Введение 5
1 Магистратура в контексте реформ высшего образования в России 8
1.1 История реформ высшего образования 8
1.2 Интенциональные характеристики стейкхолдеров высшего образования в России 10
1.3 Тренды реформ высшего образования 12
1.4 Магистратура: цели создания и ожидаемые результаты 14
2 Качество образования 16
2.1 Философский подход к определению понятия качества 16
2.2 Качество с точки зрения функционального подхода 19
2.3 Качество образования 20
2.4 Качество вузовского образования 23
3 Образовательный менеджмент 27
3.1 Подходы к изучению образовательного менеджмента 27
3.2 Современный образовательный менеджмент 29
4 Механизмы обеспечения качества образования в магистратуре 32
4.1 Руководители магистерских программ обучения как субъект управления вуза 32
4.2 Мотивы и интенции обучения в магистратуре студентами 38
4.3 Проблемы управленческого аспекта магистратуры: противоречия и рекомендации 50
Заключение 54
Список литературы 57
Приложение А Программа исследования 62
Приложение Б Анкета 65
Приложение В Таблицы распределений 69
Приложение Г Гайд интервью 76
Приложение Д Список информантов 78
Приложение Е Расшифровки интервью
Актуальность. Сегодня образование занимает первое место в жизни нашего общества и является основной отраслью человеческой деятельности. Будущее людей зависит от качества и продуктивности полученных ими знаний. Отношение к образованию меняется из года в год. Люди совершенствуют полученный у предков опыт и применяют его для обновления и совершенствования своих знаний. Высшее образование играет главную стратегическую роль в развитии государств.
В современном обществе каждый стремится получить высшее образование. Люди хотят быть умными, интеллектуально развитыми, иметь высокий статус в обществе. Человек по своей натуре общителен, любит свободу, способен творить и созидать. При отсутствии благоприятных условий, он отдаляется от семьи, работы, общества, культуры, искусства. Только образование способно помочь личности реализовать свои способности и занять свое место в обществе. Образованный человек успешно адаптируется в жизни и сам ее улучшает.
Вопрос о качестве знаний, получаемых в стенах вуза, особенно актуализируется в условиях модернизации высшего образования. Отправной точкой большинства происходящих в настоящее время изменений в высшем образовании является присоединение России к Болонскому договору, т.е. переход высшего профессионального образования на двухуровневую систему обучения.
Чтобы продолжить существовать, университет вынужден подстраиваться под сложные изменяющиеся условия. Глобализация, индивидуализация образовательных траекторий, фундаментализация (расширение и углубление базовых знаний студента), демократизация, гуманизация - эти и другие процессы находят свое место в современном вузе.
В таких условиях, происходит также и переосмысление сути образовательного менеджмента в стенах современного вуза.
Различные организации считаются объектами, находящимися под чьим-то управлением. С точки зрения современного образовательного менеджмента организации стоит рассматривать как некий субъект, осуществляющий управление, либо как самостоятельную единицу самоуправления. Данная концепция полностью относится и к современным высшим учебным заведениям.
Современные высшие учебные заведения активным образом выполняют большой набор функций, таких как образовательно-воспитательные, научно-исследовательские и хозяйственно-экономические, под влиянием различных условий, будь то социально¬экономических, социально-культурных либо духовно-нравственных. Вузы в современном мире это организации, которые постоянно обучаются и саморазвиваются, а потому механистический подход как к некой застывшей данности для них не приемлем. Необходим кардинально новый взгляд, который будет рассматривать вузы как активные и постоянно меняющиеся субъекты, имеющие взаимодействие с внешним миром и формирующие индивидуальность каждого отдельно взятого вуза [36].
В настоящее время остаются актуальными идеи позитивной концепции О. Конта о массовости и все доступности образовательных процессов, а также о значимости и полезности получаемых индивидами знаний [21].
Важное значение имеет институциональный подход к образованию Г. Спенсера. Согласно которому, изменения в общественных социальных институтах ведут к изменению и образовательных институтов. Институт образования подстраивается под потребности социума [19].
Г. Зиммель ставил вопрос об индивидуализации образовательного процесса. Образование, по его мнению, должно осуществляться в рамках субъект-субъектных отношений. А прогресс в воспитании возможен при усилении взаимодействия педагога и ученика [16].
Здесь же можно сказать об идеях классика социологии М Вебера, который использовал образование в качестве стратообразующего признака [4].
