Введение 4
1 Концептуальные основы формирования механизма управления
развитием персонала предприятия сферы услуг 6
1.1 Понятие механизма управления развитием персонала предприятия
сферы услуг 6
1.2 Современные проблемы развития персонала и методы
исследования системы управления персоналом 17
Заключение 72
Список использованных источников 75
Успех любого предприятия сферы услуг целиком и полностью зависит от уровня развития персонала. Актуальность этого вопроса может подтвердить тот факт, что в настоящее время профессиональные навыки и знания не имеют такой ценности как прежде, и сотрудникам приходится познавать новые открытия в своей деятельности постоянно.
Развитие персонала - одно из основных направлений системы управления персоналом организации или проводимой кадровой политики предприятия сферы услуг. Кадровая политика предприятия сферы услуг должна быть направлена не только на достижение главной цели предприятия (получение прибыли), соответствовать его основной персонал-стратегии, но и определять целенаправленное руководство основным богатством любой организации - людьми, или осуществлять грамотное управление персоналом [11]. Развитие персонала заключается в систематизированных действиях по выбору персонал - стратегии, планированию потребности в персонале, управлению карьерой, обеспечению профессионального роста, организации процесса консалтинга и обучения, формированию организационной культуры в предприятиях сферы услуг. Крупнейшие корпорации вкладывают немало средств и усилий в развитие и обучение персонала [5]. Развитие персонала в организации напрямую влияет на производительность предприятия. Программа развития персонала увеличивает эффективность работы каждого сотрудника в отдельности и повышает ценность человеческих ресурсов в целом. Это достигается за счет мотивации персонала и назначения достойного вознаграждения за труд. Вложение в развитие персонала на сегодняшний день - это инвестиция в будущее всей компании, которая должна привести к желаемому результату [12]. В результате усиления процесса глобализации, стремительно меняются требования к персоналу, возникает необходим ость постоянного формирования новых и развития существующих умений, знаний и навыков. Работники, которые осваивают новые или развивают существующие способности, имеют дополнительную возможность для планирования и продвижения по карьерной лестнице [36]. Актуальность темы выражается в том, что для повышения конкурентоспособности предприятие сферы услуг должно постоянно развивать персонал для удовлетворения требований рынка к рабочей силе, поскольку в современных условиях, умение, опыт и знания работников является одним из важнейших конкурентных преимуществ предприятия, а также эффективным ресурсом для достижения его стратегических целей.
Целью выполнения работы является оценка механизма управления развитием персонала предприятия сферы услуг.
Следовательно, предметом изучения в выпускной квалификационной работе служит механизм управления развитием персонала предприятия сферы услуг, а объектом исследования является ООО «Весь мир».
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- изучить концептуальные основы формирования механизма управления развитием персонала предприятия сферы услуг;
- исследовать результаты мониторинга организационной среды и разработки персонал-стратегии предприятия ООО «Весь мир»;
- оценить существующий механизм управления развитием персонала предприятия ООО «Весь мир»;
- разработать мероприятия по совершенствованию механизма управления развитием персонала предприятия ООО «Весь мир»;
- оценить ресурсное обеспечение, эффективность мероприятий.
Предметом защиты в работе являются мероприятия по совершенствованию механизма управления развитием персонала ООО «Весь мир».
Оценка механизма управления развитием персонала предприятия сферы услуг ООО «Весь мир» позволила сделать следующие выводы.
Общество с ограниченной ответственностью «Весь мир» создано путем учреждения в соответствии с Гражданским Кодексом РФ и Федеральным законом РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью» №14-ФЗ. Общество является коммерческой организацией. Адрес предприятия: 660049, г Красноярск, ул. Урицкого, 94. Предприятие оказывает услуги общественного питания для населения. Предприятие ООО «Весь мир» функционирует в нормативно-правовой и законодательной среде.
Анализ внешних факторов, оказывающих влияние на деятельность торгового предприятия ООО «Весь мир», показал отсутствие явного влияния со стороны технологических и политических факторов, а уровень влияния социальных и экономических факторов в большинстве - средний. Высокое влияние на функционирование ООО «Весь мир» оказывают: поставщики, посетители (клиенты), невысокое: конкуренты.
