Аннотация
ВВЕДЕНИЕ 7
Глава 1 Айдентика как средство продвижения
и формирования имиджа центра современной культуры 9
1.1 Основные принципы создания айдентики бренда 9
1.2 Анализ айдентики центров современной культуры за рубежом 19
1.3 Анализ айдентики центров современной культуры в России 23
1.4 Основные тенденции в айдентике центров современной культуры 26
Глава 2 Разработка айдентики для центра
современного искусства и культуры в г. Томск 30
2.1 Платформа бренда и исследование целевой аудитории 30
2.2 Поиск концепции и графической идеи. Эскизирование 36
2.3 Разработка наименования бренда 38
2.4 Разработка логотипа 41
2.5 Подбор цветовых и шрифтовых решений 43
2.6 Разработка фирменной графики 45
2.7 Проектирование физических носителей фирменного стиля 46
2.8 Проектирование цифровых носителей 51
2.9 Разработка брендбука 52
Глава 3 Особенности реализации носителей фирменного стиля 54
3.1 Требования к макетам полиграфической продукции 54
3.2 Требования к макетам для цифровых носителей 56
3.3 Требования к макетам сувенирной продукции 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ А 64
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 71
ПРИЛОЖЕНИЕ В 80
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 90
Последнее десятилетие в России интерес к сфере современного искусства выходит далеко за рамки профессионального сообщества. Современное искусство является средством отражения нашего мира и способствует повышению уровня культуры, образованности и благополучия населения, что имеет повышенную значимость для развития любых региональных инициатив. Ввиду большого разнообразия проектов и форматов, занимающихся исследованием и продвижением современного искусства, имеет смысл объединить их общим термином, который будет использоваться в данном исследовании - центры современной культуры. Термин объединяет музеи и центры современного искусства, классические художественные музеи, имеющие отделение современного искусства, арт-пространства, креативные кластеры, галереи. От привычных домов культуры центры современного искусства отличает многофункциональность и современный подход к организации пространства. Они часто ориентированы на образовательную и досуговую деятельность в сфере искусства и работают с разными направлениями - новые театральные формы, киноискусство, mixed media art, выставочная деятельность, лекции, опен-коллы, мастер-классы.
Для привлечения групп целевой аудитории в деятельность центра современной культуры важно, чтобы организация имела уникальный образ, подходящие вербальные и визуальные атрибуты коммуникации с потребителем.
Следовательно, актуальность работы обусловлена тем, что разработка айдентики центра современного искусства и культуры в г. Томск позволит привлечь желаемую целевую аудиторию, создать яркий и целостный образ организации в сознании потребителей и послужит средством продвижения бренда.
Проблематика исследования. Современное искусство понимается и транслируется через центры современной культуры - места, в которых его показывают, изучают и осмысляют, позволяют зрителю соприкоснуться с ним. Молодые региональные проекты, связанные с современным искусством, часто не имеют четко сформулированного позиционирования и единой системы визуальной коммуникации, что влияет не только на их узнаваемость, но и на приток целевой аудитории, а также инвесторов. К тому же инициативы в области современного искусства существуют в Томске локально, не стремясь объединяться в проекты, не открыты к диалогу. То есть вышеописанная проблема также влияет на формирование горизонтальных связей с другими проектами. Поэтому существует необходимость в создании айдентики центра современного искусства и культуры в г. Томск, которая будет включать ясное позиционирование и поможет создать цельный образ новой площадки; выделиться среди конкурентов в других регионах; поддержать культурный бренд города.
Цель исследования: разработать айдентику для центра современного искусства и культуры в г. Томск, которая позволит помочь в продвижении бренда и сформировать уникальную идентичность центра современной культуры.
Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:
1. Изучить основные принципы создания айдентики бренда;
2. Проанализировать и выявить характерные особенности айдентики центров современной культуры за рубежом и в России;
3. Выявить задачи и цели центра с помощью брифинга с руководителем проекта;
4. Исследовать и определить группы целевой аудитории;
5. Разработать платформу бренда центра современного искусства и культуры в г. Томск;
6. Разработать айдентику центра современного искусства и культуры в г. Томск, состоящую из концепции, наименования бренда, логотипа, цветовых и шрифтовых констант, фирменной графики, носителей фирменного стиля, брендбука.
Предметом выпускной квалификационной работы являются принципы разработки айдентики бренда.
Объектом исследования является айдентика центров современной культуры.
Методы исследования:
• Общенаучный метод: анализ литературы по проблеме исследования, обобщение, сравнение и систематизация эмпирических и теоретических данных, классификация информации;
• Эмпирический метод: анкетирование групп целевой аудитории, брифинг с руководством центра;
• Экспериментальный метод: выстраивание ассоциативной карты, поисковое эскизирование визуальных решений.
Новизна. В исследовательской работе проведен анализ айдентики центров современной культуры за рубежом и в России. Создана айдентика, которая поможет центру современного искусства и культуры в г. Томск транслировать образ современной и открытой организации с уникальным имиджем, а также поможет с продвижением проекта на городском и региональном уровнях.
