Связи с общественностью в органах государственной власти Красноярского края:способы взаимодействия с целевой аудиторией
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СВЯЗЕЙ С
ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ 6
1.1 Основные теоретические подходы к изучению связей с
общественностью органов государственной власти 6
1.2 Взаимодействие PR-служб органов государственной власти с
целевыми аудиториями 15
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ (НА ПРИМЕРЕ ПРЕСС-СЛУЖБЫ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И
НАУКИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ) 31
2.1 Деятельность пресс-службы министерства образования и науки
Красноярского края 31
2.2 Рекомендации по повышению эффективности деятельности пресс¬службы министерства образования и науки Красноярского края 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 68
Приложения 72
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СВЯЗЕЙ С
ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ 6
1.1 Основные теоретические подходы к изучению связей с
общественностью органов государственной власти 6
1.2 Взаимодействие PR-служб органов государственной власти с
целевыми аудиториями 15
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ (НА ПРИМЕРЕ ПРЕСС-СЛУЖБЫ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И
НАУКИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ) 31
2.1 Деятельность пресс-службы министерства образования и науки
Красноярского края 31
2.2 Рекомендации по повышению эффективности деятельности пресс¬службы министерства образования и науки Красноярского края 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 68
Приложения 72
Современная социальная ситуация развития нашего государства зависит от изменений в различных сферах жизни общества в целом и функционировании различных организаций, в частности. Деятельность любой организации определяется не только профессионализмом его персонала (в первую очередь, - её руководителя), но и тем, насколько успешно организация позиционирует себя в глазах общественности.
Сегодня целенаправленная работа, направленная на формирование позитивного имиджа организации, является неотъемлемой частью культуры социального общения, а имидж руководителя - существенной личностной и профессиональной характеристикой.
Это в равной степени касается не только коммерческих организаций, но и государственных органов, а также органов местного самоуправления.
Усиление внимания к проблеме формирования позитивного имиджа государственных органов обусловлено действием двух ключевых факторов.
Во-первых, позитивный имидж всей совокупности государственных органов - это основа для высокой оценки степени конкурентоспособности региона, а она, в свою очередь, предопределяет его инвестиционную привлекательность.
Во-вторых, чем более благоприятно представление о деятельности государственных органов по решению актуальных проблем социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и защиты территории от вероятных проблем, тем выше уровень доверия населения к власти.
Ведущую роль в создании позитивного имиджа государственных органов играют ведомственные PR-службы и пресс-службы, в задачи которых входит организация и осуществление прямой связи государственного органа с целевыми аудиториями и обратной связи целевых аудиторий с государственными органами.
Одной из самых динамично развивающихся сфер социально-экономической жизни Красноярского края по праву считается сфера образования. Реформы федерального, регионального и муниципального уровней, осуществляемые в образовательной сфере, находят живой отклик у населения. Зачастую он выражается в форме негативных оценок реализуемых реформ [15, с.29].
В этой связи исследование деятельности пресс-службы министерства образования и науки Красноярского края по достижению цели формирования позитивного имиджа этого государственного органа представляется актуальным.
Целью настоящего исследования стала разработка рекомендаций по повышению эффективности деятельности пресс-службы министерства
образования и науки Красноярского края.
В качестве объекта исследования выступила пресс-служба министерства образования и науки Красноярского края.
Предметом исследования стала деятельность пресс-службы министерства образования и науки Красноярского края.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
1. Рассмотреть основные теоретические подходы к изучению связей с общественностью органов государственной власти;
2. Изучить взаимодействие PR-служб органов государственной власти с целевыми аудиториями;
3. Проанализировать деятельность пресс-службы министерства
образования и науки Красноярского края;
4. Выработать рекомендации по повышению эффективности
деятельности пресс-службы министерства образования и науки Красноярского края.
Гипотеза: мы предполагаем, что деятельность пресс-служб
государственных органов Красноярского края достаточно эффективна, отдельные недостатки относятся к области организационно-методического обеспечения.
Структура выпускной квалификационной работы определяется поставленными задачами и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Сегодня целенаправленная работа, направленная на формирование позитивного имиджа организации, является неотъемлемой частью культуры социального общения, а имидж руководителя - существенной личностной и профессиональной характеристикой.
Это в равной степени касается не только коммерческих организаций, но и государственных органов, а также органов местного самоуправления.
Усиление внимания к проблеме формирования позитивного имиджа государственных органов обусловлено действием двух ключевых факторов.
