Введение 3
Глава 1. Отношения МЕРКОСУР с проамериканскими блоками
1.1. МЕРКОСУР и НАФТА 9
1.2. Тихоокеанский альянс и МЕРКОСУР 18
Глава 2. Сотрудничество МЕРКОСУР с интеграционными блоками Латинской Америки
2.1. МЕРКОСУР в рамках УНАСУР 29
2.2. Андское сообщество и МЕРКОСУР 38
Глава 3. Отношения ЕС - МЕРКОСУР 46
Заключение 57
Список использованных источников и литературы 60
Приложение 67
Актуальность дипломной работы состоит в том, что последние несколько десятилетий МЕРКОСУР позиционировал себя как экономически выгодный интеграционный блок, склонный к сотрудничеству в рамках Латиноамериканского региона. Результативное сотрудничество в рамках УНАСУР и Андского сообщества до 2015 года подтверждает этот факт. С приходом к власти в странах Южной Америки правительств правого толка интеграционное объединение стало более лояльным к Европейским странам и склонным к компромиссам по отношению к проамериканским блокам, таким как НАФТА и Тихоокеанский Альянс. Это подтверждает подписание различных соглашений, выгодных в меньшей степени Общий рынок стран Южной Америки.
Тема взаимоотношений МЕРКОСУР с интеграционными блоками является обширной для изучения, по этой причине в дипломной работе все внимание сосредоточено на взаимоотношениях МЕРКОСУР с такими интеграционными блоками как НАФТА, Тихоокеанский Альянс, УНАСУР, Андское сообщество и Европейской Союз.
Объект исследования: взаимоотношения МЕРКОСУР с другими интеграционными блоками.
Предмет работы: политика стран-участниц МЕРКОСУР в отношении сотрудничества с интеграционными объединениями Америки и ЕС.
Цель работы: выявить тенденции развития отношений МЕРКОСУР с интеграционными блоками Западного полушария и Европы.
Задачи:
1. определить роль Бразилии в стратегии выстраивания отношений США со странами Латинской Америкой;
2. выявить основания сотрудничества МЕРКОСУР с Тихоокеанским Альянсом;
3. проследить участие стран - участниц МЕРКОСУР в упадке роли УНАСУР;
4. выявить причины слияния рынка Южного конуса с Андским сообществом;
5. рассмотреть динамику отношений между ЕС и МЕРКОСУР.
При написании работы использовалась литература авторов, специализирующихся в различных сферах. Характеризуя использованную в выпускной квалификационной работе литературу российских авторов, необходимо отметить, что данной проблеме уделяется недостаточно внимания в трудах наших соотечественников.
Следует заметить, что в монографии кандидата исторических наук, старшего научного сотрудника Института Европы РАН А.А. Канунникова «Европейский союз - Латинская Америка: экономическое, политическое, социальное сотрудничество » описывается развитие взаимоотношений между членами Европейского союза и странами Латинской Америки до 2011 года. Автор анализирует торгово-экономические связи, состояние политического диалога, а также мало результативного диалога двух мощных интеграционных блоков. Несмотря на позитивный опыт сотрудничества ЕС со странами Латинской Америки, автор описывает проблемы, препятствующие этому сотрудничеству, рассматривает экономические и политические противоречия между двумя регионами, которые были актуальны вплоть до 2018 года (подписание соглашения о свободной торговле между Европейским Союзом и МЕРКОСУР).
При написании работы использовались материалы, опубликованные в профессиональном издании, нацеленном на анализ актуальных теоретических и научно-практическим проблем Иберо-Америки, журнале «Латинская Америка». Процесс интеграции в Южной Америке нашел отражение в работе доктора экономических наук, профессора Ю. Н. Мосейкина «Банк Юга — новый инструмент развития », опубликованной в 2006 году. Внимание автора было сосредоточено на тогда перспективном интеграционном объединении УНАСУР, которое вместе со странами - членами МЕРКОСУР ставило цель реализовать несколько серьезных экономических проектов.
