МОТИВАЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ПОПУЛЯРНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ КНИГ И ФИЛЬМОВ ПРИ
ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ УЧАЩИХСЯ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ
(НА ПРИМЕРЕ КНИГ И ФИЛЬМОВ О ГАРРИ ПОТТЕРЕ)
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. МОТИВАЦИОННЫЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОПУЛЯРНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ КНИГ И ФИЛЬМОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ
ЯЗЫКАМ 6
1.1. Мотивация в обучении иностранным языкам, виды мотивации 6
1.2. Художественная литература и фильмы как средство повышения
мотивации учащихся старших классов в процессе изучения иностранного языка 13
1.3. Художественные книги и фильмы как средство воспитательного
воздействия в процессе обучения иностранному языку 17
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 21
ГЛАВА II. КНИГИ И ФИЛЬМЫ ДЖ. РОУЛИНГ О ГАРРИ ПОТТЕРЕ КАК СРЕДСТВО МОТИВАЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА СТАРШЕКЛАССНИКОВ 22
2.1. Анализ соответствия ценностных ориентаций, представляемых в книгах и фильмах о Гарри Поттере, принципам, закрепленным в Федеральном законе №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» 22
2.2. Тематические занятия по иностранному языку на основе популярных книг и фильмов как средство мотивационно-воспитательного воздействия на старшеклассников (на примере книг и фильмов о Гарри
Поттере) 33
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 48
В современном мире знание иностранных языков становится все более важным для каждого индивида в профессиональном и социальном плане, в связи с этим преподаватели иностранного языка находятся в постоянном поиске путей совершенствования своей деятельности. Одним из важных требований к процессу обучения иностранным языкам является использование современных материалов, в том числе художественных литературных и кинематографических произведений. Однако, несмотря на все разнообразие доступных современному преподавателю книг и фильмов, вопрос об их воспитательном потенциале и воздействии на мотивацию учащихся остается очень актуальным, особенно в контексте обучения старшеклассников.
Актуальность нашей работы обусловлена тем, что предпринятое в ней исследование нацелено на анализ эффективности использования при обучении иностранным языкам литературных и кинематографических произведений, популярных среди подростков, с точки зрения мотивационного и воспитательного воздействия на учащихся старшей школы.
Теоретическим обоснованием работы являются книги и статьи педагогов и ученых в области мотивации и воспитания. Мотивационный аспект рассматривают: И. А. Зимняя, Т. С. Горбунова, О. В. Суслова, О. М. Рябцева, М. В. Архипова, Е. Р. Ветхова, А.К. Маркова. Другим компонентом нашего исследования является воспитательный аспект обучения иностранным языкам, его рассматривают И. А. Зимняя, О. С. Зацепина, С. С. Параняк, Д. Н. Рубцова 2015, К. Ф. Коцарева, М. Ю. Иванова, Н. В.Карева, Е. А. Гуськова.
В основе нашей работы лежит следующая гипотеза о том, что использование популярных художественных книг и фильмов в процессе обучения иностранному языку может способствовать повышению мотивации и формированию у учащихся системы ценностей, при условии тщательного отбора художественных произведений, соответствующих интересам и потребностям учащихся, а также принятой в обществе системе ценностей.
Цель данного исследования - проанализировать эффективность и приемлемость использования популярных художественных книг и фильмов при обучении иностранному языку с точки зрения мотивационного и воспитательного воздействия на учащихся старшей школы примере книг и фильмов о Гарри Поттере.
В соответствии с поставленной целью в ходе работы решаются следующие задачи:
• определить понятие мотивации и обобщить данные о видах мотивации;
• рассмотреть художественную литературу и фильмы как средства повышения мотивации;
• рассмотреть художественную литературу и фильмы как средства воспитательного воздействия;
• проанализировать книги и фильмы о Гарри Поттера с точки зрения приемлемости для использования в обучении иностранным языкам с точки зрения воспитательного аспекта;
• подготовить и реализовать тематическое занятие по иностранному языку на основе популярных книг и фильмов с целью оказания мотивационного-воспитательного воздействия на старшеклассников (на примере книг и фильмов о Гарри Поттере).
Объектом исследования служат художественные книги и фильмы, применяемые в процессе обучения иностранному языку.
Предметом исследования является мотивационно-воспитательный аспект применения популярных художественных книг и фильмов в процессе обучения иностранному языку учащихся старших классов.
Для поставленных в ходе работы задач использовались следующие методы исследования: анализ, сравнение, анкетирование, наблюдение.
Теоретическая значимость работы заключается в рассмотрении произведений массовой культуры в качестве полноценного учебного материала, который может повысить мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, а также оказать положительное воспитательное воздействие на старшеклассников.
Практическая значимость работы заключается в разработке рекомендаций по организации тематического урока на примере книг и фильмов о Гарри Поттере.
Настоящее исследование было нацелено на анализ эффективности и приемлемости использования при обучении иностранным языкам литературных и кинематографических произведений, популярных среди подростков, с точки зрения мотивационного и воспитательного воздействия на старшеклассников.
