Аннотация
Введение 3
1 Обзор и характеристика отделения коммерческого банка 5
1.1 Описание структуры и функций отделения банка 5
1.2 Изучение основных бизнес-процессов подразделения 12
2 Способы повышения рентабельности отделения коммерческого банка 19
2.1 Анализ методов повышения экономической эффективности отделения банка 19
2.2 Определение экономических критериев эффективности деятельности отделения
банка 29
3 Решение задачи повышения рентабельности в конкретном отделении коммерческого
банка 36
3.1 Обработка и анализ исходных данных, предоставленных организацией 36
3.2 Создание и оптимизация модели в AnyLogic и разработка рекомендаций по
улучшению работы отделения коммерческого банка 45
Заключение 53
Список использованных источников и литературы 54
Приложение А Код для обработки данных и получения статистики по клиентам 59
Приложение Б Предметный указатель компетенций 61
Банковская отрасль является ключевым компонентом глобальной финансовой системы, играющим решающую роль в поддержке экономического роста и стабильности. Коммерческие банки играют жизненно важную роль в предоставлении финансовых услуг предприятиям и частным лицам, из чего следует необходимость обеспечения их прибыльности.
Вместе с тем, банковская отрасль отличается крайне высокой конкуренцией, которая стремительно развивается каждый год. Именно поэтому коммерческим банкам крайне важно находить способы максимизации прибыли, чтобы оставаться конкурентоспособными с целью сохранения своих позиций на рынке финансовых организаций.
Отделение коммерческого банка, являясь его важной структурной частью, играет большую роль в достижении этой цели. Отсюда следует, что показателем общего финансового состояния банка, а также его способности продолжать обслуживать своих клиентов и достигать своих целей, является показатель рентабельности работы его отдельных отделений.
При этом многие банковские отделения сталкиваются с проблемами поддержания прибыльности, такими как усиление конкуренции, изменение предпочтений и потребностей клиентов, а также необходимость инвестиций в технологии и другие операционные усовершенствования.
Повышая эффективность работы филиалов, банки могут увеличить доходность для акционеров, обеспечить гарантии занятости для сотрудников, а также предлагать клиентам более качественные продукты и услуги и вносить свой вклад в экономику.
Цель данной работы - оценка эффективности деятельности отделения коммерческого банка по обслуживанию физических лиц и повышение его рентабельности.
На основании данной цели поставлены следующие задачи:
• изучить структуру отделения коммерческого банка и описать его бизнес- процессы, а также определить экономические критерии эффективности его деятельности;
• проанализировать методы повышения рентабельности отделения коммерческого банка и выявить оптимальные варианты их применения;
• реализовать выбранные методы в конкретном отделении коммерческого банка с целью получения данных для анализа;
• оценить экономические выгоды применения методов и выработать рекомендации по улучшению работы отделения коммерческого банка.
Объект исследования - деятельность отделения коммерческого банка по обслуживанию физических лиц.
Предмет исследования - методы повышения рентабельности отделения
коммерческого банка.
Методологической и теоретической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых и исследователей, изучающих область банковского дела, а также нормативные источники. Данная тема описана в различных учебных пособиях, научных статьях, из чего можно сделать вывод, что теоретическая сторона темы исследования обладает высокой степенью разработанности.
В качестве общенаучных методов исследования в данной курсовой работе были использованы анализ и обобщение литературных источников, описание. Для исследования практической стороны вопроса применялись методы измерения, сравнения и имитационного моделирования.
Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературных источников. Во введении определены цели, задачи, объект и предмет курсовой работы, а также используемые методы исследования. Первая глава посвящена общей характеристики отделений коммерческих банков и изучению основных бизнес-процессов этих отделений. Во второй главе содержится определение экономических критериев эффективности деятельности банковских отделений и анализ методов повышения их рентабельности. В третьей главе решается задача повышения рентабельности отделения на конкретном примере. В заключении определены результаты работы и сделаны соответствующие выводы.
В настоящее время банковский рынок становится все более конкурентным, что требует от коммерческих банков повышенной эффективности управления своими ресурсами. Отделения коммерческих банков выполняют широкий спектр функций в реализации банковских услуг, и их рентабельность имеет большое значение для обеспечения прибыльности всего банковского бизнеса. При этом, они находятся в тесной взаимосвязи с другими подразделениями банковской организации, обеспечивая контроль и эффективное управление своей деятельностью.
В первой главе данной работы рассмотрены вопросы, касающиеся понятия современных внутренних структурных подразделений коммерческих банков. Уделено внимание описанию их структуры, функциям, роли в филиальной сети кредитных организаций. Также рассмотрены и бизнес-процессы, реализуемые в отделениях, которые могут быть разделены на три главные группы: основные, обеспечивающие и управляющие. Помимо этого, бизнес-процессы могут быть детализированы от бизнес- направления до уровня функций, выполняемых отдельными сотрудниками отделения.
