Введение 3
1 Теоретические основы мотивации и well-being в организациях 5
1.1 Понятие и роль мотивации труда персонала: классические и современные теории ...5
1.2 Особенности и специфика теорий мотивации в российском контексте 10
1.3 Влияние программ well-being на мотивацию и вовлеченность персонала: российская
и международная практика 19
1.4 Возможности методологии 360 градусов 27
2 Современные методы и практики мотивации персонала через well-being 29
2.1 Инновационные методы и инструменты мотивации в современных организациях ..29
2.2 Well-being как стратегический инструмент повышения мотивации и
вовлеченности 35
2.3 Анализ существующей системы мотивации в ПАО «Газпром нефть» 39
3 Анализ и разработка системы мотивации сотрудников ООО «Газпромнефть-Восток» на
базе программы well-being и методологии 360 градусов 50
3.1 Диагностика проблемных зон 50
3.2 Разработка мероприятий по улучшению системы мотивации 53
3.3 Пилотное внедрение и оценка 55
3.4 Перспективы масштабирования и интеграции рекомендаций в корпоративную
стратегию «Газпромнефть- Восток» 56
Заключение 58
Список использованных источников и литературы 60
Приложение А Результаты сравнительного анализа различных теорий мотиваций 65
Приложение Б Анкета обратной связи при увольнении 70
В современном мире управление персоналом становится ключевым фактором успеха организаций, особенно в условиях глобальной конкуренции и стремительного развития технологий. Одним из центральных аспектов управления является мотивация сотрудников, которая напрямую влияет на их производительность, удовлетворенность работой и общий успех компании. Особую актуальность приобретает внедрение well-being программ, которые направлены на улучшение психологического и физического состояния сотрудников. Эти программы становятся неотъемлемой частью современных систем мотивации, так как они способствуют созданию комфортных условий труда и поддержанию высокого уровня вовлеченности работников.
Объектом данного исследования является программа well-being. Предметом исследования выступает влияние программы well-being на удовлетворенность сотрудников.
Цель работы - исследование влияния корпоративных программ well-being на мотивацию и вовлеченность персонала для разработки и внедрения мероприятий по совершенствованию системы мотивации для компании ООО «Газпромнефть-Восток».
Достижение цели исследования потребовало решения следующих задач:
1. Изучить теоретические основы мотивации и well-being в организациях, а также их влияние на вовлеченность персонала;
2. Исследовать современные методы и практики мотивации персонала через корпоративные программы well-being;
3. Разработать систему мотивации на основе well-being программы и метода 360 градусов в ООО «Газпромнефть-Восток».
Теоретическая значимость исследования заключается в адаптации теоретических основ well-being и современных методик мотивации персонала к оценке их влияния на вовлеченность сотрудников. Исследование систематизирует ключевые факторы эффективности корпоративных программ благополучия, что вносит вклад в развитие научных представлений об управлении персоналом.
Практическая значимость работы состоит в возможности применения разработанных рекомендаций для совершенствования системы мотивации в ООО «Газпромнефть-Восток». Полученные результаты могут служить основой для проектной деятельности в области HR-менеджмента, а также использоваться для оптимизации работы схожих предприятий нефтегазовой отрасли.
В ходе исследования использовались методы анализа и синтеза, которые позволили обобщить теоретические основы мотивации персонала и выделить ключевые аспекты well¬being программ. Также применялись методы сравнительного анализа. Аналитические методы: SWOT-анализ: анализ сильных и слабых сторон (для текущей системы мотивации и well-being в компании), а также выявление возможностей и угроз (для компании в анализируемой сфере); бенчмаркинг: сравнение практик well-being в ООО «Газпромнефть- Восток» с лучшими практиками других компаний; проектная разработка (для корпоративной системы мотивации с внедрением программы well-being и методом 360 градусов).
Выпускная квалификационная работа включает в себя введение, три главы, заключение, список использованных источников и литературы.
Актуальность исследования обусловлена современными вызовами в управлении персоналом нефтегазовых компаний, где высокая текучесть кадров, профессиональное выгорание и снижение мотивации сотрудников напрямую влияют на производственные показатели. В условиях цифровой трансформации и изменения трудовых ценностей традиционные системы мотивации требуют пересмотра с акцентом на комплексное благополучие (well-being) сотрудников.
В рамках выпускной квалификационной работы были изучены теоретические аспекты особенностей системы вознаграждения и специфика мотивации персонала. Проведен сравнительный анализ лучших отечественных и зарубежных практик и инструментов, используемых в рассматриваемой области.
По мере развития рыночных отношений персонал все более нуждается в эффективной системе мотивации персонала, интегрированной по структуре предприятия в общую систему. Важно понимать, что в основе предприятия практически всех производственных, сбытовых, финансовых, административных и других решений стоит персонал и насколько сложно удерживать сотрудников старой системой мотивации. Таким образом, грамотное планирование и внедрение усовершенствованных систем мотивации персонала является неотъемлемой составляющей его эффективного функционирования. Руководители должны понимать, что нет смысла нанимать новый персонал, если действующие работники компании, которые увольняются в связи с тем, что организация не рассматривает обновление систем вознаграждения. Так, мотивационный процесс должен сопровождаться хорошо обоснованной системой управления вознаграждением, которая включает в себя политику, процессы и практики по вознаграждению работников, учитывая их вклад в работу компании, навыки и компетенции. В противном случае, система вознаграждения персонала будет неэффективной.
