Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ С ПОМОЩЬЮ КОМПЛЕКСА МНЕМИЧЕСКИХ МЕТОДИК

Работа №182666

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы47
Год сдачи2020
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
Основная часть
Глава 1. Анализ психологической литературы по проблеме улучшения памяти посредством актуальных методик 8
1.1. Феномен памяти в психолого-педагогической литературе 8
1.2. Понятие и виды памяти 14
1.3. Современные методики улучшения памяти 24
Выводы по первой главе 26
Глава 2. Организация и результаты исследования возможностей улучшения памяти посредством актуальных методик 28
2.1. Организация и методы исследования 28
2.2. Система занятий, направленных на улучшение памяти
посредством актуальных методик 31
2.3. Результаты повторной диагностики 33
Выводы по второй главе 38
Заключение 39
Список использованной литературы 42
Приложения 45


Развитие и формирование памяти человека всегда было одним из центральных вопросов, которому посвящено немало трудов по педагогике и психологии. Так исторически сложилось, что в жизни каждому индивидууму приходится запоминать большой объем информации. А с учетом современных тенденций и быстрого ритма повседневной жизни, который не дает порой расслабиться ни на минуту, людям приходится запоминать в разы больше. Это касается не только взрослых людей, которым приходится перерабатывать большое количество информации в силу своей работы, но и детей.
В настоящее время созданы разные дополнительные инструменты, например, специальные приложения для смартфонов или даже целые школы, которые утверждают, что могут помочь улучшить память. Зачастую все эти школы предлагают использовать мнемические приемы, однако, эффективность этих приемов требует научной проверки. С этой целью нами было предложено систематизация разных приемов и проверка эффективности некоторых из них.
Современная жизнь предполагает, что человек должен усваивать много новой информации. Особенно этот вопрос актуален для школьников и студентов. После поступления в образовательное учреждение их важнейшая задача заключается в том, чтобы получать и усваивать требуемую информацию.
Важно помнить, что память является основой многих, если не всех, способностей человека. Она - есть центральное условие получения знаний и навыков, формирования способностей и привычек.
Память можно определить, как психический, физиологический и культурный процесс, выполняющий в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Эти функции являются для памяти основными. Они различны не только по структуре и сходным данным и результатам, но и по тому, что у разных людей развиты неодинаково.
Степень разработанности темы. Для развития памяти существует множество разных приемов, которые упрощают процесс запоминания. В том числе это и разнообразные методы, называемые мнемическими приемами.
Цель исследования: экспериментально изучить развитие памяти с помощью комплекса мнемических методик.
Для достижения поставленной цели нами были поставлены следующие задачи:
- раскрыть феномен памяти в психолого-педагогической литературе;
- рассмотреть понятие и виды памяти;
- описать современные методики улучшения памяти;
- провести исследование возможностей улучшения памяти посредством актуальных методик;
- предложить систему занятий, направленных на улучшение памяти посредством актуальных методик;
- выявить результативность предложенных методик.
Объект исследования: память.
Предмет исследования: возможности развитие памяти с помощью комплекса мнемических методик.
Гипотеза: реализация системы занятий с помощью комплекса
мнемических приемов запоминания способствует улучшению развития памяти.
Методы исследования:
- анализ литературы по проблеме исследования;
- методы сбора эмпирических данных:
1) эксперимент (1 этап);
2) тестирование;
3) эксперимент (2 этап);
4) методы интерпретации и описания данных:
количественный и качественный анализ результатов;
- метод статистического анализа: расчет t-критерия Стьюдента.
Практическая значимость: экспериментальные результаты
исследования позволят уточнить возможность и эффективность развитие памяти с помощью комплекса мнемических методик.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучив литературу по теме курсовой работы, мы пришли к выводу, что память - это процесс запоминания, организации, сохранения, восстановления и забывания обретенного опыта, позволяющий повторно использовать его в деятельности или возвратить в сферу сознания.
Изучением памяти занимались достаточно много учёных, каждый из которых внёс свой вклад в изучение её свойств, видов и процессов. Большой вклад был внесён в изучение видов памяти А. Леонтьевым, А. Лурия, С. Рубинштейном. Г. Мюллер осуществил исследование основных законов закрепления и воспроизведения следов памяти у человека. Также ряд интересных фактов, раскрывающих особенности механизмов запоминания, условия, при которых оно происходит, обнаружил в своих исследованиях А. Смирнов. Следует отметить одно из важнейших достижений Г. Эббингауза - открытие закона забывания.
Благодаря всем этим, и многим другим, исследованиям мы можем анализировать особенности памяти у разных возрастных категорий, как с нормой развития, так и с патологией.
Таким образом, рассматривая понятие «память» в научной литературе, мы видим, что изучением данного феномена занимались многие психологи. Каждый из них вносил свои изменения или дополнения. Они проводили экспериментальные исследования, в которых описывали полученные результаты. Также, некоторые из них дают определенную классификацию данному понятию. Подразделяют понятие «память» на виды: произвольная и непроизвольная, долговременная и кратковременная и так далее, в зависимости с определенными критериями.
Более значимой для обучения и для данной работы является произвольная память. По-другому ее называют преднамеренной, которая имеет конкретную цель: усвоить и воспроизвести материал, используя те или иные приёмы, а сам процесс запоминания требует от человека волевых усилий. С целью проверки гипотезы, выдвинутой перед началом исследования, нами был проведен эксперимент, в котором приняли участие 30 человек - студенты 1-2 курса ВУЗов.
Перед началом исследования было проведено краткое анкетирование студентов.
С целью исследования памяти группы студентов мы воспользовались следующими методиками.
1. Запоминание логически не связанного материала.
2. Запоминание чисел (зрительная память).
В результате первого этапа исследования было выяснено, что у большинства исследуемых студентов состояние памяти - «очень хорошее» и «отличное». У немногих испытуемых - 5 человек (17%) по первой методике и 2 человека (6%) по второй методике состояние памяти расценивается как просто «хорошее». Также у немногих из группы студентов результаты исследование показали удовлетворительное состояние памяти - 2 человека (6%) по первой методике и 5 человек (17%) по второй, но это может говорить также об ослаблении активного внимания, выраженной утомляемости.
Для проведения первого этапа эксперимента мы выбрали заучивание стихотворения, работа с которым включала в себя три приема мнемотехники. За основу взяли метод составления мнемотаблиц, но упростили его содержание. В качестве дополнительных были использованы метод спирали и метод акронимов.
Второй этап эксперимента был проведен по тем же методикам, после выполнения предложенных упражнений в течение двух недель. Его результаты представлены в приложении 2.
В результате второго этапа исследования было выяснено, что после проведения занятий по предложенному комплексу мнемических методик у большего числа испытуемых по сравнению с первым этапом эксперимента повысился как объем запоминания логически не связанного материала, так и объем запоминания чисел (зрительной памяти).
В результате эмпирического исследования мы пришли к выводу о том, что при использовании комплекса мнемических методик результаты испытуемых по анализируемым показателям улучшились, что подтверждено расчетами t-критерия Стьюдента. Цель исследования достигнута. Задачи решены. Гипотеза, выдвинутая перед началом исследования, подтверждена. На данной выборке эффективность исследуемого комплекса была доказана. Полученные результаты могут быть использованы для повышения эффективности образовательного процесса.



