АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Анализ предметной области 5
1.1 Анализ существующих решений 6
2 Разработка требований 8
2.1 Функциональные требования 8
2.2 Определение нефункциональных требований 8
3 Выбор технологий и инструментов 10
3.1 Серверная часть чат-бота 10
3.2 СУБД 11
3.3 vk-io 11
4 Проектирование архитектуры 13
4.1 Диаграмма вариантов использования 13
4.2 База данных 16
4.3 MVC 21
5 Разработка чат-бота 26
5.1 База данных MongoDB 27
5.1.1 Определение модели данных 30
5.1.2 Скрипты для заполнения базы данных (seed scripts) 34
5.2 Разработка сервера на Node.js 44
6 Реализация 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 81
Актуальность темы моей работы обусловлена необходимостью автоматизации взаимодействия между студентами и преподавателями в в онлайн-образовательно среде. Использование чат-ботов позволяет значительно упростить процесс представления информации о домашних заданиях, расписание занятий, а также повысить эффективность и удобное взаимодействие. В данной работе рассматривает разработка чат-бота для облегчения учебного процесса, которая помогает пользователям с предоставление важной учебной информацией, такой как расписание, домашнее задание, записи лекций.
На сегодняшний день существует множество разработок в области чат- ботов в образовательной среде, однако специфика их применения зависит от требования к дополнительному обучению, также адаптации к конкретным задачам конкретного учебного заведения.
Целью данной работы является разработка чат-бота для облегчения процесса онлайн-обучения, который будет выполнять функции помощника, предоставляя информацию о домашних задания, расписании занятий и записи лекций, а также поддерживать коммуникацию между студентами и преподавателями.
В рамках работы будет проведен анализ предметной области, анализ существующих решений на рынке чат-ботов, также будут определены требования к чат-боту, разработаны алгоритмы и затем будет реализован сам чат-бот. В результате данной работы должен будет получен функционирующий чат-бот, который позволит пользователю быстро получать такую информацию как расписание занятий, домашние задания, записи лекций, которые ему понадобятся во время онлайн-обучения.
Одним из важнейших элементов разработки чат-бота является создание, настройка таких систем как База данных и сервер, которые должны будет работать сообща, позволяя пользователям без какой-либо очереди с помощью асинхронности, получать нужную для себя учебную информацию, которая поможет им быстро и оперативно решать нужные для учебного процесса задачи.
Цель работы: Разработать чат-бота для облегчения процесса онлайн- обучения.
Задачи данной работы:
1. Анализ предметной области;
2. Анализ существующих решений;
3. Изучение и выбор технологий разработки;
4. Проектирование архитектуры чат-бота;
5. Разработка чат-бота
6. Реализация чат-бота.
Ожидаемый результат: не только повысить эффективность учебного процесса в онлайн-обучении, но и разработать фундамент для основания учебных чат-ботов, которые смогут интегрироваться к любому учебному процессу любой образовательной онлайн среды, помогая как преподавателям, так и обучающимся в обучении.
В процессе выполнения дипломного проекта был проведен анализ существующих решений, выбран стек технологий для разработки чат-бота, сформулированы требования к системе, определена архитектура приложения, спроектирована база данных и подробно описаны этапы разработки серверной части на Node.js.
Результатом дипломной работы является полнофункциональный чат- бот для взаимодействия с пользователями. Чат-бот предоставляет следующие возможности: начало диалога, просмотр расписания занятий, получение записей лекций, выполнение и просмотр домашних заданий, участие в обсуждениях, связь с преподавателями и администратором, а также поддержка различных команд для удобного взаимодействия.
Возможные направления для дальнейшего улучшения системы включают:
1. Добавление новых функциональных возможностей, таких как напоминания о сроках выполнения домашних заданий;
2. Интеграция с другими учебными платформами для расширения функционала;
3. Разработка более сложных алгоритмов для автоматического ответа на часто задаваемые вопросы;
4. Внедрение системы аналитики для отслеживания активности пользователей и улучшения качества взаимодействия.
Данная работа продемонстрировала, что выбранный подход и технологии позволяют эффективно реализовать чат-бота, способного решать поставленные задачи и обеспечивать удобство пользователей.