Агропромышленный комплекс Красноярского края: анализ состояния отрасли и государственная поддержка
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические аспекты государственного регулирования агропромышленного
комплекса 7
1.1 Сущность государственной поддержки агропромышленного комплекса ... 7
1.2 Особенности регулирующего воздействия государства на
агропромышленный комплекс в России и за рубежом 11
1.3 Меры государственной поддержки агропромышленного комплекса в
рамках членства во Всемирной Торговой Организации 17
2 Анализ современного состояния агропромышленного комплекса
Красноярского края 22
2.1 Анализ показателей развития агропромышленного комплекса края 22
2.2 Состояние материально-технической базы агропромышленного комплекса
Красноярского края 35
2.3 Оценка эффективности государственного регулирования
агропромышленного комплекса края 40
3 Направления совершенствования государственной поддержки
агропромышленного комплекса в Красноярском крае 52
3.1 Обоснование совершенствования механизма субсидирования
приобретения сельскохозяйственной техники 52
3.2 Совершенствование системы грантовой поддержки сельскохозяйственных
товаропроизводителей 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 74
ПРИЛОЖЕНИЕ А 79
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 81
ПРИЛОЖЕНИЕ В 83
1 Теоретические аспекты государственного регулирования агропромышленного
комплекса 7
1.1 Сущность государственной поддержки агропромышленного комплекса ... 7
1.2 Особенности регулирующего воздействия государства на
агропромышленный комплекс в России и за рубежом 11
1.3 Меры государственной поддержки агропромышленного комплекса в
рамках членства во Всемирной Торговой Организации 17
2 Анализ современного состояния агропромышленного комплекса
Красноярского края 22
2.1 Анализ показателей развития агропромышленного комплекса края 22
2.2 Состояние материально-технической базы агропромышленного комплекса
Красноярского края 35
2.3 Оценка эффективности государственного регулирования
агропромышленного комплекса края 40
3 Направления совершенствования государственной поддержки
агропромышленного комплекса в Красноярском крае 52
3.1 Обоснование совершенствования механизма субсидирования
приобретения сельскохозяйственной техники 52
3.2 Совершенствование системы грантовой поддержки сельскохозяйственных
товаропроизводителей 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 74
ПРИЛОЖЕНИЕ А 79
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 81
ПРИЛОЖЕНИЕ В 83
Актуальность темы. Агропромышленный комплекс объединяет все отрасли национальной экономики, принимающие непосредственное участие в производстве сельскохозяйственной продукции, ее переработке и доведении до потребителя. В настоящее время возрастает роль и значение агропромышленного комплекса, так как он выполняет важнейшую функцию - обеспечение потребностей государства в качественной сельскохозяйственной продукции, которая используется, в первую очередь, населением страны, а также реализуется на внешнем рынке. Наличие достаточных объемов высококачественной продукции сельского хозяйства определяет продовольственную безопасность страны - критерий, который в соответствии с Римской декларацией по продовольственной безопасности является одной из первостепенных задач государства, направленной на искоренение голода в мире.
На сегодняшний день развитие аграрного сектора столкнулось со значительными трудностями, которые связаны с сокращением объемов производства отдельных видов сельскохозяйственной продукции, падением рентабельности в организациях, занимающихся сельским хозяйством, а также низкоэффективным использованием земель сельскохозяйственного назначения. Совокупность имеющихся в отрасли проблем снижает ее вклад в национальную экономику.
Таким образом, агропромышленный комплекс нуждается в значительной поддержке со стороны государства, которое способно решить имеющиеся проблемы путем совершенствования финансирования отрасли, развития научных и фундаментальных исследований в отрасли, преобразований в кадровом направлении и других областях. Эффективная работа государства в этом направлении способна обеспечить преодоление негативных тенденций, складывающихся в сельскохозяйственном производстве.
Обширные территории России предоставляют возможности для развития сельского хозяйства, который в зависимости от климатических особенностей регионов будет складываться из различных направлений, которые расширят ассортимент продукции, внедряемой как на российский, так и на мировой рынок. Нераскрытый потенциал агропромышленного комплекса приводит к тому, что в структуре валового внутреннего продукта сектор занимает незначительную долю - 5,2 %.
На уровне Красноярского края развитие сельского хозяйства сфокусировано только в южных районах края, где сосредоточена основная масса организаций, занятых в этом секторе. На северных территориях сельское хозяйство функционирует только за счет личных подсобных хозяйств, которые выращивают продукцию для личного потребления. Фермеры не стремятся создавать там производство из-за менее благоприятных климатических условий и слабой развитости большей части сельских территорий.
