Реферат 3
ВВЕДЕНИЕ 7
1 Теоретические основы корпоративной социальной ответственности и устойчивого
развития 10
1.1. Устойчивое развитие бизнеса: существующие подходы 10
1.2. Эволюция концепции корпоративной социальной ответственности 15
1.3. Основные факторы устойчивого развития бизнеса и роль КСО 19
2 Корпоративная социальная ответственность и устойчивое развитие: существующая
практика 25
2.1 Зарубежный опыт реализации бизнесом принципов устойчивого развития 25
2.2 Переход российского бизнеса к устойчивому развитию 31
2.3 Оценка эффективности корпоративной социальной ответственности 37
3 Анализ устойчивого развития розничной сети «Магнит» 43
3.1 Оценка деятельности сети магазинов «Магнит» как социально ответственной
компании 43
3.2 Внедрение принципов устойчивого развития бизнеса 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 60
На сегодняшний день вопрос о корпоративной социальной ответственности стоит довольно-таки остро не только из-за экологической обстановки в стране, но и еще из-за трудоустройства граждан, культурного развития общества, подготовки кадрового потенциала страны, а также развития спорта и здорового образа жизни. Эти вопросы на современном этапе жизни общества не могут решаться только за счет государства, поэтому крупный бизнес поставлен не только в жесткие условия конкуренции, но и должен нести ответственность за свою деятельность и решать поставленные перед ним социально-экономические задачи.
Актуальность темы обусловлена необходимостью и значимостью оценки корпоративной социальной ответственности крупного бизнеса, а также принципов устойчивого развития бизнеса. Внимание к деятельности крупных компаний все больше возрастает со стороны общественности, так как роль данных компаний очень велика, так же, как и цена их ошибки. Современные условия в современной жизни слишком стремительно меняются. Поэтому, крупному бизнесу приходится адаптироваться к таким изменениям и постоянно менять подходы к своей деятельности.
Степень разработанности темы. Исследование в рамках выпускной квалификационной работы выполнено с учетом выводов и положений, сформулированных российскими и зарубежными исследователями, предметом которых являлись проблемы устойчивого развития, корпоративной устойчивости, корпоративной социальной ответственности.
Важность данного исследования связана с процессами глобализации, которые оказывают усиливающий эффект на экономику крупных компаний. Государство уступает давлению крупных компаний, как в экономической независимости, так и в социальной политике. Для того, чтобы не возникло конфликтов на такой почве, нужно согласовать действия, которые смогли бы обеспечить достижение показателей социальной ответственности, которые соответствуют общепринятым нормам и принципам в области устойчивого развития.
Так, необходимость измерения степени корпоративной социальной ответственности и принципов устойчивого развития есть у всех крупных компаний в России. Но каким образом и насколько организации соблюдают корпоративную социальную ответственность, каким образом деятельность компании отражается на экономическом состоянии общества и экологическом вопросе, прежде всего, нужно обществу. Проверить и проанализировать данные показатели можно за счет количественных показателей уровня КСО на основе ежегодной публикации нефинансовой отчетности, а соблюдает ли компания принципы устойчивого развития может подтвердить информация на официальных страницах сайтов компаний. К сожалению, российские компании стали не так давно применять концепцию КСО в своей деятельности. В то время как за рубежом уже давно начали вводить с свою деятельность концепцию КСО и принципы устойчивого развития.
Объектом исследования является: процесс реализации корпоративной социальной ответственности.
Предметом исследования являются теоретические и прикладные аспекты корпоративной социальной ответственности как фактора устойчивого развития компании.
Целью выпускной квалификационной работы является обоснование роли корпоративной социальной ответственности как фактора устойчивого развития компании (на примере деятельности ПАО «Магнит»).
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
• рассмотреть существующие подходы к концепциям корпоративной социальной ответственности и устойчивого развития;
• проанализировать зарубежный опыт и российскую практику реализации бизнесом принципов устойчивого развития и корпоративной социальной ответственности;
• определить корпоративную социальную ответственность как фактор устойчивого развития;
• проанализировать корпоративную социальную ответственность и принципы устойчивого развития сети розничных магазинов «Магнит»;
• предложить возможные мероприятия в рамках корпоративной социальной ответственности с целью реализации принципов устойчивого развития бизнеса.
Методологической основой исследования выпускной квалификационной работы были: метод сравнительного анализа, исторический и системные подходы, методы
прикладных(эмпирический) исследований, качественный анализ.
