КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ В МАГИСТРАТУРЕ КАК УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ВУЗА (НА ПРИМЕРЕ ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА)
|
Введение 5
1 Магистратура в контексте реформ высшего образования в России 8
1.1 История реформ высшего образования 8
1.2 Интенциональные характеристики стейкхолдеров высшего образования в России 10
1.3 Тренды реформ высшего образования 12
1.4 Магистратура: цели создания и ожидаемые результаты 14
2 Качество образования 16
2.1 Философский подход к определению понятия качества 16
2.2 Качество с точки зрения функционального подхода 19
2.3 Качество образования 20
2.4 Качество вузовского образования 23
3 Образовательный менеджмент 27
3.1 Подходы к изучению образовательного менеджмента 27
3.2 Современный образовательный менеджмент 29
4 Механизмы обеспечения качества образования в магистратуре 32
4.1 Руководители магистерских программ обучения как субъект управления вуза 32
4.2 Мотивы и интенции обучения в магистратуре студентами 38
4.3 Проблемы управленческого аспекта магистратуры: противоречия и рекомендации 50
Заключение 54
Список литературы 57
Приложение А Программа исследования 62
Приложение Б Анкета 65
Приложение В Таблицы распределений 69
Приложение Г Гайд интервью 76
Приложение Д Список информантов 78
Приложение Е Расшифровки интервью
1 Магистратура в контексте реформ высшего образования в России 8
1.1 История реформ высшего образования 8
1.2 Интенциональные характеристики стейкхолдеров высшего образования в России 10
1.3 Тренды реформ высшего образования 12
1.4 Магистратура: цели создания и ожидаемые результаты 14
2 Качество образования 16
2.1 Философский подход к определению понятия качества 16
2.2 Качество с точки зрения функционального подхода 19
2.3 Качество образования 20
2.4 Качество вузовского образования 23
3 Образовательный менеджмент 27
3.1 Подходы к изучению образовательного менеджмента 27
3.2 Современный образовательный менеджмент 29
4 Механизмы обеспечения качества образования в магистратуре 32
4.1 Руководители магистерских программ обучения как субъект управления вуза 32
4.2 Мотивы и интенции обучения в магистратуре студентами 38
4.3 Проблемы управленческого аспекта магистратуры: противоречия и рекомендации 50
Заключение 54
Список литературы 57
Приложение А Программа исследования 62
Приложение Б Анкета 65
Приложение В Таблицы распределений 69
Приложение Г Гайд интервью 76
Приложение Д Список информантов 78
Приложение Е Расшифровки интервью
Актуальность. Сегодня образование занимает первое место в жизни нашего общества и является основной отраслью человеческой деятельности. Будущее людей зависит от качества и продуктивности полученных ими знаний. Отношение к образованию меняется из года в год. Люди совершенствуют полученный у предков опыт и применяют его для обновления и совершенствования своих знаний. Высшее образование играет главную стратегическую роль в развитии государств.
В современном обществе каждый стремится получить высшее образование. Люди хотят быть умными, интеллектуально развитыми, иметь высокий статус в обществе. Человек по своей натуре общителен, любит свободу, способен творить и созидать. При отсутствии благоприятных условий, он отдаляется от семьи, работы, общества, культуры, искусства. Только образование способно помочь личности реализовать свои способности и занять свое место в обществе. Образованный человек успешно адаптируется в жизни и сам ее улучшает.
Вопрос о качестве знаний, получаемых в стенах вуза, особенно актуализируется в условиях модернизации высшего образования. Отправной точкой большинства происходящих в настоящее время изменений в высшем образовании является присоединение России к Болонскому договору, т.е. переход высшего профессионального образования на двухуровневую систему обучения.
Чтобы продолжить существовать, университет вынужден подстраиваться под сложные изменяющиеся условия. Глобализация, индивидуализация образовательных траекторий, фундаментализация (расширение и углубление базовых знаний студента), демократизация, гуманизация - эти и другие процессы находят свое место в современном вузе.
