Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ СУБКУЛЬТУРЫ: ПОДХОДЫ И СОДЕРЖАНИЕ

Работа №181773

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы66
Год сдачи2018
Стоимость4660 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 5
1. ГРАНИЦЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ 10
1.1 Основные концепции социологии профессий 10
1.2 Профессиональная субкультура и профессиональная культура 13
2. ОСОБЕННОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СУБКУЛЬТУРЫ 21
2.1. Становление медицинской субкультуры 21
2.2 Характерные черты медицинской субкультуры 23
3. КЛЮЧЕВЫЕ ЦЕННОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СУБКУЛЬТУРЫ 27
3.1 Теоретические аспекты 27
3.2 Ценности медицинской субкультуры 29
3.2.1 Витальные ценности 29
3.2.2 Морально-этические ценности 40
3.2.3 Досуговые ценности 48
3.2.4 Материальные ценности 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ А 64
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 66
ПРИЛОЖЕНИЕ В 73


На развитие современной медицины оказывает влияние большое количество разнообразных факторов. Одним из ключевых в этой череде является человеческий фактор. Успехи медицинского сообщества зависят не только от финансирования его профессиональной деятельности, не только от технологического оснащения больниц и клиник, но и от его внутреннего мировосприятия, устоявшихся стереотипов врачебной профессии, сложившихся традиций поведения в бытовой и социальной жизни. В этой связи актуальной становится изучение особой медицинской субкультуры, которая аккумулирует в себе ценностные и поведенческие установки современных врачей.
Такие исследования становятся все более актуальными в контексте стремительного изменения современных человеческих ценностей, пересмотра смысла таких основополагающих понятий как «здоровье», «болезнь», «жизнь», «смерть» и т.д. Эти понятия прекращают быть биомедицинскими и приобретают социокультурный характер. К тому же в условиях наличия множества религий, изменения культуры и общества в целом трансформируется образ врача, его поведение, стиль мышление, общение с пациентами, и ценностные ориентиры.
Исследования медицинской субкультуры, на наш взгляд, имеют прикладной характер и могут пригодиться при подготовке современных врачей и организации медицинской практики. Выявление особенностей медицинской субкультуры поможет скорректировать взаимоотношения врачей и пациентов, сделать более эффективным взаимодействие медицинского сообщества с другими профессиональными группами. Понимание особенностей данной профессиональной группы будет способствовать более органичной интеграции ее приверженцев в современную социальную среду.
Само понятие «субкультура» мы понимаем, как особую сферу культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственным ценностным строем, отношениями, нормами поведения . Медицинская профессиональная группа, по нашему мнению, может быть рассмотрена именно, как субкультура, так как она обладает всеми качествами, которые упомянуты в определение. При этом мы отделяем профессиональных работников от носителей медицинских знаний из других сфер деятельности (например, экстрасенсы, колдуны, знахари), т.к. считаем, что принадлежность к профессии задает устойчивость и определенность границ медицинской субкультуры. Данное обстоятельство объясняет выделение нами специального раздела, посвященного характеристике профессиональных границ изучаемого объекта.
Исследователи выделяют ряд характеристик субкультур: нормы, ценности, менталитет, традиции, язык, символику и др. По нашему мнению ценности играют определяющую роль в становление субкультуры и в жизни человека в целом, они формируют мотивы, цели, интересы индивида. К тому же они выполняют регулятивную функцию человеческих поступков, корректируют поведение личности в различных условиях. На основе ценностей образовывается жизненная позиция индивида, человек делает различные выборы, ориентируясь на свою ценностную ориентацию.
Объектом нашего исследования являются субкультура профессиональных медицинских работников, предмет исследования - их ценностные ориентиры.
Хронологические рамки работы раскрывают наше понимание «современности» медицинской субъкультуры и охватывают период со второй половина ХХ по 2010-е годы. Начальная граница определена, во-первых, временем введения в научный оборот понятия «субъкультура». Как известно, это произошло в западной социологии в 1960-годы, в отечественной - в конце 1980-х гг. Это не значит, что до обозначенного времени невозможно найти различных проявлений медицинской субъкультуры, мы считаем это возможным и даже, для отражения их изменчивого, исторического характера, выделяем специальный параграф «Становление медицинской субъкультуры». Однако наиболее корректным считаем употребление понятия по отношению к тому объекту, который вызвал его появление. Во-вторых, основные источники, на которые мы опираемся, относятся к обозначенному периоду. Время появления источников обусловило и конечные рамки работы - анкетирование и интервьюирование работников здравоохранения проводились нами в последние два года. В работе анализируется, прежде всего, ценности отечественных представителей медицины, зарубежный материал привлекается для понимания процессов трансформации и деформации ценностных ориентаций в медицинской субъкультуре.
