АННОТАЦИЯ 3
Введение 4
1 Теоретические основы разработки визуальных коммуникаций для креативного кластера «Пенаты» 8
1.1 Роль фирменного стиля в формировании имиджа компании и средства
создания графического образа 8
1.2 Креативные кластеры и особенности их формирования 13
1.3 Анализ существующих аналогов фирменного стиля креативных
кластеров в России и за рубежом 16
1.4 Основные тенденции современного дизайна в среде креативных
кластеров 24
2 Разработка системы визуальных коммуникаций для креативного кластера
«Пенаты» 26
2.1 Определение целевой аудитории и позиционирования креативного
кластера «Пенаты» 26
2.2 Поиск концептуального и визуального решения. Эскизирование 35
2.3 Разработка логотипа 39
2.4 Определение цветовых и шрифтовых констант 42
2.5 Разработка фирменной графики 50
2.6 Проектирование физических носителей 53
2.7 Проектирование цифровых носителей 55
3 Особенности реализации физических и цифровых носителей фирменного
стиля 57
3.1 Подготовка макетов для печатной продукции, внешней и внутренней
графики 57
3.2 Подготовка макетов для публикации в онлайн-среде 60
Заключение 61Введение 4
1 Теоретические основы разработки визуальных коммуникаций для
креативного кластера «Пенаты» 8
1.1 Роль фирменного стиля в формировании имиджа компании и средства
создания графического образа 8
1.2 Креативные кластеры и особенности их формирования 13
1.3 Анализ существующих аналогов фирменного стиля креативных
кластеров в России и за рубежом 16
1.4 Основные тенденции современного дизайна в среде креативных
кластеров 24
2 Разработка системы визуальных коммуникаций для креативного кластера
«Пенаты» 26
2.1 Определение целевой аудитории и позиционирования креативного
кластера «Пенаты» 26
2.2 Поиск концептуального и визуального решения. Эскизирование 35
2.3 Разработка логотипа 39
2.4 Определение цветовых и шрифтовых констант 42
2.5 Разработка фирменной графики 50
2.6 Проектирование физических носителей 53
2.7 Проектирование цифровых носителей 55
3 Особенности реализации физических и цифровых носителей фирменного
стиля 57
3.1 Подготовка макетов для печатной продукции, внешней и внутренней
графики 57
3.2 Подготовка макетов для публикации в онлайн-среде 60
Заключение 61
Список использованных источников и литературы 63
Приложение А 67
Приложение Б 78
Приложение В 85
Актуальность дипломной работы обусловлена ростом значимости визуальных коммуникаций в развитии креативных кластеров. В наши дни в разных городах России все чаще появляются новые креативные кластеры, которые влияют на развитие инфраструктуры всего города, и делают его привлекательным и запоминающимся для туристов. Каждый кластер имеют свою индивидуальность благодаря местоположению и особенному фирменному стилю, по которому, чаще всего, можно идентифицировать происхождение и историю возникновения кластера. Кроме того, креативные кластеры - это места, где сосредоточены творческие люди и компании, работающие в различных областях, таких как дизайн, медиа, реклама и другие. В такой среде конкуренция высока, и для того чтобы привлечь внимание и оставаться на плаву, бренд должен иметь уникальный и запоминающийся имидж, поэтому создание визуальных коммуникаций очень важно в формировании имиджа бренда в среде креативных кластеров.
Проблемой исследования является то, что креативный кластер «Пенаты» имеет фирменный стиль, однако он не отображает в полный мере позиционирование компании, из-за чего ухудшается коммуникация организации с ее целевой аудиторией. Существующая концепция графических элементов кластера «Пенаты» - логотипа и паттерна, является несовременной и не доносит до потребителя ценности компании. Вследствие этого для креативного кластера «Пенаты» необходимо разработать актуальные, более понятные и уникальные образы, повышающие лояльность аудитории, и тем самым укрепляющие имидж компании.