Профессиональными проблемами молодежи в советский и постсоветский период занимались В. Н. Шубкин, Ф. Р. Филиппов, А.Г. Здравомыслов, В.А. Ядов, И.С. Кон, В.Т. Лисовский [49, 45, 14, 20, 29].
В рамках социологии управления проблема эффективного применения и распределения ресурсов, а также дальнейший выпуска качественной продукции и услуг была анализирована в работах Г. Е. Зборовский, К. В. Харченко, В. В. Щербины [13, 46, 50].
Актуальность исследований в данной области демонстрируют данные Росстата и Минобрнауки. Согласно которым, количество выпускников бакалавриата в период с 2000 по 2014 год возросло в 3 раза (с 70,9 тыс. чел. до 214, 5 тыс. чел), выпускников магистратуры в тот же период в 9 раз (с 8,4 тыс. чел до 75,4 тыс. чел). Приведенные данные говорят о том, что популярность высшего образование, в частности магистратуру, с каждым годом только растет. Необходимо изучать процессы, происходящие в данном образовательном аспекте, чтобы образование, получаемое в вузе студентами, было актуальным, востребованным и качественным. От этого зависит успешное развитие общества [33].
Таким образом, (проблемная ситуация) с одной стороны, есть официально декларируемые цели создания магистратуры, государственные стандарты качества образования в магистратуре, с другой стороны есть руководители магистерских программ обучения, преподавательский состав, задача которых, соответствовать документально прописанным целям и обеспечивать стандарты качества образования в магистратуре. Также существует не менее важное звено в цепи образовательного процесса - непосредственно студенты, обучающиеся в магистратуре, которые имеют собственное представление об образовательном процессе и цели обучения в магистратуре. Появляется вопрос (проблема): Каким образом возможно обеспечение качества образования в магистратуре с учетом декларируемых стандартов качества и целей обучения в магистратуре самими студентами?
Объект: образование как социологический феномен.
Предмет: управленческий аспект проблемы обеспечения качественного образования в вузе.
Цель: определить способы согласования интенциональных моделей ключевых субъектов образовательного процесса магистратуры, обеспечивающие качество образования.
Для достижения поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:
1. Прояснить положительные и отрицательные стороны явления смены направления обучения в магистратуре;
2. Проанализировать представления о качестве образования;
3. Изучить проблемы, с которыми сталкиваются студенты магистратуры на протяжении обучения;
4. Выявить мотивы обучения в магистратуре;
5. Рассмотреть оценки образовательного процесса студентами-магистрантами.
Теоретико-методологическими основаниями данной работы являются теории в области социологии образования О. Конта, Г. Спенсера, Г. Зиммеля, М. Вебера, феноменологическая концепция Э. Гегеля, а также разработки в области образовательного менеджмента Ф. Деккера, Ш. Ласке, Ф. Ортей.
Методы сбора данных: полуформализованное интервью с руководителями магистерских программ ТГУ, а также онлайн-опрос студентов магистратуры ТГУ.
Новизна данной работы состоит в выделении интенциональных моделей руководителей магистерских программ и студентов магистратуры
Практическая значимость состоит в определении управленческой проблемы вуза, как способе обеспечения качественного образования в магистратуре. А также разработке рекомендаций по устранению выявленный в ходе исследования противоречий.
Структура работы: введение, четыре главы (в первых двух главах по четыре параграфа, в третьей - два параграфа, в четвертой - три параграфа), заключение, список литературы и шесть приложений.
Магистратура - это второй этап высшего образования после бакалавриата, появившийся вследствие присоединения России к Болонской декларации о формировании единого европейского государства.
Качество образования - понятие сложное и многогранное, его нельзя трактовать однозначно. Это понятие можно рассматривать со стороны различных субъектов, вовлеченных в процесс образования.
Образовательный менеджмент, ориентируясь на формирование новой образовательной модели, способствующей карьерному росту в условиях ускоренного технологического развития и повышения уровня конкуренции в нынешнем открытом обществе, базируется на мышлении инновационного типа. По средствам образовательного менеджмента обеспечивается качество образовательных процессов на различных его уровнях.
Было проведено исследование, в ходе которого выявлены следующие причины выбора магистратуры студентами - это повышение культурного капитала, возможность смены профессиональной деятельности, возможность самореализоваться. Главное преимущество магистратуры - это возможность выбора студентов.
Проблемы магистратуры поделились на два аспекта. С одной стороны, студенты, продолжившие обучение в магистратуре на направлении обучения бакалавриата, сталкиваются с проблемой недостатка практических знаний, избытка теоретических курсов, повторяющихся в бакалавриате. С другой стороны, студенты, сменившие направление обучение в магистратуре, отмечают проблему отсутствия адаптивных курсов, позволяющих восполнить недостающие базовые знания.