По данным Федеральной службы государственной статистики, в межрегиональном сравнении Красноярский край занимает только 19-ю позицию по величине валовой продукции сельского хозяйства, что говорит о недостаточной развитости сектора, несмотря на имеющийся в регионе потенциал.
Таким образом, для Красноярского края является актуальным вопрос о пересмотре существующих методов государственной поддержки агропромышленного комплекса, которые осуществляется путем реализации программно-целевого метода, чтобы обеспечить гармоничное и более эффективное развитие отрасли, тем самым улучшая позиции края в стране.
Практическая значимость. Проведенное исследование основывается на научных статьях, в которых отражены теоретические аспекты регулирования агропромышленного комплекса, следующих авторов: Алексеевой С. А., Климовой Н. В., Логиновой О. А., Михайлушкина П. В., Халяпина А. А., Харитонова Н. С. и других.
Несмотря на высокий уровень разработанности данной темы, следует отметить, что многие вопросы функционирования и развития организаций сельского хозяйства изучаются и в настоящее время, поскольку существуют неизученные до конца аспекты. Направления государственного регулирования агропромышленного комплекса рассматриваются различными подходами в связи с множественностью факторов, оказывающих влияние на развитие аграрного сектора.
Актуальность темы и ее практическая значимость определили цель данной работы.
Цель работы - разработка практических рекомендаций для совершенствования государственной поддержки агропромышленного комплекса в Красноярском крае в условиях членства России во Всемирной Торговой Организации.
Для достижений поставленной цели определены следующие задачи:
1) раскрыть сущность и специфику методов государственного регулирования агропромышленного комплекса;
2) изучить российскую и зарубежную практику проведения аграрной политики, а также методику поддержки сельского хозяйства, разработанную странами-членами Всемирной Торговой Организации;
3) провести анализ современного состояния агропромышленного комплекса в Красноярском крае и выявить перспективы и недостатки развития данного сектора национальной экономики в регионе;
4) изучить существующие меры государственной поддержки, реализуемые органами государственного управления Красноярского края, в сельскохозяйственной сфере и оценить их в соответствии с методикой, принятой Всемирной Торговой Организацией;
5) предложить возможные практические направления совершенствования механизмов государственной поддержки агропромышленного комплекса на основе выявленных проблем развития отрасли.
Объектом исследования является агропромышленный комплекс Красноярского края.
Предмет исследования - экономические отношения, возникающие между субъектами агропромышленного комплекса и органами регионального управления, осуществляющими мероприятия по государственной поддержке аграрного сектора.
Теоретической основой исследования послужили нормативно-правовые акты органов государственной власти, осуществляющих управление агропромышленным комплексом в Красноярском крае, государственные программы развития сельского хозяйства.
Методы исследования. В ходе работы на разных этапах применялись следующие методы: аналитический, сравнительный, расчетный, системный подход.
На сегодняшний день развитие аграрного сектора столкнулось со значительными трудностями, которые связаны с сокращением объемов производства отдельных видов сельскохозяйственной продукции, падением рентабельности в организациях, занимающихся сельским хозяйством, а также низкоэффективным использованием земель сельскохозяйственного назначения. Совокупность имеющихся в отрасли проблем снижает ее вклад в национальную экономику.
Таким образом, агропромышленный комплекс нуждается в значительной поддержке со стороны государства, которое способно решить имеющиеся проблемы путем совершенствования финансирования отрасли, развития научных и фундаментальных исследований в отрасли, преобразований в кадровом направлении и других областях. Эффективная работа государства в этом направлении способна обеспечить преодоление негативных тенденций, складывающихся в сельскохозяйственном производстве.
Обширные территории России предоставляют возможности для развития сельского хозяйства, который в зависимости от климатических особенностей регионов будет складываться из различных направлений, которые расширят ассортимент продукции, внедряемой как на российский, так и на мировой рынок. Нераскрытый потенциал агропромышленного комплекса приводит к тому, что в структуре валового внутреннего продукта сектор занимает незначительную долю - 5,2 %.
На уровне Красноярского края развитие сельского хозяйства сфокусировано только в южных районах края, где сосредоточена основная масса организаций, занятых в этом секторе. На северных территориях сельское хозяйство функционирует только за счет личных подсобных хозяйств, которые выращивают продукцию для личного потребления. Фермеры не стремятся создавать там производство из-за менее благоприятных климатических условий и слабой развитости большей части сельских территорий.