Рассмотрев понятие мотивации и ее виды, мы выявили ряд приемов для повышения мотивации, одним из которых является использование художественной литературы и фильмов в качестве учебного материала. Рассмотрев эффективность данного приема с точки зрения повышения мотивации в изучении иностранных языков, а также с точки зрения воспитательного воздействия, мы взяли в качестве материала книги и фильмы о Гарри Поттере.
Чтобы оценить приемлемость данного материала в воспитательном аспекте, мы сопоставили его содержание с принципами, указанными в Федеральном законе «Об образовании в РФ». В результате было выявлено соответствие этим принципам, кроме того, были выявлены и другие положительные аспекты содержания книг и фильмов о Гарри Поттере с точки зрения продвигаемых в них ценностей.
Перед проведением тематического урока мы провели опрос, который показал популярность книг и фильмов о Гарри Поттере, а также книг близких по жанру. Высокий процент положительных ответов на вопросы об интересе к «Гарри Поттеру» и к тематическим урокам показал перспективность с проведения такого мероприятия как тематический урок по «Гарри Поттеру».
Анализ хода урока и его результатов показал, что использованный материал эффективен в качестве средства повышения мотивации. План урока составлен таким образом, чтобы воздействовать в основном на коммуникативную и лингвопознавательную мотивацию. Исходя из наблюдений и диалогов с учащимися, можно сделать вывод, что нам удалось повысить их мотивацию к изучению иностранного языка.
Таким образом, мы доказали выдвинутую в начале исследования гипотезу: о том, что использование популярных художественных книг и фильмов в процессе обучения иностранному языку может способствовать повышению мотивации и формированию у учащихся системы ценностей.
1. Архипова М. В. Экспериментальное исследование особенностей учебной мотивации современных школьников при изучении иностранного языка / Архипова М. В. // Историческая и социально-образовательная мысль. — 2016. — №6. — с. 177-179.
2. Баранов О.А. Фильм в воспитательной работе с учащейся молодежью / Баранов О.А., Пензин С.Н. — Тверь: Твер. гос. ун-т, 2005. — 180 с.
3. Ветхова Е. Р. Изучение иностранного языка: взаимосвязь возрастного фактора и влияния информационных технологий на рост мотивации обучаемых / Ветхова Е. Р., Архипова М. В. // Историческая и социальнообразовательная мысль. — 2016. — №6. — с. 186-188.
4. Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 т. / Выготский Л. С. — Москва: Педагогика, 1984. — Т. 4: Детская психология.
5. Выготский Л.С. Педагогическая психология. / Выготский Л. С. — Москва: Педагогика-Пресс. — 1996. — 536 с.
6. Гайнутдинова М. Ю. Формирование мотивации изучения иностранного языка в школе / Гайнутдинова М. Ю. // Ярославский педагогический вестник. — 2011. — №3. — с. 98-101.
7. Горбунова Т.С. Роль мотивации в изучении иностранного языка / Горбунова Т.С. // Ученые записки Казанской государственной академии ветеринарной медицины им. Н.Э. Баумана. — 2012. — с. 467-471.
8. Гуськова Е. А. Духовно-нравственные аспекты воспитания молодежи школьного возраста / Гуськова Е. А. // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. — 2010. — №4. — с. 143-148.
9. Диордиященко О.В. Основные разновидности внутренней мотивации в изучении иностранного языка / Диордиященко О.В. [Электронный ресурс]. - URL: http://intkonf.org/diordiyaschenko-ov-osnovnyie- raznovidnosti-vnutrenney-motivatsii-pri-izuclienii-inostrannogo-yazyika (дата обращения 16.06.2017).
10. Дьяконова Е. Ю. Интертекстуальность имён собственных в произведениях жанра фэнтези / Дьяконова Е. Ю. // Вестник Челябинского государственного университета. — 2010. — №13. — с. 34-38.
11. Едличко-Малик М. Гарри Поттер и вопрос Антигоны : герой и мир его ценностей как вызов современному учителю и воспитателю / М. Едличко- Малик // Филологический класс. — 2005. — №14. — с. 69-73.
12. Еманакова М. Э. Роль мотивации в изучении иностранного языка / Еманакова М. Э. [Электронный ресурс]. — URL: littp://nsportal.ru/emanakova-marina (дата обращения 16.06.2017).
13. Зацепина О. С. Возможность использования информационных в процессе реализации воспитательного аспекта в иноязычном образовании на старшей ступени в средней школе / Зацепина О. С. // Ученые записки. — 2013. — №4. — с. 56-59.
14. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. / Зимняя И. А. — М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. — 384 с.
15. Иванова Н.О. Использование авторской волшебной сказки в качестве учебного материала для повышения межкультурных компетенций студентов / Иванова Н.О. // Самарский научный вестник. — 2013. — №4.
• с. 73-74
... всего 53 источника