Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Внеклассные мероприятия как элемент среды для формирования познавательного интереса второклассников МАОУ СШ №55 г.Красноярска при решении занимательных задач

Работа №18240

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы80
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
902
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1 Проблема формирования познавательного интереса младших школьников.... 7
1.1 Психолого-педагогический аспект обучения младших школьников 7
1.2 Занимательные задачи в обучении младших школьников 19
1.3 Развивающие возможности курса О.А. Холодовой «Развитие познавательных способностей. Юным умникам и умницам - информатика, логика, математика» 26
2 Формирование познавательного интереса у второклассников, МАОУ СШ №55 г. Красноярска на внеклассных мероприятиях по решению занимательных задач 31
2.1 Методики определения уровня сформированное™ познавательного интереса и мышления у обучающихся 2«В» класса МАОУ СШ №55 г.Красноярска 31
2.2 Характеристика разработанных внеклассных мероприятий 38
2.3 Анализ эффективности проведённых внеклассных мероприятий путём
сопоставления результатов входной и итоговой диагностики 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ А-К 59-80


Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения (далее ФГОСНОО) предъявляет требования к уровню подготовки выпускника начальной ступени: развитие самостоятельной логики мышления, которая позволила бы детям строить умозаключения, приводить доказательства, высказывания, логически связанные между собой, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания. Именно математика является тем учебным предметом, где можно в большой степени это реализовать[33].
Постоянный рост объёма учебной информации в общеобразовательном учреждении усложняет передачу учебного материала и качественное его усвоение учениками. В связи с этим появляются новые учебные материалы развивающей направленности по разным предметам, требующим от обучающегося активной мыслительной деятельности для их усвоения. Современные учебники для начальной школы авторов М.И. Моро, И.И. Аргинская, Л.Г. Петерсон [5, 37, 56]содержат задания, направленные на развитие логического мышления, но эти задания используются учителями в качестве необязательного материала. Многие задания представлены в форме текстовых задач, а это усложняет младшим школьникам их выполнение, поскольку для младших школьников понимание текста условия является отдельной не простой задачей.
Развивать логическое мышления у обучающихся можно только при целенаправленной работе, включающей решение логических задач, основной источник которых - сборники занимательных задач. Для развития логического мышления младших школьников в настоящее время разрабатываются различные факультативные курсы. Наиболее популярен в г. Красноярске курс О.А. Холодовой «Развитие познавательных способностей. Юным умниками и умницам - информатика, логика, математика в начальной школе».
Однако реализация подобных курсов наталкивается на то, что уже с первого года обучения у младших школьников снижается интерес к предметам [56]. Это проявляется в виде снижения внимания, пропадает инициативность на уроке, наблюдается слабая ориентация в учебном материале, вырабатывается привычка действия по шаблону, неумение самостоятельно работать.
В связи с этим перед учителем начальных классов возникает вопрос, как усилить заинтересованность обучающихся и сформировать у них интерес к решению занимательных задач.
Модернизация современной школы призвана обеспечить обучающемуся успешность в учебной деятельности, его личностное развитие. Одним из критериев эффективности педагогического процесса является устойчивый познавательный интерес младшего школьника[26]. Формирование познавательного интереса можно назвать одной из ключевых проблем современного образования. Её актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формированием у обучающихся приёмов самостоятельного приобретения знаний. Перед образовательным учреждением стоит задача формирования познавательного интереса, начиная с начальной школы, поскольку именно в ней выявляются задатки и способности школьника. Опыт реализации ФГОС НОО показывает необходимость разработки новых форм вовлечения младших школьников в процесс обучения, отвечающим потребностям личности и современного общества. Отметим, что проблему формировании учебной мотивации в современной педагогике рассматривают в двух направлениях: разработка методик и технологий формирования учебной мотивации; поиск педагогических методов, приёмов, средств стимуляции учебной мотивации.Своевременное формирование познавательного интереса имеет большое значение для повышения качества и эффективности начального обучения. Для этого необходимо, в первую очередь, разрабатывать и использовать учебные материалы, ориентированные на последовательное развитие познавательного интереса к решению занимательных задач самим школьником.
