Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


«МЯГКАЯ СИЛА» ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ ЯПОНИИ В ОТНОШЕНИИ СТРАН ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Работа №183116

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

международные отношения

Объем работы109
Год сдачи2025
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. Эволюция реализации «мягкой силы» Японии в Юго-восточной Азии ... 15
1.1. Обзор «мягкой силы» Японии 15
1.2. Реализация «мягкой силы» Японии в ЮВА во второй половине XX века 26
Глава 2. Основные характеристики «мягкой силы» Японии в отношении стран
ЮВА, особенности их реализации и потенциал в XXI веке 37
2.1. Реализация «мягкой силы» Японии в ЮВА в период с 2001 года по настоящее
время 37
2.1.1. Период 2001-2012 гг 37
2.1.2. Период с 2013 - настоящее время 52
2.2. Оценивание 64
2.2.1. Методы и инструменты 65
2.2.2. Результаты реализации «мягкой силы» Японии в ЮВА 67
2.3. Перспективы «мягкой силы» Японии в ЮВА 82
2.3.1. Сильные стороны 82
2.3.2. Слабые стороны 84
2.3.3. Возможности 86
2.3.4. Угрозы (вызовы) 88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 98
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 106


В настоящее время “мягкая сила” считается одной из основных тенденций в международных отношениях. После окончания Холодной войны международная ситуация становится более неопределенной, когда движение мира от однополярного к многополярному влечет за собой ряды изменений во внешней политике в частности и в стратегии развития стран в целом. Утверждение статуса каждого государства зависит не только от традиционных факторов, таких как военная или экономическая мощь, которые считаются "жесткой силой". На это также влияют культурные, художественные и образовательные ценности - ментальные факторы, составляющие "мягкую силу". Таким образом, можно сказать, что признание важности мягкой силы и ее использование для укрепления национальной мощи является одним из важнейших изменений в концепции силы в международных отношениях.
Термин “мягкая сила” впервые предоставлен американским профессором Джозефом Наем в 1990 году, затем быстро привлек внимание ученых и политиков по всему миру. По словам Ная, тремя основными факторами, которые определяют "мягкую силу", являются национальная культура, национальная система ценностей и национальная политика. Позже эта концепция была расширена и доработана с различных точек зрения в соответствии с реальным контекстом международного и регионального ландшафта.
На рубеже XX-XXI вв. количество стран, стремящихся к развитию и использованию мягкой силы с целью повысить свою ценность и привлекательность со стороны других стран, все больше и больше увеличивается. Мягкая сила относительно для некоторых стран уже стала приоритетным методом для достижения политических целей. Для стран, обладающих сильными военными или экономическими ресурсами, таких как США, Индия, Россия, военная мощь и экономика еще считаются основными инструментами достижения политических целей. Однако страны, не имеющие сильную армию (Япония, Турция) или страны, обладающие военнизированными организациями (Исландия), стремятся к использованию свои культурные ресурсы для достижения политических целей. Эти страны осознали значение мягкой силы для развития страны, поэтому становятся все более активными в использовании этой силы во внешней политике. Япония тоже не является исключением этой тенденции. Уже после окончания Второй мировой войны Япония активно оказывала экономическую помощь как
ключевый фактор влияния страны в Юго-Восточной Азии. Однако только в 2001 году, при премьер-министре Коидзуми, Япония предприняла реальные шаги по укреплению своей мягкой силы. В декабре 2005 года была объявлена стратегия культурной дипломатии XXI века с конкретными целями и направлениями, что продемонстрировало усилие и решимость японского правительства в укреплении своего влияния и позиции на международной арене.
Известно, что после Второй Мировой Войны Япония находилась под оккупацией США, поэтому ее политика в политической и экономической сферах в основном проходила по американским стандартам и страна была сближена к Западе. Однако с периода “экономического чуда”, когда Япония уже восстановила и построила независимую экономику, страна ввела изменения в свою внешнюю политику и постепенно осуществляла политику “Поворот в Азию”. С этого времени Япония выразила свое усиление подтвердить свою позицию в Азиатско-Тихоокеанском регионе в целом и в Юго-Восточной Азии в частности, стремясь стать крупной страной как с экономической, так и с политической точки зрения. Решение Японии понятно, поскольку Юго-Восточная Азия занимает очень важное стратегическое положение во внешней политике Японии, внеся большой вклад в достижение цели стать крупной державой в мире, а также содействовать социально-экономическому развитию страны. Этот регион обеспечивает японский рынок значительной частью молодой рабочей силы и дешевым источником топливных ресурсов. Это как раз соответствует ситуации Японии, когда в стране наблюдаются старение населения и нехватка источников энергии. Кроме того, Япония, стремящаяся стать постоянным членом Совета Безопасности ООН, также отчаянно нуждается в поддержке со стороны стран Юго-Восточной Азии.
