АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 6
1. ИСЛАМСКИЙ ФАКТОР КАК КАТЕГОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ 15
1.1. Понятие и сущность исламского фактора 15
1.2. Специфика исламского фактора в политике 25
2. РОЛЬ ИСЛАМСКОГО ФАКТОРА В РЕГИОНАЛЬНЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ
ПРОЦЕССАХ 35
2.1. Политическое участие мусульманских организаций в
поликонфессиональной республике Татарстан 35
2.2. Духовное Управление Мусульман РТ как субъект политического
процесса республики Татарстан 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 59
Актуальность темы исследования. Постсоветское политическое пространство характеризуется глубинными трансформациями в сфере государственно-конфессиональных отношений. Распад СССР стал причиной установления новых типов общественно-политических систем и возрождения самосознания этнических и религиозных сообществ, которым впервые после многих лет политической апатии удалось сформироваться в качестве политических единиц. Крах коммунистической идеологии привел к актуализации идеологий, базирующихся на этно-конфессиональных ценностях и идентичности, ядром многих российских региональный политических движений стала исламская идеология.
В Российской Федерации ислам по числу приверженцев является второй религией после христианства. В преамбуле федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» ислам относится к религиям, составляющим неотъемлемую часть исторического наследия народов России. Однако, влиянию исламского фактора особенно сильно подвержены регионы, в которых компактно проживают народы, традиционно исповедующие ислам. Для России исторически характерно исповедование этнического ислама, поэтому условно эти регионы можно разделить на две группы. К первой группе следует отнести кавказский регион: Ингушетия, Дагестан, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия и Чечня - в этих субъектах большинство населения (около 90%) являются адептами исламской религии. Специфика проявления исламского фактора в политике этих субъектов обусловлена традиционным типом устройства и семейно-клановой преемственностью политических элит, которые публично идентифицируют себя с исламом.
Второй регион России, где исламский фактор получил особое распространение, включает две республики, расположенные в центральной части России: Башкортостан и Татарстан. Несмотря на то, что численность
мусульман в этих республиках составляет половину от общего числа населения (50%-54%), исламский фактор в центральном регионе укрепил свои позиции за счет инновационного потенциала республик и влияния мировых глобализационных процессов. В обоих случаях региональным правителям необходимо учитывать исламский фактор, актуализирующийся посредством деятельности мусульманского населения как отдельной социальной группы.
Сегодня интерес к исламскому фактору неуклонно растет, так как этот феномен тесно связан с глобализацией и миграциями и переживает новую ступень в своем развитии. Ядром исламского фактора являются современные мусульманские государства, которые проецирует его и на международные отношения, и на политику светских государств, в том числе Россию. Масштабные войны на территории ближневосточных стран, государств Магриба и экономический спад в бывших союзных мусульманских республиках привели к массовым миграциям местного населения в страны европейского континента. Следовательно, численность мусульманского населения Российской Федерации, которая сейчас составляет 10% от общей численности, с годами будет только расти, что приведет к укреплению исламского фактора в регионах распространения.
Исламский фактор в политике любого государства проявляется посредством осуществления институциональных отношений, сложившихся между группами и организациями властной и конфессиональной ориентаций. Последние, в свою очередь, при осуществлении коммуникаций такого рода опираются на устойчивую совокупность исламских политических идей - политический ислам. Политический ислам имеет множество видов. Если ближневосточный политический ислам акцентирует внимание на догматических особенностях ислама, то европейский политический ислам пытается адаптировать религию к существующим политическим реалиям. В таком ключе опыт субъекта Российской Федерации республики Татарстан особо показателен, поскольку является примером промежуточного политического ислама, сочетающего в себе фундаментальный ислам Ближнего Востока и либеральный ислам Европы.
Степень изученности темы. Исламский фактор является темой для дискуссии в религиозных, философских и политологических науках. Всю имеющуюся литературу, посвящённую изучению проблем проявления исламского фактора в политике, в зависимости от выбранного исследовательского подхода и методологии, условно можно разделить на две группы.