В таких условиях, происходит также и переосмысление сути образовательного менеджмента в стенах современного вуза.
Различные организации считаются объектами, находящимися под чьим-то управлением. С точки зрения современного образовательного менеджмента организации стоит рассматривать как некий субъект, осуществляющий управление, либо как самостоятельную единицу самоуправления. Данная концепция полностью относится и к современным высшим учебным заведениям.
Современные высшие учебные заведения активным образом выполняют большой набор функций, таких как образовательно-воспитательные, научно-исследовательские и хозяйственно-экономические, под влиянием различных условий, будь то социально¬экономических, социально-культурных либо духовно-нравственных. Вузы в современном мире это организации, которые постоянно обучаются и саморазвиваются, а потому механистический подход как к некой застывшей данности для них не приемлем. Необходим кардинально новый взгляд, который будет рассматривать вузы как активные и постоянно меняющиеся субъекты, имеющие взаимодействие с внешним миром и формирующие индивидуальность каждого отдельно взятого вуза [36].
В настоящее время остаются актуальными идеи позитивной концепции О. Конта о массовости и все доступности образовательных процессов, а также о значимости и полезности получаемых индивидами знаний [21].
Важное значение имеет институциональный подход к образованию Г. Спенсера. Согласно которому, изменения в общественных социальных институтах ведут к изменению и образовательных институтов. Институт образования подстраивается под потребности социума [19].
Г. Зиммель ставил вопрос об индивидуализации образовательного процесса. Образование, по его мнению, должно осуществляться в рамках субъект-субъектных отношений. А прогресс в воспитании возможен при усилении взаимодействия педагога и ученика [16].
Здесь же можно сказать об идеях классика социологии М Вебера, который использовал образование в качестве стратообразующего признака [4].
Профессиональными проблемами молодежи в советский и постсоветский период занимались В. Н. Шубкин, Ф. Р. Филиппов, А.Г. Здравомыслов, В.А. Ядов, И.С. Кон, В.Т. Лисовский [49, 45, 14, 20, 29].
В рамках социологии управления проблема эффективного применения и распределения ресурсов, а также дальнейший выпуска качественной продукции и услуг была анализирована в работах Г. Е. Зборовский, К. В. Харченко, В. В. Щербины [13, 46, 50].
Актуальность исследований в данной области демонстрируют данные Росстата и Минобрнауки. Согласно которым, количество выпускников бакалавриата в период с 2000 по 2014 год возросло в 3 раза (с 70,9 тыс. чел. до 214, 5 тыс. чел), выпускников магистратуры в тот же период в 9 раз (с 8,4 тыс. чел до 75,4 тыс. чел). Приведенные данные говорят о том, что популярность высшего образование, в частности магистратуру, с каждым годом только растет. Необходимо изучать процессы, происходящие в данном образовательном аспекте, чтобы образование, получаемое в вузе студентами, было актуальным, востребованным и качественным. От этого зависит успешное развитие общества [33].
Таким образом, (проблемная ситуация) с одной стороны, есть официально декларируемые цели создания магистратуры, государственные стандарты качества образования в магистратуре, с другой стороны есть руководители магистерских программ обучения, преподавательский состав, задача которых, соответствовать документально прописанным целям и обеспечивать стандарты качества образования в магистратуре. Также существует не менее важное звено в цепи образовательного процесса - непосредственно студенты, обучающиеся в магистратуре, которые имеют собственное представление об образовательном процессе и цели обучения в магистратуре. Появляется вопрос (проблема): Каким образом возможно обеспечение качества образования в магистратуре с учетом декларируемых стандартов качества и целей обучения в магистратуре самими студентами?
Объект: образование как социологический феномен.
Предмет: управленческий аспект проблемы обеспечения качественного образования в вузе.