Во-первых, позитивный имидж всей совокупности государственных органов - это основа для высокой оценки степени конкурентоспособности региона, а она, в свою очередь, предопределяет его инвестиционную привлекательность.
Во-вторых, чем более благоприятно представление о деятельности государственных органов по решению актуальных проблем социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и защиты территории от вероятных проблем, тем выше уровень доверия населения к власти.
Ведущую роль в создании позитивного имиджа государственных органов играют ведомственные PR-службы и пресс-службы, в задачи которых входит организация и осуществление прямой связи государственного органа с целевыми аудиториями и обратной связи целевых аудиторий с государственными органами.
Одной из самых динамично развивающихся сфер социально-экономической жизни Красноярского края по праву считается сфера образования. Реформы федерального, регионального и муниципального уровней, осуществляемые в образовательной сфере, находят живой отклик у населения. Зачастую он выражается в форме негативных оценок реализуемых реформ [15, с.29].
В этой связи исследование деятельности пресс-службы министерства образования и науки Красноярского края по достижению цели формирования позитивного имиджа этого государственного органа представляется актуальным.
Целью настоящего исследования стала разработка рекомендаций по повышению эффективности деятельности пресс-службы министерства
образования и науки Красноярского края.
В качестве объекта исследования выступила пресс-служба министерства образования и науки Красноярского края.
Предметом исследования стала деятельность пресс-службы министерства образования и науки Красноярского края.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
1. Рассмотреть основные теоретические подходы к изучению связей с общественностью органов государственной власти;
2. Изучить взаимодействие PR-служб органов государственной власти с целевыми аудиториями;
3. Проанализировать деятельность пресс-службы министерства
образования и науки Красноярского края;
4. Выработать рекомендации по повышению эффективности
деятельности пресс-службы министерства образования и науки Красноярского края.
Гипотеза: мы предполагаем, что деятельность пресс-служб
государственных органов Красноярского края достаточно эффективна, отдельные недостатки относятся к области организационно-методического обеспечения.
Структура выпускной квалификационной работы определяется поставленными задачами и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Целью выполнения выпускной квалификационной работы являлась разработка рекомендаций по повышению эффективности деятельности пресс-службы министерства образования и науки Красноярского края.
Мы предположили, что деятельность пресс-служб государственных органов Красноярского края достаточно эффективна, отдельные недостатки относятся к области организационно-методического обеспечения.
Внутренняя оценка деятельности пресс-службы министерства
образования и науки Красноярского края осуществлялась с применением метода фокус-группы, внешняя - путём проведения опроса представителей двух целевых групп (населения и сотрудников СМИ).
В ходе исследования обнаружилось, что большинство сотрудников пресс¬службы совершенно верно обозначили в качестве цели деятельности пресс¬службы формирование позитивного имиджа министерства и подведомственных учреждений, что свидетельствует о наличии здорового профессионального самосознания и конструктивных внутренних установок в отношении собственной деятельности в занимаемой должности.
Что касается оценки роли специалистов в достижении пресс-службой министерства основной цели своей деятельности, то здесь можно с уверенностью констатировать наличие выраженных признаков высокой степени развитости профессионального самосознания и личной ответственности.
Абсолютное большинство участников фокус-группы склоняется к мнению о том, что поставленные задачи пресс-службой министерства решаются посредством сочетания традиционных PR-технологий с
современными, что, безусловно, характеризует их подход к осуществлению профессиональной деятельности как рациональный и целесообразный.
В процессе обсуждения вопроса о степени эффективности реализации направления прямой связи министерства с целевыми аудиториями мнения участников фокус-группы разделились на две равнозначные категории: половина специалистов считает прямую связь с целевыми аудиториями эффективной (среди них больше тех, кто признаёт эффективность с определённой долей условности), вторая половина с известной долей условности склонна считать прямую связь, скорее, не эффективной, нежели эффективной.
Результаты внешней оценки эффективности прямой связи,
осуществляемой сотрудниками пресс-службы министерства, показали, что представители двух заявленных целевых аудиторий гораздо критичнее самих сотрудников пресс-службы в оценке эффективности осуществляемой ими прямой связи, что существенно осложняют реализацию цели формирования позитивного имиджа государственного органа в среде широкой общественности.
При обсуждении фокус-группой вопроса о том, какие факторы влияют на повышение эффективности прямой связи, выяснилось, что на первом месте - высокий уровень ответственности самих сотрудников за своевременность и полноту сбора и обработки информации. На втором месте - фактор наличия прогрессивных информационных технологий. На третьем - фактор сочетания оперативности и полноты информации, предоставляемой подведомственными учреждениями. На последнем месте по значимости стоит заинтересованность руководства в полноценности прямой связи.