Первая группа авторов рассматривает исламский фактор как особую форму религиозного сознания и базирующиеся на ней политическую идеологию и политическую практику. Концептуальной базой авторов, исследующих исламский фактор в политике, послужили труды египетского теоретика Сейида Кутба («Битва ислама с капитализмом») и («Вехи на пути»), а также работы («Религия и развитие арабской цивилизации») египетского профессора Хусейна Муниса и («Кризис современной мысли и оправдание исламского решения») алжирца Аббаси Мадани. Эти работы описывают стадии построения справедливого исламского общества, принципы «исламского пути» в экономике и концепцию исламского государства. Среди более современных изданий нужно выделить работу Г. Фуллера («Будущее политического ислама»), в которой приводится анализ тенденций развития политического ислама. А. Малашенко: («Политический ислам: мирное сосуществование или глобальное противостояние?» , «Ислам: последнее предупреждение Западу», «Исламская альтернатива и исламистский проект») особое внимание уделил исследованию ислама и исламизма, рассмотрев проблемы как умеренных, так и радикально-экстремистских течений ислама. В книге А. Игнатенко «Зеркало ислама» приводится специфика исламского образа мышления, работа «Ислам и политика» раскрывает роль ислама в мировой политической практике, «Ислам на пороге XXI века» наглядно демонстрирует влияние исламского фактора на внутреннюю и внешнюю политику стран распространения ислама. Р. Ланда («Политический ислам: предварительные итоги») анализировал процесс политизации ислама в современном мире, изучил роль исламистов в региональных и международных отношениях. В. Малахов («Грозит ли Европе исламизация?») рассмотрел специфику процесса исламизации политики в Европе, В. Ачкасов и А. Садыхова изучили новую религиозно-политическую идеологию евроислама. Также нужно отметить работы Г. Керимова, И. Кудряшовой, В. Ахмедова, М. Крамера. Особое внимание в этих трудах уделено противостоянию исламских и западных ценностей в политической и культурной сферах, политизации ислама в современных странах.
Ко второй группе следует отнести литературу, в фокусе которой находится исламский фактор в Татарстане. Нужно отметить, что авторских работ, посвящённых этой теме, пока не так много. Р. Мухаметшин («Ислам в Татарстане», «На путях к конфессиональной политике: ислам в Татарстане», «Становление конфессиональной политики в России: опыт Татарстана») рассмотрел особенности распространения ислама в регионе и современное состояние мусульманской инфраструктуры в РТ. В. Якупов («Ханафитский мазхаб, его значение и актуальность», «Ислам в Татарстане в 90-е годы», «Деятельность ДУМ РТ в 2003 году») особое внимание уделили способам актуализации традиционного ислама и ханафитского мазхаба. Р. Нуруллина («Конфессиональная модель республики Татарстан: роль и место ислама») обозначила место исламских организаций в конфессиональной модели республики. В. Семенов («Ислам и национальное татарское возрождение на рубеже тысячелетий») определил специфику развития татарского ислама. Л. Мифтахов («Мусульмане Татарстана. Взгляд изнутри») привел классификацию мусульманских групп республики. Р. Хакимов («Где наша Мекка») проанализировал идеи джадидизма. Р. Беккин («Татарский ислам или: А не заняться ли нам иджтихадом?») описал стадии модернизации татарского ислама.
Эмпирическая база исследования. Особо нужно выделить нормативные акты РТ и РФ, касающиеся сферы религии: Закон РТ «О свободе совести и о религиозных объединениях», закон РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях», закон РТ «О праздничных днях и памятных датах республики Татарстан», закон РФ «О противодействии экстремистской деятельности», ФЗ «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан», указ президента РТ «О концепции государственно национальной политики в Республике Татарстан», указ президента РТ «Об Управлении Президента Республики Татарстан по взаимодействию с религиозными объединениями», Постановление Кабинета Министров РТ «Об утверждении Республиканской целевой программы по профилактике терроризма и экстремизма в Республике Татарстан на 2012 - 2014 годы», «Конституция Республики Татарстан».
Также в качестве исследовательской базы была использована информация, размещенная на официальных сайтах органов власти, на предмет регулирования в сфере религии («Республика Татарстан. Архив официального сервера 1997-2011 гг.», «Официальный Татарстан»,
«Государственный Совет Республики Татарстан», «Архивная служба Республики Татарстан», «Центральная Избирательная комиссия Республики Татарстан» «Правительство Республики Татарстан», «Президент Республики Татарстан», «Государственный Советник Республики Татарстан») и официальный сайт ДУМ РТ на предмет взаимодействия с региональными властями.