Цель: определить способы согласования интенциональных моделей ключевых субъектов образовательного процесса магистратуры, обеспечивающие качество образования.
Для достижения поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:
1. Прояснить положительные и отрицательные стороны явления смены направления обучения в магистратуре;
2. Проанализировать представления о качестве образования;
3. Изучить проблемы, с которыми сталкиваются студенты магистратуры на протяжении обучения;
4. Выявить мотивы обучения в магистратуре;
5. Рассмотреть оценки образовательного процесса студентами-магистрантами.
Теоретико-методологическими основаниями данной работы являются теории в области социологии образования О. Конта, Г. Спенсера, Г. Зиммеля, М. Вебера, феноменологическая концепция Э. Гегеля, а также разработки в области образовательного менеджмента Ф. Деккера, Ш. Ласке, Ф. Ортей.
Методы сбора данных: полуформализованное интервью с руководителями магистерских программ ТГУ, а также онлайн-опрос студентов магистратуры ТГУ.
Новизна данной работы состоит в выделении интенциональных моделей руководителей магистерских программ и студентов магистратуры
Практическая значимость состоит в определении управленческой проблемы вуза, как способе обеспечения качественного образования в магистратуре. А также разработке рекомендаций по устранению выявленный в ходе исследования противоречий.
Структура работы: введение, четыре главы (в первых двух главах по четыре параграфа, в третьей - два параграфа, в четвертой - три параграфа), заключение, список литературы и шесть приложений.
В современном обществе каждый стремится получить высшее образование. Люди хотят быть умными, интеллектуально развитыми, иметь высокий статус в обществе. Человек по своей натуре общителен, любит свободу, способен творить и созидать. При отсутствии благоприятных условий, он отдаляется от семьи, работы, общества, культуры, искусства. Только образование способно помочь личности реализовать свои способности и занять свое место в обществе. Образованный человек успешно адаптируется в жизни и сам ее улучшает.
Вопрос о качестве знаний, получаемых в стенах вуза, особенно актуализируется в условиях модернизации высшего образования. Отправной точкой большинства происходящих в настоящее время изменений в высшем образовании является присоединение России к Болонскому договору, т.е. переход высшего профессионального образования на двухуровневую систему обучения.
Чтобы продолжить существовать, университет вынужден подстраиваться под сложные изменяющиеся условия. Глобализация, индивидуализация образовательных траекторий, фундаментализация (расширение и углубление базовых знаний студента), демократизация, гуманизация - эти и другие процессы находят свое место в современном вузе.
В таких условиях, происходит также и переосмысление сути образовательного менеджмента в стенах современного вуза.
Различные организации считаются объектами, находящимися под чьим-то управлением. С точки зрения современного образовательного менеджмента организации стоит рассматривать как некий субъект, осуществляющий управление, либо как самостоятельную единицу самоуправления. Данная концепция полностью относится и к современным высшим учебным заведениям.
Современные высшие учебные заведения активным образом выполняют большой набор функций, таких как образовательно-воспитательные, научно-исследовательские и хозяйственно-экономические, под влиянием различных условий, будь то социально¬экономических, социально-культурных либо духовно-нравственных. Вузы в современном мире это организации, которые постоянно обучаются и саморазвиваются, а потому механистический подход как к некой застывшей данности для них не приемлем. Необходим кардинально новый взгляд, который будет рассматривать вузы как активные и постоянно меняющиеся субъекты, имеющие взаимодействие с внешним миром и формирующие индивидуальность каждого отдельно взятого вуза [36].
В настоящее время остаются актуальными идеи позитивной концепции О. Конта о массовости и все доступности образовательных процессов, а также о значимости и полезности получаемых индивидами знаний [21].
Важное значение имеет институциональный подход к образованию Г. Спенсера. Согласно которому, изменения в общественных социальных институтах ведут к изменению и образовательных институтов. Институт образования подстраивается под потребности социума [19].
