Аннотация
Введение 3
1 Теоретические аспекты обучения персонала 5
1.1 Сущность понятия обучение персонала 5
1.2 Методы обучения персонала, их преимущества и недостатки 9
1.3 Критерии для выбора методов обучения 14
1.4 Оценка результатов обучения персонала 17
2 Особенности обучения персонала в ПАО «Сбербанк» 20
2.1 Характеристика предприятия ПАО «Сбербанк» 20
2.2 Роль корпоративного университета ПАО «Сбербанка» в обучении сотрудников....23
2.3 Цифровые инструменты как метод обучения и развития сотрудников 27
2.4 Результаты обученности Томского отделения ПАО «Сбербанк» за 2021 год 36
3 Разработка мероприятий по совершенствованию управления обучением персонала
организации 43
3.1 Анализ форм и методов обучения персонала в ПАО «Сбербанк» 43
3.2 Разработка рекомендаций по совершенствованию процесса обучения 57
Заключение 61
Список использованных источников и литературы 63
Приложение А - Анкета для сотрудников ПАО «Сбербанк» 67
На сегодняшний день основой любой организации является ее персонал, поскольку именно от него зависит, насколько эффективно использованы любые виды ресурсов, которые есть в распоряжении организации. Вклад человеческих ресурсов в достижение целей организации и в качество производимой продукции или предоставляемых услуг зависит от эффективности работы персонала и в частности от того, насколько качество осуществляется обучение персонала и поддержание его квалификации на должном уровне.
Обучение сотрудников является одним из самых актуальных вопросов в области управления персоналом, стоящих перед руководством не зависимо от того, на какой стадии развития находится организация. Будь то этап становления, активного роста, захвата новых рынков или реструктуризации, потребность в квалифицированном персонале в условиях жесточайшей конкуренции присутствует всегда. Этот вопрос вызван высоким уровнем развития научно технической базы в мире из-за чего и предъявляются новые требования к знаниям, умениям и навыкам работников, к их уровню квалификации.
Хорошо организованная система обучения и поддержания уровня квалификации персонала позволит компании не только сэкономить значительную часть своего бюджета, но и эффективно выполнять поставленные задачи в сжатые сроки.
Обучение персонала должно осуществляться очень грамотно, так как важно сформировать его в правильную систему, подобрать необходимые методы для сотрудников и сделать их труд максимально производительным и эффективным. В этом заключается актуальность моей дипломной работы.
Цель работы - выявить пути совершенствования методов обучения персонала в ПАО «Сбербанк». Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, а именно:
1. Изучить теоретические аспекты системы обучения персонала
2. Рассмотреть существующую систему обучения персонала «ПАО Сбербанк»
3. Разработать рекомендации для повышения результативности системы обучения персонала в ПАО «Сбербанк»
Объектом исследования является система управления персоналом в ПАО «Сбербанк», а предметом - методы обучения персонала в данном банке.
В работе были применены следующие методы: анализ литературных источников, синтез, классификация информации, сравнительный анализ лучших практик, наблюдение за процессом обучения сотрудников, описание и сравнение методов обучения, а также был проведен социологический опрос в форме анкеты, чтобы выявить отношение сотрудников к реализуемому обучению.
Для написания данной дипломной работы был использован обширный круг литературных источников, в том числе учебники, учебные пособия, научные журналы в области построения системы обучения персонала, также различные интернет ресурсы.
Современный мир очень быстро меняется, поэтому организациям предстоит решать широкий круг новых задач и искать новые подходы, для этого им нужны высокообразованные и квалифицированные кадры, которые готовы меняться, обучаться и развиваться в ногу со временем.
Сегодня никто не будет спорить, что человеческий ресурс один из самых важных для организации. Почти все компании осознали, что в своих сотрудников необходимо вкладывать денежные средства для развития, так как именно люди приведут организацию к успеху.
На сегодняшний день существует три вида профессионального обучения - это первичная профессиональная подготовка работников, повышение квалификации и переподготовка. Все обучение сотрудников может иметь различную форму - очную, дистанционную, смешанную. При реализации процесса обучения используются традиционные методы - лекция, семинар, наставничество и современные - вебинар, тренинг, кейс-метод.
Обучение сотрудников должно осуществляться регулярно, постоянно контролироваться и должно постоянно оцениваться с точки зрения результативности. Важнейшая задача компании выстроить обучение сотрудников таким образом, чтобы оно не было затруднительным и сложным, а у сотрудников была мотивация проходить обучение. Обучение персонала должно осуществляться очень грамотно, так как важно сформировать его в правильную систему для сотрудников и сделать их труд максимально производительным, это одна из основных задач отдела кадров.
