ВВЕДЕНИЕ 5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА И ОЦЕНКИ
ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
СФЕРЫ УСЛУГ
8
1.1 Система управления предприятия сферы услуг: понятие и
содержание
8
1.3 Инструменты анализа и оценки эффективности управления
предприятием сферы услуг
26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 77
Решение проблемы повышения эффективности управления в
современных условиях должно стать основной задачей менеджмента любого
предприятия сферы услуг. Не менее важной задачей становится оценка
эффективности управления, решение которой требует от руководителей,
осуществляющих такую оценку, системных знаний и системного мышления.
В настоящее время практическое применение системных знаний в
управлении организациями выступает одним из аспектов современной
методологии изучения и управления сложными экономическими системами.
Методология системного подхода направляет научное исследование на
выявление целостности объекта и его элементов, связей между элементами
сведение их в единую картину. В данном случае элементы определяются
системой и получают в ее рамках свое функциональное обоснование.
Функционирование системы зависит не от природы и свойств образующих ее
элементов, а от того, как эти элементы взаимодействуют между собой.
Системный подход к управлению производственной организацией
позволяет дать комплексную оценку эффективности хозяйственной
деятельности и системы управления, используя конкретные критерии оценки.
Проблема повышения эффективности управления предприятия сферы
услуг актуальна как в теоретическом, так и в практическом плане для любой
организации, что обусловлено динамическим характером изменений внешней
и внутренней среды, требующих постоянного развития методов и
инструментов управления, равно, как и методов оценки его эффективности,
все это подтверждает актуальность выбранной темы.
Объектом исследования работы является предприятие сферы услуг -
ООО ТК «Омега».
Предметом исследования является организационно-управленческие
отношения, направленные на совершенствование инструментов анализа и
оценки эффективности система управления предприятия сферы услуг.
Главной целью написания работы является разработка рекомендаций по
совершенствованию инструментов анализа и оценки эффективности системы
управления предприятием сферы услуг.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- изучение теоретических аспектов анализа и оценки эффективности
системы управления предприятия сферы услуг
- анализ и оценка эффективности системы управления ООО ТК «Омега»;
- разработка рекомендаций по совершенствованию анализа и оценки
эффективности системы управления ООО ТК «ОМЕГА».
Теоретической и методологической основой исследования являются
прикладные исследования в области управления предприятия, управления
конкуренцией и обеспечения конкурентоспособности предприятий,
выполненные отечественными и зарубежными авторами.
В процессе исследования используется комплекс подходов,
включающий синергетический, процессный, системный, ситуационный и
подход, основанный на управлении знаниями.
Методическую базу исследования составили общенаучные методы и
приемы: методы сравнительного анализа при исследовании современных
приемов обработки информации; методы обобщения и синтеза. Также для
решения задач, поставленных в работе, использовались методы
теоретического и эмпирического исследования, инструменты экономической
статистики.
Информационной базой исследования послужили законодательные и
нормативные акты Российской Федерации, данные Территориального органа
Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю,
отчетные данные исследуемого сетевого торгового предприятия, а также
информация, содержащаяся в научной и периодической литературе.
Современные российские и зарубежные теоретики и практики
(Коротков Э. М., Виханский О., Чаплина А. Н. и др.). уделяют большое
внимание как сущности содержания организации, так и системе управления,
поскольку они предполагают, что соответствующая система крайне
необходима для обеспечения эффективности организаций и поэтом требует
тщательного изучения сама по себе, или путем анализа и оценки ее
отдельных элементов.
Эффективность системы управления оценить очень сложно.
Целесообразно применять экспертный метод или оценивать эффективность
через эффективность организации – экономическую, социальную и
организационную. Однако не стоит забывать о заинтересованных лицах
которые влияют и взаимодействуют с предприятием (теория стекхолдеров).
В результате написания работы достигнута основная цель - разработка
рекомендаций по совершенствованию инструментов анализа и оценки
эффективности системы управления предприятием сферы услуг. Для
достижения данной цели была предложено совершенствование имеющихся
методов оценки с учетом стекхолдерского подхода
В рамках данной работы в соответствии с поставленными задачами,
мною были изучены теоретические аспекты анализа и оценки эффективности
системы управления предприятия сферы услуг.