Степень разработанности проблемы. Исследование опирается на труды отечественных и зарубежных авторов, особое внимание было уделено таким авторам как:
Принципы проектирования фирменного стиля и его особенности рассматривают: Д. Эйри, Дж. К. Джонс, Р. Купер, О. Цурри, М. Кумова, В. Рунге и В. Сеньковский. Теорию цветовых и шрифтовых констант излагают: Т. Самара, Э. Шпикерманн,. Область маркетинга и брендинга исследуют такие авторы, как: Д. Аакер, Д. Аткин, Б. Шмитт, А. Панкрухин, С. Старов, Л. Шадрина.
Объект исследования - принципы проектирования системы визуальных коммуникаций в среде креативных кластеров.
Предмет исследования - процесс проектирования фирменного стиля для креативного кластера «Пенаты».
Цель исследования - создание современного фирменного стиля, отвечающего задачам правильного позиционирования для креативного кластера «Пенаты».
Задачи исследования:
1. Изучение и анализ теоретических материалов на тему создания визуальных коммуникаций и формирования имиджа компаний;
2. Определение роли визуальных коммуникаций в формировании имиджа компании в среде креативных кластеров;
3. Анализ аналогов фирменного стиля креативных кластеров зарубежного и всероссийского уровня
4. Изучение креативного кластера «Пенаты», брифинг, выявление целевой аудитории.
5. Разработка концепции визуальной коммуникации для креативного кластера «Пенаты», состоящей из основных констант фирменного стиля, физических и цифровых носителей;
6. Предусмотрение способов реализации физических и цифровых носителей
Методы исследования. Теоретические методы: изучение и анализ российских и зарубежных источников; сравнительный анализ аналогов и конкурентов. Эмпирические методы: брифинг, наблюдение, поиск. Для разработки констант фирменного стиля использован практический метод эскизного проектирования.
Теоретическая значимость работы заключается в проведении анализа графических образов конкурирующих креативных кластеров в России и за рубежом, изучение воздействия на целевую аудиторию путем использования уникальных графических элементов, а также в выявлении факторов внутренней и внешней среды с целью установки коммуникации с потребителем.
Практическая значимость работы заключается в редизайне
имеющегося фирменного стиля, создании и реализации системы
визуальных коммуникаций для креативного кластера «Пенаты».
Благополучная реализация данной работы позволят организации повысить свою репутацию и конкурентоспособность.
Объем и структура исследования. Бакалаврская работа состоит из трех частей: введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Введение раскрывает актуальность, определяет проблему темы, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.
В первой главе задействованы теоретические методы, лежащие в основе разработки системы визуальных коммуникаций - изучение и анализ литературы, наблюдение, систематизация и сравнение.
Во второй главе используются эмпирические методы исследования - проведение брифинга, поиск. Для разработки констант фирменного стиля использован практический метод эскизного проектирования и состалвение ассоциативной карты.
В третьей главе раскрывается тема печати продукции, а также размещение на носителях онлайн-среды.
В заключении подводятся итоги и делаются выводы проделанной работы.
В ходе работы были решены следующие задачи: проведен анализ графического образа креативного кластера и выявлены его особенности; разработана система визуальных коммуникаций для креативного кластера «Пенаты» в виде графического образа, перенесенного на физические и цифровые носители; предусмотрены рекомендации к реализации носителей фирменного стиля.
В ходе работы на предпроектной и проектной стадиях исследования был проделан анализ роли фирменного стиля в имидже компании и средств его формирования. Рассмотрено положение креативных кластеров на рынке и особенности формирования креативных кластеров. Охарактеризованы целевые группы и основные каналы коммуникаций. Приведен анализ конкурентов и оценка фирменного стиля креативных кластеров в России и зарубежом.
При решении задачи разработки концепции визуальных коммуникаций креативного кластера «Пенаты» на основе собранной информации в работе приведено проведение эмпирического исследования в виде брифинга. Полученные данные в ходе исследования помогают сформулировать потребности целевой аудитории и подобрать соответствующее визуально-графическое решение, воплощенное в фирменном стиле.