Отдельным блоком следуют выделить региональную прессу. Электронные издания и печатные периодические издания: Издательский дом «Медина», Информационное агенство «Татар-Информ», «Деловая электронная газета Татарстана», «Магариф РТ», «Деловой центр РТ», «Islamat.ru», «Islamtoday», газеты и журналы - «Вера», «Мусульманский мир», «Умма» «Республика Татарстан», «Вечерняя Казань», «Элита Татарстана».
Объектом исследования является исламский фактор в политике. В соответствии с объектом исследования предмет исследования составляет исламский фактор в политическом процессе республики Татарстан.
Цель исследования выявить, в каких сферах исламский фактор оказывает реальное воздействие на региональный политический процесс.
Для достижения обозначенной цели в работе поставлен ряд исследовательских задач:
1. Осуществить анализ категории «исламский фактор», дать
определение основным понятиям «политический ислам»,
«политическое участие мусульманских организаций» и
«политический процесс»;
2. Определить, какая из форм политического ислама практикуется в Татарстане и охарактеризовать ее;
3. Выяснить, деятельность каких исламских организаций направлена на реализацию политического участия мусульман в Татарстане;
4. Выявить доминирующие мусульманские политические силы республики, обозначить их организационную структуру и дать характеристику их политическому потенциалу;
5. Рассмотреть проекцию исламского фактора на региональный политический процесс и обозначить те сферы политики, которые подвержены влиянию мусульманских организаций.
Гипотеза исследования. Если политическая практика исламских организаций, не являющихся политически оформленными институтами, базируется на идеях традиционного политического ислама, то взаимодействие со светскими властями и исламскими организациями другого порядка будет развиваться в конструктивном русле, однако влияние исламского фактора в таком случае будет фрагментарным.
Теоретико-методологические основания исследования.
Исследовательская работа будет построена в рамках системного подхода, поскольку предмет исследования представляет собой комбинированное, многофункциональное явление. Изучение влияния исламского фактора на региональный политический процесс возможно посредством изучения его с позиций совокупности взаимодействующих объектов и отношений в системе. В рамках системного подхода политический процесс понимается как динамическое изменение политической системы во времени. Именно с помощью системного подхода представляется возможным объяснение тех сложных процессов, которые происходят в процессе политизации ислама в таком регионе как Татарстан, где мусульманская конфессиональная группа является системной единицей, выполняющей строго отведенную ей функцию по отношению к политической системе как к целому.
Поставленные задачи предполагают использование следующих методов исследования:
1. Анализ нормативно-правовой документации по теме исследования;
2. Анализ официальных источников (данные, размещенные на официальных сайтах республиканских органов власти);
3. Мониторинг региональных СМИ;
4. Анализ и синтез;
5. Исторический метод.
Выбранные методы исследования в дополнение к подходу помогут достигнуть поставленной цели работы. Эклектика аналитического и исторического методов будут способствовать выявлению закономерностей в развитии политической жизни в сфере государственно-конфессиональных отношений поликонфессиональной и светской республики Татарстан, являющейся субъектом Российской Федерации, что подчеркивает необходимость анализа исторического прошлого и религиозных традиций для лучшего понимания современных политических процессов.
Научная новизна и практическая значимость исследования. Работ, посвященных изучению проблем соотношения ислама и политики в субъекте Российской Федерации - Татарстане, пока мало. Проведен политологический анализ на предмет взаимодействия республиканских органов власти и исламских организаций, что восполняет пробел в изучении исламского фактора в регионах России. Материалы исследования могут быть использованы при обучении по учебным курсам политико-религиозной ориентации, а также для подготовки аналитических сообщений по соответствующей теме, поскольку роль ислама в политике Татарстане еще недостаточно исследована. Практическая значимость исследуемой проблемы обусловлена прикладным характером исследования. Его результаты могут быть использованы при разработке курса государственно-конфессиональной политики как в республике Татарстан, так и в Российской Федерации.
Краткое описание структуры работы. Работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя четыре параграфа, заключения и списка используемых источников и литературы.
Во введении определены предмет и объект изучения, поставлен ряд исследовательских задач для достижения цели исследования.
