Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Агропромышленный комплекс Красноярского края: анализ состояния отрасли и государственная поддержка

Работа №18181

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

муниципальное управление

Объем работы86
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1059
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические аспекты государственного регулирования агропромышленного
комплекса 7
1.1 Сущность государственной поддержки агропромышленного комплекса ... 7
1.2 Особенности регулирующего воздействия государства на
агропромышленный комплекс в России и за рубежом 11
1.3 Меры государственной поддержки агропромышленного комплекса в
рамках членства во Всемирной Торговой Организации 17
2 Анализ современного состояния агропромышленного комплекса
Красноярского края 22
2.1 Анализ показателей развития агропромышленного комплекса края 22
2.2 Состояние материально-технической базы агропромышленного комплекса
Красноярского края 35
2.3 Оценка эффективности государственного регулирования
агропромышленного комплекса края 40
3 Направления совершенствования государственной поддержки
агропромышленного комплекса в Красноярском крае 52
3.1 Обоснование совершенствования механизма субсидирования
приобретения сельскохозяйственной техники 52
3.2 Совершенствование системы грантовой поддержки сельскохозяйственных
товаропроизводителей 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 74
ПРИЛОЖЕНИЕ А 79
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 81
ПРИЛОЖЕНИЕ В 83


Актуальность темы. Агропромышленный комплекс объединяет все отрасли национальной экономики, принимающие непосредственное участие в производстве сельскохозяйственной продукции, ее переработке и доведении до потребителя. В настоящее время возрастает роль и значение агропромышленного комплекса, так как он выполняет важнейшую функцию - обеспечение потребностей государства в качественной сельскохозяйственной продукции, которая используется, в первую очередь, населением страны, а также реализуется на внешнем рынке. Наличие достаточных объемов высококачественной продукции сельского хозяйства определяет продовольственную безопасность страны - критерий, который в соответствии с Римской декларацией по продовольственной безопасности является одной из первостепенных задач государства, направленной на искоренение голода в мире.
На сегодняшний день развитие аграрного сектора столкнулось со значительными трудностями, которые связаны с сокращением объемов производства отдельных видов сельскохозяйственной продукции, падением рентабельности в организациях, занимающихся сельским хозяйством, а также низкоэффективным использованием земель сельскохозяйственного назначения. Совокупность имеющихся в отрасли проблем снижает ее вклад в национальную экономику.
Таким образом, агропромышленный комплекс нуждается в значительной поддержке со стороны государства, которое способно решить имеющиеся проблемы путем совершенствования финансирования отрасли, развития научных и фундаментальных исследований в отрасли, преобразований в кадровом направлении и других областях. Эффективная работа государства в этом направлении способна обеспечить преодоление негативных тенденций, складывающихся в сельскохозяйственном производстве.
Обширные территории России предоставляют возможности для развития сельского хозяйства, который в зависимости от климатических особенностей регионов будет складываться из различных направлений, которые расширят ассортимент продукции, внедряемой как на российский, так и на мировой рынок. Нераскрытый потенциал агропромышленного комплекса приводит к тому, что в структуре валового внутреннего продукта сектор занимает незначительную долю - 5,2 %.
На уровне Красноярского края развитие сельского хозяйства сфокусировано только в южных районах края, где сосредоточена основная масса организаций, занятых в этом секторе. На северных территориях сельское хозяйство функционирует только за счет личных подсобных хозяйств, которые выращивают продукцию для личного потребления. Фермеры не стремятся создавать там производство из-за менее благоприятных климатических условий и слабой развитости большей части сельских территорий.
По данным Федеральной службы государственной статистики, в межрегиональном сравнении Красноярский край занимает только 19-ю позицию по величине валовой продукции сельского хозяйства, что говорит о недостаточной развитости сектора, несмотря на имеющийся в регионе потенциал.
Таким образом, для Красноярского края является актуальным вопрос о пересмотре существующих методов государственной поддержки агропромышленного комплекса, которые осуществляется путем реализации программно-целевого метода, чтобы обеспечить гармоничное и более эффективное развитие отрасли, тем самым улучшая позиции края в стране.