Что касается Юго-Восточной Азии, то Япония играет очень важную роль в социально-экономическом развитии этих стран. Япония известна тем, что она обладает большим опытом в восстановлении экономики после войны и в решении экологических проблем, а также в борьбе со стихийными бедствиями. Именно поэтому благодаря помощи Японии в различных областях, в том числе официальной помощи в рамках развития (ОПР) страны Юго-Восточной Азии извлекли много ценных уроков, таких как опыт восстановления экономического развития после войны, разработки целей устойчивого развития, гармонизации экономического развития и сохранения окружающей среды и.т.п. Таким образом, можно сказать, что восприятие японского влияния из стран Юго-Восточной Азии осуществляется с позитивным, добровольным настроем. Следовательно, в дополнение к усилению поддержки и сотрудничества в области экономической и оборонной безопасности со странами Юго-Восточной Азии, 5
Японии удалось использовать мягкую силу для укрепления своей позиции в регионе. Ряд стратегий культурного, художественного и человеческого обмена в сочетании с расширением коммуникации, способствующих созданию имиджа мирной и дружелюбной Японии, оказал положительное влияние на Японию. Это свидетельствует успех Японии в реализации мягкой силы в Юго-Восточной Азии.
Актуальность темы данного исследования заключается в том, что в контексте сложности международной ситуации с усугублением различных типов конфликта, Японии удалось использовать духовные и культурные ценности в целях решения внутренних и внешних вопросов. Исходя из этого позиция и влияние Японии заметно укрепляются и повышаются в Юго-восточной Азии в частности, и на мировой арене в целом. Таким образом, рассмотрение эволюции реализации “мягкой силы” Японии в Юго-Восточной Азии, выявление ее основных характеристик, а также оценивание ее эффективности и потенциала ее развития в будущем могут утвердить важность “мягкой силы” как для укрепления роли и позиции государств, так и для урегулирования международной безопасности.
Хронологические рамки. В данном исследовании говорится о периоде реализации “мягкой силы” Японии, который начинается с второй половины XX века по настоящее время. Речь идет о периоде времени, начавшемся с того, когда Япония начала воспринимать важность использования “мягкой силы” до настоящего времени, когда стране удалось реализовать эту политику и достигнуть значительных успехов.
Методы исследования. В ходе исследования были использованы такие методы, как статистический, историко-генетический, сравнительный метод, метод анализа, метод классификации, метод аналогии, метод изучения и анализа литературы, метод описания, логический метод, аналитический метод - синтез и метод SWOT-анализа.
Статистический метод используется при сборе и анализе статистической информации о количестве различных программ и мероприятий, проведенных японским правительством при реализации “мягкой силы” в Юго-восточной Азии, также о результатах, которых она достигает в этом процессе.
Историко-генетический метод применяется при анализе политических решений японского правительства, направленных на реализацию “мягкой силы” в Юго-восточной Азии по хронологической рамке, также при анализе результатов и потенциала реализации этой политики после того, как Япония восприняла знания о важности фактора “мягкой силы” во внешней политике государства.
Сравнительный метод используется при сопоставлении влияния мягкой силы Японии на страны Юго-Восточной Азии с некоторыми другими странами-конкурентами, 6
такими как Китай и Южная Корея, с помощью конкретных собранных данных и результатов. Кроме того, этот метод применяется при сравнении особенностей методов и инструментов, использованных японским правительством при реализации “мягкой силы” в регионе в два периода времени: с второй половины XX века до 2000-х гг. и с 2001 г. по настоящее время. И еще этот метод был использован для сопоставления результатов, которых страна достигла при реализации этой политики в эти два периода времени.
Метод анализа используется при рассмотрении обзора мягкой силы Японии и ее цели как в целом, так и в Юго-восточной Азии. Этот метод также использован при выявлении основных характеристик процесса реализации “мягкой силы” Японии в регионе, в том числе анализе ее основных методов и инструментов.
Метод классификации используется для разделения основных направлений реализации “мягкой силы” Японии по областям и регионам.
Метод аналогии используется для того, чтобы дать выводы об основных особенностях политики “мягкой силы” Японии и ее целях, а также об ее эффективности.
Метод изучения и анализа литературы используется с целью дать перечень научной литературы на данную тему и степень изученности литературы в работе.
Метод описания применяется в целях дать конкретные подробности о характеристиках мягкой силы Японии, в том числе об особенностях японской традиционной культуры и образа жизни японского народа.
Логический метод был применен для того, чтобы упорядочить события по хронологической рамке и разумно оценить процесс продвижения мягкой силы Японии в Юго-Восточной Азии в соответствии с ее позитивными и отрицательными результатами.
Аналитический метод - синтез был использован с целью классифицировать собранные, обобщенные и систематизированные источники по группам информации, которые соответствуют каждому из основных тезисов исследования.
Метод SWOT-анализа используется в целях проанализировать сильные и слабые стороны Японии в реализации "мягкой силы" в Юго-Восточной Азии и предоставить прогнозы о возможностях и вызовах для развития “мягкой силы” в регионе, а также о возможных изменениях для дальнейшего повышения эффективности стратегий и политики для соперничества с другой "мягкой силой" в регионе.
Объект исследования - политика “мягкой силы” Японии в Юго-восточной Азии.
Предмет исследования - политические решения японского правительства, направленные на реализацию политики “мягкой силы” в отношении стран Юго¬восточной Азии на современном этапе.
