Формирование алгоритмической культуры младших школьников при работе с величинами
|
Введение 5
1. Теоретические основы формирования алгоритмической культуры
младших школьников при работе с величинами 8
1.1 Сущность и значение алгоритмической культуры в процессе
математического развития обучающихся 8
1.2 Понятие величины и способов ее изучения в начальном курсе
математики 14
1.3 Анализ рекомендаций по использованию алгоритмического общего методического подхода к изучению величин в начальной школе 25
2. Методика формирования алгоритмической культуры младших
школьников при работе с величинами 33
2.1 Условия организации и проведения опытно-экспериментальной
работы 33
2.2 Способы изучения основных величин при формировании
алгоритмической культуры младших школьников 39
2.3 Сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной
работы 45
Заключение 49
Список использованных источников 52
Приложение
1. Теоретические основы формирования алгоритмической культуры
младших школьников при работе с величинами 8
1.1 Сущность и значение алгоритмической культуры в процессе
математического развития обучающихся 8
1.2 Понятие величины и способов ее изучения в начальном курсе
математики 14
1.3 Анализ рекомендаций по использованию алгоритмического общего методического подхода к изучению величин в начальной школе 25
2. Методика формирования алгоритмической культуры младших
школьников при работе с величинами 33
2.1 Условия организации и проведения опытно-экспериментальной
работы 33
2.2 Способы изучения основных величин при формировании
алгоритмической культуры младших школьников 39
2.3 Сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной
работы 45
Заключение 49
Список использованных источников 52
Приложение
Федеральные образовательные стандарты начального общего образования (ФЕОС НОО) впервые в истории российского начального математического образования ввели понятие алгоритм в обучение математике и поставили задачу: обеспечить «овладение основами... алгоритмического
мышления, ...записью и выполнением алгоритмов; ...умением действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы» [45].
Совокупность знаний, умений и навыков работы с алгоритмами формируется у школьников при изучении всех школьных дисциплин. При этом основная роль принадлежит математике, в которой операционные и алгоритмические действия, воспитание умений действовать по заданному алгоритму и конструировать новые алгоритмы изначально составляют один из существенных элементов учебной деятельности. Действительно, умение формулировать, записывать, проверять математические алгоритмы, а также точно исполнять их всегда составляют важнейший компонент математической культуры школьника.
В современном образовательном процессе проблема формирования алгоритмической культуры учащихся на уроках математики в начальной школе особенно актуальна.
Во-первых, необходимость формирования алгоритмической культуры нашла свое отражение в ФЕОС НОО нового поколения, что указывает на обязательное умение младшего школьника в использовании алгоритмов на уроках математики. «Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов» - это то, чему должен научиться ученик уже с первых уроков обучения в начальной школе, и с этими знаниями и умения перейти в следующее звено обучения.
Во-вторых, с развитием в современном мире роли информации и информационных технологий, развивается и растет понимание общенаучного значения формирования алгоритмической культуры учащихся на уроках математики как метода научного познания окружающего мира и способа получения и передачи информации.
Так же, данная тема исследована недостаточно и в основном затрагивает курс информатики, но при формировании алгоритмической культуры учащихся, педагог может испытывать затруднения в организации деятельности на уроке, испытывать трудности при выборе материала (заданий) в темах, где работа связана с использованием алгоритма.
Цель работы - изучить способы формирования алгоритмической культуры у младших школьников при работе с величинами.
Объект исследования: процесс изучения основных величин в начальном курсе математики.
Предмет исследования: способы формирования алгоритмической
культуры младших школьников при работе с величинами.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность и значение алгоритмической культуры в процессе математического развития обучающихся.
2. Раскрыть понятие величины и способов ее изучения в начальном курсе математики.
3. Предложить рекомендации по использованию алгоритмического общего методического подхода в процессе изучения величин в начальной школе.
4. Рассмотреть способы формирования алгоритмической культуры у младших школьников при работе с величинами.
Решение поставленных задач осуществлялось с помощью следующих методов исследования: изучение и анализ теоретических методических источников по проблеме исследования, наблюдение, сбор эмпирического материала, количественный и качественный анализ результатов практического исследования.
Гипотеза исследования: если в процессе изучения величин будет применена методика, опирающаяся на специально разработанную систему упражнений, ориентированную на выработку алгоритмического подхода при работе с величинами, то повысится уровень математических знаний у младших школьников.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что в работе проанализирован и систематизирован материал по проблеме формирования алгоритмической культуры младших школьников при работе с величинами. Представленный материал могут использовать студенты при подготовке к занятиям, при написании рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ.