К изучению различных аспектов нашей темы обращались многие ученые. Основу нашего анализа составляют ряд работ, которые можно объединить в несколько групп.
В первую группу следует отнести исследования по теории субкультур, где раскрываются понятие, характеристики и методы исследования этого явления.
Н. Н. Слюсаревский, К. Б. Соколов рассматривают субкультуру, как объект исследования, изучают границы субкультуры, производят детальное описание, предлагают свои методы изучения . Н.Н. Слюсаревский разрабатывает
концептуальную схему, выделяет четкие критерии, по которым можно выявлять и типологизировать субкультуры . К. Б. Соколов в книге «Художественная жизнь современного общества. Субкультуры и этносы в художественной жизни» проводит анализ культурных процессов российского общества, описывает теоретические основы феномена субкультуры, представляет отдельные результаты практического анализа .
Подавляющее количество работ по исследованию субкультур уделяют особое внимание молодежным субкультурам. К таким работам относятся труды Е.Л. Омельченко, С.И. Левиковой, Е.В. Биятто и В.Л. Правды. Они рассматривают конкретные виды субкультур, проводят анализ результатов социологических исследований, посвященных проблемам и особенностям молодежных субкультур в разных странах . В этих работах рассматриваются причины появления молодежных субкультур , анализируются различные опасности, которые они могут принести современному обществу . В исследованиях названных авторов широко представлены основные теоретические подходы к изучению молодежных субкультур.
Во многих работах, которые посвящены современным молодежным субкультурам, даётся отрицательная оценка субкультурам, однако некоторые исследователи, например А.С. Панарин, рассматривают субкультуры, как поле для экспериментов, на котором общество пробует новые ценности и стили .
Вторую группу исследований составляют работы, посвященные истории профессий. К ним относят труды А.А. Сванидзе и Ж. Ле Гофф , в которых описывалась городская жизнь Средневековья, а вместе с тем и процесс появление профессий, которые интересны в контексте нашего исследования.
Следующая группа трудов посвящена профессиональной культуре, которая выступает в качестве характеристики профессиональной субкультуры. А. М. Быстрова , А.М. Омаров рассматривают структуру профессиональной культуры, основные этапы профессионализации, а также рассматривают термин «профессионализация».
Ещё одна группа исследований посвящена разработке теории ценностей. В. Виндельбанд в своей статье «Философия культуры и трансцендентальный идеализм» и Г.Риккерт в «Науки о природе и науки о культуре» определяют философию, как науку о ценностях.
Следующую группу составляют исследования, посвященные различным аксиологическим проблемам в медицинской профессии. Особую роль здесь играют работы, посвященные биоэтике - науке о нравственной стороне деятельности человека в медицине. В связи с этим, мы ознакомились с учебными пособиями по биоэтике Т.В. Мишаткиной , П.Д.Тищенко, Б.Г. Юдина . Особый интерес для нашего исследования представляют работы, посвященные анализу отдельных ценностей в медицине В.А. Рыбина , Э.А. Фонотовой . Эти авторы отмечают опасность коренного изменения ценностей, дегуманизацию, характерную для современных медицинских сообществ.
Обобщающий теоретический характер носит диссертация А.М. Мясоедова , в которой автор предлагает авторскую модель медицинской субъкультуры. В работе рассмотрены особенности медицинской субъкультуры, ее структурные компоненты, их динамика.
Упомянутые работы, безусловно, вносят существенный вклад в изучение медицинской субъкультуры, однако имеют определенные ограничения. Часть исследований, напрямую связанных с нашей темой, посвящены культурологическим аспектам и для них ценности медицинской субъкультуры являются лишь иллюстрацией теоретических положений, другая часть исследований, сосредоточена на анализе отдельных ценностей. На наш взгляд, недостает комплексных исследований, способных представить совокупность теории и анализа конкретных ценностей медицинской субъкультуры.
В этой связи, целью нашей работы является изучение теоретических подходов и исследование конкретных ценностей медицинской субкультуры.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- раскрыть особенности и сущность профессиональной культуры и субкультуры;
- изучить исторические аспекты становления медицинской субкультуры;
- осветить особенности медицинской субкультуры как разновидности профессиональной субъкультуры;
- рассмотреть специфические ценности в рамках медицинской субкультуры.
Методологической основой настоящей работы является аксиологический подход, который позволяет выделить и описать основные типы ценностных характеристик медицинской субкультуры. В анализе процессов генезиса и трансформации медицинской субъкультуры и ее ключевых ценностей мы руководствовались принципом историзма. Кроме того, в работе использованы следующие методы исследования: теоретический анализ литературы по теме работы, полуструктурированное интервью, анкетирование.