Первая глава посвящена изучению сущности исламского фактора как категории политической науки. Рассмотрены внешние (процесс исламизации, международные исламские организации) и внутренние (исламский проект мироустройства, мусульманские источники права, умма) причины, способствующие укреплению и распространению исламского фактора. Определена специфика исламского фактора в политике посредством анализа и синтеза вариативных трактовок понятий: «политический ислам», «исламский фундаментализм», «либеральный ислам» и «традиционный политический ислам». Также приведена классификация форм взаимодействия ислама и государства.
Во второй главе исследованы мусульманские политические партии, претендующие на роль независимой политической силы в период формирования постсоветской республиканской политической системы. Особое внимание уделено изучению деятельности организации, сконцентрировавшей в своих руках весь политический потенциал и осуществляющей представительство татарской уммы на государственном уровне, в соответствии с моделью конфессиональной политики республики. Также рассмотрено влияние политической практики этой организации на современный политический процесс в Татарстане. Выделены сферы, в которых воздействие исламского фактора вносит корректировки в функционирование институтов органов власти: международная политика, социальная политика и законодательный процесс.
В заключении подведены итоги и сделаны основные выводы. Список использованных источников и литературы содержит 85
Категория «исламский фактор» подвергается всестороннему осмыслению отечественной и зарубежной общественно-политической мыслью. На современном этапе общественного развития очевиднее становится тенденция перехода категории «исламский фактор» из религиозно-философского дискурса в дискурс политологический, что связано с актуализацией этого феномена в политических практиках многих современных государств. Исламский фактор распространяет свое влияние благодаря глобализационным процессам, многочисленным миграциям и специфике ислама как мировой религии. Исламский фактор в политике обусловлен деятельностью мусульманских организаций различных организационных уровней, политические инициативы и практики которых сводятся к реализации идей «политического ислама».
Политический ислам имеет сложную и противоречивую природу, поскольку совмещает в себе духовные и политические компоненты. Исторически присущая исламу как религии ориентация на тотальный контроль всех сфер жизни человека, в том числе и политической, в последние десятилетия становится более очевидной в связи с государственными переворотами в ряде мусульманских стран. Политический ислам в качестве идеологии и базирующейся на ней практики стал неотъемлемым элементом мирового политического пространства и проявлением исламского фактора в политике. Многовековая история этой религии привела к формированию особой исламской политической культуры, которая взаимодействуя с историческими традициями региона распространения, дает противоречивый результат. Важно отметить, что наличие разных граней ислама как религии привело к формирования различных видов ислама политического. На данный момент наиболее распространенной ветвью ислама и по территориальному принципу, и по числу приверженцев является суннизм. Отчасти именно по этой причине, доминирующей исламской идеологией можно считать суннитский политический ислам.
Суннитский политический ислам в свою очередь имеет радикальные и традиционные направления. Наименее догматичным и гибким в суннизме считается ханафитский мазхаб, его еще называют традиционным политическим исламом. Сущность его заключается в том, что данная религиозно-правовая школа признает альтернативные политические системы, а своей основной целью ставит воплощение принципов исламского государства без коренных трансформаций в сфере государственных отношений. Это значит, что консолидированное мусульманское сообщество - умма, на территории государства любой формы правления и территориального устройства имеет возможность построения исламского государства (халифата) в допустимой интерпретации. В такой трактовке речь идет не о культурном гетто или «государстве в государстве», а о налаживании конструктивного диалога мусульманского и светского общества. Для большинства суннитских мазхабов диалог политических и религиозных лидеров считается состоявшимся, если мусульмане могут беспрепятственно следовать своей конфессии на территории государства.
Этот принцип реализовывается в политической практике современного Татарстана. Примерно половину населения республики составляют татары- мусульмане. Вся республиканская умма ориентируется на инициативность доминирующей в регионе централизованной религиозной организации - ДУМ РТ. Организация имеет разветвленную структуру и отделения (мухтасибаты) во всех городах республики, является единственным органом управления мусульман, правовое положение которой зафиксировано на законодательном уровне. Возглавляет и координирует деятельность ДУМ РТ муфтий Татарстана и аппарат ДУМ РТ. Можно говорить, что стадия институционализации ДУМ РТ в качестве централизованной организации завершилась.