Научный сотрудник ИЛА РАНД. В. Разумовский в статье «Интеграция в Южной Америке на старте нового века: инициативы, трудности, достижения », опубликованной в 2011 году, раскритиковал медленный процесс ратификации соглашений, заключенных в рамках сотрудничества Общего рынка стран Южной Америки и Союза южноамериканских наций. Статья была актуальна до 2012 года, когда большая часть стран ратифицировала важные договоры и соглашения.
В статье зарубежных авторов А. Х. Соса, M.M. Ферретти «Южная Америка: краткая оценка процесса интеграции » за 2014 год описаны реальные и потенциальные преимущества сотрудничества Андского сообщества с МЕРКОСУР, в состав которого на тот момент входила Венесуэла (исключена в 2017 году на фоне внутриполитического кризиса). Авторы также обратили внимание на возможное включение Боливии в состав Общего рынка стран Южной Америки. Работа Алиса Барсена «Сближение Тихоокеанского альянса и МЕРКОСУР в условиях трудностей мирового сценария », несмотря на то, что была написана в 2018 году, является на данный момент актуальной, описывает уже заключенные двусторонние соглашения между странами - участницами МЕРКОСУР и Тихоокеанского Альянса. Именно наличие соглашений и заключенных договоров является базой для дальнейшего сотрудничества и возможного заключения соглашения о свободной торговле между интеграционными блоками.
Статьи, представленные на таких сайтах как Геополитика , РСМД , Учебник онлайн и Studwood.ru были необходимы для приобретения базовых знаний об отношениях
МЕРКОСУР и НАФТА, а также взаимоотношения внутри Общего рынка стран Южной Америки. На данный момент информация сайтов отражает проблемы, актуальные несколько лет назад. В то же время статьи полезны при построении хронологий событий, а также они отразили отношения исследователей на процессы, происходящие в Латиноамериканском регионе.
Таким образом, теоретическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что ее результаты будут способствовать продвижению исследований по теме взаимодействия МЕРКОСУР со странами - участницами Тихоокеанского Альянса, Европейского Союза и НАФТА.
Практическая значимость заключается в доказательстве перспектив развития сотрудничества стран - участниц МЕРКОСУР с Европейским Союзом, Тихоокеанским Альянсом и НАФТА. Это связано с прорывом в переговорах ЕС - МЕРКОСУР и долгожданным подписанием соглашения, которое хоть и критикуется, но является новой ступенью во взаимоотношениях на таком высоком уровне; поворотом экономического «гиганта» Латинской Америки Бразилии в сторону США. Снижение роли интеграционных блоков УНАСУР и Андского сообщества на фоне прихода к власти правительств правого толка в странах Латинской Америки указывает на невозможность в среднесрочной перспективе рассматривать совместные решения в качестве решающих на территории Латиноамериканского региона.
Хронологические рамки исследования: нижняя граница - первая половина 1990х годов, создание Общего рынка стран Южной Америки и начало активного сотрудничества с Европейским Союзом (в 1992 году Европейская Комиссия и Совет МЕРКОСУР подписали межинституциональное Соглашение о сотрудничестве), Канадой и странами - участницами Тихоокеанского Альянса. Верхняя граница исследования -февраль 2020 года, когда новое правительство Уругвая заявило о желании покинуть Союз южноамериканских наций и вернуться в число стран Межамериканского договора о взаимной помощи.
В ходе написания выпускной квалификационной работы были использованы следующие методы исследования: исторический (историко - генетический, историко - сравнительный), контент - анализ.
Исторический метод исследования является наиболее популярным при написании работ, связанных с областью международных отношений. Способ подразумевает изучение исторических процессов при помощи разнопланового анализа фактов, полученных из текстов первоисточников на официальных сайтах интеграционных объединений и Министерств иностранных дел стран Северной и Южной Америки. Метод позволяет сделать логические выводы и на их основе выявить новую информацию, полезную для дальнейшего изучения проблемы.