Основой для теоретического исследования послужили периодические издания о корпоративной социальной ответственности и устойчивом развитии, монографии и учебные пособия по теории и практике корпоративной социальной ответственности и устойчивому развитию, официальные источники в сети Интернет. Практическая часть исследования основана на анализе официальных годовых отчетов крупных российских и зарубежных компаний различных сфер деятельности, представленные на их официальных сайтах, сведений новостных ресурсов и периодических изданий .
Теоретико-методологической основой выпускной квалификационной работы выступают работы следующих отечественных и зарубежных исследователей: Кричевский Н. А., Гришин А. И., Даньшина В. В., Григорян Е. С., Нехода Е. В., Дж. Форрестер, Д. Медоуз и другие.
Наибольший вклад в развитие концепции корпоративной социальной ответственности, а также сопряженных с ней концепций таких как, концепция корпоративной социальной восприимчивости, концепция корпоративной социальной деятельности, концепция общих ценностей, внесли работы Э. Фримана, У. Фредерика, М. Фридмана, А. Кэрролла, К. Дэвиса, Т. Левитта, М. Портера и так далее.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
Практическая значимость данной работы заключена в возможности использования результатов для практической деятельности организации: внедрение принципов устойчивого развития в собственную практику.
Подводя итог, стоит отметить, что в современном мире концепция КСО широко распространена и в связи с этим возникла необходимость разработки и применения систем оценки этого процесса на предприятиях. Показательных инструментом в этом процессе выступила нефинансовая отчетность, которая представляет собой доступное, достоверное и связанное описание основных видов деятельности компании и результатов ее достижений, связанных с ценностями, целями, в также политикой устойчивого развития компании. Данные показатели представляют наибольший интерес ключевых заинтересованных сторон.
Следует отметить стремление компаний реализовывать принципы КСО в своей деятельности, о чем свидетельствуют представленные рейтинги и выпуски нефинансовых отчетов по российским стандартам. Что бы не говорили, но процесс развития корпоративной социальной ответственности в России на данный момент находится на этапе развития. Несмотря на то, что не так давно выпуск нефинансовой отчетности был не так велик в России.
Компании, ведущие свой бизнес согласно правилам корпоративной социальной ответственности, вправе решать вести свою деятельность согласно стандартам или же нет, так как все они носят добровольный характер.
Как было сказано в работе, оценка благосостояния представляет сложный и довольно трудный процесс, так как не всегда имеются данные нефинансовой отчетности , с помощью которых можно оценить корпоративную социальную ответственность компании. Уровень благосостояния можно измерить, в отличии от уровня благополучия. Данный уровень измеряется только нашими предположениями- чем выше уровень благосостояния общества, тем выше уровень благополучия во всех сферах.
Поговорим о моделях, которые мы обсуждали в первой главе, и как они связаны с российской моделью.
Американская модель корпоративной социальной ответственности инициируется самими компаниями и предусматривает максимальную самостоятельность корпораций в определении своего общественного вклада, но законодательно поощряет, социальные инвестиции в выгодны, для общества сферы через соответствующие налоговые льготы и зачеты, при этом государственное регулирование корпоративной социальной ответственности минимально.
Европейская модель корпоративной социальной ответственности в большей степени представляет собой систему мер государственного регулирования. Китайская же модель еще в большей степени подвергается государственному контролю из-за несамостоятельности компаний вести деятельность в области корпоративной социальной ответственности,, так как развитие находится только на начальной стадии.
Российская же модель корпоративной социальной ответственности пока ориентируется на государство, собственников и персонал, но по мере взросления общества произойдет вовлечение местных сообществ, потребителей и других стейкхолдеров. Подход к корпоративной социальной ответственности в России должен иметь более широкий и более прагматичный характер.
В работе проводилось исследование над сетью розничных магазинов «Магнит». В ходе исследования выяснилось, что у компании есть концепция устойчивого развития, но нет публикаций нефинансовой отчетности, которая раскрыла бы показатели корпоративной социальной ответственности. Также отрицательным показателем явилось высказывание основателя и совладельца компании о том, что корпоративная социальная ответственность не является обязанностью компании, даже наличие футбольного клуба основатель объясняет тем, что данная благотворительность не относится к социальной ответственности компании, а лишь является его личной инициативой.
