Введение 3
1 История электронной музыки 6
1.1 Электронная музыка: проблема дефиниции 6
1.2 Электронные музыкальные инструменты 13
1.3 Электронные звуковые эффекты 16
2 Эксперименты в электронной музыке 6
2.1 Отход от стандартов музыкального синтаксиса 8
2.2 Средства выразительности в электронной музыке 13
2.3 Особенности восприятия электронной музыки 15
3 Роль композитора в современной музыке 19
3.1 Проблема авторства в электронной музыке 19
3.2 Автоматическое написание музыки 24
Заключение 27
Список использованных источников и литературы 30
На протяжении всей истории человек создавал предметы искусства в том или ином виде, и каждый из них обрел теоретическую обоснованность. Все время человечество находилось в поиске, подвергло устоявшиеся теоретические каноны критике, и вместо консервативных устоев рождалось новое, иногда - более свободное для интерпретации искусство, а иногда, напротив - оно пропитывалось идеологией и ставило главенствующей задачу пропаганды. Музыка же - это вид искусства, построенный на закономерностях, имеющий четкую структуру и наибольшую проработанность (диапазон, ритм, интервалы). Важным условием сегодня является близость человеческой цивилизации к технологической сингулярности 1, что, в совокупности с провозглашением метамодернизма в искусстве позволяет говорить о том, что искусство может быть создано и без участия человека, ибо оно относится к благам, для производства которых вполне допустимо использование искусственного интеллекта и алгоритмов, что в связи с расширением (или упрощением) правил в музыке, делает это вполне правдоподобным вариантом развития событий.
Взаимосвязь массовой культуры и современного искусства и их зависимость от технологического прогресса неоднократно утверждалась учеными: «возникновение новых форм фиксации и трансляции произведений искусства (на магнитных, электронных носителях и т. п.) обусловило новое бытие произведений искусства в жизни общества, человека и во времени. Искусство стало массово доступным... Ученые, размышляя над проблемой феномена массовой культуры, единодушно отмечают ее связанность с индустриализацией, научно-техническими достижениями как важнейшими
1 Игнатьев В.И. И грядет «другой» актор... Становление техносубъекта в контексте движения к технологической сингулярности // Социология науки и технологий. - 2019. - №1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/i-gryadet-drugoy-aktor-stanovlenie-tehnosubekta-v-
kontekste-dvizheniya-k-tehnologicheskoy-singulyarnosti (дата обращения: 01.07.2020). условиями ее функционирования» . Так, например, Е.В. Соколов отмечает: «массовая культура... ее природа, связана с урбанизацией, индустриализацией...» .
В связи с этим, можно ли говорить о скорой возможности создания музыки без участия человека? Какие технологии, способные сделать это возможным, существуют уже сейчас? Как может измениться музыка, и на что это может повлиять? Насколько автономным может быть создание музыкальных произведений?
Пытаясь ответить на эти вопросы, мы неизменно сталкиваемся с множеством других. Несомненно, одним из главных при изучении электронной музыки будет являться вопрос о том, можно ли говорить о существовании некоего полноценно сформировавшегося, универсального языка повествования в электронной музыке. Относительно того, насколько уместна автоматизация процесса создания музыкальных инструментов, высказываются различные точки зрения. Однако, человеческая тяга к экспериментам, возрастающая роль электронных музыкальных инструментов, а также утрата процессом обучения своей строгости и «академичности» - всё это привело к необратимым трансформациям в музыке. Говоря об электронной музыке, нельзя не упомянуть о её значимости в музыке в целом и о восприятии её обществом как одного из наиболее новых, «молодых» направлений в искусстве, ставшим особенно актуальным на фоне набирающей темпы глобализации и универсализации. Кроме того, в исследовании акцентируется внимание на процессах, происходящих в электронной музыке в XXI веке.
В данной работе рассматривается процесс становления и развития электронной музыки, а также то, к каким экспериментам привело её появление.
Помимо этого, данная работа обращает внимание на проблему роли композитора, на то, какие изменения она претерпела в электронной музыке.
Таким образом, объектом исследования является электронная музыка, а предметом - роль композитора в современной электронной музыке.