По мнению представителей целевых аудиторий, повышению эффективности прямой связи министерства с целевыми аудиториями будет способствовать, главным образом, увеличение объёмов информации о деятельности самого министерства, а не о деятельности подведомственных учреждений.
Представители целевых аудиторий считают препятствием на пути к достижению целей деятельности пресс-службы министерства дефицит информации о работе самого министерства. Представители СМИ особо отметили редкую практику проведения пресс-конференций с должностными лицами министерства и несовершенство подходов к составлению медиа-карт.
Многие представители целевых аудиторий указали на ограничение доступа к информации определённой части общественности, которое образовалось в результате приоритета размещения информации на Интернет-ресурсах в ущерб остальным СМИ.
Работая над вопросом о факторах, препятствующих совершенствованию прямой связи, фокус-группа отметила, что отдельные СМИ неохотно идут на контакт и не заинтересованы в сотрудничестве, недостаточную активность высших чинов в мероприятиях, которые организуются для них пресс-службой, в частности - в пресс-конференциях, а также недостаточность
позиционирования в СМИ деятельности самого министерства.
Результаты работы фокус-группы над вопросом о качестве обратной связи показали высокую самокритичность специалистов пресс-службы. Ни один не оценил данное направление работы положительно.
Взгляды представителей СМИ на качество обратной связи абсолютно идентичны взглядам самих специалистов пресс-службы министерства.
Факторами, способствующими повышению качества обратной связи, часть фокус-группы считает получение конкретных заданий от руководства, активную позицию представителей целевых аудиторий в осуществлении обратной связи, а также самостоятельное продвижение сотрудниками пресс-службы собственных инициатив у руководства.
Кроме того, выяснилось, что у пресс-службы нет объективных предпосылок для проведения опросов общественного мнения. Специалист, отвечающий за это направление, загружен совершенно иной работой, а привлечение альтернативных ресурсов пресс-службой не практикуется.
Мнения представителей целевых аудиторий о том, какие факторы способствуют улучшению обратной связи, концентрируются вокруг указания на контактность сотрудников пресс-службы, на наличие формы обратной связи на сайте министерства. Часть упомянула о наличии телефонов «горячей линии».
Что касается факторов, препятствующих эффективной обратной связи, то представителями целевых аудиторий были названы отсутствие у государственных гражданских служащих желания принимать участия в решении проблем рядовых граждан, ошибочное мнение населения об отсутствии практики «горячих» телефонных линий, отсутствие чёткого представления о том, с какими проблемными вопросами можно обратиться в министерство, к кому именно следует обращаться, где взять конкретные контактные данные госслужащих.
Абсолютное большинство участников фокус-группы высказалось в пользу мнения о том, что неохваченной целевой аудиторией является населения края. В качестве причин назывались, в первую очередь, пассивность самих граждан в деле обратной связи. На втором месте -объективная невозможность частого проведения массовых опросов общественного мнения. Половиной специалистов пресс-службы отмечается незначительная результативность таких обращений, которая приводит к усилению пассивности.
Высказывая своё мнение по этому же вопросу, представители целевых аудиторий обнаружили поразительное сходство мнений, указав в качестве неохваченной целевой аудитории население края, а в качестве ведущей причины - отсутствие положительного опыта обращения в министерство за решением своих проблем.
Таким образом, мы приходим к заключению о том, что в целом, деятельность пресс-службы министерства образования и науки Красноярского края может быть оценена достаточно положительно.
В то же время, сопоставление данных внутренней и внешней оценок указывает на наличие ряда проблем:
1) Неконструктивная информационная политика руководства министерства, выражающаяся в невольном препятствовании формированию позитивного имиджа из-за искусственно созданного дефицита информации о
деятельности самого министерства, что препятствует повышению
эффективности прямой связи;
2) Несогласованность медиа-планов пресс-службы министерства и некоторых СМИ, что также затрудняет реализацию направления прямой связи;
3) Ограниченность доступа широких слоёв населения к информации, проистекающая из приоритета публикаций в Интернет-источниках;
4) Отсутствие объективных предпосылок для проведения опросов общественного мнения в целях улучшения качества обратной связи;
5) Слабая распространённость информации о том, по каким вопросам, к кому из госслужащих министерства и каким способом, могут обращаться граждане со своими проблемами, возникающими в сфере образования.