Во второй главе банка рассмотрены различные методы, которые могут быть использованы для решения задачи повышения рентабельности отделения. Конкретный метод выбирается в зависимости от текущей организационно-функциональной структуры и бюджета проекта по повышению рентабельности. В результате установлено, что в большинстве случаев создание имитационной модели работы отделения является наименее затратным и простым способом решения поставленной задачи.
Третья глава посвящена анализу исходных данных о работе конкретного отделения коммерческого банка и создание на основе проведенного анализа имитационной модели отделения, а также ее дальнейшая оптимизация. В результате проведенной работы разработаны рекомендации, которые позволяют увеличить рентабельность продаж в данном отделении и могут быть использованы для улучшения системы массового обслуживания клиентов в данном внутреннем структурном подразделении банка .
Таким образом, результаты исследования подтвердили эффективность имитационного моделирования работы отделения коммерческого банка в условиях повышенной конкуренции на рынке финансовых услуг. Поэтому данная работа является актуальной и может быть использована в работе банковской системы для улучшения управления ресурсами отделений и повышения рентабельности всего банковского бизнеса.
1. Трудовой кодекс Российской Федерации: федер. закон от 30.12.2001 N 197-ФЗ
(ред. от 19.12.2022) // Консультант Плюс: надежная правовая поддержка. - М., 2023 - URL: https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 34683/ (дата обращения:
29.04.2022).
2. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): федер. закон от 10.07.2022 N 86-ФЗ (последняя редакция) // Консультант Плюс: надежная правовая поддержка. - М., 2023 - URL: https://www. consultant.ru/document/cons doc LAW 37570/ (дата обращения: 03.03.2022).
3. О банках и банковской деятельности: федер. закон от 02.12.1990 N 395-1
(последняя редакция) // Консультант Плюс: надежная правовая поддержка. - М., 2023 - URL: https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 5842/ (дата обращения:
15.03.2022).
4. О порядке открытия кредитными организациями (их филиалами)
дополнительных офисов, порядке внесения сведений о них в книгу государственной регистрации кредитных организаций, а также о перечне банковских операций, которые вправе осуществлять дополнительный офис: указ. Банка России от 12.04.2021 N 5775-У // Консультант Плюс: надежная правовая поддержка. - М., 2023 - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 388005/ (дата обращения: 24.03.2022).
5. Об оценке экономического положения банков: указ. Банка России от 03.04.2017 N 4336-У (ред. от 27.11.2018) // Гарант: информационно-правовой портал. - М., 2023 - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71582362/ (дата обращения: 24.03.2022).
6. О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации
кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций : инструкция Банка России от 02.04.2010 N 135-И (ред. от 19.08.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2022) // Консультант Плюс: надежная правовая поддержка. - М., 2023 - URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 99865/ (дата обращения:
28.03.2022).
7. Акопов А. С. Имитационное моделирование: учебник и практикум для вузов / А. С. Акопов. - М.: Издательство Юрайт, 2023. - 389 с.
8. Аль Дахер А. С. Анализ деятельности отделения банка - необходимое условие устойчивого развития бизнеса / А. С. Аль Дахер, Г. П. Федотов // Руководителю отделения банка. - 2013. - № 3. - С. 82 - 89.
9. Асланов Д. И. Совершенствование методики оценки эффективности отделения коммерческого банка / Д. И. Асланов, Е. П. Смолина, Е. Т. Антонов, М. И. Голубова // Фундаментальные исследования. - 2023. - № 1. - С. 7 - 14.
10. Барышникова В. В. Оценка эффективности обслуживания физических лиц отделения банка // Проблемы экономики и менеджмента. - 2013. - № 12. - С. 144 - 148.
11. Березовская Е. А. Имитационное моделирование деятельности отделения
коммерческого банка / Е. А. Березовская, Ю. В. Кушнир // Наука и инновации в XXI веке: актуальные вопросы, открытия и достижения: сб. науч. труд. - Пенза: Наука и
Просвещение, 2017. - С. 121 - 121.
12. Боев В. Д. Компьютерное моделирование в среде AnyLogic: учеб. пособие / В. Д. Боев. - М.: Издательство Юрайт, 2023. - 298 с.
13. Бондарь А. П. Основные пути повышения прибыли и рентабельности региональных банков на примере АО «Севастопольский морской банк» / А. П. Бондарь, И. А. Кондрашихин // Science time. - 2016. - № 2. - С. 70 - 75.
14. Бороненко Т. А. Реализация имитационной модели работы банковского отделения средствами инструментальной среды AnyLogic / Т. А. Бороненко, В. С. Федотова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2018. - № 7. - С. 165 - 170.
15. Булатов А. Н. Как управлять эффективностью отделения банка? // Банковский ритейл. - 2014. - № 3. - С. 78 - 86.
.... всего 52 источника