Цель работы: проследить путь развития электронной музыки, чтобы выявить отличительные особенности электронной музыки в 21 веке, определить, как в наши дни изменилась роль композитора при создании музыкальных композиций, относящихся к электронной музыке.
Задачи:
1. Обратиться к проблеме дефиниции и классификации электронной музыки.
2. Рассмотреть историю электронной музыки и проследить эволюцию электронных музыкальных инструментов.
3. Выявить новые возможности создания музыкальных произведений.
4. Определить и рассмотреть роль композитора в создании современной электронной музыки.
Данная работа опирается на культурологические, искусствоведческие и музыковедческие исследования, а также исследования в области кибернетики и искусственного интеллекта. Методология: в работе использовался метод описания, сравнительного анализа, исторический, системный, структурно - функциональный методы.
Теоретическая и практическая значимость данного исследования определяется возможностью использования его результатов для дальнейшего анализа художественных произведений, разработки специальных учебных курсов, а также в просветительской и популяризаторской деятельности
Говоря об определении границ понятия «электронная музыка», стоит учитывать, что под это понятие подпадают не только композиции, состоящие из звуков, синтезированных искусственно (смодулированных при помощи электронной аппаратуры), но также и любых записанных звуков, впоследствии прошедших цифровую обработку. Таким образом, понятие «электронная музыка» приобретает невероятно широкие границы, в которых невозможно говорить о едином языке повествования, по причине существования огромного количества направлений и стилей, подпадающих под определение «электронная музыка».
В то же время, для электронной музыки можно отчасти воспользоваться классификацией, справедливой для 70-80-х годов XX века, но, с другой стороны, она также будет являться слишком узкой, не включающей в себя большую часть стилей электронной музыки, появившихся позднее. При этом, если еще недавно термин «танцевальная электронная музыка» был исчерпывающим, то уже сейчас эта музыка может классифицироваться не как танцевальная.
Однако, всё же невозможно отрицать существование отдельных средств выразительности, посредством которых слушателю доносится та или иная идея и/или образ, вкладываемый автором в композицию. Но в то же время, от жанра к жанру эти средства выразительности могут меняться и сливаться друг с другом, порой приобретая смысл, диаметрально противоположный изначальному.
Подводя итог всему вышесказанному, можно утверждать, что универсального языка повествования в электронной музыке не существует, и на то есть несколько причин. Во-первых, формированию единого языка препятствует культурное многообразие человечества, которое, с одной стороны, позволяет наполнить музыку (в т.ч. электронную) новыми средствами выразительности, но с другой - одна культура, чаще, чем когда-либо раньше сталкиваясь с другой, неизбежно накладывает отпечаток на уже устоявшиеся стандарты, что приводит к ассимиляции, которая в свою очередь вызывает все новые перемены, и процесс этот на глобальном уровне неподконтролен в силу самой природы таких явлений как искусство, культура и, в частности, музыка. Во-вторых, обилие средств выразительности постоянно пополняется в силу экспоненциально ускоряющегося прогресса в научно-технической сфере, что также приводит к динамичным изменениям в музыке. Однако, в то же время, средства выразительности может иметь вполне оформленную структуру в более узких направлениях (synthwave и апелляция к ностальгическому прошлому 80-х годов; europop и танцевальная поп-культура европы 90-х годов; breakbeat (англ. «ломаный ритм»), jungle, trance и мн. др.), и структура будет тем более полной и завершенной, чем более узкое направление рассматривать.
Вместе с тем, электронная музыка, предполагая автоматизированность большой части процесса создания композиции, позволяет сильно облегчить работу музыканта, сделав возможным использование таких инструментов как секвенсор (англ. sequence - «последовательность»; алгоритм, автоматически выстраивающий последовательность нот и звуков), а также обеспечивает музыканта возможностью самостоятельно искусственно синтезировать практически любой звук, настраивая характеристики звуковой волны вручную. Все эти факторы позволили сделать создание музыки доступным и простым, сократив время между началом изучения музыкальной теории (а то и вовсе избавив от этой необходимости) и созданием первых музыкальных произведений. Однако, при этом, автору музыкальных произведений, выступающему в данном случае композитором, следует изучить уже не принцип, по которому создается музыка, но принцип работы алгоритмов, создающих музыку.
