ВВЕДЕНИЕ 3
1 Особенности использования игровых педагогических технологий в работе с
детьми в ДОУ 6
1.1 Требования ФЕОС ДО к современным педагогическим технологиям 6
1.2 Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста 12
1.3. Технология Квест в работе со старшими дошкольниками 21
2 Использование квест-технологии в работе с детьми старшего дошкольного
возраста с целью обобщения полученных знаний по теме месяца 27
2.1 Анализ основной образовательной программы МДОУ №66 "Радость"
г. Норильска 27
2.2 Разработка картотеки квест-игр для детей старшего дошкольного
возраста 37
2.3 Экспертная оценка разработок 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44
ПРИЛОЖЕНИЕ А 47
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 50
ПРИЛОЖЕНИЕ В 74
ПРИЛОЖЕНИЕ Е 79
Дошкольное детство - важный этап развития человека, на котором закладываются основы личностных качеств, овладение социальным пространством человеческих взаимоотношений посредством общения со сверстниками, взрослыми и родителями. В дошкольном возрасте закладываются основы базовой культуры ребенка, его личностного роста и успешной социализации в обществе. В старшем дошкольном возрасте активно развивается мотивационная сфера. Особое влияние на поведение детей оказывает интерес к миру взрослых, желание подражать им, установить хорошие взаимоотношения в семье и в детском саду. К концу дошкольного периода ребенок становится особенно чувствителен к «оценкам» его поведения воспитателями и родителями. Важными мотивами являются и стремление завоевать симпатии сверстников, желание самоутвердиться, занять определенную позиции в социуме. От того как будет протекать дошкольный период, зависит дальнейшее становление личности, раскрытие потенциала каждого отдельного ребенка.
С введением федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) в дошкольном образовании начинаются существенные изменения.В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход. Таким образом, изменяется подход к образовательной деятельности дошкольников, меняются функции педагога,главной из которых становится создание условий к самостоятельному познанию и развитию детей. Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра. И перед педагогом встает задача конструирования такого взаимодействия с ребенком, которое будет способствовать формированию его активности в познании окружающей действительности, раскрытию его индивидуальных способностей и качеств.
Для успешного достижения поставленных задач, педагогами разрабатываются и внедряются в образовательный процесс новые технологии. К таким технологиям относятся:
- здоровьесберегающие технологии;
- информационно-коммуникационные технологии;
- технологии, используемые в проектной деятельности;
- личностно-ориентированные технологии;
- игровые технологии.
Среди широко используемых в практике игровых технологий мы обратили особое внимание на квест-технологию, которая только еще начинает использоваться педагогами. Технология квест позволяет в ходе решения игровых поисковых задач развить в ребенке такие качества, как самовоспитание, саморазвитие, самостоятельность, активность,
инициативность, умение выстраивать диалог со взрослыми и сверстниками. Что и является одним из основных требований ФГОС ДО.
Цель: теоретическое обоснование, разработка и эмпирическая проверка методического обеспечения для применения квест-технологии в воспитательно-образовательном процессе.
Объект: Воспитательно-образовательный процесс в ДОУ в условиях реализации ФГОС
Предмет :квест-технология, как средство обобщения полученных знаний в рамках темы месяца детьми старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: Применение квест-игр с детьми старшего дошкольного возраста в ДОУ будет способствовать обобщению полученных знанийв рамках темы месяца если:
-учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей при составлении квест-игр;
- использовать разные формы проведения квест-игр;
2. Описать особенности использования технологии квест в старшем дошкольном возрасте.
3. Разработать картотеку квест-игр для старшего дошкольного возраста с учетом ООП ДОУ
4. Подготовить рекомендации для воспитателей по применению квест-технологии в работе с детьми
5. Провести экспертную оценку разработок
База исследования: МБДОУ № 66 «Радость» подготовительная к школе группа «Спортивная семейка».
Практическая значимость работы состоит в подборе квест-игр и рекомендаций по их проведению в соответствии с классификацией и с содержанием реализуемой программы ДОУ.
В ходе нашей работы был проведен теоретический анализ и обобщение опыта применения квест-технологии в ДОУ, описаны особенности использования технологии квест в старшем дошкольном возрасте. Нами была разработана картотека квест-игр для старшего дошкольного возраста с учетом ООП ДОУ и подготовлены рекомендации для воспитателей по применению квест-технологии в работе с детьми. Также была проведена экспертная оценка наших разработок и получен положительный отзыв о проделанной практической работе.