Источниками, которые лежат в основе исследования, являются мемуары и интервью известных врачей. Например, широко известные книги Ф. Усова «Сердце хирурга» и «Будни хирурга» , которые построены на документальном материале. В них описывается жизнь, работа и высокий долг врача.
В исследование использовано несколько источников иностранного происхождения. Например, биографические книги «Не навреди. Истории о жизни, смерти и нейрохирургии» и «Призвание. О выборе, долге и нейрохирургии» известного британского нейрохирурга Г. Марша, в которых автор размышляет об ответственности врача за жизнь и здоровье человека. Еще одним источником является интервью известного американского врача Д. Кеворкяна23 . Его личность нам интересна, т.к. он пытался популяризовать эвтаназию и сам прибегал к ней на практике, из-за этой деятельности его прозвали «Доктор Смерть».
Основным источником работы служит информация, полученная автором в результате качественного исследования. Проводились глубинные интервью с представителями медицинской субкультуры с целью выявить их особенности восприятия ценностей, а также их отношения к проблемам, связанным с ценностями. В исследовании участвовали, как врачи, из различных отраслей медицины - анестезиологи-реаниматологи, невролог, уролог, косметолог, так и медсестры, работающие в оздоровительных учреждениях. Кроме этого нами было проведено анкетирование по методике ценностной ориентации М. Рокича , результаты которых были проанализированы и использованы в данной работе.
Особый вид источника представляют документы нормативно-правового характера (приказы Министерства здравоохранения РФ, «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» , региональные законодательные акты в сфере здравоохранения ), регламентирующие деятельность профессионального врачебного сообщества и влияющие на формирование ценностей медицинской субкультуры.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Медицинское профессиональное сообщество на сегодняшний день выделяется в современной культуре по ряду признаков: наличие определенной символики, специфический язык, юмор, закрытость медицинского сообщества, обладание определенными образованием, знаниями, умениями, навыками, наличие специальных социальных институтов, ценностей, на основе которых формируется мировоззрение специалиста. Эти особенности дают нам основание отнести медицинское сообщество к разряду субкультур.
Для понимания особенностей изучаемого объекта важно понимать различия профессиональной культуры и профессиональной субкультуры. Профессиональная субкультура образуется, как правило, стихийно и целенаправленно создать её не представляется возможным. В отличие от профессиональной культуры, которая создается длительное время, сначала на теоретическом, а затем на практическом уровне.
Функции изучаемых нами явлений также отличаются. Функция
профессиональной культуры - четкая организация профессиональной деятельности. Функция профессиональной субкультуры - не только профессиональная деятельность, но и осмысление ее ценности, понимание ее в рамках норм поведения, ритуалов, символов, особого языка, культурных традиций.
Зарождение медицинской субкультуры началось с появления самого врачевания. Уже в глубокой древности врачеватели обладали рядом знаний, умений, отличающих их от остального населения. Изначально эта прослойка общества характеризовалась близостью к господствующим классам, высшим сословиям.
В период Средневековья общество начинает предъявлять к врачам более строгие профессиональные требования. Они должны были иметь университетское образование, соблюдать этический кодекс и иметь официальный статус. Как мы видим, часть этих требований дошла до современности, сегодня без специального образования врач не может работать в официальных учреждениях. Уже с XV в. медицинское сообщество стало отличаться высоким уровнем самоуправления. Само медицинское общество диктовало квалификационные требования, которыми должен был обладать врач. Уже с этого времени можно говорить об определенной закрытости медицинского сообщества от непрофессионалов, которое дошло до нашего времени.
Формирование медицинской субкультуры проходило в специальных заведениях, к которым следует отнести всевозможные лечебные учреждения, а также образовательные медицинские учреждения, которые целенаправленно готовили студентов к врачеванию. На сегодняшний день эти институты сохранились и модернизировались.
Вместе с изменением статуса, профессиональных требований к врачам, эволюцией лечебных учреждений, существенным образом трансформировались и ценности медицинского сообщества. Наиболее показательно эта трансформация проявлялась в отношении витальных ценностей. Поначалу в древние времена врачи могли пожертвовать жизнью человека, они были вправе отказаться от лечения пациента, посчитав его бессмысленным. Позднее формируются постулаты, на основе которых медик должен был всегда оказывать помощь и поддержку пациенту, не дать человеку совершить самоубийство или сделать аборт. Но на сегодняшний день эти рамки сдвигаются. Особенно этот сдвиг заметен в вопросах эвтаназии, абортов, ЭКО, клонирования.
Такой древний принцип, как «я не вручу никакой женщине абортивного пессария», на сегодняшний день вообще перестал быть актуальным, так как даже на законодательном уровне женщина вправе сделать аборт. И если в современном обществе встречаются разные точки зрения на это явление, то среди опрошенных медиков ни один не выступил резко против абортов. Эти факты дают нам право говорить об определенной деградации ценности жизни человека в медицинской субкультуре.