В зависимости от смены направления обучения, можно выделить следующие интенциональные модели студентов-магистрантов:
1. Продолжившие обучение на том же направлении, преследующие цель завершить образовательный цикл и получить прикладные практические знания
2. Сменившие направление обучения, преследующие три основные цели: получение новой профессии, повышение культурного капитала, самореализоваться.
Интенциональные модели руководителей магистерских программ - цели, стратегии выбора методов, приемов, позволяющих дать студентам необходимый набор знаний и навыков.
В зависимости от предпочтений студенческого состава, можно выделить две интенциональные модели руководителей магистерских программ:
Первые, положительно относятся к студентам, пришедших с других направлений обучения (значит их направление востребованное, интересное, позволяет студентам расширить кругозор и т.д.)
Вторые, предпочитают студентов, продолживших направление обучения (с ними проще и интереснее работать, у них есть определенная базовая составляющая)
В зависимости от формы работы со студентами, сменившими направление обучения, можно выделить две интенциональные модели:
Первые, включают студентов в общий образовательный процесс, в ходе которого, происходит корректировка подачи материала.
Вторые, применяют к «новым» студентам индивидуальный подход, дают индивидуальные задания.
Были разработаны рекомендации относительно управленческого аспекта магистерских программ обучения.
• Делить студентов на группы: продолживших обучение и сменивших направление обучения. Включить в программу большее количество специализированных курсов, отличных от преподаваемых на бакалавриате. Дать студенту больше выбора среди курсов.
• Более широкое внедрение дистанционной поддержки студентов. Замена лекций практическими занятиями, кейсами, дискуссиями, интерактивными и игровыми видами занятий. Проведение традиционных лекций в режиме онлайн, мультимедийное сопровождение лекций.
• Организация реальной практики студентам на потенциальном месте работы. Возможность устроиться на подработку с дальнейшим трудоустройством после окончания обучения. Более тесное взаимодействие с работодателями, узнать какие проблемы их волнуют, что является актуальным. Привлекать специалистов-практиков для проведения практических занятий.
• Помощь в адаптации иностранных студентов. Возможность изучения русского языка для приезжих студентов. Содействие студентов в академической мобильности. Информировать студентов о возможностях академической мобильности, стимулировать и содействовать в возможностях различных стажировок, студенческого обмена.
Таким образом, выделенные управленческие проблемы, состоят в определенных несоответствиях между целями создания магистратуры и настоящим ее состоянием. Эти несоответствия проявляются в развитии инновационной сферы, повышении академической мобильности и приобретении более узкой специализации и профессиональных знаний, навыков и компетенций. Обеспечение качественного образования возможно при гармоничной работе субъектов образовательного процесса.
1. Барановский А. И. Образовательный менеджмент: актуальные проблемы становления // Современные наукоемкие технологии. - 2008. - №1. - С.25-28.
2. Белобрагин В.Я. Региональная экономика: проблемы качества / В.Я. Белобрагин. М.: АСМС, 2001. - 123 с.
3. Белобрагин В.Я. Современные проблемы территориального управления эффективностью производства и качеством продукции в условиях становления рынка / В.Я. Белобрагин. М.: Изд-во стандартов, 1994. - 213 с.
4. Вебер М. Работы М. Вебера по социологии, религии и культуре / АН СССР, ИНИОН, Всесоюз. межвед. центр наук о человеке при президиуме. Вып. 2. — М.: ИНИОН, 1991.- 267 с.
5. Водзинская В.В. Активность личности в сфере досуга // Активность личности в социалистическом обществе. - М.: Варшава: Институт социологических исследований, 1974. - С. 344-380.
6. Геворкян Е. Н. Болонский процесс и сотрудничество в области обеспечения качества образования: опыт Российской Федерации / Е. Н. Геворкян, Г. Н. Мотова. - Вопросы образования. - 2004. - № 4. - С. 150-165.
7. Герасимов Г. И. Интеграция как сущность и форма организации современного образовательного процесса // Теория и практика преподавания предметов гуманитарного цикла на гуманитарной основе. - Ростов-на-Дону, 1993. - С.6-18
8. Глава Рособрнадзора рассказал о порядке внедрения обязательного ЕГЭ
[Электронный ресурс] // Regnum. - 2007. - Электрон. дан. - URL:
http://regnum.ru/news/783389.html(дата обращения: 20.05.2018).