Учитывая характер выявленных проблемных аспектов, выдвинутую гипотезу следует считать подтверждённой.
В заключительной части второй главы ВКР для каждой из проблем были предложены рекомендации по их решению.
Мы предположили, что деятельность пресс-служб государственных органов Красноярского края достаточно эффективна, отдельные недостатки относятся к области организационно-методического обеспечения.
Внутренняя оценка деятельности пресс-службы министерства
образования и науки Красноярского края осуществлялась с применением метода фокус-группы, внешняя - путём проведения опроса представителей двух целевых групп (населения и сотрудников СМИ).
В ходе исследования обнаружилось, что большинство сотрудников пресс¬службы совершенно верно обозначили в качестве цели деятельности пресс¬службы формирование позитивного имиджа министерства и подведомственных учреждений, что свидетельствует о наличии здорового профессионального самосознания и конструктивных внутренних установок в отношении собственной деятельности в занимаемой должности.
Что касается оценки роли специалистов в достижении пресс-службой министерства основной цели своей деятельности, то здесь можно с уверенностью констатировать наличие выраженных признаков высокой степени развитости профессионального самосознания и личной ответственности.
Абсолютное большинство участников фокус-группы склоняется к мнению о том, что поставленные задачи пресс-службой министерства решаются посредством сочетания традиционных PR-технологий с
современными, что, безусловно, характеризует их подход к осуществлению профессиональной деятельности как рациональный и целесообразный.
В процессе обсуждения вопроса о степени эффективности реализации направления прямой связи министерства с целевыми аудиториями мнения участников фокус-группы разделились на две равнозначные категории: половина специалистов считает прямую связь с целевыми аудиториями эффективной (среди них больше тех, кто признаёт эффективность с определённой долей условности), вторая половина с известной долей условности склонна считать прямую связь, скорее, не эффективной, нежели эффективной.
Результаты внешней оценки эффективности прямой связи,
осуществляемой сотрудниками пресс-службы министерства, показали, что представители двух заявленных целевых аудиторий гораздо критичнее самих сотрудников пресс-службы в оценке эффективности осуществляемой ими прямой связи, что существенно осложняют реализацию цели формирования позитивного имиджа государственного органа в среде широкой общественности.
При обсуждении фокус-группой вопроса о том, какие факторы влияют на повышение эффективности прямой связи, выяснилось, что на первом месте - высокий уровень ответственности самих сотрудников за своевременность и полноту сбора и обработки информации. На втором месте - фактор наличия прогрессивных информационных технологий. На третьем - фактор сочетания оперативности и полноты информации, предоставляемой подведомственными учреждениями. На последнем месте по значимости стоит заинтересованность руководства в полноценности прямой связи.
По мнению представителей целевых аудиторий, повышению эффективности прямой связи министерства с целевыми аудиториями будет способствовать, главным образом, увеличение объёмов информации о деятельности самого министерства, а не о деятельности подведомственных учреждений.
Представители целевых аудиторий считают препятствием на пути к достижению целей деятельности пресс-службы министерства дефицит информации о работе самого министерства. Представители СМИ особо отметили редкую практику проведения пресс-конференций с должностными лицами министерства и несовершенство подходов к составлению медиа-карт.
Многие представители целевых аудиторий указали на ограничение доступа к информации определённой части общественности, которое образовалось в результате приоритета размещения информации на Интернет-ресурсах в ущерб остальным СМИ.
Работая над вопросом о факторах, препятствующих совершенствованию прямой связи, фокус-группа отметила, что отдельные СМИ неохотно идут на контакт и не заинтересованы в сотрудничестве, недостаточную активность высших чинов в мероприятиях, которые организуются для них пресс-службой, в частности - в пресс-конференциях, а также недостаточность
позиционирования в СМИ деятельности самого министерства.
Результаты работы фокус-группы над вопросом о качестве обратной связи показали высокую самокритичность специалистов пресс-службы. Ни один не оценил данное направление работы положительно.
Взгляды представителей СМИ на качество обратной связи абсолютно идентичны взглядам самих специалистов пресс-службы министерства.
Факторами, способствующими повышению качества обратной связи, часть фокус-группы считает получение конкретных заданий от руководства, активную позицию представителей целевых аудиторий в осуществлении обратной связи, а также самостоятельное продвижение сотрудниками пресс-службы собственных инициатив у руководства.