Практическая значимость. Проведенное исследование основывается на научных статьях, в которых отражены теоретические аспекты регулирования агропромышленного комплекса, следующих авторов: Алексеевой С. А., Климовой Н. В., Логиновой О. А., Михайлушкина П. В., Халяпина А. А., Харитонова Н. С. и других.
Несмотря на высокий уровень разработанности данной темы, следует отметить, что многие вопросы функционирования и развития организаций сельского хозяйства изучаются и в настоящее время, поскольку существуют неизученные до конца аспекты. Направления государственного регулирования агропромышленного комплекса рассматриваются различными подходами в связи с множественностью факторов, оказывающих влияние на развитие аграрного сектора.
Актуальность темы и ее практическая значимость определили цель данной работы.
Цель работы - разработка практических рекомендаций для совершенствования государственной поддержки агропромышленного комплекса в Красноярском крае в условиях членства России во Всемирной Торговой Организации.
Для достижений поставленной цели определены следующие задачи:
1) раскрыть сущность и специфику методов государственного регулирования агропромышленного комплекса;
2) изучить российскую и зарубежную практику проведения аграрной политики, а также методику поддержки сельского хозяйства, разработанную странами-членами Всемирной Торговой Организации;
3) провести анализ современного состояния агропромышленного комплекса в Красноярском крае и выявить перспективы и недостатки развития данного сектора национальной экономики в регионе;
4) изучить существующие меры государственной поддержки, реализуемые органами государственного управления Красноярского края, в сельскохозяйственной сфере и оценить их в соответствии с методикой, принятой Всемирной Торговой Организацией;
5) предложить возможные практические направления совершенствования механизмов государственной поддержки агропромышленного комплекса на основе выявленных проблем развития отрасли.
Объектом исследования является агропромышленный комплекс Красноярского края.
Предмет исследования - экономические отношения, возникающие между субъектами агропромышленного комплекса и органами регионального управления, осуществляющими мероприятия по государственной поддержке аграрного сектора.
Теоретической основой исследования послужили нормативно-правовые акты органов государственной власти, осуществляющих управление агропромышленным комплексом в Красноярском крае, государственные программы развития сельского хозяйства.
Методы исследования. В ходе работы на разных этапах применялись следующие методы: аналитический, сравнительный, расчетный, системный подход.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Государственная поддержка агропромышленного комплекса в России требует совершенствования, поскольку не позволяет товаропроизводителям осуществлять расширенное производство продукции в силу неэффективности мероприятий государственной поддержки, применяемых органами государственной власти в настоящее время.
В рамках данной работы были раскрыты сущность и специфика государственной поддержки аграрного сектора, изучена российская и международная практика реализации аграрной политики, также раскрыты особенности государственного регулирования агропромышленного комплекса в рамках членства во Всемирной Торговой Организации.
Проведен анализ состояния агропромышленного комплекса в Красноярском крае, на основании которого сложились следующие выводы:
1) сельскохозяйственная отрасль края развивается по точечным направлениям (приоритет отдается расширенному производству зерновых культур), некоторые направления демонстрируют положительную динамику, остальной же сектор находится в застое или упадке;
2) сложилась тенденция снижения численности работающих в отрасли, связанного прежде всего с уходом трудоспособного населения в город в поисках более высоких доходов, которые АПК не может обеспечить;
3) происходит снижение числа сельскохозяйственных организаций и увеличение количества малых субъектов хозяйствования. Основная причина ухода сельскохозяйственных организаций с рынка - недостаточная государственная поддержка;
4) в части материально-технического обеспечения зафиксированы следующие проблемы: ежегодно сокращается парк сельскохозяйственной техники в силу того, что хозяйствующие субъекты не имеют достаточных доходов, чтобы приобретать дополнительную технику, минимизировать этот спад они не способны - в результате, износ остающейся на балансе организаций техники ускоряется, тем самым усугубляя проблему;
5) снижается финансовая устойчивость производителей сельскохозяйственной продукции, но при этом суммы поддержки, оказываемой государством, увеличиваются, что говорит о неэффективности их расходования, также снизилась инвестиционная активность в отрасли.