О.В. Кубасова [17], Л.А. Редькина [38] отмечают, что наиболее эффективными в плане развития познавательного интереса являются такое средство стимуляции учащихся логического мышления, как занимательные задачи. Занимательностью в учебной деятельности занимались такие учёные, как К.Д. Ушинский и М.Ю. Шуба [13,57].Важной особенностью использования занимательных задач в учебной деятельности является, то что в ходе их решения происходит побуждение к мыслительной деятельности, вовлечение обучающегося в активное сотрудничество и самостоятельность на уроке. К.Д. Ушинский выделил «внешнюю», не связанную с содержанием урока занимательность и «внутреннюю», когда интерес побуждается самим предметным материалом (занимательными задачами).3аметим, что, если у обучающегося ещё недостаточно развито мышление в том числе логическое мышление, то предлагаемые задачи не обладают для него «внутренней» по К.А. Ушинскому занимательностью и не побуждают мыслительную деятельность.
Таким образом, возникает проблема, состоящая в том, что, с одной стороны, авторы факультативных курсов, подобных курсу О.А. Холодовой, материалом которых являются занимательные задачи,предполагают, что занимательная форма задач должна сама естественно побуждать интерес второклассников к их решению. С другой стороны, наблюдения показывают, что низкий уровень развития мышления второклассников не позволяет им «увидеть» внутреннюю занимательность задачи и, следовательно,естественного интереса к работе с материалами курса у обучающихся не возникает. Указанную проблему может решить создание элементов учебной среды, стимулирующих «внешнюю» по К.А. Ушинскому мотивацию.
Цель исследования: изучение и проектирование элементов образовательной среды, предназначенных для формирования познавательного интереса второклассников.
Объект исследования: образовательная среда, формирующая познавательный интерес второклассников.
Предмет исследования: содержание внеклассных мероприятий как элемента образовательной среды для формирования познавательного интереса.
Гипотеза исследования:внеурочные мероприятия будут способствовать формированию интереса к решению задач при условии если:
- для обучающихся будет создана внешняя занимательность путем организации соревновательных, игровых процедур и праздничной
атмосферы;
- для мероприятий будут специально отобраны занимательные задачи, решение которых возможно в групповой форме в ходе коллективного обсуждения;
- учениками предлагается действовать в реальных практических или игровых ситуациях, сконструированных на основе занимательных заданий;
- в мероприятии активно участвуют родители учеников.
Задачи исследования
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по вопросам развития мышления, учебной деятельности младших школьников, формирования познавательного интереса; о роли занимательных задач в обучении младших школьников.
2. Изучить дидактические, диагностические и учебные материалы,рекомендуемые для выявления уровня и формирования познавательного интереса младших школьников, в т.ч. материалы курса О.А. Холодовой.
3. Разработать серию внеклассных мероприятий, направленных на формирование познавательного интереса второклассников.
4. Провести апробацию разработок и проанализировать ее результаты.
Методы исследования: анализ литературы, эмпирический: наблюдение,диагностика, качественный и количественный анализ результатов.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения,двух глав, заключения, списка использованных источников и Приложения А-К.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема формирования познавательных интересов младших школьников, является одной из актуальных проблем в педагогике.
Познавательный интерес представляет собой образование, сопряженное с потребностями. В нём имеются все важные для развития личности процессы: интеллектуальные, эмоциональные, волевые. Особая роль при формировании познавательного интереса принадлежит учебной деятельности.Познавательный интерес является одной из важных мотивационных тенденций, которые составляют основу учебной деятельности младшего школьника. Формирование познавательной интереса обучающихся должно происходить в процессе сочетания игровой и познавательной деятельности. Одной из успешных видов деятельности по развитию познавательного интереса, является решения занимательных задач.
Целью нашей работы было создание элементов образовательной среды для формирования познавательного интересах решению занимательных задач, все поставленные задачи были решены
В рамках решения задач выбора и проведения диагностик «Логические задачи»А.З. Зак и «Простые аналогии» А.А. Васищев. Были получены результаты до и после проведения внеклассного мероприятия.
Проведенное исследование познавательного интереса путем наблюдения за активностью учащихся на занятиях по курсу О.А. Холодовой до и после проведения разработанного нами внеклассного мероприятия, которое показало, увеличение активности учащихся на занятиях курса О.А. Холодовой на 16%.
Кроме того, мы провели диагностики «Логические задачи» А.З. Зака и «Простые аналогии» А.А. Васищева, результаты которых представлены в параграфе 2.3 настоящей работы и свидетельствуют о развитии логического мышления, что после мероприятия «Логический турнир».
