Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Концептуальные основания трансформации образа города

Работа №182010

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

философия

Объем работы42
Год сдачи2016
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


В сознании современного человека город не воспринимается критически, он видится как некая объективная данность, через ряд исторически сложившихся стереотипов. Город глобально представляется как физическое пространство и это представление характерно для различных культур на всем земном шаре. Город простым образом может быть осознан, путем органов чувств, а также эмпирически - профессиональным взглядом. В.Л. Глазычев отмечал, что, специалисты в той или иной сфере видят город либо как сеть транспортных коммуникаций; либо как обширное пространство, где выделяется и поглощается тепловая энергия; либо как совокупность построек; пространство движения капитала и т.д. В этом ряду видение традиционного планировщика лишь одна из множества точек зрения. Тем не менее, что на самом деле представляет собой феномен города и из чего складывается его образ в сознании не только специалистов, но как более универсальный конструкт у обывателя, какие факторы влияют на это?
Значимость города переосмысливается в процессе его эволюции, образы его элементов, находящихся в архитектурно-пространственной среде, трансформируются. «Ассоциативность» и «знаковость», как символические качества являются, в данном случае, наиболее универсальными. Они могут лежать в основе видоизменений образной выразительности архитектурного пространства любого города, в соответствии с новыми значениями этой среды. Так же они носят визуальную информацию при перцепции образа города и имеют, таким образом, серьезное значение в его композиционной организации. Выявление символических компонентов в силуэте города можно привести в качестве примера данной коммуникативной ситуации.
В современном урбанизированном мире, образ города постоянно усложняется и видоизменяется в ту или иную сторону. Города приобретают новый статус согласно этим изменениям, поэтому появляются другие
образные и символические свойства их архитектурно-пространственной среды.
Замысел или новый концепт первичен по отношению к любому реальному преобразованию архитектурной действительности города. Из этого следует, что городская среда, наделенная гипотетическим образом, фиксируется в сознании человека и таким образом, создается воспринимаемый реальный ее образ.
Данное исследование будет посвящено городу и его образу, что он представляет, как он формируется и по средствам чего может быть изучен.
Актуальность исследования. Актуальность темы исследования, заключается в возрастающем философском интересе к городской тематике, который определяет изучение новых направлений и методов ее осмысления.
Необходимость исследования вытекает из возрастающей глобализации социальных сил. Мультикультурализм, теле- и сетевые коммуникационные связи, динамика междунациональных взаимодействий, изменение геополитических реалий в мире, господство ценностей либерального толка меняют стиль жизни и тенденции в развитии городов. Уже сегодня мы можем увидеть связь специфики развития городов конца XIX - начала XX вв. с характером образования сети глобальных городов. Из этого вытекают как новые возможности, так и ряд ограничений городского развития.
Город - это неотъемлемая часть культурных метаморфоз в меняющейся обстановке. Разнородность городской среды постоянно возрастает (мультикультурализм, разнообразие коммуникационных систем, сложная архитектоника индивидуального самосознания) и в этой ситуации вопросы проектирования переплетаются с практическими целями модернизации систем систем управления и эстетическими аспектами в оформлении пространства, пытаясь при этом примирить множество разноплановых устремлений и смысловую оправданность используемых способов организации. Теряется при этом законченный образ города в пространстве.
Требуется объединяющий стержень, идея, вокруг которой можно упорядочить то множество тождеств и различий, в котором возникают смыслы и знаковые системы. Проявляется потребность в создании органической целостности образа города. Проблема целостности - одна из серьезных проблем философии. В целой конструкции части объединяются с помощью некой общей сущностной парадигмы. Закономерно возникает идея жизни, с ее изменчивостью в процессе формирования. Появляется и проблема человека с его мыслительной и чувствующей составляющими, с его творческим подходом к себе и окружающей действительности, с его тягой к рационализации пространства. В образе мира происходит выявление универсального смысла целостности. Образ объединяет в себе идеальные значения, создает связь мировосприятия и ценностей. Таким образом, витальную онтологию города следует интерпретировать во всей ее сложности и многогранной взаимообусловленности с аксиологией мировидения.
Степень разработанности проблемы. Определяющие влияние на формирование направления к изучению рассматриваемой проблемы оказал пространственный метод современной теории общества, в рамках взаимодействия натуралистической и культурной исследовательских парадигм. Э.Дюркгейм определял пространство как способ соединения социальных явлений и метод их системного структурирования. Пространственный критерий позволил отразить уровень поглощения природной среды социумом, видоизменение форм организации жизни общества и территориальные аспекты существования общества.
В работах Иванова В.В., Лотмана Ю.М, Успенского Б.А. и Топорова В.Н. и др. рассматривались и реализовывались семиотические аспекты исследования города. У. Эко исследовал проблемы коммуникационной функции, знаковости архитектуры. Семантическую составляющую
структуры элементов городской среды изучали И.А. Бондаренко, Н.Н. Ерофеева, А.Л. Ястребицкая и др.
Ряд исследователей, таких как - Арнхейм Р, Беляева Е.Л., Степанов А.В., Ревзин Г.И., Янковская Ю.С. рассматривали городскую среду с позиции восприятия и интерпретации человеком архитектурного объекта.
Объект исследования. Объектом исследования в данной работе выступает город как сложная система.
Предмет исследования. Предметом исследования выступают миф, мифологема и понятие образа города, как теоретическое построение.
Проблема исследования. Проблемой данной исследования будет являться вопрос, влияет ли мифология города на современные конфигурации теоретических и практических трансформации концепта города как сложной системы отношений.
Цель исследования. Целью данного исследования будет выявление концептуальных оснований трансформации образа города
Задачи исследования. Основными задачами данного исследования для достижения поставленной цели, будут являться:
- Проанализировать различные подходы понимания понятия «образа города»;
- Проанализировать методы изучения образа города;
- Рассмотреть миф и методы его изучения;
- Проанализировать роль мифа в формировании образа города;
Имея ряд поставленных задач для достижения цели данного исследования, стоит приступить к нему.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итоги и делая выводы по данному исследованию, можно вспомнить какие результаты мы имели в главах нашей работы. В первой главе мы пришли к выводу о том, что образ города, он существует в сознании его жителя - это комплексное образование, которое обуславливается совокупностью взаимодействующих факторов: физическими качествами самого города, актуальной социально-культурной ситуацией, внутренними установками самого индивида, его представлениями о мире в целом и о своем месте в этом мире. Таким образом, образ города находится в постоянном развитии.
Понятие образа города невозможно отделить от понятия городской среды, в ее определении как о некой реальности города, которая объективно существует, данной в субъективной единой перцепции, или наоборот, в еще более радикальной субъективистской интерпретации, где среда является совокупностью субъективных восприятий. Тогда образ - в этих случаях берется исследователями формой существования среды.
Исследователи среды предлагают единицы ее описания - место и ситуация. Эти две категории содержат в себе признаки среды - ее целостность и субъективность, что помогает эксплицировать субъективные впечатления о городе с несущественной потерей их ключевых свойств.
Категория «место» отображает преимущественно пространственный характер существования среды, а категория «ситуация» - показывает поведенческий.
Общность «единиц» анализа (места, ситуации городской жизни, качества города в целом) позволяет обеспечить сопоставимость результатов исследования каждой формы существования образа и тем самым дает возможность для анализа его исторической трансформации.
Отличительные признаки города, сохраняющие принципиальное значение, которое играют важнейшую роль в формировании его образа, несмотря на смену культур и физические изменения в его облике, образуют образное ядро города. Сравнение данных, которые мы получили в современное время, с составляющими образного ядра города прошлого, Показывает нам наличие исторической преемственности в процессе трансформации образа города, о степени неизменности его исторической самобытности.
Последующий анализ представлений о городе, которые являются современными, показал нам отличительные черты трех видов образа города: образа, находящийся в сознании жителя, официального образа города и художественного образа. Установлены моменты их взаимодействия и расхождения.
В заключительной части хотелось бы добавить, что универсальность мифа разрешает нам рассматривать культуру не как набор отдельных и несвязанных элементов, а как нечто единое целое, а именно, то что нас конкретно интересует, это город как часть этой культуры, поскольку миф синтезирует и связывает различные явления философии, религии, морали, литературы, искусства, истории, науки, политики. Сходство сюжетов, образов и поэтики мировых мифологий говорит о принципиальном единстве человечества, структуры мышления различных народов, об архетипическом повторении в истории культуры комплекса экзистенциальных проблем, ситуаций, поведенческих моделей, которые так же мы можем обнаружить в сложной системе концепта города как сложной системе отношений.