Цель исследования - определить основные характеристики “мягкой силы” Японии и оценить эффективность данного подхода в отношении стран Юго-восточной Азии на современном этапе.
Для того, чтобы добиться поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Охарактеризовать ключевые проявления “мягкой силы” во внешней политике Японии и выявить ее основные цели как в целом, так и в отношения региона Юго-восточной Азии
2. Проследить основные этапы становления и эволюцию реализации политики “мягкой силы” в отношении Юго-восточной Азии с второй половины XX века до настоящего времени
3. Проанализировать основные инструменты и методы реализации “мягкой силы” Японии
4. Дать оценку основным результатам и потенциалу политики “мягкой силы” Японии в Юго-восточной Азии, выявить ее сильные и слабые стороны.
Анализ литературы.
Международная ситуация в последние десятилетия постоянно становится непредсказуемой, что оказывает значительное влияние на деятельность государств на мировой арене. Соперничество между государствами в разных областях становится все более напряженным. Сила страны определяется не только “жесткими” факторами, такими как политический, военный, экономический, но и зависит от многих других факторов, “мягких”. Иначе говоря, мягкая сила постепенно рассматривается как один из важных факторов, определяющих мощь государства. Как страна, обладающая потенциальными ресурсами для реализации “мягкой силы”, Япония зачастую является объектом исследования многих ученых, профессоров, специалистов по изучению международных отношений.
Прежде всего, стоит упомянуть исследование японского ученого Курата Ясуо “Использование мягкой силы и связанные с ней проблемы: теория и текущее состояние японской мягкой силы”. В данном исследовании рассматривается “мягкая сила” в целом и японская мягкая сила в частности с точки зрения Курата. Он перешел от концепций силы в международной политике в целом к тому, как работает мягкая сила в частности. Автор опирается на теоретические основы мягкой силы Джозеф Ная, чтобы проанализировать инструменты мягкой силы Японии. По мнению автора, власть - это средство достижения национальных целей, поэтому Япония должна рационально определить роль мягкой силы в национальной стратегии. Он также подчеркивает, что определить роль “мягкой силы” и использовать ее в качестве инструмента достижения политических целей, Японии в какой-то степени не удалось.
В своей работе ““Крутой” подход к внешней политике Японии: связь аниме с международными отношениями” доктор философии Школы международных исследований при Ноттингемском университете Ибрагим Акбар анализирует мягкую силу Японии путем использования аниме-мультфильмов и манга-комиксов в качестве двух конкретных типичных инструментов. По его мнению, мягкая сила Японии - это сила японской культурной дипломатии. В то же время Акбар анализирует стратегию “Cool Japan”, чтобы продемонстрировать роль популярной культуры в структуре мягкой силы Японии.
В статье “Несколько фактов о политике культурной дипломатии Японии” вьетнамский профессор, доктор Зыонг Фу Хьеп предоставляет краткий обзор японской культурной дипломатии - одного из основных инструментов реализации мягкой силы Японии, дает ее основных характеристик и оценивает эффективность данного подхода к развитию культурного обмена с другими странами.
Итак, исследования в качестве литературы можно делиться на несколько групп.
1. Группа исследований, посвященных теоретических и практических основ процесса формирования и развития мягкой силы Японии. В ее состав могут входить статьи в журналах, книги, сборники, исследуемые профессорами, специалистами, сотрудниками, учеными по исследованию “мягкой силы”. Рассмотрение данного вида литературы позволяет выявить основных характеристик “мягкой силы” Японии, а также ее главные цели в целом и в Юго-восточной Азии в частности. В качестве примера можно назвать исследования “Три грани мягкой силы Японии” Йи Куанг Хэн, профессора международной безопасности Высшей школы государственной политики Токийского университета, магистерская диссертация “Мягкая сила Японии в начале 21 века” вьетнамского автора Во Тхи Май Тхуан университета социальных и гуманитарных наук при Ханойском национальном университете, исследование “Отношения Японии с Юго¬Восточной Азией: доктрина Фукуды и больше” Лам Эр Пэн, политолога, доктора философии в Колумбийском университете и.т.п
2. Группа, посвященная исследованию процесса реализации “мягкой силы” Японии в Юго-восточной Азии с второй половины XX века по настоящее время. К этой группе исследования относятся исследования авторов, изучающих эволюцию реализации японской мягкой силы в ЮВА в два периода времени: с второй половины прошлого века до 2000-х гг. и с 2001 г до настоящего времени. Изучение этой группы литературы помогает выявить основные характеристики этого процесса, а также сопоставить его результаты в два разных периода. К примеру, работы “Японская культурная дипломатия в Юго-Восточной Азии в период с 1977 по 2016 гг.” Фам Лэ За Хыонг, доктора факультета международных отношений Академии журналистики и коммуникаций, “Основа связей с общественностью и культурной дипломатии: Сингапурско-Японский творческий центр” Накамура Тосия, профессора высшей школы информатики Нагойского университета, “Японский язык и "мягкая сила" в Азии” Кайоко Хасимото, старшего преподавателя Факультета языков и культур Квинслендского университета и.т.д