Практическая часть исследования позволила разработать действенную систему мотивации для ООО "Газпромнефть-Восток". На основе изученных теорий и анализа успешных корпоративных практик создана интегративная модель, сочетающая: 1) программу well-being с элементами психологической поддержки и гибкого графика, 2) регулярную оценку персонала методом 360 градусов. Система адаптирована к специфике нефтегазовой отрасли и предусматривает конкретные KPI: снижение текучести на 15%, рост производительности на 10% за 2 года.
Реализация проекта включает три этапа: диагностику проблемных зон (анализ текучести, анкетирование), внедрение персонализированных мотивационных мер и 58
постоянный мониторинг эффективности через цифровые платформы обратной связи. Особое внимание уделено практическим инструментам: чат-боту для анонимных опросов, тренингам стрессоустойчивости и программам реабилитации после вахт. В работе подробно проанализированы основные элементы, характеризующие мотивационную структуру предприятия: проведение анализа сильных и слабых сторон текущей системы мотивации и well-being в компании; а также изучены лучшие отраслевые практики.
По итогам исследования была разработана система мотивации сотрудников ПАО «Газпром нефть» на основе программы well-being и методологии 360 градусов, объединяющая лучшие практики и адаптированная к специфике нефтегазовой отрасли с целью снижения текучести кадров и роста производительности.
Особое внимание в разработанной системе уделено вахтовому персоналу, чьи потребности традиционно недостаточно учитывались в корпоративных программах мотивации. Предложенные решения включают специальные меры поддержки, учитывающие особенности работы в отдаленных регионах и экстремальных климатических условиях.
Внедрение данной системы позволит повысить лояльность персонала и сократит текучесть кадров за счет идентификации проблемных зон сотрудников, детальной проработки причинно-следственных связей, а также программы мероприятий по улучшению, основанной на сформированных критериях времени. Интеграция оценки по методу 360° в разработанной систему позволит для ПАО «Газпром нефть» создать персонализированные программы развития, укрепить доверие между сотрудниками и руководством организации, а также повысить эффективность стратегии за счет данных, а не интуитивных решений.
В дальнейшем планируется репликация модели в других дочерних предприятиях «Газпром нефти» и постоянная ее доработка в соответствии с требованиями времени.
1. Армстронг М. Г. Практика управления человеческими ресурсами. 15-е изд. - СПб.: Питер, 2021. - 464 с.
2. Артеменков Г. Е., Саввиди С. М. Сравнительная характеристика методов мотивации персонала в России и за рубежом //Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2023. - №. 2-1. - С. 183-187.
3. Базаров Т. Ю. Управление персоналом развивающейся организации. - М.: ИНФРА-М, 2022. - 352 с.
4. Бгашев М. В. Инстинкты и потребности персонала в разрезе содержательных теорий и корпоративных систем мотивации //Актуальные проблемы экономики и менеджмента. - 2020. - №. 3. - С. 14-25.
5. Гагарина С. Н., Садовникова А. С. Трудовая мотивация персонала в современной организации //Экономика и бизнес: теория и практика. - 2022. - №. 1-1. - С. 44-47.
6. Газпром. (2018). Социальная ответственность. Персонал и управление. URL : https://sustainability.gazpromreport.ru/2018/2-people-inside/2-1-management/ (дата обращения 10.05.2025).
7. Гибсон Дж. Л. Организации: поведение, структура, процессы. - М.: ЮНИТИ, 2021. - 511 с.
8. Дафт Р. В. Теория организации. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2022. - 736 с.
9. Дейнека А. В. Управление персоналом организации. - М.: Дашков и К°, 2023. - 288 с.
10. Единство науки и образования как инструмент перехода к постиндустриальному миру: Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции / под ред. Коллектива авторов. — Стерлитамак: АМИ, 2024. — 214 с.
11. Иванова С. В. Корпоративные программы wellbeing как инструмент повышения вовлеченности персонала // Управление персоналом. - 2022. - №3. - С. 45-52.
12. Кабирова А. Р. Оценка мотивации персонала на примере ПАО «Газпром» / А. Р. Кабирова, О. А. Шишкарева // Научно-практические исследования. - 2020. - № 10-6(33). - С. 22-26.
13. Каплан Р. С., Нортон Д.П. Сбалансированная система показателей. - М.: Олимп- Бизнес, 2021. - 320 с.
14. Карташова Л. В. Организационное поведение. - М.: ИНФРА-М, 2022. - 383 с.
15. Кибанов А. Я. Управление персоналом организации. - М.: ИНФРА-М, 2023. - 695 с... 55