В рамках решения второй задачи нами было разработано три внеклассных мероприятия «Логический турнир», квест-игра «Самый смышлёный», настольная игра «Планета знаний».
Эффективность внеклассного мероприятия «Логический турнир» подтвердилась путём сравнения результатов проведенных до и после него диагностик, наблюдений за учениками, анализа отзывов от родителей и обучающихся.
Результаты нашей работы подтверждают выдвинутую во введении гипотезу о том, что,создавая внешнюю занимательность в форме внеурочных мероприятий при соблюдении указанных в ней условий, можно усилить интерес учеников к решению занимательных задач, побудить их к активным действиям по решению задачи, способствовать развитию мышления и познавательного интереса.



1. Алексеева, О. В., Арасланова А. А. Формы организации внеурочной деятельности по учебному предмету «Окружающий мир» с позиций ФГОС HOO // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S10. - С. 14-21.
2. Антоненко, В.Б. Приёмы занимательности на уроках математики. // Начальная школа. - 2009. - №5. - С. 55-56.
3. Архангельский, С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М., 1980. 218 с.
4. Асаулюк, Е. П. Межпредметная интеграция как средство интеллектуального развития младших школьников: Дис...канд.пед.наук. - Воронеж, 2012. - 211 с., стр. 57.
5. Аргинская, И.И. Математика. 2 кл.: [учебник: в 4 ч.]. / И.И. Аргинская, Е.И. Ивановская, С.Н. Кормишина; [Федер. научно-метод. Центр
им. Л.В. Занкова]. - Самара: Федоров: Учеб. лит.; М.: Моек. учеб., 2009. - 47 с.: ил.
6. Бантова, М. А., Бельтюкова, Е. В., Степанова, С. В. Методическое пособие к учебнику «Математика. I класс»: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2003.
7. Еайнуллова, Ф.С., Занимательный материал на уроках окружающего мира как средство формирования познавательного интереса младших школьников // Ознакомление с окружающим миром в современном образовательном процессе Сборник материалов научно-практической конференции. Ученый совет НППО ЕАОУ ВОМЕПУ. 2016. С. 135-141.
8. Еодунова, Н.В., К вопросу о возрастных особенностях младших школьников // Исследование различных направлений развития психологии и педагогики: сборник статей Международной научно - практической конференции (13 апреля 2017 г., г. Оренбург). В 3 ч. Ч. 1/- Уфа: АЭТЕРНА, 2017. - 234с., стр. 152- 155.
9. Гейштут, А.Г. Увлекательная математика. Сложение, вычитание. / Часть 2.: Учебное пособие. - М.: Инфолайн, 1995. - 64 с.
10. Давыдов, В.В. Что такое учебная деятельность? // Начальная школа. 1999 №7. С.12-18.
11. Доклад «О состоянии и развитии муниципальной системы образования города Тамбова в 2011 /2012 Учебном году».
12. Зозулина, Е.Н., Летовальцева, Ю.И., Развитие познавательных
интересов у младших школьников через внеурочную деятельность // Опыт, проблемы и перспективы построения педагогического процесса в контексте стандартизации образования сборник научных статей и материалов III Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. под редакцией С.А. Герасимова, Н.Н. Скоробогатовой, И.З. Сковородкиной, В.П. Аксеновой; пер. с рус. яз. В.Л. Подольской; ГБПОУ Архангельской области «Архангельский индустриально-педагогический колледж», ГБОУ ВО
Московской области «Академия социального управления». 2016. С. 58-61.
13. Искалиева, О.Р., Бегежанова, Б.К., Башиева, Г.О. Некоторые подходы к использованию занимательного материала на уроках в начальной школе // Новые технологии в образовании: Материалы XVII Международной научно- практической конференции (27 мая 2014 г.): Сборник научных трудов / Научный ред. д. п. н., профессор И. А. Рудакова. - М.: Издательство «Спутник +», 2014. - 197 с, стр. 24-27.
14. Исаев, Л.Н. К.Д. Ушинский - основатель русской дидактической и методической школы: монография / Л.Н. Исаев. - Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 1999. - 252 с.
15. Казанцева, В.А., Бойко, С.С. Занимательные материалы как способ обучения младших школьников выразительному чтению // Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2017. Т. 2. № 3. С. 43-45.