Кроме того, выяснилось, что у пресс-службы нет объективных предпосылок для проведения опросов общественного мнения. Специалист, отвечающий за это направление, загружен совершенно иной работой, а привлечение альтернативных ресурсов пресс-службой не практикуется.
Мнения представителей целевых аудиторий о том, какие факторы способствуют улучшению обратной связи, концентрируются вокруг указания на контактность сотрудников пресс-службы, на наличие формы обратной связи на сайте министерства. Часть упомянула о наличии телефонов «горячей линии».
Что касается факторов, препятствующих эффективной обратной связи, то представителями целевых аудиторий были названы отсутствие у государственных гражданских служащих желания принимать участия в решении проблем рядовых граждан, ошибочное мнение населения об отсутствии практики «горячих» телефонных линий, отсутствие чёткого представления о том, с какими проблемными вопросами можно обратиться в министерство, к кому именно следует обращаться, где взять конкретные контактные данные госслужащих.
Абсолютное большинство участников фокус-группы высказалось в пользу мнения о том, что неохваченной целевой аудиторией является населения края. В качестве причин назывались, в первую очередь, пассивность самих граждан в деле обратной связи. На втором месте -объективная невозможность частого проведения массовых опросов общественного мнения. Половиной специалистов пресс-службы отмечается незначительная результативность таких обращений, которая приводит к усилению пассивности.
Высказывая своё мнение по этому же вопросу, представители целевых аудиторий обнаружили поразительное сходство мнений, указав в качестве неохваченной целевой аудитории население края, а в качестве ведущей причины - отсутствие положительного опыта обращения в министерство за решением своих проблем.
Таким образом, мы приходим к заключению о том, что в целом, деятельность пресс-службы министерства образования и науки Красноярского края может быть оценена достаточно положительно.
В то же время, сопоставление данных внутренней и внешней оценок указывает на наличие ряда проблем:
1) Неконструктивная информационная политика руководства министерства, выражающаяся в невольном препятствовании формированию позитивного имиджа из-за искусственно созданного дефицита информации о
деятельности самого министерства, что препятствует повышению
эффективности прямой связи;
2) Несогласованность медиа-планов пресс-службы министерства и некоторых СМИ, что также затрудняет реализацию направления прямой связи;
3) Ограниченность доступа широких слоёв населения к информации, проистекающая из приоритета публикаций в Интернет-источниках;
4) Отсутствие объективных предпосылок для проведения опросов общественного мнения в целях улучшения качества обратной связи;
5) Слабая распространённость информации о том, по каким вопросам, к кому из госслужащих министерства и каким способом, могут обращаться граждане со своими проблемами, возникающими в сфере образования.
Учитывая характер выявленных проблемных аспектов, выдвинутую гипотезу следует считать подтверждённой.
В заключительной части второй главы ВКР для каждой из проблем были предложены рекомендации по их решению.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ PR-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ: ОПТИМАЛЬНЫЙ БАЛАНС ГОСТАЙНЫ И ПУБЛИЧНОСТИ
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Информационное взаимодействие ОВД со СМИ: организация работы пресс-службы (на примере работы отделения ОИОС ГУ МВД России по Красноярскому краю)
Бакалаврская работа, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - ИНФОРМАЦИОННО-РАЗЪЯСНИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: СОДЕРЖАНИЕ, ЦЕЛИ,
ЭФФЕКТИВНОСТЬ (НА ПРИМЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ - ОТДЕЛЕНИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2018 - ПОЛИТИЧЕСКИЙ PR: НОВЫЕ ТРЕНДЫ РАБОТЫ С ЦЕЛЕВЫМИ АУДИТОРИЯМИ
Бакалаврская работа, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - АРТ-ОБЪЕКТЫ И ИХ РОЛЬ В PR-КАМПАНИИ СОЦИАЛЬНО- КУЛЬТУРНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ МАЛЫХ ГОРОДОВ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Бакалаврская работа, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - МАРКЕТИНГ ПРИВЛЕЧЕНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ РЫНКЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ СРЕДСТВАМИ НЕНАДЛЕЖАЩЕЙ РЕКЛАМЫ
Бакалаврская работа, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ МЕСТНОЙ ПРЕССЫ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - РОЛЬ PR-ТЕХНОЛОГИЙ В ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ РЫНКЕ
Бакалаврская работа, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ АРТ-МЕНЕДЖМЕНТА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г.КРАСНОЯРСКА
Магистерская диссертация, искусство, культура, литература. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018