9. Гончаров М. А. Основы менеджмента в образовании : учеб. Пособие / М. А. Гончаров - М. : КНОРУС, 2006. - 480 с.
10. Гулыга А.В. Гегель / А. В. Гулыга. - М., 1994. - 263 с.
11. Гуссерль Э. Феноменология. Статья в Британской энциклопедии // Пер., предисл. и примеч. В.И. Молчанова // Логос. 1991. №1. - С.12-27
12. Закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.96 г. № 125 - Ф3. [Электронный ресурс] // Legalacts. - Электрон. дан. - URL: http://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-22081996-n-125-fz-s/(дата обращения: 20.05.2018).
13. Зборовский Г. Е. Социология управления: учеб. пособие / Г. Е. Зборовский, Н. Б. Костина. - М.: Гардарики, 2008. - 272 с.
14. Здравомыслов А.Г. Человек и его работа в СССР и после: Учебное пособие для вузов / А. Г. Здравомыслов, В. А. Ядов // 2-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 485 с.
15. Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека / И. А. Ильин. - СПб, 1994. С. 541
16. Ионин Л. Г. Социология Георга Зиммеля // История буржуазной социологии XIX — начала XX века / Под ред. И. С. Кона. Утверждено к печати Институтом социологических исследований АН СССР. — М.: Наука, 1979. — 315 с.
17. Качалов В.А. Проблемы управления качеством в вузах / В.А. Качалов // Стандарты и качество. - 2000. - № 12. - С. 82-87.
18. Князев Е. А. Кадры управления в высшем образовании как приоритет для устойчивого развития высшей школы // Университетское управление: практика и анализ. - 2004. - №5-6. - С. 138-142.
19. Кон И. С. Социологическая концепция Герберта Спенсера // История буржуазной социологии XIX — начала XX века / Под ред. И. С. Кона. Утверждено к печати Институтом социологических исследований АН СССР. — М.: Наука, 1979. — 344 с.
20. Кон И. С. Социология личности / И. С. Кон. - М.: Политиздат, 1967. - 384 с.
21. Конт О. Общий обзор позитивизма / Перевод с французского И. А. Шапиро. Под ред. Э. Л. Радлова. — Изд. 2-е. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. — 296 с.
22. Короткевич В. И. История современной России 1991-2003: учеб. Пособие / В. И. Короткевич. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. - 296 с.
23. Кочеткова А. Формирование человеческого капитала (системно-концептуальный подход) // Alma mater Вестник высшей школы. - 2004. - №11. - С.17-21.
24. Кравченко А. И. Социология управления. Фундаментальный курс: учебн. пособие для вузов / А. И. Кравченко, И. О. Тюрина. - 4-е изд., испр. и доп. - Екатеринбург: Академический проект, 2008. - 983 с.
25. Кузьмен О. В. Социология управления: учеб. пособ. / О. В. Кузьмен. - Н-ск: Изд-во СибАГС, 2010. - 272 с.
26. Куликов В. Диплом - просвет [Электронный ресурс] // Российская газета. - Электрон. дан. - URL: http://www.rg.ru/2009/05/29/uristy-komment.html(дата обращения: 20.05.2018).
27. Левшина В.В. Формирование системы менеджмента качества вуза: монография / В.В. Левшина, Э.С. Бука. - Красноярск: СибГТУ, 2004. - 120 с.
28. Ленин В.И. Философские тетради. План диалектики (логики) Гегеля / В.И. Ленин // Полн. собр. соч. 5-е изд. М., 1963. Т. 29. - 301 с.
29. Лисовский В. Т. Эскиз к портрету: жизненные планы, интересы и стремления советской молодёжи / В. Т. Лисовский. — М.: Молодая гвардия, 1969. - 356 с.
30. Максимова В. Н. Концепция современного образовательного менеджмента // Царскосельские чтения. 2011. №XV. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya- sovremennogo-obrazovatelnogo-menedzhmenta(дата обращения: 31.05.2018).
31. Мамедова А. В. Формирование коммуникативной компетентности магистров в современной системе подготовки специалистов // Вестник Рязанского гос. ун-та им. С. А. Есенина. - 2013. - № 2 (39). - С. 13-22.
32. Никитенко Е. В. Тенденции развития высшего образования в России в условиях его модернизации // Высшее образование в России. - 2014. - № 7. - С. 44-49.
33. Образование в цифрах: 2016 : краткий статистический сборник / Л.М. Гохберг, И.Ю. Забатурина, Г. Г. Ковалева и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2016. - 80 с.