Апробация результатов исследования проводилась посредством анкетирования, проведения мастер-класса перед воспитателями, публикаций статьи по результатам исследования.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных 50 источников, приложения.
Объем выпускной квалификационной работы составляет 56 страниц.
мышления, ...записью и выполнением алгоритмов; ...умением действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы» [45].
Совокупность знаний, умений и навыков работы с алгоритмами формируется у школьников при изучении всех школьных дисциплин. При этом основная роль принадлежит математике, в которой операционные и алгоритмические действия, воспитание умений действовать по заданному алгоритму и конструировать новые алгоритмы изначально составляют один из существенных элементов учебной деятельности. Действительно, умение формулировать, записывать, проверять математические алгоритмы, а также точно исполнять их всегда составляют важнейший компонент математической культуры школьника.
В современном образовательном процессе проблема формирования алгоритмической культуры учащихся на уроках математики в начальной школе особенно актуальна.
Во-первых, необходимость формирования алгоритмической культуры нашла свое отражение в ФЕОС НОО нового поколения, что указывает на обязательное умение младшего школьника в использовании алгоритмов на уроках математики. «Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов» - это то, чему должен научиться ученик уже с первых уроков обучения в начальной школе, и с этими знаниями и умения перейти в следующее звено обучения.
Во-вторых, с развитием в современном мире роли информации и информационных технологий, развивается и растет понимание общенаучного значения формирования алгоритмической культуры учащихся на уроках математики как метода научного познания окружающего мира и способа получения и передачи информации.
Так же, данная тема исследована недостаточно и в основном затрагивает курс информатики, но при формировании алгоритмической культуры учащихся, педагог может испытывать затруднения в организации деятельности на уроке, испытывать трудности при выборе материала (заданий) в темах, где работа связана с использованием алгоритма.
Цель работы - изучить способы формирования алгоритмической культуры у младших школьников при работе с величинами.
Объект исследования: процесс изучения основных величин в начальном курсе математики.
Предмет исследования: способы формирования алгоритмической
культуры младших школьников при работе с величинами.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность и значение алгоритмической культуры в процессе математического развития обучающихся.
2. Раскрыть понятие величины и способов ее изучения в начальном курсе математики.
3. Предложить рекомендации по использованию алгоритмического общего методического подхода в процессе изучения величин в начальной школе.
4. Рассмотреть способы формирования алгоритмической культуры у младших школьников при работе с величинами.
Решение поставленных задач осуществлялось с помощью следующих методов исследования: изучение и анализ теоретических методических источников по проблеме исследования, наблюдение, сбор эмпирического материала, количественный и качественный анализ результатов практического исследования.
Гипотеза исследования: если в процессе изучения величин будет применена методика, опирающаяся на специально разработанную систему упражнений, ориентированную на выработку алгоритмического подхода при работе с величинами, то повысится уровень математических знаний у младших школьников.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что в работе проанализирован и систематизирован материал по проблеме формирования алгоритмической культуры младших школьников при работе с величинами. Представленный материал могут использовать студенты при подготовке к занятиям, при написании рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ.
Апробация результатов исследования проводилась посредством анкетирования, проведения мастер-класса перед воспитателями, публикаций статьи по результатам исследования.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных 50 источников, приложения.
Объем выпускной квалификационной работы составляет 56 страниц.
Под алгоритмической культурой понимается совокупность специфических представлений, умений и навыков, связанных с понятием алгоритма, формами и способами его задания. Алгоритмическая линия в курсе математических дисциплин - это определенным образом ориентированный содержательно-методический компонент обучения, пронизывающий все обучение математическим дисциплинам и получающий наибольшее развитие при изучении практических методов алгоритмизации с использованием современных информационных технологий.
В начальных классах рассматриваются такие величины, как: длина, площадь, масса, объём, время и другие. Учащиеся должны получить конкретные представления об этих величинах, ознакомиться с единицами их измерения, овладеть умениями измерять величины, научиться выражать результаты измерений в различных единицах, выполнять различные действия над ними.
Задача развития у младших школьников алгоритмического мышления является одной из главных задач начального обучения математике. Алгоритмическое мышление, рассматриваемое как представление
последовательности действий, наряду с образным и логическим мышлением определяет интеллектуальную мощь человека, его творческий потенциал. Навыки планирования, привычка к точному и полному описанию своих действий помогают школьникам разрабатывать алгоритмы решения задач самого разного происхождения. Алгоритмическое мышление является необходимой частью научного взгляда на мир. В то же время оно включает и некоторые общие мыслительные навыки, полезные и в более широком контексте.