Исследование внутренней среды ООО «Весь мир» показало рост экономических показателей, увеличение экономической отдачи в труде персонала, численность персонала - 52 чел., высокую долю в структуре персонала у обслуживающей категории. Высокая доля работников в ООО «Весь мир» приходится на персонал со средним специальным образованием, невысоким опытом работы. Производственный срез ориентирован на улучшение технологического труда, замены оборудования. Маркетинговый срез в полной мере не проявляется из-за отсутствия специалиста.
Разработка стратегии предприятия ООО «Весь мир» показала приоритетность, по мнению экспертов, стратегии развития человеческого в соответствии с поставленной персонал-стратегией. Управление развитием персонала в ООО «Весь мир» осуществляется менеджером по персоналу при поддержке финансового директора и директора. Структура системы развития персонала ООО «Весь мир» включает его обучение, адаптацию, мотивацию к развитию. Таких элементов, как продвижение по карьерной лестнице, управление деловой карьерой и прочих элементов, в 2016 году в ООО «Весь мир» не было реализовано в связи с сокращением финансирования, затрат на персонал по приказу руководства. Оценка эффективности управления развитием персонала в ООО «Весь мир» показала экономическую отдачу от работы персонала, сокращение затрат на обучение и мотивацию персонала, не эффективное использование элементов в структуре развития персонала (количество мотивационных программ сокращается; сокращается количество сотрудников, прошедших курсы повышения квалификации и т.д.). У механизма управления развитием персонала ООО «Весь мир» в процессе его исследования представлены следующие преимущества: наличие конкретных целей и задач в управлении развитием персонала; в организации имеется специалист по работе с персоналом; прочие. Недостатки, проблемы в существующем механизме управления развитием персонала ООО «Весь мир» имеются, для их устранения была разработана программа.
Цель программы - создание условий для долгосрочной конкурентоспособности и совершенствование механизма управления развитием персонала.
Задачи совершенствования механизма управления развитием персонала ООО «Весь мир»: совершенствование системы обучения персонала; улучшение условий для адаптации персонала в компании; разработка системы мотивации к развитию персонала. Совершенствованию системы обучения персонала в ООО «Весь мир» способствуют: разработка программы обучения персонала; обучение персонала опытными специалистами на рабочих местах (курсы повышения квалификации на местах); продвижение по карьерной лестнице для обучаемого персонала с опытом работы в компании от 4 лет;
управление деловой карьерой обучаемых работников. Улучшение условий для адаптации персонала в компании ООО «Весь мир» характеризуется: коучингом и наставничеством; созданием универсальной памятки для нового сотрудника; развитием партнерских отношений между новыми и уже существующими работниками; разработкой четких регламентов по адаптации персонала. Разработке системы мотивации к развитию персонала в ООО «Весь мир» способствуют: похвала работников на совещаниях, собраниях перед персоналом; вручение грамот работникам за определенные заслуги; разработка общей программы мотивации персонала.
Сроки реализации комплекса мероприятий по совершенствованию механизма управления развитием персонала ООО «Весь мир» обозначены в 15 недель.
Используемыми ресурсами для реализации мероприятий по совершенствованию механизма управления развитием персонала ООО «Весь мир» являются: кадровые (с использование персонала предприятия), финансовые (с использованием собственного капитала компании), а также информационные (с использованием комплекса внутренней и внешней информации, необходимых для реализации мероприятий).
Исполнителями мероприятий по совершенствованию механизма управления развитием персонала ООО «Весь мир» будут следующие сотрудники: директор, главный бухгалтер, финансовый директор, менеджер по персоналу, заведующий производством, администратор.
Оценка социально-экономической эффективности мероприятий по совершенствованию механизма управления развитием персонала ООО «Весь мир» показала положительную динамику в развитии показателей: увеличились затраты на развитие персонала, уровень адаптации новых сотрудников заметно сокращается, количество мотивирующих программ увеличивается, а планируемые показатели производительности труда и прибыли на одного работника также будут показывать рост в динамике.