В рамках выполнения бакалаврской выпускной работы было проведено обширное аналитическое и практическое исследование. Исследование было направлено на достижение основной цели - разработать айдентику для центра современного искусства и культуры в г. Томск, которая позволит помочь в продвижении бренда и сформировать уникальную идентичность центра современной культуры.
Цель проекта была определена на основе проблемы - отсутствие внятного позиционирования и единой системы визуальной коммуникации у молодых региональных проектов в сфере современного искусства. Был сформулирован ряд теоретических и проектных задач, необходимых для достижения цели и решения указанной проблемы в рамках выпускной квалификационной работы. Все поставленные задачи были выполнены:
1. Изучены основные принципы создания айдентики бренда;
2. Проанализированы и выявлены характерные особенности айдентики центров современной культуры за рубежом и в России;
3. Выявлены задачи и цели центра с помощью брифинга с руководителем проекта;
4. Исследованы и определены группы целевой аудитории;
5. Разработана платформа бренда центра современного искусства и культуры в г. Томск;
6. Разработана айдентика центра современного искусства и культуры в г. Томск, состоящая из концепции, наименования бренда, логотипа, цветовых и шрифтовых констант, фирменной графики, носителей фирменного стиля, брендбука.
В ходе практической части было проведено эмпирическое исследование в виде брифинга и анкетирования групп целевой аудитории. Информация, полученная в результате исследования, позволила определить потребности и предпочтения аудитории центра, разработать платформу бренда, а также сформулировать концепцию.
В процессе работы была составлена интеллект-карта, которая помогла выявить несколько направлений и образов для дальнейшей разработки визуального решения и наименования бренда. Уникальное визуально-графическое решение воплощено в фирменном стиле. После были разработаны наименование центра - «4'32АРТ» и логотип, которые наилучшим образом отражали общую идею. Далее логотип был выстроен в соответствии с модульной сеткой, были подобраны шрифтовые и цветовые константы фирменного стиля, соответствующие созданной концепции. Определен фотостиль и разработаны элементы фирменной графики.
Фирменный стиль представлен на следующих физических и цифровых носителях: рекламные афиши, экспликация и этикетки, фирменный билет и конверт, внутренний 59
документооборот (фирменный бланк и евроконверт), фирменный пакет, бейджи, карта программы лояльности, нашивки, скетчбуки, открытки, сумка-шоппер, цифровые афиши и оформление для социальной сети «ВКонтакте».
В третьей главе исследования представлены технические характеристики, которые необходимо учесть при подготовке макетов полиграфической и сувенирной продукции к реализации. Также описаны требования к макетам для размещения в социальных сетях и на медиаэкране.
Таким образом, цель - разработать айдентику для центра современного искусства и культуры в г. Томск была достигнута. Данное исследование может быть использовано при разработке айдентики других центров современной культуры и улучшения их конкурентоспособности. Методы и порядок исследования могут помочь в создании в разработке целостной системы визуальной идентификации бренда. Перспективы практической части работы включают полную реализацию проекта.
1 Куклина А.Ю. Развитие современного искусства в регионах России: глобальный контекст и локальные проекты: дис. ... канд. фил. наук 24.00.01 / Куклина А.Ю. - Томск. 2022. С. 104.
2 Веретено А. А., Белов К. А. Формирование бренда как ключевой элемент развития малого бизнеса//Economics. № 12. 2016. С. 44-48.
3 Кривцова М.Н. Значение анализа целевой аудитории при создании дизайн-продукта для айдентики высших учебных заведений // Вестник магистратуры. №9. 2016. С. 13.
4 Арпентьева М. Р., Брайцева С.В. Архетипы и ролевые модели в визуальном брендинге // Знак: проблемное поле медиаобразования №2.2018. С. 153-166.
5 Марочкина С.С. Вегенер Ю.С. Разработка атрибутов бренда // Омский научный вестник №6. 2013. С. 258.
6 Вегенер Ю.С. Нейминг в системе формирования и продвижения бренда // Омский научный вестник №1. 2012. С. 260.
7 Эйри Д. Логотип и фирменный стиль. Руководство дизайнера - СПб. 2011. С. 38-42.
8 Подорожный А. М. Графические элементы фирменного стиля и их проектирование в форме брендбука // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса № 1. 2008. С. 95-99.
9 Подорожный A. M. Графические элементы фирменного стиля и их проектирование в форме брендбука - М. 2008. С. 98-99.
10 Иттен И. Искусство цвета / Пер. с нем. Л. Монахова - М. 2007. С.177.
11 Ахмеджанова У Б Психология цвета в рекламе // Евразийский научный журнал № 6. 2017. С. 267-268.
12 Уварова Л. Н., Иванова В.Д. Психология цвета в маркетинге // E-Scio. № 1. 2021. С. 399-403.
13 Лидвелл У, Холден К., Батлер Дж. Универсальные принципы дизайна / Пер. с англ А. Мороз-СПб. 2012. С. 48.
14 Лапынина М.В. Актуальные тенденции в айдентике арт-пространств // Шаг в науку №2. 2023. С. 90-91.
15 Гриднева Е.А. Фирменный стиль как проблема современной эстетики // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского № 6. 2007. С. 288-292....48