С целью выявления уровня сформированное™ алгоритмической культуры при работе с величинами у младших школьников нами было проведено экспериментальное исследование. В исследовании приняли участие
50
Проанализировав данные результатов исследования, пришли к выводу, что младшие школьники имеют средний уровень сформированное™ умения работать с алгоритмом и с величинами. Из чего можно сделать вывод о том, что алгоритмы, предлагаемые в учебнике и учителем на уроках, даны в недостаточном количестве, подобраны неверно или используются не
эффективно в соответствии с учебными задачами.
Причиной выявленных пробелов знаний по теме «Величины» учащихся является следующее:
а) маленькое количество упражнений на закрепление данной темы,
б) отсутствие развивающих упражнений при введении и закреплении данной темы,
в) отсутствие постановки учебной задачи при введении новых единиц измерения изучаемой величины,
г) отсутствие упражнений, направленных на формирование навыка использования инструментов для измерения величин.
Целью формирующего этапа эксперимента является формирование и развитие алгоритмического мышления у младших школьников при использовании темы «Величины».
Исследование учебного материала по алгоритмической линии согласно разработанной нами экспериментальной программе обеспечивает учащимся: возможность понять на основе анализа примеров смысл термина «алгоритм» и его свойства; освоить основные типы алгоритмов; умение читать алгоритмы разной конструкции (линейной, разветвленной, циклической); умение составлять алгоритмические предписания, пользуясь одной их трех форм записи алгоритмов (словесной, схематической или табличной); умение проверять правильность составления алгоритмических предписаний.
В начальных классах рассматриваются такие величины, как: длина, площадь, масса, объём, время и другие. Учащиеся должны получить конкретные представления об этих величинах, ознакомиться с единицами их измерения, овладеть умениями измерять величины, научиться выражать результаты измерений в различных единицах, выполнять различные действия над ними.
Задача развития у младших школьников алгоритмического мышления является одной из главных задач начального обучения математике. Алгоритмическое мышление, рассматриваемое как представление
последовательности действий, наряду с образным и логическим мышлением определяет интеллектуальную мощь человека, его творческий потенциал. Навыки планирования, привычка к точному и полному описанию своих действий помогают школьникам разрабатывать алгоритмы решения задач самого разного происхождения. Алгоритмическое мышление является необходимой частью научного взгляда на мир. В то же время оно включает и некоторые общие мыслительные навыки, полезные и в более широком контексте.
С целью выявления уровня сформированное™ алгоритмической культуры при работе с величинами у младших школьников нами было проведено экспериментальное исследование. В исследовании приняли участие
50
Проанализировав данные результатов исследования, пришли к выводу, что младшие школьники имеют средний уровень сформированное™ умения работать с алгоритмом и с величинами. Из чего можно сделать вывод о том, что алгоритмы, предлагаемые в учебнике и учителем на уроках, даны в недостаточном количестве, подобраны неверно или используются не
эффективно в соответствии с учебными задачами.
Причиной выявленных пробелов знаний по теме «Величины» учащихся является следующее:
а) маленькое количество упражнений на закрепление данной темы,
б) отсутствие развивающих упражнений при введении и закреплении данной темы,
в) отсутствие постановки учебной задачи при введении новых единиц измерения изучаемой величины,
г) отсутствие упражнений, направленных на формирование навыка использования инструментов для измерения величин.
Целью формирующего этапа эксперимента является формирование и развитие алгоритмического мышления у младших школьников при использовании темы «Величины».
Исследование учебного материала по алгоритмической линии согласно разработанной нами экспериментальной программе обеспечивает учащимся: возможность понять на основе анализа примеров смысл термина «алгоритм» и его свойства; освоить основные типы алгоритмов; умение читать алгоритмы разной конструкции (линейной, разветвленной, циклической); умение составлять алгоритмические предписания, пользуясь одной их трех форм записи алгоритмов (словесной, схематической или табличной); умение проверять правильность составления алгоритмических предписаний.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2018 - Изучение сформированности представлений третьеклассников о единицах измерения массы на уроках математики(Нижневартовский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1600 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 1 - 2 КЛАССОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2018 - Педагогические условия формирования у детей 6-7 лет умения пользоваться
математическими понятиями
Бизнес-планы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2023