По данным Федеральной службы государственной статистики, в межрегиональном сравнении Красноярский край занимает только 19-ю позицию по величине валовой продукции сельского хозяйства, что говорит о недостаточной развитости сектора, несмотря на имеющийся в регионе потенциал.
Таким образом, для Красноярского края является актуальным вопрос о пересмотре существующих методов государственной поддержки агропромышленного комплекса, которые осуществляется путем реализации программно-целевого метода, чтобы обеспечить гармоничное и более эффективное развитие отрасли, тем самым улучшая позиции края в стране.
Практическая значимость. Проведенное исследование основывается на научных статьях, в которых отражены теоретические аспекты регулирования агропромышленного комплекса, следующих авторов: Алексеевой С. А., Климовой Н. В., Логиновой О. А., Михайлушкина П. В., Халяпина А. А., Харитонова Н. С. и других.
Несмотря на высокий уровень разработанности данной темы, следует отметить, что многие вопросы функционирования и развития организаций сельского хозяйства изучаются и в настоящее время, поскольку существуют неизученные до конца аспекты. Направления государственного регулирования агропромышленного комплекса рассматриваются различными подходами в связи с множественностью факторов, оказывающих влияние на развитие аграрного сектора.
Актуальность темы и ее практическая значимость определили цель данной работы.
Цель работы - разработка практических рекомендаций для совершенствования государственной поддержки агропромышленного комплекса в Красноярском крае в условиях членства России во Всемирной Торговой Организации.
Для достижений поставленной цели определены следующие задачи:
1) раскрыть сущность и специфику методов государственного регулирования агропромышленного комплекса;
2) изучить российскую и зарубежную практику проведения аграрной политики, а также методику поддержки сельского хозяйства, разработанную странами-членами Всемирной Торговой Организации;
3) провести анализ современного состояния агропромышленного комплекса в Красноярском крае и выявить перспективы и недостатки развития данного сектора национальной экономики в регионе;
4) изучить существующие меры государственной поддержки, реализуемые органами государственного управления Красноярского края, в сельскохозяйственной сфере и оценить их в соответствии с методикой, принятой Всемирной Торговой Организацией;
5) предложить возможные практические направления совершенствования механизмов государственной поддержки агропромышленного комплекса на основе выявленных проблем развития отрасли.
Объектом исследования является агропромышленный комплекс Красноярского края.
Предмет исследования - экономические отношения, возникающие между субъектами агропромышленного комплекса и органами регионального управления, осуществляющими мероприятия по государственной поддержке аграрного сектора.
Теоретической основой исследования послужили нормативно-правовые акты органов государственной власти, осуществляющих управление агропромышленным комплексом в Красноярском крае, государственные программы развития сельского хозяйства.
Методы исследования. В ходе работы на разных этапах применялись следующие методы: аналитический, сравнительный, расчетный, системный подход.
Государственная поддержка агропромышленного комплекса в России требует совершенствования, поскольку не позволяет товаропроизводителям осуществлять расширенное производство продукции в силу неэффективности мероприятий государственной поддержки, применяемых органами государственной власти в настоящее время.
В рамках данной работы были раскрыты сущность и специфика государственной поддержки аграрного сектора, изучена российская и международная практика реализации аграрной политики, также раскрыты особенности государственного регулирования агропромышленного комплекса в рамках членства во Всемирной Торговой Организации.
Проведен анализ состояния агропромышленного комплекса в Красноярском крае, на основании которого сложились следующие выводы:
1) сельскохозяйственная отрасль края развивается по точечным направлениям (приоритет отдается расширенному производству зерновых культур), некоторые направления демонстрируют положительную динамику, остальной же сектор находится в застое или упадке;
2) сложилась тенденция снижения численности работающих в отрасли, связанного прежде всего с уходом трудоспособного населения в город в поисках более высоких доходов, которые АПК не может обеспечить;
3) происходит снижение числа сельскохозяйственных организаций и увеличение количества малых субъектов хозяйствования. Основная причина ухода сельскохозяйственных организаций с рынка - недостаточная государственная поддержка;
4) в части материально-технического обеспечения зафиксированы следующие проблемы: ежегодно сокращается парк сельскохозяйственной техники в силу того, что хозяйствующие субъекты не имеют достаточных доходов, чтобы приобретать дополнительную технику, минимизировать этот спад они не способны - в результате, износ остающейся на балансе организаций техники ускоряется, тем самым усугубляя проблему;
5) снижается финансовая устойчивость производителей сельскохозяйственной продукции, но при этом суммы поддержки, оказываемой государством, увеличиваются, что говорит о неэффективности их расходования, также снизилась инвестиционная активность в отрасли.