Таким образом, были выявлены основные проблемы и предложены пути их решения.
Исследовательские данные , которые были получены в ходе работы, в будущем могут пригодиться в дальнейшем исследовании для более глубокого изучения проблемы. Практические рекомендации, представленные в выпускной квалификационной работе, могут быть полезны для других компаний, занимающихся подготовкой нефинансовой отчетности или желающих начать практику ведения социальной отчетности.
Цель, достижение которой преследовалось на протяжении всей работы, была достигнута посредством последовательного выполнения поставленных задач.
Целью выпускной квалификационной работы является обоснование роли корпоративной социальной ответственности как фактора устойчивого развития компании (на примере деятельности ПАО «Магнит»).
Были рассмотрены существующие подходы к концепциям корпоративной социальной ответственности и устойчивого развития, во внимание был принят зарубежный опыт для более глубокого понимания теорий и практик реализации бизнесом принципов устойчивого развития и корпоративной социальной ответственности, корпоративная социальная ответственность была рассмотрена как фактор устойчивого развития, По завершении исследования были предложены варианты мероприятий в рамках корпоративной социальной ответственности с целью реализации принципов устойчивого развития, которые смогли бы вывести компанию на новый уровень, получить признательность потребителей, улучшить имидж компании.
По завершении эпидемиологической ситуации и возобновлении работы, мною будут представлены пути развития компании с элементами корпоративной социальной ответственности. Как неоднократно повторялось, введение элементов корпоративной социальной ответственности, отчисление средств на благотворительность, работа с местными сообществами, в будущем даст свои «плоды» - увеличение клиентского потока, улучшение имиджа организации, такой же положительный эффект будет в отношении с местными сообществами.
1. ГОСТ Р ИСО 26000-2012 «Руководство по социальной ответственности» [Электронный ресурс] // Российский союз промышленников и предпринимателей: официальный сайт. Электрон. дан. М., 2020. URL: http://media.rspp.ru (дата обращения: 20.04.2020).
2. Корпоративная социальная ответственность [Электронный ресурс] / Программа развития ООН URL: http://un.by/ru/undp/gcompact/res/csr.html (дата обращения :20.05.2020).
3. Трудовой кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ: (в ред. от 05.02.2018 г.) // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 20.04.2020).
4. Меморандум об основных принципах КСО [Электронный ресурс] Комитет
Ассоциации менеджеров по корпоративной ответственности URL:
http://www.amr.ru/storage/committee/121106.pdf (дата обращения: 21.04.2020).
5. Цели в области устойчивого развития ООН [Электронный ресурс]/Программа
развития ООН в области устойчивого развития URL:
https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/sustainable-development-goals/ (дата обращения: 21.04.2020).
6. Аналитический обзор по результатам исследования «Ценностные основы социальной деятельности российского предпринимательства». - М.: Новард, 2015.
7. Бармута К. А. Обеспечение устойчивого развития предприятия в условиях освоения инноваций // Вестник ДГТУ. 2010. Т. 10. № 8 (51). С. 1275.
8. Белоусов К.Ю. Мимикрия социально-ответственного поведения как причина несоответствия факторам устойчивого развития компании // Проблемы современной экономики. - СПб., 2014, N 1 (49).- стр. 96-99
9. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс - М.: 2005 - С.17.
10. Глазьев С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. - М.: Влад- Дар, 1993 - 310 с.
11. Годовой отчет ПАО «Магнит» за 2018 год [Электронный ресурс] URL:
https://ar2018.magnit.com/ru (дата обращения: 05.05.2020).
12. Годовой отчет за 2019 год ПАО «Магнит» [Электронный ресурс] URL:
http://report2019ru.magnit.com/magnit/annual/2019/gb/Russian/pdf/sustainable.pdf (дата
обращения: 05.05.2020).
13. Григорян, Е.С. Корпоративная социальная ответственность: учеб. для студентов вузов / Григорян Е.С., Юрасов И.А. - Москва: Дашков и К, 2016. - 248 с.
14. Даньшина В. Зарубежный опыт реализации социальной ответственности бизнеса // Экономика. 2017. -№ 40. - С. 187-188.
15. Доронина О. Д. Стратегия ООН для устойчивого развития в условиях глобализации / О. Д. Доронина, О. Л. Кузнецов, Ю. А. Рахманин Ю.А. — М.: РАЕН, 2005. — 248 с. - с. 16...72