ДУМ РТ является единственной организацией, которая представляет интересы мусульманского населения на государственном уровне. Однако говорить об этой организации как о политически оформленном институте пока рано, поскольку Татарстан является светским государством, а религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Однако, в то же время отмечается, что органы государственной власти Республики Татарстан при осуществлении своих полномочий учитывают исторические, национальные и иные особенности Республики Татарстан. Исходя из этого, при реализации политического курса, республиканские власти должны учитывать интересы мусульман, поэтому влияние ДУМ РТ на политический процесс неизбежно.
Выдвигаемая гипотеза подтвердилась, поскольку воздействие ДУМ РТ на региональную политику действительно фрагментарно и особо прослеживается в следующих сферах: законодательный процесс, социальная политика, международные отношения. Однако позиционирование Татарстана как региона возрождения ислама и наращивание политического потенциала ДУМ РТ может способствовать укреплению политических позиций этой организации. Нужно отметить участие религиозных лидеров в парламентских слушаниях, международных саммитах, рабочих визитах в иностранные государства. Также в Татарстане установилась традиция двусторонних встреч муфтия РТ с президентом республики и главами муниципалитетов.
1. Аль-Джанаби М.М. Особенности современного исламского политического феномена // Пространство и время. 2015. № 3(21). С. 41-50.
2. Артамонова Е. «Исламский фактор» в общественно-политической жизни современной России // Вестник ЧГУ. 2012. № 33. (287). С. 60-63.
3. Ачкасов В. Идеология евроислама: Тарик Рамадан и Бассам Тиби // Политэкс. 2012. №1. С. 190-199.
4. Балтанова Г.Р. Исламская критика нового халифата // Вестник экономики, права и социологии. 2015. № 1. С. 171-175.
5. Барковская Е. Ю. Концепция власти в исламе (современные подходы к наследию раннеисламской государственности) // Власть. 2009. № 9. С. 154-156.
6. Благотворительный фонд «Закят» [Электронный ресурс] // Благотворительный фонд ЦРО ДУМ РТ «Закят». - URL: http://zakyatrt.ru/fond-zakyat/ (дата обращения13.03.17).
7. Болгарская исламская академия: где и как будут учить богословов [Электронный ресурс] // Деловой центр РТ. - URL: http://www.tatcenter.ru/article/159726/ (дата обращения 17.04.17).
8. Будущее исламское образование Татарстана [Электронный ресурс] // Общероссийское информационное агентство мусульман Инфо-Ислам. - URL: http://www.info-
islam.ru/publ/stati/aktualno/budushhee islamskoe obrazovanija tatarstana/4 9-1-0-27834 (дата обращения 25.05.17).
9. В Саудовской Аравии рады гостям из Татарстана [Электронный ресурс] // Газета Республика Татарстан. 2008. №49(26166). - URL: http://rt- online.ru/p-rubr-obsh-1340 (дата обращения 13.04.17).
10. В Татарстане 13 лет идет «необъявленная война»? [Электронный ресурс] // Деловая электронная газета Татарстана. - URL: https://www.business-gazeta.rU/article/64026#17 (дата обращения 18.02.17).
11. В Татарстане ввели стандарты в сфере исламского образования
[Электронный ресурс] // Информационное агентство Татар-Информ. - URL: http://www.tatar-inform.ru/news/2016/12/19/532459/ (дата
обращения 22.02.17).
12. Вагабов М.В. Расколы в исламе: причины и социальные последствия // Исламоведение. 2010. № 4. С. 73-95.
13. Внешние связи Республики Татарстан [Электронный ресурс] //
Официальный Татарстан. - URL:
http://portal.tatarstan.ru/about/international.htm (дата обращения 16.05.17).
14. Герейханов Г. П. Мусульманская умма в фокусе социально-философского анализа [Электронный ресурс] // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/musulmanskaya-umma-v-fokuse-sotsialno- filosofskogo-analiza-chast-1-religioznaya-doktrina-i-sotsialnoe- prostranstvo-islama (дата обращения 16.04.17).
15. Горбатова В.В. Радикальные исламские организации в условиях «ренессанса» политического ислама в странах Арабского Востока // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 365. С. 39¬41.
..85