Историко-генетический метод позволил последовательно раскрыть и описать изменения изучаемой реальности в латиноамериканском регионе. Рассматривая взаимоотношения стран - участниц МЕРКОСУР с другими странами и интеграционными блоками стало возможно выявить причинно-следственные связи и закономерности исторического развития. Таким образом, например, были выявлены причины «развала» УНАСУР. Политически нестабильная ситуация в Венесуэле и Боливии, установление власти правительств правого толка в странах - участницах МЕРКОСУР и разочарование в результатах сотрудничества двух региональных блоков привели к определенным последствиям для бывших участников интеграционного блока, т.е. выход всех стран МЕРКОСУР из блока и создание нового форума Просур. Эти причины сделали политику МЕРКОСУР более лояльной по отношению к проамериканскому блоку Тихоокеанскому Альянсу. Следует подчеркнуть, тот факт, что метод помог увидеть кардинальное изменение роли Мексики в регионе. Несколько лет назад Мексика для США являлась «воротами в Латинскую Америку», а теперь ее место заняла Бразилия, страна с геополитической и экономической точки зрения более развитая и готовая на плодотворный диалог с официальным Вашингтоном. В настоящее время рассматривается возможность выхода страны из МЕРКОСУР в ущерб Аргентине.
Историко-сравнительный метод дает возможность вскрывать сущность изучаемых явлений и по сходству и по различию присущих им свойств, а также проводить сравнение в пространстве и во времени - по горизонтали и вертикали. Таким образом, в работе было проведено сравнение взаимоотношений стран - участниц МЕРКОСУР с другими интеграционными блоками Северной и Южной Америки, а также ЕС до 2018 года и после. Исследования показали, что правительства левого толка в странах - участницах МЕРКОСУР в течение длительного периода времени не могли найти компромисс в переговорах со странами ЕС. Печальный исторический опыт Южной Америки привел к тому, что страны региона неохотно шли на диалог со странами НАФТА и конкретно США.
Контент - анализ используется в общественных науках, предметом анализа является содержание текстовых массивов и продуктов коммуникативной корреспонденции. Контент - анализ был полезен при изучении текстов новостных лент официальных сайтов интеграционных объединений, МИДов стран, а также новостных лент информационных агентств с целью последующей содержательной интерпретации выявленных числовых
закономерностей. Необходимо подчеркнуть то, как менялось отношение стран - участниц Общего рынка стран Южной Америки пол отношению к УНАСУР. Сначала
сотрудничество предполагало быть «успешным», нацеленным на «разрешение проблем без помощи и влияния третьих стран». Это подтверждают не только российские СМИ, но и зарубежные. Начиная с 2017 года страны, участницы УНАСУР подчеркивают «безрезультативность» организации, начинается обвинение блока в способствовании разрастанию восстаний на территории Боливии и Венесуэлы.
Источниковой базой работы являются: официальные сайты интеграционных блоков таких как: Общий рынок стран Южной Америки , Союз южноамериканских наций , Андское сообщество , Тихоокеанский Альянс и Европейский Союз (Европейская комиссия) , именно они являются главными и надежными источниками. Информация из официальных сайтов стала базой при написании работы. Благодаря разделу «Хронология» на сайтах Тихоокеанского Альянса и УНАСУР стало возможно проследить историю событий с момента создания блоков до начала сотрудничества с МЕРКОСУР. Сайт Европейской Комиссии в разделе «Переговоры и соглашения», пункт «торговые соглашения ЕС - МЕРКОСУР» предоставил информацию о соглашении между блоками 2018 года для дальнейшего анализа, а также пояснения экспертов ЕС о важности торгового договора со странами МЕРКОСУР. Сайты МЕРКОСУР и Андского сообщества в разделах «Новости» предоставляли информацию о решениях и результатах деятельности ежегодных съездов и запланированных встреч.