Г. Зиммель ставил вопрос об индивидуализации образовательного процесса. Образование, по его мнению, должно осуществляться в рамках субъект-субъектных отношений. А прогресс в воспитании возможен при усилении взаимодействия педагога и ученика [16].
Здесь же можно сказать об идеях классика социологии М Вебера, который использовал образование в качестве стратообразующего признака [4].
Профессиональными проблемами молодежи в советский и постсоветский период занимались В. Н. Шубкин, Ф. Р. Филиппов, А.Г. Здравомыслов, В.А. Ядов, И.С. Кон, В.Т. Лисовский [49, 45, 14, 20, 29].
В рамках социологии управления проблема эффективного применения и распределения ресурсов, а также дальнейший выпуска качественной продукции и услуг была анализирована в работах Г. Е. Зборовский, К. В. Харченко, В. В. Щербины [13, 46, 50].
Актуальность исследований в данной области демонстрируют данные Росстата и Минобрнауки. Согласно которым, количество выпускников бакалавриата в период с 2000 по 2014 год возросло в 3 раза (с 70,9 тыс. чел. до 214, 5 тыс. чел), выпускников магистратуры в тот же период в 9 раз (с 8,4 тыс. чел до 75,4 тыс. чел). Приведенные данные говорят о том, что популярность высшего образование, в частности магистратуру, с каждым годом только растет. Необходимо изучать процессы, происходящие в данном образовательном аспекте, чтобы образование, получаемое в вузе студентами, было актуальным, востребованным и качественным. От этого зависит успешное развитие общества [33].
Таким образом, (проблемная ситуация) с одной стороны, есть официально декларируемые цели создания магистратуры, государственные стандарты качества образования в магистратуре, с другой стороны есть руководители магистерских программ обучения, преподавательский состав, задача которых, соответствовать документально прописанным целям и обеспечивать стандарты качества образования в магистратуре. Также существует не менее важное звено в цепи образовательного процесса - непосредственно студенты, обучающиеся в магистратуре, которые имеют собственное представление об образовательном процессе и цели обучения в магистратуре. Появляется вопрос (проблема): Каким образом возможно обеспечение качества образования в магистратуре с учетом декларируемых стандартов качества и целей обучения в магистратуре самими студентами?
Объект: образование как социологический феномен.
Предмет: управленческий аспект проблемы обеспечения качественного образования в вузе.
Цель: определить способы согласования интенциональных моделей ключевых субъектов образовательного процесса магистратуры, обеспечивающие качество образования.
Для достижения поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:
1. Прояснить положительные и отрицательные стороны явления смены направления обучения в магистратуре;
2. Проанализировать представления о качестве образования;
3. Изучить проблемы, с которыми сталкиваются студенты магистратуры на протяжении обучения;
4. Выявить мотивы обучения в магистратуре;
5. Рассмотреть оценки образовательного процесса студентами-магистрантами.
Теоретико-методологическими основаниями данной работы являются теории в области социологии образования О. Конта, Г. Спенсера, Г. Зиммеля, М. Вебера, феноменологическая концепция Э. Гегеля, а также разработки в области образовательного менеджмента Ф. Деккера, Ш. Ласке, Ф. Ортей.
Методы сбора данных: полуформализованное интервью с руководителями магистерских программ ТГУ, а также онлайн-опрос студентов магистратуры ТГУ.
Новизна данной работы состоит в выделении интенциональных моделей руководителей магистерских программ и студентов магистратуры
Практическая значимость состоит в определении управленческой проблемы вуза, как способе обеспечения качественного образования в магистратуре. А также разработке рекомендаций по устранению выявленный в ходе исследования противоречий.
Структура работы: введение, четыре главы (в первых двух главах по четыре параграфа, в третьей - два параграфа, в четвертой - три параграфа), заключение, список литературы и шесть приложений.
Магистратура - это второй этап высшего образования после бакалавриата, появившийся вследствие присоединения России к Болонской декларации о формировании единого европейского государства.