3. Группа работ, анализирующих основные методы и инструменты реализации политики “мягкой силы” Японии. В этих исследованиях рассматриваются инструменты и ресурсы, использованных Японией при осуществления политики “мягкой силы” в Юго-восточной Азии. Например, работы “"Великолепная Япония: Япония, которую хочет купить весь мир"” Сугияма Томоюки, ректора Цифрового Голливудского университета, Япония, докторская диссертация “Культурная дипломатия Японии после Холодной Войны” Ха Тхи Лан Фи, аспирантка Ханойского университета культуры, “Экономическая дипломатическая стратегия Японии в отношении стран АСЕАН в первые два десятилетия XXI века” аспиранта Университета социальных и гуманитарных наук при Ханойском национальном университете Нго Фыонг Ань и.т.д
4. Группа исследований, оценивающих результаты реализации “мягкой силы” Японии в Юго-восточной Азии и ее потенциал. Рассмотрение эту группу литературы позволяет выявить сильные и слабые стороны политики “мягкой силы” Японии, а также ее возможность развития в будущем. К примеру, исследования доктора Ханойского педагогического университета Ханг Нга “Япония стремится к балансу между мягкой и жесткой силой”, “Стремление Японии к мягкой силе: привлекательность и ограничения” Лам Эр Пэн, политолога, доктора философии в Колумбийском университете, “Перспективы воздействия стратегии “Cool Japan” Японии на Юго-Восточную Азию” Хироси Аояги, культурного антрополога, профессора Школы Азии 21 Университета Кокусикан в Токио.
5. Группа исследований, посвященных сравнении уровень влияния “мягкой силы” Японии и ее конкурентов, таких как Китай, Южная Корея и Индия. Анализ эту группу литературы помогает выявить внешние препятствия Японии в регионе при реализации своей “мягкой силы”. В качестве примера можно назвать исследование “Развитие и проблемы мягкой силы между Южной Кореей и Японией в изучении международных отношений” Юн Кюнхун, профессора Университета Рютсу Кэйдзай.
На основе анализа и изучения работ, относящихся к группам, указанным выше, можно сделать несколько выводов:
Во-первых, работы по теоретическим и практическим основам формирования и развития мягкой силы очень разнообразны и насыщенны. В этих исследованиях были обобщены и представлены концепции и факторы, составляющие "мягкую силу" Японии, проанализированы пути развития "мягкой силы" в стране, а также оценены эффекты "мягкой силы" через положение и влияние этой страны в регионе и за его пределами. Эти результаты будут применены для построения и анализа теоретической и практической основы мягкой силы Японии.
Во-вторых, существует множество исследований, содержащих информацию о внешней политике Японии в отношении Юго-Восточной Азии, с особым акцентом на культурную дипломатию, которая определяет эффективность применения Японией мягкой силы в регионе. Культурная внешняя политика Японии анализировалась учеными с разных точек зрения и на разных этапах. В то же время ученые также высказывали комментарии и оценки относительно положительных и отрицательных последствий этой политики. Это источники литературы, которые будут унаследованы и развиты в данном исследовании.
Наконец, исследования о влиянии мягкой силы Японии в Юго-Восточной Азии еще ограничены. Исследователи в основном фокусируются на влиянии деятельности японской культурной дипломатии на мир в целом или сравнивают влияние японской культурной дипломатии с Китаем и Южной Кореей посредством ряда конкретных мероприятий. Исследователи также часто выбирают конкретную стратегию или инициативу в процессе реализации “мягкой силы” для анализа ее эффективности, тем самым делая обратные выводы и вынося общие суждения о влиянии "мягкой силы" Японии. Таким образом, в большинстве работах не было полной и всесторонней оценки влияния "мягкой силы" Японии в Юго-Восточной Азии на современном этапе.
В целом, исследование базируется на источниковую базу, которая условно делится на несколько групп.
1. Законы и постановления правительства по разработке программ и мероприятий, проведенных при реализации “мягкой силы” Японии в Юго-восточной Азии. К этой группе источников относятся национальные и международные программы, представленных Министерством иностранных дел, Министерством внутренних дел и коммуникаций, Министерством экономики, торговли и промышленности Японии, Японским фондом, Японо-интеграционным фондом АСЕАН и.т.п
2. Аналитические и статистические отчеты. Эта группа источников представлена официальными аналитическими отчетами на сайтах разных министерств Японии, АСЕАН: статистические данные на сайтах Японской организации внешней торговли (JETRO) и Японской национальной туристической организации (JNTO), годовые отчеты на сайте Японской организации по обслуживанию студентов (JASSO), данные об индустрии аниме на сайте Ассоциации японской анимации (AJA), отчет об интеграции в АСЕАН, годовые отчеты об оборонном бюджете на сайте Министерства обороны Японии и.т.д
3. Программные документы двусторонних саммитов, стратегий, планов между Японией и АСЕАН. В состав этой группы источников входят декларации, совместные заявления, официальные тексты совместных программ и стратегий, выполненные по заказу японского правительства и стран АСЕАН. Например, стратегия “Cool Japan”, программа “JENESYS”, “Совместное заявление 16-го юбилейного саммита АСЕАН - Япония”, “План действий АСЕАН - Япония на 2011-2015 гг.”, “Совместная декларация об укреплении стратегического партнерства между АСЕАН и Японией в интересах совместного процветания (Балийская декларация)”, “Торжественный саммит АСЕАН - Япония, Токийская декларация о динамичном и прочном партнерстве АСЕАН - Япония в новом тысячелетии” и.т.п
Анализ этих групп источников позволяет выявить результативность реализации “мягкой силы” Японии в Юго-восточной Азии согласно разным статистическим данным по уровню привлекательности к Японии на официальных сайтах различных организаций, фондов, центров обеих сторон.