Сайты министерств иностранных дел стран - участниц МЕРКОСУР (Аргентина , Бразилия ), а также отдельных стран: Канады и Мексики в разделе «Пресс-центр» отражают мнения представителей стран, которые в своих интервью и официальных заявлениях за период 2017 (Аргентина, Мексика) - 2020 гг. (Канада) видят перспективы развития взаимоотношений между отдельными странами в рамках одного или нескольких интеграционных блоков на двусторонней основе или в рамках сотрудничества блоков. В большей степени представители Министерства иностранных дел Бразилии в последнее время склонны давать интервью насчет сотрудничества страны с Соединенными Штатами на двусторонней основе.
Новостные ленты, например, информационные агентства REGNUM и Красная Весна описывают процесс и причины выхода стран-участниц МЕРКОСУР из УНАСУР с 2018 года (выход 6 стран из блока) по 2020 год (выход последнего члена МЕРКОСУР из блока). Благодаря источникам «Известия »,«NTD » и «Euronews » стало возможно проследить процесс переговоров, связанных с подписанием соглашения МЕРКОСУР - ЕС с 2008 по 2019 года, а затем и протесты 2019 - 2020 годов, вызванные успешным завершением переговоров. Информационные агентства Рамблер / и РИА Новости отразили желание стран - участниц УНАСУР стать полноправными членами МЕРКОСУР, а аргентинское издание Telam опубликовало мнение Эво Моралеса по поводу будущего УНАСУР (2018 год) и Латинской Америки (2020 год) в целом.
Дипломная работа состоит из нескольких частей: во введении обосновывается актуальность темы выпускной квалификационный работы, формулируются цели и задачи, предмет и объект исследования, хронологические рамки, описываются методы исследования и источниковая база. Три главы посвящены взаимоотношениям МЕРКОСУР с интеграционными блоками, такими как УНАСУР, Андское сообщество, НАФТА, Тихоокеанский Альянс и ЕС. В заключении подведены итоги работы. В конце работы приводится список использованных источников и литературы.
Латинская Америка в настоящее время экономически выгодный и политически устойчивый район. На протяжении длительного периода времени наличие успешных интеграционных блоков, таких как МЕРКОСУР, УНАСУР, Андское сообщество, которые стали залогом успеха в плане экономики и политики, а также их успешное и плодотворное сотрудничество стали предметом недовольства Соединенных Штатов. Такое положение дел было характерно до момента начала выгодного для американской стороны диалога Бразилия - США и упадка роли УНАСУР.
Для написания выпускной квалификационной работы была поставлена конкретная цель: выявить тенденции развития отношений МЕРКОСУР с интеграционными блоками Западного полушария и Европы, а также задачи, выводы к которым предоставлены в заключении.
Необходимо подчеркнуть возросшую роль Бразилии в стратегии выстраивания отношений США со странами Латинской Америкой. На протяжении длительного периода времени страны Латинской Америки и особенно Бразилия являлись недосягаемой целью для Соединенных Штатов. Курс правительств левого толка начала XXI в. был нацелен на создание интеграционных блоков, которые помогли бы всем странам получить конкретную выгоду. Следует заметить, что изначально УНАСУР, Андское сообщество и МЕРКОСУР носили антиамериканский характер. Но начиная с 2015 года, МЕРКОСУР «отказывается» от конфронтации с проамериканскими блоками. В настоящее время президент Бразилии Ж. Болсонаро, придерживающийся правого курса в своей политике, изменил положение страны в регионе. В настоящее время Мексика потеряла свой «вес» для США и утратила выгодный статус «ворот в Латинскую Америку», теперь инициатива сотрудничества перешла к правительству Бразилии. Правительство страны
заинтересовано в сотрудничестве с Соединенными Штатами настольно, что готово действовать достаточно смело, а именно рассматривает перспективу покинуть Общий рынок стран Южной Америки.