В итоге можно сказать о том, что разработанные нами сценарии квест- игр, будут способствовать обобщению полученных детьми знаний в рамках темы месяца.Вследствие чего, можно сделать вывод о том, что цель нашей работы достигнута и гипотеза подтвердилась.
1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» [электронный ресурс]: федер. закон от 29.12.2012 No273 -ФЗ ред. От 29.12.2017. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс»: режим доступа:
http: //www.consultant .ru
2. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика. - 2009. - №4.
3. Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров.
- 3-е изд. - Москва: Сов.энцикл., 1985. - 1600 с.
4. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: учеб.пособие / Г. К. Селевко. - Москва: Народное образование, 1998. - 256 с.
5. Смирнова Е.О. Психология ребенка: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Школа-Пресс, 1997. - 384с.
6. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2000
7. Гаврилушкина О.П. Работа по развитию коммуникативного
поведения дошкольников в условиях детского сада // Ребенок в детском саду, 2003 — №2. — 25
8. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Под редакцией Д.И. Фельдштейна — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997
9. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии — Изд. «Союз»; СПб 1997
10. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник; Изд. «Роспедагенство»; Москва 1996
11. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций / Учеб.пособие для
студентов педагог, учеб. Л65 заведений и слушателей ИПК и ФПК. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт-М,—607с.
12. Эльконин, Д. Б. Детская психология [Электронный ресурс] / Д. Б.
Эльконин // Москва : «Академия», 2007. - Режим доступа:
http://psvchlib.ru/mgppu/Edp-2007/Edp-001 .htm.
13. Сементинов, Е. В. О проблеме исследования возможностей технологии «веб-квест» по развитию познавательного интереса и активности учащихся / Е. В. Сементинов, А. А. Ахаян // Письма в Эмиссия. Оффлайн: электрон.науч. жури. - 2014. - № 5.
14. Dodge B. Some Thoughts AboutWebQuests. - URL: http://webquest.sdsu.edu/about webquests.html.
15. Образовательный квест - современная интерактивная технология
[Электронный ресурс] / С. А. Осяк [и др.] // Современные проблемы науки и образования. 2015. - № 1-2. Режимдоступа: http://www.science-
education.ru/ru/ article/view?id=20247
16. Коменский, Я. А. Избранные педагогические произведения / Я. А. Коменский; под ред. А. А. Красновского. - Москва: Учпедгиз, 1955. - 650
17. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Учеб.пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / под ред. Е. С. Полат - М.: Издательский центр «Академия», 2001.
18. Атемаскина Ю.В., Богославец Л.Е. Современные педагогические технологии в ДОУ: учебно - методическое пособие.- СПб.: ООО Издательство Детство - пресс, 2011
19. Шмонина Л.В., Зайцева О.И. Инновационные технологии в методической работе ДОУ: планирование, формы работы / Волгоград: Учитель, 2011
20. Белошистая А.В. Игровые технологии в образовании и воспитании ребенка дошкольного возраста// Пед. технологии.-2010.- №2
21. Аникеева, Н. П. Воспитание игрой: книга для учителей /Н.П.Аникеева. - Москва : Просвещение, 2007 - 198 с.
22. Щуркова, Н. Е. Педагогическая технология / Н. Е. Щуркова. - Москва: Пед. о-во России, 2002. - 224 с.
23. Печерога, А. В Развивающие игры для дошкольников / А. В. Печерога. - Москва: «ВАКО», 2012, - 157 с.
24. Федотова, А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно¬дидактические игры для дошкольников / А.М. Федотова - Москва : ТЦ Сфера, 2015. - 112 с
25. Комарова Т.С., Зацепина М.Б. «Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада», Мозаика-Синтез Москва, 2014
26. Короткова Н.А. «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста», Линка-Пресс Москва, 2015
27. Колесникова И.В. «Проведение игры-квеста «В поисках сокровищ» «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» №2 2015, стр. 48-59. Poweredby TCPDF (www.tcpdf.org)
28. Кислова Т.Р., Вишневская М.Ю. «Речевые досуги», ООО «Баласс» Москва, 2007