1. Конституция Российской Федерации: официальный текст. - Москва : ПРИОР, 2017. - 666 с.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации: в 4 ч. по сост. на 1 февр. 2017. - Москва : Эксмо, 2017. - 680 с.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации по сост. на 1 мая 2017. - Москва : Эксмо, 2017. - 237 с.
4. Об обществах с ограниченной ответственностью [Электронный ресурс] : федер. закон № 14 от 08.02.1998, в ред. от 03.07.2016 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа : http://www. consultant.ru.
5. Алексеев, Н. Развитие персонала в условиях современного бизнеса / Н. Алексеев // Коммерческий директор. - 2016. - № 7. - С. 26-30.
6. Антонова, А. Развитие сотрудников / А. Антонова // Коммерческий директор. - 2016. - № 4. - С. 24-28.
7. Архипова, Н. И. Управление персоналом организации. Краткий курс / Н. И. Архипова, О. Л. Седова. - Москва : Проспект, 2016. - 224 c.
8. Бавыкина, Е. Н. Динамическая оптимизационная модель развития персонала / Е. Н. Бавыкина // Концепт. - 2015. - Т. 13. - С. 3136-3140.
9. Бланк, И. А. Управление финансовыми ресурсами / И. А. Бланк. - Москва : Омега-Л, 2014. - 768 с.
10. Глухенькая, Н. М. Исследование систем управления персоналом организации: монография / Н. М. Глухенькая. - Прага : Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ», 2014. - 96 с.
11. Глухенькая, Н. М. Обучение и развитие персонала: принципы, подходы, методы / Н. М. Глухенькая // Профессиональное образование. Столица. - 2015. - № 1. - С. 42-44.
12. Голованева, А. В. Система развития персонала: особенности и пути совершенствования / А. В. Голованева, О. А. Лымарева // Экономика и менеджмент инновационных технологий. - 2016. - № 1 [Электронный ресурс].
- Режим доступа : http://ekonomika.snauka.ru/2016/01/10731.
13. Демченко, С. Развитие персонала на предприятии / С. Демченко // Директор по персоналу. - 2016. - № 9. - С. 15-17.
14. Динамика оборота общественного питания в Красноярском крае
[Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://web.krasstat.gks.ru/
doklad/12/dok. html.
15. Злобина, А. Управление развитием персонала / А. Злобина. - Москва : Дело, 2017. - 166 с.
16. Зощенко, С. Современные методы развития сотрудников / С. Зощенко // Коммерческий директор. - 2017. - № 1. - С. 14-17.
17. Исаева, О.М. Управление персоналом: учебник / О. М. Исаева, Е. А. Припорова. - Люберцы : Юрайт, 2016. - 244 c.
18. Кибанов, А. Я. Управление персоналом: учеб. пособие / А. Я. Кибанов, Г. П. Гагаринская, О. Ю. Калмыкова. - Москва : ИНФРА-М, 2013. - 238 c.
19. Климцева, С. Повышение квалификации персонала - залог успешного развития / С. Климцева // Рынок труда. - 2017. - № 2. - С. 15.
20. Куатпекова, А.К. Планирование, обучение и развитие персонала / А. К. Куатпекова // Молодой ученый. - 2016. - № 1. - С. 389-392.
21. Лагерева, К. А. Развитие службы управления персоналом на предприятии / К. А. Лагерева // Молодой ученый. - 2015. - №12. - С. 441-443.
22. Лидинцев, И. Повышение квалификации персонала: трата денег или инвестиции в сотрудников / И. Лидинцев // Коммерческий директор. - 2016. - № 11. - С. 17-20.
23. Лукичева, Л.И. Управление персоналом : учеб. пособие / Л.И. Лукичева. - Москва : Омега-Л, 2013. - 263 c.
24. Маслова, В. М. Управление персоналом: учебник / В. М. Маслова. - Москва : Юрайт, 2016. - 492 с.
25. Мелихов, Ю. Е. Управление персоналом: портфель надежных технологий : учебно-практ. пособие / Ю. Е. Мелихов, П. А. Малуев. - Москва : Дашков и К, 2015. - 344 c.