Возвращаясь к главной теме исследования, следует подытожить - вычислительные мощности ЭВМ уже достигли момента, когда стала возможной автоматическая генерация музыкальных произведений без влияния человека. Такая музыка не всегда разительно отличается от современной музыки, создаваемой человеком, т.к. искусственный интеллект, нейросети и другие алгоритмические приспособления, для обучения используют композиции, созданные человеком, а порой и вовсе берут за основу произведения современной массовой культуры. Ведь именно произведения массовой культуры являют собой наиболее типичное представление о популярном современном искусстве. И именно они, имея незамысловатую структуру, являются наиболее простыми для воспроизведения. И в конечном итоге, именно комбинирование методов, использующихся при производстве современной популярной музыки, и намеченная уже в наше время тенденция к автоматизации процесса создания музыкальных композиций может в конечном итоге актуализировать вопрос о роли композитора в современной музыке, а то и вовсе переложить эту роль на алгоритмы и искусственный интеллект.
1. Арановский М.Г. Из воспоминаний // Музыкальная Академия. - 2010. - № 1. - С. 26.
2. Арановский М.Г. Музыка. Мышление. Жизнь. Статьи, интервью, воспоминания // М.: Государственный институт искусствознания, 2012. - 440 с.
3. Арутюнов В.О., Аверкин А.Н. Моделирование музыкального
творчества при помощи генетических алгоритмов на базе платформы genom // Программные продукты и системы. - 2016. - №2 (114). - URL:
httpsV/cyberleninka.ru/article/n/modelirovanie-muzykalnogo-tvorchestva-pri- pomoschi- geneticheskih-algoritmov-na-baze-platformy- genom (дата обращения:
23.03.2020).
4. Белунцов В.О. Компьютер для музыканта // СПб., 2001. - 464 с.
5. Беспалая О.П. Дематериализация труда в искусстве метамодернизма // Общество: философия, история, культура. - 2020. - №4 (72).
- URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dematerializatsiya-truda-v-iskusstve-
metamodernizma (дата обращения: 29.06.2020).
6. Бузони Ф. Эскиз новой эстетики музыкального искусства. Учебное пособие // СПб.: Планета музыки. [переводчик: Коломийцев В.], 2019. - 40 с.
7. Горбунова И.Б. Автоматические композиции как предшественники применения кибернетики в музыке // Общество: философия, история, культура.
- 2016. - №9. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/avtomaticheskie-kompozitsii-
kak-predshestvenniki-primeneniya-kibernetiki-v-muzyke (дата обращения:
28.06.2020).
8. Горбунова И.Б. Аудиовизуальный синтез: история, современное состояние, перспективное значение для музыкальной теории и практики // МНКО. - 2014. - №6 (49). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n7audiovizualnyy- sintez-istoriya-sovremennoe-sostoyanie-perspektivnoe-znachenie-dlya-muzykalnoy- teorii-i-praktiki (дата обращения: 29.06.2020).
9. Горбунова И.Б. Информационные технологии в современном музыкальном образовании // СПб.: Современное музыкальное образование [материалы междунар. науч.-практ. конф.] / под общ. ред. И.Б. Горбуновой. - С. 30-34.
10. Горбунова И.Б. Эстетика: информационный подход Ю. Рагса: актуальное значение и перспективы // Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 2. - C. 86-90.
11. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. Компьютерная музыка как одно из проявлений современного этапа экспериментальной эстетики и теоретического музыкознания // Научное мнение. - 2014. - № 12 (1). - С. 113-120.
12. Горбунова И.Б., Заливадный М.С., Кибиткина Э.В. Музыкальное программирование. Учебное пособие // СПб., 2012. - 195 с.
13. Григорьева Г.В. М.Г. Арановский: учение о мелодии // Искусство
музыки: теория и история. - 2012. - №3. - URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/m-g-aranovskiy-uchenie-o-melodii (дата
обращения: 28.06.2020).
14. Дрейзен И.Г. Системы электронного управления акустикой залов и радиовещательных студий // М.: Связь, 1967.
15. Евлахов О.А. Проблемы воспитания композитора [Текст] / Ленингр. ордена Ленина консерватория им. Н. А. Римского -Корсакова. - Ленинград: Сов. композитор, 1963. - 132 с.
...53