Качество образования - понятие сложное и многогранное, его нельзя трактовать однозначно. Это понятие можно рассматривать со стороны различных субъектов, вовлеченных в процесс образования.
Образовательный менеджмент, ориентируясь на формирование новой образовательной модели, способствующей карьерному росту в условиях ускоренного технологического развития и повышения уровня конкуренции в нынешнем открытом обществе, базируется на мышлении инновационного типа. По средствам образовательного менеджмента обеспечивается качество образовательных процессов на различных его уровнях.
Было проведено исследование, в ходе которого выявлены следующие причины выбора магистратуры студентами - это повышение культурного капитала, возможность смены профессиональной деятельности, возможность самореализоваться. Главное преимущество магистратуры - это возможность выбора студентов.
Проблемы магистратуры поделились на два аспекта. С одной стороны, студенты, продолжившие обучение в магистратуре на направлении обучения бакалавриата, сталкиваются с проблемой недостатка практических знаний, избытка теоретических курсов, повторяющихся в бакалавриате. С другой стороны, студенты, сменившие направление обучение в магистратуре, отмечают проблему отсутствия адаптивных курсов, позволяющих восполнить недостающие базовые знания.
В зависимости от смены направления обучения, можно выделить следующие интенциональные модели студентов-магистрантов:
1. Продолжившие обучение на том же направлении, преследующие цель завершить образовательный цикл и получить прикладные практические знания
2. Сменившие направление обучения, преследующие три основные цели: получение новой профессии, повышение культурного капитала, самореализоваться.
Интенциональные модели руководителей магистерских программ - цели, стратегии выбора методов, приемов, позволяющих дать студентам необходимый набор знаний и навыков.
В зависимости от предпочтений студенческого состава, можно выделить две интенциональные модели руководителей магистерских программ:
Первые, положительно относятся к студентам, пришедших с других направлений обучения (значит их направление востребованное, интересное, позволяет студентам расширить кругозор и т.д.)
Вторые, предпочитают студентов, продолживших направление обучения (с ними проще и интереснее работать, у них есть определенная базовая составляющая)
В зависимости от формы работы со студентами, сменившими направление обучения, можно выделить две интенциональные модели:
Первые, включают студентов в общий образовательный процесс, в ходе которого, происходит корректировка подачи материала.
Вторые, применяют к «новым» студентам индивидуальный подход, дают индивидуальные задания.
Были разработаны рекомендации относительно управленческого аспекта магистерских программ обучения.
• Делить студентов на группы: продолживших обучение и сменивших направление обучения. Включить в программу большее количество специализированных курсов, отличных от преподаваемых на бакалавриате. Дать студенту больше выбора среди курсов.
• Более широкое внедрение дистанционной поддержки студентов. Замена лекций практическими занятиями, кейсами, дискуссиями, интерактивными и игровыми видами занятий. Проведение традиционных лекций в режиме онлайн, мультимедийное сопровождение лекций.
• Организация реальной практики студентам на потенциальном месте работы. Возможность устроиться на подработку с дальнейшим трудоустройством после окончания обучения. Более тесное взаимодействие с работодателями, узнать какие проблемы их волнуют, что является актуальным. Привлекать специалистов-практиков для проведения практических занятий.
• Помощь в адаптации иностранных студентов. Возможность изучения русского языка для приезжих студентов. Содействие студентов в академической мобильности. Информировать студентов о возможностях академической мобильности, стимулировать и содействовать в возможностях различных стажировок, студенческого обмена.
Таким образом, выделенные управленческие проблемы, состоят в определенных несоответствиях между целями создания магистратуры и настоящим ее состоянием. Эти несоответствия проявляются в развитии инновационной сферы, повышении академической мобильности и приобретении более узкой специализации и профессиональных знаний, навыков и компетенций. Обеспечение качественного образования возможно при гармоничной работе субъектов образовательного процесса.