Структура работы.
Работа состоит из двух глав.
Первая глава посвящена эволюции реализации «мягкой силы» Японии в Юго-восточной Азии, подробнее, в ней говорится об обзоре “мягкой силы” Японии и реализации этой политики во второй половине XX века.
Вторая глава посвящена основным характеристикам “мягкой силы” Японии в отношении стран Юго-восточной Азии, особенностям их реализации и потенциалу развития этой политики в XXI веке. Говоря подробнее, речь идет о реализации “мягкой силы” Японии в Юго-восточной Азии в XXI веке, а также оценивании ее результатов и потенциала развития в будущем.
Гипотеза исследования. С начала второй половины ХХ века, Япония активно развивала различные инструменты реализации политики "мягкой силы" для укрепления своей позиции в мире в целом, и в регионе ЮВА в частности.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Итак, в работе, во-первых, рассматривается обзор “мягкой силы” во внешней политике Японии, ее становление, эволюция и основные текущие цели как в целом, так и в Юго-Восточной Азии. Охарактеризовав ключевые проявления этой политики можно сказать, что Япония начала разрабатывать план на развитие “мягкой силы” еще через несколько лет после окончания Второй Мировой Войны. Основным принципом развития этой политики являлся принцип “пацифизма”, который упомянутый в 9-ой статье Конституции Японии 1947 года. Этот принцип запрещает использование военной мощи и права за ведение государством войны как способа разрешения споров и улучшения внутри и внешнеполитической ситуации страны. Следовательно, Япония направлена на использование свои “мягкие силы”. Это стремление японского правительства еще укрепилось, когда после 1970-х гг. экономика страны опять вступила в период экономического застоя, сопровождавшегося демографическим кризисом и старением населения. Эта проблема усугублялась в связи с мировым экономическим кризисом 2008 г. Это показало, что способность использования “жесткой силы” Японии оказалась невероятной. Вследствие этого развитие “мягкой силы” для страны в конце 1990-х, в начале 2000-х гг. оказалось чрезвычайно важным. Для того, чтобы эффективно реализовать свою “мягкую силу” Япония стремилась к выполнению следующей задаче: диверсификация географических сфер сотрудничества, в том числе увеличение инвестиций в его развитие. При этом деятельность Японии ориентирована на две основные группы государств: высокоразвитые страны и развивающиеся страны с высоким ресурсным и рыночным потенциалом и экономически слабые развивающиеся страны. В отношении первой группы стран Япония стремится к сотрудничеству в целях развивать национальный бизнес, а в отношении второй - оказать финансовую и техническую помощь с целью усиливать свое влияние на эти страны. Можно сказать, что основной целью Японии при реализации политики “мягкой силы” стали искоренение за рубежом «милитаристского» имиджа Японии и повышение влияния и позиции страны на международной арене.
Проследив основные этапы эволюции реализации политики “мягкой силы” Японии в Юго-восточной Азии, можно привести к следующим выводам.
Первое. Реализация политики “мягкой силы” Японии в Юго-восточной Азии во второй половине XX века. В 1950-1960-е годы японское правительство уделяло приоритетное внимание культурным обменам, который использовался в качестве инструмента для развития дипломатических связей со странами Юго-Восточной Азии. Основной целью Японии при реализации этой политики являлось построение нового 91
послевоенного образа страны в глазах населения Юго-восточной Азии. Далее с 1960-х гг. Япония сочетала культурного обмена с продвижением японского языка путем создания Японского фонда, в рамках которого были организованы разные программы по культурного и языкового обмена. В результате данный подход частично успешно помог стране искоренить свой агрессивный образ в прошлом и японская культура пользовалась большой любовью среди населения ЮВА. В 1970-х гг. Япония расширяла область осуществления политики “мягкой силы”, когда страна начала направлять большой объем официальной помощи в целях развития (ОПР) в форме экономического сотрудничества в регионе. И в Юго-восточной Азии начали формироваться японские ТНК для того, чтобы помогать странам региона в процессе развития. Очевидно, большинство стран Юго-восточной Азии в этот период находилось в процессе восстановления экономики после войны и требовалось большого объема финансовых ресурсов. Следовательно ОПР Японии как раз отвечали на эту потребность, тем самым помогла ей занимать стабильную позицию в регионе. В результате этого повысились симпатия и доверие стран региона к Японии, поскольку даже во время азиатского финансового кризиса 1997 года, когда Япония страдала от серьезного экономического спада, страна еще предпринимала подходящие меры и проводила соответствующую политику, демонстрируя ответственность крупнейшей страны региона. И ОПР также является основным направлением реализации политики “мягкой силы” Японии в ЮВА в XXI веке. Особенно в рамках этой помощи стоит напоминать о модели “Летящая ласточкина стая”, разработанная японским экономистом Акамацу Канаме в 1930-х годах. Эта модель повторялась в странах региона от одной экономики к другой посредством государственных трансфертов технологий и прямых инвестиций.