Список литературы:
1. Барт Р Мифологии / пер., Вступ. ст. и коммент. С. Н. Зенкина. - М: Изд-во им.. Сабашниковых, 1996. - 312 с.
2. Бауман 3. Индивидуализированное общество. М:. Логос, 2002. 390с.
3. Бергер П. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива. М:. Аспект-пресс, 1996.-168с.
4. Бирлайн, Дж. Ф. Параллельная мифология - М.: КРОН-ПРЕСС, 1997. - 334 с.
5. Бодрийяр Ж. Система вещей. М:. Изд-во Рудомино, 1999. -222с.
6. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М:. "Добросвет" 200. -387с.
7. Бранч М. Проектирование городской среды. М:. Стройиздат, 1979. -176с.
8. Бродель Ф. Структуры повседневности: возможное и невозможное. М:. Прогресс. Т. 1. 1986-621с.
9. Виноградский В.Г. Социальная организация пространства. М:. Наука,
1988. -192с.
10. Гидденс Э. Устроение общества: Очерк истории структурации. М:. Академический проект, 2003э -528с.
11. Гидион 3. Пространство, время, архитектура / С окр. Пер. с нем. М.В. Леонене, И.Л. Черня.-3-е изд.-М:. Стройиздат, 1984. -455с.
12. Глазычев В.Л. Социально-экологическая интерпретация городской среды. М:. Наука, 1984.-180с.
13. Гофман А.Б. Эмиль Дюркгейм в России: Рецепция дюркгеймовской социологии в российской социальной мысли. М:. ГУ ВШЭ, 2001. -100с.
14. Груза М. Теория города. М:. Стройиздат, 1972. -245с.
15. Данциг Дж., Саати Т. Компактный город. М:. Стройиздат, 1977. -200с...49



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