообразных форм академической мобильности. Были обоснованы основные направления ее реализации для томских вузов (ТНИПУ И ТНИГУ): целевое выделение средств в бюджетах вузов для финансирования программ мобильности, совершенствование организационные механизмы и внутривузовское нормативно-методическое обеспечение академической мобильности, развитие межвузовского сотрудничества с целью формирования совместных образовательных и исследовательских программ и т.д.
9. Сделан вывод, что сложившаяся модель российского высшего образования не в полной мере соответствует современным социально¬экономическим реалиям. Поэтому необходим переход к новой модели реформирования российского высшего образования: обеспечения инновационного характера базового образования; создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров; формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участия в международных сопоставительных исследованиях.
1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] : от 05 февр. 2014 № 2-ФКЗ // КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2016. Доступ из локальной сети б-ки ун-та.
2. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть первая и вторая [Электронный ресурс] : от 30.11.1994 № 51-ФЗ : (в ред. от 21 июня 2014 г.) // КонсультантПлюс : справ.правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан.
- М., 2016. - доступ из локальной сети б-ки. ун-та.
3. О высшем и послевузовском профессиональном образовании [Электронный ресурс] : федер. закон от 10. 07.2002 № 86-ФЗ : (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.11.2015) // КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Сетевая версия - Электрон. дан. - М., 2016. - Доступ из локальной сети б-ки ун-та.
4. О концепции модернизации высшего российского образования на период до 2020 года // КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2016. Доступ из локальной сети б-ки ун-та.
5. О реализации пилотного проекта по созданию национальных исследовательских университетов: Указ Президента РФ от 07.10.2008 № 1448 // КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан.
- М., 2016. Доступ из локальной сети б-ки ун-та.
6. Об итогах деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации в 2016 году и задачах на 2017 год: к заседанию коллегии Минобрнауки России от 16.03.2016 // КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2016. Доступ из локальной сети б-ки ун-та.
7. Об образовании [Электронный ресурс] : федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // КонсультантПлюс: справ. правовая система.
- Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2016. Доступ из локальной сети б-ки ун¬та.
8. Агапова Л.В. Подходы к определению конкурентоспособности услуг в области образования // Проблемы коммерциализации науки и управления интеллектуальным продуктом. СПб.: СПбГИЭА, - 2007. - 92 с.
9. Айтмухаметова И.Р. Высшее образование как фактор экономического развития России // Экономика образования. - 2013. - №4 (47).
- С. 39-48.
10. Арефьев А. Международный рынок образовательных услуг и российские вузы (статья первая) // Высшее образование в России. - 2013. - № 2. - С.144-157.
11. Арефьев А.Л. Экспорт российского образования: основные показатели и тенденции // Высшее образование в России. - 2015. - № 1. - С. 138.
12. Балацкий Е. В., Сергеева В. В. Научно-практическая производительность российских вузов // Вопросы экономики. - 2014. - № 2. - С. 133-148.
13. Берг К. К новой концепции образования // Международное сотрудничество. - 1996. - № 2. - С. 9- 10
14. Беришвили Н. Работодатели предпочитают увольнять, а не обучать // Газета Известия. -2016. - №5 (1). С. 16-18.
15. Бобров Л.К. В контексте интернационализации образования // Высшее образование в России. - 2014. - № 10. - С. 49-56.
..78