Взаимоотношения между МЕРКОСУР с Тихоокеанским Альянсом начались только в 2015 году. Процесс подписания соглашений между МЕРКОСУР и Тихоокеанским альянсом потребовал много времени и уступок по ключевым вопросам, но тактика переговоров на двусторонней основе подталкивает партнеров к активизации диалога и продвижению процесса заключения соглашений. Тихоокеанский Альянс и страны - участницы USMCA (Канада и Мексика) не желают терять партнера в лице США, подобная политика позволяет получать больше выгоды от сотрудничества с МЕРКОСУР. Было бы ошибочно утверждать, что отношения двух интеграционных блоков МЕРКОСУР и Тихоокеанского Альянса зародились только в 2015 году, на самом деле еще в 1990-х годах странам блоков удалось сделать первые шаги и заключить двусторонние соглашения, большую часть которых ратифицировали. Именно эти договоры стали базой для начала сотрудничества не только отдельных стран, но и блоков.
Несмотря на 10 лет фактического плодотворного сотрудничества МЕРКОСУР с УНАСУР (с 2004 года по 2014 год), в настоящее время началось угасание Союза южноамериканских наций в Латиноамериканском регионе, что повлекло за собой выход стран - участниц МЕРКОСУР из организации и создание новой площадки для сотрудничества Просур. Страны с проамериканским правительством у власти стали склонны прислушиваться, одобрять и следовать курсу Соединенных Штатов, особенно по отношению к странам, критикующим политику Белого дома. В настоящий момент в организации нет ни одной страны - члена МЕРКОСУР, а инициатива исходит лишь от стран, разрываемых внутриполитическими кризисами.
Сотрудничество МЕРКОСУР с Андским сообществом продолжалось на протяжении десятилетий, были достигнуты реальные результаты в области торговли к 2010 г. Страны не только дружили против идеологического врага и поддерживали друг друга во многих начинаниях, но и получили достаточно возможностей для успешного сотрудничества, о чем заявляли многие представители стран Андского сообщества. Череда президентских выборов на территории Латиноамериканских государств, победа представителей правых партий и смена правительств привели к завершению успешного сотрудничества в области экономики. В настоящее время эти интеграционные блоки сосредоточены на редких встречах в рамках обсуждения и продвижения культуры как механизма латиноамериканской интеграции.
Анализируя взаимоотношения между МЕРКОСУР и Европейским Союзом, можно сделать вывод, что, переговоры, длиной более чем в 20 лет, закончились подписанием соглашения между блоками. Огромное количество встреч позволило контактным группам постепенно разрешить разногласия по ключевым моментам, а смена политического курса в странах Латинской Америки и расширение состава Европейского союза не повлияли на долгожданное заключение договора. Латиноамериканские страны столкнулись с обязательством подчиняться внушительному списку новых требований со стороны ЕС, которые, с одной стороны, будут выгодны для всех заинтересованных групп. С другой, соглашение вызвало волну протестов европейских фермеров, которые видят реальную угрозу для постоянной реализации своей продукции, а также экологии. Европейские лидеры после ратификации соглашения получат шанс диктовать условия лидерам стран Южной Америки.
На данный момент можно утверждать, что наблюдается устойчивая и очевидная тенденция развития отношений с такими объединениями как ЕС, НАФТА и Тихоокеанский альянс. Несмотря на некогда невозможное плодотворное сотрудничество с проамериканскими блоками и Европейским союзом, страны - участницы МЕРКОСУР стали проявлять больше заинтересованности к союзу с блоками, невзирая на невыгодные условия и очевидный статус сателлита Соединенных Штатов.
Таким образом, близкие в географическом и некогда идеологическом плане интеграционные объединения УНАСУР и Андское сообщество стали очередными провальным проектом региональной интеграции. Наблюдается негативная тенденция развития отношений между блоками, что можно проследить благодаря последним новостям на официальных сайтах с участием Общего рынка стран Южной Америки + Союза южноамериканских наций или Андского сообщества, которые датируются 2015 годом и касаются только сферы культуры.