Как показало наше исследование, врач не всегда готов бороться за жизнь больного, он часто прибегает к пассивному виду эвтаназии, оставляет человека без помощи по своему личному усмотрению. Принцип: «Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла...», на сегодняшний день потерял былую актуальность. Характерным пренебрежением витальных ценностей может служить ставшая широко известной благодаря СМИ позиция Д. Коворкяна - практикующего американского врача, который считал возможным применять эвтаназию в медицинской практике.
Часто отношение к витальным ценностям напрямую зависит от специальности врача. У тех медиков, которые работают со смертельными больными, ценности этого типа наиболее искажены.
Если говорить об этических ценностях, то они тоже претерпевают определенные изменения в современной медицинской субкультуре. На их основе строятся отношения между врачом и пациентом. Во времена господства церкви в медицине была популярна патерналистская модель поведения, где врач - это отец, а пациент - это ребенок. Врач в этой модели разделяет такие ценности, как милосердие, справедливость. Но на сегодняшний день в медицинской субкультуре господствует инженерная модель поведения, где врач воспринимает пациента, как поломанный механизм, который необходимо подчинить. Соответственно, медики на данный момент отрицают необходимость жалости, чуткости к пациенту и эти ценности перестают быть актуальными.
Также современные врачи отмечают то обстоятельство, что они не всегда разделяют такую этическую ценность, как справедливость. Бывают ситуации, когда врач по своим личным убеждениям не может быть справедливыми к пациенту независимо от расы, пола, социального и материального положения пациента. Два последних фактора особенно часто влияют на отношение врача к пациенту.
Стоит отметить, что опрашиваемые врачи считают наиболее важными следующие виды ценностей: продуктивная жизнь, общественное признание, счастливая семейная жизнь, интересная работа, материальная обеспеченность. Это дает нам возможность сделать вывод, что наравне с общечеловеческими ценностями, профессиональная деятельность занимает важное место в жизни медика. Как показывают опросы, работая, большинство врачей рассчитывает скорее на уважение окружающих, коллектива, пациентов, чем на материальную благодарность.
В заключение отметим парадоксальный факт, здоровье, как ценность, в жизни самих медиков занимало и занимает далеко не главное место. Зачастую они не придерживаются здорового образа жизни и имеют вредные привычки. В итоге, медики охраняют здоровье окружающих


1. Болье Б. Тысяча и одна ночь отделения скорой помощи. - М.: Corpus, 2015, - 215 с.
2. Виленский А. Интерны и Хирурги бывшими не бывают. - М.: Эксмо, 2017, - 176 с.
3. Гиппократ. Клятва. Закон. О враче. Наставления. - Минск: Современный литератор, 1998. - 832 с.
4. Интервью с Джеком Кеворкяном [Электронный ресурс] // YouTube:
видеохостинг - Электрон. дан. - [Б. м.], 1996. - URL:
https://www.youtube.com/watch?v=ozwoYhxdbTQ (дата обращения: 22.05.2018)
5. Долецкий С. Я. Мысли в пути. - М.: Советская Россия, 1974 - 77 с.
6. Дэниелс Б. Следующий! Откровения терапевта о больных и не очень пациентах.- М.: Эксмо, 2017, - 336 с.
7. Калонттли П. Когда дыхание растворяется в воздухе. Иногда судьбе все равно, что ты врач: автобиография. - М.: Эксмо, 2016 - 285 с.
8. Марш Г. Не навреди. Истории о жизни, смерти и нейрохирургии издания. - М.: Эксмо, 2016 - 320 с.
9. Марш Г. Призвание. О выборе, долге и нейрохирургии. - М.: Эксмо,
2017 г. - 320 с.
10. Претр Р. Там, где бьется сердце. Записки детского кардиохирурга. - М.: АСТ, 2018 - 320с.
11. Приказ Минздравмедпрома России [Электронный ресурс] : от 11 июня 1996г № 242 «О перечне социальных показаний и утверждении инструкций по искусственному прерыванию беременности» // КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 1996. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
12. Кодекс врачебной этики Томской области [Электронный ресурс] // Департамент здравоохранения Томской области. - Электрон. дан. - Томск, 2017. - URL: https://zdrav.tomsk.ru/storage/97972 (дата обращения: 22.05.2018)
13. Об охране здоровья граждан [Электронный ресурс] : федер. закон от 1
нояб. 2011г. № 323 : (в ред. от 7 мар. 2018 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Электрон. дан. - М., 2018. - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/ (дата обращения: 22.05.2018)
14. Углов Ф. Г. Будни хирурга. Человек среди людей. - М.: АСТ, 2014 - 416 с.
15. Углов Ф. Г. Сердце хирурга. - М.: АСТ, 2013 - 600 с.
...69


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