Качество образования - понятие сложное и многогранное, его нельзя трактовать однозначно. Это понятие можно рассматривать со стороны различных субъектов, вовлеченных в процесс образования.
Образовательный менеджмент, ориентируясь на формирование новой образовательной модели, способствующей карьерному росту в условиях ускоренного технологического развития и повышения уровня конкуренции в нынешнем открытом обществе, базируется на мышлении инновационного типа. По средствам образовательного менеджмента обеспечивается качество образовательных процессов на различных его уровнях.
Было проведено исследование, в ходе которого выявлены следующие причины выбора магистратуры студентами - это повышение культурного капитала, возможность смены профессиональной деятельности, возможность самореализоваться. Главное преимущество магистратуры - это возможность выбора студентов.
Проблемы магистратуры поделились на два аспекта. С одной стороны, студенты, продолжившие обучение в магистратуре на направлении обучения бакалавриата, сталкиваются с проблемой недостатка практических знаний, избытка теоретических курсов, повторяющихся в бакалавриате. С другой стороны, студенты, сменившие направление обучение в магистратуре, отмечают проблему отсутствия адаптивных курсов, позволяющих восполнить недостающие базовые знания.
В зависимости от смены направления обучения, можно выделить следующие интенциональные модели студентов-магистрантов:
1. Продолжившие обучение на том же направлении, преследующие цель завершить образовательный цикл и получить прикладные практические знания
2. Сменившие направление обучения, преследующие три основные цели: получение новой профессии, повышение культурного капитала, самореализоваться.
Интенциональные модели руководителей магистерских программ - цели, стратегии выбора методов, приемов, позволяющих дать студентам необходимый набор знаний и навыков.
В зависимости от предпочтений студенческого состава, можно выделить две интенциональные модели руководителей магистерских программ:
Первые, положительно относятся к студентам, пришедших с других направлений обучения (значит их направление востребованное, интересное, позволяет студентам расширить кругозор и т.д.)
Вторые, предпочитают студентов, продолживших направление обучения (с ними проще и интереснее работать, у них есть определенная базовая составляющая)
В зависимости от формы работы со студентами, сменившими направление обучения, можно выделить две интенциональные модели:
Первые, включают студентов в общий образовательный процесс, в ходе которого, происходит корректировка подачи материала.
Вторые, применяют к «новым» студентам индивидуальный подход, дают индивидуальные задания.
Были разработаны рекомендации относительно управленческого аспекта магистерских программ обучения.
• Делить студентов на группы: продолживших обучение и сменивших направление обучения. Включить в программу большее количество специализированных курсов, отличных от преподаваемых на бакалавриате. Дать студенту больше выбора среди курсов.
• Более широкое внедрение дистанционной поддержки студентов. Замена лекций практическими занятиями, кейсами, дискуссиями, интерактивными и игровыми видами занятий. Проведение традиционных лекций в режиме онлайн, мультимедийное сопровождение лекций.
• Организация реальной практики студентам на потенциальном месте работы. Возможность устроиться на подработку с дальнейшим трудоустройством после окончания обучения. Более тесное взаимодействие с работодателями, узнать какие проблемы их волнуют, что является актуальным. Привлекать специалистов-практиков для проведения практических занятий.
• Помощь в адаптации иностранных студентов. Возможность изучения русского языка для приезжих студентов. Содействие студентов в академической мобильности. Информировать студентов о возможностях академической мобильности, стимулировать и содействовать в возможностях различных стажировок, студенческого обмена.
Таким образом, выделенные управленческие проблемы, состоят в определенных несоответствиях между целями создания магистратуры и настоящим ее состоянием. Эти несоответствия проявляются в развитии инновационной сферы, повышении академической мобильности и приобретении более узкой специализации и профессиональных знаний, навыков и компетенций. Обеспечение качественного образования возможно при гармоничной работе субъектов образовательного процесса.