Особое внимание было уделено анализу и оценки эффективности
системы управления ООО ТК «Омега». Где, по результатам мониторинга
организационного окружения основными факторами, отрицательно
влияющими на деятельность организации, являются: высокий процент
коммерческого кредита (87,2%) и несовершенство нормативно-правового
регулирования лизинговой деятельности (75,2%). На предприяти работают 23
сотрудника из них: имеют высшее образование – 19 сотрудников; среднеспециальное – 2, студенты – 2. ООО ТК «Омега» имеет линейнофункциональную структуру управления. Она имеет следующие недостатки:
перегруженность сотрудников, которые принимают решения, из-за того, что
они не способны передать другим часть своих полномочий; наличие
сотрудников, имеющих слишком большую нагрузку из-за того, что они
выполняют работы, которые следовало бы выполнять другим. В ООО ТК
«Омега» ценится инициативность и командная работа. Компания с подобной
культурой легко адаптируется к изменениям, и успешно действует в
нестабильном окружении. По данным SWOT-анализа и оценки экспертов
была выбрана стратегия.
Основным этапом написания работы явилась разработка рекомендаций
по совершенствованию анализа и оценки эффективности системы
управления. В третьей части предложена актуализация, имеющихся
инструментов оценки с учетом интересов заинтересованных сторон, а также
построен алгоритм проведения оценки и рассчитано ресурсное обеспечение
предложенных рекомендации.
В результате работы достигнута цель работы и выполнены все
поставленные задачи. Дальнейшая работа над данной темой предполагает
расширение ее информационной базы, повышение эффективности
алгоритмов управления и совершенствование инструментов в целом.
Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] : принята
всенародным голосованием 12.12.1993 г.; с учетом поправок, внесенных
Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 21.07.2014 №11–ФКЗ //
Справочная правовая система «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://
www.consultant.ru.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. В 4 ч. Ч. 2
[Электронный ресурс] : федер. закон от 26.01.1996 №14–ФЗ ред. от
01.04.2017 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». – Режим
доступа: http://www. consultant.ru.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] :
федер. закон от 30.12.2001 №197–ФЗ ред. 01.04.2017 // Справочная правовая
система «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
4. Об обществах с ограниченной ответственностью [Электронный
ресурс]: федер. закон от 08.02.1998 № 14–ФЗ в ред. от 01.07.2016 //
Справочная правовая система «КонсультантПлюс». – Режим доступа:
http://www. consultant. ru.
5. Акимова, Т.А. Теория организации : учеб. пособие / Т.А. Акимова. –
Москва : РУДН, 2010.
6. Андреева, А.С. Методология системного подхода / А.С. Андреева. –
Москва : Дело, 2015. – 213 с.
7. Аполов, О.Г. Теория систем и системный анализ. Курс лекций / О.Г.
Аполов. – Уфа, 2012. – 274 с.
8. Баранов, В.В. Исследование систем управления: учеб. пособие / В.В.
Баранов, А.В. Зайцев, С.Н. Соколов. – Москва : Альпина Пабл., 2013. – 216 c.
9. Волкова, В.Н. Основы теории систем и системного анализа / В.Н.
Волкова, А.А. Денисов. – Санкт-Петербург : СПб ГТУ, 2010. – 515 с.
10. Галанин, И. Эффективность систем управления / И. Галанин //
Бизнес-идеи. – 2015. – № 4. – С. 20–24.78
11. Гиманова, И.А. Поддержка принятия решений в системах
управления торговой деятельностью / И.А. Гиманова // Современная техника
и технологии. – 2016. – № 7.
12. Дафт, Р.Теория организации: учебник / Р. Дафт; под ред. Э.М.
Короткова. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 736 с.
13. Долгов, А.И. Теория организации: учеб. пособие / А.И. Долгов. –
Москва : ФЛИНТА, 2014. – 225 с.
14. Дорошенко, Е.И. Анализ эффективности систем управления: учеб.
пособие / Е.И. Дорошенко, Е.Б. Гончарова. – Волгоград : ИУНЛ ВолгГТУ,
2015. – 84 с.
15. Дрогобыцкий, И.Н. Системный анализ: учебник / И.Н.
Дрогобыцкий. – Москва : ЮНИТИ–ДАНА, 2013. – 423 с.
16. Дудин, М.Н. Исследование систем управления: учеб. пособие / М.Н.
Дудин. – Москва : Элит, 2014. – 276 c.
17. Естественный прирост населения в городе Красноярске
[Электронный ресурс]: статистический сборник. – Режим доступа :
http://web.krasstat.gks.ru/doklad/12/dok.htm.
18. Жуков, Б.М. Исследование систем управления: учебник / Б.М.
Жуков, Е.Н. Ткачева. – Москва : Дашков и К, 2016. – 208 c.
19. Забелин, П.В. Основы стратегического управления / П.В. Забелин. –
Москва : Маркетинг, 2013. – 452 с.
20. Зайцев, А.С. Системный подход в современной науке / А.С.