1. Акрушенко А.В., Ларина О.А., Катарьян Т.В. Психология развития и возрастная психология: учеб. пособие. - Саратов: Научная книга, 2012. - 127c.
2. Богачкина Н.А. Психология: учебное пособие. - Саратов: Научная книга, 2019. - 159 с.
3. Выготский Л.С. Память и её развитие в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1979. - 161 с.
4. Головин С. Ю. Словарь практического психолога. - М.: АСТ, 2001. - 324 с.
5. Губин Н. Глоссарий психологических терминов. - М.: Наука, 1999. - 313 с.
6. Гуревич П.С. Психология: учебник для бакалавров. - М.: Юрайт, 2015. - 608 с.
7. Корецкая И.А. Психология развития и возрастная психология: учеб. пособие. - М.: Евразийский открытый институт, 2011. - 120 с.
8. Леонтьев А. Н. Развитие высших форм запоминания // Психология памяти. Хрестоматия / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтера, В.Я. Романова. - М.: ЧеРо, 1998. - С. 420-436.
9. Мальцева К. П. Произвольная память // Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия. - М.: Академия, 2001. - С. 151 - 154.
10. Мардахаев Л.В. Специальная педагогика: учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2015. - 447 с.
11. Мишина Г.А., Моргачева Е.Н. Коррекционная и специальная педагогика: учеб. пособие для сред. проф. образования. - М.: Форум Инфра- М, 2010. - 137 с.
12. Немов Р.С. Общая психология в 3 т. Том I. Введение в психологию : учебник и практикум для академического бакалавриата. - М. : Юрайт, 2019. - 726 с.
13. Никуленко Т.Г., Самыгин С.И. Коррекционная педагогика: учеб. пособие. - Ростов н/ Д.: Феникс, 2009. - 446 с.
14. Норман Д. Память и научение: Пер. с англ. - М. : Мир, 1985. - 160 с.
15. Петрова, В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников. - М.: Академия, 2002. - 160 с....30



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