16. Каменская, В.В. Инновации в общеобразовательных учреждениях: реальные процессы и результаты // Инновации и современные технологии в системе образования: материалы III международной научно-практической конференции 20-21 февраля 2013 года. -Прага: Vedeckovydavatelske centrum «So-ciosfera-CZ», 2013 -351 с, стр. 66-69.
17. Кубасова, О.В. Как помочь ребёнку стать читателем. - Тула: Изд - во «Родничок», 2004.
18. Куприянов, Б.В. статья: Дополнительное образование и внеурочная деятельность: проблемы взаимодействия и интеграции/ Б. В. Куприянов // Теоретический и научно-методический журнал «Воспитание школьников». -2012. - №6. - С. 3 - 7.
19. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю., Словарь по педагогике, М, Академия, 2005.
20. Калинченко, А.В. Проблемы преемственности дошкольного и начального образования // Дошкольное и начальное школьное образование — развивающее и развивающееся. Сб. № 3 / М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. автомом. учреждение «Федеральный ин-т развития образования» (ФГАУ «ФИРО»), Ред. журн. «Обруч»; [подред. Ходаковой Н. П.]. — М.: Обруч, 2014.- С. 74-76.
21. Калинченко, А.В. Галишникова, Л.Ю. Интерактивные формы организации деятельности младших школьников // Среднее профессиональное образование, 2016. - № 8. - С. 22-25.
22. Казанцева, В.А., Бойко, С.С. Занимательность как средство активизации познавательного интереса школьников на уроках в начальной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 38. - С. 78-82.
23. Кулагина, И.Ю., Колюцкий, В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 464 с.
24. Лебедева, Е.П. Инновационная деятельность учителя начальных классов общеобразовательной школы //Инновации и современные технологии в системе образования: материалы III международной научно-практической конференции 20-21 февраля 2013 года. - Прага: Vedeckovydavatelske centrum «Sociosfera-CZ», 2013 - 351 с., стр. 81-85.
25. Лебедева, А.В., Уровни развития познавательного интереса у младших школьников // Школа педагога СПО №2. - 2010. - стр.62-64.
26. Лебедева, А.В. Диссертационная работа по теме: Формирование познавательного интереса у младших школьников гимназии
27. Леман, И. Увлекательная математика. Пер. с нем. - М.: Знание, 1985, - 272 с.
28. Мазалова, М.А. Методические подходы к формированию экологических знаний младших школьников / Биоразнообразие и антропогенная трансформация природных экосистем: матер. Всерос. науч.- практ. конф., посвященной памяти профессора А.И. Золотухина. - Саратов,2015. -С. 161-165.
29. Мухина, В.С. Возрастная психология. - М.: Академия, - 2000. - 56 с., стр. 10.
30. Маркова, А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. - М., 1990. - 192 с.
31. Маркова, А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. - М., 1990. - 192 с.
32. Миронова, Е.Е.Сборник психологических тестов. Часть II: Пособие / Сост. Е.Е.Миронова - Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2006 - 146 с.
33. Моро, М.И. Математика. 2 кл. Учебник: пособие для учащихся общеобразоват. организаций: в 2 ч. / М.И. Моро, С.И. Волкова. - М.:Просвещение, 2011. - 80 с.: ил. - (Школа России) (ФЕОС (Федеральный государственный образовательный стандарт)).
34. Новикова, Т. Е. Экспертиза инновационной деятельности в образовании: монография. - М.:АПКиППРО, 2006. - 290 с., стр. 38.
35. Николау, Л. Л. Использование старинных задач для развития интереса к математике//Начальная школа.-2002.-№ 5.-С.69-72.
36. Петровичева, Р.С., Карпеев, С.А. Проявление возрастных и индивидуально-психологических особенностей младшего школьника в учебной деятельности // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации: материалы 2-й научно-практической конференции заочной) с международным участием: 18-19 мая 2011 г. / отв. ред. А.Ю. Нагорнова, Л.В. Гурылева; ФГБОУ ВПО УлГПУ им. И.Н. Ульянова. Ульяновск: SIMJET, 2011. 607 с., стр. 376-380.
37. Петерсон, Л.Г. Математика. Учусь учиться: 2 класс: [учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 3 ч.]. Ч. 1 / Л. Г. Петерсон; Российская академия наук, Российская академия образования, Изательство "Просвещение". - [Изд. 4-е, перераб.]. - М.:Ювента, 2011. - 80 с. : ил. (Перспектива) (Школа 2000...)