Второе. Реализация политики “мягкой силы” Японии в Юго-восточной Азии в XXI веке. В этот период Япония внесла значительные изменения в свой план. Процесс осуществления японской мягкой силы в Юго-Восточной Азии в этот период делится на два основных этапа: с 2001 по 2012 гг. и с 2013 г. по настоящее время. На ранних этапах Япония сосредоточила внимание на продвижении мягкой силы посредством политики и стратегий, направленных на укрепление сотрудничества и развития в регионе, в том числе Япония занимала центральную позицию в этом процессе. На втором этапе, продолжая развивать сотрудничество и обмены, Япония уделяет больше внимания гармонии, равенству, "симбиозу", которые подчеркивает роль партнера государств Юго¬Восточной Азии в интересах развития и содружества в регионе. Говоря подробнее, на первом этапе японское правительство продолжало укреплять японскую культурную дипломатию, рассматривая ее как ключевой инструмент экономического развития и усиления национального политического влияния в XXI веке. Политика японского правительства этого периода была направлена на продвижение экспорта медиакультуры и создание национальных брендов, развитие индустрий контента, таких как кино, мультфильмы и мода. При этом нужно отметить, что японские аниме и манга- мультфильмы смогли пользоваться большой популярностью с помощью косплея, когда Всемирный саммит по косплею (WCS) стал одним из крупнейших ежегодных событий в культурной жизни Японии, который привлекал к участию более 80 представителей косплея из более 40 стран мира. Кроме того, в этот период японское правительство уделяло особое внимание разработке разных программ по подготовке и обмену кадров. Ярким примером является “программа обмена поколениями Восточной Азии 21-го века” (JENESYS), целью которой является приглашение около 6000 подростков из разных стран посетить Японию. Реализация этих программ добилась значительных успехов, когда большинство из этих подростков после участия в программе оставляют очень хорошее впечатление о Японии и выражают желание и впредь иметь возможность учиться и работать здесь. На втором этапе японское правительство продолжало укреплять культурного обмена и культурную дипломатию. Например, была разработана стратегия “Cool Japan”, целью которой являются не только продвижение традиционной культуры и продвижение зарубежной креативной индустрии для дальнейшего распространения японской культуры в мире, но и увеличение внутреннего потребления. Например, в 2018 году было выбрано 45 послов Cool Japan, в том числе 17 японцев, 8 американцев, 4 британца, 3 итальянца и остальные из азиатских стран. Это показало, что благодаря реализации этой стратегии уровень любви к японской кухне и природе значительно повысился. Кроме того, в этот период японское правительство, особенно при правлении премьер-министра Абэ Синдзо, обращало особое внимание на продвижении дипломатических ценностей, в том числе на совместное сотрудничество со странами АСЕАН в разных областях, таких как решение региональных и глобальных проблем, туризма и устойчивое развитие. При этом нужно отметить, что сотрудничество в этих областях также проводится в рамках ОПР. Таким образом, партнерство с АСЕАН на данном этапе укрепило роль Японии как провайдера и помощника в процессе развития и обеспечения региональной безопасности, тем самым подтолкнуло Японию к достижению своих целей устойчивого развития.
Проанализировав основные инструменты и методы реализации “мягкой силы” Японии, мы привели к выводу, что на современном этапе Япония реализует политику “мягкой силы” путем сочетания три ключевых элемента: культуры, политики и экономики. Приоритетное место занимает культурная дипломатия, в рамках которого Япония разработала многие программы и провели много мероприятий с целью распространять японские культурные ценности и строить типичный национальный бренд страны. Для развития культурной дипломатии Япония сосредоточивалась на сочетании традиционных (каллиграфия, чайная церемония, цветочные композиции) и современных инструментов (манга, аниме, поп-музыка). Данный подход помог Японии создать позитивный имидж на мировой арене, когда образ жизни и аниме пользуются наибольшей популярностью у населения стран АСЕАН. Это также обосновывает тот факт, что Японии удалось подтвердить силу национальной культуры как основного инструмента реализации “мягкой силы” в Юго-восточной Азии.
Говоря про “мягкую силу” Японии в отношении стран ЮВА, нужно напоминать о официальную помощь в рамках развития (ОПР). Этот инструмент внес большой вклад в устранение агрессивного образа Японии в прошлом и построение имидж миролюбивой страны. В рамках этой помощи Япония предоставила большой объем финансовой помощи развивающимся странам региона в восстановлении, внедрении инноваций в экономическое развитие, повышении уровня жизни людей, улучшении окружающей среды и качества жизни. Это создало очень позитивный имидж Японии в глазах регионального сообщества, что вызвало у населения большое доверие и симпатия к стране. Это отражается в том, что потребность к японским продовольственным, поп- культурным и техническим товарам с каждым годом увеличивается. Иначе говоря, ОПР Японии на столько искоренила ранее неприязненные чувства со стороны стран региона, сколько пользовалась у них доверием, которое считается преимуществом Японии при осуществлении “мягкой силы” в регионе.