34. Основы современного социального управления: теория и методология / под общ. ред. Н. А. Волгина. - М.: Изд-во РАГС, 2005. - 544 с.
35. Певзнер Михаил Наумович, Петряков Пётр Анатольевич Управленческий аспект в образовании как предмет международной научной дискуссии // ЧиО. 2009. №3. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlencheskiy-aspekt-v- obrazovanii-kak-predmet-mezhdunarodnoy-nauchnoy-diskussii(дата обращения: 31.05.2018).
36. Петряков П. А. Образовательный менеджмент в современном вузе // Вестник НовГУ. 2012. №70. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnyy- menedzhment-v-sovremennom-vuze(дата обращения: 30.05.2018).
37. Плотников Н. Дух и буква. К истории изданий Гегеля // Путь, 1995, № 7. - С.34-58
38. Путин в седьмой раз обратится с посланием к Федеральному Собранию [Электронный ресурс] // Известия. - Электрон. дан. - URL: http://izvestia.ru/news/377641(дата обращения: 20.05.2018).
39. Путин подписал закон об установлении двух уровней высшего образования [Электронный ресурс] // newsru. - 2007. - Электрон. дан. - URL: http://www.newsru.com/russia/25oct2007/dsfg.html(дата обращения: 20.05.2018).
40. Путин: Реформа образования должна быть понятна обществу [Электронный ресурс] // Росбалт. - 2011. - URL: http://www.rosbalt.ru/main/2011/04/20/841413.html(дата обращения: 20.05.2018).
41. Романов П. В. Социологические интерпретации менеджмента: исследования управления, контроля и организаций в современном обществе / П. В. Романов. - Саратов: СГТУ, 2000. - 216 с.
42. Саввинов В. М. Учет интересов стейкхолдеров в управлении развитием образования // Вестник международных отношений. - 2013. - № 1 (40). - С. 87-99.
43. Тихонов А. В. Социология управления: стратегии, процедуры и результаты исследований / А. В. Тихонов (отв. ред.) [и др.] - М.: Канон+РООИ «Реабилитация», 2010. - 607 с.
44. Управление качеством образования: Практикоориентированная монография и методическое пособие / под ред. М.М. Поташника - М.: Педагогическое общество России, 2000 - 448 с.
45. Филиппов Ф. Р. Социология образования / Ф. Р. Филиппов. - М.: Наука, 1980. - 233 с.
46. Харченко К. В. Социология управления от теории к технологии / К. В. Харченко. - Белгород: [б. и.], 2008. - 159 с.
47. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен — СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. - 860 с.
48. Шишов, С. Е Мониторинг качества образования в школе / С. Е. Шишов, В. А. Кальней. - М. : Российское педагогическое агентство, 1998. - 354 с.
49. Шубкин В. Н. Количественные методы в социологических исследованиях проблем трудоустройства и выбора профессии / В. Н. Шубкин, В. И. Артемов, Н. Р. Москаленко, Н. В. Бузукова, В. А. Калмык // Под ред. А. Г. Аганбегяна и В. Н. Шубкина. - Новосибирск: НГУ, 1964. - 454 с.
50. Щербина В. В. Средства социологической диагностики в системе управления: учеб. пособ. / В. В. Щербина. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993. - 117 с.
51. Энгельс Ф. Диалектика природы / К. Маркс, Ф. Энгельс // Сочинения. 2-е изд. Т. 20. - 547 с.
52. Энциклопедия профессионального образования: В 3 т. / Под ред. CJL Батышева. М., 1999. Т. 2.- 358 с.
53. Boydell Т. The learning company: a strategy for sustainable development / T. Boydell, M. Pedler, J. Burgoyne. - London: McGraw-Hill Book Company, 1991, 213 p.
54. Decker F. Bildungsmanagement fur eine neue Praxis / F. Decker.- Munchen, 1995. - 175 p.
55. Dillard C. B. Leading with her life. Educational Administration Quarterly / C. B. Dillard. - New York, 1995. - 123 p.
56. Entwistle N. J. Motivation and Study Habits / N. J. Entwistle, J. Thompson, J. D. Wilson. - Higher Education. - 1974, Nov. - Vol. 3. - №4. - P. 379-395.
57. Gutl B. Bildungs-management / B. Gutl, F. M. Orthey, S. Laske. - Munchen und Mering, 2006.- 203 p.
58. Roderick F. The Bologna Process: Transforming European Higher Education // Change. - 2006, Jul.-Aug. - Vol. 38 - № 4. - P. 8-15.