38. Редькина, Л. А. Занимательные задачи как средство формирования у обучающихся познавательного интереса к математике // Continuum. Математика. Информатика. Образование. 2016. № 4 (4). С. 90-95.
39. Рудкевич, Л. А. Кто он современный учащийся? (Взгляд психофизиолога на развитие образования) // Вестник практической психологии образования. -2008. -№ 2(15). - апрель - июнь. -с. 43-54.
40. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - Москва: Питер, 2009. - С. 93-94.
41. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. — 384с, стр. 90-93.
42. Савина, Н.В., Организация внеучебной (внеурочной) деятельности при введении ФГОС НОО второго поколения на первой ступени обучения // Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы. 2012. № 1. С. 103-104.
43. Степанникова, Е.П., Мынзул, О. А. Влияние возрастных психологических особенностей младших школьников на их интеллектуальное развитие // Теоретические и методологические проблемы современного образования Материалы XXVII Международной научно-практической конференции. Научно-информационный издательский центр "Институт стратегических исследований". 2016. С. 61-63.
44. Степанникова, Е.П., Мынзул, О. А. Влияние возрастных психологических особенностей младших школьников на их интеллектуальное развитие // Теоретические и методологические проблемы современного образования Материалы XXVII Международной научно-практической конференции. Научно-информационный издательский центр "Институт стратегических исследований". 2016. С. 61-63.
45. Тулебаева, Л.Д., Леонова, Е.А., Решение занимательных задач на уроке информатики как фактор развития познавательных УУД // Студенческая наука XXI века. 2016. № 4 (11). С. 64-68.
46. Технология подготовки урока в современной информационной среде: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. / Е.В. Чернобай. - М.: Просвещение, 2012. - 56 с. - (Работаем по новым стандартам).
47. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения: в 2 т./К.Д. Ушинский; под. ред. чл.-кор. АПН проф. В.Я. Струминского. - М.: Изд-во МП РСФСР, 1954. - Т. 1. - 731 с.
48. Ульянова, Н.В. Организация внеурочной деятельности младших школьников в рамках реализации ФЕОС ООН.
49. Холодова, О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (7 - 8 лет): Рабочие тетради: В 2-х, часть 1 / О.А. Холодова. - 5-е изд., перераб. - М.: Издательство РОСТ. - 56 с.
50. Холодова, О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (7 - 8 лет): Рабочие тетради: В 2-х, часть 2 / О.А. Холодова. - 5-е изд., перераб. - М.: Издательство РОСТ. - 56 с.
51. Холодова, О.А. «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей 7-8 лет)»; Методическое пособие для 2 класса; Холодова О., Москва: РОСТ книга, 2016г.
52. Черкашина, Е.А. Развитие логического мышления на уроках математики в рамках реализации ФГОС НОО // Современное образование в России и за рубежом: теория, методика и практика: материалы III междунар. науч-практ. конф. (Чебоксары, 24 сент. 2014 г.) - 2014. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2014. - с. 72-73.
53. Шаповал, А.А. Развитие творческого начала с учетом возрастных и психологических особенностей младших школьников // Культурные тренды современной России: от национальных истоков к культурным инновациям Сборник докладов III Всероссийской (с международным участием) научно¬практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых учёных, посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне и 55- летию Белгородского государственного института искусств и культуры: в 2 томах. Ответственные редакторы Гричаникова, И.А., Белогорцева, И.Е., Маматова, С.И., Еуменникова, Е.А.. 2015. С.336., стр. 253-256.
54. Шамова, Т.И. Избранное. - М.: Центр. изд-во, 2004. - 320 с.
55. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). — М.: Еардарики, 2005. — 349 с.
56. Шевцова, М.А. Формирование познавательного интереса младших школь- ников в процессе обучения иностранным языкам: монография / М.А. Шевцова. - Воронеж: ВЕПУ, 2007. - 186 с.
57. Шуба, М.Ю. Занимательные задания в обучении математике. М.: Просвещение, 1995.
58. Эльконин, Д.Б. Психология игры. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 360 с.
59. Якимова, М. С., Развитие познавательного интереса у младших школьников во внеурочной деятельности // Историческая и социально¬образовательная мысль. 2012. № 4 (14).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