26. Михайлина, Г. И. Управление персоналом: учеб. пособие / Г. И. Михайлина, Л. В. Матраева. - Москва : Дашков и Ко, 2016. - 280 c.
27. Моргунов, Е. Б. Управление персоналом : исследование, оценка, обучение : учебник / Е. Б. Моргунов. - Люберцы : Юрайт, 2016. - 424 c.
28. Одегов, Ю. Г. Управление персоналом : учебник / Ю. Г. Одегов, Г. Г. Руденко. - Люберцы : Юрайт, 2016. - 513 c.
29. Оксинойд, К. Э. Управление социальным развитием и социальная работа с персоналом организации : учебно-практ. пособие / К. Э. Оксинойд. - Москва : Проспект, 2014. - 64 c.
30. Полякова, О. Н. Управление персоналом: учебник / О. Н. Полякова, Л. П. Волкова, Е. Н. Кобцева. - Москва : ИНФРА-М, 2013. - 570 c.
31. Прогноз социально-экономического развития края [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://econ.krskstate.ru/ser_kray/prognoz.
32. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://economy.gov.ru/ minec/activity/ sections/macro.
33. Пыжова, Л. А. Управление развитием персонала как фактор роста эффективности труда / Л. А. Пыжова // Молодой ученый. -2014. - № 8. - С. 565-567.
34. Савицкая, Г. В. Экономический анализ : учебник / Г. В. Савицкая. - Москва : ИНФРА-М, 2016. - 647 с.
35. Семёнов, А. Г. Управление персоналом / А. Г. Семёнов, Т. Е. Баева, С. Н. Бекасова. - Москва : КноРус, 2013. - 432 c.
36. Соколова, И. Современные особенности организации процесса развития персонала / И. Соколова // Рынок труда. - 2016. - № 8. - С. 21-25.
37. Стародубцев, С. О. Необходимость повышения квалификации трудового персонала как фактор успешного развития организации / С. О. Стародубцев // Молодой ученый. - 2016. - № 6. - С. 559-561.
38. Статистика : данные по Красноярскому краю [Электронный ресурс]. -
Режим доступа : http: web.krasstat.gks.ru doklad/12/dok.html.
39. Стукалов. С. А. Инновационные технологии в управлении персоналом / С.А. Стукалов И Концепт. - 2016. - Т. 34. - С. 234-239.
40. Технологии управления развитием персонала: учебник / под ред. А. В. Карпова, Н. В. Клюевой. - Москва : Проспект, 2016. - 408 с.
41. Титова, О. В. Планирование карьеры как неотъемлемый элемент развития персонала организации / О. В. Титова И Вестник алтайской науки. - 2015.-№3(4).-С. 529-531.
42. Транько, Е. Система обучения персонала / Е. Транько // Основы экономики, управления и права. - 2015. - № 12. - С. 7-8.
43. Управление развитием персонала [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://striges.ru/cTaTbH/251-статья-управление-развитием-персонала. html.
44. Фёдорова, Н. В. Управление персоналом организации : учебник / Н. В. Фёдорова, О. Ю. Минченкова. - Москва : КНОРУС, 2016. - 537 с.
45. Чаплина, А. Н. Менеджмент в торговле : учеб, пособие / А. Н. Чаплина, И. В. Щедрина; Красн. гос. торг.-экон. ин-т. - Красноярск, 2010. - 232 с.
46. Шестопал, Ю. Т. Стратегический менеджмент : учеб, пособие / Ю. Т. Шестопал, В. Д. Дорофеев, В. А. Дресвянников. - Москва : КноРус, 2013. - 320 с.
47. Шилков, В. И. Стратегический менеджмент : учеб, пособие / В. И. Шилков. - Москва : Форум, 2013. - 304 с.
48. Щевестова, Е. Основы менеджмента / Е. Щевестова. - Москва : Дело, 2017.-266 с.
49. Экономика предприятий торговли и общественного питания : учеб, пособие / под ред. Т. Н. Николаева, Н. Р. Егорова. - Москва : КНОРУС, 2013. - 400 с.
50. Яхонтова, Е. С. Стратегическое управление персоналом: учеб, пособие / Е. С. Яхонтова. - Москва : Дело, 2013. - 384 с.