Также были проанализированы деятельность органов государственного управления в области развития агропромышленного комплекса Красноярского края, реализация государственной программы края по развитию сельского хозяйства по направлениям технического и технологического оснащения и развития отраслей агропромышленного комплекса (в части оказания государственной поддержки малым формам хозяйствования), а также оценка эффективности осуществляемых мероприятий, которые показали неэффективность части применяемых мер государственной поддержки.
В результате были предложены рекомендации по совершенствованию государственной поддержки, в частности, мероприятие по изменению механизма субсидирования приобретения сельскохозяйственной техники организациями путем его перевода в грантовую поддержку. Были определены максимальная сумма предоставляемого гранта и потенциальное число получателей при рассчитанной сумме. Также было оценено выполнение ожидаемого результата реализации, установленного программой, которое показало эффективность предлагаемого мероприятия. Данная мера позволит повысить уровень поддержки, оказываемой сельскохозяйственным организациям и обеспечит повышение доходов за счет сокращения затрат по расширению материальной базы. Расширение производства не будет происходить, если товаропроизводители не будут располагать более высоким доходом, который они и смогут направить на дальнейшее развитие своих предприятий. Из-за того, что производство продукции сельского хозяйства достаточно затратно, а государственная поддержка неспособна в достаточной мере компенсировать производственные издержки, фермеры наращивают свои долговые обязательства, тем самым ухудшая свое финансовое положение.
Также было предложено мероприятие по совершенствованию системы грантовой поддержки путем создания рабочей консультационной группы в составе ответственного подразделения в министерстве сельского хозяйства и торговли края, занимающегося вопросами предоставления субъектам АПК грантовой поддержки, а также расширения системы информационного обеспечения о существующих мерах поддержки малых форм хозяйствования. Меры предложены для устранения несовершенств действующей системы предоставления грантов организациям сельского хозяйства, связанных с тем, что в силу недостаточной юридической и экономической грамотности субъекты АПК допускают просчеты и ошибки при подаче заявок на получение грантов. А со стороны органов государственной власти им не оказывается никакого содействия, чтобы товаропроизводитель получил возможность участвовать в конкурсном отборе. Создание нового подразделения и расширение информационного обеспечения призвано решить эту проблему.
Предложенные меры направлены на расширение производства сельскохозяйственной продукции путем технологической модернизации производственного процесса и дальнейшее развитие малых форм хозяйствования в отрасли.
Опыт зарубежных стран-лидеров по производству сельскохозяйственной продукции показал, что минимизация расходов фермеров за счет государственного финансирования некоторых статей имеет место быть, и результатом этого являются стабильно растущие показатели сельскохозяйственной отрасли в этих странах. Если государственное управление в России сумеет успешно перенять этот опыт, за ним последует развитие отрасли, которое минимизирует зависимость от импорта продукции и позволит расширить участие страны на мировом сельскохозяйственном рынке, повысив конкурентоспособность продукции, производимой в России, на что в конечном счете направлены существующие программы развития.



1. Агропромышленный комплекс России в 2015 году [Электронный ресурс]: статистический сборник / Москва: Министерство сельского хозяйства РФ. - 2016. - Режим доступа: http://mcx.ru.
2. Алексеева, С. А. - Отечественный и зарубежный опыт финансовой поддержки сельского хозяйства / С. А. Алексеева // Вестник ФА. - 2010. - № 3. - с. 34-41.
3. Анализ мировых тенденций государственной поддержки сельского хозяйства. - Москва: Департамент агропромышленной политики ЕЭК, 2015. - 125 с.
4. Волкова, А. В. - Рынок минеральных удобрений / А. В. Волкова - Москва: Центр развития НИУ ВШЭ, 2017. - 59 с.
5. Володин, В. М. - Аграрная Россия: история, проблемы, перспективы:
монография / В. М. Володин. - Пенза: Издательство Пензенского государственного университета, 2007. - 305 с.