Проектная деятельность сопровождалась рядом этапов, целью которой являлась разработка фирменного стиля для креативного кластера «Пенаты» в первую очередь включающая в себя создание системы фирменных констант: логотипа, модульных сеток, шрифтового и цветового решения, фирменной графики. Фирменный стиль представлен на следующих физических и цифровых носителях: плакаты и афиши, деловая
документация, бейджи, шопперы, футболки, толстовки, ручки, открытки, оформление социальной сети «ВКонтакте».
При решении задачи, в рамки которой входило предусмотреть способы реализации физических и цифровых носителей фирменного стиля, приведены технические особенности допечатной подготовки полиграфической и сувенирной продукции, требования к макетам Интернет платформы.
Таким образом, задачи решены в полном объеме, а цель — осуществить процесс разработки системы визуальных коммуникаций для креативного кластера «Пенаты» достигнута.
Итоги исследования креативного кластера могут быть использованы для определения и оценки каналов коммуникации. Результат проектной деятельности может быть использован для повышения конкурентоспособности, идентификации и дифференциации на рынке. Перспективы практической части работы заключаются в реализации состава проекта в полном объеме, а также в расширении визуально¬графического ряда по мере потребностей в тех или иных носителях фирменного стиля.
1. Голубева О. Л. Основы композиции [Текст] / О. Л. Голубева — М.: Издательский дом «Искусство», 2004 — 120 с: илл
2. Добробабенко Д. С. Фирменный стиль: принципы разработки, использования, оценки [Текст] / Добробабенко Д.С.- М. : Соверо, 1986 - 96 с.
3. Иттен И. Искусство цвета. 2008. С.88
4. Луптон Э. Графический дизайн от идеи до воплощения. / Пер. с англ. В. Иванов. — СПб.: Питер, 2013. — 184 с.: ил.
5. Победин В.А. Знаки в графическом дизайне [Текст]/ В.А. Победин. — Харьков: Ранок Веста, 2001 — 94 с.
6. Розенсон И. Основы теории дизайна. [Текст] / СПб.: Питер, 2006. - 146 с.
7. Рэнд. П. Мысли о дизайне [Текст] / П. Рэнд. — СПб. : Питер, 2016. — 96 с
8. Саттон Т. Гармония цвета: Полное руководство по созданию цветовых комбинаций [Текст] / Т. Вилен: Пер. с англ. В.П. Воропаева. — М: ООО «Издательство Астрель», 2004. — 215 с.
9. Сибрук Д. Nobrow. Культура маркетинга. Маркетинг культуры [Текст] / Д. Сибрук ; пер. с англ. М. : Ад Маргинем Пресс, 2012. — 240
10. Станишевская Л. С., Левковская Е. С. Визуальные коммуникации в дизайне: учебно-методическое пособие/ - Благовещенск: Изд-во АмГУ, 2017. - 60с. стр. 6
11. Старчук, О. В. Особенности дизайна в современной
конкурентоспособной среде [Текст] / О. В. Старчук // Культурные тренды современной России: от национальных истоков к
культурным инновациям. - 85 Белгород: Белгородский
государственный институт искусств и культуры, 2019.
12. Самара Т., Структура дизайна. Стильное руководство; пер. с англ. С. Гилим - Издательство: РИПХолдинг, 2008. С.76
13. Ткачев О. Visual бренд: Притягивая взгляды потребителей [Текст] / О. Ткачев. — М. : Альпина Бизнес Букс, 2009. — 216 с.
14. Туэмлоу Э. Графический дизайн: фирменный стиль, новейшие технологии и креативные идеи [Текст] / Э. Туэмлоу. — АСТ, Астрель, 2006. — 256 с
15. Чихольд Я., Новая типографика. Руководоство для современных дизайнеров, издательство Brinkmann & Rose, 1987. С. 58
...40