В ходе написания дипломной работы была достигнута поставленная ранее цель - совершенствование системы и методов обучения персонала в ПАО «Сбербанк». Цель работы была достигнута за счёт того, что все задачи были выполнены, а именно: изучены теоретические аспекты системы обучения персонала, рассмотрена существующая система обучения персонала «ПАО Сбербанк», разработаны рекомендации для повышения результативности системы обучения.
Компания, рассмотренная в данной работе, делает ставку на своих сотрудников и собственное обучение, для этого был создан собственный корпоративный университет, который сейчас полностью занимается созданием образовательных продуктов для обучения своих сотрудников. На базе этого университета был создан цифровой инструмент - платформа Пульс, которая объединяет в себе сразу множество методов и позволяет дистанционного обучать всех сотрудников банка.
В результате написания работы были предложены рекомендации по совершенствованию методов и системы обучения персонала в целом. Основные рекомендации направлены на решение технических проблем, сокращение объема
обучения и пересмотр его содержания, на более практически ориентированное, таким образом обучение будет более результативным.
Существует множество различных методов для обучения персонала, но каждая компания должна самостоятельно выбрать, те методы, которые ей подходят, ведь помимо индивидуальных особенностей сотрудников, деятельность организаций тоже разнообразна, и что подходит одним компания, может совершенно не работать у других. И в этом нет ничего плохого, ведь просто необходимо найти тот метод и ту форму обучения, которая бы наилучшим образом, сохраняла и поддерживала нужный уровень обученности у сотрудников.
1. Армстронг М. Стратегическое управление человеческими ресурсами: учебник / М. Армстронг. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 328 с.
2. Башмарин И. В. Современные требования к использованию трудовых ресурсов // Кадры. - 2010. - №1. - С. 46.
3. Белоусова К.В. Обучение и развитие персонала предприятия: сущность понятий и их различия // Фундаментальные и прикладные научные исследования. - 2017. - №5. - С. 107-110.
4. Глухенький А.Н. Технологии обучения и развития персонала: комплексный подход // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2015. - № 16. - С. 123-125.
5. Данные на службе у сотрудников: как алгоритмы машинного обучения
помогают развиваться и строить карьеру в Сбере [Электронный ресурс] // ВС - Электрон. дан. - Москва, 2021 - URL: https://vc.ru/services/325202-dannye-na-sluzhbe-u-sotrudnikov- kak-algoritmy-mashinnogo-obucheniya-pomogayut-razvivatsya-i-stroit-kareru-v-sbere (дата
обращения 15.04.2022)
6. Деловая игра как метод активного обучения [Электронный ресурс] // HR-Portal - Электрон. дан. - Москва, 2004-2021 - URL: https://hr-portal.ru/article/delovaya-igra-kak- metod-aktivnogo-obucheniya (дата обращения 10.04.2022)
7. Журавлев П. В. Технология управления персоналом: настольная книга менеджера / П.В. Журавлев. - М.: Экзамен, 2010. - 576 с.
8. Завадски В.А. Развитие и обучение персонала: как делать это правильно? // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2013. -№2. - С.74-75.
9. Заказ субтитров [Электронный ресурс] // СВАН - Электрон. дан. - Москва,
2004-2022 - URL: https://swan-swan.ru/services/zakaz-subtitrov-subtitrirovanie/ (дата
обращения 02.05.2022)
10. Интерактивные методы обучения [Электронный ресурс] // СберУниверситет -
Электрон. дан. - Москва, 2012-2022 - URL: https://sberuniversity.ru/edutech-
club/glossary/937/ (дата обращения 12.04.2022)
11. Кадровое решение: чем цифровая HR-платформа интересна для сотрудников
[Электронный ресурс] // Forbes - Электрон. дан. - Москва, 2022 - URL:
https://www.forbes.ru/partner-article/447173-prodastsa-vse-kak-razvivat-svoj-biznes-s-pomos-u- internet-platform (дата обращения 22.04.2022)
12. Как Сбербанк помогает сотрудникам развиваться [Электронный ресурс] // HR- tv Электрон. дан. - Москва, 2022 - URL: https://news.rambler.ru/other/44779475-sberprofi- kak-sberbank-pomogaet-sotrudnikam-razvivatsya/ (дата обращения 22.04.2022)
13. Карпухин М.Ю. Обучение персонала организации: сущность, виды // Аграрный вестник Урала. - 2017. -№1. - С. 83-86.
14. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: учебник / А.Я. Кибанова.
- М.: Инфа-М, 2010. - 695 с.
15. Колисниченко А.Е. Методы обучения персонала // Бюллетень науки и практики
- 2018. - №5. - С.474-484....48