И еще один немаловажный инструмент в процессе реализации Японией "мягкой силы" в Юго-Восточной Азии являются ее политические и внешнеполитические ценности, которые включают в себя искренность, силу сообщества, консенсус и особенно идеал процветающего сообщества и общества с общими универсальными ценностями. Этот инструмент не был использован с первого начала процесса реализации “мягкой силы” в регионе из-за того, что в послевоенные годы Япония еще зависела от Америки в экономической сфере, что ограничило возможность использовать политические методы. Зато активное участие Японии в международных организациях и форумах, которые имеют тесные связи с безопасностью и политикой стран ЮВА, таких 94 
как форум Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) косвенно укрепило роль и позицию Японии в регионе. В XXI веке политический элемент в реализации “мягкой силы” стал еще более заметным, когда японское правительство ввело корректировки во внешнюю политику страны, показывая свою амбицию подтвердить национальную позицию национальную позицию в обеспечении регионального мира и стабильности, а также усилить свое влияние в поддержании и укреплении международного права. Эта амбиция Японии понятна, поскольку в Юго¬восточной Азии наблюдается высокий уровень риска подъема конфликтов на Южно¬Китайском море, которые непосредственно влияют на внутренние жизнь населения. Именно поэтому акцент Японии на укреплении своей роли в качестве провайдера безопасности принесет огромную возможность для продвижения “мягкой силы” в регионе.
Что касается результатов реализации политики “мягкой силы” Японии в Юго-восточной Азии, мы выяснили, что этот процесс приносит Японии и положительные, и отрицательные результаты. К положительным результатам относятся повышение симпатии и доверия населения Юго-Восточной Азии к стране, усиление политического влияния Японии в регионе и содействие экономическому развитию страны. Симпатия региональных стран к Японии выражается в том, что большинство жителей стран Юго-Восточной Азии имеют сильное впечатление от природных ландшафтов, традиционных обычаев, культурных ценностей, особенно популярной культуры Японии. Политическое влияние Японии в регионе также отражается в неизменном доверии населения региона к Японии в поддержании и стабилизации безопасности и порядка в регионе, особенно в вопросе Южно-Китайского моря. Также этот процесс содействует развитию национальной экономики страны за счет производства и экспорта популярной культурной продукции. Кроме того, этот процесс способствует развитию индустрии аниме-туризма, когда каждый год наблюдается большое количество туристов, желающих посещать известные места, появляющиеся в аниме.
Помимо положительных результатов, процесс реализации политики “мягкой силы” Японии также приносит стране рядам негативные результаты. В первую очередь Япония пока не может стабилизировать “жесткие” и “мягкие" политики в политической и экономической действиях в отношении стран АСЕАН. Это объяснено тем, что активизация военных операций, а также увеличение японским правительством оборонных бюджетов вызывают у международного сообщества сомнение в конечных политических целях страны. Кроме того, влияние Японии на страны ЮВА оказывается неравномерным. Это связано с рост воздействия ее конкурентов на страны региона, 95
таких как Китай, Южная Корея и Индия. Все эти страны известны своими богатыми традиционными ценностями и считаются будущими крупными державами в мире. Следовательно, их подъем является серьезным препятствием Японии на пути к продвижению “мягкой силы” в Юго-восточной Азии.
Итак, на основе оценивания результатов осуществления политики “мягкой силы” Японии в Юго-восточной Азии, мы выяснили потенциал ее развития в будущем. В основном, Япония имеет огромную возможность в продвижении своей “мягкой силы” в регионе в будущем. Во-первых, после окончания Холодной войны международные конфликты приоритетно решаются мирным путем, и национальные культурные ценности постепенно занимает определенное место во внешней политике государств. Следовательно, “мягкая сила” имеет благоприятное условие для развития. Во-вторых, подъем Китая, с одной стороны, приносит несколько трудностей Японии в реализации своей политики, с другой стороны, дает ей возможность укреплять свою роль в качестве провайдера регионального мира и стабильности посредством разработки программ и планов действий. Также повышение потребности населения АСЕАН к японским культурным продуктам и активное участие Японии в разных форумах в рамках АСЕАН приносит ей благоприятное условие для развития экономического сотрудничество и реализации культурной дипломатии со странами региона. Кроме того, поддержка со стороны японского народа считается одним из важнейших факторов для Японии, чтобы продвигать свою “мягкую силу”.