Зайцев. – Москва : Экономика, 2015.
21. Звягин, Л.С. Системный анализ как новое направление
исследования процессов управления / Л.С. Звягин // Молодой ученый. – 2014.
– № 3. – С. 420–424.
22. Индекс цен по непродовольственным товарам [Электронный
ресурс]: статистический сборник. – Режим доступа : http://web.krasstat.gks.ru/
doklad/12/dok.htm.79
23. Индекс цен по продовольственным товарам [Электронный ресурс]:
статистический сборник. – Режим доступа: http://web.krasstat.gks.ru/doklad/
12/dok.htm.
24. Казначевская, Г.Б. Менеджмент : учебник / Г.Б. Казначевская. –
Ростов-на-Дону : Феникс, 2012. – 452 с.
25. Коротков, Э.М. Исследование систем управления: учебник / Э.М.
Коротков. – Люберцы : Юрайт, 2015. – 226 c.
26. Лукичева, Л.И. Менеджмент организации: теория и практика :
учебник / Л.И. Лукичева, Е.В. Егорычева. – Москва : Омега-Л, 2012. – 488 c.
27. Максимцов, М.М. Исследование систем управления : учеб. пособие
/ М.М. Максимцов, А.В. Игнатьева. – Москва : ЮНИТИ, 2014. – 167 c.
28. Мельников, В.П. Исследование систем управления : учебник / В.П.
Мельников, А.Г. Схиртладзе. – Москва : Юрайт, 2016. – 447 с.
29. Мескон, М.Х. Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М. Альберт;
пер. с англ. О.И. Медведь. – Москва : Вильямс, 2014. – 672 c.
30. Мешков, Н.А. Исследование систем управления : Управление
инновациями и инвестициями : учеб. пособие / Н.А. Мешков, Ю.А. Крупнов.
– Москва : МИЭМ, 2011. – 106 с.
31. Мишин, В.М. Исследование систем управления : учебник / В.М.
Мишин. – Москва : ЮНИТИ, 2012. – 527 c.
32. Позднякова, Ж.С. Системный подход к формированию навыков
управленческой культуры / Ж.С. Позднякова // Молодой ученый. – 2014. – №
17. – С. 529–532.
33. Прогноз развития края [Электронный ресурс] : статистический
сборник. – Режим доступа : http://econ.krskstate. ru/ser_kray/prognoz.
34. Савельева, Е.Н. Научно-практические подходы к оценке
эффективнос-ти систем управления предприятием / Е.Н. Савельева //
Экономика, управление, финансы: материалы III межд. науч. конф. – Пермь :
Меркурий, 2014. – С. 142–146.80
35. Среднедушевые доходы населения [Электронный ресурс] :
статистический сборник. – Режим доступа : http://web.krasstat.gks.ru/doklad/
12/dok.htm.
36. Структура законодательства по торговле [Электронный ресурс] :
статистический сборник. – Режим доступа : http:// minpromtorg.gov.ru.
37. Технологические инновации в крае [Электронный ресурс] :
статистический сборник. – Режим доступа : http://web. krasstat.gks ru/doklad/
12/dok.htm.
38. Тимиргалеева, Р.Р. Актуальные проблемы развития предприятий:
информационно-логистический аспект / Р.Р. Тимиргалеева, И.Ю. Гришин //
«Концепт». – 2016. – № 12: http: // e-koncept.ru/2016/16259.htm.
39. Уемов, А.И. Системный подход и общая теория систем / А.И.
Уемов. – Москва : Дело, 2008. – 206 с.
40. Уровень безработицы [Электронный ресурс] : статистический
сборник. – Режим доступа : https://ru.wikipedia.
org/wiki/Уровень_безработицы.
41. Уровень инфляции [Электронный ресурс] : статистический
сборник. – Режим доступа : http://web. krasstat.gks ru/ doklad/12/dok.htm.
42. Фомичев, А.Н Исследование систем управления: учебник / А.Н
Фомичев. – Москва : Дашков и К, 2015. – 348 c.
43. Фрейдина, Е.В. Исследование систем управления : учеб. пособие /
Е.В. Фрейдина. – Москва : Омега-Л, 2013. – 368 c.
44. Хусаинова, Е.Н. Повышение эффективности управления
организацией / Е.Н. Хусаинова, А.Н. Баранов // Проблемы экономики и
менеджмента. – 2016. – № 1 (53). – С. 10–12.
45. Чаплина, А.Н. Менеджмент в торговле: учеб. пособие / А.Н.
Чаплина, И.В. Щедрина; Красн. гос. торг.-экон. ин-т. – Красноярск, 2010. –
232 с.