6. Государственная поддержка сельского хозяйства. Развитые и развивающиеся страны. - Москва: Департамент агропромышленной политики ЕЭК, 2017. - 35 с.
7. Гринвилл, Дж. - Как искажение торговли влияет на рынки сбыта сельскохозяйственных товаров? [Электронный ресурс] / Дж. Гринвилл // International Centre for Trade and Sustainable Development. - Режим доступа: http://ru.ictsd.org.
8. Данные в области продовольствия и сельского хозяйства [Электронный
ресурс]: каталог данных / Продовольственная и сельскохозяйственная
организация Объединенных наций. - Режим доступа: http://www.fao.org/faostat.
9. Декларация Всемирного саммита по продовольственной безопасности [Электронный ресурс]: Официальный портал Организации Объединенных Наций. - Режим доступа: http://www.un.org.
10. Евстигнеева, А. - Льготное кредитование для аграриев заработает в
2017 году [Электронный ресурс] / А. Евстигнеева // АгроИнвестор. - Режим доступа: http://www.agroinvestor.ru.
11. Итоги ВСХП Красноярского края 2016 - информационная основа оценки развития села [Электронный ресурс]: статистический сборник. / Управление Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, Республике Хакасия и Республике Тыва. - Режим доступа: http://krasstat.gks.ru.
12. Китайский статистический ежегодник 2016 [Электронный ресурс]: база данных / Национальное бюро статистики Китая. - Режим доступа: http: //www. stats .gov.cn.
13. Климова, Н. В. - Особенности регулирующего воздействия государства на агробизнес в зарубежных странах / Н. В. Климова // Научный журнал КубГАУ. - 2013. - № 90. - с. 1-16.
14. Костырев, А. - Аграрии теряют инвестиции [Электронный ресурс] / А. Костырев // Г азета «Коммерсантъ» // Издательский дом «Коммерсантъ». - Режим доступа: http://www.kommersant.ru.
15. Красноярский краевой статистический ежегодник [Электронный
ресурс]: статистический сборник. / Управление Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, Республике Хакасия и Республике Тыва. - Режим доступа: http://krasstat.gks.ru.
16. Логинова, О. А. - Опыт государственного регулирования за рубежом / О. А. Логинова // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. - 2012. - № 7. - с. 102-106.
17. Михайлушкин, П. В. - Опыт зарубежных стран в государственной поддержке и регулировании АПК / П. В. Михайлушкин, А. А. Барашников // Научный журнал КубГАУ. - 2013. - № 93. - с. 1-15.
18. Нагоев, А. Б. Основные направления государственного регулирования в аграрном секторе регионов / А. Б. Нагоев // Вопросы экономики и права. - №12. - 2011. - с. 100-105.
19. О государственной поддержке субъектов агропромышленного комплекса края [Электронный ресурс]: Закон Красноярского края от 21.02.2006 г. № 17-4487 // Официальный портал Красноярского края. - Режим доступа: http: //www.krskstate .ru.
20. Об утверждении государственной программы Красноярского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Красноярском крае» [Электронный ресурс]: постановление Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 506- п // Официальный интернет-портал министерства сельского хозяйства и торговли Красноярского края. - Режим доступа: http://www.krasagro.ru.
21. Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности РФ [Электронный ресурс]: указ Президента РФ от 30.01.2010 г. № 120 // Официальный портал Президента России. - Режим доступа: http://kremlin.ru.
22. Об утверждении Порядка предоставления главам крестьянских (фермерских) хозяйств грантов на развитие семейных животноводческих ферм... [Электронный ресурс]: постановление Правительства Красноярского края от 22.04.2014 г. № 155-п // Официальный интернет-портал министерства сельского хозяйства и торговли Красноярского края. - Режим доступа: http://www.krasagro.ru.
23. Об утверждении Порядка предоставления грантов на развитие несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности. [Электронный ресурс]: постановление Правительства Красноярского края от 20.08.2015 г. № 447-п // Официальный интернет-портал министерства сельского хозяйства и торговли Красноярского края. - Режим доступа: http://www.krasagro.ru.