Также были проанализированы деятельность органов государственного управления в области развития агропромышленного комплекса Красноярского края, реализация государственной программы края по развитию сельского хозяйства по направлениям технического и технологического оснащения и развития отраслей агропромышленного комплекса (в части оказания государственной поддержки малым формам хозяйствования), а также оценка эффективности осуществляемых мероприятий, которые показали неэффективность части применяемых мер государственной поддержки.
В результате были предложены рекомендации по совершенствованию государственной поддержки, в частности, мероприятие по изменению механизма субсидирования приобретения сельскохозяйственной техники организациями путем его перевода в грантовую поддержку. Были определены максимальная сумма предоставляемого гранта и потенциальное число получателей при рассчитанной сумме. Также было оценено выполнение ожидаемого результата реализации, установленного программой, которое показало эффективность предлагаемого мероприятия. Данная мера позволит повысить уровень поддержки, оказываемой сельскохозяйственным организациям и обеспечит повышение доходов за счет сокращения затрат по расширению материальной базы. Расширение производства не будет происходить, если товаропроизводители не будут располагать более высоким доходом, который они и смогут направить на дальнейшее развитие своих предприятий. Из-за того, что производство продукции сельского хозяйства достаточно затратно, а государственная поддержка неспособна в достаточной мере компенсировать производственные издержки, фермеры наращивают свои долговые обязательства, тем самым ухудшая свое финансовое положение.
Также было предложено мероприятие по совершенствованию системы грантовой поддержки путем создания рабочей консультационной группы в составе ответственного подразделения в министерстве сельского хозяйства и торговли края, занимающегося вопросами предоставления субъектам АПК грантовой поддержки, а также расширения системы информационного обеспечения о существующих мерах поддержки малых форм хозяйствования. Меры предложены для устранения несовершенств действующей системы предоставления грантов организациям сельского хозяйства, связанных с тем, что в силу недостаточной юридической и экономической грамотности субъекты АПК допускают просчеты и ошибки при подаче заявок на получение грантов. А со стороны органов государственной власти им не оказывается никакого содействия, чтобы товаропроизводитель получил возможность участвовать в конкурсном отборе. Создание нового подразделения и расширение информационного обеспечения призвано решить эту проблему.
Предложенные меры направлены на расширение производства сельскохозяйственной продукции путем технологической модернизации производственного процесса и дальнейшее развитие малых форм хозяйствования в отрасли.
Опыт зарубежных стран-лидеров по производству сельскохозяйственной продукции показал, что минимизация расходов фермеров за счет государственного финансирования некоторых статей имеет место быть, и результатом этого являются стабильно растущие показатели сельскохозяйственной отрасли в этих странах. Если государственное управление в России сумеет успешно перенять этот опыт, за ним последует развитие отрасли, которое минимизирует зависимость от импорта продукции и позволит расширить участие страны на мировом сельскохозяйственном рынке, повысив конкурентоспособность продукции, производимой в России, на что в конечном счете направлены существующие программы развития.
В рамках данной работы были раскрыты сущность и специфика государственной поддержки аграрного сектора, изучена российская и международная практика реализации аграрной политики, также раскрыты особенности государственного регулирования агропромышленного комплекса в рамках членства во Всемирной Торговой Организации.
Проведен анализ состояния агропромышленного комплекса в Красноярском крае, на основании которого сложились следующие выводы:
1) сельскохозяйственная отрасль края развивается по точечным направлениям (приоритет отдается расширенному производству зерновых культур), некоторые направления демонстрируют положительную динамику, остальной же сектор находится в застое или упадке;
2) сложилась тенденция снижения численности работающих в отрасли, связанного прежде всего с уходом трудоспособного населения в город в поисках более высоких доходов, которые АПК не может обеспечить;
3) происходит снижение числа сельскохозяйственных организаций и увеличение количества малых субъектов хозяйствования. Основная причина ухода сельскохозяйственных организаций с рынка - недостаточная государственная поддержка;
4) в части материально-технического обеспечения зафиксированы следующие проблемы: ежегодно сокращается парк сельскохозяйственной техники в силу того, что хозяйствующие субъекты не имеют достаточных доходов, чтобы приобретать дополнительную технику, минимизировать этот спад они не способны - в результате, износ остающейся на балансе организаций техники ускоряется, тем самым усугубляя проблему;
5) снижается финансовая устойчивость производителей сельскохозяйственной продукции, но при этом суммы поддержки, оказываемой государством, увеличиваются, что говорит о неэффективности их расходования, также снизилась инвестиционная активность в отрасли.