1. ИА REGNUM [electronic resource] : Шесть стран Латинской Америки выходят из блока УНАСУР - 2018. URL:https://regnum.ru/news/polit/2407163.html(Дата обращения - 06.05.2020).
2. ИА REGNUM [электронный ресурс] : Против кого дружат Чили, Колумбия, Перу и Мексика? - 2015 URL: https://regnum.ru/news/1939327.html (Дата обращения - 06.04.2020).
3. ИА Красная Весна [электронный ресурс] :Уругвай покидает Союз
южноамериканских наций. - 2020. URL: https://rossaprimavera.ru/news/5da89ac4 (Дата
обращения - 16.04.2020).
4. Известия [электронный ресурс] : В протестах участвовали люди со стороны. -
2019. URL: https://iz.ru/955180/mariia-vasileva/v-protestakh-uchastvovali-liudi-so-storony (Дата обращения - 06.01.2020).
5. Информационное агентство REGNUM [электронный ресурс] :ЕС и МЕРКОСУР
могут подписать торговое соглашение в 2017 году. - 2017. URL:
https://regnum.ru/news/polit/2286256.html(Дата обращения - 16.09.2019).
6. Комерсантъ [электронный ресурс] : Дональд Трамп согласился на договор вместо
НАФТА - 2018. URL : https://www.kommersant.ru/doc/3757971 (Дата обращения -
06.04.2020).
7. Независимая [электронный ресурс] : На месте NAFTA появился USMCA. - 2018.
URL :https://yandex.ru/turbo?text=http%3A%2F%2Fwww.ng.ru%2Fworld%2F2018-10-
01%2F8_7322_nafta.html (Дата обращения - 26.04.2020).
8. Новости [электронный ресурс] : Главы государств МЕРКОСУР и Андского сообщества подписали акт о создании Южноамериканского союза- 2004. URL: https://ria.ru/20041209/755685.html (Дата обращения - 13.04.2020).
9. Рамблер/Новости [электронный ресурс] : Уругвай рассматривает возможность
вступления в Тихоокеанский альянс - 2017. URL:
https://news.rambler.ru/latinamerica/37302229-urugvay-rassmatrivaet-vozmozhnost-vstupleniya- v-tihookeanskiy-alyans/?updated (Дата обращения - 30.04.2020).
10. РБК [электронный ресурс] : США, Канада и Мексика заключили новое торговое
соглашение вместо НАФТА - 2019. URL:
https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5bb19b0f9a7947f327b32e5f(Дата обращения - 15.04.2020).
11. РИА Новости [электронный ресурс] : Андское сообщество и МЕРКОСУР создают общий экономический рынок - 2005. URL: https://ria.ru/20050708/40867783.html (Дата обращения - 06.05.2020).
12. РИА Новости [электронный ресурс] :Аргентина поддерживает стремление Мексики
вступить в Южноамериканский общий рынок - 2004.
URL:https://ria.ru/economy/20040417/571266.html (Дата обращения - 06.04.2020).РИА
Новости [электронный ресурс] : Восемь стран Южной Америки создали региональный блок Просур - 2019. URL: https://ria.ru/20190322/1552044796.html (Дата обращения - 16.03.2020).
13. РИА Новости. [электронный ресурс] : Мексика станет новым членом МЕРКОСУР.
- 2004. URL: https://ria.ru/economy/20040416/570257.html (Дата обращения - 16.03.2020).
14. Россия Сегодня [электронный ресурс] :Аргентина - США: новый этап в двусторонних отношениях. - 2018. https://inosmi.ru/politic/20180205/241364553.html
15. Brasil.ru Онлайн - журнал о Бразилии .[электронный ресурс]: Отношения Бразилия
- ЕС. URL:https://brasil.ru/articles/otnosheniya-braziliya-es (Дата обращения - 09.04.2020).
...65