24. Об утверждении Порядка предоставления начинающим фермерам грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства. [Электронный ресурс]: постановление Правительства Красноярского края от 05.05.2014 г. № 183-п // Официальный интернет-портал министерства сельского хозяйства и торговли Красноярского края. - Режим доступа: http://www.krasagro.ru.
25. Обзор мирового опыта предоставления государственной поддержки сельского хозяйства. - Москва: Департамент агропромышленной политика ЕЭК, 2016. - 63 с.
26. Плугов, А. Г. - Сельское хозяйство России [Электронный ресурс] / А. Г. Плугов // Экспертно-аналитический центр агробизнеса. - Режим доступа: http://ab-centre.ru.
27. Показатели мирового развития [Электронный ресурс]: каталог данных / TrendEconomy. - Режим доступа: http://data.trendeconomy.ru.
28. Правила внутренней поддержки сельского хозяйства в рамках ВТО [Электронный ресурс]: справка / «РИА Новости» // Российское агентство международной информации «РИА Новости». - 2011. - Режим доступа: http://ria.ru/spravka.
29. Продуктовые карточки: Россия и мировой опыт [Электронный ресурс]: статья / Вести Экономика. Режим доступа: http://www.vestifinance.ru.
30. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2017
[Электронный ресурс]: статистический сборник. / Федеральная служба
государственной статистики. - Режим доступа: http://www.gks.ru.
31. Ромодан, Ю. О. - Анализ зарубежного опыта государственной поддержки АПК / Ю. О. Ромодан // Основы экономики, управления и права. - 2013. - № 4. - с. 32-34.
32. Сельское хозяйство, охота и охотничье хозяйство, лесное хозяйство в России. 2015 [Электронный ресурс]: статистический сборник. / Федеральная служба государственной статистики. - Режим доступа: http://www.gks.ru.
33. Сельское хозяйство, охота и охотничье хозяйство, лесоводство в
Красноярском крае [Электронный ресурс]: статистический сборник. /
Управление Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, Республике Хакасия и Республике Тыва. - Режим доступа: http://krasstat.gks.ru.
34. Сельскохозяйственная статистика ОЭСР [Электронный ресурс]: каталог данных / OECD iLibrary. - Режим доступа: http://www.oecd-ilibrary.org.
35. Сколько стоит Россия: 10 лет спустя. - Москва: Аудиторско-консалтинговая компания ФБК, 2014. - 32 с.
36. Соглашение по сельскому хозяйству ВТО [Электронный ресурс]: международный договор / Центр экспертизы ВТО. - Режим доступа: http://www.wto.ru.
37. Ушачев, И. Г. - Экономический рост и конкурентоспособность сельского хозяйства Российской Федерации / И. Г. Ушачев // АПК: Экономика, управление, 2009. - № 3. - с. 1-9.
38. Халяпин, А. А. - Анализ международного опыта государственного регулирования АПК / А. А. Халяпин // Научный журнал КубГАУ. - 2012. - №2 75. - с. 1-16.
39. Халяпин, А. А. - Концептуальные детерминанты государственного регулирования аграрного сектора экономики / А. А. Халяпин // Научный журнал КубГАУ. - 2012. - № 79. - с. 1-17.
40. Харитонов, Н. С. - Система государственной поддержки сельского хозяйства в условиях членства России в ВТО: коллективная монография / Н. С. Харитонов, Н. Т. Хожаинов, А. Ю. Белугин, А. М. Гребенкина. - Москва: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2016. - 177 с.
41. Чирков, Е. С. - Государственная поддержка и регулирование агропромышленного производства / Е. С. Чирков // АПК: экономика и управление. - 1998. - № 7. - с. 15-22.
42. Шмакова, А. В. - Анализ урожайности зерновых культур и факторов, влияющих на ее уровень / А. В. Шмакова // Научный журнал КубГАУ. - 2015. - № 112. - с. 1-11.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