Также были проанализированы деятельность органов государственного управления в области развития агропромышленного комплекса Красноярского края, реализация государственной программы края по развитию сельского хозяйства по направлениям технического и технологического оснащения и развития отраслей агропромышленного комплекса (в части оказания государственной поддержки малым формам хозяйствования), а также оценка эффективности осуществляемых мероприятий, которые показали неэффективность части применяемых мер государственной поддержки.
В результате были предложены рекомендации по совершенствованию государственной поддержки, в частности, мероприятие по изменению механизма субсидирования приобретения сельскохозяйственной техники организациями путем его перевода в грантовую поддержку. Были определены максимальная сумма предоставляемого гранта и потенциальное число получателей при рассчитанной сумме. Также было оценено выполнение ожидаемого результата реализации, установленного программой, которое показало эффективность предлагаемого мероприятия. Данная мера позволит повысить уровень поддержки, оказываемой сельскохозяйственным организациям и обеспечит повышение доходов за счет сокращения затрат по расширению материальной базы. Расширение производства не будет происходить, если товаропроизводители не будут располагать более высоким доходом, который они и смогут направить на дальнейшее развитие своих предприятий. Из-за того, что производство продукции сельского хозяйства достаточно затратно, а государственная поддержка неспособна в достаточной мере компенсировать производственные издержки, фермеры наращивают свои долговые обязательства, тем самым ухудшая свое финансовое положение.
Также было предложено мероприятие по совершенствованию системы грантовой поддержки путем создания рабочей консультационной группы в составе ответственного подразделения в министерстве сельского хозяйства и торговли края, занимающегося вопросами предоставления субъектам АПК грантовой поддержки, а также расширения системы информационного обеспечения о существующих мерах поддержки малых форм хозяйствования. Меры предложены для устранения несовершенств действующей системы предоставления грантов организациям сельского хозяйства, связанных с тем, что в силу недостаточной юридической и экономической грамотности субъекты АПК допускают просчеты и ошибки при подаче заявок на получение грантов. А со стороны органов государственной власти им не оказывается никакого содействия, чтобы товаропроизводитель получил возможность участвовать в конкурсном отборе. Создание нового подразделения и расширение информационного обеспечения призвано решить эту проблему.
Предложенные меры направлены на расширение производства сельскохозяйственной продукции путем технологической модернизации производственного процесса и дальнейшее развитие малых форм хозяйствования в отрасли.
Опыт зарубежных стран-лидеров по производству сельскохозяйственной продукции показал, что минимизация расходов фермеров за счет государственного финансирования некоторых статей имеет место быть, и результатом этого являются стабильно растущие показатели сельскохозяйственной отрасли в этих странах. Если государственное управление в России сумеет успешно перенять этот опыт, за ним последует развитие отрасли, которое минимизирует зависимость от импорта продукции и позволит расширить участие страны на мировом сельскохозяйственном рынке, повысив конкурентоспособность продукции, производимой в России, на что в конечном счете направлены существующие программы развития.
Подобные работы
- Разработка информационного обеспечения оценки и выбора наиболее конкурентоспособных отраслевых направлений и технологических решений в агропромышленном комплексе Красноярского края
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Направления повышения эффективности государственной поддержки сельского хозяйства муниципального района
Бакалаврская работа, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - Государственное управление инвестиционным развитием сельского хозяйства
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Разработка информационно-аналитической системы учета запасов на предприятии агропромышленного комплекса (на примере ООО «Дары Малиновки»)
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Развитие регионального молочного комплекса как фактор повышения продовольственной безопасности региона
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Разработка модели влияния ассортимента продукции на финансовое состояние предприятия (на примере ОАО «Молоко»)
Главы к дипломным работам, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2016 - Разработка экономической модели вхождения компаний малого и среднего бизнеса в состав кластерных образований
Главы к дипломным работам, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2018 - ОЦЕНКА УРОВНЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА НА ПРИМЕРЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Оценка потенциальных возможностей участия малого и среднего предпринимательства в развитии кластерных систем
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017