Помимо этих возможностей, Япония также сталкивается с вызовами, и внутренними, и внешними. В первую очередь это связано с историческими проблемами об агрессивности милитаристской Японии, которые еще производят на население некоторых стран АСЕАН глубокое впечатление, и Япония пока не смогла окончательно искоренить этот недостаток. Далее в связи с усугублением напряженности конфликтов в регионе и в мире, японское правительство ввело ряда изменений в своей политике, таких как внедрение корректировки в 9-ю статью Конституции и интенсивное наращивание оборонных бюджетов. Все эти изменения вызывают недовольство и со стороны японского народа, и со стороны международного сообщества, особенно стран АСЕАН, о реальных политических целях Японии, также вызывают тревогу о повторном превращении страны в милитаристскую. Кроме того, закрытость японского сообщества и старение населения считаются внутренними препятствиями Японии при реализации “мягкой силы”. И еще негативная сторона японской популярной продукции, которая считается не соответствующей культурой, традиции и моральной нравственности стран
Юго-восточной Азии тоже является вызовом Японии при осуществлении своей “мягкой силы” в регионе.
Таким образом, японское правительство должно внести несколько поправки в свою внешнюю политику, чтобы обеспечить потребность международного сообщества и удовлетворить японское население. Только тогда, когда Япония сможет гармонизировать свою внутреннюю и внешнюю политику, реализация “мягкой силы” достигнет оптимальных успехов.



1. Бегунью Тимановскую тренеры отстранили от участия в Олимпийских играх, ее хотели посадить на самолет из Токио // Onliner: сайт. - URL: https://web.archive.Org/web/20210801121209/https://people.onliner.by/2021/08/01/timanovsk aya (дата обращения: 28.04.2025)
2. Закон о независимом административном учреждении Японский фонд. Закон №137 от 6 декабря 2002 г. // Электронное правительство Японии. URL: https://elaws.egov.go.jp/search/elawsSearch/elaws_search/lsg0500/detail?lawId=414AC0000 000137 (дата обращения 14.12.2024).
3. Кабинет министров Японии утвердил рекордный оборонный бюджет, поскольку страна укрепляет свой потенциал в области контрнаступления // Indo-Pacific Defense Forum: сайт. - URL: https://ipdefenseforum.com/vi/2025/01/noi-cac-nhat-ban-phe- duyet-ngan-sach-quoc-phong-ky-luc-khi-quoc-gia-tang-cuong-nang-luc-phan-cong/ (дата обращения: 19.03.2025).
4. A helping hand for Philippines / [Электронный ресурс] // The Japan Times: [сайт]. — URL: https://www.japantimes.co.jp/opinion/2013/11/23/editorials/a-helping-hand- for-philippines/ (access date: 12.04.2025).
5. About the NIHONGO Partners Program // JAPAN FOUNDATION: сайт. - URL: https://asiawa.jpf.go.jp/en/partners/ (access date: 22.12.2024)
6. Anime Industry Data // The Association of Japanese Animations: сайт. - URL: https://aja.gr.jp/english/japan-anime-data (access date: 13.03.2025).
7. ASEAN (2003), “ASEAN - Japan Commemorative Summit, Tokyo Declaration for the Dynamic and Enduring ASEAN - Japan Partnership in the new millennium”. - URL: https://asean.org/?static_post=external-relations-japantokyo-declaration-for-the-dynamic-and- enduring-asean-japan-partnership-inthe-new-millenium-tokyo-12-december-2003 (access date: 23.03.2025).
8. ASEAN (2011), “ASEAN - Japan Plan of Action 2011 - 2015”. - URL: https://www.asean.org/wpcontent/uploads/archive/documents/19th%20summit/JP-PoA.pdf (access date: 23.03.2025).
9. ASEAN (2011), “Joint Declaration for Enhancing ASEAN - Japan Strategic Partnership for Prospering Together (Bali Declaration)”. - URL: https://www.asean.org/wpcontent/uploads/archive/documents/19th%20summit/JP-JD.pdf (access date: 23.03.2025).
10. ASEAN (2013), “Joint Statement of the 16th ASEAN - Japan Commemorative Summit”, “Hand in hand facing regional and global changes”. - URL: https://asean.org/hand- in-hand-facing-regional-and-global-challenges/ (access date: 23.03.2025).
11. ASEAN (2016), “JENESYS 2.0, List of Projects Under JENESYS 2.0
Component”. - URL:
https://jaif.asean.org/pdf/2020/H.%20JENESYS2.0%20200318_List%20of%20Project%20as %20of%20Feb%202020%20.pdf (access date: 23.12.2024)
12. ASEAN-China Free Trade Area // INVEST IN ASEAN: сайт. - URL: https://investasean.asean.org/free-trade-areas/view/734/newsid/776/aseanchina-free-trade- area.html (access date: 22.12.2024)
13. ASEAN-JAPAN DIALOGUE // Association of Southeast Asian nations: сайт. - URL: https://www.asean.or.id/5740.htm (access date: 21.12.2024)
14. Asia Centre: сайт. - URL: https://asiacentre.org/ (access date: 21.12.2024)
15. Asian Economic Crisis and Japan's Contribution // Ministry of Foreign Affairs
of Japan: сайт. - URL:
https://www.mofa.go.jp/policy/economy/asia/crisis0010.html#:~:text=In October 1998, Japan announced,set aside for their possible (access date: 21.12.2024)..152


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